бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Диплом: Ликвидность и платежеспособность

использования заемных средств обусловлено уве­личением спроса на банковские

кредиты и относительно медлен­ным ростом вкладов до востребования. Усиление

экономической активности и повышение темпов инфляции означали рост

потреб­ности хозяйствующих субъектов в кредите. Увеличение расходов побуждает

банки более полно использовать свои ресурсы.

На практике в той или иной степени используются все теории, но в разных

банках одной из них придается большее значение. В управлении состоянием

ликвидности можно выделить два крайних направления. Одно из них – политика

пристального контроля за резервами. Она сводится к тому, чтобы не допустить в

банке наличия средств, не приносящих доходов, т.е. фактически любого избытка

средств относительно потребностей в них. Другая проти­воположность – политика

постоянного поддержания резервов на уровне, достаточном для удовлетворения

требований по норме обязательных резервов и в пиковые периоды роста

депозитов. Поэтому при оценке ликвидности банка нельзя игнорировать размер

остатка наличных денег в кассе банка, объем оборотов по выдаче наличных денег

для удовлетворения требований клиенту­ры, оборачиваемость средств в кассе, а

также, отношение выдач денег из кассы к сумме дебетовых оборотов по счетам,

на которых отражаются обязательства банка. Крупные банки находят выгод­ным

строго контролировать наличные средства, и мелкие банки все больше осознают

тот эффект, который может внести умелое управление кассой в обеспечение общей

прибыльности операций.

Иное положение с ликвидностью банка складывается при вы­полнении обязательств

перед клиентами путем проведения раз­личных расчетных операций. В таких

случаях нет необходимости в образовании в кассе банка остатков наличных денег

для удов­летворения требований клиентуры. Однако различные безналич­ные

расчетные операции оказывают неодинаковое влияние на ликвидность банка. (20,

с. 309)

Часть безналичных расчетов совершается путем перечисления средств по счетам

клиентов. Если такие операции производятся между клиентами одного банка, то

они не сказываются на лик­видности, поскольку совокупный объем обязательств

банка не изменяется. При этом происходит лишь перемещение средств по счетам

клиентов. Поэтому поддержанию ликвидности может спо­собствовать формирование

состава клиентов банка с учетом воз­можности осуществления расчетных операций

между ними в рамках одного банка.

2.2. Развитие экономических принципов управления деятельностью банков.

Зарубежный опыт

Рассмотрим вначале механизм регулирования банковской дея­тельности в США.

Банковская система США функционирует в те­чение нескольких десятилетий и

практически уже сформировалась. Кроме того, опыт развития финансово-кредитных

институтов США изучается и анализируется во всем мире.

Прежде чем начать какую-либо деятельность на финансовом рынке, любое

финансовое учреждение должно быть зарегистриро­вано в обязательном порядке и

получить соответствующую лицен­зию. Кредитные организации США могут быть

зарегистрированы как юридические лица либо в правительстве штата (на штатном

уровне), либо в федеральном правительстве (на федеральном уров­не). Именно

существование как национального (федерального), так и регионального органов

(агентств), регистрирующих коммерческие банки в США, называется двойственной

банковской системой. В об­щем большой разницы нет, где был зарегистрирован

как юридиче­ское лицо коммерческий банк: в федеральном агентстве или

агент­стве штата. (86, с. 60)

В каждой стране действует система правовых актов, которые регламентируют

различные аспекты банковской деятельности, работу небанковских кредитно-

финансовых учреждений, фондовых бирж и т. д. Особенности ис­торического

развития и действие разного рода политико-эко­номических факторов обусловили

специфику национального ба­нковского и финансового законодательства, формы и

методы контроля за работой банков. (22, с. 48)

Примером страны, в которой до последнего времени не было специальных законов,

регламентирующих работу банков, а конт­роль над ними носил скрытый и

неформальный характер, служит Великобритания. Банки в этой стране

регулировались общим Законом об акционерных компаниях. Как писал известный

бан­ковский специалист Г. Шелдон, “банкиры в этой стране были в прошлом

свободны от законодательного регулирования и госу­дарственного вмешательства,

и банки могли развиваться на основе разумных, практических и конкурентных

принципов”.

