бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Билеты по межкультурной коммуникации

ситуаций. Это однообразие закрепляется в сознании человека в виде

стандартных схем и модели мышления. Эти однородные объекты фиксируются в

образах, оценках.

Психологический механизм возникновения стереотипов основывается на принципе

экономии усилий, свойственном для повседневного человеческого мышления.

Данный принцип означает, что люди не стремятся реагировать на окружающие их

явления каждый раз по-новому, а подводят их под имеющиеся у них категории.

Постоянно меняющийся мир просто перегружает человека новой информацией и

психологически вынуждает его классифицировать эту информацию в наиболее

удобные и привычные модели, которые и получили название стереотипов. В этих

случаях познавательный процесс остается на уровне обыденного сознания,

ограничиваясь житейским опытом, основанным на обобщении типичных для данной

области представлений. В то же время окружающий человека мир обладает

известными элементами единообразия и повторяемости, на которые

вырабатываются устойчивые реакции и способы действия, носящие также

стереотипный характер. Отказ от стереотипов потребовал бы от человека

постоянного напряжения внимания и превратил бы весь процесс его жизни в

бесконечную череду проб и ошибок. Они помогают человеку дифференцировать и

упрощать окружающий мир.

Стереотипы являются определенными убеждениями и «привычными знаниями» людей

относительно качеств и черт характера других индивидов, а также событий,

явлений, вещей. По этой причине стереотипы существуют и широко используются

людьми. В зависимости от характера объекта и его места в социальной

структуре существуют различные виды стереотипов, например групповые,

профессиональные, этнические, возрастные и т.д. В качестве объектов

стереотипизации выступают чаще всего обобщение и упрощенные образы этих

групп. Основой этнического стереотипа обычно является какая-либо заметная

черта внешности (цвет кожи, разрез глаз, форма губ, тип волос, рост и

т.д.). Основой стереотипа может также служить и какая-либо черта в

характере и поведении человека.

Реальным носителем стереотипов является группа, и поэтому именно в опыте

группы следует искать корни стереотипа.

Несмотря на обоснованность или необоснованность, истинность или ложность

стереотипов, все они являются неотъемлемым элементом любой культуры и уже

самим фактом своего существования оказывают воздействие на психологию и

поведение людей, влияют на их сознание и межнациональные контакты.

2.1.2. Откуда берутся стереотипы?

Стереотипами определяется около двух третей форм человеческого поведения.

Усвоение человеком стереотипов происходит различными в процессе

социализации и инкультурации. Во-вторых, стереотипы главным образом

приобретаются в процессе общения с теми людьми, с которыми чаще всего

приходится сталкиваться. Стереотипы могут возникать через ограниченные

личные контакты.

Особое место в образовании стереотипов занимают средства массовой

информации. Возможности формирования стереотипов средствами массовой

информации не ограничены как по своему масштабу, так и по своей силе. Для

большинства людей пресса, радио и телевидение являются авторитетами.

+ Для многих людей средства массовой информации являются авторитетным

мнением, которое не переоценивается критически. Это происходит в том

случае, когда индивид не обладает достаточными знаниями для формирования

собственного мнения или установки.

+ Большое значение имеет статус источника информации. Например, совершенно

очевиден результат информационного воздействия на людей, проводимого

известным политиком или общественным деятелем. Здесь играет роль фактор

авторитета источника информации.

Феномен авторитета средств массовой информации заключайся также и в

способности снять ответственность за принятое решение.

2.1.3. Функции стереотипов

Стереотипы представляют собой чувственно окрашенные образы, аккумулирующие

в себе социальный и психологический опыт общения и взаимодействий

индивидов. Стереотипы обладают целым рядом качеств: целостностью,

ценностной окраской, устойчивостью, консерватизмом, эмоциональностью,

рациональностью и др. имеют следующие функции стереотипов:

+ передача относительно достоверной информации;

+ ориентирующая функция;

+ влияние на создание реальности.

