бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Организация и проведение эвакуации в мирное и военное время

p align="left">Примерная программа обучения должностных лиц и специалистов ГО и единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС в УМЦ по ГО и ЧС субъектов РФ и на курсах ГО является одним из составляющих элементов единой системы подготовки населения в области ГО и ЧС природного и техногенного характера.

Перечень должностных лиц и работников ГО, подлежащих обучению вУМЦ ГОЧС и на курсах ГО, определяется приказами МЧС РФ: от18.06.01 г. № 273, от 22.01.02 г. № 19, зарегистрированными в Минюсте РФ и Организационно-методическими рекомендациями. Для повышения эффективности обучения учебные группы комплектуются преимущественно из лиц одной или родственных категорий обучаемых с учетом уровня их подготовки. Продолжительность учебных занятий с преподавателем в УМЦ ГОЧС и на курсах ГО составляет 6 учебных часов (по 45 мин.) по 40-часовой программе.

Обучение слушателей завершается сдачей зачетов.

Б) Для подготовки РС в организациях, муниципальных образованиях создаются учебные группы не более 20-25 человек, в которые входят:

- руководитель организации;

- заместители руководителя организации;

- главные специалисты;

- специально уполномоченные работники на решение вопросов ГОЧС;

- личный состав штаба ГОЧС;

- руководители формирований общего назначения и их заместители. Состав группы определяет руководитель организации, муниципального образования приказом. На крупных объектах может быть создано несколько групп, руководитель группы назначается приказом РГО из числа его заместителей, главных специалистов.

Тематика занятий определяется Программой подготовки РС по месту работы по ГО и ЧС от 9 июля 2001 г. Подготовка проводится в объеме 15 часов. Конкретные темы и время на их изучение определяет руководитель ГОЧС с учетом уровня подготовки обучаемых, специфики производства, местных условий.

Подготовка проводится путем сборов или периодических занятий (как это определено приказом руководителя) как на своей учебно-материальной базе, а при ее отсутствии -- на арендуемой на договорной основе УМБ других объектов.

Обучение завершается проведением ежегодного КШУ [1:34-35]. В результате подготовки по ГОЧС на объекте руководящий состав должен знать свои функциональные обязанности по ГОЧС, уметь организовать и практически осуществлять мероприятия, предусмотренные планами по ГОЧС объекта в объеме занимаемой должности.

Примерная программа обучения работающего населения в области ГОЧС от 15.09.05 г, № 14/4/802 является одним из элементов единой системы подготовки населения в этой области. Примерная программа определяет базовое содержание подготовки работников организаций, не входящих в состав формирований ГО, в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и рассчитана по объему на 14 часов.

Обучение работников организаций проводится по решению руководителей организации, как в рабочее время, так и без отрыва от основной производственной деятельности.

Для проведения занятий в организациях создаются учебные группы по цехам, участкам, отделениям, бригадам и другим структурным подразделениям. Состав группы не должен превышать 20-25 человек. Занятия проводятся руководящим составом, инженерно-техническими работниками, начальниками цехов, участков, членами комиссий по чрезвычайным ситуациям, а также другими подготовленными лицами. Руководители учебных групп ежегодно назначаются приказами начальников гражданской обороны организации. Они должны пройти подготовку в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований [1:37-38].

Обучение неработающего населения осуществлять по месту жительства путем:

- проведения занятий в учебно-консультационных пунктах жилищно-эксплуатационных органов по Программе подготовки рабочих, служащих, работников сельского хозяйства и неработающего населения к действиям в ЧС, утвержденной МЧС РФ 3 ноября 1994 года в объеме 12 часов ежегодно (Приложение № 4).

- посещения пропагандистских и агитационных мероприятий (беседы, лекции, вечера вопросов и ответов, показ учебных фильмов и другие), проводимых по планам должностных лиц ГО и территориальной подсистемы РСЧС;

- чтения памяток, листовок и пособий, прослушивания радиопередач и просмотра телепрограмм по тематике ГО и защиты от ЧС;

- участия, (в установленном порядке) в комплексных учениях по ГО и защите от ЧС.

Основное внимание при обучении этой группы населения, обращать на морально-психологическую подготовку и умелые действия в ЧС, характерные для мест проживания, воспитание чувства высокой ответственности за свою подготовку и подготовку своей семьи к защите от опасных явлений.