Федеральная корпорация страхования депозитов (ФКСД) — го­сударственная

организация в США, осуществляющая страхование банковских депозитов, контроль

и регулирование деятельности бан­ков, которая страхует все виды депозитов в

банках за счет фонда страхования депозитов, образуемого путем ежегодного

отчисления­ми банками 1/12 процента от общей суммы на их счетах. ФКСД входит

в национальную систему государственного регулирования американских банков

наряду с ФРС и управлением валютного кон­троля министерства финансов. Она

контролирует деятельность бан­ков штатов, не являющихся членами ФРС США.

Банки, зарегистрированные в агентствах штатов, не могут ис­пользовать слово

“национальный” в своем наименовании и им не обязательно нужно быть членами

ФРС или ФКСД. Но в реальной жизни большинство банков стремится войти в состав

ФКСД, так как благодаря этому они завоевывают уверенность своих клиентов в

том, что их вклады и денежные средства будут возвращены при лю­бом стечении

обстоятельств. Да и большинство штатов в США тре­буют у коммерческого банка

для его регистрации как юридического лица соответствующего сертификата,

полученного от ФКСД (удо­стоверяющего членство в ФКСД). К концу 1996 г.

только 1/3 всех коммерческих банков США совершала свои операции на основе

лицензий, полученных в Федеральном агентстве. Однако это наи­более крупные

банки, и их активы насчитывают более половины всех активов коммерческих

банков страны. (86, с. 61)

Коммерческие банки по сравнению с другими финансовыми институтами США

являются самыми жестко регулируемыми фи­нансовыми учреждениями

государственными органами и очень сильно ограничены в развитии своей

филиальной сети законами разных штатов. Правительство каждого штата вправе

по-своему, своими нормативными актами, регулировать банковскую деятель­ность

на своей территории.

Большинство банков США, имеющих свою филиальную сеть, являются маленькими по

сравнению с банками мира развитых стран. За исключением некоторых “жизненно

важных банков”, коммерческие банки США не имели права открывать свои филиалы

с предоставлением всех видов финансовых услуг, как и у головного банка, более

чем в одном штате.

Благодаря отсутствию антимонопольного законодательства и жесткого контроля

над слияниями банков в стране была достигну­та высокая степень концентрации

банковского капитала. Образова­лись крупные банковские объединения с развитой

сетью отделений в стране и за рубежом. Большая четверка — “Ллойде”,

“Барклайс”, “Нэшнл Вестминстер” и “Мидлэнд” — сосредоточила у себя огромную

долю ресурсов, операций и филиалов. Вместе с другими крупными английскими и

шотландскими банками они концентри­руют у себя весь безналичный расчетный

оборот в стране.

В последние годы, однако, произошел поворот в сторону усиления формальных

аспектов регулирования банковской де­ятельности. По закону 1979 г. было

введено обязательное лицен­зирование коммерческих банков и учрежден

общенациональный фонд страхования депозитов. Банковский закон 1987 г.

определил правила выдачи крупных ссуд, порядок банковских слияний,

ау­диторские проверки и т.д. Тем не менее, контроль над банковс­кой

деятельностью в Великобритании и сегодня остается менее формальным и строгим,

чем в других странах. (22, с. 49)

Примером обратной ситуации могут служить США, где в те­чение многих лет

складывалась разветвленная бюрократическая система контроля и регулирования

банков как на федеральном уровне, гак и на уровне отдельных штатов.

Регулирование банков в этой стране преследовало две главные цели:

1.Обеспечение устойчивости и предотвращение крахов банков.

2.Ограничение концентрации капитала в руках немногих кредитных учреждений и

недопущение монопольного контроля над денежным рынком.

В настоящее время в США действует большое количество коммерческих банков. В

не­которых штатах банкам разрешено открывать свои филиалы только на

определенном территориальном участке, определенном удалении от своего

головного банка. Однако в 1994 г. Конгресс принял закон, по которому

коммерческим банкам разрешено открывать свои “полносервисные” филиалы более

чем в одном штате после июня 1997г.