Функция передачи относительно достоверной информации. Уже с первых

контактов с чужой культурой всегда начинается классификация новой

информациии формируется относительно четкая модель этой культуры. это

достигается, как правило, путем упрощения и генерализации реальности,

выделения наиболее характерных черт данной культуры. Поэтому на основе

всего многообразия впечатлений создаются четкие контуры чужой культуры и

дается характеристика ее представителей по определенным признакам.

Ориентирующая функция. Таким образом, стереотипы помогают распределить

социальное окружение на обозримые и понятные группы и тем самым позволяют

упростить сложность незнакомого культурного окружения.

Функция влияния на создание реальности. Стереотипизация позволяет дать

оценочное сравнение чужой и своей групп и тем самым защитить традиции,

взгляды, ценности своей группы. В связи с этим стереотипы являются своего

рода защитным механизмом, служащим для сохранения позитивной идентичности

собственной культурной группы. Этнические стереотипы — представления о

членах одних этнических групп с точки зрения других. Поэтому стереотипы

проецируются в основном на большие социальные группы. Личный опыт общения с

представителями чужой культуры, как правило, не приводит к корректировке

стереотипа, даже в том случае, если отклонение от уже имеющегося

представления очевидно. В таких обстоятельствах наш опыт интерпретируется

как исключение, а существующий стереотип продолжает рассматриваться как

норма.

2.2. Значение стереотипов для МКК

Стереотипы позволяют строить предположения 0 Причинах и возможных

последствиях своих и чужих поступков. С помощью стереотипов человек

наделяется теми или иными Ортами и качествами, и на этой основе можно

прогнозировать его поведение. Таким образом, как в коммуникации вообще,

таки в ситуации межкультурных контактов стереотипы играют очень важную

роль.

Как уже подчеркивалось, эффективная стереотипизация помогает людям понимать

ситуацию й действовать в соответствии с новыми обстоятельствами. Поэтому

стереотип может не только быть препятствием в коммуникации, но и приносить

определенную пользу в следующих случаях:

+ если его сознательно придерживаются. Индивид должен понимать, что

стереотип отражает групповые нормы и ценности, групповые черты и признаки,

а не специфические качества, свойственные отдельно взятому индивиду из

данной группы;

+ если стереотип является описательным, а не оценочным. Это предполагает

отражение в стереотипах реальных и объективны* качеств и свойств людей

данной группы, но не их оценку к# хороших или плохих;

+ если стереотип точен. Это означает, что стереотип должен адекватно

выражать признаки и черты группы, к которой принадлежит человек;

+ если стереотип является лишь догадкой о группе, но не прямой информацией

о ней. Это означает, что первое впечатление о группе не всегда является

достоверным знанием обо всех индивидах данной группы;

+ если стереотип модифицирован, то есть основан на дальнейших наблюдениях и

опыте общения с реальными людьми или исходит из опыта реальной ситуации.

Выделяют ряд причин, согласно которым стереотипы могут препятствовать

межкультурной коммуникации.

+ За стереотипами не удается выявить индивидуальные особенности людей.

Стереотипизация предполагает, что все члены группы обладают одинаковыми

чертами. Такой подход применяется ко всей группе и к отдельному индивиду на

протяжении определенного промежутка времени, несмотря на индивидуальные

вариации.

+ Стереотипы повторяют и усиливают определенные ошибочные убеждения и

верования до тех пор, пока люди не начинают их принимать за истинные.

+ Стереотипы основываются на полуправде и искажениях. Сохраняя в себе

реальные характеристики стереотипизируемой группы, стереотипы при этом

искажают действительность и дают неточные представления о людях, с которыми

происходят межкультурные контакты.

2.3. Что такое предрассудки?

2.3.1. Понятие и сущность предрассудка

предрассудок - установка предвзятого и враждебного отношения к чему-либо

без достаточных для такого отношения оснований или знания. Применительно к

этническим группам или их культурам предрассудок выступает в виде установки

предвзятого или враждебного отношения к представителям этих групп, их

культурам и к любым фактам, связанным с их деятельностью, поведением и

социальным положением. Главным фактором в возникновении предрассудков

является неравенство в социальных, экономических и культурных условиях

жизни различных этнических общностей.

