бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Экономика 90 вопросов

- собственность на факторы производства, в том числе на средства

производства, рабочую силу.

- собственность на предметы потребления;

- интеллектуальную собственность.

По субъектам различаются такие ее социальные формы: 1) индивидуальная; 2)

коллективная;

На основе индивидуальной и коллективной (в том числе и государственной

собственности) путем объединения имущества возникают и функционируют

различные смешанные формы собственности, в том числе с участием иностранных

граждан и юридических лиц. Сегодня широко распространены смешанные формы —

государственно-частная в различных долевых соотношениях. Кроме того

различают собственность федеральную, собственность субъектов федерации,

муниципальную собственность, собственность общественных и политических

организаций и т.д. в рыночной экономике господствующей является частная

собственность, а в централизованно-командной — государственная. Но тем не

менее государственная собственность - имеет место практически во всех

странах, как и коллективная собственность. В рамках каждой эк. сис-мы есть

основные и специфические формы собственности, переход от одной формы со-ти

к другой может идти эволюционным и революционным путем. В современных

условиях в постсоциалистических странах создаются условия для более

интенсивного развития частной собственности и индивидуальных форм

производственно- хозяйственной деятельности, особенно в с/х (фермерство), в

мелкой розничной торговле, сфере услуг. Но наряду с ней существенную роль

играет и коллективная собственность. Существуют различные виды:

коллективные предприятия, кооперативы, акционерные общества и др.

хозяйственные объединения, обладающие статусом юридического лица. Она

возникает на основе или путем добровольного объединения денежных средств,

имущества граждан и др. юридических лиц в целях создания кооперативов,

акционерных обществ и т. д. Объектами коллективной собственности

профсоюзов, благотворительных и др. общественных фондов является имущество

культурно- бытового, просветительского назначения, необходимое для

осуществления деятельности, предусмотренной уставом. Объектами

собственности политических партий и организаций являются здания, денежные

средства, сооружения, необходимые исключительно для выполнения уставных

функций. Объектами собственности религиозных организаций являются культовые

сооружения, предметы религиозных обрядов и др., необходимые для

осуществления деятельности.

18. Роль государственной собственности на современном этапе

Государственная собственность является коллективной формой собственности.

Если во времена СССР государственная собственность на средства

производства преобладала, то в настоящее время она не превышает 10%. В

состав госсобственности входят важнейшие объекты производственной и

социальной инфраструктуры. Эти объекты составляют национальное богатство

страны (природные объекты, ресурсы земельные и минеральные, ресурсы

континентального шельфа, территориальных вод и т.д.). Государственная

собственность обеспечивает:

- функционирование федеральных органов власти и управление. Это имущество

обеспечивающее деятельность Федерального Собрания, Президентских

структур, Правительства и др. создаваемых ими государственных органов.

- решение общероссийских задач. Имущество вооруженных сил, органов

безопасности, пограничных и внутренних дел, оборонные объекты и т.д.

- экономическое и социальное развитие отраслей обеспечивающих

жизнедеятельность экономики России. Единая энергетическая система страны,

система транспорта общего пользования, связи и информации

общегосударственного значения, средства государственного бюджета и казны,

имущество основной сети высших и средних специальных учебных заведений,

имущество государственных предприятий и т.д.

В сфере управления государственной собственностью от имени государства

действуют федеральные органы, органы субъектов федерации, и органы,

созданные ими с целью управления имуществом. Собственность функционирует и

реализуется в процессах: 1) владения или фактического обладания ее

субъектами; 2) пользования или извлечения из объектов полезных свойств; 3)

распоряжения или определения судьбы ее объектов. Часть имущества из

федеральной собственности передается в собственность субъектов федерации.

Это как правило крупнейшие предприятия, занимающие доминирующее положение

на уровне этого субъекта. За годы реформ около 80% сельхозугодий перешли в

собственность частных лиц и коллективов. Была приватизирована и

значительная часть остальной государственной собственности. К особенностям

приватизации следует отнести то, что значительная часть акций

приватизированных предприятий сохранены в государственной собственности.

