бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Цивилизации. От Руси к России. XVII век: Люди и время, смута. Эпоха Петра Великого...

предпринял два крестовых похода против Северо-Западной Руси. В связи с этим

русские князья для спасения населения могли пойти на поклон к татарам,

соглашались на тяжелую дань и унижение, но нашествию с Запада

сопротивлялись.

Монголо-татары, как смерч, пронеслись по русским землям, объявились в

Венгрии, Польше, затем ушли в низовья Волги, совершая оттуда сокрушительные

набеги, собирая тяжелую дань. В соответствии с распространенной среди

русских историков точкой зрения, с распадом Киевского государства, а затем

и потерей независимости многими княжествами, история здесь как бы замерла и

переместилась на Северо-Восток, где возникали новые центры исторического

развития. Это -промосковская традиция, утвердившаяся в историографии.

Однако на самом деле история в Юго-Западных землях не прерывалась. Она шла

свои путем. Галич оказался в составе Польши. Минск, Гомель, а затем и Киев,

другие города втягивались под власть языческой Литвы для спасения от

монголо-татарского разорения, сохранения своего типа развития.

Что такое Литва того времени? В 40-е гг. XIII в. появилось и быстро

увеличилось в размерах Литовское княжество. О нем мало известно, но уже в

XIV в. оно объединяло в своем названии три элемента: Литва, жмудь, русские

земли - Русь. Позже слово "русское" в названии государства перешло на

второе место после "литовского" -Великое княжество Литовское, Русское и

Жомойтское.

В период расцвета это княжество простиралось от Балтики до Черного

моря, от границ Польши и Венгрии до Подмосковья (Можайск). '/ю территории

Литвы составляли древние русские земли. Не случайно противники

усиливающейся в Москве центральной власти бежали в Литву. Таким образом,

Западные и Юго-Западные земли, где шло формирование Малороссии и

Белоруссии, гораздо дольше существовали в условиях европейской традиции.

Там более глубокие корни прогрессивного типа развития. Русское население

Литвы называло Русью свою державу. Оно считало ее наследницей Киевской

Руси. В рамках Литвы Русь развивалась в соответствии со своими традициями

(вечевой идеал прослеживается до второй половины XV в.).

Политическое и материальное положение Руси в составе Литвы было

благоприятным. Продолжали развиваться города, наиболее крупные из них

получили магдебургское право. Интересно то, что жители пограничных

территорий, проживавшие в "зоне риска", под угрозой вторжения монголо-татар

или московитов, имели дополнительные привилегии. Например, жители Белой

Церкви, подвергшиеся набегу татар, были освобождены от податей на 9 лет.

Русские аристократы пользовались значительными правами и имели большое

влияние при дворе литовского князя. В Литве длительное время господствовали

древнерусские законы, древнерусский язык.

Великое княжество Литовское сложилось как федерация отдельных земель и

княжеств. Степень зависимости от центральной власти была различна и

определялась обстоятельствами вхождения. В большей или меньшей степени, но

землям была обеспечена значительная автономия, неприкосновенность социально-

экономических и политических структур. Литовское княжество строилось на

принципах вассалитета, разрушалась корпоративная структура общества. Уже в

конце XV — начале XVI вв. в Литве не прослеживается наличие родовых

корпораций знати. На месте корпоративности утверждалась классовая структура

общества. С 1386 г. в Литве началось утверждение католичества. Принятие

христианства в католическом варианте привязывало Литву к Западу.

Таким образом, на Западе, под эгидой сначала языческой, а затем, с

конца XIV в., католической Литвы развитие русских земель продолжалось в

соответствии с тенденциями прогрессивного типа. Но территория эта

сокращалась. В древнерусских землях, которые находились в составе Литвы,

развернулось становление украинского и белорусского этносов. В современных

условиях историки Украины и Белоруссии складывание украинского и

белорусского этносов представляют как процесс, имеющий своим началом

Киевскую Русь. Однако это вряд ли правомерно. Складывание этих народов

развернулось в ХУ-ХУ! вв. Самосознание формировалось под влиянием реальной

социально-политической ситуации в Литве, а затем в Речи Посполитой, и

антикатолических, анти-польских настроений. Угроза полонизации и

католизации населения стимулировала осознание общности людей на основе

православия.

