бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Гибель Титаника

приводивших во вращение два трехлопостных боковых винта, каждый весом 38

тонн, и паровой турбины низкого давления, вращавшей четырехлопастной

средний винт весом 22 тонны.

Зарегистрированная мощность паровых машин и турбины равнялась 50.000

к, но в действительности она достигала как минимум 55.000 к, что позволяло

развивать скорость более 23 узлов. Турбина размещалась в пятом

водонепроницаемом отделении в кормовой части судна. В следующем отсеке,

ближе к носовой части, располагались паровые машины, далее шесть отсеков

были заняты 24 двухпроточными и 5 однопроточными котлами, вырабатывавшими

пар для главных машин, турбины, генераторов и вспомогательных механизмов.

Диаметр каждого котла составлял 4.79 метра, длина двухпроточных котлов

равнялась 6ю08 метра, однопроточных - 3.57 метра. У каждого двухпроточного

котла имелось шесть топок, а у однопроточного - три топки. "Титаник" был

оснащен четырьмя вспомогательными машинами с генераторами, каждый мощностью

400 киловатт, которые вырабатывали ток напряжением 100 вольт. Рядом с ними,

были еще два генератора по 30 киловатт.

Огромное судно, каким был "Титаник", должно было иметь

достаточное количество электроэнергии. К распределительной сети были

подсоединены 10.000 лампочек, 562 электрообогревателя, прежде всего в

каютах I класса, 153 электромотора, в том числе электроприводы для восьми

кранов общей грузоподъемностью 18 тонн, четыре грузовые лебедки

грузоподъемностью 750 килограммов. Электричество обеспечивало работу

вентиляторов в котельных и машинных отделениях, четырех лифтов для

пассажиров, каждый на 12 человек, из которых три обслуживали пассажиров I

класса и один - II класса, и большое количество телефонов. Помимо основных

телефонных линий, соединявших мостик с носовой частью, кормой, машинным

отделением, вахтенным постом на передней мачте и другими важными участками,

на "Титанике" имелся коммутатор с 50 линиями, обеспечивавшими связь с

другими помещениями и постами судна. Электричество питало также

пятикиловаттный генератор беспроволочной телеграфной станции "Маркони",

электроприборы в гимнастическом зале, десятки машин и приборов в кухнях,

нагреватели и холодильники.

Над палубами "Титаника" возвышались четыре эллипсовидные трубы.

Диаметр каждой из них составлял 7.3 метра, величину, достаточную для

проезда рядом двух локомотивов. Расстояние между верхними краями труб и

килем достигало 53.5 метра. Три первые трубы отводили дым из топок котлов,

а последняя, расположенная над отсеком турбины, выполняла функции вытяжного

вентилятора. К ней был подведен трубопровод для вентиляции судовых кухонь.

Еще больше чем трубы, поднимались передняя и задняя мачты. Обе мачты были

стальные, а верхняя их часть была сделана из тикового дерева. На передней

мачте на высоте 29 метров над ватерлинией размещался наблюдательный пост,

знаменитое "воронье гнездо". Добраться до него можно было по металлическому

трапу, расположенному внутри полой мачты, входная дверь к которому

находилась на уровне трубы С. На высоте 15 метров над трубами между обеими

мачтами были натянуты антенны судовой радиостанции.

[pic]

[pic]

Почти перед самым полуднем на "Титанике" раздался удар сигнального колокола

и над Саутгемптонским заливом далеко разнеслось эхо судового гудка,

извещавшего, что самое большое судно в мире выходит в плавание. Друзья и

родственники пассажиров, журналисты, фотографы и прочие посетители спешно

прощались, обменивались пожеланиями и устремлялись на берег. Последними

покинули судно портовые чиновники. Буквально перед тем, как был поднят

трап, примчались несколько запоздавших кочегаров с матросскими чемоданами

через плечо и стали требовать пропустить их на судно. Сержант, стоявший у

трапа, отказался пропустить их на палубу. Решительным жестом он прервал

дискуссию, трап был убран, и опоздавшие остались на берегу, продолжая шумно

протестовать. До конца своих дней эти люди, вероятно, были признательны

неизвестному сержанту, который благодаря непреклонному чувству служебного

долга и дисциплине не позволил им ступить на последний трап, соединявший

"Титаник" с причалом, и тем самым буквально спас им жизнь.

Через некоторое время на судно прибыл лоцман Джордж Боуйер. Как только

он ступил на палубу, на мачте взвился флаг, оповестивший о его присутствии.