Наличие в собственности этих пакетов акций дает государству возможность

использования различных форм регулирования и государственного контроля за

значительным сектором экономики. Государство обладает правом собственности

в отношение такого специфического объекта, как государственная казна, т.е.

все централизованно управляемые доходы государства и иные средства

приобретаемые от имени государства. Государство выступает кредитором и

должником в случаях принятия государственных обязательств. Государство

осуществляет инвестирование отдельных отраслей и территорий, но тяжелое

экономическое положение страны не позволяет в полной мере обеспечить

необходимое инвестирование

19. Социалистическое обобществление производства и деформация отношения

собственности

В соответствии с марксистским подходом собственность занимает основное

место в способе производства. И смена способов пр-ва осуществляется в

соответствии со сменой господствующих форм собственности. Частная

собственность – зло, ведет к эксплуатации, необходимо заменить ее общей.

Идеальная модель социализма предполагала:

- все права собственности принадлежат государству, это так называемая

общенародная собственность, частная собственность ликвидируется.

- производство управляется из единого Центра, который решает Что, Как и Для

кого производить,

- рыночный механизм как децентрализованная система уничтожается

- доля каждого участника процесса производства определяется на основе

трудовых затрат.

Такой порядок по мнению теоретиков уничтожает социальную несправедливость и

эксплуатацию, устраняет все дефекты рынка. Результатом обобществления

производства должно явиться

Реализация такого подхода на практике привела к тотальному огосударствлению

собственности и обобществлению производства. В сфере государственного

административного управления находились не только основная масса

госпредприятий, но (фактически) и колхозы и потребительские кооперации и

т.п. Исходя из социалистической теории, обобществление собственности и

производства должно было привести к росту эффективности производства,

производительности труда, в целом общественного богатства, повышение

степени удовлетворения производственных и личных потребностей людей.

Важными факторами успешной реализации собственности является прямая и

непосредственная заинтересованность каждого субъекта собственности за

результаты его хозяйствования. В условиях административно-командной

экономики в бывших социалистических странах существовала деформированная

общегосударственная собственность. В результате произошло отчуждение

непосредственных работников от средств производства, что привело к низкой

производительности труда, экономическому застою. На практике идеальная

модель социалистической экономики с нулевыми трансакционными издержками

оборачивается всевозрастающими издержками, т.к. необходим огромный

бюрократический аппарат по планированию и контролю. Кроме того

социалистическая модель экономики неизбежно порождает дефицит. На практике,

право использования и распоряжения собственностью принадлежало даже не

большинству народа, а лишь немногим представителям административно-

командной системы. Поэтому присвоение результатов производства, потребление

и распределение общественного богатства находилось в руках административной

элиты.

Все это поставило на повестку дня вопрос о возрождении в каждом гражданине

действительного субъекта собственности на средства производства, их

действительного хозяина, а следовательно возрождение частной,

индивидуальной и коллективной собственности. Только на этой основе может

быть приведен в эффективное функционирование механизм экономической

заинтересованности и высокой ответственности каждого труженика -

собственника за результаты производства. Основным направлением этого

является приватизация преобладающей части государственной собственности,

передача ее в частную собственность граждан и их коллективов.

20. Разгосударствление и приватизация. Основные методы приватизации и ее

закономерности

Термины "Приватизация и разгосударствление" в начале 90-х превратился в

ключевую экономическую категорию при решении проблем вывода из кризиса

экономики посттоталитарных стран. Одним из главных путей создания рыночной

экономики явл. разгосударствление и приватизация госсобственности.

Разгосударствление означает переход от преимущественно государственно-

дерективного регулирования производства к его рыночному регулированию. Т.е.

