бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Мир и Россия: Основные тенденции истории

сознавала и всячески поддерживала. Не раз выступала она с призывами и

идеями, овладевавшими широкими слоями населения, захватывавшими воображение

и могущественных государей, и простых людей. Идея крестовых походов,

освобождения Гроба Господня и христианских святынь - наиболее яркий тому

пример. И хотя крестоносцы одновременно руководствовались материальными

соображениями, практическими расчетами, их религиозный энтузиазм не был

поддельным.

В 8-ми крестовых походах (1096-1270 гг.) на Ближний Восток - в Сирию,

Палестину, Северную Африку, совершаемых под религиозными лозунгами, западно-

европейские крестьяне увидели возможность уйти от своих господ, феодалы

надеялись пограбить богатые города и создать новые владения на Востоке,

рыцари мечтали разбогатеть на грабеже и приобрести земли, духовенство

рассчитывало расширить свои владения за счет новых владений на Востоке. В

крестовых походах участвовало не только взрослое население, но и дети.

Известны даже детские крестовые походы. Имея первоначальный успех,

крестоносцы все же не сумели его завершить и окончательно завоевать страны

Востока.

Крестовыми походами называют также походы немецких феодалов в XII –

XIII вв. против славян и других народов Прибалтики, а также Альбигойские

войны ( крестовые походы северо-французских рыцарей на Юге Франции,

предпринятые по инициативе панства, против альбигойцев- участников

ерестического движения).

Рост городов и образование централизованных государств в Западной

Европе способствовали подъему культуры. Главной ее особенностью являлся

синтез самобытной культуры, античного наследия и христианства. При этом

особое значение имела христианизация средневекового общества, что

обусловило новые веяния в развитии науки и техники, а также в искусстве. В

горном деле и ремесле стали применять водяной двигатель. Важные улучшения

произошли в плавке и обработке металлов. Получили развитие мореплавание и

кораблестроение. Быстро стала расти грамотность населения. В XV в. в Европе

было изобретено книгопечатание.

В период классического Средневековья в Западной Еропе появились

университеты, где обычно было три факультета: богословский, юридический и

медицинский. Первые университеты были открыты в конце XII –начале XIIIвв. В

Париже, Оксфорде, Кэмбридже. В XVв. в Европе было уже 60 университетов.

В искусстве Средневековья господствовали, сменяя друг друга два стиля-

романский и готический. Сами эти термины – условны. Термин “романский”

возник в XIX в. как обозначение стиля европейского искусства X-XII

столетий. Предполагают, что стиль назывался романским, так как постройки

этого времени были преимущественно каменные, со сводчатыми перекрытиями, а

в средние века такие сооружения считались романскими ( построенные по

римскому способу), в отличии от деревянных построек. Дух воинственности и

постоянной потребности самозащита пронизывает романское искусство. Все это

особенно проявилось в зодчестве: замок-крепость, храм- крепость. На

капителях и подножьях колон, на окнах, на рельефах стен и дверей романский

соборов гнездятся и кентавры, и львы, и полуящрецы- полуптицы, и всякого

рода химеры. Это свидетельство того что в средневековом искусстве

сохранились элементы народного создания свободных “варваров”: фольклорные

мотивы, языческая фантазия, животный эпос, любовь к яркой узорности.

Три больших храма на Рейне считаются образцами совершенного романского

зодчества: городские соборы в Вормсе, Шпейере, Майнце.

На смену романскому стилю пришел готический. Он был ведущем

направлением в искусстве с середины XIIв. до XVIв. Сам термин готический

произошел от названия германского племени готов.

Главный признак готики- высотность. Готические соборы не только

высоки, но очень протяженны. Готический собор часто асимметричен и даже

неоднороден в своих частях. Арки, галереи, башни, площадки с аркадами,

перекидные арки, громадные окна. Собор и внутри, и снаружи сопровождается

массой скульптур.

Классический пример готического зодчества- Собор Парижской Богоматери.

Поворот к готике начался с архитектуре и уже потом данный стиль

распространился на скульптуру и живопись. В живописи большим достижением

явилась миниатюра. В иллюстрациях к книгам обратились все стороны жизни

людей.

