бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Цивилизации. От Руси к России. XVII век: Люди и время, смута. Эпоха Петра Великого...

положения.

Яростная борьба в обществе заставила Никона сложить полномочия

патриарха в 1658 г. и удалиться в монастырь. Главные события в церковной

реформе развернулись после удаления Никона. Дело реформы взял в свои руки

царь Алексей Михайлович. В государственных интересах он приветствовал

преобразования в церковной обрядности После соединения с Украиной, церковь

которой находилась в юрисдикции греческого патриарха, важно было обеспечить

единство в духовной сфере. Но задачи, которые ставил перед собой царь, шли

гораздо дальше сделанного Никоном. В 1666 г. царь созвал церковный Собор,

уверенный, что теперь, когда новшества в обрядности прижились, архиереи

поддержат власть в борьбе с бунтующими староверами и пойдут на признание

приоритетных прав светского государя. Собор открылся речью царя в

присутствии бояр и приказных людей. Царю на соборе во многом удалось решить

главную задачу: обеспечить примирение в обществе, склонить старообрядцев к

отказу от открытого сопротивления власти и церкви. Однако остался

нерешенным вопрос: как быть с решением авторитетнейшего Стоглавого собора,

который в 1551 г. утвердил старый обряд и верность древности.

В 1666-1667 гг. в Москве заседал церковный собор, на котором

присутствовали иерархи других православных церквей. На соборе обсуждался

важный вопрос о соотношении духовной власти и светской. От царя

заблаговременно поступил запрос к иерархам, что они полагают о соотношении

власти царской и патриаршей, с просьбой дать точно сформулированный ответ.

Царь стремился заранее повлиять на Собор, используя греческих иерархов.

Многие русские священнослужители выступали за превосходство духовной власти

над светской, за контроль церкви над государством. После борьбы Собор

признал, что царь имеет преимущество в делах гражданских, а патриарх в

делах церковных. Это крайне важно! Церковь пришла к выводу о необходимости

разделения светской и духовной сфер деятельности. Это положение казалось

настолько революционным, что в окончательном виде оно не было зафиксировано

в документах Собора. Но сам факт примечателен:

Россия двигалась к светскому обществу. Собор осудил Никона за

чрезмерные претензии на власть, лишил его звания патриарха. Но

одновременно: Собор признал православными всех греческих патриархов (раньше

их клеймили за приверженность латинству) и признал все греческие

богослужебные книги. Решения Стоглавого собора были отменены. Это означало,

что русская православная церковь сблизилась с христианским миром.

Старообрядчество было решительно осуждено.

Решения Собора еще более углубили раскол в обществе. Сторонники

неразделенности религиозной и светской жизни, детальной регламентации жизни

человека церковью поднимали восстания, уходили в леса. У экзальтированных

натур появилось желание перед угрозой, как они считали, нашествия

Антихриста уйти в мир иной. Среди фанатиков древней веры прокатилась волна

самоубийств в форме самосожжений. Православие осуждает самоубийство: бог

дал жизнь, он ее в нужный срок и отнимет, человек не вправе решать этот

вопрос. Однако староверы стали проповедовать, что мучительное самоубийство

есть смерть за веру.

Лидер староверов протопоп Аввакум доказывал: "Насильственная

смерть за веру вожделенна, что лучше сего?". Эти призывы находили

последователей даже среди молодежи. Они говорили" "Пойдем в огонь, на

том свете рубахи будут золотые, сапоги красные, меду и орехов, и

яблок довольно;

пожжемся сами, а антихристу не поклонимся". Самосожжения

приняли грандиозные размеры. Староверы грозили "спалить всю Русь".

Специалисты считают, что с середины 80-х до начала 90-х гг. XVII в.

покончили с собой не менее 20 тысяч человек.

