бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Экономика 90 вопросов

когда спрос на рабочую силу очень низок. Безработица принимает самые

разнообразные формы: временную, сезонную (например, связанную с пищевой

промышленностью и с/х), региональную (например, высокая безработица в связи

с отсутствием рабочих мест для мужчин), молодежную, скрытая (официально не

признанная, искусственно создаваемая занятость — сокращенный рабочий день

или неделя, вынужденный отпуск) и т.д. Ожидается, что к 2000г. проблемы

безработицы еще более обострятся, поэтому государство, стремясь не

допустить или минимизировать безработицу, должно активно выполнять

социально-защитные, регулирующие функции. Причины безработицы в России:

- структурная перестройка экономики, диспропорции ее развития;

- закрытие неконкурентоспособных, убыточных и потерпевших банкротство

предприятий;

- высвобождение работников в результате внесения прогрессивных методов

хозяйствования (аренда, кооперация и т.д.) и приватизация предприятия;

- внедрение в производство новой техники и технологии;

- структурная перестройка предприятий, отсутствие работы по

специальности;

- ликвидация экологически вредных производств под влиянием общественного

мнения.

Уровень безработицы минимален в странах политически стабильных,

экономически развитых, с отлаженной системой социальной защиты. Важным для

ликвидации безработицы, специфическим для состояния в России является

снятие административных, правовых и экономических ограничений,

препятствующей свободной продаже рабочей силы, а именно: отмена института

прописки, развитие рынка жилья, преодоление монополизма государственной

собственности, развитие механизма государственного регулирования занятости

населения, открытых дверей и т.д.

Особенности безработицы на современном этапе:

- Большой удел. вес в ней квалифицир. рабочих, в том числе и управляющих.

- Большой уд. вес молодежи

- Длительность ее превышает период, в течение которого выплачивается

пособие.

- Главная причина - это НТР.

Меры по сокращению безработицы следующие:

- Трудоустройство непосредственно на предприятии путем создания новых

рабочих мест (расширение или создание подразделений, переквалификация

на др. специальности и т.д.);

- Организация общественных работ (благоустройство территорий, лесных

массивов и городских улиц, работа на овощных базах, по уборке сел./хоз.

продукции);

- Поощрение частного предпринимательства и стимулирование самозанятости

населения, развитие малого бизнеса (товарищества, кооперативы,

фермерские хозяйства);

- Переподготовка и профессиональная подготовка по дефицитным

специальностям и профессиям

- Использование гибких форм занятости (надомный труд, неполный рабочий

день, неделя);

- Широкая информация населения о возможности трудоустройства, проведение

ярмарок вакансий, дней

Каждая страна заинтересована в полной занятости. Если материальн. ресурсов

не достает, то часть трудовых ресурсов не занято в эк-ке, что влечет

безработицу => при централизованном управлении эк-кой всегда кол-во

дополнит мест учитывалось в зависимости от прироста населения, =>

обеспечивалась полная занятость, то она относительна (около 7% лишних

рабочих по предприятиям на 3 млн. свободных мест). Предприятия строились

там, где не было недостатка в раб. силе. За рубежом полная занятость -

занятость, при естественном % безработицы. Потери трудовых ресурсов

невосполнимы, т.к. они связаны с потерей потенциальн. объема ВНП. Если

безработица увелич на 1%, страна недополучает 69 млрд. $ => каждая страна

старается сократить число незанятого населения.

В Законе РФ «О занятости населения в РФ» определена политика госуд-ва в

области занятости населения, права граждан в области занятости, а также

вопросы регулирования, организации занятости и создания государственной

службы занятости населения.

Закон определяет организационные, правовые и соц.-экономические гарантии

реализации прав человека на получение работы в условиях рыночной экономики,

равноправия форм собственности. Он создает условия, обеспечивающие

занятость населения с учетом норм Конституции России и международного

права. В международную организацию труда наша страна вступила в 1954г. МОТ

осуществляет Всемирную программу занятости, в соответствии с которой

оказывает странам мира практическую помощь в выборе политики, призванной

привести к созданию большего числа мест в промышленности, в сел/хоз., на

общественных работах и в других секторах, а также в выборе технологий и

программ подготовки, которые будут полностью использовать трудовые ресурсы

в целях экономического и социального прогресса.

