бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


История развития музыкальной культуры Хакасии (ее взаимодействие и взаимообогащение с русской музыкальной культурой)

лирики. Он – один из самых популярных и любимых в народе композиторов-

песенников. Его поют много и часто. Созданные им песни, в свою очередь,

стали достоянием хакасского народа и вошли в исполнительский репертуар.

Исполнение песен Челборакова требует талантливости, профессионального

мастерства, большого творческого труда. Его песни несут в себе свежесть,

оригинальность, глубину содержания и богатство выразительности.

Несомненно, иерархия эстетических ценностей постепенно меняется, но

это вовсе не означает, что они имеют лишь относительный характер. Не

обладая абсолютными качествами, чертами временнй неизменяемости, выдающиеся

творческие достижения, крупные эстетические ценности обладают свойством

поразительного долголетия и оказывают мощное воздействие на духовную жизнь

людей.

В 1980 году Всесоюзная фирма «Мелодия» выпустила пластинку с записями

16 песен Челборакова, а в 1983 году Хакасским отделением Красноярского

издательства публикуется сборник «Цвети, мой край родной», в который вошли

уже 48 его песен.

Изучая творчество Челборакова, можно подчеркнуть, что он не только

вслушивается в народную музыку, впитывая ее богатства, но и стремится

выявить ее внутренние закономерности, обусловленные неповторимой

индивидуальностью фольклора. Обращение к фольклору, вообще, является одной

из основных стилевых тенденций в развитии музыки, начиная с 50-х годов.

Истоки музыкального искусства уходят вглубь веков. Без этих истоков, без

обращения к эстетике и поэтике фольклора невозможно понять ни генезиса, ни

специфики современного искусства. Поэтика фольклора соответствовала

характеру эстетического и эмоционального восприятия людей. Она помогала им

в освоении внешнего мира, была действенной для воплощения определенного

круга жизненных проблем. Употребление художественных фольклорных образов

было воплощением народного упования на торжество добра над злом. Суть

фольклора – в утверждении прекрасного, демократического, героического, в

возвеличивании подлинных и неисчезающих ценностей жизни.

В обращении и отношении к фольклору Г. Челбораков стал достойным

продолжателем А Кенеля. Для них обоих характерна определенная смелость

подхода и разработки фольклорных сокровищ, самоотверженная работа по

собиранию и художественному претворению образцов народного творчества. Без

этого немыслима успешная работа любого современного композитора,

опирающегося на фольклор. Не разрушая поэтику времени, Кенель и Челбораков

стремятся в своих произведениях выразить новые идеалы, через традиционное,

привычное, близкое они приобщают к важным проблемам современности, далекое

историческое прошлое приближают к раздумьям нашего века.

Таким образом, в традиционном и устоявшемся открывается его

неожиданная историческая и философская суть: обостренное внимание к

нравственным, духовным проблемам, единство нравственного и социально-

психологического аспектов. Такие произведения, как опера А. Кенеля «Чанар

Хус и Ах Чибек», фольклорная опера Г. Челборакова «Горная девушка» выявили

неисчерпаемое богатство фольклорной традиции. Именно это обусловило

национальное своеобразие произведений и оказалось наиболее доступной формой

для восприятия.

Мелодии Челборакова производит впечатление уже знакомых. Такое

ощущение появляется потому, что они яркие и простые для запоминания.

Разумеется, немалую роль в таком характере восприятия играет опора на

широко бытующие интонации народных песен. Но этот разнородный материал

переосмыслен композитором, облагорожен и художественно обобщен. Фольклорный

материал стал почвой для поиска новых интонационных и образных решений.

Опера Челборакова «Горная девушка», также как опера Кенеля «Чанар

Хус», явилась сочетанием особенностей хакасского эпоса, интонаций хакасской

песенности с общеевропейскими классическими формами. Обе оперы стали

наглядными примерами плодотворного взаимообогащения культур, примерами

формирования искусства как явления межнационального.

