бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шпора: Шпоры

транспортных средств). Во-вторых, обращения граждан и иных субъектов

административного права как форма их участия в управлении делами государства,

направленная на улучшение порядка организации и деятельности государственных

и муниципальных органов. Эти обращения служат способом обратной связи органов

управления с населением и средством непосредственной демократии в управлении.

Основной формой этих обращений являются предложения. В-третьих, обращения

граждан и юридических лиц как форма защиты их прав и законных интересов.

Такие обращения порождаются конфликтными отношениями между гражданами (их

организациями) и органами государственного и муниципального управления. Они

могут направляться как в вышестоящую инстанцию, так и в правозащитные органы.

Основными формами таких обращений являются жалоба и судебный иск.

Обращения как административно-правовая форма

Обращения представляют собой один из юридически значимых способов реализации

прав субъектов административного права, не входящих в систему органов

исполнительной власти. Термин "обращение" носит собирательный характер и

означает различного рода правовые действия, отличающиеся по своей юридической

природе и влекущие различные правовые последствия. Обращения могут иметь

форму заявлений, предложений, ходатайств и петиций. Они адресуются органам

исполнительной власти и содержат просьбу совершить определенные юридически

значимые действия (выдать разрешение, произвести регистрацию, назначить

пенсию и т.д.).

Обращения могут подаваться как от имени граждан, так и юридических лиц

(коллективных субъектов). Так, для приобретения юридическим лицом гражданской

правоспособности и осуществления предпринимательской деятельности, на занятие

которой требуется по закону лицензия, юридическое лицо обязано обратиться в

лицензирующий орган с заявлением о ее выдаче. Обращения могут носить

письменную или устную, индивидуальную или коллективную форму.

Особое внимание законодатель уделяет обращениям граждан. Право на обращения

закреплено в Конституции РФ (ст. 33) в качестве одного из основных прав

гражданина. Это право закреплено также в ряде федеральных законодательных актов

и законов субъектов Федерации, например, в Законе РФ "Об обжаловании в суд

действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", Законе "О беженцах",

Законе "О вынужденных переселенцах", в Законе г. Москвы "Об обращениях

граждан", в Законе Свердловской области "Об обращениях граждан". В настоящее

время около 40 субъектов РФ приняли законы, касающиеся обращений граждан. Эти

законы получили различное наименование. В одних случаях они называются законами

"Об обращениях граждан" (Башкортостан, Карелия и др.), в других случаях - "О

порядке рассмотрения предложений, писем, заявлений и жалоб граждан" (Республика

Саха (Якутия)), либо "О порядке рассмотрения и разрешения обращений граждан"

(Костромская область). Процедура рассмотрения обращений граждан регулируется на

федеральном уровне Указом Президиума Верховного Совета СССР "О порядке

рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан" от 12 апреля 1968 г. (с

изменениями и дополнениями от 4 марта 1980 г., 2 февраля 1988 г.). Ряд

вопросов, касающихся рассмотрения обращений граждан регулируются ведомственными

нормативными актами. К ним относятся, например, Инструкция о порядке

рассмотрения предложений, заявлений, жалоб и организации приема граждан в

федеральных органах правительственной связи и информации

2, Инструкция о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб

граждан в органах Федеральной службы безопасности

3. Под обращениями в этих законах и нормативных актах понимаются

предложения, заявления, жалобы, ходатайства, коллективные обращения, петиции.

Предложение - это обращение гражданина либо группы граждан, направленное

на улучшение порядка организации и деятельности государственных органов,

органов местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации

независимо от форм собственности, на совершенствование правового регулирования,

форм и методов управленческой деятельности. Его цель - привлечь внимание

компетентных органов к несовершенству организации, деятельности или

регулирования в той или иной области и указать пути к устранению недостатков.

Предложения могут касаться практически любого вопроса государственной и

общественной жизни в целях ее улучшения. Только в адрес Президента РФ в

1994-1998 гг. таких обращений поступило свыше 60,5 тыс.

Заявление - это обращение гражданина по поводу реализации прав и свобод,

закрепленных в Конституции РФ или текущем законодательстве. Оно содержит, как

правило, просьбу автора заявления об удовлетворении его индивидуальных прав и

законных интересов либо сообщение о нарушении законности.

Жалоба представляет собой обращение в государственные или иные

официальный органы по поводу нарушения действиями (бездействием) и решениями

прав, свобод и законных интересов гражданина. Для жалобы установлена письменная

форма. Она может быть подана лишь тем лицом, чьи права нарушены или от его

имени законным представителем. Жалобы делятся на общие и специальные.

· Общая жалоба подается в целях защиты общих прав и законных

интересов. Причиной появления общей жалобы является нарушение действиями и

решениями государственных органов прав, свобод и законных интересов граждан, в

том числе путем предоставления информации, послужившей основанием для принятия

таких решений и совершения таких действий. Она подразделяется на два вида:

административную жалобу, подаваемую в органы исполнительной власти

4 и судебную жалобу (административный иск).

