бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


История развития музыкальной культуры Хакасии (ее взаимодействие и взаимообогащение с русской музыкальной культурой)

| |сказания. Именно в эпосе заложены |

| |основы дальнейшего культурного |

| |развития. |

| Б. Упадок античности. Поздний | Уже не наблюдается появление |

|Рим: смещение пропорций, увлечение |большого количества героических |

|малыми формами и приоритетом личного|сказаний и легенд, они сохраняются, |

|перед общественным. |но на смену им приходит увлечение |

| |малыми формами. Создается огромное |

| |количество песен. Естественно, в |

| |песенном жанре наблюдается приоритет|

| |личного перед общественным. Именно |

| |этот период развития песенной |

| |музыкальной культуры хакасов станет |

| |основой изучения первых этнографов, |

| |ученых, исследователей: Гмелина, |

| |Потанина, Радлова, Катанова, |

| |Вербицкого, Ельницкого, Кенеля. |

| В. Классицизм, образцовость, | Все эти качества характерны для |

|обращение к античности с ее |этапа развития хакасской музыкальной|

|пропорциями, уравновешенностью, |культуры, к которому мы можем |

|строгостью форм, ее целостностью, |отнести творчество Кенеля и |

|приоритетом общественного перед |Челборакова. У них наблюдается |

|личным. |возвращение к героическим сказаниям |

| |прошлого, к легендам – появление |

| |опер «Чанар Хус» и «Горная девушка».|

| |В произведениях как оперного, так и |

| |симфонического жанров (поэмы, |

| |кантаты, увертюры) наблюдается |

| |сочетание фольклорной основы с |

| |общеевропейскими музыкальными |

| |формами, что обусловило строгость и |

| |уравновешенность форм, целостность |

| |произведений и приоритет |

| |общественного перед личным. Период |

| |продлился, примерно, до 80-х годов. |

| |Кроме Кенеля и Челборакова работали |

| |Крюков, Новиков, Киркор и другие. |

| Г. Романтизм пришел с обновлением| Множество композиторов (Катаева, |

|форм, увлечением малыми формами, |Стоянов, Ким, Токмашов и другие) с |

|идеями о синтезе искусств, |их стилевым разнообразием. Вместе с |

|отрицанием нормативности и |тем, есть черты, характерные для |

|приоритетом личного перед |всех: работа, в основном, в мелких |

|общественным. Наблюдается тенденция |жанрах, направленность на раскрытие |

|к объединению в различные кружки и |мира человека, преобладание |

|творческие группы. |песенности, использование фольклора,|

| |отрицание нормативности, как в |

| |отношении жанров (появление оперы в |

| |тахпаховом стиле в творчестве |

| |Токмашова), так и в отношении |

| |использования национальных |

| |инструментов (традиционно сольной |

| |инструмент чатхан в творчестве Кима |

| |использован в сочетании с другими |

| |национальными инструментами, а в |

| |творчестве Челборакова – даже в |

| |составе общепринятого |

| |общеевропейского симфонического |

| |оркестра (в «Симфонических |

| |размышлениях»). Этот период длится, |

| |примерно, с 80-х годов до сих пор. |

| |Наблюдаемая тенденция к объединению |

| |проявилась в создании Союза |

| |композиторов Хакасии. |

| Д. Реализм с его господством | Хакасская музыкальная культура в |

|объективности, правдивым отражением |связи с активным взаимодействием и |

|действительности во всех видах |взаимообогащением с русской |

|искусств. Взгляд на искусство, как |культурой, а также по причине своего|

|на средство познания |ускоренного развития, не переживала |

|действительности. |реализм как отдельную |

| |самостоятельную эпоху, но, тем не |

| |менее, все характерные для реализма |

| |черты отчетливо присутствуют в |

| |творческие композиторов Хакасии, |

| |успешно сочетаясь с особенностями |

| |основных направлений. Так, принципы |

| |реализма, безусловно, проявляются в |

| |творчестве Кенеля и Челборакова. |

В процессе этого очень лаконичного логического анализа даже на первый

взгляд неискушенного в культурологии человека можно заметить, что в истории

развития мировой художественной культуры достаточно ясно и достаточно

регулярно повторяются определенные закономерности развития, что критерии

определенных эпох поразительно похожи. В результате, раскрыв внутренние

противоречия, прослеживается их развитие и выявляется, что все развитие

представляет собой объективный процесс уничтожения одного качественного

состояния и формирования другого. Уточняем, что этот процесс

обуславливается борьбой внутренних противоположных сил и тенденций, а также

то, что этот процесс через отрицание одних качественных состояний другими,

через удержание всего положительного, и есть повторение пройденного на

новой, более высокой основе, что составляет суть диалектического развития.

