бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Учет и аудит расчетов по социальному страхованию

Учет и аудит расчетов по социальному страхованию

  • Содержание
  • Введение 2
  • 1. Расчеты по социальному страхованию и обеспечению как объект бухгалтерского учета и аудита 4
  • 1.1 Экономическая сущность расчетов по социальному страхованию и обеспечению 4
  • 1.2 Нормативная база учета расчетов по социальному страхованию и обеспечению 16
  • 1.3 Цель, задачи, информационная база аудита 20
  • 2. Планирование аудита расчетов по социальному страхованию и обеспечению 23
  • 2.1 Понимание деятельности аудируемого лица и среды, в которой она осуществляется 23
  • 2.2 Подготовка и содержание программы аудита расчетов по социальному страхованию и обеспечению 25
    • 3. Аудит расчетов по социальному страхованию и обеспечению. Аудиторские процедуры по существу и оформление результатов аудита 30
  • Заключение 33
  • Список литературы 35
  • Приложение 1. Журнал хозяйственных операций, связанных с удержаниями из сумм оплаты труда 37
  • Приложение 2. Схема документооборота по учету труда, его оплаты и расчетов с персоналом 38

Введение

Оплата труда - это система отношений, связанных с обеспечением работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.

В России существует государственная система социальной защиты населения, частью которой является обязательное социальное страхование.

Социальное страхование обеспечивается отчасти организациями и индивидуальными предпринимателями - работодателями, которые выступают в роли страхователей, уплачивая страховые взносы.

Одним из важнейших направлений деятельности бухгалтерии любого предприятия, как в России, так и за рубежом, является учет заработной платы работников предприятия и отчислений с нее. Учет расчетов по социальному страхованию - один из наиболее трудоемких и ответственных участков работы бухгалтера. Он по праву занимает одно из центральных мест во всей системе учета на предприятии.

Поэтому тема исследования деятельности предприятия по учету и аудиту расчетов по социальному страхованию является очень актуальной.

В работе использованы экономико-статистический, монографический, сравнительный методы исследования. Нормативно-правовой базой курсовой работы послужили: Федеральный закон «О бухгалтерском учете», Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, Трудовой Кодекс РФ и другие действующие нормативные акты.

Теоретической основой работы являются учебные материалы следующих авторов: Бакаева А.С., Кондракова Н.П., Палий В.Ф.; а также научные статьи и монографии.

Целью написания данной курсовой работы является изучение учета и аудита расчетов по социальному страхованию и обеспечению.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучение теоретических основ расчетов по социальному страхованию и обеспечению как объекта бухгалтерского учета и аудита;

2. Рассмотрение экономической сущности и нормативной базы расчетов по социальному страхованию и обеспечению;

3. Анализ цели, задач, информационной базы аудита;

4. Оценка планирования аудита расчетов по социальному страхованию и обеспечению;

5. Изучение аудиторских процедур по существу и оформления результатов аудита.

Объектом настоящей курсовой работы является социальное страхование работников, предметом - учет и аудит социального страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Самое принципиальное изменение на сегодняшний день, которое осуществляется с 2010 г., - это замена ЕСН страховыми взносами. Это нововведение затрагивает интересы всех предпринимателей независимо от применяемого налогового режима.

Поскольку новые законы полностью меняют саму систему начисления, уплаты, администрирования страховых взносов, вопросов по их практическому применению будет много.

1. Расчеты по социальному страхованию и обеспечению как объект бухгалтерского учета и аудита

1.1 Экономическая сущность расчетов по социальному страхованию и обеспечению

С 2010 г. ЕСН заменили страховые взносы. Законодатели приняли Закон о страховых взносах, глава 24 НК РФ признана утратившей силу и ЕСН исключен из перечня федеральных налогов, приведенного в ст. 13 НК РФ (п. 2 ст. 24 и п. 27 ст. 36 Федерального закона N 213-ФЗ).