· Специальная жалоба подается

лицами, наделенными в дополнение к общей, еще и специальной правосубъектностью

(например жалоба потерпевшего по делам об административных правонарушениях).

Ходатайство представляет собой официальную просьбу гражданина о признании за

ним определенного статуса, прав, льгот и гарантий, изложенных в письменной

форме, в случаях, которые прямо установлены законом. Оно адресуется

государственным органам или вышестоящей общественной организации,

предполагает предоставление с их стороны документов, подтверждающих статус,

льготы, права и т.д. Примером является ходатайство о признании лица беженцем

или вынужденным переселенцем. В административном судопроизводстве под

ходатайством понимается официальная просьба участника процесса о совершении

процессуальных действий или принятии решений, обращенная к прокурору, судье

или суду. Ходатайство является одной из форм обращения в Конституционный Суд

наряду с запросом и жалобой. По ходатайству уполномоченных на то Конституцией

РФ субъектов Конституционный суд рассматривает споры о компетенции.

Конституция РФ закрепляет право на подачу коллективных обращений.

Коллективное обращение - это обращение двух или более граждан, а также

обращение, принятое на митинге и собрании. Оно представляет собой правовой

способ реализации участия граждан в делах государства и общества, влияния

отдельных лиц или коллективов на процесс политических и правовых решений.

Ежегодно в адрес Президента и Правительства страны поступает около 30 тыс.

таких обращений от участников митингов и собраний. Они придают этим публичным

мероприятиям общественно значимый характер. Тем самым право на обращение

выступает как важная составная часть реализации прав граждан на митинги и

демонстрации, свободу мысли слова.

Обрашение как административно-правовая форма

Праву граждан на подачу обращения корреспондирует обязанность соответствующих

органов принимать и рассматривать их в порядке и сроки, установленные

законом. Решение, принятое по обращению, может быть обжаловано по инстанции в

вышестоящий орган либо оспорено в суде. Для рассмотрения обращений граждан в

органах исполнительной власти могут создаваться специальные структурные

подразделения. Такое структурное подразделение создано, например, в

Администрации Президента РФ.

В утвержденном Указом Президента РФ от 3 апреля 1997 г. № 228 (в ред. Указа от

21 апреля 1998 г. № 426) Положении об Управлении Президента Российской

Федерации по работе с обращениями граждан5

определены его основные функции и основные задачи.

· Основными задачами Управления являются:

o обеспечение рассмотрения устных и письменных обращений

граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства,

адресованных Президенту Российской Федерации и Администрации Президента

Российской Федерации;

o информационно-справочная работа, связанная с обращениями

граждан;

o анализ обращений граждан, адресованных Президенту

Российской Федерации, и подготовка соответствующих докладов;

o информационно-аналитическое и методическое обеспечение

деятельности Администрации Президента Российской Федерации по рассмотрению

обращений граждан.

ВОПРОС №19 Правовые формы государственной управленческой деятельности:

понятие, классификация, правовая характеристика каждой из форм.

Правовые формы государственного управления, их характеристика.

В административно-правовой науке под формами управления чаще всего понимаются

«виды действий органов управления с точки зрения их внешнего выражения»,

«внешнее практическое выражение конкретных действий, совершаемых органами

государственного управления...». В общем, с таким мнением можно согласиться,

если признать его одним из возможных подходов к анализу формы

функционирования исполнительной власти и если иметь в виду деятельность всех

субъектов публичного управления. Фактически здесь речь идет о различении

исполнительно-распорядительной деятельности по ее конечному результату или,

иными словами, ее правовым последствиям.

При таком подходе различают правовые и неправовые формы осуществления

исполнительной власти. Правовой считается деятельность, которая

непосредственно влечет определенные правовые последствия и осуществляется на

основе довольно полного юридического оформления. Среди правовых форм

выделяются:

1) принятие правовых актов (решений) (правовых актов управления);

2) заключение договоров (например, административных договоров,

международных соглашений);

3) совершение иных юридически значимых действий вызывающих определенные

правовые последствия (составление отчетов, регистрация фактов, выдача справки о

месте работы, составление административных протоколов и т.д.).

Административно-правовые акты

Принятие и исполнение административно-правовых актов является одной из

основных форм реализации исполнительной власти. В процессе государственного

управления возникает потребность в конкретизации норм законов, которая и

осуществляется путем издания административных актов. В процессе

государственного управления они служат для установления правовых норм либо

для разрешения индивидуальных юридических ситуаций путем применения правовых

норм. Издание и исполнение этих актов - важная часть управленческого

процесса, направленного на осуществление функций исполнительной власти.

