бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Регулирование и надзор деятельности банков второго уровня

p align="left">Банки обязаны размещать собственные и привлеченные средства во внутренние активы в течение отчетного месяца так, чтобы отношение среднемесячной величины внутренних активов к сумме среднемесячной величины уставного капитала, среднемесячной величины субординированного долга, среднемесячной величины бессрочных финансовых инструментов, среднемесячной величины выпущенных банками долговых ценных бумаг и среднемесячной величины внутренних обязательств было не менее 1. Указанное постановление вводится в действие с 1 июля 2008 года.

- № 20 от 26 февраля 2008 года «О внесении дополнений и изменений в постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 30 сентября 2005 года № 358 «Об утверждении Инструкции о нормативных значениях и методике расчетов пруденциальных нормативов для банков второго уровня » В целях стимулирования повышения собственного капитала банков при привлечении внешних заимствований, избежания возобновления нового «витка » внешних привлечений и сокращения зависимости от внешнего фондирования с 1 июля 2009 года ужесточаются меры, направленные на дополнительную капитализацию банков при увеличении внешних обязательств. Банки будут обязаны придерживаться четких параметров в отношении коэффициентов капитализации банков к обязательствам перед нерезидентами независимо от абсолютных размеров собственного капитала (как это имеет место в текущем периоде).

Так, максимальное значение коэффициента:

- к8, рассчитываемого как отношение обязательств перед нерезидентами (без учета долговых ценных бумаг, выпущенных банком или дочерней организацией специального назначения банка (SPV) к размеру собственного капитала банка устанавливается на уровне 2;

- к9, рассчитываемого как отношение суммы обязательств перед нерезидентами и обязательств по выпущенным долговым ценным бумагам к размеру собственного капитала устанавливается на уровне 4.

Кроме того, в целях сбалансированности рисков в отношении к капиталу снижается предельное значение совокупной суммы рисков банка на одного заемщика, размер каждого из которых превышает 10 процентов от собственного капитала, с 8 до 5.

В целях снижения рисков ликвидности с 1 июля 2008 года вводятся новые коэффициенты ликвидности банков второго уровня (без учета обязательств до востребования), направленные на регулирование срочной и срочной валютной ликвидности до 7, 30 и 90 дней. В частности, предусматривается, что, исходя из соотношения среднемесячных размеров активов к среднемесячным размерам обязательств по вышеуказанным срокам включительно, допустимый уровень срочной ликвидности и срочной валютной ликвидности до семи дней должен быть не ниже 1, до 30 дней - не ниже 0,9, до 90 дней - не ниже 0,8.

По состоянию на 1 апреля 2008 года в процессе принудительной ликвидации по решению суда находятся 9 банков. Завершен процесс ликвидации ОАО «Ишимбанк » в соответствии с определением суда от 22.01.2008 г. и приказом №333 от 19.03.2008 г. об исключении из реестра юридических лиц.

Продолжается ликвидационный процесс АО «Валют -Транзит Банк ». Ликвидационной комиссией полностью завершены расчеты с кредиторами банка первой и второй очереди. В настоящее время ликвидационная комиссия осуществляет расчеты с кредитором третьей очереди - АО «Казахстанский фонд гарантирования депозитов ». Сумма выплаченной ликвидационной комиссией задолженности от суммы требований данного кредитора в реестре требований кредиторов по итогам первого квартала 2008 года составляет 10,58%.

В 1 квартале 2008 года Агентством были применены ограниченные меры воздействия и санкции в отношении 5 банков - 3 письменных предупреждения и 5 письменных предписаний, а также 8 административных взысканий в общем размере 310 МРП.

В целях снижения рисков, связанных с кредитованием oпeраций с недвижимостью, Правлением Агентства было принято постановление № 120 от 27 мая 2006 года, предусматривающее (взвешивание ипотечных жилищных займов по степени риска в зависимости от отношения суммы предоставленного ипотечного жилищного займа к стоимости залога. Так, повышены требования к достаточности собственного капитала в отношении займов, связанных с недвижимостью. В Приложении Б приведены данные по ограниченным мерам воздействия примененные Агентством к банкам второго уровня за апрель 2008 года (по состоянию на 01.05.2008г.).