Челбораков не просто стал преемником Кенеля, его действенное

восприятие творческого опыта мастера не тождественно простой учебе или

подражанию. Активное использование опыта Кенеля у талантливого хакасского

композитора соединялось с собственными творческими поисками: если Кенель

был автором первой хакасской оперы, то Челбораковым написан первый

хакасский балет «Прекрасная Пахта». Точно также и национальное искусство в

своем развитии сначала впитывает в себя художественные достижения других

народов, что является полезным до определенного качественного и временного

рубежа, а потом обретает необходимую творческую самостоятельность.

Национальное и заимствованное образует своеобразный сплав, на основе

которого открываются новые возможности поисков и развития. При этом

обновляются жанры. В результате такого взаимодействия перерабатываются

национальные традиции и формы, и на основе нового художественного

мировосприятия национальное искусство развивается самобытно и оригинально.

Г. Челборакову было суждено проложить пути развития и национальной

ветви хакасского симфонизма. Его произведения явили собой образцы

органичного внедрения особенностей хакасского песенно-танцевального

тематизма в симфоническую драматургию. Многие из его произведений имеют

программные названия: увертюра «Тун пайрам», симфоническая поэма «Хакасия»,

кантаты «Любимые степи мои» и «Цвети, Хакасия моя». Кстати, кантата «Цвети

Хакасия моя» вместе с симфонической поэмой «Таежная быль» были дипломными

работами Челборакова, окончившего Уральскую консерваторию в классе

профессора, председателя правления Уральской композиторской организацией

М.П. Пузея, и исполнены симфоническим оркестром под управлением М.И.

Павермана.

Особое значение в творчестве Челборакова имеет обращение к глобальным

проблемам войны и мира, памяти о погибших. Великой Отечественной войне были

посвящены: симфоническая поэма «Подвиг», оратория-реквием «Огонь

бессмертия» и другие. Все они свидетельствуют о том, что их автора занимают

проблемы психологические, моральные, социально-философские, что он

стремится к многомерному, широкоохватному отражению действительности.

Сознание человека – это высшая форма отражения действительности,

единство познавательной и преобразующей деятельности. Это – диалектное

единство отражения и творчества. Творческий процесс в искусстве – это

непосредственная деятельность художника, в результате которой создается

художественное произведение. Безусловно, сначала возникает побудительная

реакция, потребность в творчестве. Потом эта активность в едином сочетании

с эмоциональностью становится сознательной. И в результате этого процесса

возникает замысел произведения. Конечно, в творчестве художника проявляется

его отношение к окружающему миру, его понимание действительности, его

мировоззрение. Творить – значит создавать что-то новое, но именно это новое

состоит из элементов реальности, и все создаваемое в процессе творческой

деятельности опирается на объективность развития общественной жизни.

Творческий процесс – это превращение субъективной реальности (идей,

замыслов) в объективную действительность. Она, в свою очередь, отражается в

сознании, творчески в нем преобразуется и затем вновь получает материальное

воплощение.

«Метод складывается в процессе творчества. Он вырастает из самой

внутренней логики осмысления действительности»6. Индивидуальный творческий

стиль композитора Г. Челборакова формировался на реалистической почве. Его

сочинения давали правдивую реалистическую картину действительности. Они

стали свидетельством интенсивных поисков новых форм познания, изучения

действительности. Реализм берется из жизни. Возникновение реализма в

различных национальных искусствах закономерно. Это естественное следствие

исторической логики искусства, рубеж, к которому неотвратимо вело само

развитие художественного мышления человечества. В различных национальных

искусствах реализм имел своим истоком разные национальные художественные

традиции, он вырастал из фольклорных традиций, из богатейшего наследия

народнопоэтического творчества. Но фольклорные традиции не остаются

неизменными: изменение общественной жизни влечет изменение фольклора,

фольклор перевооружается, приближаясь к реалистическому повествованию,

становится выразителем концепции жизни. Именно это было характерно для

творческой эволюции Челборакова: от песенности, фольклора – к объемным

реалистическим полотнам.

