бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Китайская семья

Китайская семья

План

1) Введение

2

2) Анализ литературы 4

3) Экономическая основа китайской семьи 7

4) Философы древнего Китая о семье 14

5) Китайская семья

а) Особенности семьи в древнем Китае 30

б) Имена и фамилии 32

в) Свадьба и взаимоотношения полов 35

г) Рождение и воспитание детей 51

д) Смерть и культ предков 57

6) Заключение 73

7) Сноски

75

8) Литература 77

Введение

Цель данной работы – всесторонне изучить семью Древнего Китая (12 – 6 вв.

до н.э.) по данным источников.

Для выполнения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

1) Охарактеризовать исторические условия, в которых

сложилась китайская семья.

2) Выяснить особенности влияния на китайскую семью

философии Конфуция и других современных ему

идеологий.

3) Изучить особенности семейных отношений в древнем

Китае.

Интерес к избранной теме обусловлен спецификой семейных отношений в Китае,

их странной устойчивостью и консерватизмом.

Одной из наиболее интересных особенностей мышления китайцев, является его

практицизм, т.е. потребность разрабатывать умозрительные теории только

тогда, когда этого требует сама жизнь. Жизнь же требовала только одного:

все идеологические теории должны соорентировать страну и народ на

соблюдение социо – этического порядка, санкционированного великим Небом.

Именно отсюда идет знаменитое высказывание Конфуция о том, что «Государство

– это большая семья, а семья малое государство», т.к. для него они были

однопорядковыми вещами. Поэтому социальная этика, всегда играла большую

роль. Каждый китаец постоянно видел перед собой эталон, заключенный в

«Золотом прошлом» и считал своим священным долгом подражать ему.

Следовательно величайшим авторитетом для китайца был не тот, кто уходил в

мир абстрактных теорий, а тот, кто мог его научить жить здесь и сейчас.

Ради «маленького» государства и «большой» семьи.

Важнейшими регуляторами семейных отношений являлись

Конфуцианский культ предков и нормы «Сяо» (сыновья подчтительность), они же

в свою очередь способствовали расцвету культа семьи и клана. Семья в Китае

считалась сердцевиной общества и интересы семьи намного превосходили

интересы отдельно взятой личности, которая рассматривалась лишь в аспекте

семьи.

Подросшего сына женили, дочь выдавали замуж по выбору и решению родителей,

это считалось настолько естественным, что вопрос любви, не ставился

принципиально, т.е. все личное и эмоциональное приносилось в жертву семье и

ее нуждам.

Любовь могла придти после свадьбы, могла и не приходить вовсе, но это

никогда не мешало нормальному функционированию семьи и выполнению супругами

социально – этического долга, т.е. рождение детей (прежде всего сыновей)

призванных укрепить позиции семьи в веках. Отсюда постоянная тенденция к

росту семьи, отдаленные последствия которой мы наблюдаем сегодня.

Древнее сравнение государства с семьей, подчеркивало, что как подданный

должен бесприкословно подчиняться правителю, так и сын должен

бесприкословно подчиняться отцу, не только при жизни, но и после смерти.

Анализ литературы

Тема «китайская семья» довольно хорошо изучена, хотя специальных изданий на

русском языке почти нет. В русскоязычной литературе информация о

«китайской семье» содержится в сильно рассеянном виде во множестве

источников.

Во - первых, это труды, входящие в т.н. конфуцианский канон: «Луньюй»

(суждения и беседы), «Шицзин» (книга песен) и «Лицзи» (записки о ритуале).

Самым древним источником является «Шицзин» (1 тыс. до н.э.) и даже не он

сам, а первая его часть “Гофын” (нравы царств) содержащая сто шестьдесят

песенно-поэтических произведений пятнадцати различных царств Китая того

времени,—это свод древнейшей китайской лирики периода Чжоу. «Гофын», имеет

огромную ценность для моей работы, т.к. сюда вошли прекрасные лирические,

любовные песни, с их обаянием и радостными чувствами молодости, с их

задушевностью, а также трудовые песни, глубоко уходящие своими корнями в

щедрую почву народного творчества. «Гофын» воссоздает яркую и колоритную

картину общественной жизни и быта китайского народа в эпоху его раннего

развития.