Церковная реформа, при всей ее ограниченности и

несопоставимости с западной Реформацией, воспринималась обществом как

прозападная. Иллюзий, что ее сторонники в конечном итоге призывают

воссоединиться на духовной основе с Европой, освободить

государственную жизнь от регламентации церкви, не было. Протопоп

Аввакум, неистовый ревнитель старой веры, нераздельности светской и

духовной сфер жизни, в своих обличительных писаниях поместил царя

Алексея Михайловича, допустившего реформу церкви, и Никона, стоявшего

у истоков реформы, в ад. Но самое интересное, в какой компании, по

мнению Аввакума, окажутся Алексей Михайлович и Никон. Рядом с ними —

Платон, Аристотель, Диоген — крупнейшие мыслители греко-латинской

цивилизации.

Церковная реформа показала, что общество поддается изменениям.

Изменения в такой сложной сфере как духовная, открывали дорогу для

деятельности Петра I. Его великие преобразования были бы невозможны

без предшествующей им церковной реформы.

ЛЕКЦИЯ 4. ЭПОХА ПЕТРА ВЕЛИКОГО Реформы и государство

Российская общественная система, отличительными чертами которой

были корпоративность и сильное, деспотическое государство, была

малоподвижной. Ее сближение с европейским типом не могло произойти

путем естественной эволюции. Опыт Европы говорит об этом. Она ломала

средневековую корпоративность болезненно: революции, массовые

движения. Европейский тип не мог быть также итогом выбора снизу (это

показала смута). Народ существовал столетиями в рамках общественной

системы близкой к восточному типу. Поэтому европейский тип мог быть

привнесен только сверху, путем реформ. Петр I страстный приверженец

западного рационализма и деловитости, предпринял глубокое

реформирование российского общества. Он мечтал сделать Россию страной

открытой, процветающей, придать ей динамизм.

Петр I оказался на престоле вместе с братом Иваном в 1682 г.

Однако фактическим правителем стал в 1689 г, В 1697 г. Петр 1 в

составе большой делегации под чужим именем отправился в Европу.

Инкогнито русского царя было скоро раскрыто, а сама поездка получила

название Великого посольства. Царь посетил Англию, Голландию,

некоторые другие страны и проявил живой интерес ко всем сторонам

жизни европейцев. Он воочию увидел колоссальную разницу между Европой

и Россией того времени. По образному выражению В.О.Ключевского,

Европа предстала перед ним в виде шумной и дымной мастерской с

машинами, кораблями, верфями, фабриками, заводами. В то время в

Европе было развито книгопечатание, выходили труды по философии и

политической экономии таких классиков как, Гоббс, Спиноза, книги по

астрономии, естественным наукам и технике. Издавались газеты,

работали театры. Петр I внимательно подмечал все: осматривал фабрики,

мастерские, китобойный флот, госпитали, воспитательные дома.

Посмотрел чудо тогдашней европейской техники - микроскоп Левингука.

Он был поражен развитием медицины. В анатомическом театре его

восхитило искусство врача, который на трупе ребенка показал ему, как

устроено внутри человеческое тело. Петр 1 поцеловал труп ребенка.

Русская делегация отпрянула в ужасе и отвращении. Тогда у Петра

вполне проявились деспотические качества русских царей. Чтобы члены

русской делегации преодолели отвращение, он заставил их кусать труп

ребенка, чем привел в ужас уже медиков.

Что тогда было в России? Несколько железоделательных заводов (в

Туле, Кашире, близ Москвы и Воронежа), несколько мануфактур

(писчебумажные, стекольные, соляные и т.д.). Не тысячи, не сотни, а

20—30 на всю страну. Армии по существу не было. Она состояла из

нескольких солдатских полков, стрельцов и дворянской конницы, причем

плохо вооруженных. Между войнами эту армию распускали по домам, чтобы

не тратить на нее государственные средства. Школы были при церквах, в

которых учили грамоте и священному писанию. Да и тех было мало.

Светского образования не существовало, не было национальной медицины,

не было ни одного русского врача, кроме редких иноземцев.

Существовала одна аптека на всю страну, и та - царская. Типография

печатала в основном церковные книги: псалтырь, евангелие и т.д.

