бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Китайская семья

начинали жить в мире, в народе говорили: «Разбитое зеркало снова стало

круглым»(49).

В китайском народном изобразительном искусстве много картин посвящено

свадебной символике. Нежные цветы и полная луна выражали всю прелесть и

полноту чувств мужа и жены. На лубочных картинках изображали диких гусей и

уток. Дикие гуси всегда летают в паре и никогда не покидают друг друга,

поэтому гусь считался эмблемой новобрачных. Его дарил жених невесте в

качестве свадебного подарка. Утка и селезень сильно привязаны друг к другу,

и когда они разлучаются, то чахнут и погибают. Вот почему в китайской

символике утка и селезень представляют собой символ супружеской верности и

счастья:

Утки, я слышу, кричат на реке предо мной,

Селезень с уткой слетались на остров речной...

Тихая, скромная, милая девушка ты,

Будешь супругу ты доброй, согласной женой (50).

В некоторых районах Китая жених, после того как сватами был выработан

брачный договор, посылал совершенно незнакомой ему невесте подарки, в том

числе гуся. Девушка, принявшая гуся, считалась просватанной, хотя бы по

возрасту ей и предстояло еще много лет ждать свадьбы.

Она не имеет ни малейшего представления, ни о наружности, ни о

характере того человека, с которым готова связать свою судьбу. Она не может

ничего узнать о нем ни от родителей, ни от братьев, ни от знакомых; со дня

сватовства ее держат взаперти еще строже прежнего, она не смеет видеться ни

с кем чужим и при появлении гостей должна немедленно удаляться из комнаты.

В Южном Китае состоятельные родители жениха послали невесте золотые или

серебряные браслеты, а ее родителям - свиные ножки, двух куриц, двух рыб,

восемь кокосовых орехов и т. д. Родители невесты одаривали родителей женихи

пятью сортами сухих фруктов, искусственными цветами, сладостями, посылалась

также пара гусей как символ семейного блаженства. Иногда подарки в дом

невесты приносили на больших подносах носильщики, одетые в яркие халаты.

Дарились украшения из золота, серебра, нефрита и яшмы, а также орехи,

цыплята, утки и т.п. Невеста из состоятельной семьи приходила в дом гниха

не с пустыми руками. Она приносила в приданное домашнюю утварь, одежду,

предметы украшения. Все это складывалось в массивные сундуки, и носильщики

несли их в дом жениха по самым ожиивленным улицам - пусть все видят и

знают, что невеста не бедна! По числу носильщиков определялась и

«весомость» приданого. В некоторых районах невеста, кроме всего прочего,

дарила жениху пару туфель - это означало, что она передает себя во власть

мужа. Богатый жених в назначенный прорицателем день посылал за невестой

позолоченный паланкин, разукрашенный ажурным переплетом, разноцветной

бахромой и резьбой с изображением дракона, неба и цветов. Обычно в

паланкин, который несли принаряженные носильщики, украшали два больших

позолоченных иероглифа — «уан-си» (двойное счастье). Существовал обычай

закрывать ворота дома невесты некоторое время не пускать прибывший

паланкин, несмотря на настойчивые просьбы друзей жениха и носильщиков. В

это же время братья и сестры невесты, выглядывая через щели ворот,

требовали денег у друзей жениха. Им передавали сверток с монетами. После

этого ворота открывались, начинали играть музыканты, сопровождавшие

паланкин, и носильщики подносили паланкин к порогу дома.

Девушка должна была в течение трех дней до свадьбы плакать, отказываться

от пищи, выражая этим печаль по поводу расставания со своим родным домом.

Тогда и у соседей не будет повода говорить, что она так уж мечтает выйти

замуж. В день свадьбы, когда девушка собиралась оставить свой родной дом,

она обычно куда-нибудь пряталась. Мать начинала громко звать и искать ее,

делая вид, что дочь исчезла. Дочь же в это время запиралась в своей

комнате. Но вот прибывал паланкин. Носильщики и музыканты также начинали

громко звать невесту, уверяя, что не могут дольше ждать. Наконец девушка,

достаточно продемонстрировав непокорность, открывала двери своей комнаты и

со слезами на глазах следовала к паланкину. Отец невесты или ближайший его

родственник запирал на замок дверцы паланкина, а ключ передавал верному

слуге для вручения жениху.