Приняв все это, можно заключить, что история развития музыкальной

культуры Хакасии прошла все основные этапы развития общемировой культуры,

но в сжатом, ускоренном виде.

Согласно диалектике, можно предположить, что следующий этап развития

будет своеобразным сочетанием «В» и «Г», так как это должен быть светлый

период со стройными уравновешенными классическими формами, с классической

образностью, объективностью, приоритетом общественного перед личным,

логичностью, аналитичностью, глубокой идейностью, нравственно-философской

проблематикой, но уже с использованием многообразных технических приемов и

средств выразительности, найденными в период «Г». Можно предположить отказ

от тональной системы, от функциональности в гармонии, различные достижения

в сочетании тембров, красок, появление новых жанров и так далее. Это,

конечно, не некий сверхэтап развития, но очередное звено в цепи закономерно

сменяющих друг друга звеньев на протяжении всей истории развития культуры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ формирования и развития музыкальной культуры Хакасии и ее

взаимодействия и взаимообогащения с русской музыкальной культурой

показывает, что единые для всех народов задачи реализуются в конкретных

условиях в соответствии со спецификой национального развития. Музыкальная

культура малых народов, отличаясь от культуры больших наций по темпам и

характеру развития, предполагает особую интенсивность развития. Уровень и

полноценность национальной музыкальной культуры не предполагают

обязательного и полного совпадения с другой музыкальной культурой и не

могут определиться наличием или отсутствием в ней какого-либо звена. Для

анализа духовной жизни важным понятием является понятие культурного

прогресса.

Культурный прогресс предполагает использование духовных ценностей в

интересах людей и рост активного, творческого участия народа в их создании.

Соответствие этому и основной критерий культурного прогресса выражает

степень сознательного участия народа в творчестве, широту его приобщения к

духовной культуре. Понятие «культурный процесс» характеризует объективное

целеустремленное движение культуры к такому историческому типу, который

обеспечивает всестороннее развитие специально активной творческой личности,

способствует интеллектуальному, нравственному, эстетическому

совершенствованию всех членов общества. И именно в качестве важнейшего

критерия культурного и исторического прогресса выдвигается критерий

гуманизма.

В нашем исследовании рассмотрено пятнадцать различных способов

взаимодействия и взаимообогащения культур, способствующих подъему, расцвету

каждой культуры. Развитие музыкальной культуры Хакасии как системы,

отвечающей потребностям общества, характеризуется активизацией

художественного и исполнительского творчества. Анализ современного

состояния профессионального музыкального искусства позволяет заключить, что

оно стало существенной формой социальной активности.

Культура, как историко-социальный феномен, пронизывает все стороны

деятельности человека. Подход к понятию национальной культуры как историко-

социальному явлению дает возможность исследовать специфические особенности

культуры и те ее черты, которые сближают ее с другими культурами. Ее

значение определяется активностью поисков новых идей, новых средств и

приемов выразительности, ее оптимистической направленностью, служением

интересам народа, тем, что она выражает важнейшие процессы развития,

духовную эволюцию народа и отражает общечеловеческую сущность мировой

культуры.

Наше утверждение об огромной значимости и равноценности культур всех

народов, о плодотворности и бесценном значении процессов взаимодействия и

взаимообогащения культур для их развития приобретает сегодня еще большую

актуальность и подтверждает глубокое убеждение Н. Ядринцева, что «народы

Сибири внесут свой вклад в мировую цивилизацию и окажут великую услугу

общечеловеческому прогрессу»17.

ПРИМЕЧАНИЯ

К ВВЕДЕНИЮ

1. Ленин В.И. О государстве. Собр. Соч., т.24. - М., 1935, с.364.

К ГЛАВЕ 1

1. Елпатьевский С.А. Абаканские степи/Сибирь в художественной

литературе. - Новосибирск, 1938, с.3-4.

2. Кызласов Л.Р. Древняя и средневековая история Южной Сибири. -

Абакан, 1991, с.29.

3. Там же, с.43.

4. Кызласов Л.Р. О литературе и фольклоре средневековых

хакасов//Вестник МГУ, серия-9, История. – 1968. - №2, с.80.

5. Кызласов Л.Р. История Хакасии с древнейших времен до 1917 года. –

М.: Восточная литература, В.О. «Наука», 1993, с.109.