«Лунь-юй» - небольшой трактат, в который входят изречения Конфуция,

а также разговоры между ним и его учениками и современниками. Она написана

через 70-80 лет после смерти Конфуция, т.е. в начале 4 в. до н.э. «Лунь-юй»

написана крайне лаконичным языком и состоит из отрывочных записей, в

которых затрагиваются самые разнообразные темы, начиная от деталей

повседневной жизни Конфуция и кончая разбором проблем философии, культуры,

политики и морали, в том числе и о семье.

«Лицзи» хоть и входит в число канонических, в отечественном

китаеведении еще не изучен, хотя значение этой книги для понимания сути

китайской истории, культуры и конфуцианского учения, в частности, трудно

переоценить. «Ли цзи» - это собранные воедино раннеханьскими учеными

различного рода древние записи о «Ли». Текст памятника состоит из сорока

девяти глав, но на русский язык полностью переведена только первая глава

"Цюй ли" (разнообразные правила благопристойного поведения). Содержание

главы передает регламентации поведения человека в различных жизненных

ситуациях.

Перевод этой главы был найден в Интернете по адресу:

http://vostok.amursu.ru:8101/cont1/liji.htm

Кроме того отдельные высказывания из «Ли цзи» можно найти в любом тексте

посвященном Конфуцию и его учению.

Единственная в своем роде книга В.Я. Сидихметова «Китай: страницы

прошлого», где только и можно найти большое количество систематизированной

информации о семье и семейных отношениях. Надо заметить, что эта книга

описывает обычаи средневекового Китая, но учитывая крайний консерватизм

китайцев помноженный на внутреннюю консервативность таких обычаев, как

свадьба, похороны и т.д., можно их применить к более раннему времени.

Сильно помогла книга Н.Т. Федоренко «Древние памятники китайской

литературы» Москва 1978, своими комментариями к «Шицзин».

Ну а полный текст «Шицзин» я нашел в книге «Конфуций: уроки мудрости»

Москва “Фолио”-2001

Неоценимую помощь оказал Интернет, где была найдена книга В. Рубина,

эмигрировавшего в 1976 г. в Израиль. В этой книге «Идеология и культура

древнего Китая (четыре силуэта)», дан очень цельный и глубокий анализ

философских течений древнего Китая.

К этому же примыкает цикл статей к.и.н. В. Рыбакова, где дан блестящий

анализ китайского общества эпохи Конфуция.

Большую помощь оказал научно-художественный сборник «Китайский эрос» (под

ред. А.И.Кобзева), единственный, где содержатся материалы о взаимоотношении

полов и их философской «подкладке».

Так же в Интернете я нашел множество статей посвященных китайской семье, из

которых необходимо упомянуть:

Право древнего Китая (http://bestboy.narod.ru/318.html)

Имена (http://www.ant.md/school/has/publ/china16.htm)

Конфуций «Лунь Юй»

(http://www.amvir.ru/lib/konfucij_lunuj.shtml)

Китайская зарисовка Владимира Соловьева

(http://www.politolog.ru/idea/feller19.htm)

Из трудов общего значения можно упомянуть Л.С. Васильева и его учебник для

ВУЗов «История религий востока».

Что касается книг по экономике древнего Китая, то их гораздо больше, чем

книг по идеологии и культуре.

Наиболее подробный обзор социально – экономической истории я нашел у В.П

Илюшечкина

«Сословно-классовое общество в истории Китая» и у М. Кокина; Г. Папаяна

«Цзин-тянь: Аграрный строй древнего Китая»

Периодика почти не помогла, была найдена только одна статья общего

характера, касающаяся темы работы.

Экономическая основа китайской семьи

Понять своеобразие Китая и его социальных институтов нельзя без изучения

их экономической основы, а т.к. пишется данная работа в рамках

формационного подхода то в основе развития китайской цивилизации лежит

развитие орудий труда и производственных отношений.

Я попытаюсь рассмотреть экономику Китая от начала периода Чжоу (1066-221

гг. до н.э.) до конца империи Цинь

(221-202 гг. до н.э.) – первого централизованного государственного

образования на территории Китая.

В то же время это позволит дать картину земельных отношений для всех

остальных царств древнего Китая, т.к. развитие там шло по сходному пути.

В 1 тыс. до н. э. в Китае широкое распространение получило орошаемое

земледелие. В бассейнах рек Хуанхэ, Хуай, Вэй была проведена целая сеть

каналов, что позволило включить в полеводство новые земли и повысить

урожайность культур.

