бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Билеты по межкультурной коммуникации

полноправного члена общества. Основная причина этого процесса состоит в

том, что общественное поведение человека не запрограммировано природой, и

поэтому всякий раз он вынужден заново обучаться тому, как понимать

окружающий мир и реагировать на него.

Этот процесс освоения индивидом норм общественной жизни и культуры

обозначается в различных гуманитарных науках понятиями «инкультурация» и

«социализация». Эти понятия подразумевают усвоение людьми культурных форм

(паттернов) какого-либо общества. Под последними обычно понимают устойчивые

совокупности технологий мышления, поведения, взаимодействия,

последовательности действий, построения суждений, различные культурные

формулы и символы, отражающие определенные представления о реальности.

Таким образом, под социализацией понимается гармоничное вхождение индивида

в социальную среду, усвоение им системы ценностей общества, позволяющего

ему успешно функционировать в качестве его члена.

В разных обществах ценятся разные качества личности. Формирование и

развитие принятых в данном обществе качеств личности происходит путем

воспитания, то есть целенаправленной передачи норм и правил достойного

поведения от старшего поколения младшему. Стили воспитания детей: японский

и английский.

В Японии воспитатель чаще обращается к поощрению, нежели к наказаниям.

Воспитывать там означает не ругать за то, что уже сделано плохо, а,

предвидя плохое, обучать правильному поведению. Даже при очевидном

нарушении правил приличия воспитатель избегает прямого осуждения, чтобы не

поставить ребенка в унизительное положение. Вместо порицания детей обучают

конкретным навыкам поведения, всячески внушая им уверенность, что они

способны научиться управлять собой, если приложат соответствующие усилия.

Японцы считают, что чрезмерное давление на психику ребенка может дать

обратный результат. С европейской точки зрения, детей в Японии неимоверно

балуют. Им ничего не запрещают, лишая тем самым поводов заплакать. Взрослые

совершенно не реагируют на плохое поведение, детей, словно не замечая его.

Первые ограничения начинаются в школьные годы, но вводятся они постепенно.

Традиции английского воспитания требуют относиться к детям сдержанно, даже

прохладно. Мягкость и нежность они проявляют скорее к животным.

Дисциплинирующее воздействие на детей оказывается с самого раннего

возраста. Если ребенок мучает кошку или собаку, обижает младшего или

наносит ущерб чужому имуществу, его ждет суровое и жестокое наказание.

Наказывать детей в Англии — право и обязанность родителей.

Понятие инкультурация подразумевает обучение человека традициям и нормам

поведения в конкретной культуре. Это происходит в процессе отношений

взаимообмена между человеком и его культурой, при которых, с одной стороны,

культура определяет основные черты личности человека, а с другой, — человек

сам влияет на свою культуру. Инкультурация включает в себя формирование

основополагающих человеческих навыков, как, например, типы общения с

другими людьми, формы контроля за собственным поведением и эмоциями,

способы удовлетворения основных потребностей, оценочное отношение к

различным явлениям окружающего мира и т.д. Результатом инкультурации

является эмоциональное и поведенческое сходство человека с другими членами

данной культуры и его отличие от представителей других культур. По своему

характеру процесс инкультурации 5олее сложен, чем процесс социализации.

Дело в том, что усвоение социальных законов жизни происходит гораздо

быстрее, чем усвоение культурных норм, ценностей, традиций и обычаев.

На индивидуальном уровне процесс инкультурации выражается в повседневном

общении с себе подобными. Отсюда и содержание процесса инкультурации

составляет приобретение следующих знаний и навыков:

+ жизнеобеспечение: профессиональная деятельность, домашний труд,

приобретение и потребление товаров и услуг;

+ личностное развитие: приобретение общего и профессионального

образования, общественная активность, любительские

занятия;

+ социальная коммуникация: формальное и неформальное общение,

путешествия, физические передвижения;

+ восстановление энергетических затрат: потребление пищи, соблюдение

личной гигиены, пассивный отдых, сон.