Законодатели пошли на то, чтобы увеличить ставки страховых взносов за счет платежей в ПФР - 26% (для ЕСН - 20%), ФФОМС - 2,1% (для ЕСН - 1,1%) и ТФОМС - 3% (для ЕСН - 2%) (ст. 12 Закона о страховых взносах). Не изменилась только величина взносов в ФСС - 2,9%. Причем указанные ставки одинаковы для всех плательщиков страховых взносов без исключения. Правда, увеличенные размеры отчислений в фонды будут применяться только в 2011 г., на 2010 г. ставки останутся такими же, как до отмены ЕСН (см. п. 1 ст. 57 Закона о страховых взносах).

Самое важное изменение - это тарифы страховых взносов Артемьева Ю.Б. Новое о взносах // Консультант. - 2010. - N 1. - с. 2-4..

Таблица 1.Тарифы страховых взносов.

ПФР

ФСС

ФФОМС

ТФОМС

Итого

2010 г.

Общий режим

налогообложения

20%

2,9%

1,1%

2%

26%

УСНО и ЕНВД

14%

0%

0%

0%

14%

2011 г.

Общий режим,

УСНО,

ЕНВД

26%

2,9%

2,1%

3%

34%

Согласно п. 1 ст. 5 Закона о страховых взносах плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. К ним относятся Переход на страховые взносы / под общей редакцией Крутяковой Т.Л. - М.: АКДИ «Экономика и жизнь», 2009. - 225с.:

1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:

- организации;

- индивидуальные предприниматели;

- физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

2) лица, не производящие выплаты физическим лицам, - индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Закон о страховых взносах не вводит особого порядка регистрации страхователей. Контроль осуществляется каждым фондом на основании данных об их учете (регистрации) в территориальных органах соответствующего фонда (ст. 6 Закона о страховых взносах):

- в ПФР (ст. 11 Закона о пенсионном страховании), в том числе за исчислением и уплатой взносов по обязательному медицинскому страхованию, для чего территориальные органы этих двух фондов обязаны проводить сверку плательщиков;

- в ФСС (ст. 6 Федерального закона N 125-ФЗ).

В качестве объекта обложения страховыми взносами для организаций установлены выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведение, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения (п. 1 ст. 7 Закона о страховых взносах).

База для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица, которому производятся выплаты и иные вознаграждения, устанавливается в сумме, не превышающей 415 000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода.

С сумм превышения указанной величины страховые взносы не взимаются. Данная величина ежегодно индексируется Правительством РФ (п. п. 4, 5 ст. 8 Закона о страховых взносах).

Учитывая специфику взносов, а также необходимость построения сложного аналитического учета для достоверного отражения расчетов с внебюджетными фондами, целесообразно и удобно по-прежнему учитывать взносы на счете 69. Это соответствует методологическим принципам бухгалтерского учета. Солтык Т.Г. Замена ЕСН на страховые взносы - новое и хорошо забытое старое.// Налоговый учет для бухгалтера, 2010, N 1. - с. 10-11

К счету 69 необходимо открыть субсчета:

69-1 «Расчеты по социальному страхованию» - для учета расчетов по взносам в части, начисляемой в Фонд социального страхования РФ;

69-2 «Расчеты по пенсионному обеспечению» - для учета расчетов в части, направляемой в федеральный бюджет;

69-3 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию» - для учета расчетов в части, начисляемой в Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования.

В Фонд социального страхования РФ зачисляется как взнос, так и взнос на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Поэтому целесообразно открыть к субсчету 69-1 два субсчета второго порядка:

69-1-1 «Расчеты с ФСС РФ по взносам»;

69-1-2 «Расчеты с ФСС РФ по взносам на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Сумма взносов, зачисляемая в федеральный бюджет, уменьшается на сумму взносов на обязательное пенсионное страхование, которые также учитываются на счете 69. Поэтому к субсчету 69-2 следует открыть субсчета второго порядка:

69-2-1 «Расчеты по взносу, зачисляемому в федеральный бюджет»;

69-2-2 «Расчеты по пенсионному обеспечению в части страховых взносов на ОПС на финансирование страховой части трудовой пенсии»;

69-2-3 «Расчеты по пенсионному обеспечению в части страховых взносов на ОПС на финансирование накопительной части трудовой пенсии».