Также Агентством принят ряд дополнительных мер, направленных на минимизацию рисков, связанных с внешними заимствованиями банковского сектора, путем дополнительной капитализации банков. Введение двух новых коэффициентов с 1 апреля 2007 года позволило сократить фактический рост обязательств перед нерезидентами до начала финансовых потрясений, что отразилось на снижении коэффициента к8 с 3,65 по состоянию на 01.04.2007 года до 3,23 - на 01.01.2008 года. Также снизились в объеме обязательства перед нерезидентами со сроком погашения до 1 года.

В октябре 2007 года Агентством были приняты поправки Инструкцию о нормативных значениях и методике расчетов пруденциальных нормативов для банков второго уровня, nor» прочего, предусматривающие взвешивание активов, размещённых в странах с льготным налогообложением, по степени г. до 200% с введением в действие с 1 апреля 2008 года.

За последние три года рядом зарубежных банков было приобретено несколько отечественных банков второго уровня. На данный момент присутствие иностранных банков в стране незначительно, однако то, что интерес зарубежных инвесторов к банковскому сектору страны постепенно растет, свидетельствует о доверии иностранных инвесторов к отечественной финансовой системе и указывает на ее значительный потенциал для развития.

В результате вышеприведенных мер, предпринятых АФН в части регулирования банков второго уровня, наблюдается снижение роста кредитования, что оказывает «охлаждающий» эффект на «перегрев» данного сегмента. Например, рост потребительского кредитования за 2006 год составил 2,6 раз, в I то время как за 2007 год объем выданных потребительских кредитов вырос в 1,6 раза.

В целях укрепления и оздоровления финансового положения, а также улучшения качества работы банков, АФН проводится комплекс административных, юридических, финансовых, организационно-технических и других мероприятий в отношении банков, что и представляет собой консервацию.

Режим консервации банка вводится в случае систематического (в течении 3 последовательных месяцев) невыполнения коэффициента достаточности собственного капитала либо на основании статьи 48 Закона Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» и осуществляется за счет средств самого банка.

Таким образом, регулирование и вектор развития финансового рынка Казахстана направлены на достижение цели, поставленной Главой государства, - в ближайшие 10 лет вывести Казахстан в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. С этим также тесно связаны вопросы стратегического характера, такие как вхождение Казахстана в ВТО, углубление отношений в рамках интеграционных объединений, таких как ЕврАзЭС, ЕЭП, СНГ, ШОС, совершенствование параметров функционирования отечественного финансового рынка с учетом международной практики.

3. Совершенствование банковского надзора в Республике Казахстан

Стабильность функционирования банковской системы во многом зависит от эффективности работы регулирующих органов. Совершенствование банковского надзора в Казахстане должно соответствовать мировым нормам и принципам (хотя бы потому, что многое в экономических реформах, в том числе в банковской сфере, делается по примеру государств с развитой рыночной экономикой). В этих странах его становление было непростым, накоплен значительный опыт, который мы можем использовать. Эффективные принципы банковского надзора получили закрепление в документах Базельского комитета по банковскому надзору. Однако эффективность надзора обеспечивает именно целостная система надзорных мероприятий.

Быстрые темпы развития финансового рынка в последние годы, появление новых продуктов, развитие финансовых групп, как показатели степени интегрированности финансового рынка, принесли не только новые возможности развития бизнеса, но и возросшие риски. В настоящее время наблюдается тенденция ускоренного роста объемов кредитования. Соответственно возрастают кредитные риски банков.

В целях управления процессом роста внешнего заимствования банков АФН сократило лимиты валютной позиции для банков и внесло изменения в пруденциальные нормативы, предусматривающие расчет достаточности собственного капитала. В частности, введены более высокие требования в отношении организаций-нерезидентов, что предусматривает расчет кредитного риска банка в зависимости от кредитного рейтинга нерезидента. Для сокращения внешних заимствований пересмотрена методика расчета минимальных резервных требований.

В последние годы в Казахстане наблюдаются достижение относительной макроэкономической стабильности, рост благосостояния населения, привлекательный инвестиционный климат в стране, активное развитие банковского сектора. Высокий внутренний спрос и относительно низкая стоимость заемных ресурсов на международных рынках капитала стимулировали привлечение банками значительных объемов иностранного капитала.

Приток капитала из за рубежа по более низкой стоимости способствовал увеличению ресурсной базы банков второго уровня и, как следствие, активизации банковской деятельности.

Наряду с этим имеются и негативные последствия роста внешних заимствований, которые связаны с повышением степени подверженности банковского сектора валютному риску, негативное влияние которого может быть вызвано переоценкой валютных обязательств банков, а также рискам рефинансирования, процентному риску и риску ликвидности.