Количество филиалов, обладающих правом предоставления всех видов финансовых

услуг головного банка, значительно увели­чилось в последнее время. Если в

1920 г. в США действовало менее чем 1500 филиалов коммерческих банков, то к

концу 1999 г. насчи­тывалось около 55000 таких филиалов. Все эти тенденции,

происхо­дящие в банковской сфере, отражают другие изменения в стране:

увеличение численности населения в провинциях страны; либе­рализацию законов,

касающихся разрешения открытия коммерче­ских банков; более жесткие и

ограничительные требования для соз­дания нового коммерческого банка по

сравнению с требованиями для открытия филиалов банка; совершенствование

банковских тех­нологий и коммуникационных систем; усиление банковской

конку­ренции в борьбе за клиентов путем более доступных и удобных от­делений

и филиалов, так как по закону США банкам запрещено вес­ти конкурентную

борьбу, изменяя процентные ставки ниже разре­шенного законом минимально

допустимого уровня. (86, с. 62)

Коммерческие банки США могут заниматься банковской дея­тельностью либо

независимо, либо в составе какой-либо холдинго­вой компании. Холдинговые

компании используются в банковской деятельности прежде всего для: 1)

увеличения гибкости и приспо­собляемости коммерческих банков (так как через

холдинговые ком­пании можно открывать филиалы банков более чем в одном штате,

в то время как это запрещено делать банкам, действующим не­зависимо); 2)

увеличения доступности к капиталу (особенно для небольших банков в штатах,

где можно открыть только один “полносервисный” филиал); 3) уменьшения риска

посредством диверси­фикации. К концу 1998 г. около 3/4 всех банков страны

при­надлежало различным 5500 холдинговым компаниям. Активы этих банков

составляли примерно 90% всех банковских активов страны. Начиная с 1933 г.,

деятельность банковских холдинговых компаний регулируется федеральным

правительством.

Для предотвращения кризисных ситуаций, чреватых цепной реакцией банковских

крахов, в США осуществляется два типа регулирования. Во-первых,

законодательно ограничиваются опе­рации, чреватые для банков повышенным

риском и снижением ликвидности (например, устанавливается предельная величина

кредита одному заемщику). Во-вторых, с целью предотвращения опасности

массового изъятия вкладчиками депозитов и возник­новения паники на денежном

рынке в 1934 г. была учреждена общенациональная система страхования

банковских депозитов.

Второй традиционный принцип американского банковского законодательства -

ограничение концентрации капитала и под­держание конкурентных взаимоотношений

и соперничества на денежном рынке путем установления территориальных

ограниче­ний на открытие банками отделений (как в пределах одного штата, так

и между штатами), контроля ФРС за созданием холдинговых компаний,

регулирования разными органами над­зора банковских слияний и т. д.

Эти особенности законодательства способствовали сохране­нию внешней

децентрализованности и раздробленности банковс­кой системы в США. В отличие

от стран Западной Европы, где повсеместно образовались крупные

общенациональные филиальные системы крупных банков, в США сохранилось

множество мелких бесфилиальных банков. Так, из 15,5 тыс. банкой в США (на

конец 1986 г.) 7 тыс. банков не имели отделений.

Для надзора за банками в США создана одна из самых разветвленных и сложных

иерархических систем контрольных органов. Это в значительной степени связано

с тем, что в стране исторически сложились две крупные группы банков: система

национальных банков, которая подчиняется федеральным властям (контролеру

денежного обращения – КДО – в г.Вашингтоне) и система банков штатов,

находящихся под юрисдик­цией отдельных штатов. (22, с. 50)

Кроме того, контроль за деятельностью банков осуществляют Федеральная

резервная система (ФРС), и Федеральная кор­порация по страхованию депозитов

(ФКСД). Последняя занима­ется страхованием вкладов клиентов; ее членами

является 98% всех банков. Контрольно-регулирующие функции этих учрежде­ний

нередко дублируют друг друга.

Около 65% всех филиалов и 85% всех их активов сосре­доточено в таких

финансовых центрах страны, как Нью-Йорк и Ка­лифорния. 11 из всех иностранных

банков, действующих в США, относятся к числу 100 крупнейших банков страны и

большинство из них принадлежат финансовым структурам Японии. Некоторые

уче­ные и финансовые аналитики нередко подчеркивают, что самым существенным

индикатором ослабления позиций коммерческих банков США по сравнению с банками

других развитых стран мира является уменьшение количества банков США среди

крупнейших банков мира.

