бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Организация и проведение эвакуации в мирное и военное время

Организация и проведение эвакуации в мирное и военное время

Организация и проведение эвакуации в мирное и военное время

Курсовая работа

Оглавление

Введение

Глава 1. Общие понятия и положения эвакуации и рассредоточении в мирное и военное время

1.1 Проблема организации эвакуации. Особенности, принципы, методы и способы эвакуации

1.2 Особенности организации и проведения эвакомероприятий в мирное время при стихийных бедствиях, авариях и катастрофах

Глава 2. Разработка плана эвакуации на примере высшего учебного заведения (ИГЛУ)

2.1 Заблаговременная подготовка постоянного и переменного состава

2.2 Подготовка объекта к эвакуации

2.3 План эвакуации

2.4 Организация и методическое проведение эвакомероприятий на примере высшего учебного заведения (Иркутский государственный лингвистический университет)

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Эвакуация, как способ защиты населения, используется давно, особенно больших масштабов она достигла в годы великой отечественной войны. Из европейской части страны эвакуировали заводы с рабочими, служащими и их семьями, В течение июля-ноября 1941 г. в глубокий тыл перебазировали более 1500 промышленных предприятий. Но это было тогда, А как сегодня? Не потеряла ли эвакуация своего значения?

Практика современной жизни говорит о том, что население всё чаще подвергается опасностям в результате стихийных бедствий, аварий и катастроф в промышленности и на транспорте, а также в результате военных действий. Как, например, в Югославии. В этих условиях роль гражданской обороны значительно возрастает. Эта система призвана осуществлять защиту населения в любой обстановке, в любых критических ситуациях, стремясь максимально уменьшить страдания людей.

При таких стихийных бедствиях, как землетрясения, наводнения, бури, ураганы, цунами, сходы снежных лавин, селевые потоки, оползни, массовые лесные пожары почти всегда приходится прибегать к эвакуации.

Всем печально известно землетрясение в Армении 7 декабря 1988 года. Из городов Ленинакана, Кировокана, Спитака, Степанавана и других населенных пунктов было эвакуировано более 110 тысяч человек.

Из-за больших наводнений на Дальнем востоке, в Сибири, Краснодарском крае, Ростовской, Вологодской, Архангельской и многих других областях приходилось и приходится эвакуировать людей из зон затопления.

В результате подводных землетрясений возникают гигантские волны-цунами, которые, достигая берега, смывают всё на своем пути, Как защищаться? Только эвакуироваться в безопасные районы. В России цунами наблюдаются в основном на побережье Камчатки, Сахалина и Курильских островов [18:1].

Слово "эвакуация" прочно вошло в лексикон жителей высокогорья. К этой мере защиты вынуждены прибегать там, где есть угроза схода снежных лавин. Почти ежегодно они срываются с гор и накрывают населенные пункты. В течение только января 2000 г. в районе автотрассы, связывающей Россию с Грузией, с окрестных гор сошла 121 лавина. В снежной западне на Рокском перевале оказались в общей сложности 11 автомашин, в том числе 2 автобуса. Один из них был сметен в ущелье. В результате 8 человек погибли, 11 получили ранения.

Не раз приходилось выводить и вывозить людей из зон массовых лесных пожаров. Особенно опасны так называемые верховые, скорость распространения огня которых достигает 15-20 км/ч [18:2].

Ураган стал причиной эвакуации из прибрежной зоны наибольшею за всю историю страны числа людей - 3,1 млн.чел. Это вызвало многокилометровые пробки на всех дорогах, ведущих в глубь материка, Заполненными оказались все отели, расположенные на безопасном расстоянии от бушующей стихии. Не осталось свободных мест в убежищах, где населению предлагалось укрыться.

А вот как происходила эвакуация людей в апреле 1986 года при аварии на Чернобыльской АЭС. Целую ночь готовились списки, составлялись расчеты. К утру 27 апреля в районе Чернобыля было сосредоточено более 1200 автобусов и 200 бортовых автомобилей, а па ближайшей железнодорожной станции Янов стояли в ожидании два дизельных поезда на 1500 мест. Для организованного проведения эвакуации весь город был разбит на 5 секторов, за каждым из которых закрепили эвакогруппу во главе с ответственным сотрудником милиции, Руководили эвакуацией работники горисполкома и штаба ГО.