Наиболее распространенным из путей развития является опосредованный, когда

человек наблюдает (как бы подглядывает) за поведением других людей. При

таком способе даже самая простейшая процедура, которую мы многократно

проделываем каждый день, а именно прием пищи, с точки зрения инкультурации

представляет определенную ценность, поскольку состоит из определенных поз и

жестов, наделенных разным смыслом и значением в различных культурах.

4.1.2. Цели инкультурации и социализации

М. Мид: социализация - социальное научение вообще, а инкультурация —

реальный процесс научения, происходящий в специфической культуре. Д.

Матсумото считает социализацией процессы и механизмы, с помощью которых

люди познают социальные и культурные нормы, а инкультурацией — продукты

процесса социализации. Социализация более универсальна, а инкультурация -

культурно-специфична.

В результате социализации человек становится полноправным членом общества,

свободно выполняя требуемые социальные роли.

4.1.3. Первичная и вторичная стадии инкультурации

Процесс инкультурации характеризуется своими результатами и достижениями. В

зависимости от этих достижений обычно выделяют две основные стадии

инкультурации: первичная и вторичная. Первичная стадия начинается с

рождения ребенка и продолжается до окончания подросткового возраста. Она

представляет собой процесс воспитания и обучения детей. В этот период дети

усваивают важнейшие элементы своей культуры, овладевают ее азбукой,

приобретают навыки, необходимые для нормальной социокультурной жизни.

Процессы инкультурации реализуются у них в это время в основном в

результате целенаправленного воспитания и частично на собственном опыте. По

мнению известного американского культурного антрополога Мелвилла

Херсковица, ребенок, хотя и не является пассивным элементом инкультурации,

но выступает здесь скорее как инструмент, нежели как игрок. Взрослые,

применяя систему наказаний и поощрения, ограничивают его возможность выбора

или оценки. Кроме того, дети не способны к сознательной оценке норм и

правил поведения, они усваивают их некритично. Дети должны выполнять

правила того мира, в котором они живут. Это приводит к тому, что они видят

мир в черно-белом цвете и не способны на компромиссы. Для этого периода в

любой культуре существуют специальные способы формирования у детей

адекватных знаний и навыков для повседневной жизни.

Игры бывают следующих типов:

+ физические, тренирующие и развивающие физическую активность;

+ стратегические, тренирующие и развивающие способность прогнозировать

возможные результаты любой деятельности и оценивать вероятность этих

результатов;

+ стохастические, знакомящие ребенка со случайными процессами, удачей

(неудачей), неконтролируемыми обстоятельствами, риском;

+ ролевые, в ходе которых ребенок осваивает те функции, которые ему

придется выполнять в будущем.

Значимое место в процессе первичной инкультурации принадлежит освоению

трудовых навыков и формированию ценностного отношения к труду. Также важно,

чтобы ребенок научился учиться. Параллельно осваиваются другие ценности,

формирующие отношение человека к миру, закладываются основные модели

поведения.

Способы первичной инкультурации зависят от того, к какому полу принадлежит

воспитатель. Первичная инкультурация закладывает основы половой

идентификации. Мальчики играют в военные игры, а девочки — в куклы.

Первичная стадия инкультурации способствует сохранению стабильности

культуры, поскольку основным здесь являются воспроизведение уже имеющихся

образцов, контроль проникновения в культуру случайных и новых элементов.

Разумеется, не следует преувеличивать роль инкультурации в сохранении

культурной традиции. Ее результатом может стать как практически полное и

безусловное усвоение культуры новым поколением (с небольшими, едва

фиксируемыми отличиями между родителями и детьми), так и нарушение

культурной преемственности, когда дети вырастают абсолютно непохожими на

своих родителей.

