бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Мир и Россия: Основные тенденции истории

Своеобразие данной цивилизации еще и в том, что она позволяет судить о

самых разных формах социально-политического устройства, известных в

древности: от раннеклассового общества во главе с "царем" (семь легендарных

римских царей, скорее всего, были верховными вождями союзов племен) к

ранней республике, затем развитой республике (с п ос те пенным развитием

олигархического, полисного устройства) и, наконец, к возникновению

огромного и достаточно стабильного государства - Римской империи (новый тип

монархии, отличавшийся от давно известной восточной деспотии), поглотившей

почти все другие цивилизации древности.

Одной из наиболее сложных проблем при изучении древних цивилизаций

остается проблема их правильного понимания. У древних цивилизаций

принципиально иной уровень отличия от нашей, чем, например, у цивилизаций

Средневековья. Тот способ жить отделяет от более поз днях не жестокость

(что такое принесение в жертву 3-х знатных персидских юношей перед началом

Саламинской битвы или обязательный .допрос раба под пыткой по сравнению с

жертвами Варфоломеевской ночи, не говоря уже о войнах нашего века?!), не

"свобода отношения полов" (можно сравнить обычай храмовой проституции и

"сексуальную революцию" 60-начала 70-х годов 20 столетия), а мера власти

"Неизбежного", т.е. предопределения, в жизни людей. Кроме того, древние

цивилизации были основаны на исключении чужака и презрении к

неполноправному, не смягчаемому никакими "отговорками" (социальными,

национальными, религиозными, партийными и т.д.). Именно в этом их коренное

отличие от цивилизаций Средневековья и Нового времени.

Но вместе с тем именно в древности были провозглашены два великих

принципа - всечеловеческое единство и нравственное самостояние личности,

нашедшие отражение во многих событиях экономической, социальной,

политической, духовной жизни древних цивилизаций. Так, крупные сдвиги в

социальной сфере, образование великих империй, укрепление научного знания

встречаются в разных странах (что соответствует первому принципу); но

рождение мировых религий я оформление философских систем; открытие власти и

силы идеи, истины, а также принципа критики связаны не только с первым, но

и со вторым принципом, любое религиозное или философское учение уже

апеллируют не к ролу, а к личности; начинается борьба между религиозной

верой и ее рационалистической критикой; выдвигается идеал верности истине,

которая сильнее, чем страх: перед насилием.

Общечеловеческий масштаб обмена материальными и духовными ценностями

между Западом и Востоком был субъективно осознан в духовных движениях

древности - учениях киренаиков, стоиков, буддийской и раннехристианской

проповеди. Важно отметить и то, что в этом обмене восточные и западные

цивилизации сыграли равную роль, даже в течение длительного времени Запад

был "принимающей" стороной - заимствовал у Востока отдельные культуры (овес

и рожь), достижения металлургии и науки (особенно астрономии и геометрии).

Все эти контакты между Западом и Востоком привели к новому и

своеобразному этапу развития культуры - синтезу культур (примеры: греко-

бактрийское и гандхарское искусство; Кушанский пантеон богов;

александрийская наука; позднее - фаюмские портреты, образный мир

раннехристианской литературы). В этом синтезе закладывались основы канонов

византийского и западно-европейского средневековья. В развитие самых

известных цивилизаций древности внесли значительный вклад и так называемые

"варвары", освоившие новые земли и нередко создававшие культуру,

приспособленную к жизни в экстремальных условиях (скифы). Кроме того,

"варварский" мир - постоянный источник сырьевых ресурсов для государств; и

самое главное - "поставщик" рабов, труд которых - фундамент всех

цивилизаций древности. Известно, что рабами были и выдающиеся афинские

художники - вазописцы; и родоначальник жанра басни Эзоп; выдающийся философ

Эпиктет ; и основатель европейской драмы Теренций...