В 13.10 по местному радио было передано сообщение Припятьского горисполкома о том, что эвакуация населения начинается. К этому времени работники милиции уже обошли дома, квартиры, разъясняя людям порядок посадки в автобусы. Специальный диспетчерский пункт при въезде в город регулировал подачу автобусов к домам. В 13.50 жители вышли из подъездов, а в 14.00 начался организованный вывоз их из города. Он продолжался до 16.30.

Колонна машин растянулась почти на 20 километров. Всего в тот день было эвакуировано 44 тысячи 460 человек.

Позже была осуществлена эвакуация людей из населенных пунктов, расположенных в десяти и тридцатикилометровой зонах, подвергшихся значительному радиоактивному заражению. Всего за короткий срок было вывезено свыше 91 тысячи человек [18:4].

При авариях на предприятиях, производящих или использующих АХОВ, образуются зоны заражения. В таких случаях рабочим и служащим следует немедленно надеть средства индивидуальной защиты и выходить в сторону, перпендикулярную ветру. Также необходима эвакуация из тех населенных пунктов, в направлении которых движется ядовитое облако.

Не обойтись без эвакуации людей из зон вооруженных конфликтов и военных действий. Об этом со всей очевидностью свидетельствует опыт Югославии, подвергшейся агрессии США и других стран НАТО весной 1999 года. Только благодаря принятым мерам по выводу и вывозу населения из опасных районов удалось спасти жизни многих тысяч граждан этой страны.

Из сказанного выше можно сделать вывод, что тема является актуальной в настоящий момент, так как этот способ защиты в России, в отличие от зарубежных государств, является основным и, оттого как она будет организована и заблаговременно подготовлена, будет зависеть ее эффективность и снижение материальных и людских потерь.

Целью курсовой работы является рассмотрение проблемы организации, подготовки и проведения эвакомероприятий в условиях мирного и военного времени, в том числе образовательных учреждений.

Задачи:

1. Рассмотреть общие понятия и положения об эвакуации и рассредоточении в мирное и военное время;

2. Раскрыть особенности проведения эвакомероприятий, принципы, методы и способы эвакуации;

3. На основании мониторинга рассмотреть подготовку и проведение эвакуации в образовательном учреждении.

Предметом данной курсовой работы является организация и проведение эвакомероприятий в целом, задачи, принципы, способы и методы.

Объект -- организация и методическое проведение эвакомероприятий на примере ИГЛУ.

Методы -- мониторинг, изучение законодательной документальной базы, учебной литературы и спец. источников. Работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Глава 1. Общие понятия и положении об эвакуации и рассредоточении в мирное и военное время

1.1 Проблема организации эвакуации. Особенности, принципы, методы и способы эвакуации

Наличие потенциальной опасности возникновения на территории области ЧС техногенного и природного характера требует высокой готовности органов управления и сил ТПЧС, населения к действиям в условиях ЧС. В условиях неполной обеспеченности населения защитными сооружениями в городах и др. населенных пунктах, имеющих объекты повышенной опасности, а также в военное время, основным способом его защиты является эвакуация и размещение людей в защитных сооружениях (ЗС).

Эвакуация населения -это комплекс мероприятий по организованному вывозу всеми видами имеющегося транспорта и выводу пешим порядком населения из городов и н.п. и размещению его в загородной зоне.

Эвакуации подлежат:

1. Население городов, имеющих группу по ГО

2. Население, проживающее в зонах сильных разрушений

3. Жители поселков, расположенных вблизи объектов "ОВ"

4. Население ж/д станций 1 категории

5. Население, проживающее в зонах катастрофического затопления (в радиусе добегания волны прорыва 4-6 часов)

6. Из районов стихийных бедствий, аварий и катастроф

Отнесение городов к группам по гражданской обороне осуществляется решением правительства на основании оценки их административного, промышленного значения и возможности применения различных средств нападения по ним в военное время [17:87].

Для определения очередности эвакуации граждан и более четкого планирования их размещения все эвакуируемые делятся на три группы.

Первая (рассредоточиваемое население) -- рабочие и служащие, продолжающие производственную деятельность в зонах возможных сильных разрушений категорированных городов, а также обеспечивающие их жинедеятельность.

Вторая (трудоспособное население) -- рабочие и служащие, прекращающие в особых условиях свою трудовую деятельность или переносящие ее в загородную зону.