Вторичная стадия инкультурации касается уже взрослых людей, так как

вхождение человека в культуру не заканчивается с достижением человеком

совершеннолетия. Взрослым человек считается, если:

+ достижение необходимой степени физической зрелости организма, как

правило, несколько превышающей сформировавшуюся способность к

воспроизведению потомства;

+ овладение навыками собственного жизнеобеспечения в сферах домашнего

хозяйства и общественного разделения труда;

+ овладение достаточным объемом культурных знаний и социального опыта через

практическую деятельность в составе различных социокультурных групп и

знакомство с различными «навыками» культуры (наука, искусство, религия,

право, мораль);

+ принадлежность к одной из социальных общностей, состоящей из взрослых

участников системы разделения труда.

Инкультурация в этот период носит фрагментарный характер и касается только

отдельных элементов культуры, появившихся в последнее время. Обычно это

какие-либо изобретения и открытия, существенно меняющие жизнь человека, или

новые идеи, заимствованные из других культур.

Отличительной особенностью второй стадии инкультурации является развитие

способности человека к самостоятельному освоению социокультурного окружения

в пределах, установленных в данном обществе. Человек получает возможность

комбинировать полученные знания и навыки для решения собственных жизненно

важных проблем, расширяется его способность принимать решения, которые

могут иметь значимые последствия как для него, так и для других людей. Он

приобретает право участвовать в действиях, которые могут привести к

значительным социокультурным изменениям. Ведь взрослые способны к

сознательной оценке своих и чужих поступков, а также ценностей и норм

культуры. Кроме того, они могут идти на компромиссы

На этой стадии также большое значение имеет освоение молодыми людьми их

нового, взрослого статуса в семье, расширение круга их социальных

контактов, осознание ими своего нового положения, накопление собственного

жизненного опыта.

В более позднее время, когда человек совершенствует свой профессиональные

навыки уже на рабочем месте, инкультурация бывает связана в основном с

непосредственными (формальными и неформальными) социокультурными

контактами. Кроме того, жизнь взрослого человека невозможна без

включенности в целый ряд других социальных групп: семью, компанию друзей,

группы по интересам и т.д. Инкультурация в период зрелости открывает дорогу

изменениям и способствует тому, чтобы стабильность не переросла в застой, а

культура не только сохранялась, но и развивалась.

30.АККУЛЬТУРАЦИЯ КАК ОСВОЕНИЕ ЧУЖОЙ КУЛЬТУРЫ.

1.1. Понятие и сущность аккультурации

Считалось, что процессы аккультурации идут автоматически, при этом культуры

смешиваются, и достигается состояние культурной и этнической однородности.

Разумеется, реально менее развитая культура изменяется намного больше, чем

развитая. Теперь термин «аккультурация» используется для обозначения

процесса и результата взаимного влияния Разных культур, при котором все или

часть представителей одной культуры (реципиенты) перенимают нормы, ценности

и традиции другой (у культуры-донора).

1.2. Основные формы (стратегии) аккультурации

В процессе аккультурации каждый человек одновременно решает две важнейшие

проблемы: стремится сохранить свою культурную идентичность и включается в

чужую культуру. Комбинация возможных вариантов решения этих проблем дает

четыре основные стратегии аккультурации: ассимиляцию, сепарацию,

маргинализацию и интеграцию.

Ассимиляция — это вариант аккультурации, при котором человек полностью

принимает ценности и нормы иной культуры, отказываясь при этом от своих

норм и ценностей.

Сепарация есть отрицание чужой культуры при сохранении идентификации со

своей культурой. В этом случае представители недоминантной группы

предпочитают большую или меньшую степень изоляции от доминантной культуры.

Если на такой изоляции настаивают представители господствующей культуры,

это называется сегрегацией.

Маргинализация означает, с одной стороны, потерю идентичности с собственной

культурой, с другой, — отсутствие идентификации с культурой большинства.

Эта ситуация возникает из-за невозможности поддерживать собственную

идентичность (обычно в силу каких-то внешних причин) и отсутствия интереса

к получению новой идентичности (возможно, из-за дискриминации или

сегрегации со стороны этой культуры).

Интеграция представляет собой идентификацию как со старой, так и с новой

культурой.