Реализму свойственно не нивелирование национальных особенностей, а

создание новой эстетической базы для развития уже накопленного опыта,

рождение стимулов для всемирного художественного обогащения. Творческое

освоение Челбораковым эстетического богатства русской культуры

способствовало ее неожиданному многомерному выявлению и расцвету.

Безусловно, метод реализма не является каким-то искусственным набором

однозначных регламентаций. Это продуманная система жизненных оценок, та

идейно-нравственная позиция, с которой автором рассматривается жизнь, ее

настоящее, рожденное прошлым, и ее будущее, возникающее из настоящего. Это

метод познания действительности в ее многомерных состояниях и проявлениях.

Он не противоречит смелым поискам и новаторству. Это – «открытая

эстетическая система. Она представляет собой возможность широчайшего выбора

средств художественного изображения»7.

Широкие перспективы видения мира с позиции реализма обеспечивают

органичность художественного синтеза современности в его тесной связи с

прошлым и будущим, восприятия истории как целостного и сложного

поступательного процесса. Все это способствует формированию важных

социально-нравственных представлений современности. Если фольклор был

всегда источников творчества Г. Челборакова, то метод реализма – его

основой.

Что касается характеристики симфонического творчества Челборакова, то

можно сказать, что это – дальнейшее развитие его индивидуального

творческого стиля. Если в оперном творчестве наблюдается сочетание

фольклора с традиционными классическими основами формообразования, то в

симфоническом творчестве Челборакова это сочетание дополнительно

обогащается приемами современной композиторской техники. Композитор

свободно ориентируется в выборе средств выразительности, подчиняя их своим

замыслам.

Поиски средств выразительности, которые были бы органичным развитием

прошлого опыта и приближались бы к современному языку – задачи сложные, так

как в Хакасии не имелось ни школы симфонического письма, ни специальной

симфонической подготовки. Большое значение в произведениях Челборакова,

написанных для симфонического оркестра, имеет вариантно-вариационный метод

развития тематизма. Конечно, преобладает вариантность. Это исходит от

традиций народного творчества, потому что данный метод позволяет

многообразно показать один и тот же материал. Наиболее часто композитор

употребляет варьирование тембра и фактуры для придания национального

колорита. Из-за специфики национального искусства гармоническое развитие

употреблялось реже, зато часто использовался богатый спектр ладов,

разнообразно и причудливо сочетающихся в одновременности и

последовательности. Богата и разнообразна композиторская техника Г.

Челборакова, включающая в себя и технику мотивных вычленений, и

динамическое развитие тем, и их полифоническое соединение. Им используются

практически все классические типы полифонического изложения: подголосочный,

контрастный, имитационный. Может быть, эта техника в сочинениях Челборакова

не очень заметна, но лишь потому, что она всегда уместна и нигде не

становится самодовлеющей. Ему подвластны как старинный контрапункт (см.

несколько фортепианных фуг), так и современные приемы XX века, вплоть до

использования полифонии пластов, как в «Симфонических размышлениях» для

скрипки, фортепиано, чатхана и симфонического оркестра.

Талант Г. Челборакова раскрылся не только в крупных сочинениях, но и в

малых формах инструментальных пьес для различных инструментов. Ценность

произведений зависит не от масштабов пьес, а от их содержательности.

Причина популярности произведений Челборакова в том, что опираясь на

унаследованную от прошлого и современную ему народную основу, он возвысился

до художественного обобщения воспринятого из разных музыкальных истоков,

питавших его, сблизил в своем творчестве прошлое и настоящее, смог увидеть

и раскрыть в музыке черты характера своего народа. Его творчество соединило

в себе лучшие национальные и интернациональные традиции, сплело их в единую

неповторимую песню – песню гор и степей. Это яркий пример сближения,

расцвета и взаимообогащения, свидетельствующий об общности духовной жизни и

исторической судьбы народов, их подлинном единстве.