За день до свадьбы невесте делали специальную прическу, которую носили

замужние женщины: волосы на лбу обривали или выщипывали, чтобы сделать его

выше. Перед тем как усадить в свадебный паланкин, на ее голову надевали

пышный головной убор, разукрашенный искусственными или настоящими

драгоценными камнями. Нити жемчуга, свисавшие с головного убора, настолько

плотно прилегали друг к другу, что за ними не было видно лица невесты.

Свадебная процессия являла собой красочную картину. Красный, украшенный

блестками паланкин, на котором невеста из состоятельной семьи отправлялась

в дом жениха, яркие наряды участников свадебной процессии, а также костюм

самой невесты должны были свидетельствовать о богатстве и процветании.

Чем длиннее была

свадебная процессия, тем более пышной считалась свадьба. Впереди участники

процессии несли фонари и флажки, прикрепленные к длинным древкам, а также

таблички, на которых были написаны имена жениха и невесты. Музыканты

исполняли веселые песни. В середине этой вереницы носильщики несли паланкин

с виновницей торжества, а позади следовало ее приданое. В далекой древности

в свадебной процессии участвовал и жених, но в дальнейшем обряд был изменен

- невесту сопровождали ее братья и подружки. Обычай запрещал матери и отцу

провожать дочь в ее новый дом. Замужество фактически означало для девушки

полный разрыв с родными, так как считалось, что после свадьбы она

принадлежит новой семье. Поэтому расставание с отцом и матерью всегда

проходило тяжело. Невесту страшила неизвестность: она не знала, как

встретит ее свекровь, не знала, какой у нее будет муж. Но и жених, ожидая

прибытия невесты, переживал не меньше: он ведь тоже не знал, хорошей ли

женой наградит его судьба. Жених встречает невесту у двери безмолвно и без

всякой улыбки. Он даже не решается дотронуться до ее руки, когда ведет в

спальню, и только слегка прикасается кончиками пальцев к длинному рукаву ее

халата.

Жених и невеста вместе совершали поклоны небу и земле и табличкам духов

предков жениха, что считалось главным в свадебной церемонии. В передней

части комнаты, «перед небом», ставился столик, на котором располагали две

зажженные свечи и жертвенный сосуд с дымящимся фимиамом, двух миниатюрных

сахарных петухов, пять сортов сухих фруктов, «жертвенные деньги», связку

палочек для еды, зеркало и ножницы. Все это было символами процветания и

согласия.

Невеста занимала место у столика с правой стороны от жениха, и оба они

на коленях молча совершали четыре земных поклона, склоняя свои головы к

земле. Затем поднимались, менялись местами и повторяли то же самое. После

этого на столик ставились таблички предков, которым жених и невеста

отдавали восемь поклонов. Когда они вставали, им предлагали пригубить вино

и мед из кубков, соединенных красной шелковой лентой или красным шнурком.

Потом, обменявшись кубками, жених и невеста отведывали сахарного петушка и

сухих фруктов. Все это символизировало согласие и союз новобрачных.

Наконец невеста направлялась в свою комнату, где ждала жениха, который

должен был снять с нее свадебный головной убор. Она надевала красивый халат

и сверкающий разноцветными камнями головной убор, в таком виде появлялась

перед родственниками и друзьями ее будущего мужа, совершала перед ними

поклон и предлагала им чай.

После описанных церемоний новобрачные садились вместе обедать. Это был

первый и последний день, когда они обедали вместе. Жених мог, есть сколько

хотел;

невеста же должна была в течение двух недель питаться только той провизией,

что передали ее родители.

На свадьбу обязательно приглашали почтенного старика с белой бородой,

напоминавшего своей внешностью бога долголетия. Когда жених и невеста

совершали поклоны небу и земле, старик бамбуковой палочкой, окрашенной в

красный цвет или обернутой красным шелком, вначале три раза слегка ударял

невесту выше лба и при каждом ударе приговаривал: до фу (много счастья),

до шоу (долго жить), до наньцзы (много сыновей);

ударяя этой же палочкой жениха, он приговаривал: юэ фу (будь богатым), юэ

гуй (будь знатным), юэ кан нин (будь здоровым и живи спокойно).

Гости во время свадебного обеда позволяли себе фривольные замечания в

адрес невесты, даже непристойные шутки, к которым она должна была

относиться хладнокровно и безразлично. Они бесцеремонно насмехались над ее

ногами, одеждой, внешностью. Невесту просили встать своими маленькими

ножками на перевернутую чашку. Если ей это не удавалось, то слышались

язвительные реплики: «Какая неуклюжая!» Могла быть и такая просьба:

«Принеси мужу чаю!» Если невеста выполняла эту просьбу, ей говорили: «Какая

послушная жена!» Если она отказывалась выполнять это, гости соболезновали

мужу, получившему в жены злую женщину.