представляет собой выведение из сферы гос. адм.-ком. управления не только

основной массы госпредприятий на основе приватизации, а также

огосударствленных, находящихся в сфере этого управления колхозов и

потребительской кооперации Приватизация — это составная часть

разгосударствления собственности, предполагает передачу в собственность

частным или акционерным компаниям (частным собственникам или трудовым

коллективам) госпредприятий и др. имущества. В постсоциал. странах

госсектору принадлежало около 90% экономики. Рядом с приватизацией идет

создание новых коммерческих пр-ий, структур в том числе с участием

иностранного капитала, фермерс. хоз. Приватизация приводит к господству в

экономике индивидуальных и коллективных форм частной собственности. В

результате разгосударствления и приватизации возникают новые субъекты

собственности на средства пр-ва, экономически самостоят.

товаропроизводители.

Приватизацию осуществляет фонд государственного имущества России,

субъектов федерации и органы приватизации адм.-тер. единиц. Основными

способами приватизации явл.: 1. Продажа акций, предварительно

преобразованных в открытые акцион. общества госпредприятия. 2. Продажа пр-

ий на аукционе или по коммерческому конкурсу. 3. Продажа пр-ий не по

коммерческому конкурсу, т.е. по лучшему из предложенных условий дальнейшей

эксплуатации пр-ия. 4. Выкуп госпредприятия арендатором. 5. Выкуп малых,

средних пр-ий обществами покупателей, создаваемых работниками пр-ий.

Основные источники средств для приватизации: 1. Личные сбережения

граждан. 2. Приватизационные имущественные сертификаты. 3. Собственные

средства негосуд. юридических лиц. 4. Заемные ср-ва. 5. Иностранные

инвестиции

Независимо от метода приватизация:

- закрепляет производственно-хозяйственные ресурсы за конкретными

собственниками, которые являются субъектами хозяйствования.

- экономически соединяют работников со средствами производства с целью

производительного функционирования.

- возбуждает экономический интерес субъектов собственности, их

заинтересованности в высоких результатах производственно- хозяйственной

деятельности.

- обеспечивает права и свободы каждой личности, экономическую

самостоятельность всех хозяйствующих субъектов.

По существу в России не зависимо от выбранной модели приватизации по форме

проводилась номенклатурная, демократическая и малая приватизация. При

номенклатурной приватизации в руках гос-ва концентрировалась большая часть

акций, а за конкретными госструктурами (фондами госимущества) закреплялась

возможность почти бесконтрольного использования этих акций для создания

холдингов или продажи их третьи лицом. Все это создавало благоприятные

условия для сращивания номенклатуры на уровне предприятий (а она зачастую

получала существенные привилегии в приобретении акций) с государственной и

финансовой номенклатурой. Малая приватизация, где основная часть

предприятий должна была продаваться по конкурсу или на аукционе, образуя в

основном товарищества с ограниченной ответственностью или АО закрытого

типа. Здесь капитал госпредприятий не продается, а распределяется

искусственным образом по условным, крайне заниженным ценам. Заниженная цена

действительно облегчает участие в процессе приватизации для тех кто в

состоянии скупить акции и паи пред-ий. Демократическая приватизация

(народная). На практике она была осуществлена в незначительных масштабах и

лишь фрагментально она предполагала приобретение каждым гражданином

определенной доли госсобственности при помощи ваучера, которые создавал

равные стартовые возможности в разгосударствлении, приобретении

госсобственности для всех членов общества. Эта модель также предполагала

более широкие возможности для приобретения предприятий на аукционах,

поддержку частного бизнеса. Однако в процессе ваучеризации в России

присвоение бывших госсредств производства осуществлялось в основном теми, у

кого на руках были ликвидные ресурсы (иностранные теневые капиталы, новые

коммерч. структуры, бывшие госструктуры). Итак, перераспределение прав

собственности приводит к постепенному сосредоточению производства в руках

частного капитала, в значительной степени представленного не независимыми

частными предпринимателями, а банками и другими финансовыми институтами.