Северо-Западная Русь оказалась в другой ситуации.

Крупный центр русских славян - Новгород - развивался относительно

независимо и демонстрировал близость к европейскому типу развития, особенно

ярко в период Новгородской республики (конец XI—XV вв.). В XIV в. статус

республики получил Псков, но эта республика просуществовала недолго.

Новгород не подвергся татаро-монгольскому нашествию (хотя и платил дань).

Если Древняя Русь демонстрировала близость к античности и погибла как и

греко-латинский мир, то Новгород развивался в одном темпе с Западной

Европой того времени и являлся ее частью. Фактически Новгородская

республика была аналогом городам-республикам Ганзейского союза, городам-

республикам Италии: Венеции, Генуи, Флоренции. Новгород уже в XII в. был

огромным торговым городом, известным всей Европе.

Новгород имел развитые для своего времени формы республиканской

демократии. Принципы новгородской демократии давали возможность участвовать

в жизни республики не только знати, владельцам городских дворов и усадеб,

но и городскому плебсу. Высшим органом власти являлось народное собрание

(вече). Вече обладало широкими правами. Оно рассматривало важнейшие вопросы

внутренней и внешней политики, приглашало князя и заключало с ним договор-

ряд, избирало должностных лиц. К выборным высшим должностным лицам

(исполнительная власть) относились посадник, ведавший управлением и судом,

тысяцкий, который возглавлял ополчение в случае войны, а в мирное время

исполнял полицейские функции. Вече избирало также имевший особое значение

для Новгорода суд по торговым делам, являлось верховным судом республики.

Административные части республики имели самоуправление по принципу общины.

Князья не имели государственной власти и приглашались в Новгород для

исполнения определенных функций. В их задачи входило защищать город от

врагов (но начинать войну без разрешения веча они не могли), исполнять

представительские функции - князь представлял Новгород в отношениях с

другими землями. Он обладал также функциями судебной власти, но судить мог

только с посадником. На имя князя шла дань. Для того, чтобы князь не

превышал власти, ему было запрещено владеть собственностью на территории

Новгорода. Князья недолго задерживались на новгородском столе. За 200 с

небольшим лет (с 1095 до 1304 г.) на новгородском столе побывало около 40

человек. Некоторые князья не по одному разу. В общем, смена княжеской

власти за этот период происходила 58 раз.

Церковь в Новгороде также была самостоятельна и отличалась по

положению от других русских земель. Во времена, когда Новгород входил в

Киевское государство, митрополит киевский присылал в Новгород епископа,

главу церкви. Однако, укрепившись, новгородцы и в церковных делах

обособились. С 1156 г. они стали избирать духовного пастыря. Вече называло

трех кандидатов: наиболее авторитетных служителей церкви. Их имена

записывались на пергаменте, посадник запечатывал записи своей печатью.

Затем эти записи несли на другой берег Волхова в главный Софийский собор,

где шла литургия. После окончания службы слепец или ребенок брал одну из

записей, и написанное на ней имя оглашалось. Лишь затем избранный епископ

ехал к«митрополиту в Киев для посвящения. Никогда, ни до Новгородской

республики, ни после, православная церковь не знала такого Демократического

порядка, чтобы сами верующие выбирали себе Духовного пастыря. Этот порядок

близок к протестантской традиции.

Любопытно, что в Новгороде процветали ереси. Еретические учения

представляли собой смесь иудейства с христианством. Приверженцы ересей

выступали за то, чтобы признать Ветхий Завет и даже ставили его выше Нового

Завета. Новгородские еретики отрицали монашескую и церковную иерархию,

отвергали поклонение иконам, отрицали троичность божества и божественность

Христа. Некоторые отказывались верить я бессмертие души. Попы часто

выступали против канонического византийского православия. В XIV — XV вв.

Новгород явился источником церковных ересей, которые потрясали православие.

Обратите внимание, гораздо раньше, чем на Западе, в Новгороде проявлялись

реформаторские тенденции по отношению к церкви и даже атеистические

настроения. Многое напоминало будущую европейскую Реформацию. После падения

Новгорода церковный Собор 1504 г. принял решение о беспощадном искоренении

ереси. Многие еретики были казнены жестоким образом: сожжены в клетке.