Большую роль в подъеме экономики сыграло открытие месторождений железа и

меди. В источниках встречаются многочисленные упоминания о разработке

железорудных месторождений, выплавке железа, изготовлении железных

сельскохозяйственных орудий т.к железо оказалось гораздо более дешевым и

удобным для изготовления орудий труда металлом, чем медь и бронза, что

обусловило его широкое применение, и использование тягловой силы домашних

животных, в частности быков, каждый из которых при работе заменил

мускульную силу трех—четырех человек, намного увеличило энерговооруженность

непосредственных производителей. Судя по сообщению древнекитайского

трактата ”Гуаньцзы”, в то время в Китае было известно 5270 горных

месторождений, из них в 467 добывали медь, а во всех остальных—железную

руду. В другом памятнике эпохи Чжаньго(551-479 гг. до н.э.), “

Шаньхайцзине ”, приводятся названия 34 самых крупных разрабатываемых

железорудных месторождений (1); эти рудники не были сосредоточены в каком-

либо одном месте, а находились в различных районах страны. В результате

многочисленных раскопок, произведенных китайскими археологами в 50-х годах

20 в., по всему Китаю было обнаружено большое количество железных лемехов,

сошников, мотыг, заступов, тяпок, топоров. Появление сохи с железным

сошником и использование тяглового скота оказали революционизирующее

воздействие на развитие экономики, и прежде всего ее основной отрасли

земледелия, повысилась производительность труда.

В этот период торговые связи уже не замыкались рамками отдельных царств,

а выходили за их пределы. Сложились целые районы и крупные города,

специализирующиеся на выпуске какой либо одной продукции. Янчжоу и Цинчжоу

славились своими шелковыми изделиями; в царстве Чу в местечке Юань

изготовляли острые наконечники копий; в царстве Хань в Луньцзюаньшуе

отливали особо прочные мечи; Аньи являлось одним из основных поставщиков

поваренной соли. Несмотря на существование многих отдельных царств, в

стране развивалась тенденция к созданию прочных экономических связей между

различными, подчас даже отдавленными районами Китая.

Усилившееся развитие торговли способствовало быстрому росту городов. В

эпоху Чжаньго возникло много новых городов и разрастались старые. Столицы

почти всех царств древнего Китая являлись крупными торговыми и ремесленными

центрами с большим количеством населения. К таким городам относились

Хаиьдаиь (царство Чжао), Сянъян (Цинь), Далян (Вэй), Линьцзи(Ци).

Крепнувшие торговые связи вызвали развитие водного транспорта - одного из

самых удобных и дешевых средств сообщения. В эпоху Чжаньго была сооружена

целая система каналов, связывавших различные царства. В «Шицзи» в главе «О

реках и каналах» дается подробная картина речных торговых путей.

Основную массу населения периода Чжоу составляли чжун (чжунжянь)—юридически

свободные общинники (2) , над нею возвышалась еще очень тонкая прослойка

правящей родо-племенной знати, состоявшая из правителя—вана (царя, князя),

его родственников и приближенных, а также из глав родов—чжухоу (3), их

родственников и приближенных.

Однако важнейшей для аграрной страны, которой был Китай в то время,

являлась проблема земельных отношений.

В период Чжоу расцвела система “Цзин-тянь” (колодезная система). Форма

участка полученного в рамках этой системы напоминал иероглиф # (цзин)

– колодец.

Участок земли в одну ”Ли”(1”Ли” =54 га) делили на 9 частей. Каждая часть

равнялась 100 “Му”(1“Му”=0,06 га) средний участок был общинным полем.

Каждая семья получала по одному участку , а центральный обрабатывали

сообща и урожай с него шел вану. Земли принадлежали общинам и

подразделялись на надельные “сы-тянь”, находившиеся в пользовании отдельных

семей или семейных общин, и общественные “гун-тянь” (4), обрабатывавшиеся

сообща членами общин. Урожай с этих земель шел на содержание правителя и

знати, а также на государственные и общественные нужды.

| |

| | | |

| Семейные |

| | | |

| | | |

|Семейные |Общин- |Участки |

| |ное | |

| |поле | |

| | | |

| участки |

| | | |

| |

Правитель, кроме того, регулярно получал дань от глав родов (5), которые

были обязаны также предоставлять в его распоряжение ополчения и рабочую

силу для производства некоторых работ. В свою очередь, чжухоу, по всей

вероятности, получали регулярные приношения от общинников—членов

возглавляемых ими родов. Практиковалась также, в частности передача ваном

отдельным представителям знати права на сбор в их пользу налогов с тех или

иных общин (6) в виде “кормлений”.