Подготовку организаторов (консультантов) учебно-консультационных пунктов осуществлять на курсах ГО городов и районов области, Практиковать проведение тренировок с населением на которых отрабатывать действия по сигналам оповещения. Из опыта субъектов РФ для обучения неработающего населения создаются учебно-консультационные пункты (см. библиотечка ВЗ №7,2000 г,). Перед УКП ставятся следующие задачи: (методические рекомендации по организации и работе УПК)

- обучить граждан способам защиты от ССП;

- выработать у них уверенность в надежности средств и способов защиты от ЧС любого характера;

- дать практику и привить навыки для действий в условиях ЧС мирного и военного времени;

- повысить морально-психологическое состояние людей, помочь правильно оценить складывающуюся обстановку для принятия разумных и адекватных действий;

- научить население правилам защиты детей и обеспечения их безопасности при выполнении мероприятий ГО;

- активно пропагандировать (разъяснять) роль, значение и задачи ГО и РСЧС в современных условиях [1:39-40]

Обучение учащихся и студентов образовательных учреждений осуществлять в учебное время по программам курса "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", а также путем участия, в установленном порядке, в проведении "Дней защиты детей", в учениях и тренировках по ГО и защите от чрезвычайных ситуаций. В целях создания системы внешкольной подготовки учащихся к действиям в условиях ЧС, подготовки резерва для поисково-спасательных формирований во всех городах и районах области проводить работу по созданию кадетских корпусов, школ, классов, кружков (секций) "Юный спасатель". Ежегодно в летний период планировать и проводить полевые лагеря "Юный спасатель". Ежегодно в марте-апреле месяцах проводить городские и районные соревнования "Школа безопасности".

Принимать активное участие в областном слете-соревновании "Школа безопасности".

Подготовку детей дошкольного возраста рекомендуется организовать проведением занятий по Программе "Основы безопасности детей дошкольного возраста", введенной в действие письмом Минобразования России от 18 июля 1997 г. № 112/34-16. Цель программы -- научить ребёнка правильно вести себя в опасных ситуациях и способствовать становлению у него основ экологической культуры и здорового образа жизни[1:42-43].

2.2 Подготовка объекта к эвакуации

Сущность и способы рассредоточения и эвакуации. Рассредоточением называется организованный вывоз (вывод) и размещение в загородной зоне рабочих и служащих предприятий и организаций, продолжающих работу в городах и важных объектах, расположенных вне этих городов.

К категории рассредоточиваемых относится также персонал объектов, обеспечивающих жизнедеятельность города (например, работники коммунального хозяйства). Рабочие и служащие, отнесенные к категории рассредоточиваемых, после вывоза и расселения в загородной зоне посменно выезжают в город для работы на своих предприятиях, а по окончании работы возвращаются в загородную зону на отдых.

Загородной зоной в данном случае называется территория за пределами зон возможных разрушений, установленных для городов и важных объектов, расположенных вне этих городов. Граница зоны возможных разрушений устанавливается в зависимости от значения города и численности его населения [15:83]. Рабочие смены вывозятся, чтобы обеспечить непрерывность процесса производства предприятий, продолжающих деятельность в городах, а формирования -- чтобы поддержать их в готовности к немедленному ведению спасательных и неотложных аварийно- восстановительных работ после ударов противника. Пешим порядком выводятся рабочие и служащие предприятий, организаций и учреждений в соответствии с разработанными планами и население, не занятое в сфере производства. К этому населению можно отнести неработающих членов семей, учащихся высших и средних учебных заведений, профессионально- технических училищ и другое население, способное эвакуироваться пешим порядком. При недостатке транспортных средств часть рабочих смен также может выводиться пешим порядком с членами их семей.

Рассредоточение и эвакуация населения комбинированным способом осуществляются по территориально-производственному принципу. Это значит, что вывод в загородную зону как рассредоточиваемых и эвакуируемых рабочих и служащих, так и эвакуируемых членов их семей, студентов вузов, учащихся средних специальных учебных заведений и профессионально-технических училищ организуется через предприятия, учреждения и учебные заведения.

Остальное население эвакуируется, как правило, через ЖЭКи и домоуправления по месту жительства. При этом население, эвакуируемое в близлежащие от города районы загородной зоны, выводится пешим порядком непосредственно в отведенные ему места для расселения, а эвакуируемое в более отдаленные районы выводится на промежуточные пункты эвакуации (ППЭ), откуда оно по завершении эвакомероприятий выводится (вывозится) в районы постоянного размещения [15:85].

Преимущество комбинированного способа заключается в том, что он обеспечивает достижение основной частью населения безопасной зоны в сравнительно короткие сроки.

Районы расселения эвакуируемых. Районы расселения рассредоточиваемых и эвакуируемых в загородной зоне и порядок их вывода и вывоза определяются исполнительными комитетами Советов депутатов трудящихся с учетом создания условии для продолжения производственной деятельности предприятий в городе, транспортных возможностей, наличия жилого фонда и обеспечения группировки сил ГО, предназначенных для ведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах массового поражения. Районы рассредоточения и эвакуации по возможности должны совпадать с районами шефских связей. При распределении загородной зоны для расселения рассредоточиваемых и эвакуируемых учитывается то, что районы расселения рабочих и служащих предприятий, продолжающих производственную деятельность в городе, должны быть на таком удалении от города, чтобы на переезд в город на работу и обратно в загородную зону на отдых затрачивалось не более 4 - 5 ч. При распределении районов расселения учитывается также и то, что рассредоточенные рабочие и служащие представляют собой не только отдыхающую смену, но составляют также формирования ГО, предназначенные для ведения спасательных и неотложных аварийно- восстановительных работ на своих предприятиях. Поэтому рассредоточиваемые рабочие и служащие расселяются вблизи железнодорожных станций и автомобильно-дорожных магистралей (не далее 5 км от них).