Административно-правовой акт - это основанное на законе

официальное юридическивластное решение полномочного субъекта

исполнительно-распорядительной деятельности, принимаемое в одностороннем

волевом порядке с соблюдением определенной формы и процедуры и направленное на

установление административно-правовых норм или на возникновение, изменение либо

прекращение административно-правовых отношений в целях реализации

управленческих задач и функций исполнительной власти.

Юридическая природа административного акта состоит в том, что он:

o является правовой формой управленческого решения; при

помощи его орган исполнительной власти (должностное лицо) решает общие или

конкретные вопросы, которые возникают в процессе его деятельности по

реализации задач и функций государственного управления;

o выражает юридически значимое волеизъявление субъекта

исполнительной власти в виде предписания, обязательного для адресата;

o издается в одностороннем порядке, т.е. выражает волю

только одной стороны - субъекта исполнительной власти; императивно

реализующего свою компетенцию;

o носит подзаконный характер, т.е. должен издаваться в

соответствии с законом;

o является решением полномочного органа исполнительной

власти, принимаемым по вопросам и в пределах его компетенции, определенной

законом;

o устанавливает в сфере ведения конкретного субъекта

исполнительной власти обязательные правила поведения либо регулирует

конкретные управленческие отношения и решает индивидуальные административные

дела;

o издается в качестве письменного юридического документа,

но может быть выражен также устно либо в форме жестов, знаков и т.д.;

o занимает определенное место в иерархической системе

такого рода актов;

o принимается с соблюдением определенных установленных

процедур;

o несоблюдение содержащихся в нем юридическивластных

предписаний влечет ответственность виновной стороны (обычно - дисциплинарную

или административную);

o может быть в установленном законом порядке опротестован

или оспорен.

· Каждый административный акт имеет свое содержание и форму.

Содержание административного акта включает три основных элемента:

o волеизъявление уполномоченного органа, которое не должно

выходить за пределы его компетенции (это волеизъявление должно быть

свободным, т.е. не формироваться под влиянием обмана, заблуждения или

принуждения);

o юридическое существо этого волеизъявления (назначить,

установить, разрешить, предоставить, отозвать, лишить, наказать и т.д.);

o условия, обязательства и поручения, сопровождающие

основное решение.

Форма административного акта - это внешнее выражение содержащейся в нем

воли, мотивов и целей его принятия. Эта форма может быть представлена в виде

указов, постановлений, распоряжений, приказов, указаний, инструкций, положений

и т.д.

По своим юридическим свойствам административные акты делятся на нормативные,

индивидуальные и смешанные. По способу выражения воли они подразделяются на

письменные, устные и символические или конклюдентные (жесты, сигналы, знаки). В

зависимости от порядка принятия они могут быть коллегиальными или единоличными.

Административные акты, имеющие дефекты содержания или формы, подразделяются на

ничтожные и оспоримые. Ничтожный административный акт - это акт,

который вследствие своей незаконности не может порождать и не порождает

юридических последствий. Его ничтожность настолько очевидна, что он не подлежит

осуществлению (например содержит предписание совершить противоправные

действия).

ВОПРОС №20 Организационный формы управления.

Организационные формы управленческой деятельности и их соотношение с

правовыми формами.

Процесс государственного управления имеет своим содержанием деятельность

субъектов административного права, которая осуществляется посредством

определенных административно-правовых форм, процедур и методов.

Административно-правовая форма - это юридическое выражение конкретных

действий и решений органов государственной администрации и иных субъектов

административного права в процессе осуществления исполнительной и

распорядительной деятельности. Она представляет собой юридически значимые

способы реализации субъектами административного права своих полномочий, прав и

обязанностей, отражающих особенности их правового статуса.

Для реализации своих властных полномочий в процессе государственного

управления органы исполнительной власти используют такие основные

административно-правовые формы, как:

o издание административно-правовых актов (правовых актов

управления);

o заключение договоров (например, административных

договоров, международных соглашений);

o совершение иных юридически значимых действий, вызывающих

определенные правовые последствия (составление отчетов, регистрация фактов,

выдача справки о месте работы, составление административных протоколов и

т.д.).

Наряду с этими правовыми формами осуществления исполнительной власти выделяются

также неправовые формы в виде организационных действий и

материально-технических операций (информирование, инструктирование,

проведение совещаний, консультаций и т.д.).

Они тоже осуществляются в рамках действующего законодательства, но часто

такая деятельность правом регламентируется лишь в общем. Главная же их

особенность состоит в том, что эти действия непосредственно юридических

последствий не влекут.

Чаще всего встречаются такие организационные действия, как проведение

совещаний, обсуждений, проверок, распространение передового опыта, разработка

прогнозов, программ, методических рекомендаций, осуществление бухгалтерского

и статистического учета, организация демонстраций, пресс-конференций, встреч

с трудовыми коллективами, представителями общественных объединений.