Следовательно, обработка общинниками “общественных полей", урожай с которых

отчуждался и присваивался в своей значительной части ваном и

представителями знати, а также дань, регулярные приношения и ”кормления”

являлись своеобразной формой передачи прибавочного труда и прибавочного

продукта общинниками в виде налога в распоряжение правителя и знати. Иначе

говоря, это была эксплуатация общинников знатью посредством налога,

отчуждаемою представителями знати во главе с ваном лишь в силу обладания

ими властью.

Необходимо заметить, что в Чжоусском китае существовал обычай регулярного

передела земельных участков в рамках “Цзин-тянь” (отдельных селений

“Цю”=16”цзинов” (т.е.128 семей)). Правда сроки приводятся разные. “Ли-цзи”

говорит о ежегодном переделе, а ханьский историк Хе Сю говорит о переделе

раз в 3 года (9). Однако оба источника говорят о справедливом наделении

землей. Причем передел осуществляли сами общинники. При распределении

участка учитывалась численность семьи. Причем если земля была “плохая”, ее

выдавали больше стандартных 100”Му”, т.е. старались соблюсти равенство.

Важным элементом общественной структуры в то время являлась большесемейная

община поэтому можно с достаточным основанием предположить, что наряду с

налоговой эксплуатацией там имела то или иное распространение также

патриархальная эксплуатация, т. е. отчуждение и присвоение старейшинами

общин прибавочного продукта и прибавочного труда общинников только в силу

освященной традициями патриархальной власти первых над последними. Трудно

сказать, каково было количественное соотношение между налоговой и

патриархальной разновидностями эксплуатации. По-видимому, преобладала

налоговая эксплуатация, так как господство патриархальной разновидности

эксплуатации имело место лишь в безгосударственных обществах (7).

Таким образом, эксплуатация общинников знатью в обществе Чжоу сложилась не

на основе экономической реализации общинной собственности на обрабатываемые

земли в процессе производства и распределения, при которой избыточный

(прибавочный) продукт, создаваемый общинниками, должен был бы, как и

условиях общинно родового строя, использоваться, прежде всего и главным

образом в интересах самих же общинников. Она появилась в этом обществе в

результате возникновения примитивного государственного образования, которое

в целях обеспечения своего существования закономерно и необходимо должно

было заменить и заменило экономическую реализацию общинной собственности на

землю в процессе производства и распределения внеэкономическим,

принудительным отчуждением совокупного прибавочного труда и прибавочного

продукта общинников в его пользу в виде налогов. Это отчуждение не носило

бы характер эксплуатации, если бы отчужденный в виде налога прибавочный

продукт использовался, так или иначе, в интересах и на благо общин и

общинников. Однако вместе с возникновением примитивного государственного

образования (как естественный результат развития процесса общественного

разделения труда и обмена результатами деятельности) появилась

привилегированная прослойка управителей, которая использовала свою

причастность к власти в целях присвоения той или иной доли совокупного

прибавочного продукта, отчуждаемого возникшей властью у общинников, которое

выходило за рамки обмена результатами деятельности и потому носило характер

эксплуатации, порождавшей имущественное неравенство(8).

Отсутствие частной собственности на землю в

раннечжоусском обществе исключало возможность возникновения и

распространения частнособственнической эксплуатации в важнейшей отрасли

экономики древнего Китая - сельском хозяйстве. Неразвитость ремесла и

обмена исключала также и возможность сколько-нибудь широкого

распространения частнособственнической эксплуатации в ремесле. Правда, в

этом обществе практиковалось рабство, источником которого было порабощение

военнопленных. Однако оно не играло сколько-нибудь существенной роли в

экономической жизни страны. Рабы, судя по самым различным данным, были

очень малочисленны, использовались главным образом в непроизводительной

сфере личного и домашнего обслуживания представителей знати и,

следовательно, содержались за счет прибавочного труда юридически свободных

общинников. Эпиграфические памятники и археологические материалы

свидетельствуют, что большую часть военнопленных убивали в ритуальных

целях. Такое отношение к пленным—важный показатель того, что в то время

массовое превращение их в рабов было экономически нецелесообразным.