Эвакуированное население, не связанное с производственной деятельностью и не являющееся членами семей рассредоточиваемых рабочих и служащих, размещается в более отдаленных районах загородной зоны, а население, эвакуируемое из зон возможного катастрофического затопления,-- в населенных пунктах, находящихся вблизи этих зон.

Планирование рассредоточения и эвакуации. Планирование рассредоточения и эвакуации является одной из важных задач штабов ГО всех степеней. Основной документ, определяющий объем, содержание, сроки проведения мероприятий по рассредоточению и эвакуации населения и порядок их выполнения, -- это план гражданской обороны, частью которого является раздел по защите населения.

Для определения порядка и очередности эвакуации население распределяется по группам, В масштабе города проведение рассредоточения и эвакуации планируется штабом гражданской обороны города. Выписки из этого плана доводятся до сведения штабов гражданской обороны городских районов и объектов народного хозяйства в части, касающейся их. Исходными данными для планирования рассредоточения и эвакуации населения города являются:

- общая численность населения, проживающего в городе; количество предприятий, учреждений, учебных заведений, научно-исследовательских институтов и других учреждений и организаций; количество рабочих и служащих, подлежащих рассредоточению, и членов их семей; количество населения, подлежащего эвакуации; количество населенных пунктов сельской местности и помещений в них, пригодных для размещения людей, учреждений и организаций; санитарное состояние населенных пунктов;

- наличие железнодорожных, автомобильных и водных путей и их пропускная способность; количество железнодорожных станций и платформ, пристаней и причалов, пунктов посадки и высадки; состояние мостов; возможности повышения пропускной способности дорог и видных путей;

- наличие в городе и в загородной зоне медицинских учреждений, медицинского персонала, медикаментов и профилактических средств; возможности медицинского обеспечения населения на сборных пунктах, в пути следования и в районах размещения рассредоточиваемых и эвакуируемых;

- наличие и размещение запасов продовольствия и предметов первой необходимости; количество и пропускная способность предприятий общественного питания; наличие хлебозаводов, пекарен и их производительность; возможность организации подвижных пунктов питания, порядок доставки недостающего продовольствия и предметов первой необходимости;

- наличие защитных сооружений, их вместимость и защитные свойства; наличие материалов и конструкций для строительства быстровозводимых убежищ и противорадиационных укрытий; наличие индивидуальных средств защиты, места их хранения, порядок и сроки обеспечения индивидуальными средствами защиты рассредоточиваемых и эвакуируемых.

- наличие водоисточников, их характеристика, возможности и сроки строительства новых;

- метеорологические условия, характерные для данной местности;

- возможности возникновения зон катастрофического затопления и других стихийных бедствий.

- Штаб ГО объекта, получив указания вышестоящего штаба ГО, разрабатывает раздел плана гражданской обороны объекта по вопросам организации и проведения рассредоточения и эвакуации.

Организация рассредоточения и эвакуации. На основании плана рассредоточения и эвакуации в ходе подготовки к их осуществлению проводятся следующие мероприятия:

- создаются и поддерживаются в постоянной готовности пункты управления, средства связи и оповещения;

- подготавливаются все виды транспорта, станции и пункты посадки и высадки, транспортные и пешеходные маршруты, промежуточные пункты эвакуации и районы размещения в загородной зоне;

- выявляются помещения и сооружения, пригодные для использования в качестве противорадиационных укрытий;

- строятся и оборудуются источники водоснабжения;

- подготавливается и проводится ряд других мероприятий, способствующих успешному проведению рассредоточения и эвакуации. Городская (районная) эвакуационная комиссия создается по решению соответствующего исполкома Совета депутатов трудящихся. Один из заместителей председателя исполкома назначается председателем эвакуационной комиссии. В состав эвакуационной комиссии выделяются ответственные работники исполкома Совета депутатов трудящихся, транспортных органов, народного образования, здравоохранения, социального обеспечения, внутренних дел, военкомата и связи.

Рассредоточение и эвакуация проводятся через сборные эвакуационные пункты (СЭП), создаваемые городскими эвакуационными комиссиями. Эти пункты предназначаются для сбора, регистрации рассредоточиваемого и эвакуируемого населения и отправки его на пункты (станции, платформы, пристани) посадки или на исходные пункты пешеходных маршрутов, На СЭП также возлагаются: организация посадки людей на транспорт или формирование пеших колонн и отправка их в загородную зону; организация укрытия людей в районе СЭП по сигналу "Воздушная тревога"; представление сведений в эвакуационную комиссию о количестве рассредоточенных и эвакуированных, отправленных через СЭП в загородную зону. СЭП развертываются в общественных зданиях (школах, клубах и т. п.) вблизи железнодорожных станций, платформ, пристаней, т. е. вблизи мест посадки на соответствующий транспорт. Кроме того, СЭП размещаются также на предприятиях, имеющих подъездные пути или речные (морские) причалы, а также на тех предприятиях, с которых рассредоточение рабочих и служащих и эвакуация членов их семей осуществляется автомобильным транспортом. Начальники СЭП с получением распоряжения о начале проведения эвакуационных мероприятий:

- приводят СЭП в готовность к приему эвакуируемых; устанавливают связь с начальниками станции, портов, пристаней и пунктов посадки, а также со штабами ГО объектов, прикрепленных к данному СЭП; уточняют порядок отправки рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, номера выделенных железнодорожных эшелонов (автоколонн, судов), время их подачи и отправления, номера пешеходных маршрутов, состав пеших колонн и исходные пункты.