Они возникают как следствие неполного или искаженного понимания объекта, по

отношению к которому формируется установка. Возникая на основе ассоциации,

воображения или предположения, такая установка с искаженным информационным

компонентом оказывает тем не менее стойкое влияние на отношение людей к

объекту.

Сследует различать стереотип и предрассудок. Стереотипы являются отражением

тех черт и признаков, которые свойственны всем членам той или иной группы.

Отсутствуют ярко выраженные эмоциональные оценки. Поэтому стереотипы

содержат в себе возможность позитивных суждений о стереотипизированной

группе.

В отличие от стереотипа предрассудок представляет собой отрицательную и

враждебную оценку группы или принадлежащего к ней индивида только на

основании приписывания им определенных негативных качеств. Для

предрассудков характерно бездумное негативное отношение ко всем членам

группы или большей ее части. В практике человеческого общения объектом

предрассудков обычно являются люди, резко отличающиеся от большинства

какими-либо чертами, вызывающими отрицательное отмщение у других людей.

Предрассудки являются элементами культуры, поскольку порождены

общественными, а не биологическими причинами. Однако они представляют собой

устойчивые и широко распространенные элементы обыденной, повседневной

культуры, которые передаются их носителями из поколения в поколение и

сохраняются при помощи обычаев или нормативных актов.

2.3.2. Механизм формирования предрассудков

Данный механизм чаще всего используется в культивации этноцентризма,

стереотипов и предрассудков и называется процессом перемещения.

Психологическое перемещение используется людьми или бессознательно, в

качестве защитного механизма психики, или же преднамеренно, в поисках козла

отпущения, на котором можно было бы выместить досаду по поводу какой-либо

ситуации. При этом психологическое перемещение не является атрибутом только

индивидуальной психической деятельности. Оно встречается и в коллективных

психических процессах и может охватывать значительные массы людей. Механизм

перемещения применяется для того, чтобы Оправить гнев и враждебность людей

на объект, не имеющий никакого отношения к причинам этих эмоций.

Предрассудки могут возникать по отношению к объектам самого различного

рода: к вещам и животным, к людям и их ассоциациям, к идеям и

представлениям… Самым распространенным видом предрассудков все-таки

являются этнические. Одна из причин — попытка представителей доминирующей

этнической группы, находящихся внизу социальной лестницы, найти источник

психического удовлетворения от чувства мнимого превосходства.

Теория фрустрации и агрессии. В человеческой психике создается состояние

напряжения — фрустрация. Это состояние требует своей разрядки, и ее

объектом может стать любой человек. В ситуации, когда причины трудностей и

невзгод видятся в какой-либо этнической группе, раздражение направляется

против этой группы.

Существует также теория, которая формирование предрассудков объясняет

потребностью людей определить свое положение в отношении других. При этом

часто акцент делается на превосходство своей этнической группы (и тем самым

своего, индивидуального) над другими. (Г. Тэджфела)

Предрассудки усваиваются им в процессе социализации и кристаллизуются под

влиянием культурно-групповых норм и ценностей. Их источником служит ближнее

окружение человека, в первую очередь родители, учителя, приятели. Тем самым

индивидуальные предрассудки в большинстве случаев возникают не из личного

опыта межкультурного общения, а посредством усвоения ранее сложившихся

предрассудков.

2.3.3. Типы предрассудков

Наличие того или иного предрассудка серьезно искажает для его носителя

процесс восприятия людей из других этнических или социокультурных групп.

Носитель предрассудка видит в них только то, что хочет видеть, а не то, что

есть на самом деле. В результате целый ряд положительных качеств объекта

предрассудка не учитывается при общении и взаимодействии. Во-вторых, в

среде людей, зараженных предрассудками, возникает неосознанное чувство

тревоги и страха перед теми, кто для них является объектом дискриминации.