6. Кенель А.А. Хакасская музыка, т.2. – Абакан: фонд ХакНИИЯЛИ, 1948. -

№167, с.154.

7. Тарбанакова С. Пути развития театров Южной Сибири. -Горно-Алтайск,

1994, с.19.

8. Там же, с.19.

9. Патачаков К.М., Тугужекова В.Н. Семантика рисунков на бубне

хакасский шаманов//Материалы I Международного симпозиума «Чатхан:

история и современность». - Абакан, 1996, с.45.

10. Там же, с.44.

11. Катанов Н.Ф. Отчет о поездке в Минусинский округ Енисейской губернии

в 1896 году. - Казань, 1897, с.74.

12. Кенель А.А. Хакасская музыка, т.2. – Абакан: фонд ХакНИИЯЛИ, 1948. -

№167, с.160.

13. Арсеньев В.К. Сочинения, т.5. - Владивосток, 1948, с.88-89.

14. Кенель А.А. Музыка хакасов. – Абакан: фонд ХакНИИЯЛИ, 1948. - №171,

с.96.

15. Кенель А.А. Очерки по истории музицирования и культурных связей

хакасов с русскими. – Абакан: фонд ХакНИИЯЛИ, 1959. - №439, с.5.

16. Вербицкий В. Миросозерцание и народное творчество сибирских

инородческих племен//Литературный сборник. – М.: Восточное

образование Н.М. Ядринцева, 1892, с.338-339, или: Кенель А.А.

Хакасская музыка, т.1. - Абакан: фонд ХакНИИЯЛИ. - №166, с.11.

17. Асиновская А.А., Шевцов В.Н. О музыкально-драматургических

закономерностях хакасского героического эпоса//Музыкальное

творчество народов Сибири и Дальнего Востока. - Новосибирск, 1986,

с.74.

18. Там же, с.76.

19. Котожеков Г.Г. Чатхан как символ духовной культуры хакасского

народа//Материалы I Международного симпозиума «Чатхан: история и

современность». - Абакан, 1996, с.4.

20. Асимовская А.А., Шевцов В.Н. О музыкально-драматургических

закономерностях хакасского героического эпоса//Музыкальное

творчество народов Сибири и Дальнего Востока. - Новосибирск, 1986,

с.76.

21. Кенель А.А. Заметки по истории музыки хакасов. - Абакан: фонд

ХакНИИЯЛИ, 1986. - №165, с.17, или: Ельницкий К. Инородцы Сибири,

1895, с.95.

22. Кенель А.А. Хакасская музыка, т.2. – Абакан: фонд ХакНИИЯЛИ, 1948. -

№167, с.15.

23. Кенель А.А. Музыка Хакасов. – Абакан: фонд ХакНИИЯЛИ, 1948. - №171,

с.20.

24. Стоянов А.К. Хакасский чатхан//Материалы I Международного симпозиума

«Чатхан: история и современность». - Абакан, 1996, с.8.

25. Майногашева В.Е. Хакасский чатхан и вопросы его происхождения (по

мотивам фольклора)//Материалы I Международного симпозиума «Чатхан:

история и современность». - Абакан, 1996, с.6.

26. Кенель А.А. Хакасская музыка, т.2. – Абакан: фонд ХакНИИЯЛИ, 1948. -

№167, с.132.

27. Кенель А.А. Очерки по истории музицирования и культурных связей

хакасов с русскими. – Абакан: фонд ХакНИИЯЛИ, 1959. - №439, с.10.

28. Кенель А.А. Заметки по истории музыки хакасов. - Абакан: фонд

ХакНИИЯЛИ, 1986. - №165, с.25.

29. Кенель А.А. Хакасская музыка, т.2. – Абакан: фонд ХакНИИЯЛИ, 1948. -

№167, с.128.

30. Там же, с.144-146.

31. Кенель А.А. Музыка хакасов. – Абакан: фонд ХакНИИЯЛИ, 1948. - №171,

с.149.

32. Анжиганова Л.В. Чатхан и возрождение хакасов как этноса//Материалы I

Международного симпозиума «Чатхан: история и современность». -

Абакан, 1996, с.14.

33. Катанов Н.Ф. Заметки о богатырских поэмах минусинских тюрков. - СПб,

1885, с.30.

34. Асимовская А.А., Шевцов В.Н. О музыкально-драматургических

закономерностях хакасского героического эпоса//Музыкальное

творчество народов Сибири и Дальнего Востока. - Новосибирск, 1986,

с.95.