Таким образом, можно прийти к следующим выводам:

1) самый древний период в истории человечества - время не только

появления самого человека, но и интенсивного накапливания материальных и

духовных ценностей, повлиявших на дальнейшее развитие всех сторон жизни

человека и общества;

2) вследствие разных природно-климатических, социально-экономических и

исторических условий сложилось несколько глобальных типов цивилизаций со

своей спецификой;

3) наметилась два основных типа отношений человека и общества

(гражданин и подданный);

4) изменялись (зачастую - коренным образом) взаимоотношения человека с

природой...

Следует отметить, что цивилизация, по мнению многих заданных

исследователей, проходит 3 основные стадии развития: 1) аграрное общество;

2) индустриальное общество; 3) постиндустриальное общество. Древние

цивилизации представляли собой аграрные общества, то есть общества,

основанные на преобладании аграрного сектора в экономике, ручное труде и

т.п. Но данная стадия развития в истории цивилизаций разных народов

продолжалась до последних десятилетий ХVIII в. -начала XIX в. новой эры,

когда в результате "промышленной революции" сформировалось индустриальное

общество, в котором коренным образом изменились и взаимоотношения человека

с природой. Распространявшаяся в таком обществе идеология технократизма

стремилась перенести принципы управления производством даже на

взаимоотношения человека о природой, результатом чего явились экологические

кризисы, ставящие под угрозу существование цивилизации. Постиндустриальное

общество, переход к которому начался в наиболее развитых странах и

последней четверти XX столетия новой эры и был обусловлен новым этапом

научно-технической революции, должно обеспечить и новый подход во

взаимоотношениях человека с внешней средой.

3. ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ЭПОХУ РАННЕГО И КЛАССИЧЕСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Эпоху античности в Европе сменяет Средневековье. Понятие “средний век”

было введено итальянскими гуманистами эпохи Возрождения. Этим понятием

обозначался период между падением Римской империи и их собственным временем

и характеризовался культурным упадком, религиозным фанатизмом и

безграмотностью. В ХVIII веке термин “средние века” вошел в периодизацию

всемирной истории и стал одним из общепринятых понятий. Со временем

изменились и оценки средневековья. Они стали более объективными и

многомерными. Ученые увидели в нем позитивную динамику в развитии

экономики, социальной, национальной, культурной, политической и других

сфер.

Несмотря на консервативный характер, именно Средневековье дало мощный

толчок для становления новой эпохи. В средние века возникло большинство

современных государств, определились в основном их границы, были заложены

основы будущих наций и национальных языков. Средневековье создало новый

городской образ жизни, высокие образод духовной и художественной культуры,

в том числе центры научного познания и образования, среди которых -

университеты.

В отечественной историографии существует тенденция к сближению понятий

средние века и феодализм, хотя и подчеркивается, что феодализм, во-первых,

не был единственным социально-экономическим укладом средневекового

общества, а, во-вторых, в отдельных странах исчерпал себя, раньше, чем к

концу средневековья, либо, напротив, пережил эту эпоху, иногда на столетия.

Само понятие феодализм, произошло от слова феод (лат.), что означает особый

тип условного наследственного земельного держания, которое сеньор

предоставлял вассалу за военную, как правило, службу. В зарубежной науке

преобладает иной взгляд на проблему, согласно которому феодализм был

определенной системой или явлением, существовавшим в эпоху средних веков,

но им отнюдь не исчерпывалось ее содержание.

Безусловно, средневековье - понятие более широкое, многогранное и

разноликое, чем феодализм.

Дискуссионной является и проблема периодизации истории средних веков.

Особых разногласий относительно времени начала европейской эпохи

средневековья нет. Оно датируется концом V века и связывается с падением

Западной Римской империи и образованием на ее территории германских

королевств. С V по X вв. - это раннее средневековье, которое

характеризуется становлением европейской цивилизации средневековья. С

начала XI в. до ХV в. происходит расцвет европейской средневековой

цивилизации. Этот период принято называть классическим средневековьем.

Сложнее ответить на вопрос, когда же завершается история средних веков.