Третья - остальное население, основная часть которая может быть вывезена еще до начала общих эвакомероприятий.

Районы расселения в загородной зоне выбираются с учетом удаления от категорированных городов, наличия жилого фонда. Дорожной сети, возможностей обеспечения защиты людей, их производственной деятельности и отдыха, условий для создания группировок сил ГО, предназначенных для ведения аварийноспасательных и других неотложных работ в очагах поражения.

Эвакуируемые в ЧС природного и техногенного характера размещаются в безопасных районах, а рассредоточиваемые в военное время -- в районах загородной зоны, ближайших к границам городов, в населенных пунктах, расположенных вблизи железнодорожных, автомобильных и водных путей, чтобы обеспечить организованную доставку рабочих смен на предприятия в город и обратно за время, не превышающее 4 часов, по решению начальника ГО -- руководителя территориального органа исполнительной власти разрешается размещать их в зонах возможных слабых разрушений [17:88].

Эвакуация людей из населенных пунктов, расположенных в зоне возможного катастрофического затопления в пределах 4-часового добегания волны прорыва плотин гидротехнических сооружений, проводится заблаговременно при объявлении общей эвакуации, а за этими пределами -- при непосредственной угрозе затопления.

Эвакуируемые из зон возможного катастрофического затопления расселяются из незатапливаемой территории.

Каждому объекту экономики заблаговременно определяются районы (пункты) эвакуации в загородной зоне, которые согласовываются с органами власти и управления ГОЧС. Размещение людей планируется исходя из местных условий.

Весь фонд жилых, общественных и административных зданий в районах эвакуации, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности (в т.ч. в отапливаемых домах дачных кооперативов и садоводческих товариществ), передается в распоряжение начальников ГО - руководителей местных органов исполнительной власти. Горожане в них размещаются на основании ордеров, выдаваемых указанными органами.

Районы эвакуации людей планируются и проводятся по производственно- территориальному принципу, т.е. по объектам и по месту жительства (через жилищно -- эксплуатационные органы) [8: 132].

Для проведения эвакуации используются все виды общественного транспорта (ж/д, автомобильный, водный), не занятого военными и неотложными производственными и хозяйственными перевозками, а также транспорт индивидуального пользования.

Для вывоза населения железнодорожным и водным транспортом используются пассажирские ж/д составы и пассажирские теплоходы, а при их недостатке и товарные вагоны, грузовые суда и баржи. Предусматривается более уплотненная загрузка вагонов и судов, а также увеличение длины поездов.

Вывоз эвакуируемого населения автотранспортом обычно планируется на небольшие расстояния. Дня этого используются автобусы и приспособленные для перевозки людей грузовые автомобили.

Количество вывозимого населения определяется эвакокомиссиями в зависимости от наличия транспорта и дорожной сети, ее пропускной способности, других условий. В первую очередь вывозятся медицинские учреждения, лица, которые не могут преодолеть пешком дальние расстояния (беременные женщины, женщины с детьми до 14 лет, больные, находящиеся на амбулаторном лечении, мужчины старше 65 и женщины старше 60 лет), а также рабочие и служащие свободных смен предприятий, продолжающих свою деятельность в чрезвычайных ситуациях. Все остальные выводятся пешком.

Работающие смены действующих объектов экономики с началом эвакомероприятий остаются на рабочих местах в готовности по сигналу укрыться в защитных сооружениях. В загородную зону они убывают после прибытия оттуда им на замену отдохнувших смен. Вывод населения пешим порядком организуется колоннами по дорогам, не занятым другими перевозками или по обозначенным маршрутам и колонным путям.

Для организованного движения пеших колонн разрабатывают схему их маршрута, на которой указывают состав колонны, маршрут движения, исходный пункт, пункты регулирования движения и время их прохождения, районы и продолжительность привалов, медицинские пункты и пункты обогрева, ППЭ, порядок и сроки вывода (вывоза) колонны из этого пункта в район постоянного размещения; сигналы управления и оповещения [6:24].

При недостатке транспортных средств важное значение приобретают сроки эвакуации населения за пределы зон возможных разрушений. В этих случаях используют комбинированный способ, который позволяет провести эвакуацию в кратчайшие сроки. Сущность комбинированного способа эвакуации состоит в том, что массовый вывод населения из городов пешим порядком сочетается с вывозом всеми видами имеющегося транспорта [6:27].