В этой связи, Правлением Агентства в 2006 году принято постановление №120 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правления Агентства от 30 сентября 2005 года № 358 «Об утверждении Инструкции о нормативных значениях и методике расчетов пруденциальных нормативов для банков второго уровня», предусматривающий ряд пруденциальных мер, направленных на снижение краткосрочных обязательств перед нерезидентами и повышение валютной ликвидности банковского сектора, в частности, установлены лимиты валютной ликвидности в зависимости от сроков, максимальный лимит краткосрочных обязательств перед нерезидентами, а также снижены лимиты валютной позиции.

Введение максимального лимита краткосрочных обязательств было вызвано обеспокоенностью надзорного органа высокой волатильностью краткосрочных обязательств и рисками, сопутствующими практике привлечения банками внешних займов с коротким сроком погашения для последующего финансирования долгосрочных проектов, что может негативно отразиться на ликвидности банковского сектора.

На данный момент динамика показателей свидетельствует о снижении относительных показателей краткосрочных обязательств банков перед нерезидентами, что положительно отражается на ликвидности банковского сектора и, в свою очередь, на стабильности банковского сектора в целом. В частности в период с 1 апреля по 1 января 2007 года доля краткосрочных обязательств в совокупных обязательствах снизилась с 22,3 % до 11,8%.

Кроме этого, с 1 сентября 2006 года снижены лимиты валютной нетто-позиции с 30% величины собственного капитала банка до 25%. Замедление темпов прироста обязательств в иностранной валюте, обусловило снижение открытых валютных позиций. Показатель отношения валютной нетто-позиции к собственному капиталу по состоянию на 1 января 2007 года составил 1,48% против 4,6% - на 1 апреля 2006 года. Низкий показатель отношения валютной нетто-позиции к собственному капиталу говорит о достаточном «запасе прочности» банковской системы по отношению к валютному риску.

Регулирование ликвидности активов и обязательств банков в иностранной валюте стимулирует эффективное управление банками собственными рисками потери ликвидности. В этой связи с 1 октября 2006 года, были введены обязательные для соблюдения банками лимиты валютной ликвидности в зависимости от сроков. На данный момент, в целом, сводные коэффициенты характеризуют достаточный уровень валютной ликвидности, за исключением показателя текущей валютной ликвидности в евро, что обусловлено недостатком у банков высоколиквидных активов в данной валюте.

Введенные Агентством требования в отношении обязательств банковского сектора перед нерезидентами установлены с учетом международной практики и рекомендаций миссии МВФ, посетившей Казахстан в целях проведения ежегодных консультаций.

Несмотря на предпринятые Агентством меры, на данный момент объемы обязательств банков второго уровня перед нерезидентами продолжают расти достаточно высокими темпами, что в итоге может способствовать нарастанию рисков банковского сектора.

Учитывая имеющиеся тенденции на финансовом рынке Казахстана, Агентством совместно с Национальным Банком РК и ОЮЛ «Ассоциация финансистов Казахстана» рассматривается вопрос о принятии дополнительных мер в отношении банков, позволяющих минимизировать риски, связанные с внешними заимствованиями банковского сектора.

Одним из аналитических инструментов, призванных обеспечить оценку потенциальных потерь финансовых организаций в случае возможных спадов в экономике и иных негативных экономических тенденций можно назвать стресс-тестирование. Оно получило широкое международное распространение, поэтому агентство ведет разработку методики проведения стресс тестирования банков, которое анализирует количественные и качественные параметры. Задача стресс тестирования состоит в выявлении предельных значений, когда банки могут оказаться в критической ситуации, количества банков, находящихся в зоне риска, и их соотношение ко всему банковскому сектору. Цель стресс тестирования заключается в определении наиболее рискованных ситуаций, выделении банков наиболее часто попадающих в них, а также рассмотрение проблем во временном отрезке, определение текущей ситуации на финансовом рынке.

В сентябре 2007 года АФН и Национальным Банком РК было проведено стресс-тестирование банков второго уровня. Стресс тест определил положительную тенденцию с начала 2007 года, принимая во внимание, что количество банков нарушающих нормативы достаточности при девальвации 20% с 6 банков (к1 - 3 и к2 - 3) на 01.01.07г. уменьшилось до 3 (к1 - 1 и к2 - 2) по состоянию на 01.09.07г. Выяснилось, что при 50% девальвации коэффициент к1 будет нарушен 3 банками, а к2 - 4 банками. Выявлено максимально возможное (пороговое) значение - девальвации 5,5%, при котором все банки второго уровня будут выполнять коэффициенты достаточности капитала к1 и к2 [35].

