бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


История России 1913 год

|Дети почетных граждан, купцов,|3428 |22,1 |17744 |49,7 |

|мещан, цеховых, крестьян, | | | | |

|казаков | | | | |

|Дети лиц духовного звания |1457 |9,4 |3677 |10,3 |

|Иностранцы |2551 |16,5 |432 |1,2 |

|Прочие |— |— |1009 |2,8 |

|Итого |15490 |100 |35695 |100 |

Источники: Таблица составлена А.Е.Ивановым по данным «Отчета Министра

народного просвещения за 1913 год». Пг., 1916, ведомость № 6.

Таблица 4*

Сословный состав студентов высших технических учебных заведений в 1901-1914

гг.

|Сословия |1900 г. |1914 г. |

| |абсолют. |в %% |абсолют. |В %% |

|Дети дворян чиновников и |1886 |36,1 |2383 |24,6 |

|офицеров | | | | |

|Дети почетных граждан, купцов,|2955 |58,8 |6963 |71,7 |

|мещан, цеховых, крестьян, | | | | |

|казаков | | | | |

|Дети лиц духовного звания |108 |2,1 |232 |2,4 |

|Иностранцы |151 |3,0 |126 |1,3 |

|Итого | 5030 |100 | 9704 |100 |

Источники: Извлечение из отчета Министра народного просвещения за 1901

г. СПб., 1902. С. 579-699; Отчет Министра народного просвещения за 1913 г.

Пг., вед. 16.

* Таблица составлена по данным о составе студентов С.-Петербургского,

Томского, Харьковского технологических, Рижского политехнического

институтов и Московского технического училища ведомства Министерства

народного просвещения.

Таблица 5

Вероисповедный состав студентов в 1898-1914 гг.

|Вероисповедан|Университеты |Технологические и технические вузы |

|ие | | |

| |1906 г. |1914 г. |1898 г. |1906 г. |1914 г. |

| |абс. |% |абс. |% |абс. |% |абс. |% |абс. |% |

|Православные |17574|71,9 |26670|74,7 |1830 |51,5 |4709 |63,2 |6366 |65,5 |

|и сектанты | | | | | | | | | | |

|Римско-католи|2134 |8,7 |2628 |7,4 |674 |19,0 |681 |9,1 |661 |6,8 |

|ки | | | | | | | | | | |

|Лютеране и |1544 |6,3 |2778 |7,8 |518 |14,6 |1157 |15,5 |1713 |17,6 |

|реформаты | | | | | | | | | | |

|Иудейского |2247 |9,2 |2133 |6,0 |406 |11,4 |663 |8,9 |737 |7,6 |

|исповедания | | | | | | | | | | |

|Армяно-грегор|778 |3,2 |1154 |3,2 |84 |2,4 |195 |2,6 |166 |1,7 |

|иане | | | | | | | | | | |

|Магометане |115 |0,5 |192 |0,5 |11 |0,3 |35 |0,5 |36 |0,4 |

|Прочие |62 |0,2 |140 |0,4 |27 |0,8 |18 |0,2 |25 |0,3 |

|Итого |24454|100 |35695|100 |3550 |100 |7458 |100 |9704 |100 |

Источники: Таблица составлена А.Е.Ивановым по данным «Извлечений из

всеподданнейшего отчета Министра народного просвещения за 1897 г.» (СПб.,

1902); «Всеподданнейшего отчета Министра народного просвещения за 1905 г.»

(СПб., 1907, ведомости № 6, 16) и 1913 г. (Пг., 1916. Ведомость № 6,16).