Средневековая литература была представлена эпическими поэмами

(героические народные сказания), рыцарской поэзией, городской литературой,

а также крестьянской литературой (песни, сказки, баллады. Например, баллада

о Робин Гуде).

Период классического Средневековья сменяется поздним Средневековьем.

Образно его называют “осенью” Средневековья. В это время начинает

формироваться новое капиталистическое общество. Более подробно о позднем

Средневековье будет изложено в следующем разделе.

В разных странах в развитии феодализма имелись значительные

особенности, которые определялись конкретными историческими условиями жизни

народов и естественно-географической средой. По-разному складывался

феодальный строй у народов земледельческих и пастушеских, в странах с

умеренным и засушливым климатом, где земледелие требовало искусственного

орошения, в условиях разложения рабовладельческого или первобытно-общинного

строя. В связи с этими причинами весьма заметно различался феодализм в

европейских и азиатских странах. Если в Европе во все периоды средневековья

преобладающее значение имела частная феодальная собственность на землю и

эксплуатация крестьянства осуществлялась большей частью в форме взимания

феодальной ренты, то в азиатских странах, в частности в Китае и Индии, в

раннее и даже в классическое Средневековье широко была распространена

государственная собственность на землю и важнейшей формой эксплуатации

крестьян являлись государственные налоги. Этим объясняется и тот факт, что

в Европе в период сложившегося феодализма господствовала раздробленность, в

то время как на Востоке существовала более или менее централизованная

система управления в форме деспотической монархии. Эти же причины

определили разновременность начала и конца эпохи феодализма в разных

странах. В Китае и Индии переход к феодализму начался во II-III вв., а

закончился феодализм здесь лишь в XIX в.

В связи с тем, что последовательное течение процесса общественного

развития в Западной Европе было искажено варварскими завоеваниями, большой

интерес представляет изучение трансформации рабовладельческого общества

Восточной Римской империи в феодальное. Восточную Римскую империю принято

называть Византией, хотя сами ее подданные именовали империю Ромейской

(Римской). Грекам здесь принадлежало главенствующее положение, и греческий

язык был наиболее распространенным.

Уже в IV в. роль рабского труда в сельском хозяйстве Византии была

значительно меньше, чем на Западе. Главными производителями являлись

прикрепленные к земле колонны и свободные общинники. Большая часть земли

традиционно принадлежала государству, а не частным лицам. Многочисленнее и

богаче, чем на Западе, были города. Хотя уже в VII в. территория Византии

под натиском арабов сократилась вдвое, она выстояла и государственная

преемственность здесь не была нарушена варварами. Однако и здесь, как и на

Западе, в результате сложных социальных процессов и острых классовых

конфликтов в VI-VII вв. складывается феодальное общество. При этом, в

отличие от стран западной Европы, и при феодализме основная часть земли в

Византии сохранилась в руках государства, которому крестьяне платили

налоги. Государственная власть сосредотачивалась в руках императора,

опиравшегося на разветвленный бюрократический аппарат и приближалась по

своей форме к восточной деспотии. Города, ремесла и торговля развивались

под особым контролем государства в рамках корпоративно-цехового устройства.

В VI-VII вв. Византия была самым развитым государством Европы, ибо

здесь не прерывалась античная государственная и культурная традиция.

Сохранившиеся до наших дней византийские культовые, гражданские и военные

сооружения поражают своим архитектурным совершенством. Ярким памятником

этой эпохи является ныне приспособленное под мечеть здание собора св. Софии

в Константинополе. Византия оказала большое влияние на развитие

государственности, материальной и духовной культуры многих народов Европы,

Азии. Примером этому могут служить южные и восточные славяне. В VII "XIII

вв. важную роль в европейских событиях играли контакты с арабской исламской

цивилизацией. Арабы были кочевниками на Аравийском полуострове и никогда не

были подвластны Римской империи. Они не приняли христианства. Каждое

арабское племя имело свое божество, но все они почитали черный камень,

сохраняемый в г.Мекка. В 610 г. житель Мекки Мухаммед стал проповедовать

новую религию. Он утверждал, что Бог послал его, как пророка, для обращения

мира в новую веру. Все арабы приняли его религию и стали повиноваться.