Для Европы Россия того времени была варварской державой на

уровне Крымской и Ногайской "Татарии" В 1690 г. в Голландии известный

географ Николае Витсон составил карту России, которая называлась

"Новая Ландкарта Северной и Восточной Татарии 1687 г.", а позже

написал отдельную книгу "Северная и Восточная Татария", которую

посвятил Петру I. Многие смотрели на Россию как на будущую колонию

Европы. Один из знаменитых ученых XVIII в. Г.В.Лейбниц полагал, что

будущее России - это ее превращение в колонию Швеции26

Предупреждением для России была судьба Османской Турции, которая

находилась на вершине могущества в XVI в., а в XVIII в. она стала

добычей иностранного, в основном английского и французского капитала,

который завладел внешней и, в значительной мере, внутренней

торговлей. К концу XVIII в. Османская Турция превратилась в страну

зависимую от Запада.

Петр I не хотел такой судьбы для России. Из посещения Европы он

извлек следующие важные уроки:

1. Россия не сможет быть на равных с Европейскими странами, не

сможет сохранить независимость, если не ликвидировать разрыв в

уровнях развития.

2. Развитие промышленности, торговли, напрямую зависят от

уровня образования, науки, общей культуры, свободных от давления

религии.

Реформы Петр I начал уже на следующий день после прибытия из-за

границы. Бояре пришли поздравить царя с возвращением. Принимая

поздравления, царь потребовал ножницы и начал собственноручно

обрезать бороды у высшей московской знати. Этот шаг, при всей внешней

анекдотичности, имел глубокий смысл. Дело в том, что православная

церковь на протяжении многих столетий создавала культ бороды. Борода

считалась "Богом данным украшением для мужчины". "Русская правда",

правоверный кодекс Киевской Руси, предусматривала наказание за

лишение человека бороды. Это рассматривалось как преступление. Не

случайно, даже в наше время, если человек увлекается классическим

русским православием, то он, как правило, начинает с отращивания

бороды. Таким образом, стрижка бороды — шаг, направленный на

ограничение влияния православия в повседневной практической жизни,

шаг к рационализации общественного сознания.

Православная церковь расценила эти новшества как удар по своим

позициям. Патриарх Адриан объявил брадобритие смертным грехом,

безбородых людей называл котами, псами и обезьянами. Однако Петр I

упорно менял образ и стиль жизни людей, разрушал религиозную

регламентацию: одежда должна быть удобной для работы, распорядок дня

определяется практическими делами, а не расписанием церковных служб.

Замкнутый православный мир разрушался, уступая место европейской

деловитости и новому темпу жизни.

Петр I, приступая к глубоким преобразованиям, не мог не

коснуться духовной сферы, положения церкви. Каково было личное

отношение Петра I к религии? Его ранние годы прошли в окружении

глубоко религиозных людей. Мать царя. Наталья Кирилловна Нарышкина,

шагу не могла ступить без оглядки на религиозные установления,

буквально ненавидела иностранцев (иноверцев) и не допускала их к

целованию руки, хотя это требовалось по этикету. Естественно, Петр I

сложился как человек верующий, приверженный православию. Однако он

был категорическим противником обособления русской православной

церкви, проповеди ее исключительности по сравнению с остальным

христианским миром. В необходимости разрушить обособленность русского

православия его еще более убедили страшные, кровавые бунты староверов

в начале его царствования. Юный царь был потрясен жестокостью

религиозных фанатиков.

Ему не нравилось, что церковь регламентирует повседневную

жизнь: постничество, бесконечное битье поклонов перед иконами,

распорядок, дня, подчиненный звону церковных колоколов. У него было

другое представление о роли христианства. Однажды он написал боярину

Стрешневу: "Мы по заповеди Божией к праотцу Адаму в поте лица своего

хлеб едим"27. Обратите внимание: царь считал, что главное в

христианстве это проповедь активного труда (европейского типа

установка на активную деятельность). "Молись и трудись", - часто

повторял он и добавлял слова апостола: "Аще кто не хощет делати, ниже

да ясть"28 Кто не работает, тот не ест, - так сурово ставил вопрос

царь, опираясь на христианские установки.

Православная церковь не только не поддерживала реформы Петра,

но выступала категорически против. Бритье бороды, курение табака

воспринималось как крушение христианского мира. Некоторые

священнослужители даже считали царя Антихристом. Любопытно, что

Московское духовенство было наиболее консервативно, оно осуждало

Петра I, впрочем как и значительная часть московского общества. Не

случайно царь так стремился создать новую столицу. Одним из немногих

церковников, которые поддерживали царя по реформированию России был

новгородский митрополит Иов.

