бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Билеты по межкультурной коммуникации

дать дорогу новому, а потом выяснить, что это новое совсем не так хорошо,

как казалось раньше.

Самосознание русской культуры

2.1. Понятие о русском национальном характере

национальный характер — это совокупность специфических физических и

духовных качеств, норм поведения и деятельности, типичных для

представителей той или иной нации.

совокупность детерминирующих факторов и обстоятельств национального

характера может быть разделена на две группы: природно-биологические и

социально-культурные. Первая группа факторов связана с тем, что люди,

принадлежащие к Разным расовым группам, будут демонстрировать разные нормы

реакции и темперамента. А тип общества, сформировавшийся у того или иного

народа, окажет еще большее влияние на его характер. Поэтому понять характер

какого-то народа можно, только если понято общество, в котором этот народ

живет и которое он создал в определенных географических, природных

условиях.

В основе национального характера лежат социальные ценности. Тог* да можно

уточнить и конкретизировать понятие национального характера. Он будет

представлять собой совокупность важнейших способов регулирования

деятельности и общения, сложившихся на основании системы ценностей

общества, созданного нацией. Хранятся эти ценности в национальном характере

народа. Устойчивость ценностей придает устойчивость обществу и нации.

Поэтому, чтобы понять национальный характер, нужно вычленить набор

ценностей, носителем которых является русский народ.

2.2. Роль этностереотипов в изучении национального характера

Этнический стереотип — это социально обусловленный схематический образ

своей этнической общности (автостереотип) или представление о других

этнических общностях (гетеростереотип).

Стереотипы формируются на основе избирательности, постоянного сопоставления

соответствующих черт своего и чужого народа. Иными словами, стереотип

формируется при сравнении «нас» с «не нами», хотя это обычно и не

осознается человеком.

Основным критерием при этом выступает религиозная принадлежность, а также

отнесение к западному или восточному миру. На этой основе и формируется

специфически русское понятие «иностранец», которым обозначаются люди,

относящиеся к западному миру. Для названия всех остальных людей обычно

используют термины, указывающие на этническую принадлежность (японец,

китаец и т.д.).

В наши дни ситуация, безусловно, изменилась, но не кардинально. Иностранцам

по-прежнему дают понять, что они не такие, как все остальные люди (жители

нашей страны). Очень характерно, что в российских гостиницах, музеях в

прейскурантах совершенно официально указаны разные цены на одни и те же

услуги для своих (россиян) и иностранцев. Если учесть, что весь современный

«западный мир» исповедует идею равенства и для его представителей

невозможно (запрещено их воспитанием) выделение людей по расовому,

этническому, половому или какому-либо иному признаку, то становится

понятным, почему они не очень уютно чувствуют себя в нашей стране.

Если воспользоваться рассматривавшейся ранее моделью Беннета, говорящей о

воспитании межкультурной чуткости, то для русского человека этот путь

начинается не с отрицания межкультурных различий, а со стадии защиты, с

преодоления сильно развитого чувства этноцентризма.

2.4. Авто- и гетеростереотипы русских

Представления о наиболее типичных чертах национального характера как

собственного народа, так и других народов обобщаются в автостереотипы и

гетеростереотипы. Автостереотипы представляют собой мнения, суждения,

оценки представителей какого-либо этноса о наиболее характерных чертах и

качествах своего собственного народа. Обычно они содержат только комплекс

положительных оценок. В отличие от них гетеростереотипы представляют собой

совокупность оценочных суждений о каких-либо народах, даваемых им

представителями других народов. Гетеростереотипы могут быть как

положительными, так и отрицательными в зависимости от исторического опыта

взаимодействия данных народов.

Наряду с иными факторами авто- и гетеростереотипы обусловливают характер

межкультурной коммуникации, способствуя формированию образов «хороших» и

«плохих» народов и обеспечивая таким образом позитивные или негативные

результаты коммуникации.