Ученики Мухаммеда записывали его проповеди и на основе этих записей была

составлена священная книга-Коран. Эта религия называется ислам, а

исповедующие ее мусульманами.

Мухаммед умер в 632 г. Наследовавшие его религиозно-политическую

власть вожди назывались халифами, а государство арабов-халифатом. Они

хотели обратить в свою веру все другие народы, но посылали для этого не

миссионеров, а армии наездников. При этом арабы были убеждены, что

исполняют поведение Бога и поэтому такие войны назывались священными.

Мусульмане были уверены, что все павшие в священной войне попадают прямо в

рай и поэтому не боялись смерти и сражались как герои. К началу VIII в. они

завоевали территории, ранее принадлежавшие Византии, Персидское царство,

Среднюю Азию, Северную Индию. В 711 г. они завоевали Испанию и вторглись во

Францию. До этого ни одно государство в истории не обладало такой большой

территорией. В 732 г. франкский король Карл Мартелл остановил арабское

нашествие на Европу, победив их в битве при Пуатье; Карл Великий изгнал их

из южной Франции., несколько потеснил их в Испании. Однако лишь в XV в.

Испания была освобождена полностью. Развитие феодальных отношений в Х в.

привело к политическому распаду Арабского халифата на несколько государств

и за халифами оставалась только высшая религиозная власть. В 1250 г.

монголы разрушили Багдад и поставили последнюю точку в истории халифата.

Арабы были не только прекрасными воинами, они сумели очень быстро

перенять достижения покоренных ими древнейших центров культуры и на основе

синтеза этого богатейшего культурного наследия создали свою цивилизацию.

Они сохранили учебные заведения, имевшиеся у греков и персов, а также

основали новые в Багдаде, Дамаске, Кордове. Школа в Салерно была древнейшей

медицинской школой в Европе. Они сооружали достойные удивления дворцы и

мечети. Арабы быстро переняли агрокультуру покоренных народов и из

кочевников превратились в искусных земледельцев: поля их были хорошо

орошены и возделаны. Арабо-мусульманская цивилизация в то время

превосходила по уровню развития христианские народы Европы за исключением,

быть может, Византии. Многие последующие достижения западно-европейской

культуры были позаимствованы в ходе крестовых походов на Иерусалим и

отвоевывания Испании, а также мирной торговли с арабами.

По-другому развивались события в Центральной и Восточной Европе, где

славяне не получили столь богатого как у германцев и арабов, античного

наследия. Кто такие славяне и откуда они пришли, чем занимались? Откуда

вообще взялся столь мощный по духу, интеллекту и нравственности суперэтнос-

славянский. Вопрос о времени появления славян, издавна обитавших на

Балканах, в Прикарпатье, в Центральной и Восточной Европе, остается до сих

пор дискуссионным Кратко суть споров можно свести к двум положениям: 1)

славяне являются коренным населением Восточной Европы, ведущими свое

происхождение с самых ранних этапов образования индоевропейской общности;

2) славяне появились в результате смешения различных этнических элементов

на рубеже новой эры и не имеют какого-либо корня. Очевидно было бы слишком

смело утверждать, что славяне не -имеют единого этнического корня. Однако,

с другой стороны, наличие такого корня не отрицает огромной роли других

народов в славянском этно-гнезде.

Знакомясь с древнейшими описаниями нашей страны, мы вплоть до первых

столетий нашей эры не найдем в них даже упоминания имени славян.

Историческая наука сегодня, кроме византийских источников, располагает

также данными археологии и лингвистики, что является очень ценным для

обнаружения самых первых следов обитания славян. В результате полученных

данных ученые пришли к выводу, что "индоевропейская языковая общность"

существовала у племен Юго-Восточной Европы до эпохи бронзы. Затем она

распадается и племена говорящие на индоевропейских языках -прогерманском,

прибалтийском, прославянском - распространяются по Европе. К началу н.э.

древние славяне занимали уже широкую полосу в Средней Европе. На Висле и

Одере проживали венеды, которые по словам Иордана, готского историка (VI

в.), "происходят от одного корня и ныне известны под тремя именами:

венедов, актов, склавинов".