1.3. Результаты аккультурации

Важнейшим результатом и целью процесса аккультурации является

долговременная адаптация к жизни в чужой культуре. Это характеризуется

относительно стабильными изменениями в индивидуальном или групповом

сознании в ответ на требования окружающей среды. Адаптацию обычно

рассматривают в двух аспектах: психологическом и социокультурном.

Психологическая адаптация представляет собой достижение психологической

удовлетворенности в рамках новой культуры. Щ выражается в хорошем

самочувствии, психологическом здоровье, а также в четко и ясно

сформированном чувстве личной или культурной идентичности.

Социокультурная адаптация заключается в умении свободно ориентироваться в

новой культуре и обществе, решать повседневные проблемы в семье, в быту, на

работе и в школе. Поскольку одним из важнейших показателей успешной

адаптации является наличие работы, удовлетворенность ею и уровнем своих

профессиональных достижений и как следствие своим благосостоянием в новой

культуре, исследователи в последнее время в качестве самостоятельного

аспекта адаптации выделяют экономическую адаптацию.

Поскольку факторы, влияющие на них, достаточно сильно различаются, к тому

же психологическую адаптацию изучают в контексте стресса и психопатологии,

а социокультурную — в рамках концепции социальных навыков, то и ее аспекты

все же рассматриваются раздельно.

Адаптация может привести или не привести к взаимному соответствию личности

и среды и может выражаться не только в приспособлении, но и в

сопротивлении, в попытке изменить среду своего обитания или измениться

взаимно. И спектр результатов адаптации весьма велик — от очень успешного

приспособления новой жизни до полной неудачи всех попыток этого добиться.

Хорошая психологическая адаптация зависит от типа личности человека,

событий в его жизни, а также от социальной поддержки. В свою очередь

эффективная социокультурная адаптация зависит от знания культуры, степени

включенности в контакты и от межгрупповых установок. И оба этих аспекта

адаптации зависят от убежденности человека в преимуществах и успешности

стратегии интеграции.

1.4. Аккультурация как коммуникация

В основе аккультурации лежит коммуникативный процесс. Точно так же, как

местные жители приобретают свои культурные особенности, то есть проходят

инкультурацию через взаимодействие друг с другом, так и прибывшие

знакомятся с новыми культурными условиями и овладевают новыми навыками

через общение. Поэтому процесс аккультурации можно рассматривать как

приобретение коммуникативных способностей к новой культуре.

Общение представляет собой взаимодействие с окружающими человека условиями,

причем каждого индивида можно рассматривать как своеобразную открытую

систему, стремящуюся к активному участию в этом процессе. Это

взаимодействие состоит из двух тесно связанных процессов: личностного и

социального общения.

Любое общение имеет три взаимосвязанных аспекта: познавательный,

аффективный и поведенческий. В ходе этого процесса личность, используя

полученную информацию, адаптируется к окружающей среде.

Ведь именно различие в этой картине, в способах категоризации и

интерпретации опыта служит основой отличий между культурами. Ведь люди

находят менталитет «чужаков» трудным и непонятным именно из-за того, что

они не знакомы с системой познания другой культуры. Чем больше человек

узнает о чужой культуре, тем большую способность к пониманию чужой культуры

он демонстрирует.

Чтобы развивать плодотворные отношения с представителями чужой культуры,

человек должен уметь делить с другими людьми свои чувства, то есть

воспринимать чужую культуру на аффективном уровне. Надо знать, какие можно

позволить себе эмоциональные высказывания и реакции, ведь в каждом обществе

есть определенный критерий сентиментальности и эмоциональности. Но решающим

в адаптации человека к чужой культуре становится приобретение

соответствующих навыков поведения в конкретных житейских ситуациях. Они

подразделяются на технические и социальные. Технические навыки включают

умения, важные для каждого члена общества: владение языком, умение делать

покупки, платить налоги… Социальные умения обычно менее специфичны, и

овладеть ими сложнее. Поведение людей постоянно совершенствуется и

организуется в алгоритмы и стереотипы, который уже можно пользоваться

автоматически, не задумываясь.