По мере прибытия населения начальник СЭП совместно с представителями штабов ГО объектов и ЖЭКов осуществляет его прием и регистрацию; распределяет по вагонам (автомобилям, судам); формирует пешие колонны.

О ходе рассредоточения и эвакуации начальник СЭП докладывает штабу ГО и эвакуационной комиссии города (района).

О начале эвакуации население оповещается через предприятия, учреждения, учебные заведения, домоуправления и органы милиции. Получив извещение о рассредоточении и эвакуации, граждане в точно указанное время должны прибыть на СЭП. При следовании на СЭП каждый должен взять с собой паспорт, военный билет, документы об образовании, трудовую книжку или пенсионное удостоверение, свидетельство о рождении детей, необходимый запас продуктов (на 2 -- 3 дня), белье, постельные принадлежности и другие необходимые вещи с учетом длительного пребывания в загородной зоне.

Детям дошкольного возраста необходимо вложить в карманы или пришить к одежде записки с указанием фамилии, имени, отчества и места жительства или работы родителей. Перед уходом из квартиры необходимо выключить электричество и газ, закрыть квартиру и сдать ее представителю домоуправления. На СЭП эвакуируемые проходят регистрацию, группируются по вагонам железнодорожного эшелона или по автомашинам автоколонны (судам) и в назначенное время выводятся к пунктам посадки на транспорт.

На пунктах посадки администрация станции (пункта, пристани) совместно с представителями объектов осуществляет посадку людей в вагоны (автомашины, суда) и поддерживает строгий порядок. Посадку проводят старшие по вагонам и автомашинам, После посадки, а затем и в пути следования эвакуируемым запрещается выходить из вагонов (автомашин и судов) без разрешения старших. По прибытии эшелона (автоколонны) на пункт высадки эвакуируемые по распоряжению начальника эшелона (автоколонны) выгружаются и следуют на приемный эвакопункт, где проходят регистрацию, распределяются по населенным пунктам и следуют к ним. Дети, инвалиды и престарелые, а также вещи эвакуируемых перевозятся местным транспортом.

Граждане, эвакуируемые пешим порядком, проходят регистрацию на сборном эвакуационном пункте, после чего сводятся в пешие колонны по 500-1000 человек, формируемые по предприятиям (организациям, учреждениям). Начальники пеших колонн назначаются руководителями этих предприятий (учреждений, организаций).

Начальнику пешей колонны дается схема марша колонны, которая является основным документом, регламентирующим движение колонны [15:87-95].

Для удобства управления колонна разбивается на группы по 50-100 человек, назначаются старшие групп, которые проверяют состав своих групп, не допускают в колонну посторонних и следят, чтобы не было отставших.

В назначенное время колонны выводятся на исходные пункты и следуют по указанным маршрутам. Скорость движения рассчитывается не более 3-4 км/ч; между колоннами устанавливаются дистанции до 500 м, Через каждые 1-1,5 ч движения предусматривается малый привал продолжительностью 15 мин, а в начале второй половины суточного перехода - большой привал на 1-2 ч.

Суточный переход заканчивается с приходом в промежуточный пункт эвакуации, назначаемый за пределами зон возможных разрушений. На промежуточном пункте эвакуации (ППЭ) администрация пункта организует учет прибывших эвакуируемых, временное размещение их в жилых помещениях или в палатках, обеспечение пищей и водой, укрытие в защитных сооружениях по сигналу "Воздушная тревога" и дальнейшую отправку к месту расселения. От ППЭ в зависимости от обстановки и транспортных возможностей эвакуируемые могут перевозиться транспортом сельского района или транспортом, освободившимся от первоочередных эвакуационных перевозок. Эвакуируемые, которые подлежат размещению в близлежащих от ППЭ районах, в последующем могут отправляться пешим порядком непосредственно к местам размещения.

Штаб ГО объекта получает от вышестоящего штаба выписку из плана эвакуационных мероприятий, в которой указано, какие транспортные средства выделяются объекту, их вместимость, время подачи, место посадки, время отправления, место и время высадки.