С первых веков н.э. начинается эпоха Великого переселения народов.

Кочевые племена гуннов, аланов, аваров двинулись с Востока в Европу. Из

Скандинавии в Причерноморье проникают германские племена готов. Славяне не

остались в стороне этого мощного миграционного процесса. Они расселяются на

Запад (в район Одера) и на восток (а район реки Волхов, правобережья Днепра

и Приднестровья). На юге славяне занимают дунайские земли, значительные

области Балкан и Пелопоннеса, поднимаются к северу и к побережью Балтики.

Большинство специалистов полагают, что о делении славян на три большие

группы можно говорить лишь с VII-VШ вв. По-видимому, в этот период

происходит обособление восточных славян от западных и южных. С этого

времени они именуются актами. Согласно Иордану, склавины жили по среднему

течению Дуная и реки Савы до Днестра и верховьев Вислы, а на востоке - от

Днестра до Днепра - находились анты. От венедов и отчасти склавинов

произошли современные западные славянские народы, а непосредственными

предками восточных славян были, по-видимому, анты. В VI-VII вв. анты и

склавины заселяют Балканы, положив тем самым начало южнославянским народам.

Таким образом, в VI-VШ вв. славянские племена занимали обширные территории

Западной и Восточной Европы.

Постоянно вторгаясь на территорию Византии, славяне успешно осваивали

новые районы. Население Византии, боровшееся против гнета правящих классов,

сочувственно встречало пришельцев. По словам Прокопия Кесарийского.

византийского историка и писателя (VI в.), "народ большими толпами убегал к

варварам, чтобы скрыться от родной земли. Каждый из них охотно менял ее на

любую чужую землю, как будто бы их родина была захвачена врагами'.

Славяне так же как и германцы, своими вторжениями способствовали

падению рабовладельческого общества и не его развалинах строили новое -

феодальное. Захватив значительную часть территории Византии, славяне

создали на Балканах раннефеодальные государства - Болгарское. Сербское и

Хорватское. У западных славян образуется Чешское и княжество Само. К этому

периоду относится возникновение и первых восточнославянских государственных

объединений (Куявия, Славия, Артания). Их создание было обусловлено

напряженной борьбой с внешним врагом. Распад родовых отношений у славян

происходил очень медленно, а следовательно, медленно складывались и

предпосылки для образования государств.

Восточные славяне постепенно осваивают покрытые густыми лесами

пространства современного центра России. Плотность населения здесь была

очень мала и пришельцы не вступали в конфликт с местными жителями. Высокая

земледельческая культура славян воспринималась коренным населением с

удовольствием. Мирное сотрудничество угро-финского и балтийского населения

с новыми соседями приводило к медленному ославяниванию значительной его

части. Вот почему антропологи утверждают, что предки современных русских,

украинцев и белорусов " не только славяне, но и древние угрофинны и балты.

Восточные славяне были исконным населением Восточной Европы или

пришельцами, но в VII-VIII вв. они уже составляли большую часть населения

этой территории.

Славяне эпохи Великого переселения народов, по сообщениям Прокопия

Кесарийского, императора Византии Маврикия Стратега (582-602 гг.),

византийского писателя и ученого Феофилакта Симокатта (VIIв.), и др. были

земледельцами и имели много общего в хозяйстве, быту, культуре,

политических отношениях. Занимаясь земледелием, они возделывали рожь,

пшеницу, просо, гречиху. Почти повсюду земледелие носило пашенный характер,

а в более северных районах - подсечный. Земля обрабатывалась сохой и

деревянным плугом с железным наконечником. В плуг впрягали быков, а в VIII

в. уже и лошадь. Хлеб убирали серпами и косами, хранили зерно в ямах.

Большую роль в хозяйстве играло скотоводство. Они разводили крупный и

мелкий рогатый скот, птицу. В качестве подсобных промыслов славяне

занимались охотой, рыбной ловлей и бортничеством.

