бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Мир и Россия: Основные тенденции истории

имущество. В 20-е гг. СССР стал проводить всё более активную политику в

отношении азиатских стран, прежде всего, пограничных. Были подписаны

договоры о дружбе, а также различные экономические соглашения с

Афганистаном, Ираном, Турцией. В мае 1923 г. устанавливаются

дипломатические и консульские отношения с пекинским (центральным)

правительством Китая.

В то же время необходимо отметить, что советскую внешнюю политику в 20-

е гг. определяли два противоречивых фактора. С одной стороны, национальные

интересы требовали мирного сосуществования с зарубежными государствами; с

другой - советское руководство, направляя деятельность Коминтерна,

продолжало думать (хотя и не так явно, как раньше) о мировой революции, что

затрудняло контакты с мировым сообществом, вызывало его недоверие (1924 г.

-разрыв дипломатических отношения с Англией; 1929 г. - советско-китайский

конфликт).

Таким образом, общественно-политическое развитие советского

государства в 20-е гг. не было адекватно экономическим преобразованиям.

Экономическая реформа не сопровождалась глубокой реформой советской "военно-

пролетарской" политической системы, не произошло и подлинной

демократизации, правящая партия продолжала властвовать методами

командования, подавления инакомыслия. А вхождение СССР в мировое сообщество

было неполным и непрочным.

Завершение к концу 20-х гг. восстановительных процессов, остро

поставило вопрос о путях последующего развития, а в конечном итоге - и о

дальнейшей судьбе НЭПа. К этому времени начали ясно вырисовываться

противоречия нэповской модели общественного развития. Прежде всего, из-за

недостатка капиталовложений становилось невозможным поддержание высоких

показателей развития промышленности. В результате нарастало экономическое,

а соответственно, и военное отставание СССР от передовых западных стран.

Поэтому уже с середины 20-х гг. советское руководство пошло по пути все

большей централизации имевшихся в стране финансовых и материальных ресурсов

для развития, прежде всего тяжелой промышленности. С этого времени набирает

силу политика вытеснения частного капитала из промышленности и торговли при

помощи налогового пресса, повышения ставок кредитной платы, судебных

преследований. В экономике боролись рыночные и командно-административные

тенденции. Естественно, что длительное лавирование между рынком и

директивой было невозможным.

Падение хлебного экспорта (3 млн. т в 1926/27 гг., 344 тыс. т в

1927/28 гг. и почти ничего в 1929 г.) было чревато сокращением ввоза

оборудования, которое закупали за границей в основном на доходы от

экспорта. Поскольку ставка на индивидуальные крупно товарные хозяйства

отвергались, то у власти оставалась один путь -развертывание товарных

коллективных хозяйств. В коллективизации было и еще одно привлекательное

для власти обстоятельство: десятки тысяч колхозов было проще поставить под

административный контроль, чем миллионы индивидуальных крестьянских

хозяйств, легче изъять "излишки" для проведения индустриализации.

Нарастало также неприятие НЭПа со стороны многих рядовых членов партии

(особенно рабочих "от станка"), крестьянской бедноты, партийных и советских

функционеров.

Указанные противоречия нэповской модели в конечном итоге привели к

слому- НЭПа в конце 20-х гг. и осуществлению стратегии форсированной

индустриализации в 30-е годы.

В третье десятилетие XX в. мир вошел в условиях самого сильного,

затяжного и разрушительного кризиса, который начался в 1929г. и закончился

в 1933 г. Его всеобщий характер проявился в том, что он поразил все без

исключения капиталистические страны, и охватил все сферы хозяйства. Кризис

отбросил капиталистическую экономику к началу XX в. Общее сокращение

промышленного производства составило 38 %, в сельском хозяйстве - 1/3, в

торговле - 2/3. Выход из кризиса затрудняли монополии, резко сократившие

производство ради сохранения высоких цен на продукцию. Это вызвало

уменьшение спроса на сырье и оборудование, снижение платежного спроса

населения, небывало высокий уровень безработицы. В начале 30-х гг. рабочий

класс пережил не только относительное, но и абсолютное обнищание. Общее

число полностью безработных составляло 26 млн. человек, что вызвало во всех

ведущих странах движение безработных. Одновременно усилилось

демократическое и национально-освободительное движение. В рядах буржуазии

возросло стремление к сильной власти. Ореол неограниченной свободы частной

инициативы и предпринимательства несколько померк. Определяющим

направлением стало усиление государственного вмешательства в экономику и

социальные отношения, причем конкретный вариант государственно-

монополистического регулирования определялся спецификой развития страны.