В целях обеспечения четкой работы автотранспорта на базе автотранспортных предприятий города создаются автоколонны в составе 20-30 автомобилей, назначаются начальники колонн, а на машинах-- начальники автомашин. При планировании работы автоколонн желательно, чтобы каждая автоколонна осуществляла перевозки на одном маршруте. По получении распоряжения о начале рассредоточения и эвакуации автоколонны прибывают на СЭП и подаются для посадки людей. По окончании посадки автоколонны выходят на свои маршруты и доставляют людей в назначенные пункты высадки, затем возвращаются на СЭП для выполнения последующих рейсов по вывозу эвакуируемых. Управление автотранспортными перевозками на маршрутах осуществляется диспетчерскими пунктами, которые организуются по одному на каждом маршруте [15:95-96]

2.3 План эвакуации

Разрабатывается в виде разделов плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и плана гражданской обороны.

Органы управления по делам ГО и ЧС городов, административных округов, районов и ведомств на основании указаний вышестоящих инстанций, а также прогноза обстановки, которая может сложиться при ЧС или нападении противника, разрабатывают подробные планы эвакуации. При этом обязательно учитывают многие факторы, например, такие, как: количество объектов и людей, подлежащих эвакуации; географическое положение, удалённость и возможности районов, рассматриваемых, для приёма эвакуированных; состояние дорожно-транспортной сети; наличие и состояние транспорта (по видам); готовность эвакуационных органов к работе; наличие нужных структур, организаций и сил для всестороннего обеспечения процесса эвакуации.

В этих планах можно видеть, какие объекты, каким видом транспорта и куда эвакуируются, маршруты эвакуации, места сборных эвакуационных пунктов, пунктов приёма и районы постоянного размещения [16:78].

Используя выписку из плана эвакуации вышестоящего органа управления ГО и ЧС, каждый объект, подлежащий эвакуации при угрозе возникновения или возникновении крупных чрезвычайных ситуаций, а также при угрозе развязывания противником военных действий, составляет свой подробный план эвакуации. В них при сохранении общего замысла выполнения эвакуационных мероприятий прорабатываются детали, характерные для каждого конкретного объекта.

Разработкой этих планов и их последующей корректировкой занимаются эвакуационные комиссии предприятий, учреждений и организаций. Структура и содержание плана эвакуации. План состоит из двух частей: текстовой и приложений. В текстовой -- на случай ЧС природного и техногенного характера -- указывается:

- порядок оповещения рабочих, служащих и членов семей о начале эвакуации;

- численность рабочих, служащих и членов семей, подлежащих эвакуации;

- районы размещения эвакуируемых;

- сроки выполнения эвакуационных мероприятий;

- порядок вывоза (вывода) эвакуируемых транспортом из зоны ЧС;

- организация обеспечения общественного порядка и регулирования дорожного движения на маршруте эвакуации;

- порядок обеспечения эвакуируемых средствами индивидуальной защиты;

- организация защиты эвакуируемых в местах сбора и на маршрутах эвакуации;

- порядок размещения эвакуируемых в безопасном районе и их первоочередного жизнеобеспечения;

- санитарно-противоэпидемические и лечебно-эвакуационные мероприятия;

- управление эвакомероприятиями;

-информирование и инструктирование рабочих, служащих и членов семей в ходе эвакуации.

В приложениях на картах, схемах, графиках, расчётах должны быть:

- расчёт рабочих, служащих и членов семей, подлежащих эвакуации:

- расчёт транспорта и его распределение по структурным подразделениям объекта;

- размещение СЭП, исходного пункта эвакуации пешим порядком, станций (пунктов) посадки и высадки эвакуируемых;

- состав эвакуационного органа и сроки его приведения в готовность; схема оповещения о начале эвакуации;

- организация связи;

- карта размещения эвакуируемых в безопасном районе.

В текстовой при эвакуации и рассредоточении в военное время (раздел плана ГО) -- указываются:

- порядок оповещения рабочих, служащих и членов семей о начале эвакуации и их инструктирования;

- численность рабочих, служащих и членов семей, подлежащих эвакуации;

- СЭП, за которым закреплён объект или который развёртывает его. Время развёртывания СЭП и прибытия на него рабочих и служащих, а также членов семей;

- порядок подготовки документов и минимально необходимых грузов к эвакуации, погрузки на транспортные средства и разгрузки в пунктах эвакуации;

- порядок хранения документов, оборудования и имущества, вывозимых в пункт эвакуации и остающихся в месте постоянной дислокации;

- маршрут (маршруты) эвакуации, ППЭ, пункты посадки, высадки;

- пункты размещения эвакуируемых в безопасной (загородной) зоне;

- начальники эшелонов, старшие автомобильных колонн и другие должностные лица, ответственные за организацию вывоза (вывода) в безопасную (загородную) зону;

- порядок размещения в безопасной (загородной) зоне рабочих, служащих и членов их семей;

- организация защиты людей в местах сбора, на маршрутах эвакуации и в районах размещения в безопасной (загородной) зоне;

- порядок первоочередного жизнеобеспечения людей в местах их размещения в безопасной (загородной) зоне;

- организация управления и связи в ходе проведения эвакуации и в безопасной (загородной) зоне [16: 112-113].