Ко времени Петра I, начала его царствования, относится

появление элементов западной реформации - попытки снизу, со стороны

верующих ограничить роль церкви и церковной атрибутики. Однако эти

попытки были очень робкими, выглядели эпизодами, часто сводивимися к

общим заявлениям против регламентирования церковью жизни человека.

Любопытно, что это поддерживали, в основном, люди из низов. Известно,

что фельдшер Тверитинов, который работал с полковым врачем-

иностранцем, видимо протестантом по убеждениям, выступил против

церковной обрядности, призвал отказаться от поклонения иконам,

кресту, мощам святых и других церковных установлении. У него

объявились последователи среди мастеровых, стрельцов. Эта слабая

попытка освободиться от церкви была жестоко подавлена. Брадобрей Фома

Иванов был казнен по приговору гражданского суда.

Петр I, узнав о расправе над русскими протестантами, был

недоволен, он выступал за большую религиозную свободу. Для него было

очевидно: если оставить церковь в том виде, в каком она есть, то она

будет тормозом для реформ. Поэтому после смерти в 1700 г, патриарха

Адриана, царь решил повременить с выбором нового патриарха.

Колоссальная церковная собственность была поставлена под контроль и

управление государственных органов.

Отмена выбора патриарха произвела сильное отрицательное

впечатление на приверженцев русского православия. В Москве

распространилось мнение, что близко нашествие Антихриста, что столица

превратилась в безбожный новый Вавилон, все жители которого неизбежно

погибнут. Паника среди глубоко религиозных людей была так велика, что

некоторые рыли себе могилы, делали гробы, закутывались в саван и

ждали конца света. Однако Петра I это не остановило. В 1721 г, была

создана государственная коллегия по управлению церковными делами -

Святейший Синод. Фактически патриаршество ликвидировалось, хотя

официальных актов не принималось (патриаршество было восстановлено в

1917 г.). Синод занимался не только имущественными делами церкви, но

и распределением епархий среди священнослужителей. Его члены

назначались царем, а деятельность определялась Духовным регламентом.

Таким образом, церковь была подчинена светской власти и была

обязана работать на государственные интересы. Показательно:

требовалось обязательное исполнение исповеди и донесение священников

властям об их содержании. Обратите внимание: никакие изменения в

основах вероучения, взаимоотношениях церкви и верующих не произошли.

Православная церковь была административно ограничена и

законсервирована.

Надо иметь в виду: Петр I оставался верующим человеком, часто

обращался к Богу в трудные моменты, но его сознание — рационально.

Рациональные мотивы в его деятельности преобладали безусловно. Он был

знаком с новейшими достижениями науки, техники и стремился, порой

наивно, воплотить их в жизнь, в общественную организацию.

С 1 января 1700 г. в России было введено новое летоисчисление

по юлианскому календарю. До этого момента страна жила в другом

времени. Летоисчисление велось от сотворения мира. В соответствии с

этим в России шло уже восьмое тысячелетие, а Европа вела счет от

рождества Христова и жила во втором тысячелетии. В результате реформы

календаря Россия стала жить в одном времени с Европой, стала ощущать

себя во временном смысле частью Европы.29

Будучи западником, сторонником западного рационализма, Петр I

провел реформы по-азиатски, опираясь на государство. Поэтому в итоге

роль государства и государственных институтов усилилась. Произошло

тотальное огосударствление хозяйственной и торговой деятельности,

усилилась центральная власть. Россия стала империей, а глава

государства - императором. Будучи за границей, царь бывал и в

английском парламенте, и в Оксфордском университете, и в Английском

королевском обществе, являвшемся центром научной мысли^0. Если наука,

достижения техники в Европе интересовали Петра I практически, с целью

применения в своей стране, то английский парламент не произвел на

него никакого впечатления и к парламентской системе он остался

равнодушным. Петр I посетил еще раз Европу в 1717 г. в зрелом

возрасте (ему было 45 лет). В Париже и в других местах он проявлял

поражавшую всех любознательность. Его по-прежнему интересовали

арсеналы, мануфактуры, новейшие достижения науки и техники. Но

европейская демократия, индивидуализм его не интересовали. Петр I

сказал однажды приближенным: "Английская вольность здесь не у места.