В первую брачную ночь в комнате новобрачных ставили две зажженные

свечи. Смотря по тому, будут ли эти свечи гореть ровно или одна сгорит

скорее другой, будет ли стекать воск, станут ли свечи трещать, прогорят ли

за ночь и какая из двух погаснет раньше, делались «прогнозы» о

продолжительности совместной жизни мужа и жены, об их радостях и печалях.

Утром молодожены под шум хлопушек выходили из спальни и направлялись на

кухню помолиться богу очага. Это означало, что молодая женщина должна

овладеть искусством кулинарии. Затем она направлялась в храм предков, где

молилась предкам мужа.

На третий день после свадьбы вместе с мужем и его родителями молодая

жена навещала дом своих покинутых родителей, где в их честь устраивалось

пиршество. Этим кончалась свадебная церемония в богатых семьях.

После свадьбы наступало самое страшное — свекровь давала волю своей

практически неограниченной власти над невесткой. И хотя сердце мужа могло

обливаться кровью при виде издевательств над его женой, он не имел права

выразить недовольство поступками матери. Если же осмеливался это сделать,

то причинял еще больше страданий жене и жизнь ее становилась совсем

невыносимой. Заступничество мужа вызывало негодование его родителей, и даже

соседи осуждали за непочтительность к старшим. Невестка должна была

избегать личного общения с главой семьи и его сыновьями и постоянно

находиться «под рукой» свекрови, которая обычно не отличалась тихим нравом.

Жестокое обращение свекрови с невесткой — одна из мрачных сторон в жизни

китайской семьи:

Чужого я зову отцом с тех пор...

Чужого я зову отцом с тех пор —

А он ко мне поднять не хочет взор.

Сплелись кругом побеги конопли,

Где берег ровную раскинул гладь...

От милых братьев я навек вдали,

К совсем чужой я обращаюсь — мать.

К совсем чужой я обращаюсь — мать,

Она ж меня совсем не хочет знать.

Сплелись кругом побеги конопли,

Где берег взрыт рекой подобно рву...

От милых братьев я навек вдали,

Чужого старшим братом я зову...

Чужого старшим братом я зову —

Не хочет он склонить ко мне главу (52).

Подчиненное положение женщины, характерное для китайских семейных

традиций, восходит к культу предков, в соответствии, с которым назначение

человека на земле - продолжать род и поддерживать могилы предков. Женщине

же, утратившей при вступлении в брак

всякую связь с родной семьей, отводилась, по этим представлениям,

второстепенная роль.

Покорность, покорность и еще раз покорность — такова была главная

добродетель женщины. В девичестве она во всем подчинялась отцу, после

замужества становилась служанкой мужа и его родителей. «Если я выйду замуж

за птицу, — гласило древнее китайское присловье, — я должна летать за ней;

если выйду замуж за собаку, должна следовать за ней всюду, куда она

побежит; если выйду замуж за брошенный комок земли, я должна сидеть подле

него и оберегать его»(53).

Важнейшими и лучшими качествами женщин считались робость, сдержанность,

умение приспосабливаться к характеру мужа. Мир женщины был ограничен домом

и семьей. Гость, пришедший в дом, всегда спрашивал хозяина о его здоровье,

о здоровье его отца, деда, сына, но никогда - о здоровье жены или дочерей.

Такой вопрос показался бы неприличным, он мог быть воспринят как проявление

невежливости. Вот один из образчиков нравственного наставления для мужа:

«Когда ты взял жену, то прежде всего научи ее, как проявлять почтительность

к отцу и матери, как жить в согласии с невестками, как быть послушной -

чтобы она утром пораньше вставала, а вечером поздно ложилась спать,

беспокоилась об урожае риса и экономии хлеба. Таковы истинные правила,

которые должна соблюдать жена. Если она проявит плохой характер, то

увещевай ее хорошими словами. Со временем она исправит свои недостатки...

Если ты не знаешь, как перевоспитать жену, боишься ее и не осмеливаешься

этого сделать, если во всем будешь соглашаться с ней, не решишься пресечь

ее дурные поступки, станешь потакать ее характеру, она будет играть на

твоих чувствах и не будет тебя бояться. И хотя ты будешь говорить, что

любишь ее, это принесет ей только вред. В наши дни мужей, которые боятся

своих жен и страдают от этого, немало. Корень зла состоит в следующем:

когда ты взял в жены женщину и не воспитывал ее, она понемногу

портилась»(54).