Фольклорная хакасская традиция вступила в сложное взаимодействие с

опытом русской музыкальной культуры и общеевропейскими классическими

формами. На основе этого синтеза сформировалось хакасское профессиональное

музыкальное искусство, которое теперь, достигнув высокого идейно-

художественного и профессионального уровня, в свою очередь, вносит свой

вклад в многонациональную художественную культуру. Г. Челбораков – первый

профессиональный хакасский композитор. Он создал высокохудожественные

ценности, ставшие основой профессионального национального музыкального

искусства, и его заслуги в истории хакасской художественной культуры имеют

непреходящее значение.

Опыт становления хакасского музыкального искусства, как и всей

художественной культуры, доказал необходимость, возможность и

плодотворность социального и педагогического единства творческой

интеллигенции. Исторически новая интеллигенция, на первых этапах вобравшая

в себя старую, демократическую интеллигенцию, ныне представляет собой плоть

от плоти народа, важный элемент общественной структуры. Процессы

становления и развития новой творческой интеллигенции оказались

типологически родственными у всех национальных культур. Хакасия долгое

время воспринималась как отсталая окраина, и неудивительно, что сознание

людей было подавлено предрассудками. Многим казалось, что этот народ не

способен воспринимать формы современного искусства. Однако действительность

убедительно доказала, что раскрепощенные народы способны не только в

короткий срок овладеть передовой культурой, но и развивать ее в

свойственных им национальных формах.

Третьим способом плодотворного взаимообогащения культур можно назвать

использование коллективного творческого опыта во всех его видах, например,

организация особых художественных союзов, к которым тяготеют мастера разных

видов искусства. Общность мировоззрений художников, их творческих методов

способствует взаимообогащению национальных культур и выявлению их

потенциальных возможностей. Естественно, что крупные творческие завоевания

подобных союзов становятся весомой величиной во взаимосвязях и

взаимообогащении культур. Речь идет не только об отдельных мастерах, а об

объединенной силе, развивающей национальное достояние Хакасии.

В 1996 году в Хакасии был организован Союз композиторов – событие

огромного значения в музыкальной жизни Республики. 20 марта состоялась

Учредительная конференция, на которой зам. министра культуры Республики

Хакасия В.С. Коков подытожил значимость свершившегося: «Республика Хакасия

в культурном плане выходит на новый виток в отношении с другими регионами

России»8.

Коллективный творческий опыт в этом виде Союза нисколько не исключает

самостоятельного действительного функционирования произведений отдельных

мастеров искусства, их влияния на художественный процесс. И это совершенно

естественно – ведь речь идет о творческих созданиях талантливых и

оригинальных художников. Вне этого не существует никакого коллективного

творческого опыта, он не может появиться из соединения даже очень большого

числа серых и малоинтересных произведений и их авторов. Вместе с тем

влияние на развитие художественных культур в плане их взаимообогащения эти

творческие сообщества оказывают довольно значительное.

Музыкальная культура всегда была выражением и отражением жизни

человека, всей ее полноты, многосторонности сложной диалектики его души,

его исканий и прорывов. Именно через субъективное, через богатство,

значимость чувствований человека, воссоздавалась живая сознательная история

народа, утверждался его общественный и нравственный опыт. Музыкальная

культура была «человеческой историей нации». Она одновременно была

историей, философией, социологией, психологией, этикой народа. В

социологическом плане культура сегодня осуществляет раскрытие и развитие

творческого таланта целого народа и тем самым обеспечивает всестороннее

проявление личности.