Имеет ли существенное значение размер активов банка? Япон­ские банки по

размеру активов являются самыми крупными банками мира. Но если мы будем

рассматривать их деятельность с позиции прибыльности (рентабельности), то

можно будет сделать следующий вывод – не всегда прибыльность кредитной

организации зависит от размера ее активов. К 1991 г. 4 из 10 самых прибыльных

банков ми­ра среди 300 крупнейших коммерческих банков были кредитными

организациями США. В то же самое время самый прибыльный японский банк занимал

среди 300 банков лишь 109-е место. (86, с. 64)

Как уже было сказано выше, финансовый сектор США – самая жестко регулируемая

государством отрасль экономики. В стра­не принят ряд основных законов

банковской деятельности, соблю­дение которых жестко контролируется, и в

случае их нарушения – применяются самые решительные меры.

В западноевропейских странах система контроля над банками имеет более четкую

и централизованную структуру, чем в США. Так, в Германии правовую основу

регулирования составляет “Закон о банках Федеральной республики Германии” и

“Закон о Немецком федеральном банке” от 1957 г., а практическую работу по

контролю за операционной деятельностью банков ведет специальный орган –

Федеральное ведомство по контролю над банками. Основные принципы контроля

определены специальным декретом этого ведомства по согласованию с центральным

банком. Эти два учреждения тесно сотрудничают. Поскольку ведомство не имеет

собственных отделений, оно часто обращается к центральному банку для

получения консультаций и ознакомления с состоянием в различных районах

страны. Ведомство выдает разрешение на открытие новых банков, устанавливает

обязательные тре­бования для банковских учреждений, следит за выполнением

законов. Оно может запрашивать у банков любую информацию, проводить

внеочередные ревизии, вмешиваться в операционную деятельность банков и

отдавать приказы о немедленной при­остановке операций. Банки обязаны

информировать ведомство обо всех изменениях в их юридическом статусе,

представлять месячные и годовые балансы. (22, с. 52)

По согласованию с Немецким федеральным банком Феде­ральное ведомство по

контролю над банками устанавливает ряд обязательных нормативов. Согласно

действующим правилам:

— сумма рискованных активов коммерческого банка (куда включаются ссуды,

участия, фьючерсные контракты и опционы) не должна превышать сумму

акционерного капитала более чем в 18 раз;

— в конце каждого операционного дня непокрытая позиция в иностранной валюте

не должна превышать акционерный капи­тал банка более, чем на 30%;

— ежедневная открытая позиция по финансовым фьючерсам и опционам не должна

превышать сумму акционерного капитала более чем на 20%;

— сведения о крупных кредитах одному заемщику (на сумму, превышающую 15%

капитала банка) должны быть немедленно сообщены центральному банку, а общая

сумма крупных креди­тов не должна превышать капитал более чем в 8 раз.

В российском законодательстве термин “коммерческий банк” практически не

используется, а используется термин “кредитная организация”. При этом

кредитная организация определяется как юридическое лицо, которое для

извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании лицензии

Банка России име­ет право осуществлять банковские операции. А банк

определяется как кредитная организация, которая имеет исключительное право

осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во

вклады средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от

своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности,

открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Небанковская кредитная организация – кредитная организация, имеющая право

осуществлять отдельные банковские операции. (86, с. 67)

Российское законодательство к банковским операциям относит:

— привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до

востребования и на определенный срок);

— размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет;

— открытие и ведение банковских счетов физических и юри­дических лиц;

— осуществление расчетов по поручению физических и юри­дических лиц, в том

числе банков-корреспондентов, по их банков­ским счетам;

— инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и

кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

— купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

— привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

— выдача банковских гарантий.

Кредитная организация помимо перечисленных банковских операций имеет право

осуществлять следующие сделки:

— выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение

обязательств в денежной форме;

— приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательства в

денежной форме (факторинговые операции);

— доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору

с физическими и юридическими лицами (трастовые операции).

Во Франции надзор за банками сосредоточен у нескольких комитетов,

возглавляемых управляющим Банком Франции. Ко­митет по регулированию банков

устанавливает операционные стандарты для всех кре­дитных учреждений в

отношении достаточности капитала, кре­дитной политики, ликвидности,

платежеспособности, оператив­ной деятельности и отчетности.