Субсчет 69-3 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию» подразделяется на следующие:

69-3-1 «Расчеты с Федеральным фондом ОМС»;

69-3-2 «Расчеты с территориальным фондом ОМС».

Единый социальный налог начисляется проводками:

Дебет 20 (26, 44, 08...) Кредит 70

- начислена заработная плата;

Дебет 20 (26, 44, 08...) Кредит 69-2-1 «Расчеты по взносу, зачисляемому в федеральный бюджет»

- начислен авансовый платеж по ЕСН в федеральный бюджет;

Дебет 20 (26, 44, 08...) Кредит 69-1-1 «Расчеты с ФСС РФ по взносам»

- начислен авансовый платеж по взносам в ФСС РФ;

Дебет 20 (26, 44, 08...) Кредит 69-3-1 «Расчеты с Федеральным фондом ОМС»

- начислен авансовый платеж по взносам в Федеральный фонд ОМС;

Дебет 20 (26, 44, 08...) Кредит 69-3-2 «Расчеты с территориальным фондом ОМС»

- начислен авансовый платеж по взносам в территориальный фонд ОМС.

Начисление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование к уплате в бюджет и одновременное уменьшение начисленной к уплате суммы взносов в части таких страховых взносов отражается записью по соответствующим субсчетам счета 69, например: Солтык Т.Г. Замена ЕСН на страховые взносы - новое и хорошо забытое старое.// Налоговый учет для бухгалтера, 2010, N 1. - с. 10-11

Дебет 69-2-1 «Расчеты по взносу, зачисляемому в федеральный бюджет» Кредит 69-2-2 «Расчеты по пенсионному обеспечению в части страховых взносов на ОПС на финансирование страховой части трудовой пенсии»

- уменьшена начисленная сумма взноса в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на финансирование страховой части трудовой пенсии;

Дебет 69-2-1 «Расчеты по взносу, зачисляемому в федеральный бюджет» Кредит 69-2-3 «Расчеты по пенсионному обеспечению в части страховых взносов на ОПС на финансирование накопительной части трудовой пенсии»

- уменьшена начисленная сумма взноса в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на финансирование накопительной части трудовой пенсии.

Перечислять авансовые платежи по взносам надо ежемесячно в срок не позднее 15-го числа следующего месяца. В бухгалтерском учете организации такие операции отражаются следующим образом:

Дебет 69-1-1, 69-2-1, 69-2-2, 69-3-1, 69-3-2 Кредит 51

- перечислено взносов в бюджет.

Проведем сравнительный анализ налоговых ставок ЕСН и новых страховых тарифов (табл. 2) Артемьева Ю.Б. Новое о взносах // Консультант. - 2010. - N 1. - с. 2-4..

Таблица 2.Сравнительный анализ ставок ЕСН и страховых тарифов

База на

каждое

физическое

лицо

нарастающим

итогом с

начала

года, руб.

Налоговая нагрузка по ЕСН

Налоговая нагрузка по страховым

взносам

Ставки ЕСН

(п. 1

ст. 241

НК РФ)

Ставки ЕСН,

переведенные

в проценты к

общей базе

(расчетно)

Сумма

налога

в руб.

Страховые

тарифы

(п. 2

ст. 12

Закона о

страховых

взносах)

Страховые

тарифы,

переведенные

в проценты к

общей базе

(расчетно)

Сумма

взносов

в руб.

1

2

3

4 = 1 x 3

5

6

7 = 1 x 6

До 280 000

26%

26%

0 -

72 800

34%

34%

0 -

95 200

280 001 -

415 000

72 800 руб.

+ 10% с

суммы,

превышающей

280 000 руб.

26% -

20,795%

72 800 -

86 300

34%

34%

95 200 -

141 100

415 001 -

600 000

72 800 руб.

+ 10% с

суммы,

превышающей

280 000 руб.

20,795% -

17,46(6)%

86 300 -

104 800

0%

34% -

23,51(6)%

141 100

600 000 -

2 415 000

104 800 руб.

+ 2% с

суммы,

превышающей

600 000 руб.