Другие попали в заточение.

В Новгородской и развивавшейся аналогично Псковской республиках,

активно шел процесс, формирования класса собственников. В Псковской судной

грамоте частная собственность была закреплена законодательно. Новгород

активно обзаводился колониями, превращаясь в метрополию западного типа. С

XI в. началась активная колонизация Карелии, Подвинья и обширного Северного

Поморья. Снаряжались торгово-промысловые экспедиции в Печорскую и Югорскую

земли. Расположенный в начале важных для Восточной Европы торговых путей,

связывающих Балтийское море с Черным и Каспийским, Новгород играл

посредническую роль в торговле.

Грамотность в Новгородской республике была распространена широко.

Читать и писать умели не только зажиточные люди, но и многие посадские, а

также крестьяне. Об этом свидетельствуют берестяные грамоты, найденные

археологами на раскопках в Новгороде. Уровень грамотности был выше, чем в

других русских землях. Уже в XI—XII вв. велась оживленная деловая, бытовая

переписка. Грамотой владели и женщины, о чем свидетельствует любовная

переписка. В одной из берестяных грамот читаем: "Я посылала к тебе трижды.

Что за зло ты против меня имеешь, что в эту неделю ко мне не приходил?"9.

Это письмо было написано девятьсот лет назад, на рубеже XI—XII вв., но

звучит вполне современно, так как касается вечных проблем любви и измены.

В условиях давления как с Запада, так и с Востока республика

стремилась сохранить независимость, отстоять свой тип развития. В борьбе за

независимость Новгорода особенно прославился князь Александр Невский. Он

проводил гибкую политику, делая уступки Золотой Орде и организуя

сопротивление наступлению католичества с Запада. Дореволюционная Россия

высоко ценила подвиг Александра Невского. Вот как писал о нем С.Соловьев:

"Соблюдение Русской земли от беды на Востоке, знаменательные подвиги за

веру и землю на Западе доставили Александру Невскому славную память на

Руси"10. Однако в самом Новгороде отношение к Александру было иное. Там

сохранялись устойчивые западнические настроения и ориентации, поэтому

Александра осуждали за то, что он делал уступки Золотой Орде.

Новгородская республика продержалась почти до конца XV в. С появлением

и усилением Московского государства стала ощутимой потеря независимости.

Стремление подавить новгородские вольности, симпатии к "латинству"

наблюдались со стороны Москвы с середины XV в. Давление Москвы усиливало

прозападные настроения в новгородском высшем обществе. В 70-е гг. XV в., то

есть накануне падения, высказывались настойчивые предложения о

присоединении к Литве. Негативно воспринималось все промосковское. В мае

1477 г. на вече были убиты три посадника по обвинению в предательстве

интересов Новгорода. У великого князя Московского они' пытались найти

помощь в борьбе с противной им группировкой бояр. Летопись объясняя это,

свидетельствует, что "не было от начала, как земля их стала" такого. Однако

принявшая католичество Литва не казалась большинству спасением.

Противостоять же Московскому князю Ивану III, имея только ополчение, было

нереально. В результате, в 1478 г., Новгород потерпел поражение. Москва

жестоко расправилась с прозападно настроенными представителями боярства,

торговыми людьми. Республика ушла в прошлое. После падения республики была

предпринята коренная ломка землевладения в Новгороде, конфискация у

опальных бояр земли. Однако, чтобы не вызвать открытого возмущения,

некоторое время Москва сохраняла отдельные традиции республиканского

Новгорода. Продолжали существовать непосредственные отношения с Ганзой,

прибалтийскими, скандинавскими государствами. В оформлении дипломатических

актов участвовали, наряду с наместниками Московского ^великого князя,

представители старого Новгорода — бояре и купеческие старшины.

В 1510г. Псковская республика была ликвидирована Василием III, который

предъявил псковичам ультиматум: вечевой колокол снять и подчиниться

великокняжеским наместникам. Псковичи, скрепя сердце, приняли ультиматум.

300 наиболее богатых семейств по приказу Василия III были выселены из

Пскова. Итак, исчез последний независимый островок на территории России,

имевший прогрессивный тип развития.