21. Преобразование собственности в переходной экономике России. Этапы и

последствия российской приватизации

В условиях административно-командной экономики России существовала

деформированная общегосударственная собственность. В результате произошло

отчуждение непосредственных работников от средств производства, что привело

к низкой производительности труда, экономическому застою. Это поставило на

повестку дня вопрос о возрождении частной, индивидуальной и коллективной

собственности, формирование, возрождение эффективного собственника,

привлечение в производство инвестиций. Основным направлением этого является

приватизация преобладающей части государственной собственности, передача ее

в частную собственность граждан и их коллективов.

Первый этап приватизации. Он проходил с 1992 года до 1994 г. —

безвозмездное выделение половины государственной собственности частным

лицам в виде ваучеров. Ваучеры были не именные. Программа приватизации

определяла объекты приватизации, туда не входили недра, земельные и водные

ресурсы, железные дороги, трубопроводы и автомагистрали, объекты особого

национального достояния. К объектам немедленной приватизации относились :

торговля, сфера услуг, коммунальное хозяйство, жилье, мелкие и средние

предприятия, муниципальный транспорт. Программа предусматривала 4 способа

приватизации: аукцион, коммерческий конкурс, акционирование, аренда с

правом выкупа. В первый этап было вовлечено все население, но отдачу от

него получили немногие. Особенностью было то, что не вовлекалась в

приватизацию земля. Для ускорения процесса приватизации было решено

проводить ее при оценке основного капитала по остаточной стоимости без

учета инфляции (за бесценок). Но ваучерная приватизация не обеспечила

решение главной задачи — передача собственности в руки собственника,

обеспечившего повышение эффективности производства, и обеспечение

инвестиций.

Второй, денежный этап приватизации начался с 1994 года, он должен был

обеспечить переход собственности, приобретенной во время первого этапа, в

руки реального ответственного собственника через покупку пакетов акций.

Этот этап должен был обеспечить выполнение 3 стратегических задач:

1. сформировать инвесторов, владеющих значительными пакетами акций, чтобы

повысить их интерес в долгосрочных инвестициях.

2. Обеспечить приватизируемые предприятия наличными средствами для их

структурной перестройки.

3. Способствовать выполнению фискальных задач (пополнение доходов

государства).

Но тем не менее стратегические задачи не были выполнены. Новые собственники

с одной стороны не имеют такого капитала, чтобы обеспечить инвестирование,

с другой стороны — не хотят, т.к. многие из них конфликтуют с

руководителями предприятий (оставшихся с прошлых времен), которые не смогли

приспособиться к новым условиям, часть директоров продолжали разворовывать

имущество, прокручивать день на счетах дочерних компаний и т.д. Большинство

инвесторов отказываются вкладывать в предприятия деньги пока не смениться

руководство.

В 1997 году в государственной собственности осталось лишь 9,3%, в

муниципальной — 7,3%, в собственности общественных организаций — 5,2%, в

частной —69% всех предприятий. По существу в России были выбраны 3 модели

приватизации (номенклатурная, демократическая, малая). При первом варианте

предполагали переход к акционерной форме собственности, при которой в руках

гос-ва кон центрировалась большая часть акций, а за конкретными

госструктурами (фондами госимущества) закреплялась возможность почти

бесконтрольного использования этих акций для создания холдингов или продажи

их третьи лицом. Все это создавало благоприятные условия для сращивания

номенклатуры на уровне предприятий (а она зачастую получала существенные

привилегии в приобретении акций) с государственной и финансовой

номенклатурой ("номенклатурная приватизация"). В большинстве случаев

приватизация оказалась всего лишь формой для создания акц. обществ,

скрывающих корпоративную систему отношений собственности, когда госбюджет,

банки и администрация пр-ий фактически стали безраздельными хозяевами

бывшей госсобственности. Трудовой коллектив если и получал в свои руки

определенную долю акций, то они либо являлись "безголосыми" либо прикрывали

бесправие трудового коллектива, ибо за формой коллективного владения

акциями не скрывалось реального экономического содержания - коллективного

присвоения и распоряжения средствами производства. Малая приватизация, где

основная часть предприятий должна была продаваться по конкурсу или на

аукционе, образуя в основном товарищества с ограниченной ответственностью

или АО закрытого типа. Здесь капитал госпредприятий не продается, а

распределяется искусственным образом по условным, крайне заниженным ценам.