Кроме непосредственного межэтнического общения авто- и гетеростереотипы

формируются посредством неорганизованных форм передачи информации: слухов,

поговорок, анекдотов. Поговорки усваиваются человеком с детства и

подсказывают ему конкретные образы других народов: «цыган раз на веку

правду скажет, да и то покается» (лживость)…

Ценности русской культуры (община, справедливость, терпение)

Важнейшую роль в формировании русской культуры сыграла уже упоминавшаяся

русская крестьянская община. Поэтому ценности русской культуры в большой

степени являются ценностями русской общины. Среди них древнейшей и

важнейшей является сама община, «мир» как основа и предпосылка

существования любого индивида. Ради «мира» человек должен был быть готов

пожертвовать всем, в том числе и своей жизнью.

по своей природе русский народ — народ-коллективист. В нашей культуре

интересы коллектива всегда стояли выше интересов личности, поэтому так

легко подавляются в ней личные планы, цели и интересы. В русской культуре

преобладают ценностно-рациональные, а не целерациональные (как на Западе)

способы действия, которые не просчитываются заранее, могут причинить вред

человеку, совершающему их. То есть они содержат смысл в самих себе,

приносят удовлетворение самим фактом участия в них, сознанием того, что ты

поступил правильно, что именно этого и требует сейчас социум, дает человеку

чувство своей полезности, значимости в этом мире.

Жизнь, не ориентированная на труд, давала русскому человеку свободу духа

(лишь отчасти, иллюзорную). Это всегда стимулировало творческое начало в

человеке. Оно не могло выразиться в постоянном, кропотливом, нацеленном на

накопление богатства труде, но очень легко трансформировалось в чудачество

или работу на удивление окружающих.

Вечное для русского человека желание пострадать — это желание

самоактуализации, завоевания себе внутренней свободы, необходимой, чтобы

творить в мире добро, завоевать свободу духа. Вообще, мир существует и

движется только нашими жертвами, нашим терпением, нашим самоограничением. В

этом причина долготерпения, свойственного русскому человеку. Он может

вытерпеть очень многое (тем более, материальные трудности), если он знает,

зачем это нужно.

Ценности русской культуры постоянно указывают на устремленность ее к

некоему высшему, трансцендентному смыслу. И нет ничего более волнующего для

русского человека, чем поиски этого смысла. Ради этого поиска можно было

оставить дом, семью, стать отшельником или юродивым (и те, и другие были

весьма почитаемы на Руси).

Русский национальный характер в условиях постсоветской трансформации

4.1. Русские ценности и российский тип хозяйства

4.2. Традиционные ценности русской общины в современных условиях

Большая часть населения нашей страны до сих переживает глубокий

психологический шок, связанный с крушением прежней системы ценностей

(ценностей общины) и необходимостью адаптации к новым экономическим и

политическим реалиям. Важнейшая из них — это проходящая модернизация

России, по сути, становящаяся заурядной вестернизацией. А она

предусматривает не только формирование соответствующих рыночному обществу

экономических, социальных и политических институтов, но и воспитание

личности нового типа, которая должна обладать следующими чертами:

психологическая приспособляемость к изменениям и восприятию нового;

рациональность мышления и вера в эффективность науки и медицины;

способность к выбору — принятию самостоятельных решений относительно

собственной судьбы; индивидуализм; стремление к самоутверждению;

честолюбие, проявляющееся как в отношении к самому себе, так и к своим

детям; высокая ценность образования.

Адаптация к модернизации может рассматриваться как процесс принятия новой

политической и ценностной парадигмы, происходящий в условиях не

преодоленного до сих пор идеологического раскола российского общества.

Риск ради удачи признает прежде всего молодежь, что показывает её более

успешное приспособление к новым условиям и новым ценностям. Но при этом в

русском сознании, независимо от половой принадлежности, возраста и уровня

образования, продолжает преобладать стратегия «малых дел» (Терпение и труд

все перетрут), а на удачу надеется лишь каждый четвертый из числа

опрошенных. Таким образом, еще далеко до утверждения стереотипов

«рыночного» поведения — энергичного и инициативного. О том же говорит и

выбор пословиц, основанных на стереотипе «честной бедности» в противовес

«нечестному богатству».