Для содействия занятости населения, удовлетворения потребности граждан в

работе, предотвращения безработицы и социальной защиты от ее последствий на

республиканском и местном уровнях разработана Государственная программа

содействия занятости. Государственные республиканская и региональная

программы занятости предусматривают:

- Увеличение числа рабочих мест, повышение экономической

заинтересованности предприятий, учреждений в продуктивных и гибких

формах занятости населения;

- Меры содействия занятости населения в сельской местности;

- Обеспечение занятости нуждающихся в социальной защите граждан

пенсионного возраста;

- Совершенствование системы воспроизводства рабочей силы в увязке с

развитием рабочих мест, подготовкой и переподготовкой, повышением

квалификации, профессиональной переориентацией населения, повышением

эффективности использования трудовых ресурсов;

- Создание условий для направления высвобождаемых работников в первую

очередь в развивающиеся отрасли народного хозяйства;

- Совершенствование организац-й структуры госуд-й службы занятости,

формирование ее материальной, кадровой, информац-й, статистич-й,

финансовой и научно-методической базы;

- Содействие добровольному перенаселению граждан с выделением

соответствующих материальных и финансовых средств.

Государственная политика в области занятости населения направлена также на

поощрение работодателей, создающих новые рабочие места, на координацию

деятельности государственных органов занятости, профессиональных союзов,

ассоциаций предпринимателей в разработке, реализации и контроле за

выполнением мер по обеспечению занятости населения, международное

сотрудничество в решении проблем занятости населения.

Для реализации политики занятости населения в РФ созданы служба занятости.

В республиках в составе РФ также созданы службы занятости населения: в

краях, областях, автономных округах, городах. Существуют и коммерческие

бюро, агентства, оказывающие платные услуги в трудоустройстве граждан за

рубежом, допускается только по лицензиям. Лицензии выдаются при наличии

сертификата, полученного от Федеральной госуд-й службы занятости. В

обязанности службы занятости входят: анализ и прогнозирование спроса и

предложения на рабочую силу; информация о состоянии рынка труда; учет

свободных мест, регистрация безработных; выплата пособий и т.д.

83. Государственное регулирование в различных макроэкономических школах

Во все времена не существовало единого рецепта успешного функционирования

экономики и единого мнения по поводу государственного регулирования среди

представителей различных школ.

В процессе развития экономической теории сформировались два принципиально

разные подходы к проблеме государственного регулирования в экономике.

1.Первый обстоятельно изложил Адам Смит в своей работе «Исследование о

природе и причинах богатства народов». Согласно его трактовке, рыночная

система способна к саморегуляции, в ее основе — личный интерес, связанный

со стремлением к прибыли. Он выступает как главный побудительный мотив

экономического развития. Лучший вариант для государства — это

придерживаться принципа невмешательства государства. Эта идея была развита

последователями Смита — Рикардо, Миллем, Маршаллом и получила название

«экономического либерализма». На ранней стадии развития либерализма

считалось, что самым главным условием процветания государства является

невмешательство его в экономику. Суть идеологии либеральной экономической

политики сформулировал в свое время Адам Смит: «Для того чтобы поднять

государство с самой низкой ступени варварства до высшей ступени

благосостояния, нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении,

все остальное сделает естественный ход вещей».

С этой же точки зрения исходил традиционный либерализма 18-19 веков, его

идеология во многом основывалась на смешанной экономике с весомым

государственным участием. Либеральная экономическая политика второй

половины 20 века исходит из необходимости минимизировать государственное

участие, ориентироваться не на смешанную экономику, а на экономику,

основанную на частной собственности. Либерализм – это, прежде всего

экономическая свобода. Экономическая свобода означает свободу

предпринимательства, освобождение от любых феодальных, корпоративно-цеховых

и административно-командных ограничений. Это свобода, прежде всего от

государственного диктата. Государственный диктат может осуществляться по-

разному, и фискальная его форма (повышение налогового бремени и бюджетного

перераспределения для финансирования государственных обязательств) наиболее

безобидная. Но есть формы государственного диктата гораздо более опасные

для экономической свободы. Это различные формы государственной монополии

(на внешнюю торговлю, валютные операции, собственность и др.). Также на

лицензирование и регламентацию различных видов деятельности, искажение

основных рыночных критериев и параметров (цены, курс валюты, критерии

эффективности и др.). Важно обратить внимание на терпимость в управлении.