Наиболее яркими оказались альтернативные курсы Рузвельта и Гитлера.

Франклин Рузвельт опирался на теорию английского экономиста Кейнса,

предлагавшего поддерживать эффективный спрос и полную занятость за счет

увеличения государственных расходов на расширение общественных работ,

инфляционной налоговой политики, балансирования бюджета, ограничения

заработной платы рабочих, регулирования занятости.

США начали выходить из кризиса на основе "нового курса". Рузвельт

объявил себя сторонником простых американцев и стал осуществлять политику

смелого экспериментирования и решительных действий. Он запретил вывоз

золота, серебра и бумажных денег из страны; ввел мораторий на задолженность

фермеров, доведенных до отчаяния; расширил социальное страхование; ввел

дешевое гражданское строительство; отменил сухой закон и ввел большой

федеральный налог на продажу алкоголя. Энергичные меры были предприняты для

помощи, безработным и голодающим "казна выделила для специально созданной

службы ФЕРА 500 млн. долларов. "Мозговой трест" нового президента видел

выход из кризиса в перераспределении доходов, в защите народа от верхушки

общества.

Центральное место в системе реформ "нового курса" занял Закон о

восстановлении промышленности - НИРА, нацеленный на контроль экономики и

трудовых отношений. Регулирование промышленности во имя всеобщего блага

осуществлялось с помощью кооперации между предпринимателями; сотрудничества

между рабочими и работодателями; выработки норм производства и сбыта,

минимальной заработной платы и максимальной продолжительности рабочего дня;

определения уровня товарных цен и условий коммерческого кредита; устранения

разрушительной конкуренции, ведущей к сокращению инвестиций и занятости.

Беспрецедентная в истории США серия реформ оживила хозяйственную

деятельность. Экономика страны прошла фазу кризиса: число банкротств

промышленных кампаний в 1934 г. снизилось вдвое по сравнению с 1929 г.;

увеличилось количество рабочих мест; по сравнению с 1933 г. на 1/4 вырос

национальный доход; различные слои населения, хотя и не все одинаково,

испытали материальное облегчение, произошло ослабление монополий вследствие

создания множества мелких предприятий и банков. В обществе был создан

психологический перелом, позволивший пережить еще один кризис в 1937-1938

гг. А усиление и расширение среднего класса обеспечило Рузвельту победу на

очередных президентских выборах, несмотря на то, что проблем в США в конце

30-х гг. не стало меньше.

Если вмешательство Рузвельта в экономику носило ограниченный характер,

так как основную долю американской собственности составлял частный сектор,

то вмешательство нового рейхсканцлера Германии Гитлера приобрело

всепоглощающий характер. Победив на демократических выборах в условиях

недовольства общества, Гитлер стал осуществлять огосударствление всех

сторон общественной жизни, сверхцентрализацию в управлении страной. "Новый

порядок" Гитлера, в отличие от "нового курса" Рузвельта, ориентировался на

милитаризацию экономики, поддержку монополий, жесткое социальное

нормирование и протекал на фоне ярого шовинизма, расизма, в рамках

однопартийной системы.

В течение 1933-1934 гг. в Германии шел процесс консолидации нацистской

системы. Правительство было выведено из-под контроля парламента

(рейхстага). Оно получило право издавать законы, в том числе изменяющие

конституцию. Были распущены или само ликвидировались все нефашистские

организации и политические партии, унифицирована и поставлена под контроль

пресса. Местные органы власти превратились в послушный инструмент

фашистской диктатуры. Завершающим актом в реорганизации политической,

юридической и административной структуры страны стало сосредоточение после

смерти Гинденбурга 2 августа 1934 г. функций президента в руках Гитлера.

