бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Регулирование и надзор деятельности банков второго уровня

p align="left">Принципами государственного регулирования и надзора банков второго уровня являются:

1) эффективное использование ресурсов и инструментов регулирования;

2) прозрачность деятельности финансовых организаций и финансового надзора;

3) стимулирование управления финансовых организаций, основанного на оценке рисков;

4) комплексность мер по обеспечению защиты интересов потребителей финансовых услуг путем поддержки развития новых финансовых инструментов и услуг, а также внедрения современных технологий на финансовом рынке;

5) ответственность органов финансовой организации.

Задачами государственного регулирования и надзора банков второго уровня являются:

1) установление стандартов деятельности финансовых организаций, создание стимулов для улучшения корпоративного управления финансовых организаций;

2) мониторинг финансового рынка и финансовых организаций в целях сохранения устойчивости финансовой системы;

3) сосредоточение ресурсов надзора на областях финансового рынка, наиболее подверженных рискам, с целью поддержания финансовой стабильности;

4) стимулирование внедрения современных технологий, обеспечение полноты и доступности информации для потребителей о деятельности финансовых организаций и оказываемых ими финансовых услугах.

Решение большинства проблем банковского надзора видится в усилении системного подхода, преодолении обособленности отдельных подразделений надзорного блока, дальнейшем совершенствовании их деятельности. Коротко охарактеризуем возможные направления совершенствования банковского надзора на системной основе, имея в виду основные документы Базельского комитета.

Организации, которые не подпадают под определенные критерии, не имеют права заниматься банковским бизнесом. При рассмотрении заявок на выдачу лицензий органы банковского надзора внимательно анализируют минимальные размеры уставного капитала и структуру собственности банка; состав и персоналии директоров и высших менеджеров; оперативный финансовый план; организацию внутреннего управления; план развития банка на ближайшую перспективу.

Системный подход к банковскому надзору означает, в первую очередь, подход к деятельности коммерческих банков как к разветвленной целостной системе, состоящей из отдельных базовых элементов (банков), связанных между собой сложными многоуровневыми отношениями. В этой общей системе формируются подсистемы по разным признакам: · размерам капитала и активов (крупные, средние, мелкие);· организационно-правовой форме (акционерные, паевые); · преимущественным сферам деятельности (коммерческие, ипотечные, экспортно-импортные и пр.);· принадлежности капитала (национальные, иностранные) и др. В свою очередь каждый отдельно взятый коммерческий банк (базовый элемент общей системы) также является сложной системой, подчиняющейся определенным закономерностям развития на отдельных фазах жизненного цикла. В силу этого системный подход к банковскому надзору предусматривает:· надзор за банковской системой в целом с учетом ее основных подсистем;· надзор за отдельно взятыми коммерческими банками. Каждая из этих разновидностей надзора имеет свои приоритеты, цели и задачи, а также инструментарий и механизм воздействия со стороны государственных органов.

Главная цель надзора за банковской деятельностью - сохранение общей стабильности денежно-кредитных рынков, предотвращение системных кризисов путем постоянного наблюдения за всем банковским сообществом и принятия своевременных корректирующих мер. Особое место в этом отводится механизму ранней диагностики.

К превентивным мерам общего характера, используемым органами надзора в Казахстане в целях обеспечения стабильности работы действующих кредитных организаций, относится и контроль за расширением их деятельности путем создания обособленных подразделений и расширения круга выполняемых операций, за реорганизацией кредитных организаций, изменениями в составе участников и исполнительных органов кредитных организаций и их филиалов. Действующие банки, ходатайствующие о расширении своей деятельности, должны располагать минимальным капиталом на соответствующий период размере. Их финансовое положение должно быть устойчивым, т. е. они должны выполнять обязательные резервные требования, соблюдать все экономические нормативы и другие требования АФН, не иметь убытков и задолженности перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами, выполнять технические и квалификационные требования [4, с.12].