То есть государство должно быть нейтрально относительно бизнеса и иных форм

частной жизни, если только одна форма частной жизни не начинает подавлять

другую. В этом случае государство должно вмешиваться для обеспечения

равенства правил игры для всех. Смит в своих работах показал, что во главу

угла надо поставить индивидуальные интересы, т.е. «естественное стремление

каждого человека к улучшению своего положения». Рост общественного

богатства и приоритет общественных ценностей установится тогда сам собой

(рыночная саморегуляция экономики).

Неолиберальная концепция базируется на принципе саморегулирования рыночной

экономики, свободного от излишней регламентации государства. Неолибералы

следуют двум традиционным положениям. Во-первых, они исходят из того, что

рынок как наиболее эффективная система хозяйства создает наилучшие условия

для экономического роста; во-вторых, отстаивают приоритетное значение

свободы субъектов экономической деятельности. Государство должно обеспечить

условия для конкуренции и осуществлять контроль там, где эти условия

отсутствуют. Неолиберальная экономическая концепция начала формироваться в

30-е годы одновременно с кейнсианством. В рамках неолиберального

экономического направления существовало несколько центров в Германии, США,

Англии: Фрейбурская школа, ярким представителем которой является Л. Эрхард;

Чикагская школа (или монетарная школа) - М. Фридман; Лондонская школа - Ф.

Хайек. [10, с.293]

2.Однако после депрессии 30-х годов в США и Западной Европе такие

взгляды находят все меньшее количество сторонников. В эти годы и возникает

новая концепция - кейнсианство. Теоретически обосновал необходимость

государственного регулирования рыночной экономики английский экономист Джон

Кейнс. Он считает экономику и рынок несаморегулирующимися системами.

Поэтому его теории опираются на вмешательство государства, которое

регулирует возникающие во время деловых циклов спады и подъемы, прежде

всего с помощью фискальной политики Теория Кейнса «указывает на жизненную

необходимость создания централизованного контроля в вопросах, которые ныне

в основном представлены частной инициативе... Государство должно будет

оказывать свое руководящее влияние на склонность к потреблению частично

путем соответствующей системы налогов, частично фиксированием нормы

процента и, возможно, другими способами».

Либералам взгляды Кейнса не близки, но со временем и взгляды либералов тоже

изменялись. От первоначального отрицания государственного регулирования и

вмешательства в экономику либералы, а затем и неолибералы начали переходить

к признанию допустимости, даже необходимости вмешательства государства в

социально-экономическую сферу. Но неолибералы в отличие от кейнсианцев

признают государственное регулирование не в форме госзаказов, регулирования

цен, государственного инвестирования и т.д., а в форме мягкого

регулирования экономических процессов. Они поддерживают вмешательство

правительства в экономику в целях содействия экономической стабильности,

сдерживания инфляции, уменьшения безработицы, поддержки национального курса

валюты, но они отдают предпочтение избирательному и прагматичному

вмешательству. Неолибералы пришли к выводу, что стихийные рыночные силы не

всегда в состоянии сами по себе обеспечить нормальный процесс

воспроизводства, и наступает необходимость стабилизирующего вмешательства

извне. Неолиберализм занял ведущую позицию в либерализме 80-90 гг. Это

течение требует рационализации государственного социально-экономического

регулирования

На современном этапе развития экономической теории эти два альтернативных

направления представлены в различных школах и направлениях:

1. В основу неоклассического направления положен принцип невмешательства

государства в экономику. Сторонники этого направления считают, что

рыночный механизм способен сам регулировать экономику, устанавливать

равновесие между предложением и спросом, между производством и

потреблением. Вмешательство государства может вызывать нарушение

равновесия, снижение экономической эффективности. Поэтому неоклассики

выступают за свободу частного предпринимательства, рыночных сил

(представители А. Мельтцер, Ф. Кейган, А. Лаффер и др.). Маржиналисты

“(Теория общего эк. равновесия”, неоконсерваторы) считают, что эк-ка

развивается на основе саморегулирования, отражают идеи А.Смита, что

управляющее начало – это рынок и конкуренция => гос. вмешательство в эк-

ку не нужно, вмешательство в эк-ку мешает рацион. распределению ресурсов

=> увеличивается дефицит бюджета => инфляция. Вальрас считал, что эк-ка

сама через рынок обеспечивает такие пропорции, которые создают общее эк.

равновесие. Последние представители считают, что гос-во должно охранять

ОС, концентрировать рын. информацию, регулировать сферу денежного

обращения.

2. Неокейнсианство базируется на идеях известного английского экономиста

Дж. М. Кейнса о необходимости воздействия государства на экономические

процессы в целях приспособления экономических отношений к новым условиям.

Опирается на то, что рыночная эк-ка не может саморегулироваться, без

вмешательства гос-ва, не может быть равновесной при полной занятости,

т.к. рын. эк-ка не обеспечивает эффективный спрос. Существует

психологический з-н ликвидности (люди не полностью тратить доходы, часть

сохраняют как сбережения => на потребление расходуется сумма = (доход –

сбережения), на инвестиции в пр-во идет величина = (доход – сбережения),

т.е. пр-во не полностью использует возможности, полной занятости.

Результаты: рост безработицы, сокращение выпуска продукции, эк. кризисы.

Выход из кризиса - вмешательство гос-ва в эк-ку. Гос-во может не только

увеличить производство, но и уменьшать рост пр-ва, когда это надо для

сохранения равновесия в экономике. Принимает меры: повышает на рынке

налоги, ставку процента (дорогой кредит). Неокейнсианцы выступают за

постоянное, систематическое вмешательство государства в экономику

(представители Н. Калдор, Э. Эйхнер, Дж. Дэвис и др.).

3. Представители институционально-социологического направления (Дж.

Голбрейт, Я. Тинберген) рассматривают экономику в качестве системы, в

которой отношения между хозяйствующими агентами складываются под влиянием

как экономических, так и социологических, политических и социально-

психологических факторов. Объектом их исследования являются "институты",

под которыми подразумеваются корпорации, профсоюзы, государство, а также

различного рода правовые, морально-этические и психологические явления

(например, обычаи, нормы поведения различных социальных групп, привычки,

инстинкты и т.д.).

4. В последние годы экономисты все больше приходят к выводу о необходимости

сочетания государственного регулирования и свободного стимулирования

производства. Была выдвинута концепция неоклассического синтеза (Д.Р.

Хакс, П. Самуэльсон и др.). Суть этой концепции состоит в сочетании

государственного и рыночного регулирования экономики. Сочетание

государственного производства и частного предпринимательства дает

смешанную экономику.

5. Неолиберализм - направление в экономической науке и практике управления

хозяйственной деятельностью, сторонники которого отстаивают принцип

саморегулирования, свободного от излишней регламентации. Неолибералы

следуют двум традиционным положениям. Во-первых, они исходят из того, что

рынок как наиболее эффективная система хозяйства создает наилучшие

условия для экономического роста; Во-вторых, отстаивают приоритетное

значение свободы субъектов экономической деятельности. Государство должно

обеспечить условия для конкуренции и осуществлять контроль там, где эти

условия отсутствуют.

6. Монетаризм — экономическая теория (в рамках неолиберального

направления), приписывающая денежной массе, находящейся в обращении, роль

определяющего фактора в процессе формирований хозяйственной конъюнктуры и

устанавливающая причинную связь между изменениями количества денег и

величиной валового конечного продукта. Лидер этой школы профессор

Чикагского университета М. Фридмен выступил с опровержением идей Дж. М.

Кейнса и попытался доказать, что рыночному хозяйству присуща особая

устойчивость, делающая ненужным вмешательство государства в хозяйственный

процесс.