17,46(6)% -

5,843%

От

104 800

до

141 100

0%

23,51(6)% -

5,843%

141 100

Из таблицы видно, что, когда Закон о страховых взносах заработает в полую силу, налоговая нагрузка на налогоплательщиков увеличится. Только для физических лиц, у которых доход за год составит более 2415 тыс. руб., она будет снижена. Очевидно, что таких случаев будет не так уж много.

Расчет предельной величины доходов произведен следующим образом:

141 100 руб. = 104 800 руб. + (X - 600 000 руб.) x 2%,

где X - предельная величина дохода, при которой и ЕСН, и страховые взносы будут равны.

Понятно, что если облагаемый доход будет выше рассчитанных 2415 тыс. руб., то сумма ЕСН будет больше, так как с величины, превышающей 600 тыс. руб., налогоплательщики исчисляют взносы в размере 2%, а по страховым взносам начисление прекращается при достижении дохода в размере 415 тыс. руб.

Новшеством в Законе о страховых взносах является введение для индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов, занимающихся частной практикой, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, нового порядка формирования базы по страховым взносам (табл. 3).

Таблица 3. Страховые взносы

ЕСН

Страховые взносы

Норма

Порядок формирования

налоговой базы

Норма

Порядок формирования облагаемой

базы

Пункт 3

ст. 237

НК РФ

Сумма доходов,

полученных за

налоговый период как в

денежной, так и в

натуральной форме от

предпринимательской

либо иной

профессиональной

деятельности, за

вычетом расходов,

связанных с их

извлечением

Статьи 13,

14

Закона о

страховых

взносах

Стоимость страхового года,

определяемая как произведение

минимального размера оплаты

труда (МРОТ), установленного

федеральным законом на начало

финансового года, за который

уплачиваются страховые взносы,

и тарифа страховых взносов

(те же 34% в совокупности <1>),

увеличенное в 12 раз. При этом

если плательщик начинает

деятельность в течение года, то

Законом предусмотрено

пропорциональное уменьшение

стоимости страхового года.

Нет обязанности исчислять и

уплачивать страховые взносы по

обязательному социальному

страхованию на случай временной

нетрудоспособности и в связи с

материнством в ФСС РФ

Что касается перечня случаев, когда страховые взносы не начисляются, то он остался практически таким же, как и для ЕСН, за исключением некоторых положений. Так, например, компенсация за неиспользованный отпуск будет облагаться страховыми взносами. Напомним, что согласно пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ компенсации за неиспользованный отпуск не облагались ЕСН.

Как и ранее, не облагаются взносами в ФСС РФ любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера и авторским договорам. Пунктом 3 ст. 9 Закона о страховых взносах уточнено, что не облагаются договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

Не вошли в Закон о страховых взносах пресловутые положения п. 3 ст. 236 НК РФ, вокруг которых не умолкали налоговые споры. Напомним, что выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не облагались ЕСН, если:

у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не относились к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде;

у налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, или физических лиц такие выплаты не уменьшали налоговую базу по налогу на доходы физических лиц в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Законом о страховых взносах предусмотрен переходный период, в течение которого будут применяться пониженные страховые тарифы (табл. 4).

Таблица 4. Переходный период Переход на страховые взносы / под общей редакцией Крутяковой Т.Л. - М.: АКДИ «Экономика и жизнь», 2009. - 225с.

---------------------------------------T----------T-----T-----T-----T-----¬

¦ Категория плательщиков ¦ Период ¦ ПФР ¦ ФСС ¦ФФОМС¦ТФОМС¦

¦ ¦ ¦ ¦ РФ ¦ ¦ ¦

+--------------------------------------+----------+-----+-----+-----+-----+

¦Все плательщики страховых взносов, за ¦ 2010 г. ¦ 20% ¦ 2,9%¦ 1,1%¦ 2% ¦

¦исключением лиц, указанных в пп. 1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦п. 1 ст. 5 Закона о страховых взносах:¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+--------------------------------------+----------+-----+-----+-----+-----+

¦сельскохозяйственные ¦ 2010 г. ¦15,8%¦ 1,9%¦ 1,1%¦ 1,2%¦

¦товаропроизводители, отвечающие ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦критериям, указанным в ст. 346.2 НК ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦РФ, за исключением организаций и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

Страницы: 1, 2, 3


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.