Например, в зависимости от типа банка, его организационных форм, количества

отделений, величины баланса и т. д. минималь­ный размер акционерного капитала

колеблется в пределах 15-30 млн. франков. Далее, сумма кредитов и других

требований банка к одному клиенту не должна превышать 40% акционерного

капи­тала, а общая сумма индивидуальных рисков не может быть выше

восьмикратной величины капитала. Банки обязаны посто­янно поддерживать

коэффициент ликвидности, т. е. обеспечивать 100%-е покрытие всех активов и

пассивов сроком до 1 месяца. Кроме того, долгосрочные кредиты и капитальные

вложения банка должны быть покрыты акционерным капиталом и резер­вами не

менее чем на 60%. (22, с. 53)

В Швейцарии закон определяет требования к минимальному капиталу, нормативы

ликвидности, лимиты кредитования одного заемщика и т. д.

Так, согласно Банковскому ордонансу банк обязан поставить в известность

Банковскую комиссию, если отношение кредитов одному заемщику к сумме

собственного капитала банка превысят следующие нормы:

Федеральным и кантональным правительственным органам – 160%.

Банкам (кредиты сроком до 1 года) – 100%.

Банкам (свыше 1 года) – 50%.

Прочим заемщикам (под обеспечение) –40%.

Прочим заемщикам (без обеспечения) – 20%.

Для осуществления банковских операций и других сделок в иностранной валюте

кредитной организации необходимо иметь со­ответствующую лицензию Банка

Беларуси. Кредитной организации в России запрещается заниматься

производственной, торговой и стра­ховой деятельностью. Банк вправе

осуществлять выпуск, покупку, продажу, хранение и иные операции с ценными

бумагами, а также вправе осуществлять доверительное (трастовое) управление

указан­ными ценными бумагами по договору с физическими и юридиче­скими

лицами. Любая кредитная организация при осуществлении банковских операций

обязана предоставить по требованию физиче­ского или юридического лица

лицензию на осуществление банков­ских операций, информацию о своей финансовой

отчетности (бух­галтерский баланс и отчет о прибылях и убытках) и аудиторское

заключение за предыдущий год, а также ежемесячные бух­галтерские балансы за

текущий год.

Уставный капитал кредитной организации состоит из величины вкладов ее

участников и определяет минимальный размер имущест­ва, гарантирующего

интересы кредиторов. Для приобретения учре­дителем более 5% акций (долей)

кредитной организации требуется уведомление об этом Банка Беларуси более 20%

— предварительное согласие Банка Беларуси. (86, с. 68)

Учредителями кредитных организаций не могут быть государ­ственные органы,

общественные и религиозные организации, спе­циализированные фонды. Вкладом в

уставный капитал могут быть:

— денежные средства в рублях и иностранной валюте;

— материальные активы.

Таблица 1.

Условия контроля ликвидности в разных странах

СТРАНА

Установлен ли обязательный коэффициент

ПОРЯДОК КОНТРОЛЯ

ФРАНЦИЯ

Да

Коэффициент текущей ликвидности (активы и пассивы); должен стремиться к единице.

Коэффициент средне- и долгосрочной ликвидности: общая сумма кредитов ограничивается 3-кратным размером собственных ресурсов и некоторыми средне- и долгосрочными пассивами.

Для периода свыше 5 лет принято, что актив составляет не менее 60% пассива

ГЕРМАНИЯ

Да

Коэффициент долгосрочной ликвидности: общий размер активов на 4-летний срок и выше должен быть ограничен среднесрочными ресурсами.

Коэффициент краткосрочной ликвидности: общая сумма краткосрочных активов ограничена среднесрочными ресурсами.

ИТАЛИЯ

Нет

Контроль при помощи семи коэффициентов

ВЕЛИКО-БРИТАНИЯ

Нет

Контроль при помощи чистых позиций по срокам платежей и установление первичного коэффициента ликвидности

ИСПАНИЯ

Нет

Роль обязательного коэффициента играет коэффициент обязательных резервов в 18%

США

Нет

Контроль степени неустойчивости вкладов, чувствительнос­ти ликвидных активов к изменению ставок

ЯПОНИЯ

Нет

Рекомендованный коэффициент: текущие активы ограничены 30% вкладов

БЕЛЬГИЯ

Нет

Контроль коэффициента высоколиквидных активов по долговым обязательствам до востребования и коэффициента общей ликвидности

НИДЕРЛАНДЫ

Нет

Директива о ликвидности по долговым обязательствам, сгруппированной по срокам платежа

Значения: на 1.02.97 на 1.02.98 на 1.02.99

Н2 30% 50% 70%

Н3 20% - -

Н5 10% - -

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.