Они также должны иметь соответствующую предполагаемому направлению деятельности структуру, включающую службу внутреннего контроля (внутренний аудит). Кредитная организация обязана информировать надзорные органы об изменениях в составе ее участников с предоставлением сведений об участниках, доля которых в уставном капитале банка превышает 5%. А также сообщать надзорному органу обо всех изменениях в персональном составе руководителей исполнительных органов и о замене главного бухгалтера. Если кандидаты на данные должности не отвечают требованиям, предъявляемым законодательством к данным категориям банковских работников, то АФН не дает согласия на подобные назначения.

Регулирование деятельности банков осуществляется как в отношении отдельного банка, так и на консолидированной основе, т.е. в отношении банковской группы.

В целях осуществления регулирования и надзора за банковской деятельностью Агентство:

1) определяет порядок выдачи и отказа в выдаче разрешения на приобретение физическими и юридическими лицами статуса крупного участника банка и банковского холдинга, на создание и приобретение банками дочерней организации, выдает либо отказывает в выдаче указанных разрешений;

2) устанавливает минимальные размеры собственного капитала баггков;

3) устанавливает требования по формированию резервного капитала банков;

4) утверждает пруденциальные нормативы и иные обязательные к соблюдению нормы и лимиты для банковских групп;

5) устанавливает порядок обязательного коллективного гарантирования (страхования) вкладов (депозитов);

6) устанавливает порядок классификации активов и условных обязательств и создания против них провизии. Порядок отнесения активов и условных обязательств к категории сомнительных и безнадежных определяется по согласованию с государственным органом, обеспечивающим налоговый контроль за исполнением налоговых обязательств перед государством;

7) ведет реестр банков и аудиторских организаций, имеющих лицензию на проведение аудита банков;

8) определяет порядок применения и принимает решение о применении к аффилированным лицам банка принудительных мер, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан;

9) принимает в случаях, установленных банковским законодательством Республики Казахстан, решение о консервации банка и назначает временную администрацию (временного управляющего банком);

10) принимает в случаях, установленных банковским законодательством Республики Казахстан, решение об отзыве лицензии на проведение всех или отдельных операций, предусмотренных банковским законодательством Республики Казахстан, и назначает временную администрацию (временного администратора);

11) осуществляет иные функции в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.

Признаками существования финансовых трудностей у банков считаются:· нарушения законодательства и нормативных актов, в первую очередь несоблюдение экономических нормативов и резервных требований;· наличие неоплаченных документов клиентов и претензий к корреспондентскому счету;· резкие колебания ежедневных остатков средств на корреспондентских счетах банков, особенно если минимальные остатки составляют критическую, близкую к нулю, величину;· выявление в ходе проверок банка фактов нарушений правил бухгалтерского учета, представления недостоверной отчетности, проведения рискованной кредитной и процентной политики;· неудовлетворительные оценки результатов работы банка по системе ранней диагностики;· убыточная деятельность, в том числе не обеспеченное собственными средствами банка развитие внутренней инфраструктуры;· выплата дивидендов при неудовлетворительном финансовом положении банка (в том числе до итогов отчетного года); резкие изменения в составе участников и руководителей банка; отсутствие ежегодной аудиторской проверки деятельности банка;· информация отрицательного характера о банке и его деятельности, поступающая из министерств и ведомств, от граждан, средств массовой информации, жалобы клиентов на его работу. Разработаные рекомендации по определению степени проблемности банков, позволяют достаточно точно оценивать их состояние. Все кредитные организации в зависимости от характера выявленных у них проблем и причин их возникновения подразделяются на финансово стабильные банки; банки, имеющие первые признаки проблемности; банки, испытывающие временные трудности; банки с первыми признаками банкротства; критические (финансово нестабильные) банки.

Таким образом, необходимость банковского регулирования и надзора обосновывается необходимостью поддержания и укрепления доверия банковской системе, предотвращения нарушений банковских законов и нормативных правовых актов, возможностью понять глубину и установить причину проблем в том или ином банке.