Традиционное для отечественной историографии последних десятилетий

отнесение нижней границы средневековья к середине ХVII в, (точнее, к 40-м

годам этого столетия, к Английской революции) сегодня многими историками,

вслед за западными учеными, энергично оспаривается. Все определеннее звучат

аргументы в пользу того предположения, что открытие Нового света, падение

Константинополя и Восточной Римской империи (Византии), начало Реформации,

означали, что с рубежа ХV-ХVI вв. Европа вступила в новую эпоху - эпоху

перехода к новому времени, эпоху сложных и драматичных процессов

модернизации и обновления традиционного общества. Период с ХV по ХVI вв.

еще называют поздним Средневековьем.

Что касается регионов Средневековья, то это были Европа, Византия и

Азия. именно в средние века происходит становление европейской цивилизации.

Итак, в конце Х в. в эпоху Великого переселения народов пала Западная

Римская империя под натиском германских племен. На ее территории они

образовали так называемые варварские королевства вестготов, алеманов,

вандалов, бургунов. Немногим позже сложились государства франков и

остготов.

В результате синтеза позднеантичного и, ваpварского социальныx укладов

образовалось Европейское средневековое общество.

Лучше всего изучены процессы становления средневекового общества в

Северной Галии, где с 496 по 843 гг. существовало франкское государство,

распад которого в 843 г. привел к возникновению Западно-франкского и

Восточно-франкского государств, а также государства Лотаря. Впоследствии из

них выросли средневековые Франция, Германия и Италия.

Наиболее важным процессом в раннее Средневековье в социально-

экономической сфере было становление феодальных отношений, стержнем которых

явилось формирование феодальной собственности на землю. Это происходило

двумя путями. Первый путь - через крестьянскую общину. Надел земли, которым

владела крестьянская семья, переходил по наследству от отца к сыну (а с VI

в. - и к дочери) и являлся их собственностью. Так постепенно оформлялся

аллод - свободно отчуждаемая земельная собственность крестьян-общинников.

Аллод ускорил имущественное расслоение в среде свободных крестьян: земли

стали концентрироваться в руках общинной верхушки, которая уже выступает

как часть класса феодалов. Второй путь складывания феодальной земельной

собственности практика земельных пожалований королем или другими крупными

землевладельцами -феодалами своим приближенным. Участок земли (бенефиций –

благодеяние – лат.) предоставлялся при условии несения военной службы.

Владелец земли считался по отношению к этим феодалам сеньором. (“старшим”),

а феодалы, которые “держали от него земли”, становились его вассалами (то

есть военными слугами).

Вассал был обязан по приказу сеньора выступать в поход и приводить с

собой отряд воинов, участвовать в суде сеньора и помогать ему советом. Он

обязан был выкупать сеньора из плена и нести другие расходы. Сеньор защищал

своих вассалов от нападения других феодалов и восставших крестьян.

Со временем распространилась практика пожалования иммунитетов (изъятие

- лат.). Получая права иммуниста, землевладелец становился независимым

правителем в своих землях. В раннее Средневековье начинают формироваться

два основных класса феодального общества: феодалы - духовные и светские,

которые были собственниками земли, и крестьяне - держатели земли. В среде

крестьян было две группы, различающиеся по своему экономическому и

социальному статусу. Лично-свободные крестьяне и лично-зависимые. К концу

раннего Средневековья все крестьяне имели хозяина.

В период становления средневекового общества темпы экономического

развития были медленными. Хозяйство было натуральным, и специально на рынок

сельскохозяйственная продукция не производилась. Ремесло также существовало

в виде работы на заказ. Внутренний рынок, таким образом, был очень

ограничен.

К Х-ХI вв. в Западной Европе утверждается феодальная раздробленность.

Реальную власть короли сохраняли только в пределах своих владений.

Феодальная раздробленность была обусловлена формированием частного

землевладения, предоставлением феодалам широких привилегий, ростом городов,

существовавшим натуральным хозяйством. Усиление власти и могущества

феодалов привело к междоусобным войнам.