Услужить родителям мужа считалось главной обязанностью молодой женщины.

«Если жена нравится сыну, но

не нравится его родителям, — говорили в древнем Китае, — то он должен

расстаться с ней. И наоборот, если жена не нравится сыну, а его родители

говорят, что она хорошо им служит, то он не смеет расставаться с ней»(55).

Как бы безжалостно муж ни обращался с женой, ей надлежало безропотно

покоряться судьбе и молча повиноваться. Она могла вернуться в родной дом,

но это считалось позором:

Три года я была женой, в дому

Я счета не вела своим трудам;

Едва заснув, вставала на заре

И — день-деньской нет отдыха ногам.

Блюла я клятву — кто виновен в том,

Что ты со мною стал жестоким сам?

Не знают братья всей моей беды:

Вернуться к ним? Насмешки встречу там.

Одной терзаюсь думой и — молчу.

Себя жалею, волю дав слезам.(56)

Самое большее, на что она могла решиться, это отправиться в храм, повесить

бумажную фигурку, изображавшую ее мужа, и помолиться богине милосердия,

прося ее смягчить сердце супруга.

Жена, говорили в народе, должна быть «чистой тенью и простым отголоском».

Когда богатый муж брал себе одну или нескольких «второстепенных» жен, за

конная супруга обязана была принять их благосклонно и жить с ними в мире и

согласии. Муж мог продать своих жен или наложниц, передать их другому

человеку временно или навсегда.

Хотя это формально запрещалось законом, такая практика имела широкое

распространение. Если муж дурно обращался с женой, он нес более легкое

наказание, чем за такое же обращение с посторонним человеком. Если жена

поступала неподобающе с мужем, она несла более тяжкое наказание, чем за

такое же обращение с посторонним. Если муж совершал прелюбодеяние, это

вовсе не рассматривалось как преступление. Но муж мог безнаказанно убить

жену, посмей она сделать то же самое.

Муж имел право разойтись с женой без бракоразводного процесса при следующих

обстоятельствах:

. если жена не живет в согласии со свекром и свек

ровью;

— если бесплодна

. если подозревается в прелюбодеянии или уже со

вершила таковое;

. если наветами или болтливостью вызывает раздоры в

семье;

. если страдает какой-либо болезнью, к которой люди

чувствуют естественное отвращение;

— если невоздержанна на язык;

. если она без разрешения мужа присваивает себе домашнее имущество.

Однако эти причины не действовали во время траура, если жене некуда было

идти, а так же если муж разбогател благодаря этому браку. Ответственность

мужа за жену выражалась и в том, что при всех ее правонарушениях, кроме

тяжкого преступления и измены, она выдавалась ему на поруки.

Кроме того, муж и жена имели право на развод по взаимному согласию или в

случае причинения ими серьезного вреда родственникам друг друга. Развод

совершался простым соглашением семей и лишь в случае крупных взаимных

претензий в дело могли вмешаться власти.

Муж мог иметь только одну жену, но ничто кроме финансов, мешало ему

брать в дом наложниц – столько,

сколько он мог содержать (57). Число наложниц увеличивало престиж семьи,

поэтому высшие чиновники (а иногда и их жены) заботились об увеличении

гарема.

У императора он мог насчитывать до нескольких тысяч жен, разделенных на

несколько рангов:

1 ранг Хуан гуй – фей

2 ранг Гуй – фей

3 ранг Фей

4 ранг Бинь

5 ранг Гуй – жень

Наложница считалась свободным человеком (если ее брали из рабынь то

предварительно давали вольную), но занимала в семье место служанки, должна

была относится с подчением к законной жене и не имела доли в наследстве,

хотя ее сыновья могли считаться полноправными наследниками (все решал

отец).

Только император имел право свободно переводить женщин своего гарема из

наложниц в императрицы и обратно. Не все женщины, однако с этим мирились и

соглашались делить мужа с наложницами – это и была ревность, караемая

разводом.

Гарем неизбежно ассоциировался с любовью между женщинами. Иногда сам

муж поощрял такие отношения, т.к. понимал свою ограниченность, особенно

если был уже в годах. Однако гаремная жизнь имела и теневую сторону, т.е.