1.2 Правовые основы государственного регулирования банков второго уровня

Государственное регулирование и надзор банковской деятельности основывается на Конституции Республики Казахстан. Контроль и надзор за деятельностью банков второго уровня РК осуществляется Агентством Республики Казахстан по peгулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций на основании Закона Республики Казахстан от 4 июля 2003 г. №474-11 «О государственном регулировании и надзоре финансового рынка и финансовых организаций» [7]. Кроме того, организация банковского надзора в Республике Казахстан основывается на национальной законодательной базе и рекомендациях международных банковских комитетов.

Составной частью политики Республики Казахстан в сфере регулирования и надзора национального финансового рынка являются приоритеты создания новой системы государственного регулирования деятельности финансовых институтов, предусматривающей, с учётом положительной международной практики по этому вопросу, объединение всех надзорных и регуляторных функций в рамках одного специализированного органа.

В Казахстане в целях внедрения надзора за деятельностью банков на консолидированной основе еще в 2001 г. были приняты, инициированные Национальным Банком Республики Казахстан, изменения и дополнения в Закон «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» [6], устанавливающие основные принципы осуществления такого надзора. Кроме того, Национальным Банком были разработаны ряд нормативных правовых актов по вопросам консолидированного надзора, в частности:

1) «Правила участия банка второго уровня в уставном капитале других юридических лиц, а также выдачи разрешения на создание или приобретение банком второго уровня дочерней организации» от 14 ноября 2001 г. №427;

2) «Правила предоставления отчетности и сведений крупными участниками банков и банковскими холдингами» от 25 июня 2001 г. №256;

3) Правила о порядке дачи согласия Национального банка Республики Казахстан на приобретение статуса крупного участника банка второго уровня или банковского холдинга от 25 июня 2001г. №255;

4) Правила составления консолидированной финансовой отчетности банками второго уровня Республики Казахстан от 11 февраля 2000 г. №25;

5) Правила о пруденциальных нормативах для банковских групп от 25 июля 2003г. №250;

6) Закон Республики Казахстан «О государственном регулировании и надзоре финансового рынка и финансовых организаций» от 12 июля 2003 г.

Главным мотивом преобразований было стремление приблизить банки к интересам хозяйства и активизировать их деятельность.

Характерная особенность нового этапа реформы заключается в создании четко организованных рыночных структур, обеспечивающих условия для развития конкуренции в банковском секторе. Государственное регулирование позволяет определить наиболее важные, приоритетные отрасли экономики, целенаправленно и рационально использовать имеющиеся ресурсы.

В 2003 году Национальный Банк Республики занимал ключевую позицию в регулировании финансового рынка страны. Такая концентрация регуляторных и надзорных функций в центральном банке страны была промежуточным шагом к созданию самостоятельного государственного органа надзора, путем его выделения из Национального Банка Республики Казахстан.

До 2004 г. Нацбанк был единственной организацией регулирующей деятельность банковского сектора Казахстана. Важным фактором развития банковского сектора страны стало начало деятельности с 1 января 2004 года Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН РК), которому были переданы соответствующие функции и полномочия от Национального Банка.

В соответствии с Законом «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» банк - юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, которое правомочно осуществлять банковскую деятельность. Официальный статус банка определяется государственной регистрацией юридического лица в качестве банка в органах Министерства юстиции Республики Казахстан (далее - органы Министерства юстиции) и наличием лицензии Национального банка Республики Казахстан (далее - Национальный банк) на проведение банковских операций [6].

В январе - марте 2008 года по вопросам регулирования деятельности банков второго уровня и банковских конгломератов Правлением Агентства было принято 9 постановлений:

- «О внесении изменения в постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 30 марта 2007 года №76 «О внесении дополнений и изменений в некоторые нормативные правовые акты по вопросам представления документов в Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций»;

- «Об утверждении Правил выдачи, отказа в выдаче и отзыва согласия на приобретение статуса крупного участника банка, банковского холдинга, крупного участника страховой (перестраховочной) организации, крупного участника открытого накопительного пенсионного»;

- «О внесении дополнений и изменений в постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 2 июня 2000 года № 262 «Об утверждении Инструкции по размещению части средств банков во внутренние активы»;

- «О внесении изменений и дополнений в постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 9 января 2006 года №6 «Об утверждении Правил назначения и деятельности временной администрации (временного администратора) банка, страховой (перестраховочной) организации и накопительного пенсионного фонда»;

- «О внесении дополнений в некоторые нормативные правовые акты Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций ».