Затем лоцман представился капитану Смиту, стоявшему на мостике. Командиры

судов, приходивших в Саутгемптон, называли Боуйера "дядюшка Джордж". Он был

одной из наиболее известных фигур в порту, где его предки служили лоцманами

из поколения в поколение. Сам он начал службу с двенадцати лет, более

тридцати лет проводил суда и компания "Уайт стар лайн" всегда прибегала к

его услугам, когда выходило в море или возвращалось одно из его судов.

После непродолжительного разговора с капитаном лоцман отправился

удостовериться, все ли готово и на местах ли офицеры: старший и второй

помощники капитана на баке, первый помощник на корме, третий на кормовом

мостике, четвертый на ходовом мостике у машинного телеграфа, готовый

передать команды лоцмана и капитана в машинное отделение, пятый помощник на

ходовом мостике у телефона. На причале для отдачи швартовых приготовилась

целая бригада: пятнадцать человек у носа и пятнадцать у кормы "Титаника".

Как только капитану Смиту доложили, что последний трап убран и

закреплен, лоцман взялся за дело. Его команду "Подать буксиры" пятый

помощник капитана передал по телефону на нос и на корму. Вскоре был принят

доклад, что команда выполнена. Слабое подрагивание корпуса указало на то,

что глубоко под палубами заработали машины. Последовали новые команды

лоцмана. На причале отдали швартовы, крепившие нос и корму к мощным

береговым тумбам, и матросы быстро выбрали их, намотав на вьюшки. Затем

принялись за дело буксиры. Длинный корпус "Титаника" сантиметр за

сантиметром начал удаляться от причала. Наконец лоцман скомандовал: "Малый

вперед!" На ходовом мостике четвертый помощник капитана перевел ручку

судового телеграфа, в машинном отделении раздался звонок, и два бортовых

винта пришли во вращение. "Титаник" пошел в море, в свое первое и последнее

плавание:

За сложными маневрами отплытия наблюдали сотни пассажиров,

находившихся на прогулочных палубах "Титаника", и тысячи людей на берегу. И

тут произошло нечто такое, что могло окончиться очень печально. В гавани у

стенки стояли пароходы "Нью-Йорк и "Оушеник". В тот момент, когда "Титаник"

проходил мимо "Нью-Йорка" и носовые части обоих судов оказались почти на

одной линии, шесть стальных тросов, которыми был пришвартован "Нью-Йорк",

неожиданно натянулись и раздался сильный треск, похожий на выстрелы из

револьвера, и тросы лопнули. Их концы засвистели в воздухе и упали на

набережную в испуганную, разбегающуюся толпу. Освободившийся "Нью-Йорк",

будто под действием неведомой силы, кормой вперед, стал неудержимо

приближаться к "Титанику". Матросы на палубе "Нью-Йорка", подгоняемые

криками офицеров, помчались на корму, готовую вот-вот удариться о борт

"Титаника" и начали сбрасывать за борт кранцы. Капитан Смит мгновенно

приказал застопорить машины. Тут один из буксиров, которые минуту назад

помогали "Титанику" отойти от причала, спешно обошел "Нью-Йорк" со стороны

набережной, закрепил трос, брошенный ему с палубы и всей мощью своих машин

попытался оттянуть судно назад к берегу. Но хлопоты с "Нью-Йорком" на этом

не кончились. Несмотря на тщетные усилия небольшого буксира, он продолжал

медленно двигаться в сторону стоявшего на якоре "Оушеника". Его носовая

часть метр за метром приближалась к судну. Только потом, с помощью еще

одного буксира, удалось оттащить "Нью-Йорк" к месту стоянки.

После предотвращения столкновения с "Нью-Йорком" машины "Титаника"

опять заработали, и он стал медленно приближаться к выходу из гавани. Когда

он проходил мимо "Оушеника", драматическая ситуация повторилась. Толстые

канаты, которыми был пришвартован "Оушеник", натянулись, как струны.

Корабль приближался к "Титанику" с такой силой, что было видно, как он

накренился. На сей раз к счастью тросы выдержали. После этого "Титаник"

направлялся в воды Саутгемптонского залива. Команда и пассажиры оживленно

обсуждали взволновавшее их событие, свидетелями которого они стали.

"Титаник" шел по заливу малым ходом. При входе в пролив, отделяющий

побережье Южной Англии от северных берегов острова Уайт, он еще больше

сбавил ход, повернув вправо, обошел Калшотскую косу, вошел в довольно узкий

и мелкий Торнский канал, миновал буи, отмечавшие опасные мели, и на

скорости всего в несколько узлов изменил курс влево, на восток, вдоль

северного побережья острова Уайт.

