бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Банковская система РФ

банковской деятельности", другими федеральными законами и нормативными

актами Банка России. Конституцией Российской Федерации зафиксирован принцип

независимости Банка России (п.2. ст.75). Кроме того, Конституция Российской

Федерации (п."ж" ст.71) относит финансовое, валютное, кредитное

регулирование, денежную эмиссию к сфере исключительной компетенции

Российской Федерации. Соответственно, по вопросам банковской деятельности

не могут приниматься нормативные правовые акты субъектов Российской

Федерации. Согласно Конституции Российской Федерации исключительной

денежной единицей Российской Федерации является рубль. При этом денежная

эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской

Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не

допускается (п.1 ст.75). Федеральный закон "О Центральном банке Российской

Федерации (Банке России)" установил правовой статус Банка России, принципы

его организации, основные задачи и функции, принципы взаимоотношения с

органами государственной власти, систему органов управления Банка России и

их компетенцию, порядок отчетности Банка России, принципы организации

наличного денежного обращения, принципы осуществления и основные

инструменты денежно-кредитной политики, перечень операций Банка России,

основные принципы и способы банковского регулирования и надзора, принципы

организации безналичных расчетов, порядок вступления в силу нормативных

актов Банка России, статус, права и обязанности служащих Банка России и др.

Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" установил понятие

кредитных организаций, банков и небанковских кредитных организаций, а также

банковской системы Российской Федерации; перечень банковских операций,

требующих лицензии, а также банковских операций, не требующих получения

лицензии, особенности деятельности кредитных организации на рынке ценных

бумаг; принципы взаимоотношений кредитных организаций с клиентами и

государством; порядок создания кредитной организации, ее регистрации и

лицензирования ее деятельности (в том числе порядок и особенности создания,

регистрации и лицензирования деятельности кредитных организаций с

иностранными инвестициями); основания для отзыва лицензии на осуществление

банковских операций; порядок открытия филиалов и представительств кредитной

организации; принципы обеспечения стабильности деятельности кредитных

организаций; банковскую тайну; случаи наложения арестов и обращения

взыскания на денежные средства и иные ценности, находящиеся в кредитной

организации; антимонопольные правила; некоторые особенности осуществления

банковских операций; принципы организации сберегательного дела; организация

отчетности кредитной организации. В настоящее время принят Федеральный

закон "О внесении изменений и дополнений в федеральные законы "О

Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и "О банках и

банковской деятельности". Он направлен на уточнение процедур осуществления

Банком России надзорных функций, а также на совершенствование механизмов

работы с кредитными организациями после отзыва у них лицензии на

осуществление банковских операций. Закон уточняет механизм перечисления

средств обязательных резервов кредитной организации, депонированных в Банке

России, после отзыва лицензии для погашения задолженности кредитной

организации перед кредиторами. Кроме того, вводится институт

уполномоченного представителя Банка России, который может быть назначен в

любую кредитную организацию после отзыва у нее лицензии и до формирования

органов, которые осуществляют ликвидацию кредитной организации с целью

контроля за соблюдением руководителями банка требований законодательства,

прав кредиторов и для обеспечения сохранности имущества банка. Банки,

согласно правовым актам - это кредитные организации. При этом

законодательство называет два вида кредитных организаций: банки и

небанковские кредитные организации. Кредитные организации любого вида могут

создаваться только как хозяйственные общества, то есть ни государственные

предприятия, ни производственные кооперативы, ни хозяйственные товарищества

не могут быть кредитными организациями. Эти организации могут быть созданы

в следующих формах: общество с ограниченной ответственностью, закрытое

акционерное общество, открытое акционерное общество. Отметим, что такая

форма коммерческой организации, как закрытое акционерное общество, известно

лишь российскому праву. Вместе с тем Федеральный закон об акционерных

обществах применяется к банкам и иным кредитным организациям лишь в части,

не противоречащей специальным актам банковского законодательства, например,

Федеральному закону о банках и банковской деятельности. Закон определяет

банк как такую кредитную организацию, которая имеет исключительное право

осуществлять в совокупности следующие банковские операции:

. привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц;

. размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет на

условиях возвратности, платности и срочности;

. открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Таким образом, банком может быть признана такая организация, которая с

точки зрения ее правовой природы одновременно соответствует двум критериям:

во-первых, она осуществляет все основные банковские операции в

совокупности; во-вторых обладает исключительным правом их проведения.