84. Макроэкономическая стабилизация в переходной экономике

Перехода к рыночной экономике она не возможен без макроэкономической

стабилизации. Под ней обычно понимается государственная политика по

поддержанию объема производства и занятости на естественном уровне.

Правительство должно по возможности нейтрализовать колебания совокупного

спроса и предложения, не допускать глубокого спада экономики или перегрева

(перепроизводства). Но все это относится к сложившейся рыночной экономике.

В странах же с переходной экономикой под макроэкономической стабилизацией

понимают, прежде всего, преодоление кредитно-денежной и налогово-бюджетной

диспропорциональности. Самое яркое проявление этой диспропорции -–высокая

инфляция (галопирующая или гиперинфляция) во всех без исключения странах с

переходной экономикой наблюдалось сильнейшее расстройство финансовой

системы, обесценивание национальной валюты и катастрофическое бегство от

нее. Инфляция может проявляться не только в открытом виде, но и в

подавленном (Россия). В последнем случае она проявляется в дефиците

товаров, очередях и ухудшении качества. Вследствие этого актуальной

является финансовая стабилизация. Что требует сбалансированного

государственного бюджета в ходе макроэкономической стабилизации.

Существуют различные сценарии макроэкономической стабилизации. Наиболее

распространенные — ортодоксальный и гетеродоксальный (неортодоксальный).

Ортодоксальный сценарий стабилизации — совокупность макроэкономических

мероприятий, включающая ликвидацию (или сведение к минимуму) дефицита

государственного бюджета, проведение жесткой кредитно-денежной политики и

фиксирование номинальной денежной массы (как в России) или обменного курса

валюты в качестве «якоря» для уровня цен. Если эти мероприятия проводят

быстро и жестко, то они называются «шоковая терапия». Т.е. проведение их

требует короткого промежутка времени для успешного проведения

макроэкономической стабилизации. В данном случае имеется в виду

теоретическая концепция, когда борьба с инфляцией продолжается 1-2 года, а

не постепенно шаг за шагом в течение многих лет. Это объясняется тем, что

растянутая борьба может сформировать устойчивые инфляционные ожидания. В

качестве номинального «якоря» — это экономический показатель, который

фиксируется на определенном уровне, может выступать денежная масса или

обменный курс валют. Эти показатели удерживают на определенном уровне цены,

не давая им сорваться в гиперинфляцию. Все страны переходной экономики

страдали от подавленной инфляции, что порождало «денежный навес». Или

избыточную массу денег. Макроэкономическая стабилизация требовала

ликвидацию этого навеса, как источника инфляции. Это можно сделать по-

разному:

- Сокращением номинального предложения денег

- Либерализацией цен

- Увеличением реального объема производства

- Снижением скорости обращения денег.

Итак, ортодоксальный сценарий устраняет денежный навес, но дальше

необходима жесткая финансовая политика. Необходимо свести до минимума

дефицит государственного бюджета. Это возможно сделать с помощью реформы

налоговой системы. Важнейший принцип реформирования ее должно быть

следующее:

- Нейтральность налоговой системы. Это означает конец произвольным

освобождениям от налогов отдельных групп производителей или

потребителей товаров

- Налоговые ставки должны стимулировать производство, а не загонять его в

подпольную экономику

- Система исчисления должна быть технически простой

- Налоги должны уплачиваться неукоснительно.

Кроме того необходима жесткая кредитно-денежная политика, т.е. политика

«дорогих денег»

Другой сценарий стабилизации характерен деиндексацией заработной платы —

мероприятие , помогающее преодолеть инфляцию. Гетеродоксальный сценарий —

это жесткая кредитно-денежная политика и налогово-бюджетная политика в

сочетании с регулированием цен и доходов. В сущности, он предполагает и

сведение к минимуму бюджетного дефицита и ограничение предложения денег, и

фиксацию обменного курса. — все что есть в ортодоксальном сценарии, но

дополняется контролем за заработной платой и ценами, т.е. используется в

качестве «якоря» зарплата. Важным условием успеха такого сценария является

социальный договор между правительством, трудом и капиталом в области

контроля над ценами и зарплатой.. необходимо доверие основных социальных

групп по отношению к правительству и проводимой экономической политике.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.