Одна из основных закономерностей развития художественной культуры –

формирование художника нового типа: интеллектуала, обладающего определенной

ориентация, для которого характерны связи с жизнью народа, его помыслами,

стремлениями, чаяниями и надеждами. Для него связь с народом – это

питательная почва, источник вдохновения, неисчерпаемый кладезь сюжетов,

тем, идей, характеров. Уже говорилось, что все без исключения музыканты

Хакасии сформировались под влиянием русской композиторской школы, но вопрос

о влиянии нельзя трактовать упрощенно. Конечно, было обучение, но с

течением времени, осваивая все новые пласты действительности, духовной

жизни человека, композиторы овладевали всеми тайнами творчества, повышали

свою общую и профессиональную культуру, расширяли свой идейный и жизненный

кругозор. Процесс взаимовлияния все более усложнялся. Значение этого

воздействия сказалось не столько в прямом продолжении художественных начал,

традиций, сколько в стимулировании новых, причем часто неоднородных поисков

и открытий, в расширении творческого арсенала искусства в целом. Каждый по-

своему обогащает художественную культуру. Эстетические формы воплощения

общего идеала всегда неповторимы. Характерно многообразие выразительных

средств, национальных художественных форм и традиций. Способы эстетической

выразительности художник выбирает сам. И мы должны радоваться не

повторяемости или одновариантности культур, а их богатству и многообразию.

Итак, в 1996 году был создан Союз композиторов Хакасии, его

председателем была избрана Нина Викторовна Катаева – композитор-песенник,

преподаватель Абаканского музыкального колледжа.

Творчество Н. Катаевой, отличающееся своеобразием и свежестью мелодий,

тонкой интонацией и особой задушевностью, в Хакасии очень популярно. В 1990

году Хакасским отделением книжного издательства был выпущен сборник

«Хакасия – солнечный край», в который вошли многие ее песни, в том числе:

«Абаканские волны» на стихи И. Костякова, «Песня об Абакане» на стихи С.

Янгуловой, «Моя Хакасия» на стихи М. Кильчичакова, «Слово воина» на стихи

Т. Кидиекова и другие.

Фольклоризм, поэтика контрастов, развернутость и ассоциативность

образов – характерные черты выбранных ею стихов. Возникают целые

своеобразные серии размышлений о необходимости красоты для человека. Не

хлебом единым жив человек, ему необходима красота. Чувство прекрасного –

это то, без чего человек не может стать человеком. И размышления Катаевой о

красоте, о ее необходимости – это своеобразное утверждение значимости

духовных ценностей.

Внимание композитора Катаевой обращено не на внешнюю событийность, а

на внутренний мир героя, на диалектику души. Постоянным творческим

импульсом для нее всегда был не только самобытный фольклор, но и

первозданная природа родного края. Природа не может не волновать, не может

не вдохновлять, но, пожалуй, самый характерный мотив ее творчества – это

фольклорный мотив счастья, передающий ее собственное мироощущение.

Отталкиваясь от первоисточников – образа, мысли, попевки, Катаева свободно

развивает их, преломляя сквозь призму своей творческой индивидуальности,

своего видения, живого ощущения не только самого народно-песенного мелоса,

но и той среды хакасской жизни, которой эти образы фольклора были рождены.

Богатейшая россыпь народной интонации, вбирающая в себя все новые приметы

современности, дает неисчерпаемые возможности для выражения самых различных

эмоций, для раскрытия самых разных тем.

Многие песни Катаевой популярны и любимы, но особое признание получила

песня «Партизанские мадонны». «Благодарю Вас за песню «Партизанские

мадонны» от себя лично как автор, а также от имени всех партизан смоленских

бригад, в честь которых была написана эта песня... Я получил массу песен от

партизан ВОВ и даже не подозревал, что эта песня может вызвать такой бурный

отклик среди бывших партизан», - писал Катаевой автор стихов этой песни,

украинский поэт А.Д. Середа. Читая трогательные письма тех, кому песня

адресована, можно оценить творчество Катаевой-композитора: «Ваша музыка

прекрасна», «Удивительно чутко и талантливо», «Примите благодарность за Ваш

благородный труд», - вот выдержки из писем-откликов, написанных в 1983-1984

годах и любезно предоставленных нам для работы. Пожалуй, самая высокая

оценка и самое большое признание творчества композитора заключается в

предложении поэта А.Д. Середы написать музыку и к другим его стихам. Из

письма 12.03.1983: «Нина Викторовна, у меня есть неплохое, на мой взгляд,

стихотворение «Дороги лесные». Может быть, оно Вам понравится, и Вы найдете

возможным написать музыку», или в письме от 16.05.84 содержится просьба

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.