Банковская система России включает в себя Банк России, российские банки и

небанковские кредитные организации, а также филиалы и представительства

иностранных банков. Под иностранным банком понимается банк, признанный

таковым по законодательству зарубежного государства, на территории которого

он зарегистрирован. Таким образом, если речь идет об иностранном участии в

российской банковской системе, то такое участие законодательство

предусмотрело лишь для филиалов и представительств иностранных банков,

однако небанковские организации не могут включить свои филиалы и

представительства в российскую банковскую систему. Российское право

допускает создание союзов и ассоциаций кредитных организаций, которые

подлежат государственной регистрации как некоммерческие организации и не

имеют права заниматься предпринимательской деятельностью. Для совместного

осуществления операций банки и другие кредитные организации могут создавать

группы кредитных организаций, которые действуют на основе договора между

ними, а сама группа при этом юридическим лицом не является. В банковской

сфере предусмотрено также существование холдингов, которые могут быть

основаны либо на преобладающем участии основной организации в уставном

капитале других кредитных организаций, либо на договоре между ними.

По международным меркам банки занимают в экономике России довольно

скромное место: отношение их суммарных активов к ВВП на начало 1998 года

составляло менее 30%, тогда как в таких странах, как Бразилия, Мексика, США

это соотношение составляет более 50% ; еще выше оно во Франции, Японии,

Германии – 150-200%.[11] В 1993 году данный показатель, характеризующий

роль российских банков, был значительно выше – 80%, существенное снижение

этого показателя произошло после 1995 года, когда банковская система

испытала первый серьезный кризис, и особенно в условиях проведения жесткой

политики финансовой стабилизации. Снижение инфляции путем ограничения

эмиссии и связывания денежной массы с помощью государственных ценных бумаг,

бартеризация хозяйственных связей в экономике и ускоренный рост денежных

суррогатов в обращении, конечно же, не способствуют эффективной

деятельности кредитных организаций. Можно предполагать, что при продолжении

антиинфляционной политики государства перечисленными выше методами поле

деятельности коммерческих банков будет сокращаться и далее. Все это

предвещает еще более острую конкурентную борьбу за денежные ресурсы. В

современных условиях у коммерческих банков имеются следующие возможности

для расширения ресурсной базы: привлечение на обслуживание новых

корпоративных клиентов и, соответственно, увеличение остатков на расчетных

и текущих счетах; привлечение сбережений населения; получение средне- и

долгосрочных кредитов от зарубежных кредитных организаций и финансовых

компаний; увеличение собственного капитала как путем капитализации прибыли,

так и привлечения стратегических инвесторов и, соответственно, роста

уставного капитала. Основу банковской системы составляют кредитные

организации с капиталом более 1 млн. ЭКЮ (65,5%). Их активы превышают 98,5%

совокупной величины активов российских банков. По мнению западных

специалистов, отечественная банковская система остается сильно

недокапитализированной. Общий объем собственных средств составляет всего 16

млрд. долл. США. Средняя величина активов российского банка исчисляется

несколькими десятками миллионов долларов. Для сравнения в Японии средняя

величина активов составляет 44 млрд. долл., в Великобритании – 4 млрд.