Выполнение материально-технических операций связано с делопроизводством

(регистрация, оформление, размножение, рассылка документов), обработкой

информации (подсчеты, подготовка данных для машинной обработки),

разнообразными измерениями. К материально-техническим относятся и действия

работников милиции, доставляющих в медицинские учреждения лиц, нуждающихся в

неотложной помощи, исполняющих постановления об административном аресте

(охрана, организация питания и др.).

Необходимо подчеркнуть, что эффективность функционирования исполнительной

власти в немалой степени зависит от умелого сочетания разных форм

деятельности.

ВОПРОС №21 Административно-правовой договор как форма государственной

управленческой деятельности и как источник административного права.

Административный договор – это соглашение двух или более

субъектов административного права, влекущее установление, изменение и

прекращение административных прав и обязанностей. Органы исполнительной власти

(Правительство РФ, центральные федеральные органы РФ, органы субъектов РФ)

заключают межправительственные соглашения, соглашения ведомств разных стран (по

вопросам связи, борьбы с преступностью, др.), договоры РФ с ее субъектами.

По предметному критерию различают:

а) договоры о компетенции (разграничение и делегирование полномочий и

предметов ведения);

б) договоры в сфере управления государственной собственностью;

в) договоры, обеспечивающие государственные нужды;

г) контракты с государственными служащими, студентами;

д) финансовые и налоговые соглашения;

е) договоры о взаимодействии и сотрудничестве;

ж) различного рода концессии и инвестиционные соглашения;

з) договоры об оказании некоторых услуг частным лицам (содействие

занятости населения, коммунальные услуги, перевозка в общ. транспорте).

ВОПРОС №22 Правовые акты государственной управленческой деятельности:

понятие. Сущность квалификация. Отличие этих актов от других государственных

актов и от служенных документов.

Правовые акты управления.

Виды актов управления

В условиях огромного разнообразия рассматриваемых право­вых актов существует

множество критериев, позволяющих сгруппи­ровать их по юридически значимым

признакам и лучше познать их юридические особенности.

I. По юридическому содержанию следует различать несколь­ко категорий актов.

1. Нормативные акты. Они устанавливают, изменяют или от­меняют юридические

нормы, то есть содержат общие правила, не имеющие конкретного адресата, не

обращенные к конкрет­ным лицам, рассчитанные на многократное применение в

слу­чаях, предусмотренных их гипотезами. Нормативные акты го­сударственной

администрации являются важнейшими источ­никами права. В зависимости от

отраслевой принадлежности содержащихся в них норм они могут быть

моноотраслевыми (административно-правовыми, гражданско-правовыми,

источни­ками трудового, земельного права и т. д.) и полиотраслевыми, в

которых имеются нормы различных правовых отраслей. Но в них не может быть

норм уголовного, уголовно-процессуального, конституционного права. По кругу

лиц, на которых распрост­раняются нормы, их источники можно поделить на:

• акты общего значения (федеральные, республиканские, об­ластные, краевые,

окружные, городские, районные, поселко­вые, сельские);

• межведомственные акты;

• внутриведомственные (в том числе локальные) акты.

2. Индивидуальные акты — это решения субъектов админис­тративной власти по

конкретным вопросам, обращенные к кон­кретным лицам. Будучи в своей основной

массе правоприменительными актами, они порождают, изменяют, прекращают

пра­воотношения. Среди них больше всего правонаделительных, оперативно-

распорядительных, а другой разновидностью ин­дивидуальных актов являются

правоохранительные, юрисдик-ционные решения (по спорам, жалобам,

использованию прину­дительных средств). По юридическим последствиям

индиви­дуальные акты могут быть обязывающими, запрещающими,

управомочивающими, поощряющими, содержащими отказы'.

3. Общие акты либо содержат общие кратковременные пред­писания (о переносе

выходного дня, об очередном призыве на военную службу и т. д.), либо содержат

общие требования (повысить требовательность, усилить внимание к определен­ным

категориям дел, бережнее относиться, экономить ресурсы, больше внимания

уделять многодетным семьям и т. д.), либо разъясняют что-то.

4. В смешанных актах одновременно содержатся нормы пра­ва и

правоприменительные решения либо даже еще и общие требования.

II. По форме различают акты письменные, устные, конклюдентные. Письменные

являются разновидностью служебных документов. Устные акты широко используются

при непосредственном руководстве производственной деятельностью, для

обеспечения общественной безо­пасности, на транспорте, в воинских частях.

Конклюдентные акты нахо­дят внешнее выражение в жестах работника ГИБДД,

регулирующего уличное движение, в световых и звуковых сигналах, знаках.

III. По функциональной роли можно различать акты плано­вые, по финансовым

вопросам, методического характера, по кадровым делам, по учету, снабжению и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.