Таблица 6

Численность профессорско-преподавательского корпуса высших

учебных заведений России в 1898/99 и 1913/14 гг.

|Типы учебных заведений |1898/99 г. |1913/14 г. |

| |абс. |% |абс. |% |

|Университеты |1130 |46,0 |1510 |33,7 |

|Юридические |108 |44 |137 6 |3,0 |

|Востоковедные |31 |13 |46 |1,0 |

|Педагогические |39 |1,6 |126 7 |2,8 |

|Медицинские |74 1 |3,0 |238 8 |5,3 |

|Инженерные |476 2 |19,4 |1304 |29,1 |

|Аграрные |137 |5,6 |213 |4,7 |

|Ветеринарные |51 |2,0 |129 |2,9 |

|Военные |27 3 |1,0 |231 9 |5,2 |

|Духовные |150 4 |6,1 |155 10 |3,5 |

|Музыкальные, |236 5 |9,6 |388 11 |8,7 |

|театральные, | | | | |

|изобразительного | | | | |

|искусства | | | | |

|Итого |2458 |100 |4477 |100 |

Источники: Таблица составлена А.Е.Ивановым по данным годовых отчетов

соответствующих центральных ведомств, учебных заведений, списков личного

состава Министерств и Главных Управлений, в ведении которых находились

учебные заведения, (См.: А.Е.Иванов. Высшая школа России в конце XIX —

начале XX века. М., 1991. С. 208-209).

1 Данные по Женскому медицинскому институту приведены на 1902 г.; данные по

Военно-медицинской академии отсутствуют.

2 Данные по Варшавскому политехникуму приведены на 1901/02 учебный год.

3 Данные по Военно-юридической академии и Интендантскому курсу приведены на

1902 г., по Артиллерийской, Инженерной, Генерального штаба академиям

данные отсутствуют.

4 Данные по Римско-католической и Эчмиадзинской армяно-грегорианской

духовным академиям отсутствуют.

5 Данные по Петербургской консерватории приведены на 1901/02 год.

6 Данные по Александровскому лицею приведены за 1912 год.

7 Данные по Женскому педагогическому институту приведены на 1912 год.

8 Данные по Военно-медицинской академии приведены на 1912 год.

9 Данные по высшим военным учебным заведениям приведены на 1912 год.

10 Данные по Римско-католической Духовной академии приведены на 1912 г.;

сведения по Армяно-грегорианской духовной академии отсутствуют.

11 Отсутствуют данные по Саратовской консерватории.

Таблица 7

Сословный состав профессорско-преподавательского корпуса на 1917 г.

|Сословия |Университеты и вузы |Технологические институты, |

| |университетского типа |технические училища, |

| |ведомства МНП |политехникумы * |

| |абс. |% |абс. |% |

|Потомственные |271 |33,4 |33 |26,4 |

|дворяне | | | | |

|Из личных дворян |182 |22,4 |29 |23,2 |

|чиновников и | | | | |

|обер-офицеров | | | | |

|Из духовенства |132 |16,2 |6 |4,8 |

|Из почетных граждан |26 |3,2 |10 |8,0 |

|Из купцов |38 |4,7 |8 |6,4 |

|Из мещан и цеховых |79 |9,7 |27 |21,6 |

|Из крестьян и |23 |2,8 |6 |4,8 |

|казаков | | | | |

|Сыновья врачей, |38 |4,7 |5 |4,0 |

|юристов, художников,| | | | |

|учителей | | | | |

|Из иностранцев |22 |2,7 |1 |0,8 |

|Итого |811 |100 |125 |100 |

Источник: Список лиц, служащих по ведомству Министерства народного

просвещения на 1917 г. Пг., 1917.

* Использованы данные по Петроградскому, Харьковскому, Томскому

технологическим институтам, Московскому техническому училищу и Рижскому

политехникуму.

Таблица 8

Количество и специализация выпускников российских вузов в 1900-1913 гг.