долл, в Венгрии 1 млрд.долл. Безусловно, у Центробанка имеются собственные

соображения о необходимости повышения качества банковского капитала. Однако

главными кураторами, следящими за капитальной базой российских банков,

стали Всемирный банк и МВФ. В 1996-97 г.г. их представители неоднократно

заявляли, что новые кредиты могут быть получены правительством только при

проведении целенаправленного реформирования банковской системы. Результаты

не заставили себя ждать. Уже в 1997 году Банк России начал предъявлять

повышенные требования к банковскому капиталу. Эти требования можно

классифицировать на две группы: методики расчета банковского капитала и

собственно размеры капитала. В отношении методик расчета банковского

капитала никаких изобретений не ожидается – Центробанк объявил о скором

переходе к правилам, разработанным Базельским комитетом при Банке

Международных расчетов (BIS). По этим правилам нереализованные доходы от

переоценки активов классифицируются как капитал второго порядка, или

дополнительный капитал, в который входят резервы для покрытия убытков по

кредитам и субординированный долг. По части достаточности капитала

стандарты BIS предписывают: занимающиеся международными операциями банки

должны иметь капитал, эквивалентный по меньшей мере 8% взвешенных по риску

активов. При этом капитал второго порядка не может превышать половины

регулирующего капитала; остальная часть должна приходится на капитал

первого порядка, или первичный капитал, включающий прежде всего

нераспределенную прибыль и фонды акционеров. С 2000 года Центробанк

предъявит к банкам повышенные требования по коэффициенту достаточности

капитала. В течение 1998-99 годов требования по минимальному значению

коэффициентов капитала будут постепенно увеличиваться. С 1 января 1999 года

кредитные учреждения с капиталом менее 1 млн. ЭКЮ перестанут иметь статус

банка. На начало года в России 732 банка (43,1% от действующих) имели

собственные средства ниже 1 млн. ЭКЮ. При этом из них 419 банков относились

к категории “проблемных”. Из числа банков, считающихся стабильными, 179

имели капитал не более 0,5 млн.ЭКЮ. В центробанке считают, что перед

“карликовыми” банками стоит выбор одного из вариантов дальнейшего

существования (кроме разумеется полной ликвидации):

. присоединение к более крупной структуре (поглощение);

. объединение с другой кредитной организацией, в том числе с теми, кто не

имеет достаточного капитала (слияние);

. перерегистрация в небанковское кредитное учреждение.

Как в действительности будет проходить процесс слияния банков в ближайшее

время? По мнению Центробанка, основная часть поглощений должна прийтись на

крупнейшие российские банки. Они могут быть заинтересованы в приобретении

региональных банков для расширения своих филиальных сетей.

Наблюдая процесс создания филиальных сетей крупнейших банков, можно

определить довольно четкие правила, которых придерживаются банки,

открывающие филиалы. Для примера рассмотрим организацию филиальных сетей

двух крупнейших российских банков из первой десятки – СБС-АГРО и МЕНАТЕП.