полигамное строение домохозяйства доводило напряжение и ревность между

женщинами до невыносимой степени. Часто новые фаворитки правителей

доставались на расправу, ранее отвергнутым женам и наложницам. Чаще всего

побои направлялись на половые органы и нередко дело оканчивалось смертью. В

более скромных домах была та же ситуация, хотя до летального исхода дело не

доходило.

Старая китайская пословица: «Яд черного скорпиона и зеленой змеи не

так опасен, как яд, находящийся в сердце женщины»(58).

Но вторичное замужество считалось тяжким преступлением женщины перед

памятью о покойном муже. Вдова, осмелившаяся вновь выйти замуж, была

обречена на изгнание из своей среды, подвергалась риску быть убитой

родителями или родственниками покойного мужа, да и по закону не могла

больше стать чьей-либо женой, а только наложницей, но и мужу, требующему

развода без оснований, грозила каторга.

Согласно древнему правилу, жена должна была оставаться с мужем в

"жизни земной и загробной"(59). Она объявляла о таком решении родственникам

и близким, и ее поступок рассматривался как подвиг.

Наместники провинций в официальном докладе сообщали императору сведения о

самоубийствах добродетельных вдов. Чем их было больше, тем большей похвалы

удостаивался чиновник. Китайский сатизм отличается от индийского тем, что

он никогда не осуществлялся через самосожжение. Способы его

осуществления различны. Некоторые принимают опиум, ложатся и умирают у

тела своего мужа. Другие морят себя голодом до смерти, топятся или

принимают яд. Еще один способ, к которому иногда здесь прибегают, это

прилюдное самоубийство путем повешения поблизости от своего дома или в нем.

Об этом намерении сообщается предварительно для того, чтобы желающие

могли присутствовать и созерцать это деяние.

Истинные причины обращения вдов к сатизму различны. Некоторыми двигала

преданная привязанность к покойному, другими - чрезвычайная бедность их

семей и трудность заработка на честный и уважаемый образ жизни, прочими -

факт или перспектива грубого отношения со стороны родственников мужа.

Вдову чаще всего хоронили в одной могиле с мужем или около нее. Этот обычай

восходит к тому факту, что Конфуций в назидание потомкам похоронил свою

мать рядом с могилой отца.

Правила «Ли» запрещали мужу малейшее проявление нежности при посторонних.

Эти чувства вырывались наружу лишь во время похорон одного из супругов.

Г) Рождение и воспитание детей

Большим событием в жизни каждой китайской семьи считалось рождение сына.

Близкие и друзья навещали роженицу, приносили подарки: одежду для ребенка и

продукты для поддержания сил матери. Чтобы отблагодарить друзей и знакомых,

накрывали праздничный стол или просто угощали гостей вареными яйцами,

окрашенными в красный цвет. В этих случаях полагалось приглашать друзей на

лапшу, которая символизировала долголетие новорожденного.

Ребенок в семье был радостью, если рождался мальчик, но становился обузой,

если на свет появлялась девочка.

Иметь сына считалось целью брака и большим счастьем для семьи. Это нашло

отражение и в поговорках:

«Вырастишь сына - обеспечишь старость, соберешь зерно - предотвратишь

голод»; «И сына, и поле надо иметь свои»; «Лучшие сыновья в мире — свои

собственные»(60).

Надеясь родить сына, женщины прибегали к толкованию сноведений, об этом

говорит «Шицзин»:

Серый и черный приснится медведь—

То сыновей предвещающий знак;

Если же змей довелося узреть—

То дочерей предвещающий знак!(61)

Или, например, беременная женщина поднималась до зари и, надев костюм мужа,

отправлялась к ближайшему колодцу. Она обходила вокруг него трижды,

наблюдая за тенью в воде. Если по окончании прогулки ей удавалось вернуться

домой незамеченной, это служило добрым предзнаменованием: родится мальчик.

При рождении ребенок получал «молочное» (детское) имя. Это имя должно было

состоять из иероглифов, обозначающих что-нибудь приятное, надежду на то,

что дитя будет счастливым и не умрет в младенчестве. Ребенка часто называли

Со-эр, Чжу-эр, Шуань-эр, что соответственно означало: Замочек - пусть

ребенок будет в такой же безопасности, как то, что заперто под замком;

Столбик - пусть ребенок твердо стоит на ногах; Узелок - пусть он будет

надежно привязан к своему дому. Все эти имена давались, конечно, мальчикам.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.