как в стене горох. Надлежит знать народ , как оным управлять" Активно

разрушая обособленность России от Европы, вводя светские порядки ,

Петр I был и оставался продуктом русского общества. В европейском

опыте он видел лишь орудие усиления России. "Европа, -писал он, -

нужна нам только на несколько десятков лет. А после того мы можем

обернуться к ней задом"31.

Петр I, приступая к реформам, не имел четкого плана (вряд ли

это было возможно!), но тем не менее, очевидно, что главным в

модернизации России он видел следующее.

1. Внедрение в России рыночных отношений, предпринимательства и

соответствующей им светской культуры, науки и образования.

2. Опора в проведении реформ не на инициативу людей (это

потребовало бы перехода к демократическому устройству), а на

государственный механизм

Обратите внимание демократия на Западе дала свободу личности и

тем самым запустила механизм прогрессирующего саморазвития. Поскольку

Петр I не видел ценности в демократии, он решил из государства

сделать механизм, ускоряющий развитие. Государственная машина,

созданная Петром I, рассчитана на подстегивание общества выжимание

максимальных сил и средств. Естественно, это означало что государство

применяет по отношению к обществу открытое насилие. Насилие,

жестокость при Петре 1 имели колоссальные масштабы. Силовые элементы

в государственной системе — армия, полиция, созданные Петром I,

играли важную роль в гражданской жизни.

Темп преобразования России при Петре I поражает. Это ярко видно

на примере законодательной активности. За 20 лет - с 1700 по 1720 гг.

самим Петром и учрежденным им правительствующим Сенатом было издано

1700 законодательных актов, которые в корне меняли жизнь страны,

предполагали ломку общественного устройства, экономики, культуры,

всего образа жизни, В 1720-1725 гг., в последние пять лет

царствования было издано 1200 законодательных актов.

Государство при Петре I модернизировалось в соответствии с

новыми задачами, но не изменило своей деспотической сущности. В руках

царя была сосредоточена вся полнота законодательной, исполнительной,

судебной и духовной власти. Причем деспотизм единоличной власти даже

увеличился. Царь активно вмешивался во все сферы общества, в

повседневную жизнь людей. Власть царя никогда не была такой полной,

абсолютной. Систему власти, созданную Петром I, принято именовать

абсолютизмом.

Государственная машина была усовершенствована, появился

правительствующий Сенат, который являлся высшим учреждением своей

деятельности он полностью подчинялся царю. Члены Сенат;

назначались государем. В расчет при назначении принимались

исключительно деловые качества. Создаваемый заново государственный

аппарат , в основе которого имелись европейские образцы, был вписан в

систему единоличной, ничем и никем неограниченной власти и

превратился в военно-бюрократический аппарат этой власти.

Устаревшая система приказов была отменена. Введены коллегии,

каждая из которых занималась определенной отраслью государственного

управления: иностранных дел, военная, мануфактурная коллегия и т.д.

Хотя в коллегиях устанавливался совместный (коллегиальный) принцип

рассмотрения дел, все же степень централизации была крайне высокой.

Создано новое административное деление. Вся страна была разделена на

восемь губерний, во главе которых были поставлены губернаторы,

обладающие всей полнотой исполнительной и судебной власти на местах.

В результате реформы Россия получила большой разветвленный

бюрократически-полицейский аппарат, который будет

усовершенствоваться, в чем-то меняться, но в своей основе сохранится

до 1917 года-При отсутствии демократии, контроля общества за властью,

это открывало безграничные возможности для злоупотреблений. Петр I

это понимал. Не будучи ни в малейшей степени сторонником демократии,

Петр I выбрал другой путь: поставил деятельность государственной

бюрократии под контроль с помощью соответствующих законов.

Принимаются разного рода регламенты, установления, которые детально

регулируют деятельность чиновников. В силу этого государство Петра I

называют регулярным: все действия чиновников оговорены

соответствующей процедурой в регламентах

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.