Во второй половине дня "Титаник" прошел пролив Ла-Манш. Дул слабый

ветерок и море оставалось почти спокойным. Солнце заливало светом палубы,

но было довольно холодно. Однако это не мешало многим пассажирам,

расположившимся в шезлонгах на прогулочных палубах, проводить время в

приятной беседе. Когда солнце скрылось за горизонтом, показалось побережье

Франции, большой маяк на мысе Аг и длинный волнорез, защищавший вход в

шербурский порт. На "Титанике" застопорили машины, и к его борту подошли

два вспомогательных судна компании "Уайт стар лайн" - "Номадик" и

"Траффик", доставившие новых пассажиров и мешки с почтой.

Побережье Ирландии явилось взорам на следующий день после обеда.

Машины вновь застопорили ход, чтобы в нескольких милях от Куинстауна взять

на борт ирландского лоцмана. Затем медленно, непрестанно измеряя глубину

"Титаник" двинулся к порту и примерно в двух милях от берега стал на якорь.

Как и в Шербуре, вскоре после остановки к борту "Титаника" подошли два

вспомогательных судна, был спущен трап, и пароход принял на борт последних

130 пассажиров, их багаж и почти 1400 мешков с почтой. Короткой стоянкой

воспользовались журналисты и фотографы. Капитан Смит принял их очень

любезно и позволил осмотреть судно, что было в интересах компании.

Ровно в половине первого раздался гудок, и все гости покинули лайнер.

Пока небольшие суда отходили на безопасное расстояние, на "Титанике"

подняли трапы и якорь, его винты вновь завращались. Теперь на палубах

лайнера находились все участники первого плавания, всего 2201 человек.

Экипаж составляли 885 человек, из них 66 человек палубной команды, 325 -

машинной команды и 494 человека обслуживающего персонала, в том числе 23

женщины. Восемь судовых оркестранта были включены в список пассажиров II

класса. После выхода из Куинстоуна число пассажиров на "Титанике"

составляло 1316 человек: в I классе - 180 мужчин и 145 женщин(включая 6

детей), во II втором классе - 179 мужчин и 106 женщин(включая 24 ребенка) и

в III классе - 510 мужчин и 196 женщин(включая 79 детей). Это означало, что

жилые помещения I класса были заняты на 45 процентов, каюты II класса на 40

и III класса на 70 процентов.

"Титаник" взял курс на запад и начал увеличивать скорость. Его сопровождали

стаи голодных чаек, привлекаемых остатками пищи и другими отходами,

падавшими в воду. Всю вторую половину дня "Титаник" шел вдоль южного

побережья Ирландии на расстоянии четырех-пяти миль от берега, обогнув юго-

западный мыс Фастнет Рок и после захода солнца оказался в водах второго по

величине океана на Земле.

На второй день плавания вечером, в четверг 11 апреля, "Титаник" шел со

скоростью 21 узла по темным и холодным водам Атлантического океана.

Пассажиры на ярко освещенных палубах развлекались, восхищаясь великолепным

оснащением судно и его остойчивостью, отдавали должное, почти не слышной

работе машин.

Утром 12 апреля на далеком горизонте неожиданно возник розовый

солнечный диск. Он медленно поднимался на небо, озаряя лучами бескрайнюю

зеленоватую водную равнину. И на четвертый день плавания, в субботу 13

апреля, на палубе "Титаника" царило полное спокойствие. Погода была

великолепная, комфорт и роскошь такие, как было обещано: Дни бежали слишком

быстро. Каждое утро колокол "Титаника" извещал, что в ресторанах подан

завтрак, стюарды приносили пассажирам, согласным заплатить несколько

шиллингов, двенадцатиполосный экземпляр газеты "Атлантик дейли бюллетин".

[pic]

Воскресное утро 14 апреля обещало очередной приятный день. Вскоре

после завтрака капитан в сопровождении старшего помощника, распорядителя

рейса, старшего механика, старшего стюарда и старшего врача начал осмотр

судна. Эта торжественная процедура, во время которой капитан и руководители

отдельных служб, одетые в парадную форму, проходили по всему кораблю от

носовой части до кормы и от самой верхней палубы до нижней, совершалась на

подобных рейсах каждое воскресенье. В 11 часов, те из пассажиров, кто этого

пожелал, собрались в ресторане I класса на богослужение. Проводить его было

привилегией капитана. Своим спокойным ровным голосом Э. Дж. Смит читал

молитвы, под музыку судового оркестра звучало религиозное песнопение.