Проведенный стресс тест показывает, что банки второго уровня в достаточной степени хеджируют валютный риск, который является одним из наиболее встречающихся рисков в банковском секторе. Вместе с тем, нельзя обойти вниманием тот факт, что часть средств, привлеченных банками в иностранной валюте, выдавалась банками в виде кредитов в национальной валюте, и пока курс доллара имеет тенденции к обесцениванию, такая политика отечественных банков позволяет им получать высокие доходы.

По результатам стресс тестирования отмечена тенденция увеличения зависимости банков второго уровня от изменения ставок по привлекаемым внешним ресурсам, так как при увеличении ставок на 175 базисных пункта выявлено нарушение норматива к2 по 1 банку, а по состоянию на 01.01.07г. нарушений по нормативам достаточности капитала не наблюдалось. Следует отметить, что увеличение ставок вознаграждения по внешним обязательствам на 700 базисных пунктов приведет к нарушению коэффициента к1 у 2 банков, и к2 у 6 банков. Пороговое значение составляет примерно 35 базисных пункта.

Данный стресс тест показывает, что банкам второго уровня необходимо вести работу по изменению структуры фондирования в пользу внутреннего, уменьшая зависимость от внешнего фондирования, а также осуществления мер по увеличению акционерного капитала.

При снижении цен на 20% нарушение нормативов достаточности будет отмечено по к1 - по 1 банку, по к2 - по 3 банкам. При снижении цен на 50%, нарушение коэффициентов достаточности капитала будет наблюдаться по к1 - по 3 банкам, к2 по 6 банкам. Вместе с тем, явно видна тенденция ухудшения ситуации по сравнению с началом текущего года, где при снижении цен на 20% наблюдается нарушение к1 по 1 банку, а по к2 нарушений нет.

Стресс тест показывает зависимость показателей банковского сектора от цен на недвижимость, поскольку значительная часть займов, выдана банками под залог недвижимости, а также на покупку или строительство жилья. Кроме того, в расчете на то, что цены на недвижимость будут и дальше расти, либо останутся на прежнем высоком уровне, банки зачастую выдавали кредиты ненадежным заемщикам под залог недвижимости. В связи со снижением цен на недвижимость возможен невозврат денег и банки вынуждены будут пересмотреть политику кредитования, ставки и условия.

В случае ухудшения качества ссудного портфеля, сформированного по состоянию на 01 сентября 2007 года путем ухудшения качества ссудного портфеля банка на 10% от суммы кредитов каждой категории нарушение нормативов достаточности будет отмечено по к2 - по 1 банку (при этом достаточно ухудшить качество кредитов на 6% от суммы кредитов каждой категории, чтобы банком не выполнялся норматив достаточности капитала - к2).

При ухудшении качества ссудного портфеля банка на 20% от суммы кредитов каждой категории, нарушение коэффициентов достаточности капитала будет наблюдаться по к2 - по 2 банкам, при ухудшении на 50% от суммы кредитов каждой категории - k1 по 1 банку и k2 - по 5 банкам, при ухудшении качества ссудного портфеля банка на 100% от суммы кредитов каждой категории - k1 по 3 банкам и а k2 - по 6 банкам.

Данный стресс тест показывает, что банки второго уровня адекватно производят классификацию кредитов и формирование провизий по ним. Проведенный стресс тест свидетельствует о том, что качество кредитного портфеля не вызывает на настоящий момент серьезных опасений, но при возникновении дестабилизирующих обстоятельств, например в случае снижения цен на недвижимость есть высокая вероятность ухудшения портфеля, особенно принимая во внимание, что большая часть ипотечных займов, выдана в размере от 75% и выше от стоимости залога, что соответственно приведёт к ухудшению нормативов достаточности капитала.

Исходя из поставленных целей и задач, в стресс тестировании последовательно изучено влияние дестабилизирующих факторов на банковскую систему страны, выявлены предельные (пороговые значения) и т.д.

В целом, по проведенным стресс тестам по состоянию на 01 сентября 2007 г. прослеживается усиление подверженности рискам банков второго уровня по сравнению с 01 января 2007 года, несмотря на рост основных показателей.