В приложениях к текстовой части даются документы (схемы, графики, расчеты) как и на случай эвакуации в мирное время. Это:

расчеты по вывозу нетрудоспособного и не занятого в производстве и сфере обслуживания населения (по частичной эвакуации); распределение рассредоточиваемого и эвакуируемого населения по способам эвакуации; почасовой график проведения рассредоточения и эвакуации; график подвоза ("скользящий график") рассредотачиваемых рабочих смен предприятий, продолжающих работу в категорированном городе в военное время, Для непосредственной подготовки, планирования и проведения эвакуационных мероприятий решениями Начальников ГО территориальных и отраслевых (объектовых) органов управления создаются эвакуационные органы, которые работают во взаимодействии с соответствующими органами управления ГОЧС и службами ГО [12: 154].

Заблаговременно (в мирное время) формируются (создаются) следующие эвакоорганы:

эвакуационные комиссии - республиканские, краевые, областные, городские, районные в городах и других населенных пунктов и объектовые; эвакуационные комиссии министерств (ведомств) и организаций;

сборные эвакуационные пункты (СЭП) -- городские и объектовые;

эвакоприемные комиссии - при органах местного самоуправления;

промежуточные пункты эвакуации

приемные эвакуационные пункты (ПЭП)

оперативные группы ОП - по организации вывоза эваконаселения;

группы управления на маршрутах пешей эвакуации:

администрации и пунктов посадки (высадки) населения на транспорт (с транспорта).

Экстренная эвакуация - она значительно отличается от той, о которой шла речь выше. Экстренная эвакуация вызывается обычно какими-то быстротечными, чрезвычайными ситуациями, их масштабы большей частью носят ограниченный характер, но не всегда. Эвакуация населения -- комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон ЧС или вероятной чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера и его кратковременному размещению в заблаговременно подготовленных по условиям первоочередного жизнеобеспечения безопасных (вне зон действия поражающих факторов источника ЧС) районах- далее безопасные районы.

Эвакуация считается завершенной, когда все подлежащее эвакуации на- селение будет вывезено (выведено) за границы зоны действия поражающих факторов источника ЧС в безопасные районы.

Основанием для принятия решения на проведение эвакуации является наличие угрозы жизни и здоровью людей, оцениваемой по заранее установленным для каждого вида опасности критериям.

Право принятия решения на проведение эвакомероприятий принадлежит руководителям (начальникам ГО) органов исполнительной власти объектов РФ, органов местного самоуправления, на территории которых возникла или прогнозируется [7: 17].

В случаях, требующих принятия безотлагательного решения, экстренная эвакуация, носящая локальный характер, может осуществляться по указанию (распоряжению) потенциально опасного объекта.

Общее руководство эвакуацией населения осуществляется НГО (ко миссиями по ЧС) территориальных, ведомственных, объектовых органов управления, а непосредственная организация и проведение эвакуационных мероприятий -- эвакуационными органами, создаваемыми главами администраций субъектов РФ, органов местного самоуправления, органами управления объектов экономики через эвакуационные органы и штабы ГОЧС [2:35]

2.4 Организация и методическое проведение эвакомероприятий на примере высшего учебного заведения (Иркутский государственный лингвистический университет)

Практическая часть курсовой работы представлена разработкой комплексной системы организации эвакуационных мероприятий в высшем учебном заведении, в частности, Иркутском государственном лингвистическом университете. Учреждения образования относятся к числу наиболее уязвимых структур. Последствия чрезвычайных ситуаций в них отличаются особой тяжестью, сильным политическим и социальным резонансом в стране и за ее пределами, поэтому задачи обеспечения безопасности ВУЗа приобретают злободневность и значимость. В общей системе безопасности ВУЗа наибольшую сложность представляет организация системы эвакуации при возникновении и угрозе чрезвычайных ситуаций. В моей работе представлено два варианта эвакомероприятий:

1. При экстренной эвакуации в условиях ЧС мирного времени;

2. При планомерной организованной эвакуации в условиях ЧС военного времени.

Сущность эвакуации, ее цели и задачи и в том, и другом случае одни и те же -- обеспечить защиту и безопасность людей от воздействия негативных поражающих факторов в максимально сжатые сроки и в быстро меняющейся сложной обстановке. Но организация, способы и методы проведения эвакомеро приятий планомерного характера отличаются от экстренной эвакуации.

Это касается не только объектов экономики тоже. Но следует отметить, что образовательные учреждения имеют специфические отличия от объектов экономики, что обуславливает и особенности планомерной эвакуации.

Экстренная эвакуация

Мной проведен мониторинг системы принятия решений и организации спасения людей в ВУЗе. Основу этой системы в здании составляет дежурная служба, оснащенная средствами получения информации от систем пожарной сигнализации, видеонаблюдения, допуска в здание и др.