|Специальность |1900-1908 |1909-1913|1913 г.|Всего за |

| |гг. |гг. | |1900-1913 гг. |

|Юристы |11598 |14491 |2624 |26089 |

|Врачи |7640 |8351 |2042 |15991 |

|Педагоги |6174 |8402 |1747 |14576 |

|Офицеры 1 |1976 |1467 |444 |3443 |

|Священнослужители |2264 |1208 |236 |3472 |

|(православной, католической | | | | |

|и евангелической церквей) | | | | |

|Востоковеды |402 |313 |53 |715 |

|Инженеры фабрично-заводского|4650 |4452 |1277 |9102 |

|производства | | | | |

|Инженеры путей сообщения |1364 |939 |208 |2303 |

|Горные инженеры |624 |623 |166 |1247 |

|Инженеры строители, |799 |561 |105 |1360 |

|архитекторы | | | | |

|Инженеры связи |169 |201 |65 |370 |

|Экономисты |448 |762 |180 |1210 |

|Агрономы, лесоводы, |3868 |3308 |841 |7176 |

|ветеринары, межевые инженеры| | | | |

|Художники, ваятели |177 |48 |19 |270 |

Источники: Таблица составлена А.Е.Ивановым по материалам ведомственных

отчетов (МНП, ГУЗиЗ, Военного Министерства, МПС), отчетов вузов, справочных

изданий и т.д. (См.: Иванов А.Е. Высшая школа России в конце XIX — начале

XX в. М., 1991, с. 318-319).

1 К выпускникам военных академий прибавлены окончившие Восточный

институт. Выпускники Военно-медицинской академии — в группе врачей.

Из «Всеподданнейшего доклада

Министра народного просвещения гр.

П.Н.Игнатьева от 13 июня 1916 г.

Ведомством разрабатывается вопрос о расширении существующих и открытии

новых учебных заведений разных специальностей... Для уяснения степени

потребности в этого вида учебных заведений, я почитаю долгом привести

справку, что в то время как в Англии, во Франции и других странах Западной

Европы один врач приходится примерно на 1400-2500 жителей, у нас число это

возрастает до 5450. По собранным мною данным только для удовлетворения

наиболее скромных требований, обеспечивающих население врачебной помощью,

при котором один врач приходился бы на 3900 человек — существующее число

врачей должно было бы увеличиться на 12800 человек, для чего потребовалось

бы открытие по крайней мере 10 новых медицинских школ. В нелучшем положении

находится и постановка ветеринарной помощи. По данным, собранным

Министерством внутренних дел, для более или менее правильного устройства

ветеринарного надзора потребовалось бы по меньшей мере 8000 ветеринаров, в

то время, как их имеется немногим более 3000 человек и существующие 4

ветеринарных института не в состоянии значительно увеличить свои выпуски.

Наконец, недостаток специально образованных фармацевтов поставил нашу

фармацевтическую промышленность в полную зависимость от иностранных рынков.

Изучая далее вопрос, в какой области государственной и общественной

деятельности больше всего ощущается недостаток в лицах с соответствующим

высшим образованием, я встретился с явлением, которое грозит затормозить не

только общий рост народного образования, но и может послужить препятствием

к широкому развитию профессиональных знаний. Явление это заключается в

быстро растущем некомплекте преподавателей общеобразовательных предметов в

средних учебных заведениях, одинаково необходимых как для

общеобразовательной, так и для профессиональной средней школы. По

статистическим данным некомплект этот в некоторых местностях Империи

превышает 40% общего числа преподавателей, вследствие чего приходится

допускать к преподаванию лиц, не обладающих соответствующим научным цензом,

что неминуемо влечет за собой понижение уровня преподавания... Отсюда

возникает неотложная необходимость в увеличении физико-математических и

историко-филологических факультетов, так как существующие не могут в полной

мере удовлетворить предъявляемому к ним требованию. Нельзя упускать из

виду, что вся техника, все прикладные науки и профессии покоятся на данных

чистой науки, которая разрабатывается именно в факультетах. Поэтому и

основные кафедры всех высших учебных заведений должны питаться силами,

даваемыми факультетами, а следовательно, и развитие высших технических

знаний так же неразрывно связано с параллельным ростом высших учебных

заведений, культивирующих чистую науку. Между тем, в то время как число

высших специальных школ только за последние 25-30 лет увеличилось на 15

учебных заведений, число упомянутых факультетов остается без изменений с

1876 г., т.е. с открытием Новороссийского университета, т.к. учрежденные

после него университеты Томский и Саратовский существуют до сих пор без

этих факультетов.

Наконец, многообразные потребности государственной и общественной

жизни требуют участия в разного рода государственной и общественной

деятельности лиц с высшим юридическим и финансово-экономическим

образованием.

Таким образом, для удовлетворения изъясненных неотложных потребностей

страны в лицах с высшим образованием, возникает необходимость прежде всего

в открытии высших медицинских и физико-математических, затем историко-

филологических и, наконец, юридических школ. По исторически сложившейся

организации совокупность этих школ и составляют университеты. *

Источник: ГА РФ. Ф. 25. Оп. 5. Д. 6. Л. 591-595.