Эти процессы облегчили централизацию экономической мощи в руках

государства и верхушки монополистического капитала. В принудительном

порядке объединялись предприятия различных отраслей, делившиеся на 7

главных имперских групп: промышленности, энергетики, ремесла, торговли,

транспорта, банковского и страхового дела. Имперские группы, как и окружные

экономические палаты, назначались министром экономики из числа крупнейших

промышленников и банкиров. Новые органы управления создавали и распускали

промышленные объединения, регулировали распределение заказов, кредитов,

сырья, объемы производства и уровень цен. Причем, 80 % всех инвестиций

направлялось в военные отрасли. Огромные средства государство направляло на

исследования в области синтетического горючего, каучука, алюминия в целях

создания собственной базы сырья.

В милитаризации экономики фашистский режим видел не только основу для

реванша итогов первой мировой войны, но и важнейший фактор своей

стабилизации. Как и другие фашистские страны, Германия избежала второго

мирового экономического кризиса в 30-е гг. Директивное планирование,

сверхцентрализованное управление дали результаты: к 1935 г. тяжелая

промышленность Германии достигла до кризисного уровня, а в 1939 г.

превзошла его почти в 1,5 раза. Военные расходы возросли в 10 раз и

составляли 58 % бюджета. В 1936 г. был объявлен "четырехлетний план"

подготовки экономики и армии к войне. Его генеральный уполномоченный Г.

Геринг получил диктаторские права: его распоряжения имели силу закона.

В то же время, производство предметов потребления не достигло уровня

1928 г., так как предприятия, не попавшие в число "решающих" и "важных",

переживали серьезные трудности. Хозяйственная структура страны была

деформирована. В то время, как США и другие западные страны насыщали с

середины 30-х гг. потребительский рынок приемниками, автомобилями,

мотоциклами, первыми холодильниками и стиральными машинами. Германия первой

наладила производство металлического урана, продвинулась далеко вперед на

пути открытия ядерной цепной реакции.

Важные сдвиги произошли в структуре германского общества. Значительная

часть буржуазии, не связанная с военными наказами, стала играть

второстепенную роль в жизни страны. Не осуществились обещания нацистов

"оздоровить среднее сословие". Подавляющая масса трудящихся лишилась

завоеванных многолетней борьбой демократических прав и свобод. Сложилась

система внеэкономического принуждения, лишавшая квалифицированных рабочих

свободы передвижения и трудоустройства, увеличившая накануне войны рабочий

день до 10-14 часов. Для юношей и девушек 18-25 лет была введена трудовая

повинность. Общим итогом 30-х гг. для Германии явился механизм тоталитарной

диктатуры, подготовившей общество к агрессивной войне в целях мирового

господства.

При всем различии политических курсов Франклина Рузвельта и Адольфа

Гитлера их объединяют два направления - антисоветизм и антикоммунизм,

активно внедрявшиеся в идеологические конструкции не только этих, но и

других западных стран. Этому способствовали нашумевшие в мире политические

процессы, проходившие в СССР.

В 30-е гг. наша страна много строила, готовила кадры, вкладывала

средства в развитие фундаментальной науки. Благодаря таланту ученых,

инженеров, рабочих были быстро спроектированы и построены такие гиганты,

как Магнитогорский и Кузнецкий угольно-металлургические комбинаты.

Запорожский "Азовсталь", Московский метрополитен, признанный лучшим в мире.

В 1932 г. в СССР началось крупномасштабное производство синтетического

каучука - на 6 лет раньше, чем в Германии, опережавшей в этом направлении

другие страны. Был налажен массовый выпуск самолетов, грузовых и легковых

автомобилей, тракторов, комбайнов.

В период довоенных пятилеток (1929-1941) СССР совершил такой рывок в

создании тяжелой промышленности, который позволил создать потенциал одного

уровня с самыми развитыми странами по отраслевой структуре, техническому

оснащению, возможностям производства всех видов продукции. СССР обеспечил

свою экономическую самостоятельность, заложил основу для победы в

экономическом противоборстве с фашистской Германией в годы второй мировой

войны.