Русские в межкультурных контактах

5.1. Стереотипные представления о русских в Европе

5.1.1. История возникновения

5.1.2. Особенности русской культуры с точки зрения немцев

в Германии существует некое общее представление обо всей палитре значимых

ценностей русских, которые, по мнению немцев, обусловливают их образ жизни

и стиль поведения.

То, что Россию и русских трудно понять рационально, издавна отмечалось и

отмечается многими немцами.

Второй комплекс особенностей русской культуры связывается ЩЈ гигантскими по

европейским меркам расстояниями, «размахом» России, ее непознаваемостью и

неисчерпаемыми ресурсами.

5. 2. Особенности немецко-русской коммуникации

5.2.2. Вербальная коммуникация

5.2.2.1. Приветствие и прощание

34. КУЛЬТУРА СТРАНЫ ИЗУЧАЕМОГО ЯЗЫКА В КОНТЕКСТЕ МК.

Великобритания

Культура

Их консерватизм неискореним. И все же британцы считают себя честными,

рассудительными, заботливыми и учтивыми людьми. Их оригинальность часто

граничит с эксцентричностью, но на протяжении истории среди них

действительно были оригинальные мыслители, отличавшиеся огромной

изобретательностью. Как ученые, они часто могут блеснуть в науке и

технологии. Изображаемые как нация дилетантов, которая "кое-как"

справляется с кризисами, они проявляют свою внутреннюю силу духа в периоды

крайних бедствий.

Бизнес

Британцы, как правило, заинтересованы в долгосрочных взаимоотношениях, а не

в кратковременных сделках.

Для представителей британских компаний репутация, масштабы фирмы и ее

капитал - весомые аргументы, козыри в переговорах. Что они не так охотно

раскрывают, так это силу своих "закулисных" связей. "Школьные узы", или

"сеть старых приятелей", - реальная сила в деловой жизни Британии.

В некоторых странах нередко сделки совершаются по телефону. Британцы тоже

способны подолгу обсуждать условия соглашения по телефону, но они почти

всегда просят представить их потом в письменном виде. Они хранят в архиве

толстые дела.

Наконец, к вопросу о британской обособленности. Они, как правило, полагают,

что иностранцы стремятся перехитрить их.

Переговоры

Британцы чувствуют себя как дома в общении с другими англоязычными

народами, и с ними они испытывают мало затруднений в установлении простых,

но эффективных взаимоотношений. Они также чувствуют себя комфортно в

отношениях со скандинавами, голландцами и японцами (когда знакомятся с

ними). Они считают, что представляют золотую середину между чрезмерной

формальностью (присущей французам и немцам) и преждевременной

фамильярностью (характерной для американцев и австралийцев).

Юмор играет важную роль в деловых переговорах в Великобритании - шутками и

анекдотами. Британцы могут жестоко подшучивать над представителями

некоторых романских народов и над слишком экспансивными людьми. Юмор

считается одним из наиболее эффективных средств в арсенале британского

менеджера, и некоторые бизнесмены могут завоевывать доверие британцев,

демонстрируя, что не хуже их владеют им.

Британские бизнесмены стараются показать на переговорах, что они

руководствуются благоразумием, компромиссом и здравым смыслом. Можно

заметить, однако, что британцы даже в отсутствие разногласий редко

принимают окончательное решение на первой встрече. Они не любят спешить.

Американцы любят принимать решения тогда, когда только это возможно, и

полагаются на свой инстинкт. Британцы, более связанные традициями, тоже

предпочитают инстинкт логике, однако проявляют больше осторожности. В

переговорах с ними следует предложить: "Не могли бы мы принять

окончательное решение на нашей следующей встрече?"

Британцы редко открыто выражают свое несогласие с предложениями

противоположной стороны. Они по возможности всегда соглашаются, но

ослабляют свое согласие. ("Хм, это очень интересная идея".)