Носители предрассудков видят в их лице потенциальную угрозу, что порождает

еще большее недоверие к ним. В-третьих, существование предрассудков и

основанных на них традиций и практики дискриминации, сегрегации, ущемления

гражданских прав в конечном счете искажает самооценку объектов этих

предрассудков. Значительному количеству людей навязывается чувство

социальной неполноценности, и как реакция на это чувство возникает

готовность к утверждению личностной полноценности через межэтнические и

межкультурныё конфликты.

Последствия возникают в результате влияния какого-то одного предрассудка

или группы предрассудков. Все зависит от того, к какому типу принадлежит

соответствующий предрассудок. Типы предрассудков:

1. Яркие необоснованные предрассудки, в содержании которых открыто

декларируется утверждение, что члены чужой группы по тем или иным признакам

являются хуже, чем представители собственной группы.

2. Символические предрассудки основываются на наличии негативных чувств в

отношении членов чужой группы, которые воспринимаются как угрожающие

культурным базовым ценностям собственной группы.

3. Токенизский тип предрассудков выражается в предоставлении различных форм

социального преимущества представителям этнических или социокультурных

групп в обществе, чтобы создать видимость справедливости. Предрассудки

этого типа предполагает наличие негативных чувств по отношению к чужой

группе, однако члены собственной группы не хотят признаться себе в то*, что

у них есть предрассудки в отношении других.

4. Предрассудки типа «длинной руки» подразумевают позитивное поведение по

отношению к членам чужой группы только при определенных обстоятельствах

(например, случайное знакомство, формальные встречи). В ситуации более

близкого контакта (например, соседство) демонстрируется недружелюбное

поведение.

5. Фактические пристрастия и антипатии как тип предрассудков предполагают

наличие открытого негативного отношения к членам чужой группы в случае,

если их поведение действительно не устраивает членов собственной группы.

6. «Знакомое и незнакомое». Этот тип предрассудков подразумевает отказ от

контактов с членами чужой группы, поскольку люди данной группы всегда в той

или иной степени испытывают неудобства при общении с чужаками и поэтому

предпочитают взаимодействовать с людьми собственной группы, так как такое

взаимодействие не вызывает глубоких нервных и эмоциональных переживаний.

2.4. Проблемы корректировки и изменения предрассудков

Предрассудки с трудом поддаются изменению, и если они однажды были приняты,

то от них очень трудно отказаться. Особой «живучестью» в этом отношении

отличаются этнические предрассудки. Предрассудок нельзя убрать, вычеркнуть

из сознания людей, его можно лишь сделать более обоснованным, доступным для

понимания, модифицировать и описать.

Стереотипы и предрассудки меняются очень медленно и с большим трудом. Люди

склонны помнить ту информацию, которая поддерживает предрассудок, и

игнорировать информацию, которая им противоречит. Поэтому, если

предрассудки были когда-либо усвоены человеком, то они проявляются в

течение длительного времени.

37. МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ КОНФЛИКТ И ПУТИ ЕГО РАЗРЕШЕНИЯ.

Возникновение конфликтов объясняется самыми разными причинами. В частности,

существует точка зрения, что вражда и предубежденность между людьми извечны

и коренятся в самой природе человека, в его инстинктивной «неприязни к

различиям». Исследования опровергают эту гипотезу, доказывая, что как

враждебность к иностранцам, так и предубеждения против какой-то конкретной

народности не являются всеобщими. Они возникают под влиянием причин

социального характера. Этот вывод в полной мере относится и к конфликтам,

носящим межкультурный характер.

Диапазон причин возникновения межкультурных конфликтов (как и конфликтов

вообще) предельно широк: в основе конфликта могут лежать не только

недостаточные знания языка и связанное с этим простое непонимание партнера

по коммуникации, но и более глубокие причины, нечетко осознаваемые самими

участниками. Возникающие конфликты нельзя рассматривать только лишь как

деструктивную сторону процесса коммуникации, они имеют также и свои

позитивные аспекты. Согласно теории позитивного конфликта конфликты

понимаются как неизбежная часть повседневной жизни и не обязательно должны

носить дисфункциональный характер.