Оба банка развиваются совершенно разными путями. Один из них представляет

собой центр финансово-промышленной группы, другой изначально создавался как

розничный банк для самой разнообразной клиентуры. СБС-АГРО сейчас занят

перевариванием филиальной сети Агропромбанка. Процесс реорганизации

филиалов еще далеко не завершен. По свидетельству директора центра

управления филиалами СБС-АГРО г. Фоминой, основная работа в настоящее время

ведется по обновлению систем информационных технологий, переподготовке и

обучению персонала, организации единой расчетной сети между филиалами

банка. На создание единой расчетной сети уходит немалая часть внимания

центра управления филиалами. В связи с тем, что СБС-АГРО стремится

составить конкуренцию Сбербанку РФ в регионах, банк должен обеспечить

полный комплекс услуг для юридических лиц. Сейчас в него входят открытие и

ведение счетов, расчетно-кассовые обслуживание, инкассация, перевод

заработной платы и целый ряд услуг по управлению временно свободными

денежными средствами предприятий. По всей видимости, с учетом всех

выдвигаемых критериев СБС-АГРО будет расширять филиальную сеть

преимущественно в тех регионах, где уже сложилась банковская клиентура, а

следовательно, и банковская конкуренция. Но, судя по всему, СБС-АГРО готов

к предстоящей конкурентной борьбе. Согласно планам банка, в каждом городе с

миллионным населением должен быть открыт филиал, а в более мелких городках,

если это будет целесообразно, - отделение. Причем создание подразделений

будет проходить путем организации филиалов “на пустом месте” без поглощения

региональных банков. Расширение филиальной сети за счет местных банков

становится более трудоемкой работой с учетом отсутствия нормативной базы,

наличия недостоверной информации о состоянии региональных финансовых

структур (в таком случае невозможно “недружественное” поглощение) и

проведение изнурительных переговоров с руководством региональных банков.

В 1997 году МЕНАТЕП вошел в лидирующую группу коммерческих банков

России по развитию филиальной сети в регионах страны. За год она

увеличилась вдвое и сегодня насчитывает 40 филиалов. В регионах МЕНАТЕП

предпочитает создавать свои филиалы “с нуля”. Это дешевле с учетом того,

что практически невозможно найти региональный банк, который не был бы

обременен грузом безнадежных долгов. Через создающуюся филиальную сеть

МЕНАТЕП ориентируется на своих крупнейших клиентов: группы Роспром и ЮКСИ.

В задачи филиалов должно войти полное обслуживание участников групп. Кроме

работы с корпоративными клиентами, МЕНАТЕП через филиалы сотрудничает с

местными администрациями: (выпуск субфедеральных ценных бумаг и

кредитование (региональные администрации стали на сегодняшний день основным

заемщиком МЕНАТЕПА). Итак, МЕНАТЕП в основном предпочитает ориентироваться

на корпоративную клиентуру из числа “дружественных” предприятий. А то, что

на Западе называют “retail banking”, то есть банковские операции с широкой

клиентурой, включая население и мелкие предприятия, стало для банка

отдаленной перспективой. Отсюда вывод – реализация политики слияний-

поглощений будет осуществляться не через поглощение мелких региональных

банков, а через реорганизацию уже имеющейся филиальной сети. Сейчас в

группе МЕНАТЕП ведется работа по двум проектам: присоединение Донского

коммерческого банка и Юганскнефтебанка.

Как видим, оба банка СБС-Агро и МЕНАТЕП не планируют принять участие в

операциях на открытом рынке слияний – поглощений. Такая позиция стала

типичной для крупнейших банков, на которых надеется ЦБ. Крупные банки

просто не интересует присоединение мелких банков в силу целого ряда

объективных причин: высокая себестоимость поглощения, отсутствие

нормативной базы, низкий уровень экономической выгоды от присоединения и

т.д. Правда есть банки, которые все-таки предпринимают попытки расширить

свои филиальные сети за счет мелких банков. Из общего ряда крупнейших

банков выделяется Автобанк. До 1999 года он планирует довести число своих

филиалов до 40, в том числе за счет присоединения действующих региональных

банков. Так, например, на собрании акционеров Автобанка (апрель 1998 года)

было принято решение о поглощении Брянского народного банка и АМОбанка. В

ближайшем будущем будут открыты филиалы в Белгороде, Волгограде, Новгороде,

Краснодаре, Красноярске.

Российская банковская система еще не готова к реальной интеграции.

Отношение банковского сообщества к повышенным требованиям ЦБ отразилось в

позиции Ассоциации российских банков (далее АРБ): еще рано вводить

директивные ограничения на банковский капитал. Для увеличения капитала

может быть использовано несколько источников. Главный из них – прибыль,

рост которой возможен лишь при нормально функционирующей экономике. А

поскольку банковский сектор находится, мягко говоря, не в лучшем состоянии,

то и требовать увеличения банковского капитала еще преждевременно. По

мнению АРБ, Центробанк фактически примеривает стандарты стран с высоко

развитой рыночной экономикой к отечественным банкам, которые только встают

на ноги.