ЛЕКЦИЯ 2. ОТ РУСИ К РОССИИ

Московское государство: особенности возникновения

и развития

Колонизация земель на Северо-Востоке началась примерно в Х — Х! вв.

Скорее всего пионерами были новгородцы, которые активно колонизировали

окружающие территории. Миграция из района Киева интенсивно началась в XII

в., а может быть и несколько раньше. Междуречье Волги и Оки было заселено

народами финской (или финно-Угорской группы): меря, мордва, марийцы

(черемисы), мурома. Жили здесь также вятичи, кривичи. О жизни этих народов

в древности известно мало. До наших дней сохранились мордва, марийцы. По

особенностям их культуры можно судить о прошлом. Большинство финских племен

было постепенно ассимилировано (обрусели). Земли заселялись быстро, однако

в отличие от Киевской Руси городов здесь было мало, господствующим типом

селений были деревни. Считается, что именно смешение русских славян с

финнами положило начало формированию русского народа — великороссов. Они

отличались от русских славян Киевской Руси. Жили в другой географической

среде - в лесах, а не в степи. Другим был и образ жизни, а жизнеобеспечение

требовало больших физических усилий, тяжелого труда Произошло некоторое

изменение физиологического типа. Если на древних киевских иконах мы видим

овальные, тонкие лица, то в Суздальской земле тип другой: круглое лицо,

мягкие (невыраженные) черты лица и т.д.

Произошли изменения и в ментальности. Это отразилось прежде всего в

языке, в восприятии окружающего мира, в отношении к природе. Приверженность

православию сохранилась, но языческие традиции усилились.

Однако не меньшее, а, может, большее влияние по сравнению ^ финским

элементом на формирование русского народа и его общественной организации

оказал монголо-татарский фактор. Проблем. монголо-татарского влияния всегда

волновала русское общество. Две крайние позиции противостоят друг другу.

1. Монголо-татарское иго принесло разорение, гибель людей, задержало

развитие, но существенно не повлияло на жизнь и быт русских и их

государственность. Эту позицию защищали С. Соловьев, В. Ключевский, С.

Платонов, М. Покровский. Традиционна она и для советской историографии на

протяжении 75 лет. Главная идея заключалась в том, что Россия развивалась в

период монголо-татарского нашествия по европейскому пути, но начала

отставать из-за масштабных разрушений, человеческих потерь, необходимости

платить дань.

2. Монголо-татары оказали большое влияние на общественную и социальную

организацию русских, на формирование и развитие Московского государства.

Впервые эту мысль высказал Н.М. Карамзина затем ее развили Н.И. Костомаров,

Н. П. Загоскин и др. В XX в. эти идеи развивали евразийцы, которые считали

Московское государство частью Великого Монгольского государства. Есть

авторы (например, В.В. Леонтович), которые утверждали, что и крепостное

право было заимствовано Россией у монголов.

Прежде чем определить позицию, давайте посмотрим на исторические

реалии. Обратите внимание: общеупотребительное название по отношению к

нашествию - моиголо-питчарское — имеет чисто символический характер.

Русский летописец, описывая битву на реке Калка в 1223 г., характеризовал

их как "языци незнаеми... их же никто же добре н( весть, кто суть". Прошло

более семи с половиной столетий. Но историки, как и древний летописец,

констатируют, что этническая принадлежность народа, пришедшего на берега

реки Калка в 1223 г., не ясна. Собственно монголы составляли лишь небольшую

часть огромной армии завоевателей- (Вряд ли современные монголы имеют

прямые этнические связи с древними монголами, которые или погибли в бою,

или остались в завоеванных странах). Более определенно можно сказать о

населении Золотой Орды. Известно, например, что в XIV в. основную массу ее

населения составляли потомки половцев и других кочевых народов

причерноморских степей. Таким образом, когда речь идет о "монголо-татарах"

или "татаро-монголах", либо просто "татарах" или "монголах", под этим

названием подразумевается не полностью определенный народ, а возникшее в

начале XIII в. объединение десятков кочевых племен, где монголы составляли

малую часть. Кто бы они ни были, нашествие крайне разрушительно сказалось

на состоянии русских земель: они были отброшены на столетия назад. В чем

это выразилось? В районах нашествия были разрушены города, села, культурное

земледелие, ремесла. По подсчетам археологов, в XII - XIII вв. на Руси было

74 города. 49 были разорены Батыем, причем в 14 из них жизнь не

возобновилась, а 15 городов превратились в села. Запустели пашни, зарастая

бурьяном и лесом, исчезли многие ремесла.