Под конфликтом понимается любой вид противоборства или несовпадения

интересов. Конфликт имеет динамический характер и возникает в самом конце

ряда событий, которые развиваются, исходя из имеющихся обстоятельств.

(Положение вещей ( возникновение проблемы ( конфликт.) Возникновение

конфликта вовсе не означает прекращения отношений между коммуникантами; за

этим скорее стоит возможность отхода от имеющейся модели коммуникации,

причем, дальнейшее развитие отношений возможно как в позитивном, так и в

негативном направлениях.

В процессе нашей коммуникации с представителями других культур причинами

напряженности и конфликта очень часто бывают ошибки атрибуции. Знание или

незнание культурных особенностей, включая религиозные и идеологические

аспекты, играют огромную роль в построении атрибуций. Обладание такой

информацией позволяет многое прояснить относительно того, что является

желательным и на что накладывается табу в конкретной культуре.

П. Куконков полагает, что переход от конфликтной ситуации к собственно

конфликту идет через дознание противоречия самими субъектами отношений, то

есть конфликт выступает здесь как осознанное противоречие. Из этого

вытекает важный вывод о том, что носителями конфликтов выступают сами

социальные актеры. Только в том случае, когда вы сами для себя определяете

ситуацию как конфликтную, можно говорить наличии конфликтной коммуникации.

Согласно Ю. Делхес, существуют три основные причины ком. конфликтов: личные

особенности коммуникантов, социальные отношения (межличностные отношения) и

организационные отношения.

К личностным причинам конфликтов относятся ярко выраженное своенравие,

фрустрированные индивидуальные потребности, низкая способность или

готовность к адаптации, подавленная злость, несговорчивость, ярко

выраженное честолюбие, карьеризм, жажда власти или сильное недоверие. Эти

причины конфликтов обусловлены исключительно личными качествами конкретного

человека.

К социальным причинам возникновения конфликтов относятся сильно выраженное

соперничество, недостаточное признание способностей, недостаточная

поддержка или готовность к компромиссам, противоречивые цели и средства для

их достижения.

К организационным причинам конфликтов относят перегрузку работой, неточные

инструкции, неясные компетенции или ответственность, противоречащие друг

другу цели, постоянные изменения правил и предписаний для отдельных

участников коммуникации, глубокие изменения или переструктуризацию

укоренившихся позиций и ролей.

Возникновение конфликтов возможно в первую очередь среди людей, которые

находятся между собой в достаточно зависимых отношениях. Чем теснее эти

отношения, тем вероятнее возникновение конфликтов; причем, частота

контактов с другим человеком повышает возможность возникновения конфликтной

ситуации в отношениях с ним. Это верно как для формальных, так и для

неформальных отношений. Причинами коммуникативных конфликтов в

межкультурном общении могут оказаться не только культурные различия. За

этим часто стоят вопросы власти или статуса, социальное расслоение,

конфликт поколений и т.д.

В реальной жизни «чисто» межкультурные конфликты не встречаются. Реальные

отношения предполагают наличие одного множества взаимопроникающих

конфликтов, и было бы ошибкой считать, что в основе любого конфликта между

предстателями различных культур будет лежать незнание культурных

особенностей партнера по коммуникации.

38. СОЦИАЛЬНО-КОГНИТИВНЫЕ ОСНОВЫ МК.

Межгрупповые контакты активируют различные социальные когнитивные процессы.

Любой контакт начинается с социальной категоризации, но социальные

категоризации могут восприниматься при этом как “яркие” (в этом случае

будет иметь место главным образом межгрупповое поведение), а могут как

“размытые” (в этом случае имеет место главным образом межличностное

поведение). Если социальные категории воспринимаются как “яркие” выпуклые,

социальной идентичностью является “роль-схема” (напр., стереотипирование),

которая при этом активируется. Когда социальные категории не воспринимаются

как выпуклые, личная, активизируется несоциальная идентичность (“self-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.