В зависимости от масштабов особенностей возникновения и развития военных действий (вооруженного конфликта), конкретных условий обстановки возможно проведение следующих видов эвакуации населения:

Общая эвакуация - предполагает вывод (вывоз) всех категорий населения за исключением не транспортабельных больных, обслуживающего их персонала и лиц, имеющих мобилизационные предписания.

Частичная эвакуация - проводится до начала общей эвакуации при угрозе воздействия современными средствами поражения потенциального противника без на рушения действующих графиков работы транспорта. При частичной эвакуации вывозится нетрудоспособное и не занятое в производстве и в сфере обслуживания население (студенты, учащиеся школ-интернатов и ПТУ, воспитанники детских домов, ведомственных детских садов и других детских учреждений, пенсионеры, содержащиеся в домах инвалидов и престарелых совместно с преподавателями, обслуживающим персоналом и членами их семей).

Организацию непосредственного планирования, обеспечения и проведения эвакомероприятий осуществляют эвакокомиссии совместно с соответствующими органами управления ГОЧС и службами ГО, Все документы планов эвакуации, приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эваконаселения должны быть предельно краткими, ясными по форме и содержанию, разработанными преимущественно графически на картах, планах (схемах) городов и удобными для практического пользования в любых условиях [7:51].

1.2 Особенности организации и проведения эвакомероприятий в мирное время при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах

Аварийные ситуации в Арзамасе, Ярославле, стихийные бедствия в Армении, Таджикистане и других районах требовали немедленной организации и проведения эвакомероприятий (отселение, временный вывод населения из опасной зоны). Из опыта ликвидации последствий стихийных бедствий крупных производственных аварий можно сделать определенные выводы. Практика показала, что далеко не все вопросы решены по оперативному управлению, зачастую наблюдается растерянность и безответственность, благодушие и элементарная безграмотность руководящего и командно- начальствующего состава ГО. Сложность эвакуационных мероприятий еще в том, что затрагиваются аспекты производственного, общественного, социального порядка и их проведение зависит от тщательной проработки всех организационных вопросов. Планы эвакуации на случай аварии или стихийного бедствия разрабатываются заблаговременно с учетом специфики аварийного производства, или вида стихийного бедствия. Они должны включать несколько вариантов в зависимости от степени и характера воздействия поражающих факторов при различных метеорологических и др. условиях. Разделы планов должны содержать:

1.Порядок оповещения эвакоорганов транспортных служб и населения о начале эвакуации.

2.Организацию управления, оповещения и связи в ходе эвакуации.

3.Численность эваконаселения по категориям.

4.Порядок укрытия и сбора населения.

5.Порядок и сроки эвакуации населения.

6.Транспортное обеспечение эвакомероприятий.

7.Маршруты вывода и вывоза населения, пункты посадки на транспорт, пункты высадки и размещения в загородной зоне.

8.Готовность к приему населения (наличие жилой площади и всех видов обеспечения).

9.Порядок эвакуации с/х животных.

10.Порядок вывоза материальных ценностей.

11. Организацию санитарной обработки людей, животных, спец. обработки одежды, транспортных средств и обеззараживания территорий и сооружений.

12.Организацию эвакуации населения по решению председателя ПЧК.

13.Порядок доклада об обстановке, о ходе эвакуации и принимаемых решениях [18:15-16].

Руководство проведением эвакуации населения осуществляют комиссии чрезвычайным ситуациям (республиканские, краевые, городские),эвакоорганы и руководители объектов экономики.

Эвакомероприятия планируются и проводятся комбинированным способом: определенная категория населения вывозится в районы эвакуации всеми видами транспорта, остальная часть населения выводится пешим порядком.

Эвакомероприятия в экстремальных условиях должны проводиться непосредственно от места нахождения (укрытия) или проживания населения. При этом привлекаются все транспортные средства, независимо от их ведомственной принадлежности. В случае необходимости привлекается транспорт соседних областей, городов, районов, а также транспорт, выделяемый по плану взаимодействия с военным командованием и личный транспорт.