Расцвет системы “Цзин-тянь” пришелся на жизнь основателя великого социо –

философского учения Конфуция. Он и его последователи очень высоко оценивали

эту систему, указывая на ее справедливость и культивируемое равенство.

Однако в 6—5 вв. до н. э. в связи с ростом производительности труда и

увеличением на этой основе размера и общей массы прибавочного продукта, в

чжоуском Китае произошли очень важные социальные и социально-экономические

изменения. Постепенно исчезала общинная собственность на обрабатываемые

земли и ушел в небытие обычай их передела. Рента-налог в форме отработок на

«общественных полях», дани и регулярных приношений постепенно заменялась в

различных княжествах тогдашнего Китая рентой-налогом продуктами

соответственно количеству земли, находящейся у отдельных семей.

В результате постепенного разложения общинной собственности на землю и

становления частной собственности на нее сначала в княжестве Лу (6 в. до н.

э.), а затем и в других царствах обработка “общественных полей” общинниками

была заменена поземельным налогом, взимавшимся с крестьян, а сами

“общественные поля”, видимо, стали собственностью представителей знати и

чиновничества.

В 6—5 вв. до н. э. в связи с разложением общинной собственности на землю и

появлением частной и государственной собственности на нее, а также в связи

с усилившимся процессом имущественной и классовой дифференциации в

китайском обществе зародились и стали получать все большее распространение

и другие (помимо рабства) формы частнособственнической эксплуатации, в

частности наемный труд в его докапиталистической разновидности и аренда-

издольщина. Правда, упоминания об аренде не встречаются в довольно скудных

письменных памятниках той эпохи. Поэтому ее появление связывают с реформами

Шан Яна (4 в. до н. э.), направленными к развитию и укреплению

частнособственнических отношений. Однако при этом надо иметь в виду, что

эти реформы лишь дали широкий простор тенденциям, наметившимся еще в

предшествующие столетия.

В дальнейшем частная собственность на землю получила повсеместное

распространение, а крупная частная земельная собственность стала фактором,

определявшим в течение последующих 2,5 тыс. лет характер и направление

социально-экономического развития китайского общества.

Философы древнего Китая о семье

Исключительное по своей силе влияние на китайское общество оказала

деятельность Кун-Фу цзы (Конфуций). Конфуций открывает собою эпоху

непревзойденного расцвета мысли, ту эпоху, когда были заложены основы

китайской культуры. Его учение было отправной точкой для последующих

мыслителей; одни продолжали и развивали его взгляды, другие подвергали их

яростной критике. Но для правильного понимания взглядов Конфуция необходимо

понять исторический “фон” который послужил им основой.

Конфуций жил за три с лишним столетия до объединения Китая, в эпоху, когда

Китай, по площади занимавший лишь незначительную часть современного, был

разделен на множество воюющих между собой городов-государств. Недаром в

исторической науке это время получило название Восточное Чжоу (период Весен

и Осеней и период воюющих царств) - 551-479 гг. до н.э. В это время

страной управляла династия Чжоу (1122- 249 гг. до н.э.), но на самом деле

чжоуский Ван, носивший титул «сын неба», обладал авторитетом, но не

властью. Он исполнял ритуальные функции как священное лицо, которому небо

доверило управление Поднебесной, т.е. государствами Китая, которые

представлялись древним китайцам как средоточие цивилизации вообще. Их

называли Срединными государствами (Чжун-го), ибо считалось, что они

окружены некультурными племенами. Это самоназвание Китая сохранилось и до

сих пор, с той только разницей, что теперь его следует понимать как

Срединное государство (в древнекитайском языке нет форм множественного

числа). Представление о том, что весь Китай является единой Поднебесной, во

главе которой стоит один властитель, сын неба, заставляло рассматривать

политическую раздробленность как аномалию, отпадение от правильного порядка

и, следовательно, явление временное, переходное,

представляющее собой ступень к новому единству. Мысли о возможности

существования государств, независимых от сына неба и ему не подчиняющихся,

в древнем Китае так и не возникло, и это оказало определенное влияние на

политическое мышление китайцев. Однако политической реальностью была не

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.