Важнейшим фактором формирования Средневековой Европы было

христианство, которое постепенно распространялось во всех европейских

странах, становясь государственной религией. Христианство определяло

культурную жизнь ранне-средневековой Европы, влияя на систему, характер и

качество образования и воспитания. А это в свою очередь сказывалось на

уровне экономического развития.

На втором этапе развития феодализма завершается процесс формирования

феодальных отношений и все структуры феодального общества достигают

наиболее полного расцвета. Все ценности и нормы, которыми обычно наделяют

европейское средневековье, были представлены в отдельных регионах Европы по-

разному, где-то просто отсутствовали. Классическая средневековая

цивилизация - это, в сущности, цивилизация Северной Франции, изучаемая

дольше и исследованная лучше других. И тем не менее, ее основные черты

прослеживаются у всех западноевропейских народов.

Средневековое общество было прежде всего обществом аграрным. Сельское

хозяйство основано было на ручном труде. Крестьяне в средние века не

обладали собственностью на землю, а лишь пользовались ею, выполняя в пользу

ее собственника определенные повинности (денежная рента, натуральный оброк,

барщина). Зависимость крестьян могла быть поземельной, а могла быть и

личной. Но и лично зависимый крестьянин не был прикреплен к земле и ее

владельцу. Крепостного права западноевропейское средневековье не знало.

Попытка его ввести не увенчалась успехом, так как натолкнулась на жесткое

сопротивление. Последовала волна мощных крестьянских выступлений.

Более того, уже с XII-XIII вв. начался процесс освобождения крестьян,

которые выкупали наиболее тяжкие повинности и обретали личную свободу.

Европейский крестьянин уже в ХIV-ХV вв. стал свободным, хотя и не добился

юридического признания своих прав на землю. Процесс замены натуральных

повинностей на денежные, затем освобождение крестьян от личной зависимости

способствовали прогрессу в сельском хозяйстве, развитию товарно - денежных

отношений. Отношения крестьян с землевладельцами поддерживались в рамках

сеньорий (в Англии их называли манорами, в России - вотчинами).

Сеньор в пределах своих владений являлся своеобразным государем,

обладая административной, полицейской и судебной властью в отношении

населения сеньории. В XI-XII вв. земледелец, как правило, имел собственное

хозяйство (домен), земля которого обрабатывалась барщинным трудом крестьян.

С XIII в. домен исчезает, земля сдается в аренду, возникает так называемая

чистая сеньория.

Наряду с сеньорией, редко совпадая с нею, существовала крестьянская

община. Она регулировала порядок пользования угодьями, разбирала мелкие

правонарушения, организовывала совместные работы, крестьянские праздники.

Для средневекового общества была характерна вассально-сеньориальная

иерархия. Главой ее считался король, от которого зависели непосредственные

вассалы - графы, герцоги. Ниже стояли бароны, а затем рыцари, не имевшие

своих вассалов. Один и тот же человек мог быть вассалом многих сеньоров.

Крестьяне не входили в феодальную лестницу, Каждое сословие было

корпоративным. Отношения между сословиями носили напряженный характер.

Враждебность иногда выплескивалась наружу. Х1У-ХУ вв. являли собой картину

бесконечной череды мощных крестьянских восстаний. Французская Жакерия,

восстание Уота Тайлера в Англии, восстание Дольчино в Италии, гуситские

войны в Чехии, выступления ременсов в Испании, знамя “Башмака”, поднятое в

Германии, - таков неполный перечень крестьянских восстаний этого периода.

Глухое напряжение прорывалось и в действиях, подобных тем, что известны из

баллад о Робин Гуде, и в актах социальной борьбы, шедшей в городах.

Несмотря на то, что средневековое общество было аграрным, наряду с

сельским хозяйством успешно развивалось ремесло, росли города. Города в

основном были небольшие, хотя был и стотысячный Париж, цветущие итальянские

города-государства Венеция, Генуя, Милан. В городах сформировалось особое

городское сословие - бюргерство. Важным, все время увеличивающимся слоем

городского населения, были ремесленники. Особенным почтением пользовались

люди строительных специальностей - каменщики, плотники, штукатуры.