Важным изменением а жизни славян в VII-IX вв. явилось отделение ремесла

от сельского хозяйства. Раньше всего обособляется от земледелия обработка

металла и гончарное производство. Из железа ремесленники изготовляли орудия

труда и оружие- топоры, серпы, косы, ножи наконечники стрел, мечи,

рыболовные крючки и др. Ремесленники владели техническими приемами

филиграни, зерни, эмали. Они создавали прекрасные украшения и эти веши

очень ценили (в момент опасности закапывали их). Славяне были прекрасными

умельцами в обработке кости, по изготовлению лодок-долбленок, на которых

ходили в далекие морские путешествия. При осаде городов они использовали

сложные осадные машины.

Поселения ремесленников со временем превращались в места производства и

обмена товаров, вырастали города, которые становились политико-

административными, военными и культурными центрами. Местом их расположения

часто становятся старые племенные оборонительные сооружения, древние

святилища. Так возникли города Киев и Переяславль, Ладога и Ростов, Суздаль

и Псков, Белоозеро и Новгород. Полоцк и Чернигов, Любеч и Смоленск. Вот

почему иностранцы называли Русь "Страной городов".

В окрестные города на торг собиралось многочисленное население,

приезжали не только русские, ко и иностранные купцы. Торговали в основном

хлебом, солью, мехами, скотом, медом, воском и рабами. Основными путями

сообщения и торговли были реки. В качестве средства обращения на Руси

использовались меховые деньги (куны, резаны, векши, ногаты и др.), а также

восточные, византийские и западноевропейские серебряные монеты. С конца Х

в. на Руси стали чеканить свою золотую и серебряную монеты, которые затем

уступили место серебряным слиткам, гривнам.

Селения славян, расположенные обычно по берегам рек и озер, укреплялись

валами и рвами. Дома были небольшие (25-30 кв.м.) наземного и полуземляного

типа. Отапливались дома печами, сложенными из камней и глины.

Таким образом, уже в VI-VIIIвв. древние славяне достигли значительного

уровня развития производительных сил. Они шли в своем развитии в ногу с

другими народами Европы.

Общественный строй славян характеризуется как "военная демократия". У

славян шло классовое расслоение - племенная знать уже накапливала

значительные материальные ценности, о чем свидетельствуют обнаруженные

археологами клады. Найденный в Полтавской губернии клад драгоценного

оружия, посуды, украшений содержал более 20 кг. одного лишь золота. Такое

сокровище могло принадлежать только очень богатому человеку Существовало у

славян и патриархальное рабство. Они брали пленных для того, чтобы получить

за них выкуп или продать в рабство. Если этого сделать не удавалось, то

пленные или отпускались на волю или оставались среди славян на положении

свободных.

"Повесть временных лет" монаха Нестора (ХIIв.) утверждает, что у славян

в УII-VШ вв. наряду c интенсивным распадом родоплеменных отношений идет и

создание крупных восточнославянских племенных групп - полян, живших на

Днепре возле Киева; древлян, живших между Припятью и Западной Двиной;

кривичей, полочан, северян, радимичей; вятичей, заселивших в начале VШ в.

окрестности современного Воронежа; хорват и уличей. Их поселения

объединялись в группы, называемые племенем (от 3 до 15 поселений). Затем

отдельные племена соединялись, образуя племенные союзы. 'Эти племена,

славяне и анты, - писал Прокопий Кесарийский, - не управляются одним

человеком, но издревле живут в народоправстве, поэтому у них счастье и

несчастье в жизни считается делом общим". Очевидно здесь речь идет о

народном собрании (вече) как о высшем органе власти, решавшем важные

вопросы.

Летописец сообщает, что у каждого из этих союзов было свое "княжение".

Это были не случайные конгломераты разнородных племен, а довольно

стабильные политические объединения и сложные этнические общности, с

некоторыми особенностями в языке и культуре. Источники донесли до нас

сведения, что процесс разложения первобытного строя в VIII-Х вв. привел к

появлению у славян феодальной собственности на землю. К сожалению,

письменные источники о феодальном землевладении той поры очень скудны. Мы

знаем, что такие города как Белгород. Изяслав, Вышгород принадлежали

князьям. Им принадлежали также и расположенные вокруг них села. Князья

часто захватывали земли у свободных общинников, экономическими методами, а

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.