Полная адаптация человека к чужой культуре означает, что во три аспекта

коммуникации протекают одновременно, хорошо скоординированы и

сбалансированы.

Социальное общение обычно делят на межличностное (происходит между разными

людьми) и массовое (более общая форма социального поведения человека,

взаимодействующего со своим социокультурным окружением без прямого контакта

с отдельными людьми). Чем больше опыт социально общения у человека, тем

лучше он адаптируется к чужой культуре.

31.КУЛЬТУРНЫЙ ШОК В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ЧУЖОЙ КУЛЬТУРЫ.

Важнейшее место среди них занимают исследования проблем психологической

аккультурации мигрантов, при контакте с чужой культурой происходит

знакомство с новыми художественными ценностями, социальными и материальными

творениями, поступками людей, которые зависят от картины мира, догматов,

ценностных представлений, норм и условностей, форм мышления, свойственных

иной культуре. Но нередко контакт с иной культурой ведет также к

разнообразным проблемам и конфликтам, связанным непониманием этой культуры.

2.1. Понятие культурного шока и его симптомы

Стрессогенное воздействие новой культуры на человека специалисты называют

культурным шоком. Сходные понятия — шок перехода, культурная утомляемость.

Шесть форм проявления культурного шока:

+ напряжение из-за усилий, прилагаемых для достижения психологической

адаптации;

чувство потери из-за лишения друзей, своего положения, профессии,

собственности;

+ чувство одиночества (отверженности) в новой культуре, которое может

превратиться в отрицание этой культуры;

+ нарушение ролевых ожиданий и чувства самоидентификации;

+ тревога, переходящая в негодование и отвращение после осознания

культурных различий;

+ чувство неполноценности из-за неспособности справиться с ситуацией.

Главной причиной культурного шока является различие культур. Симптомы

культурного шока могут быть самыми разными: от преувеличенной заботы о

чистоте посуды, белья, качестве воды и пищи до психосоматических

расстройств, общей тревожности, -бессонницы, страха. Они могут вылиться в

депрессию, алкоголизм или наркоманию и даже привести к самоубийству.

Разумеется, культурный шок имеет не только негативные последствия.

Современные исследователи рассматривают его как нормальную реакцию, как

часть обычного процесса адаптации к новым условиям. Более того, в ходе

этого процесса личность не просто приобретает знания о новой культуре и о

нормах поведения в ней, но и становится более развитой культурно, хотя

испытывает при этом стресс.

2.2. Механизм развития культурного шока

Выделятся пять ступеней адаптации.

Первый период называют «медовым месяцем», потому что большинство мигрантов

стремятся учиться или работать за границей, и, оказавшись там, они полны

энтузиазма и надежд. К тому же, часто к их приезду готовятся, их ждут, и на

первых порах они получают помощь и могут иметь некоторые привилегии.

Но этот период быстро проходит, и на втором этапе непривычная окружающая

среда и культура начинают оказывать свое негативное воздействие. Все

большее значение приобретают психологические факторы, вызванные

непониманием местных жителей. Результатом может быть разочарование,

фрустрация и даже депрессия. Иными словами, наблюдаются все симптомы

культурного шока. Поэтому в этот период мигранты пытаются убежать от

реальности, общаясь преимущественно со своими земляками и жалуясь им на

жизнь.

Третий этап становится критическим, так как культурный шок достигает своего

максимума. Это может привести к физическим и психическим болезням. Часть

мигрантов сдается и возвращается домой, на родину. Но большая часть находит

в себе силы преодолеть культурные различия, учит язык, знакомится с местной

культурой, обзаводится местными друзьями, от которых получает необходимую

поддержку.

На четвертом этапе появляется оптимистический настрой, человек становится

более уверенным в себе и удовлетворенным своим положением в новом обществе

и культуре. Приспособление и интегрирование в жизнь нового общества

продвигается весьма успешно.

Полная адаптация к новой культуре достигается на пятом этапе. Индивид и

окружающая среда с этого времени взаимно соответствуют друг другу. В

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.