Заниженная цена действительно облегчает участие в процессе приватизации для

тех кто в состоянии скупить акции и паи пред-ий. Демократическая

приватизация (народная). На практике она была осуществлена в незначительных

масштабах и лишь фрагментально она предполагала приобретение каждым

гражданином определенной доли госсобственности при помощи ваучера, которые

создавал равные стартовые возможности в разгосударствлении, приобретении

госсобственности для всех членов общества. Эта модель также предполагала

более широкие возможности для приобретения предприятий на аукционах,

поддержку частного бизнеса. Однако в процессе ваучеризации в России

присвоение бывших госсредств производства осуществлялось в основном теми, у

кого на руках были ликвидные ресурсы (иностранные теневые капиталы, новые

коммерч. структуры, бывшие госструктуры). Итак, перераспределение прав

собственности приводит к постепенному сосредоточению производства в руках

частного капитала, в значительной степени представленного не независимыми

частными предпринимателями, а банками и другими финансовыми институтами.

В конечном счете приватизация стимулировала трансформацию экономики России.

Достаточно высока степень либерализации и открытости экономики,

демонтирована планово-распределительная система. Активизировалось

предпринимательство, негосударственный сектор занял доминирующее положение

в экономике.

22. Экономические интересы. Противоречие и сочетание экономических

интересов

Экономический интерес - это объективный побудительный мотив деятельности

людей, стимул деятельности. Экономические отношения проявляются прежде

всего как интересы. Экономические интересы, побуждая людей к деятельности в

различных сферах экономики, являются движущей силой экономического развития

Различают 5 групп экономических интересов:

1. по субъектам - общенародные; коллективные; индивидуальные (личные).

2. по важности - коренные; второстепенные.

3. по времени - текущие; перспективные.

4. по объекту - имущественные; финансовые; трудовые; морально-

нравственные.

5. по степени осознания - подлинные (истинные); ложно понятые.

Все вышеперечисленные группы интересов функционируют во взаимосвязи и

взаимодействии и их несовпадение свидетельствует о неполной реализации

интереса и порождает необходимость мер и действий, разрешающих противоречия

в конкретных ситуациях. Т.е. противоречие и сочетание экономических

интересов влечет за собой развитие экономических отношений.

С понятием эк интересов тесно связано понятие собственности. Эк интересы

это объективные мотивы хоз-ой деятельности людей. В сфере эк отношений эк

интерес заключается в удовлетворении определенных потребностей и это

становится целью производственной деятельности людей. Причина возникновения

собственности — разделение и кооперация труда, побуждающая людей

обмениваться результатами деятельности и вступать в отношения присвоения и

отчуждения собственности. Эк-ое содержание с-ти проявилось в осн. функциях

присвоения: 1) пользование — (это простейшая форма присвоения,

использование полезного эффекта блага.), 2) распоряжение (это опред-ие

порядка использ-ия вещи), 3) владение (фактическое обладание вещью, право

исключ-го контроля над ней. Означает наличие у субъектов реальной

возможности использования и распоряжения вещью, включая право передачи ее

др. субъектам)

В целом сис-ма отн-ий собственности характеризует эк. жизнь общества с

точки зрения того:

А) кто обладает реальной эк. властью

Б) какую часть рабочего времени работник трудится на себя, а какую на

другого члена общества

В) кто и в чьих интересах происходит перераспределение результатов пр-ва

Две основные исторические формы собственности (общественная и частная)

концентрируют в себе различные экономические интересы:

- Общественная собственность, которая характеризуется совместным

присвоением средств и результатов производства. Такая форма собственности

подразумевает согласованность экономических интересов всех участников.

Конечно при этом возникают трения, противоречия и конфликты, но именно

благодаря общему владению и распоряжению собственностью их можно в

конечном счете преодолеть. Такое преодоление не означает подавление

экономических интересов и целей отдельных участников или групп, а требует

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.