* Доказывать необходимость учреждения новых университетов Министра

просвещения заставляло то обстоятельство, что Николай II еще в апреле 1912

г., после обсуждения вопроса о необходимых мерах по развитию высшего

образования особым совещанием и Советом Министров, на заключении последнего

«начертал»: «Я считаю, что Россия нуждается в открытии высших специальных

заведений, а еще больше в средних технических и сельскохозяйственных

школах, но что с нее вполне достаточно существующих университетов. Принять

эту резолюцию за руководящее мое указание».

3. Санкт-Петербургская Императорская Академия Наук

С.В. Тютюкин

Президент — Великий князь Константин Константинович РОМАНОВ

Вице-президент — академик П.В.НИКИТИН

Непременный секретарь — академик С.Ф.ОЛЬДЕНБУРГ

Действительные члены

БАКЛУНД О.А. 1846-1916. Астрономия

БАРТОЛЬД В.В. 1869-1930. Литература и история азиатских народов.

БЕЛОПОЛЬСКИЙ А.А. 1854-1934. Астрономия.

БОРОДИН И.П. 1847-1930. Ботаника.

ВАЛЬДЕН П.И. 1863-1957. Технология и химия.

ВЕРНАДСКИЙ В.И. 1863-1945. Минералогия.

ГОЛИЦЫН Б.Б. 1862-1916. Физика.

ДЬЯКОНОВ М.А. 1855-1919. История и древности русские.

ЗАЛЕМАН К.Г. 1849-1916. Литература и история азиатских народов.

ЗАЛЕНСКИЙ В.В. 1847-1918. Зоология.

ИСТРИН В.М. 1865-1937. Русский язык и словесность.

КАРПИНСКИЙ А.П. 1846-1936. Геология.

КОКОВЦОВ П.К. 1861-1942. Литература и история азиатских народов.

КОНДАКОВ Н.П. 1844-1925. Классическая филология и археология.

КОРШ Ф.Е. 1843-1915. Русский язык и словесность.

КОТЛЯРЕВСКИЙ Н.А. 1863-1925. Русский язык и словесность.

КУРНАКОВ Н.С. 1860-1941. Химия

ЛАМАНСКИЙ В.И. 1833-1914. Русский язык и словесность.

ЛАППО-ДАНИЛЕВСКИЙ А.С. 1863-1919. История.

ЛАТЫШЕВ В.В. 1855-1921. Классическая филология и археология.

ЛЯПУНОВ А.М. 1857-1918. Прикладная математика.

МАРКОВ А.А. 1856-1922. Математика.

МАРР Н.Я. 1864-1934. Литература и история азиатских народов.

МИЛЛЕР В.Ф. 1848-1913. Русский язык и словесность.

НАСОНОВ Н.В. 1855-1939. Зоология.

НИКИТИН П.В. 1849-1916. Классическая филология и археология.

ОЛЬДЕНБУРГ С.Ф. 1863-1934. Литература и история азиатских народов.

ПАВЛОВ И.П. 1849-1936. Сравнительная анатомия и физиология.

РАДЛОВ В.В. 1837-1918. Литература и история азиатских народов.

РЫКАЧЕВ М.А. 1840-1919. Физика.

СОБОЛЕВСКИЙ А.И. 1856-1929. Русский язык и словесность.

СОНИН Н.Я. 1849-1915. Математика.

СТЕКЛОВ В.А. 1863-1926. Прикладная математика.

УСПЕНСКИЙ Ф.И. 1845-1928. История и древности русские.

ФАМИНИЦЫН А.С. 1835-1918. Ботаника.

ФОРТУНАТОВ Ф.Ф. 1848-1914. Русский язык и словесность.

ЧЕРНЫШЕВ Ф.Н. 1856-1914. Геология.

ШАХМАТОВ А.А. 1864-1920. Русский язык и словесность.

ЯГИЧ И.В. 1838-1923. Русский язык и словесность.

ЯНЖУЛ И.И. 1846-1914. Политэкономия и наука о финансах.