Несмотря на предпринятые Агентством меры в части ограничения рисков, связанных с увеличением обязательств банковского сектора перед нерезидентами, объемы обязательств банков второго уровня перед нерезидентами продолжают расти достаточно высокими темпами, что в конечном итоге способствует нарастанию рисков банковского сектора.

В рамках повышения эффективности регулирования и надзора на консолидированной основе Агентством планируется принятие следующих мер:

- совершенствование пруденциальных нормативов для банковских конгломератов;

- продолжение реализации мер, направленных на обеспечение прозрачности структуры собственников акционерных обществ, их аффилиированных лиц и, в первую очередь, банков.

- ускорение работы по заключению меморандумов о сотрудничестве и обмене информацией со всеми регуляторными органами стран финансовые организации которых имеют дочерние финансовые организации в Казахстане (в частности, США, Нидерланды), и, соответственно, со странами, в которых имеют дочерние организации и филиалы финансовые организации Казахстана, а также разработать стратегию взаимодействия с надзорными органами родительских банков, имеющих дочерние банки в Казахстане (в частности, США, Нидерланды, Великобритания), в том числе наладить отношения с надзорными органами зарубежных стран в области технического сотрудничества.

- разработка и внедрение принципов трансграничного надзора за деятельностью банковских конгломератов.

В 2008 году будет продолжена работа по оптимизации практики и процедур Агентства, с учетом международной практики, стандартов Европейского союза по регулированию и надзору финансовых организаций на консолидированной основе, по совершенствованию механизмов дистанционного надзора, а также по внедрению международных стандартов надзора Базельского комитета по банковскому надзору.

В связи с этим, на основе изучения международной практики, а также с учетом рекомендаций международных финансовых организаций, в целях управления процессом роста внешнего заимствования банков и снижения валютных рисков, 27 мая 2006 года Правлением Агентства принято постановление №120 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 30 сентября 2005 года № 358 «Об утверждении Инструкции о нормативных значениях и методике расчетов пруденциальных нормативов для банков второго уровня».

Указанная инструкция предусматривает установление лимитов валютной ликвидности, в частности текущей валютной ликвидности в размере не менее 0,9, краткосрочной валютной ликвидности размере не менее 0,8 и среднесрочной валютной ликвидности в размере не менее 0,6, а также максимального лимита краткосрочных обязательств перед нерезидентами в размере 1.

Постановление также предусматривает уменьшение лимитов открытой валютной позиции (длинной и короткой) по иностранным валютам стран, имеющих суверенный рейтинг не ниже «А» агентства Standard&Poor's или рейтинг аналогичного уровня одного из других рейтинговых агентств, и валюте «Евро» с 15% величины собственного капитала банка до 12,5% и валютной нетто-позиции с 30% величины собственного капитала банка до 25%.

Указанные лимиты были установлены на основе изучения практики пруденциального регулирования ряда стран Восточной Европы.

Кроме того, Агентством принято постановление от 27 октября 2006 года №234 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 30 сентября 2005 года №359 «Об утверждении Инструкции о требованиях к наличию систем управления рисками и внутреннего контроля в банках второго уровня и внесении изменения в постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 26 марта 2005 года № 116 «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Республики Казахстан по вопросам регулирования и надзора финансового рынка и финансовых организаций»».

Постановление разработано на основе международной практики по банковскому надзору, рекомендованной Базельским комитетом по банковскому надзору, и предусматривает требования к созданию в банках службы, в исключительную компетенцию которой входит осуществление внутреннего контроля за соответствием деятельности банка требованиям законодательства, в том числе нормативных правовых актов уполномоченного органа, а также внутренних правил и процедур банка.

Кроме того, проект предусматривает форму Отчета по выполнению критериев требований Инструкции к наличию системы управления рисками и внутреннего контроля, представляемого банками на ежегодной основе.

Необходимо также отметить о принятии Агентством постановления Правления от 27 октября 2006 года №229 «Об утверждении Инструкции о требованиях к договору на оказание аудиторской организацией сопутствующих услуг отдельным организациям», которое разработано в целях реализации положения законодательства Республики Казахстан, предусматривающего соответствие договора на оказание аудиторской организацией сопутствующих услуг банкам, банковским холдингам и организациям, в которых банк и (или) банковский холдинг являются крупными участниками, страховым (перестраховочным) организациям, накопительным пенсионным фондам требованиям, установленным уполномоченным органом. Данное постановление разработано с учетом международных стандартов аудита.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.