Ремесленники объединялись в цехи, которые защищали своих членов от

конкуренции со стороны самостоятельно работавших ремесленников, как

городских, так и сельских. К числу городского населения принадлежали также

купцы,. Игравшие главную роль во внутренней и внешней торговле. Из Западной

Европы они вывозили сукна, вина, металлические изделия, мед, строевой лес,

мех, смолу. С востока на запад везли в основном предметы роскоши: цветные

ткани, шелк, парчу, драгоценные камни, слоновую кость, вино, фрукты,

пряности, ковры.

В период классического Средневековья начинается процесс централизации

государств. Однако границы государств постоянно изменялись: они то

сливались в более крупные государственные объединения, то дробились на

мелкие.

Процесс централизации государств в Западной Европе, последовавший за

феодальной раздробленностью был обусловлен прежде всего экономическими и

социальными предпосылками: возникновением и развитием товарно-денежных

отношений, усилением рыночных связей, ростом городов, мобильностью

населения.

Классическим примером являются Франция, отчасти Англия и Шотландия,

которые к концу XIII в. уже представляли собой более или менее

централизованные государства.

Иной вариант развития- сохранение полицентризма- дают итальянские

государства, автономия которых была немаловажным фактором их экономического

процветания, и германские территориальные княжества, сохранившие

разобщенность.

Процесс централизации государств сопровождался появлением новой формы

феодального государства- сословно-представительной монархии. Именно в этот

период начинается практическое осуществления принципа разделения властей и

возникают первые сословно-представительные органы, значительно

ограничивающие власть короля. В конце XII – начале XIII вв. появились

кортесы в Испании. В 1265г. оформился парламент в Англии. В XIV в.

парламенты уже были созданы в большинстве стран Западной Европы.

Генеральные штаты во Франции, рейхстаг и ландтаги в германских княжествах,

сеймы в Польше и Чехии. В них избирались представители крупной знати,

духовенства, рыцарства, иногда - свободного крестьянства. Первоначально

парламенты могли выступать и как совещательный, и как законодательный, и

как судебный орган. Но постепенно за ними закрепляются только лишь

законодательные функции и намечается определенное противостояние парламента

и короля.

Парламенты были не единственным политическим новшеством классического

Средневековья. Еще одной важной новой составляющей общественной жизни стали

политические партии, которые впервые начинают формироваться в XIII в. в

Италии, а затем (в ХIV в.) во Франции. Политические партии жестоко

противостояли друг другу, однако их противоборство не носило

принципиального характера.

Исключительное положение в Средневековом европейском обществе занимала

христианская церковь. Без ее участия или воздействия не совершалось ни

одного крупного события. До середины XI в. христианская церковь считалась

единой. Но в Западной Европе главой церкви был римский папа, а в Византии -

константинопольский патриарх, подчинявшийся императору. От Византии

христианскую веру приняли некоторые народы Восточной Европы и Балканского

полуострова. Но Римский папа хотел подчинить церковь в этих странах своей

власти. Из-за господства над христианской церковью между римским папой и

константинопольским патриархом шла острая борьба. В 1054 г. произошло

окончательное разделение христианской церкви на западную и восточную. С тех

пор западная церковь стала называться католической (что значит

“всемирной”), а восточная -православной (то есть “правильно славящей

Бога”).

О влиянии церкви на государственные дела в Западной Европе

свидетельствует тот факт, что средневековые короли стремились узаконить

свое положение, получив знаки королевской власти из рук папы. Католическая

церковь обладала колоссальными богатствами. Ей принадлежало значительное

количество земли, у нее были большие финансовые средства. В течение

длительного периода католическая церковь вела борьбу со светскими

государями за политическую власть. Кроме того, церковь занимала

исключительное положение в сфере образования и науки.

Свое особое положение в средневековом обществе церковь хорошо

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.