35. Кенель А.А. Заметки по истории музыки хакасов. - Абакан: фонд

ХакНИИЯЛИ, 1986. - №165, с.5.

36. Кызласов Л.Р. Древняя и средневековая история Южной Сибири. -

Абакан, 1991, с.7.

37. Кенель А.А. Заметки по истории музыки хакасов. - Абакан: фонд

ХакНИИЯЛИ, 1986. - №165, с.5.

38. Там же, с.6.

39. Там же, с.6.

40. Кенель А.А. Хакасская музыка, т.2. – Абакан: фонд ХакНИИЯЛИ, 1948. -

№167, с.146, или: Вербицкий А. Алтайские инородцы, 1898, с.167.

41. Кенель А.А. Хакасская музыка, т.2. – Абакан: фонд ХакНИИЯЛИ, 1948. -

№167, с.146, или: Ельницкий К. Сибирские инородцы, 1899, с.95.

42. Кенель А.А. Очерки по истории музицирования и культурных связей

хакасов с русскими. – Абакан: фонд ХакНИИЯЛИ, 1959. - №439, с.7.

43. Кенель А.А. Хакасская музыка, т.2. – Абакан: фонд ХакНИИЯЛИ, 1948. -

№167, с.148.

44. Брошюра Хакасские и ойротские национальные инструменты. – М.:

Центральный Дом им. Н.К. Крупской, 1937, с.24.

45. Левашова В. Из прошлого Хакасии. - Абакан, 1945, или: газ.

«Советская Хакасия» от 04.01.1946.

46. Кызласов Л.Р. История Хакасии с древнейших времен до 1917 года. –

М.: Восточная литература, В.О. «Наука», 1993, с.169.

47. Табастаев Г.С. Хакасский областной краеведческий музей. – М.:

Внешторгиздат, 1991, с.8.

48. Наумов Н.И. Горная идиллия, очерк//Новая Шория, сост. Кенель А.А.. -

Новосибирск, 1937, с.3.

49. Тарбанакова С. Пути развития театров Южной Сибири. - Горно-Алтайск,

1994, с.8.

50. Там же, с.8.

51. Кызласов Л.Р. История Хакасии с древнейших времен до 1917 года. –

М.: Восточная литература, В.О. «Наука», 1993, с.354.

52. Там же, с.355.

53. Кызласов Л.Р. Древняя письменность саяно-алтайских тюрков. – М.:

Восточная литература, РАН, 1994, с.7.

54. Кенель А.А. Заметки по истории музыки хакасов. - Абакан: фонд

ХакНИИЯЛИ, 1986. - №165, с.32, или: Гмегин И. Путешествие по Сибири.

- Геттинген, 1752, с.426.

55. Там же, с.19-20.

56. Кенель А.А. Хакасская музыка, т.1. – Абакан: фонд ХакНИИЯЛИ, 1948. -

№166, с.6, или: Ершов П. Юношеские стихи. - СПб, 1872.

57. Кузнецова А., Кулаков Н. Минусинские и ачинские инородцы. –

Красноярск: Енисейский губернский статистический комитет, 1893,

с.44.

58. Кенель А.А. Заметки по истории музыки хакасов. - Абакан: фонд

ХакНИИЯЛИ, 1986. - №165, с.18.

59. Народы России. Этнографические очерки, ч.2. - СПб, 1880, с.49.

60. Роменская Т.А. Об источниках изучения музыкальной культуры народов

Сибири XVIII - первой половины XIX веков//Музыкальное творчество

народов Сибири и Дальнего Востока. - Новосибирск, 1986, с.163.

61. Кузнецова А., Кулаков Н. Минусинские и ачинские инородцы. –

Красноярск: Енисейский губернский статистический комитет, 1893,

с.44.

62. Труды Первого Сибирского краевого научно-исследовательского съезда.

Протоколы и резолюции, т.1. - Новосибирск, 1927, с.258.

63. Там же, с.258.

64. Кенель А.А. Хакасская музыка, т.1. – Абакан: фонд ХакНИИЯЛИ, 1948. -

№166, с.38.

65. Кенель А.А. Хакасская музыка, т.2. – Абакан: фонд ХакНИИЯЛИ, 1948. -

№167, с.40.

66. Там же, с.73.

67. Новосибирск. Материалы ЦИМКС и ДВ, коллекция 52, 1987, кас. 3,

запись 22.

68. Там же, колл. 14, 1985, кас. 1, зап. 63.