Российские банки стали полноправными участниками мирового рынка

синдицированных кредитов, причем перелом в этом вопросе произошел еще три

года назад. Именно тогда российские кредитные учреждения стали получать

несвязанные кредиты от иностранных инвесторов безо всяких государственных

гарантий. Вначале в число избранных попадали лишь отдельные крупнейшие

отечественные банки, и размер ссуд не превышал нескольких десятков

миллионов долларов США. Однако в настоящее время счет пошел на сотни

миллионов, а в число получателей кредитов вошли не только крупнейшие

московские, но и многие средние периферийные банки. Последовательный выход

наших банков на рынок еврооблигаций также говорит о качественно новом

уровне их международных операций. Кредиты западных банковских синдикатов

стали привычным делом для российских банков. На международном финансовом

рынке мы, как правило, берем больше, чем даем. Аппетит у нас в этом смысле

очень хороший: большая часть средств под среднесрочные проекты заимствуются

именно на западном рынке. Многие банки продолжают вести переговоры о новых

таких кредитах, несмотря на ухудшение финансового престижа России.

Моральные и материальные затраты на такое привлечение средств для

российских банков обычно невелики и менее существенны по сравнению с

размещением собственных еврооблигаций. А учитывая что ставка российских

банков по кредитованию промышленности в настоящее время редко бывает ниже

20% годовых в валюте, то кредиты под 9-12% годовых приносят неплохую

прибыль. Вообще по затратам кредит дешевле облигаций за счет менее высоких

комиссионных организатору (0,5 - 1,5%). Отсутствие необходимости

регистрации проспекта эмиссии, получения кредитного рейтинга и проведения

рекламной кампании. Общие же издержки заемщика в процентном отношении к

сумме займа даже больше: в среднем кредит составляет 50 млн. долл., а евро-

облигационный заем - минимум 100 млн. долларов. Но самое главное в

синдицированном кредите - это возможность более тесного доверительного

общения с западными коллегами. Поэтому российские банкиры гордятся

заключенными соглашениями и резонно считают их проявлением высшей степени

доверия со стороны мирового банковского сообщества.

История синдицированных кредитов для России насчитывает всего 3 года.

До конца 1995 года заключались лишь соглашения по финансированию торговли.

Первыми кредиторами российских банков были Международный и Европейский

банки реконструкции и развития. Правда особенностью этих кредитов была их

целевая направленность. Сами же кредиторы разрабатывали, на которые

расходовались средства. К началу 1998 года доля России в общемировом объеме

привлеченных синдицированных кредитов невелика (см. табл. 3).

С получением Россией в конце 1996 года достаточно высокого кредитного

рейтинга активизировался процесс выхода российских заемщиков на мировой

рынок синдицированных кредитов. Если до этого события их было получено

всего три на сумму 61 млн. долл. (3 банка), то в последующий период - 33

кредита на общую сумму 1,7 млрд. долл. (18 банков). При этом заметно

возросли средние объемы кредита и сроки, и снизилась маржа. По общему

объему и количеству сделок лидерами являются Российский кредит, Инкомбанк

Таблица 3

Объемы привлеченного капитала в странах ОЭСР в 1997г., млрд. долл.

|Страна |Объем выпущенных |Объем привлеченных |

| |еврооблигаций |синд. кредитов |

|США |130.2 |170.5 |

|Германия |100.1 |10.3 |

|Великобритания |45 |21.3 |

|Япония |35 |20.9 |

|Франция |27.6 |17.9 |

|Другие (26 стран) |211.4 |190.3 |

|Россия |5.2 |1.7 |

и Мосбизнесбанк (см. рис. 1)

[pic]

Рис.1. Объемы привлеченных синдицированных кредитов, млн. долл.

Привлекаемые кредиты используются в основном для краткосрочного и

среднесрочного кредитования особо ценных клиентов банка (чаще всего,

экспортно-импортных и торговых фирм), для спекулятивных операций на

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.