На основе этой информации принимаются меры реагирования на возникновение угрозы. Эти меры осуществляются по системе: оповещение и информирование руководящего состава (ректор, проректоры); оценка обстановки; связь со службами спасения и руководством; принятие решения; оповещение. На случай получения информации от различных систем в ВУЗе заблаговременно разрабатываются инструкции о порядке действий персонала, преподавателей и учащихся. В соответствии с этими инструкциями все действия отрабатываются в ходе практических занятий и тренировок и разрабатываются планы эвакуации из здания.

Наибольшую сложность в общей системе спасения людей представляет принятие решения об экстренной эвакуации, что обусловлено следующими причинами:

- промедление приведет к гибели людей и последующему уголовному преследованию виновных должностных лиц;

- принятие решения без достаточных оснований повлечет снижение уровня восприятия опасности эвакуированными и дезорганизацию службы комплексной безопасности в целом.

Оба указанных фактора взаимосвязаны и осложнены значительным количеством ложных сообщений, а так же тем, что трудно немедленно классифицировать, определить действительно ли возникла угроза.

Эти обстоятельства определяют основные требования к подготовке и организации эвакуации в случае угрозы:

1. Высокий уровень подготовки руководящего состава по всем спектрам вопросов, касающихся безопасности объекта (ВУЗа), знания возможностей, режимов работы и эксплуатации технических средств безопасности и в первую очередь противопожарных.

2. Обучение и подготовка постоянного состава и персонала к действиям

3. Умение оценивать обстановку и принимать быстрые правильные решения.

4. Сознательное и ответственное отношение к разработке документов по планированию эвакомероприятий.

5. Поддержание в готовности собственных средств на случай ликвидации ситуации до "прибытия соответствующих служб безопасности.

6. Контроль за состоянием здания (чердаки, входы, выходы, территория, куда будет проводиться эвакуация),

7. Связь со спасательными службами и родителями

8. Подготовка студентов и обучение правильным действиям и организации на момент эвакуации.

Решения на эвакуацию принимает ректор ВУЗа, оповещая сразу руководство силовых ведомств -- ГОЧС, ГИБДД, Департамента образования и здравоохранения, пожарной службы. Все эти структуры обеспечивают безопасность учащихся при эвакуации. За проведение эвакуации несет ответственность ректор и его заместители по безопасности. За организацию и безопасность студентов несет ответственность преподаватель. Он обязан: по сигналу оповещения прекратить занятие, не допустить паники, оперативно поднять студентов, пересчитать и вывести из аудитории тем маршрутом, который отрабатывался на тренировке. Необходимо строго следить, чтобы студенты не разбегались и оставались до отбоя вместе с преподавателем. В планах эвакуации предусматривается взаимодействие с расположенными вблизи университета учреждениями на случай размещения студентов. Эвакуация проводится за территорию ВУЗа в радиусе не менее 500 м от здания. При этом перекрывается транспортный поток для обеспечения свободного прохода. Студентов никуда не увозят и не рассредоточивают, если на это нет особого разрешения.

Если ситуация исчерпана и обстоятельства позволяют вернуться в здание в случае невозможности возобновления учебного процессе, подается "отбой".

Организованная планомерная эвакуация

Один из разделов Плана ГО объекта, в том числе и в ВУЗе, содержит организационные мероприятия по проведению эвакуации при реальной военной угрозе (вооруженные конфликты). Подготовка к проведению эвакомероприятий осуществляется заблаговременно и включает в себя: 1. Согласование всех вопросов с органами исполнительной власти и штабами ГОЧС (определение зоны расселения, получение ордера на расселение, транспортное обеспечение, количественный и качественный состав, комплектование колонн, расположение СЭ11 и др.).

2, На объекте готовятся списки эвакуируемых сотрудников и членов их семей (списки корректируются ежегодно).

3. В ВУЗе эвакуации в загородную зону подлежат только лица постоянного состава (преподаватели и персонал с членами семей).

Учащиеся эвакуируются только с родителями, Университет, с введением режима угрозы, прекращает свою деятельность, Исключение составляют только образовательные (воспитательные) учреждения, находящиеся на государственном обеспечении (детские дома, интернаты). Эти учреждения эвакуируются вместе с детьми и продолжают свою деятельность в местах размещения в загородной зоне.

Данный вид эвакуации проводится только из крупных городов и решение на ее проведение принимает правительство и местные главы администраций городов.

Имея исходные данные ИГЛУ, я разработали маршрут движения пешей колонны от школы №47 до поселка Россоха.

Сборный эвакопункт для Кировского района города Иркутска располагается в микрорайоне Солнечный, на базе школы №47. На СЭП прибывают колонны и далее пешим порядком происходит движение до станции Россоха. Место назначения -- Тулунский район.

Схема марша пешей колонны №5 по пешеходному маршруту №З: школа №47 -- Голубые Ели -- Россоха.

Общая протяженность маршрута -- 26 км. Исходный пункт -- школа №47. На маршруте имеется телефонная связь. В поселке Россоха есть продовольственный магазин, медпункт.

Заключение

Моё исследование было посвящено рассмотрению вопросов организации и проведения эвакомероприятий, а также особенностей, принципов, методов и способов эвакуации.