Разделы по эвакотранспортному обеспечению планов ГО на мирное время должны содержать:

-порядок оповещения транспортных служб ГО о начале эвакуации;

- привлекаемые для эвакуации силы и средства (органы ГО, транспорт, милиция, медицина и др.);

- численность эвакуируемого населения по категориям;

- перечень объектов, находящихся в зоне возможных ЧС;

- порядок, объем и сроки эвакуации населения (конкретно для каждой ситуации);

- маршруты подхода автотранспорта к микрорайонам, улицам, домам, находящимся в зоне воздействия стихийного бедствия (аварии, катастрофы);

- основные и запасные маршруты вывода и вывоза населения, пункты посадки на транспорт, пункты высадки и размещения населения в основных и запасных районах эвакуации;

- готовность основных и запасных районов эвакуации к приему населения (наличие жилого фонда, объектов коммунального хозяйства, порядок расселения эвакуируемого населения и др.)

- взаимодействие с органами военного командования при эвакуации населения в ЧС мирного времени;

- взаимодействие со спецслужбами ООП ГО по обеспечению общественного порядка на маршрутах эвакуации. В автопредприятиях, привлекаемых для эвакуации населения, создаются автоколонны (25-30ед.техники) и разрабатываются планы приведения их в готовность [13:324].

Информация о проведении эвакуации доводится до населения с использованием всех видов связи и оповещения.

При авариях, катастрофах и стихийных бедствиях эвакуация населения может осуществляться без развертывания сборных эвакуационных пунктов. Задачи сборных эвакуационных пунктов в этих случаях возлагаются на эвакуационные группы, создаваемые на базе эвакокомиссий, за которыми закрепляются соответствующие административно-территориальные единицы (микрорайоны, улицы, дома, сельские населенные пункты). В состав эвакуационных групп рекомендуется включать представителей эвакокомиссий республик, краев, областей, городов, районов, служб ООП ГО, автотранспортных служб ГО, жилищно-эксплуатационных органов, сборных эвакопунктов и др.

Эвакуационные группы должны быть мобильными, оснащаться необходимыми средствами связи и автотранспортом. В задачи эвакуационных групп входит:

- встреча автоколонны в местах посадки населения;

- сбор и посадка эвакуируемого населения на транспорт;

- формирование эвакоколонн и сопровождение их к маршрутам эвакуации;

- контроль за полнотой эвакуации населения и информации об обстановке соответствующего руководства ГО. Подачу автотранспорта для эвакуации населения обеспечивает центральный диспетчерский пункт, который создается на базе диспетчерской службы авто предприятий совместно с ГИБДД и транспортными отделами администраций [14:1].

Для эвакуации детских учреждений предусматривается автотранспорт, который закрепляется за конкретным учреждением, назначением времени и места подачи транспорта. Целесообразно на маршрутах эвакуации создание промежуточных пунктов эвакуации с развертыванием на них пунктов регистрации, дозиметрического и химического контроля, специальной обработки, санитарно-обмывочных пунктов, станций по обеззараживанию одежды, подвижных пунктов питания и подвижных пунктов вещевого снабжения. Создаются также медицинские распределительные пункты за зонами возможного заражения.

Сложность эвакуационных мероприятий состоит в том, что затрагиваются аспекты производственного, общественного, социального порядка и их проведение зависит от тщательной проработки всех организационных вопросов.

Важнейшим фактором является своевременность принятия решения на вывод населения из опасных районов за границы зон возможного поражения (заражения). Промедление в этих случаях чревато тяжелыми последствиями [14:2].

Глава 2. Разработка плана эвакуации на примере высшего учебного заведения (ИГЛУ)

2.1 Заблаговременная подготовка постоянного и переменного состава

Обучение населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в зависимости от степени участия в выполнении задач гражданской обороны и РСЧС, а следовательно и требований к уровню их знаний, умений и навыков организуется и осуществляется по следующим группам:

1. Руководящий и командно-начальствующий состав

2. Личный состав НАСФ и спасательных служб

3. Работающее население не входящее в состав формирований

4. Учащиеся и студенты общего и профессионального образования

5. Неработающее население

Формы обучения в области гражданской обороны и защиты от ЧС (по группам обучаемых):

А) Руководители и другие работники органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций проводят подготовку к действиям в ЧС в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации и в иных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию) и непосредственно по месту работы. (ФЗ № 129-ФЗ от 28.10.2002 г.) [1:33].

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.