- «О внесении изменений и дополнений в постановление Правления Агентства Республики Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 25 декабря 2006 года № 300 «Об утверждении Правил представления отчетности банками второго уровня Республики Казахстан и внесении изменения в постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 27 августа 2005 года № 310 «О внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты Республики Казахстан по вопросам регулирования и надзора финансового рынка и финансовых организаций»;

- «О внесении изменений и дополнений в постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 30 апреля 2007 года № 128 «Об установлении рейтинговых агентств и минимального рейтинга для облигаций, с которыми банки могут осуществлять сделки»;

- «О внесении изменений и дополнений в постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 30 сентября 2005 года № 358 «Об утверждении Инструкции о нормативных значениях и методике расчетов пруденциальных нормативов для банков второго уровня»;

- «О внесении изменений и дополнений в постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 17 июня 2006 года № 136 «Об утверждении Правил представления отчетности о выполнении пруденциальных нормативов банками второго уровня».

В ответственность Агентства входит определение и снижение в определенной мере основных рисков с которыми сталкиваются банки второго уровня при кредитовании клиентов.

В соответствии с Правилами классификации активов, условных обязательств и создания провизии (резервов) против них (далее - Правила классификации), утвержденными постановлением Правления Агентства от 25.12.06 г. № 296, введенными в действие с 1 апреля 2007 года, предусмотрено понятие «портфель однородных кредитов» и порядок их формирования, мониторинга, создания провизии (резервов) против них.

Правила классификации устанавливают особенности классификации однородных кредитов, основные требования к однородным кредитам и к внутренним политикам банка.

В этой связи, внутренняя политика банка играет важную роль в портфельном подходе оценки рисков, которая в деталях должна раскрывать признаки однородности, включая порядок, методы, сроки их группировки, а также мониторинг, методику, процедуры классификации (реклассификации) и формирования (расформирования) провизии (резервов) против таких кредитов.

В целях диверсификации ссудного портфеля внутренняя политика банка может содержать требования к объему портфеля однородных кредитов, отдельных видов кредитов, включаемых в портфель.

Следует отметить, что прежде чем создавать портфель однородных кредитов, банку необходимо утвердить внутреннюю политику, провести мероприятия по созданию портфеля однородных кредитов. Уполномоченный орган банка принимает решение о создании портфеля однородных кредитов и утверждает внутренние правила по данному виду портфеля однородных кредитов, содержание которых соответствует пункту 34 Правил классификации. Кредиты группируются в портфель однородных кредитов в соответствии с внутренней политикой в пределах 0,02 процентов от величины собственного капитала банка, рассчитанного в соответствии с требованиями уполномоченного органа по методике расчета пруденциальных нормативов для банков.

В соответствии с пунктом 41 Правил классификации, предусмотрен ежеквартальный анализ портфеля, соответственно датой оценки риска является каждое первое число квартала, следующего за отчетным. Таким образом, в течение отчетного квартала в портфель однородных кредитов включаются займы, размер которых не превышает 0,02 процентов от величины собственного капитала банка, рассчитанного на начало квартала.

Необходимо обратить внимание, что при расчете размера кредитов, включаемых в портфель однородных кредитов, за основу берется совокупный размер задолженности на одного заемщика.

Кредиты включаются в портфель однородных кредитов с даты их выдачи в сумме, установленной в договоре банковского займа, и не допускается включение кредитов по остатку долга. Также согласно пункту 39 Правил классификации, не предусматривается вывод отдельных займов из портфеля в связи с ухудшением их качества.

Портфель однородных кредитов может формироваться отдельно по физическим и юридическим лицам, с разбивкой внутри по соответствующим признакам однородности.