Цель, поставленная в начале исследования, - рассмотрение вопросов организации и проведения эвакомероприятий на примере ВУЗа (ИГЛУ)- была достигнута.

Решение задач послужило основой для следующих выводов:

1. Эвакуация населения остается одним из основных способов защиты населения в экстремальных условиях мирного и военного времени.

2. Основной способ эвакуации -- комбинированный.

3. Проведение эвакуационных мероприятий требует четкой и слаженной работы эвакоорганов, штабов и служб ГО, администраций городов и районов.

В мирное время в случае аварий, катастроф и стихийных бедствий целесообразно применять, метод ускоренной эвакуации, без сбора населения на сборных эвакуационных пунктах.

В современной обстановке наиболее действенный способ защиты-- эвакуация. Несмотря на то, что еще в советские времена этот способ с легкостью заменяли защитные сооружения. В данной курсовой работе раскрыты вопросы организации и проведения эвакомероприятий как в общем порядке, так и на примере высшего учебного заведения (Иркутский государственный лингвистический университет).

Учреждения образования относятся к числу наиболее уязвимых структур. Последствия чрезвычайных ситуаций в них отличаются особой тяжестью, сильным политическим и социальным резонансом в стране и за ее пределами, поэтому задачи обеспечения безопасности ВУЗа приобретают злободневность и значимость.

В общей системе безопасности ВУЗа наибольшую сложность представляет организация системы эвакуации при возникновении и угрозе чрезвычайных ситуаций.

В работе представлено два варианта эвакомероприятий:

1. При экстренной эвакуации в условиях ЧС мирного времени;

2. При планомерной организованной эвакуации в условиях ЧС военного времени.

Сущность эвакуации, ее цели и задачи и в том, и другом случае одни и те же -- обеспечить защиту и безопасность людей от воздействия негативных поражающих факторов в максимально сжатые сроки и в быстроменяющейся сложной обстановке.

Список использованной литературы

Законы, документы, постановления:

1. Российская федерация. Законы ~Текст~: федер. закон № 28 от 12.02.1998 г. "О гражданской обороне"

2. ФЗ № 68 от 21.12.94 г. "О защите населения и территорий от ЧС при- родного и техногенного характера"

3. Директива НГО от 30.12.1979 г.

4. ПП РФ от 22 июня 2004 г. № 303 "О порядке эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы"

5. Постановление губернатора № 543-П от 9.10,2002 г. "О планировании организации и проведении эвакуации населения при ЧС природного и техногенного характера на территории Иркутской области"

6. Руководство по эвакуации населения в ЧС природного и техногенного характера ВНИИ ГОЧС, -- Москва.: 1996, - 68 с.

7. Руководство по эвакуации населения в военное время, ВНИИ ГОЧС.- Москва.: 1996, - 81 с,

Учебная литература и дополнительные источники:

8. Основы безопасности жизнедеятельности и первой медицинской помощи. [Текст]: Учебное пособие / под общей редакцией д.б.н., проф. Р,И. Айзмана, д.м.н. С.Г. Кривощекова, к.м.н. И.В. Омельченко. -- Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2004. - 394 с.

9. Афанасьев Ю.Г. Эвакуация и рассредоточение городского населения [Текст] / Ю.Г. Афанасьев, -- М.: Сфера, 2001. -- 480 с.

10. Библиотечка по защите населения в чрезвычайных ситуациях: Выпуск 2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера [Текст]: учебник для вузов / под общ. ред, Ю.Л. Воробьева. -- Калуга; ГУП "Облиздат", 1999. - 48 с.

11. Егоров П.Т. Гражданская оборона ~Текст~: учебник для вузов / П.Т, Егоров, И, А. Шляхов, Н.И. Алабин. -- М.: Высшая школа, 1977. -- 302 с.

12. Организация и ведение ГО и защиты населения и территорий от ЧС

природного и техногенного характера.[Текст]: учебник для вузов / под ред. Г.Н.Кириллова. -- М,: Сфера, 2002, -- 265 с.

13, Князева С.В. Основные принципы и способы защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий, вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях [Текст]: методич. рекомендации / С,В. Князева. -- Иркутск: УМЦ ГОЧС, 2006. -- 20 с.

14. Сергеев А,Н. Защита населения в мирное и военное время [Текст] / А.Н. Сергеев. -- Красноярск: Сибирь, 1998. -- 243 с.

15. Симаков С.С. Безопасность как образ жизни [Текст] / С.С. Симаков, А.Р. Полякович. -М.: Космос, 2005. -411 с.

16. Трутнев А.С. Эвакуация и рассредоточение [Электронный ресурс] / А.С, Трутнев. -- М.: Библиография, 1996. -- http://www.bti.secna.ru/ (19 апр. 2007).

17. Хван Т.А. Безопасность жизнедеятельности [Текст] / Т.А. Хван, П.А. Хван. -- Ростов: Феникс, 2000. -- 352 с. 18. Постановление правительства РФ от 24 июля 1995г. № 738 "Порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций".

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.