В конце 30-х гг. СССР занимал по абсолютным объемам промышленного

производства второе место в мире, уступая лишь США. Значительно сократилось

отставание от индустриальных стран по производству промышленной продукции

на душу населения. Более однородной стала социальная структура общества, в

1928-1940 гг. были достаточно высокими по сравнению с другими странами мира

реальные темпы развития промышленности, хотя они оказались ниже, чем в годы

НЭПа. В то же время, не получили должного развития легкая и пищевая

отрасли. Индустриализация достигалась высокой ценой - уровень жизни

населения оставался низким в сравнении с развитыми странами, хотя и

несколько вырос к концу 30-х гг.

В 30-е гг. решались многие вопросы не только хозяйственного, но и

культурного строительства, образования и здравоохранения, ликвидации

безработицы, поощрялся добросовестный, самоотверженный труд,

распространялся передовой опыт. В середине десятилетия активно

разрабатывались различные формы морального и материального стимулирования

передовиков. Это совпало с отменой карточной системы и появлением товаров в

магазинах.

Однако достижения во всех сферах жизни советского общества могли быть

значительно выше, если бы не режим личной власти Сталина, который

формировался на протяжении предшествующего десятилетия. Будучи Генсеком РКП

(б) с 1922 г:, Сталин занимался кадровыми вопросами и получил возможность

опираться на средний слой партийных работников - секретарей обкомов и

крайкомов партии. Помогли создать культ личности Сталина непосредственные

исполнители его воли - Молотов, Мехлис, Микоян, Хрущев, Ворошилов, Ежов и

др. Большую роль в восхождении Сталина на вершину пирамиды власти сыграла

пропаганда его образа как непогрешимого вождя, сопровождавшая советских

людей с детских лет до старости.

Обеспечивая себе место вождя в советской стране, Сталин настойчиво

эксплуатировал социалистическую идею и авторитет Ленина. Он присвоил право

популяризировать ленинские идеи, искажая и упрощая их до уровня

катехизисных догматов. С помощью Зиновьева, Каменева и других, Сталин

"замолчал" отрицательные характеристики Ленина в свой адрес и его

предложение переместить Генсека на другой, менее значимый пост. После

смерти Ленина в результате массовых призывов изменился количественный и

качественный состав партии, так как её размывали изнутри случайные,

карьеристки настроенные люди. Немаловажную роль в формировании режима

личной власти Сталина сыграли карательные органы советского государства,

юридические основы для работы которых были созданы в конце 20-х гг.

Введение в действие первой главы 58 статьи Уголовного кодекса РСФСР

"Преступления государственные" в 1927 г. позволило организовать

политические процессы. Первым стал шахтинский в 1928 г. Он вписался в

начавшуюся работу по свертыванию НЭПа. Затем последовала серия процессов -

над Промпартией в 1930 г., над меньшевиками в 1931 г., над специалистами

фирмы "Метрополитен -Виккерс" в 1933 г. Общими чертами политических

процессов являлись: отсутствие доказательств вины подсудимых, ссылки на их

собственное признание; инициирование процессов органами ОГПУ; обвинение, в

основном, технической и научной интеллигенции. Эти черты проявились и при

проведении московских процессов "в 1935-1938 гг., направленных против

большевистского руководства, военных кадров, руководителей народного

хозяйства, общественных организаций и т.д.

Рискуя не только свободой, но и жизнью, часть членов партии

критиковала и осуждала Сталина за насильственные методы коллективизации и

завышенные темпы индустриализации, за ничем не оправданные человеческие

жертвы. Недоверие Генсеку выразили 270 делегатов XVII съезда партии при

голосовании за список Центрального Комитета. Были и отдельные группы

недовольных партийцев, например "союз марксистов-ленинцев" под руководством

М.Н. Рютина, открыто призывавший к свержению Сталина; группа советских и

партийных работников во главе с С.И. Сырцовым и В.В. Ломинадзе; группа

наркомов - А.А. Смирнова, Г.В. Толмачева, Н.В. Эйсмонта. На июньском (1937

г.) Пленуме ЦК ВКП(б) член ЦК И.А. Пятницкий и нарком здравоохранения Г.Н.

Каменский потребовали прекращения репрессий и смещения Сталина. К мировому

общественному мнению взывали дипломаты Ф.Ф. Раскольников и А.Г. Бармин, не

вернувшиеся на Родину.