В соответствии с пунктом 21 Правил классификации критерии, используемые банками при анализе кредитоспособности заемщиков (должников), в том числе при оценке финансового состояния заемщика и стоимости предмета залога, а также процедуры принятия и исполнения решений по созданию провизии (резервов), регламентируются Правилами классификации, а также внутренними документами банка, определяющими кредитную, инвестиционную и учетную политику и, в том числе, содержащими требования относительно порядка начисления и приостановления начисления вознаграждения по активам.

Кроме того, при рассмотрении данного вопроса банкам необходимо руководствоваться положениями МСФО.

Регулирование прав депозиторов в Республике Казахстан основывается на Законе РК «Об обязательном гарантировании депозитов, размещенных в банках второго уровня Республики Казахстан» от 12 января 2007 года № 222-III. Данный Закон направлен на защиту прав депозиторов - физических лиц и определяет правовые основы функционирования системы обязательного гарантирования депозитов, размещенных в банках второго уровня Республики Казахстан, порядок создания и деятельности организации, осуществляющей обязательное гарантирование депозитов, участия банков второго уровня в системе обязательного гарантирования депозитов, а также иные вопросы взаимоотношений участников системы.

Целью системы обязательного гарантирования депозитов является обеспечение стабильности финансовой системы, в том числе поддержание доверия к банковской системе путем выплаты гарантийного возмещения депозиторам в случае принудительной ликвидации банка-участника.

Основными принципами системы обязательного гарантирования депозитов являются:

1) обязательность участия банков, осуществляющих прием депозитов, открытие и ведение банковских счетов физических лиц, в системе обязательного гарантирования депозитов;

2) обеспечение прозрачности системы обязательного гарантирования депозитов;

3) снижение рисков, связанных с функционированием системы обязательного гарантирования депозитов;

4) накопительный характер формирования специального резерва, предназначенного для выплаты гарантийного возмещения.

Депозиторы в основном самостоятельно несут все риски, связанные с вложением денег в банк, за исключением только гарантируемой АО «Казахстанский фонд гарантирования депозитов» (далее - Фонд) суммы остатка по депозиту без начисленного вознаграждения не более максимальной суммы гарантируемого возмещения - 700 000 тыс. тенге.

Согласно Закону Республики Казахстан «Об обязательном гарантировании депозитов, размещенных в банках второго уровня Республики Казахстан» с января 2007 года не предусмотрено право Фонда устанавливать максимальный размера ставок вознаграждения по вкладам (депозитам) физических лиц, что в целом соответствует современной международной практике.

Банки получили возможность привлекать депозиты по самостоятельно устанавливаемым ставкам вознаграждения, без соблюдения ограничения их предельного максимального размера, ранее определяемого Фондом. Таким образом, в настоящее время полностью отсутствуют квази-регулирующие меры, обеспечивавшие приемлемый «потолок» ставок для привлечения депозитов физических лиц.

В условиях жесткой конкуренции некоторые банки проводят агрессивную политику, в том числе путем установления ставок вознаграждения по депозитам и кредитам выше среднерыночных, кредитования без требования подтверждения платежеспособности заемщика, предложения различных призов и других необычных бонусов клиентам.

Подобная политика банка должна вызывать как минимум осторожность и внимательное изучение его показателей на предмет наличия скрытых проблем с ликвидностью и возможной неплатежеспособности банков.

В частности, повышенный доход по вкладам устанавливается банком - к примеру, для привлечения средств под высокодоходные инвестиционные проекты, продвижения новых продуктов, увеличения доли в розничном секторе или освоения новых региональных рынков. Однако, высокие ставки по депозитам могут служить признаком рисковой политики банка.

Так, рост массы накоплений влечет увеличение ссудного портфеля банка. Стремясь завоевать нишу либо увеличить свою долю на новых, быстроразвивающихся рынках, таких как потребительское кредитование, ипотека, овердрафт по кредитным карточкам, кредитование субъектов малого предпринимательства и т.д., банки зачастую кредитуют компании и физических лиц, не имеющих кредитной истории, без подтверждения их доходов и наличия залогового обеспечения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.