69. Там же, колл. 14, 1985, кас. 1, зап. 68.

70. Там же, колл. 52, 1987, кас. 3, зап. 15.

71. Там же, записи 20, 26, 19.

72. Об этом: Шевцов В.Н. Охотничье-скотоводческие звукоподражания и

возгласы у хакасов//Музыкальная этнография Северной Азии. -

Новосибирск, 1989.

73. Кенель А.А. Хакасская музыка, т.3. – Абакан: фонд ХакНИИЯЛИ, 1948. -

№168, с.571.

74. Кенель А.А. Хакасская музыка, т.1. – Абакан: фонд ХакНИИЯЛИ, 1948. -

№166, с.31.

75. Там же, с.31.

76. Там же, с.32.

77. Путешествие А. Кастрена по Лапландии, Северной России и Сибири (1835-

1844, 1845-1849)//Собрание старых и новых путешествий, ч.2. - М.,

1860, с.304.

78. Тарбанакова С. Пути развития театров Южной Сибири. - Горно-Алтайск,

1994, с.13-14.

79. Кенель А.А. Хакасская музыка, т.2. – Абакан: фонд ХакНИИЯЛИ, 1948. -

№167, с.112.

80. Оба примера: там же, с.112-113.

81. Там же, с.187.

82. Оба примера: там же, с.120.

83. Кенель А.А. Заметки по истории музыки хакасов. - Абакан: фонд

ХакНИИЯЛИ, 1986. - №165, с.16.

84. Стоянов А.К. Кенель А.А.//Зажги свою звезду. - Абакан, 1975, с.81.

К ГЛАВЕ 2

1. Котожеков Г.Г. Культура народов Саяно-Алтайского нагорья. - Абакан,

1992, с.99.

2. К новому расцвету многонациональной советской культуры. Материалы

объединенного пленума правлений творческих союзов СССР. Ноябрь 1972

года. - М., 1973, с.96.

3. Пертров В. Творческое сотрудничество народов СССР. - М.: Мысль,

1979, с.46.

4. Котожеков Г.Г. Культура народов Саяно-Алтайского нагорья. - Абакан,

1992, с.104.

5. Майногашева В.Е. Музыка весны//газ. «Хакасия». - 1996. - №55, от

21.03.96.

6. Ломидзе Г. Чувство великой общности. - М.: Сов. писатель, 1978,

с.193.

7. Там же, с.176.

8. Малышева С. Могучая кучка «Хакасии»//газ. «Абакан». - 1996. - №71,

от 02.04.96.

9. Кенель А.А. Хакасская музыка, т.2. – Абакан: фонд ХакНИИЯЛИ, 1948. -

№167, с.123.

10. Владимирский А. О законах музыкальной гармонии национальных

инструментов. Отчет этнографической выставки. - СПб, 1868, с.16,

или: Кенель А.А. Хакасская музыка, т.2. – Абакан: фонд ХакНИИЯЛИ,

1948. - №167, с.125.

11. Белинский В.Г. Собрание сочинений в 3-х томах, т.3, с.643.

12. Из письма Н.Г. Доможакова первому секретарю ЦК КПСС Н.С. Хрущеву от

02.12.1958//газ. «Хакасия». – 1996. - №58, от 26.03.96.

13. Ломидзе Г. Чувство великой общности. - М.: Сов. писатель, 1978,

с.95.

14. Ломидзе Г. Интернациональный характер социалистической

культуры//Взаимодействие социалистических культур. - М.: Мысль,

1980, с.86.

15. Лукин Ю.А. Многогранная социалистическая культура. - М.: Мысль,

1977, с.23, или: Луначарский А.В. Десятилетие революции и культура.

- М.-Л., 1927, с.4.

16. Ломидзе Г. Чувство великой общности. - М.: Сов. писатель, 1978,

с.193.

17. Котожеков Г.Г. Культура народов Саяно-Алтайского нагорья. - Абакан,

1992, с.99.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………… 001

Глава 1. Формирование и развитие хакасской музыкальной культуры.

Формирование основных жанров хакасской музыки, развитие

инструментария. Начало взаимодействия хакасской и русской

музыкальных культур. Вклад А.А. Кенеля в развитие музыкальной

культуры Хакасии ………………… 002

Глава 2. Многообразие способов взаимодействия и взаимообогащения

музыкальных культур. Современное состояние и проблемы развития

музыкальной культуры Хакасии ………………… 003

Заключение ………………………… 004

Примечания ………………………… 005

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.