Большое мужество проявили отечественные ученые, выступавшие с

объективными оценками экономики страны. В 30-е гг. в ЦСУ СССР велась работа

по сравнению достижений США и СССР, которая выявила отставание СССР в 4,5

раза. Лишь к началу 40-х гг. удалось вывести сельскохозяйственное

производство на уровень 1928 года. Тяжелое состояние отрасли объясняется

тем, что в годы второй пятилетки завершилась сплошная коллективизация,

подорвавшая устойчивость сельского хозяйства. Другая причина кризиса

связана с форсированной индустриализацией, которая, как и при С.Ю. Витте в

конце XIX - начале XX в., в значительной мере осуществлялась за счет

деревни.

Кульминация репрессий пришлась на 1937-й год, когда уже была принята

Конституция СССР, содержавшая положения о построении социалистического

общества и полной ликвидации эксплуататорских классов. Об отсутствии

организованной оппозиции в партии и стране Сталин заявлял и раньше, на XVII

съезде РКП (б). Однако сразу после съезда и особенно после убийства С.М.

Кирова 1 декабря 1934 г. начались массовые расстрелы коммунистов и

беспартийных.

Многие советские люди стремились сделать для своей страны как можно

больше полезного, искренне веря в чистоту моральных устоев нового общества

и стойко преодолевая трудности в построении социализма. Сталин использовал

это настроение общества для реализации своего тезиса об обострении

классовой борьбы в условиях строительства социализма. Расправляясь с

инакомыслящими, он опирался на широкую поддержку масс, убежденных в

виновности "врагов народа".

Масштабы политических репрессий точно не установлены. Официальные

цифры колеблются от 3,8 млн. до 4,2 млн. человек. Исследования

статистических данных тюрем и лагерей показывают, что число арестованных в

СССР доходило до 1 % населения в год и за все годы Советской власти через

лагеря прошли 12 млн. человек. Альтернативные подсчеты расходятся в очень

большом диапазоне. Называют от 6-8 до 80 млн. - последняя цифра вошла в

книгу Гиннесса. Она стала результатом анализа всей демографической ситуации

в стране и учитывает не только прямые потери населения в мирное время, но и

недорождаемость в результате войн, эпидемий, стихийных бедствий. В любом

случае нельзя умалить ужаса репрессий, унесших жизни людей разных сословий

и политических взглядов - служащих, интеллигентов, рабочих, крестьян;

коммунистов, эсеров, меньшевиков, кадетов и др.

Все процессы в советском обществе протекали противоречиво.

Одновременно с репрессиями против старых кадров проявлялась забота о

подготовке ученых, инженеров, педагогов, творческой интеллигенции. Шло

приобщение народа к отечественной и мировой культуре. Открывались музеи,

библиотеки, кинотеатры. Страна боролась с неграмотностью - в 1934 г. было

введено всеобщее начальное образование. Партийные организации воспитывали в

каждом коллективе энтузиазм, интерес к общественным делам, высокие

нравственные черты, чувство патриотизма. В то же время, двойная мораль

разлагала партийное и государственное руководство.

Конституция 1936 г. являлась по оценкам юристов, самой демократической

конституцией того времени. Однако она носила во многом декларативный

характер. Социализм, который должен был раскрепостить личность, в

сталинском варианте государственного социализма привел к её де

индивидуализации. В 30-е гг. произошло попятное движение в сравнении с 20-

ми гг. в государственном строительстве: заметно ослабла роль Советов;

усилились бюрократические методы в государственном руководстве; партия

окончательно превратилась в государственную структуру. Тормозом в развитии

страны явился отказ от демократических элементов общественной жизни

-оппозиции, дискуссии, многопартийности. В конечном итоге социализм

оказался сродни тоталитаризму, при котором государство осуществляет полный

контроль над всеми областями жизни общества.

Внешнюю политику советское руководство строило исходя из общих

тенденций международного развития, сложившихся в начале 30-х гг. обострения

международной обстановки, нарастания сил реваншизма и войны, движения мира

к новой войне. В этих условиях СССР проводил активную деятельность,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.