Используя обаяние, неопределенность и сдержанность в высказываниях, юмор и

явное благоразумие, британцы могут смеяться на переговорах, но долго

оставаться довольно жесткими. Они всегда занимают оборонительную позицию,

которую скрывают как можно дольше. Вам следует постараться обнаружить ее

признаки, проявляя такое же благоразумие, юмор, сдержанность и упорство. В

конце концов вы можете увидеть, что это похоже на ваше собственное

отступление в большинстве случаев. Область переговоров с британцами может

быть довольно широкой.

35. ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ.

4.1. Понятие межкультурной компетентности

Воспитание межкультурной компетентности, бесспорно, должно стать одной из

целей современного образования. Именно система образования должна взять на

себя нелегкую задачу избавления людей от устаревших этноцентристских

взглядов и замены их на новые, этнорелятивистские, более соответствующие

реалиям того единого мира, в котором мы живем.

Наиболее успешной стратегией аккультурации является интеграция, сохранение

собственной культурной идентичности наряду с овладением культурой

титульного этноса. В этом случае единственной разумной идеологией и

политикой общества становится мультикультурализм и межкультурная

компетентность, то есть позитивное отношение к наличию в обществе различных

этнокультурных групп и добровольная адаптация социальных и политических

институтов общества к потребностям разных культурных групп.

Это обстоятельство предусматривает проведение национальной политики, не

требующей культурных потерь от интегрирующейся группы, не допускающей ее

ассимиляции (то есть потери собственной культурной идентичности) или

сепарации. В школьном образовании и социальном законодательстве должны

подчеркиваться выгоды мультикультурализма.

Обязательно нужно делать акцент на том, что аккультурация означает взаимное

приспособление, интеграцию представителей разных групп в рамках одного

общества.

Члены полиэтнических обществ должны понимать и знать плюсы

мультикультурализма, разнообразия культур. Среди них - повышенная

способность общества к адаптации; наличие здоровой конкуренции, необходимой

для динамично развивающегося общества; широкие возможности для выбора

разнообразных путей в жизни. Все эти качества могут оказаться очень

полезными при резком изменении условий, среды обитания общества, которые

могут произойти в результате экологической катастрофы или политического

катаклизма. Чем больше разнообразие культур в таком обществе, тем больше

вероятность, что хотя бы один вариант окажется оптимальным в изменившихся

условиях.

Важно, чтобы люди сегодня понимали необходимость как сохранения этнической

и культурной идентичности, без которой невозможно нормальное

психологическое самочувствие человека, так и развития мультикультурализма.

Обе эти тенденции должны разумно и гармонично сочетаться друг с другом.

Ведь только обладающий позитивной этнокультурной идентичностью человек

способен к этнической толерантности, к жизни в современном, все более

глобализованном мире.

На занятиях по разным предметам важно использовать возникающие возможности

для разговора о других культурах. Важно наличие в школьной библиотеке книг

авторов — представителей других культур, учет национальных и религиозных

праздников. В случае каких-либо конфликтов или дискриминации учеников

позиция школы должны быть этнически и культурно непредвзятой. Иными

словами, должна быть целая «школьная философия», — программа, которая четко

зафиксирует необходимость межкультурного обучения и покажет его пути.

4.2. Межкультурный тренинг как способ обучения межкультурной компетентности

В последнее время все большее число исследователей рассматривают

перемещение в другую культуру как ситуацию, в которой прежние навыки

социального взаимодействия человека оказываются бесполезными и он нуждается

в овладении подобными навыками новой культуры. Наиболее эффективным методом

здесь оказываются специально организованные тренинги. Они необходимы как

для мигрантов, переселяющихся в другую страну на постоянное место

жительства, так и для визитеров, выезжающих туда на длительный срок. Их

назначение заключается в том, чтобы снять прежде всего психологические

трудности приспособления к иной культуре.

В основе апробированных методик лежат наблюдения, сделанные многими

исследователями. Так, существует связь между научением культуре и

личностным ростом. Поэтому предполагается, что люди, ощущающие себя

комфортно более чем в одной культуре, интеллектуально и эмоционально более

удовлетворен жизнью, чем монокультурные личности.