Более подробные сведения о жизненном пути и трудах действительных

членов Императорской Академии наук см.: Материалы для биографического

словаря действительных членов Императорской Академии наук, ч. 1-2. Пг.,

1915-1917 гг.

Почетные академики Отделения русского языка и словесности по разряду

изящной словесности

К.Р. (вел. кн. К.К. Романов). 1858-1915. Поэт.

КОНИ А.Ф. 1844-1927. Юрист и общественный деятель.

АРСЕНЬЕВ К.К. 1837-1919. Публицист, юрист, земский деятель.

БОБОРЫКИН П.Д. 1836-1921. Писатель.

КОТЛЯРЕВСКИЙ Н.А. 1863-1925. Литературовед.

ОВСЯНИКО-КУЛИКОВСКИЙ. 1858-1920. Литературовед и языковед.

БУНИН И.А. 1870-1953. Писатель.

Почетные члены Императорской Академии наук

Этого почетного звания были удостоены 42 политических и общественных

деятеля и ученых, в том числе 13 зарубежных. Среди них были император

Николай II, великие князья Г.М., К.К., Н.М. и П.А.Романовы, король Италии

Виктор-Эммануил III, король Швеции Густав V, королева Румынии Елизавета,

король Черногории Николай I, принц и принцесса Ольденбургские, принц Монако

Альберт I, ряд высших государственных сановников Российской империи,

например, С.Ю. Витте и др.

Из выдающихся русских ученых этого звания были удостоены: географ,

статистик и общественный деятель П.П. Семенов-Тян-Шанский, биолог И.И.

Мечников, этнограф, археолог и антрополог Д.Н. Анучин, автор работ по

теории машин и механизмов инженер-генерал Н.Л.Петров. Из зарубежных —

норвежский полярный исследователь Ф. Нансен, австрийский геолог Э. Зюсс,

немецкий экономист Г. Шмоллер, немецкий астроном А. Ауверс, австрийский

минералог Г.фон Чермак, французский ботаник Ф.ван-Тигем, норвежский

метеоролог Х. Мон и др.

Члены-корреспонденты Императорской Академии наук

Физико-математическое отделение

По разряду математических наук — 31, в т.ч. 21 зарубежный.

По разряду физических наук — 48, в т.ч. 38 зарубежных.

По разряду биологических наук — 39, в т.ч. 22 зарубежных.

Отделение русского языка и словесности

Всего по отделению — 50, в т.ч. 20 зарубежных.

Историко-филологическое отделение

По разряду историко-филологических наук — 30, в т.ч. 14 зарубежных.

По разряду классической филологии и археологии — 17, в т.ч. 9

зарубежных.

По разряду восточной словесности — 19, в т.ч. 15 зарубежных.

По разряду лингвистики — 5 зарубежных.

Учреждения Императорской Академии наук

Библиотека

Физическая лаборатория

Химическая лаборатория

Лаборатория по анатомии и физиологии растений

Особая зоологическая лаборатория

Физиологическая лаборатория

Геологический и минералогический музей имени имп. Петра Великого

Зоологический музей

Ботанический музей

Азиатский музей

Русский нумизматический кабинет

Музей антропологии и этнографии имени имп. Петра Великого

Севастопольская биологическая станция

Николаевская Главная астрономическая обсерватория (Пулково)

Николаевская Главная физическая обсерватория (Петербург)

Константиновская магнитная и метеорологическая обсерватория

Романовская аэрологическая обсерватория

Тифлисская физическая обсерватория

Екатеринбургская магнитно-метеорологическая обсерватория

Иркутская магнитно-метеорологическая обсерватория

Метеорологическая обсерватория в г.Владивостоке

Кроме того, в составе Императорской Академии наук было 34 различных

комиссии и комитета.

Академия издавала 50 периодических и серийных издания.

Источник: Памятная книжка Императорской Академии наук на 1914 г. СПб.,

1914.

4. Печать

Л.П. Дойникова

1. Книги

Основой для статистики печати является систематический

библиографический учет всех видов печатной продукции. Начало

систематической государственной библиографической регистрации произведений

печати связано с созданием в 1907 г. «Книжной летописи» — первого

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.