Сократилась численность населения Руси. Люди гибли, многие попадали в

плен и превращались в рабов. Источники сообщают о тысячах русских рабов в

Орде. Если речь идет о тысячах, то по отношению к численности населения

того времени это много. Ведь средние города -Ростов, Рязань — имели

население не более 1000 человек. А самые крупные - Киев, Чернигов, Владимир

- 20-30 тысяч жителей. Поэтому масштаб рабства резко возрос. В рабство

уводили прежде всего искусных ремесленников и женщин. Излишек рабов

продавали на невольничьих рынках Крыма и Кавказа. Русских невольников

продавали в Египет, охотно покупали их в Италии. Особенно высоко ценились

русские женщины. Известно, что в 1429 г. за 17-летнюю русскую девушку была

заплачена самая высокая цена, которую когда-либо платили за рабов, - 2093

лиры. Пленные русские воины участвовали в походах Орды, воевали в Китае, в

других азиатских странах.

Как видно, основания для утверждения первой точки зрения есть. Но

только ли этим ограничивались последствия нашествия? Ведь Русь попала в

зависимость от Золотой Орды. Разоренная, она платила тяжелую дань серебром.

Более того, русские князья ездили в Орду, чтобы получить ярлык (право) на

княжение. Первым за ярлыком отправился в 1242 г. Александр Невский,

Последнее упоминание о поездке русского князя в Орду отмечено 1434 г.

(Василий Косой). Князья подвергались неслыханным унижениям, их могли просто

убить. Неужели это не оказывало существенного влияния? На этом основании

отдельные историки защищают вторую позицию, делают вывод, что Русь в период

монголо-татарского нашествия являлась частью Золотой Орды. Указывают, что с

разложением Золотой Орды, которое развернулось в XV в., Москва постепенно

взяла на себя управление ее территориями. Важным считается, что уже в XV в.

ряд татарских князей и мурз перешли на службу к князю Московскому. Однако

вряд ли с этой позицией можно согласиться в полной мере. Каковы очевидные

аргументы против?

1. Яса Чингисхана, правовой кодекс монголов, на территории Руси не

действовала. Не создали они и специальных законов для нее. На Руси

действовали собственные правовые нормы (они нашли отражение в судебниках).

2. Монголо-татары не устранили русских князей, не создали своей

династии на Руси, как это было в завоеванной ими Персии. Не имели они и

постоянного наместника или наместников с определенными функциями. Баскаки

назначались спорадически в отдельные места, не имели функций управления, а

наблюдали главным образом за сбором дани. Таким образом, систематического

управления Русью со стороны Золотой Орды не было. Управление находилось в

руках русских князей, а сношение с Ордой — главным образом в руках великого

князя

3. Русь сохранила свою духовную основу - православие. Сначала

языческая, а затем мусульманская Золотая Орда не настаивала на смене веры.

Из сказанного очевидно - нет оснований говорить, что в период монголо-

татарского нашествия Северо-Восточная Русь стала составной частью Золотой

Орды. Речь может идти о ее зависимости от Золотой Орды и монголо-татарском

влиянии на процесс формирования русского народа и Московского государства.

Причем это влияние было не прямое, а опосредованное. Влияли сам факт

господства на русской земле и атмосфера насилия на протяжении двух с лишним

столетий. Стремясь вернуть независимость, создавая свое государство с

центром в Москве, русские многое перенимали из общественной организации

противника. С XII по XVII вв. в Европе шло складывание современной

цивилизации в острой политической и религиозной борьбе. В общественно-

политической жизни боролись две тенденции.

Первая тенденция - сохранение средневекового общества с приоритетом

католических ценностей Священная Римская империя, или, как было

сформулировано в XVв., "Священная Римская империя германской нации",

наиболее ярко представляла эту тенденцию. Максимилиан I видел в Римской

империи осуществление идеи "Божьего государства" на Земле. Наибольшего

расцвета эта империя достигла при Карле V, последнем императоре, получившем

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.