Исходя из этого делается вывод, что возможны практические меры для снижения

этноцентризма и подготовки человека к межкультурным контактам.

Существует несколько способов подготовить индивида к межкультурному

взаимодействию, чтобы облегчить последствия культурного шока. Их можно

разделить на три группы:

+ по методу обучения — дидактические или эмпирические;

+ по содержанию обучения — общекультурные или культурно-специфические;

+ по сфере, в которой стремятся достичь основных результатов, —

когнитивной, эмоциональной, поведенческой.

Методы обучения дидактические — просвещение, ориентирование и инструктаж, и

эмпирические - тренинг.

Просвещение представляет собой процесс приобретения знаний о культуре, к

контакту с которой человек целенаправленно готовится. «классные комнаты».

Ориентирование также представляет собой обучающую программу, цель которой —

быстро познакомить человека с основными нормами, ценностями и правилами

поведения в чужой культуре, для этого используют пособия, которые иронично

называют культурными поваренными книгами.

Примерно ту же цель имеет и инструктаж, знакомящий человека с проблемами,

могущими возникнуть в той или иной стране.

Через проигрывание ситуаций, протекающих по-разному в разных культурах,

познакомить обучаемых с межкультурными различиями; во-вторых, познакомив

обучаемых с самыми характерными особенностями чужой культуры, подготовить

перенос полученных знаний на другие ситуации. В последнее время именно

тренинги становятся основным способом подготовки человека к межкультурному

взаимодействию.

Основой подготовки обычно является общекультурный тренинг, или тренинг

самосознания, в результате которого человек должен осознать себя

представителем конкретной культуры, вывести на уровень сознания нормы,

ценности и правила поведения в своей культуре.

Культурно-специфичные тренинги готовят человека к взаимодействию в рамках

конкретной культуры. Они могут быть:

+ когнитивными, дающими информацию о другой культуре;

+ поведенческими, обучающими практическим навыкам, необходимы для жизни в

чужой культуре;

+ атрибутивными, объясняющими социальное поведение с точки зрения другой

культуры.

Самым важным является атрибутивный, так как большая часть проблем в общении

с представителями других культур возникает из-за непонимания причин

введения друг друга. Люди в определенной ситуации ждут конкретного

поведения, а не дождавшись его, делают ложные выводы о человеке, с которым

они общаются. В ходе атрибутивного тренинга человек знакомится с

атрибуциями, характерными для интересующей его культуры.

Овладение так называемым платиновым правилом, сформулированным по аналогии

с золотым правилом нравственности: делай так, как делают другие. Иными

словами, попав в чужую культуру, нужно поступать в соответствии с нормами,

обычаями и традициями этой культуры, а не навязывать местным жителям своих

норм и ценностей.

36.ПРОЦЕСС СОЦИАЛЬНОЙ КАТЕГОРИЗАЦИИ И СТЕРЕОТИПИЗАЦИИ.

2.1. Что такое стереотипы?

2.1.1. Понятие и сущность стереотипа

Восприятие людьми друг друга осуществляется сквозь призму сложившихся

стереотипов. Встречаясь с представителями других народов и культур, люди

обычно имеют естественную склонность воспринимать их поведение с позиций

своей культуры, мерить их на свой аршин. Непонимание чужого языка,

символики жестов, мимики и других элементов поведения часто ведет к

искаженному истолкованию смысла их действий, что легко порождает целый ряд

негативных чувств: настороженность, презрение, враждебность. В результате

такого рода межкультурных или межэтнических контактов обнаруживаются

наиболее типичные черты, характерные для того или иного народа или

культуры, и в зависимости от этих характерных признаков и качеств данные

представители подразделяются на различные группы (категории). Так

постепенно складываются этнокультурные стереотипы, представляющие собой

обобщенные представления о типичных чертах, характерных для какого-либо

народа или его культуры.

Корни возникновения стереотипов лежат в объективных условиях жизни людей,

для которых характерно многократное повторение однообразных жизненных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.