Как только богослужение закончилось, стюарды начали готовить ресторан

к обеду. Посередине просторного и светлого зала стоял стол капитана. Он

любил обедать и ужинать в обществе пассажиров. Получить приглашение к его

столу считалось честью. В этот воскресный день погода была такая же

хорошая, как и в предыдущие дни. Море было спокойным, дул легкий ветерок,

видимость была прекрасной. Этим утром развели пары в резервных котлах.

Машины работали нормально, и Исмей со Смитом были уверены, что "Титаник"

добьется лучших результатов, чем год назад его родственник "Олимпик" во

время своего первого плавания. Днем "Титаник" шел со скоростью 21 узла, и

для многих бывалых пассажиров постоянное увеличение скорости не оставалось

не замеченным. Все были уверены, что "Титаник" станет на якорь в нью-

йорском порту еще вечером во вторник.

Вторая половина воскресного дня проходила так же спокойно, как и

предыдущие дни плавания. Но одно изменение все же произошло - заметно

похолодало, а с приближением вечера становилось еще холоднее. Стояла такая

же ясная погода при почти полном безветрии, но быстрый ход судна создавал

неприятный холодный ветер, защищаясь от которого те немногие пассажиры,

какие еще отважились оставаться на открытых палубах, кутались в теплые

пальто. Остальные предпочли уйти в помещение или на закрытые прогулочные

палубы.

Только около одиннадцати часов холлы, рестораны и курительные салоны

стали пустеть. Оркестр на прощание исполнил отрывки из оперы Жака Оффенбаха

"Сказки Гофмана". И лишь в курительном салоне I класса на палубе А

оставались несколько молодых полуночников. Неожиданно резко похолодало, и

некоторые пассажиры, перед тем как лечь спать, включили в своих каютах

электрорадивторы. Но ночь была необыкновенно прекрасной.

Из двадцати девяти котлов "Титаника" работало двадцать четыре, больше,

чем в начале плавания. Когда "Титаник" вышел в море, в его бункерах было

6000 тонн угля, и он поглощал за четырехчасовую смену около 101 тонны. В

машинном отделении механики вслушивались в ход работы турбины и поршневых

машин, малейшее отклонение от нормального ритма не должно было пройти мимо

их внимания.

Уже несколько дней радиостанция "Титаника" принимала сообщения судов,

проходивших вблизи Большой Ньюфаундленской банки, которые обращали внимание

на необычно большое скопление айсбергов, оказавшихся значительно южнее, чем

бывало в это время года. Каждое такое сообщение после приема передавалось

вахтенному офицеру, а затем в штурманскую рубку. Однако в воскресенье 14

апреля ситуация выглядела значительно серьезнее.

Ходовые вахты на мостике в воскресенье были распределены таким

образом: с 10 часов утра до 2 часов дня вахту нес первый помощник капитана

Мэрдок, до 6 часов вечера - старший помощник Уайлд, до 10 часов вечера -

второй помощник Лайтоллер, а затем вновь Мэрдок. Младшие офицеры заступали

на вахту в следующем порядке: с 12 часов до 4 часов дня - третий помощник

капитана Питман и пятый помощник Лоу, с 4 до 6 часов вечера - четвертый

помощник Боксхолл и шестой помощник Муди. Затем с 6 до 8 часов вечера -

Питман и Лоу и с 8 часов до полуночи - Боксхолл и Муди.

[pic]

Приближался одиннадцатый час вечера. В "вороньем гнезде" Реджинальд

Робинсон Ли внимательно всматривался в горизонт. Вдруг ему показалось, что

далеко впереди он видит легкую дымку. Вскоре он убедился, что ошибся. Туман

заметил и Фредерик Флит. Дымка или легкий туман в районах дрейфующих

айсбергов - явление обычное, однако ночью их очень трудно заметить. Низкий

туман, стелющийся над поверхностью воды, в ночное время опасен прежде всего

тем, что часто его можно увидеть только с большой высоты, например из

"Вороньего гнезда", но никак не с носовой надстройки или мостика, откуда

нельзя различить где кончается линия горизонта и начинается небосвод,

поскольку оба одинаково черные. Вахтенный офицер Мэрдок, следивший с

мостика за морем пред судном, находился на высоте двадцати трех метров над

поверхностью воды, вахтенные же в "вороньем гнезде" - на шесть метров выше.

Поэтому вполне понятно, что Мэрдок не увидел того, что увидели Ли и Флит,

иначе такой опытный офицер, как он, при ухудшающейся видимости, вероятно,

вызвал бы капитана и предложил бы снизить скорость. Но Мэрдок ничего не

видел, а из "вороньего гнезда" предостережений не поступило. Даже днем

слабый туман существенно уменьшал вероятность своевременного обнаружения

дрейфующего айсберга. Ночью это становилось еще сложнее.

Однако "Титаник", самое большое и самое роскошное судно в мире,

примерно в 23 часа ночи 14 апреля 1912 года шел через Северную Атлантику в

районе дрейфующих льдов со скоростью 21, а может быть и 21.5 узла. Стрелки

на мостике показывали 23 часа 39 минут. Двое впередсмотрящих, Флит и Ли,

продолжали вглядываться с фок-мачты в окутанный туманом горизонт: казалось

туман густеет, он становился все более явственным. Вдруг Флит прямо перед

носом судна увидел что-то еще более темное, чем поверхность океана. Одну-

две секунды он всматривался в эту темную тень, ему казалось, что она

приближается и растет.

Перед нами лед! - закричал он и тут же ударил в колокол, висевший в

"вороньем гнезде". Три удара были сигналом, означающим, что прямо по курсу

находится какой-то предмет. Одновременно он бросился к телефону,

соединявшему "воронье гнездо" с мостиком. Шестой помощник Дж.П.Муди

отозвался почти мгновенно.

Лед прямо по носу! - выкрикнул Флит.

Спасибо, - ответил Муди(его вежливый ответ потом станет частью легенды),

повесил трубку и обратился к вахтенному офицеру Мэрдоку, прибежавшему с

первого крыла мостика и встревоженному ударами колокола.

Лед прямо по носу, сэр, - повторил Муди зловещее известие, которое он

только что услышал.

Мэрдок бросился к телеграфу, поставил его ручку на "Стоп!" и тут же

крикнул рулевому: - Право руля! Одновременно он передал в машинное

отделение: - Полный назад!

По терминологии, существовавшей в 1912 году, приказ "Право руля"

означал поворот кормы судна вправо, а носовой части влево. Рулевой Роберт

Хитченс налег всем своим весом на рукоятку штурвального колеса и стал

быстро вращать его против часовой стрелки, пока не почувствовал, что

штурвал остановился в крайнем положении. Шестой помощник капитана Муди

доложил Мэрдоку: Руль право сэр!

В эту минуту на мостик прибежали еще два человека - рулевой Альфред

Оливер, который тоже нес вахту, и младший офицер Дж.Г.Боксхолл,

находившийся в штурмовой рубке, когда в "вороньем гнезде" раздался удар

колокола. Мэрдок надавил на рычаг, включавший систему закрытия

водонепроницаемых дверей в переборках котелен и машинных отделениях, и тут

же отдал приказ рулевому: - Лево руля!

А в "вороньем гнезде" Фредерик Флит, как загипнотизированный, смотрел

на темный и все увеличивающийся силуэт. "Титаник" на большой скорости по

инерции двигался вперед. Прошла целая вечность, прежде чем его носовая

часть начала медленно поворачиваться влево. Глыба льда неумолимо

приближалась по правому борту, возвышаясь над палубой носовой надстройки. В

последнюю секунду она пошла мимо носовой части и скользнула вдоль борта

судна. Обоим вахтенным в ""вороньем гнезде" показалось, что "Титанику" все

же удалось разминуться с айсбергом. Носовая часть уже отвернула градусов на

20 влево, когда судно слегка вздрогнуло и снизу, из под правой скулы

могучего корпуса, раздался скрежет. Позднее Флит рассказывал, что в

"вороньем гнезде" толчка вовсе не почувствовали, только услышали слабый

скрип.

Но в действительности все было иначе и гораздо трагичнее.

Предотвратить столкновение практически было невозможно. Последующие опыты с

"Олимпиком" показали, что нужно около 37 секунд, чтобы изменить курс так,

как это сделал "Титаник" в момент столкновения, то есть на 22 градуса или

два румба по компасу. За это время судно, идущее со скоростью около 21

узла, пройдет вперед около 430 метров, а если учесть те несколько секунд,

пока отдавался приказ об изменении курса, истинное расстояние составит 460

метров. По все вероятности это и было расстояние между айсбергом и

"Титаником" в тот момент, когда его увидел Флит и передал сообщение на

мостик.

[pic]

На шлюпочной палубе "Титаника" все спасательные шлюпки были уже

расчехлены. Второй помощник капитана Лайтоллер обратился к старшему

помощнику Уайлду за разрешением опустить шлюпки до уровня палубы. Уайлд

счел такой шаг преждевременным. Но лайтоллер был другого мнения и, считал,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.