бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


США в послевоенный период \1945-1960 гг.\

Советскому Союзу. Вопреки Московскому соглашению Трумэн утверждал, что он

не думает согласиться на признание новых правительств Румынии и Болгарии,

“если они не будут радикально изменены”. Он также заявил, что США должны

создать “сильное центрально правительство” в Китае и Корее. В этом письме

президент утверждал, что Росси необходимо противопоставить “железный кулак

и сильные выражения”. Он закончил свое сочинение словами: “Я устал

нянчиться с Советами”.

В этом документе, написанном президентом США всего через несколько

месяцев после окончания второй мировой войны, не только содержится отказ от

внешней политики Рузвельта, но и изгаляется агрессивная, антисоветская

программа, которую Вашингтон проводил в последующие годы. Здесь и политики

“с позиции силы”, и агрессивная, непримиримая дипломатия, названная вскоре

“ холодной войной”.

В борьбе вокруг ревизии внешней политики Рузвельта в правительстве и

конгрессе США взяли верх противники послевоенного советско-американского

сотрудничества, сторонники неизбежной войны. И если они воздержались от

доведения этой программы до ее логического конца до превентивной войны

против СССР, в которой они намеревались использовать свою монополию на

атомную бомбу, то это объясняется тем, что еще до того, как Советский Союз

создал атомное оружие, в авторитетных кругах США нашлись достаточно

здравомыслящие люди, доказывавшие, что в такой войне, которая, безусловно,

была бы длительной и напряженной. у США не было надежд на победу.

Борьба вокруг внешнеполитического курса США имела большое

историческое значение. От ее исхода зависело во много развитие

международных отношений в грядущие годы: сохраниться ли мирное

сосуществование или продлиться “холодная война”, сохраниться ли

соревнование в мирном строительстве или небывалая гонка вооружений. В тех

условиях борьба в США оказалась неравной: на стороне противников мирного

сосуществования, выражавших взгляды самых реакционных кругов американского

монополистического капитала, стояло абсолютное большинство правительства и

конгресса США, а также основные органы печати страны.

В этих условиях особую роль играет президент США. Было время, когда

против президента Рузвельта выступали 90% всех газет и журналов страны. Но

Франклин Рузвельт, апеллируя к широким массам избирателей, получал их

поддержку. Трумэн вообще не был способен на подобный шаг, а в данном случае

в этом не испытывал надобности: внешнеполитический воинствующий

империалистический курс Даллеса ему был несравнимо ближе, чем мирный курс

Уоллеса.

Вместе с ревизией внешней политики Рузвельта во взаимоотношениях с

СССР усиливалась активность американского империализма на Ближнем и

Дальнем Востоке. 4 июля 1946 г. вступил в силу закон о независимости

Филиппин, принятый конгрессом США по инициативе Франклина Рузвельта еще в

1934 г. Закон, подписанный президентом США 24 марта 1934 г., предусматривал

сохранение за США морских баз на Филлипинских островах.

Основное внимание и усилия дипломатии США на Дальнем Востоке после

окончания второй мировой войны были направлены на создание такого же

внутриполитического положения в Китае. В планах Экспансии США Филиппины

всегда рассматривались лишь как форпост для распространения влияния и

господства американского капитала на Китай.

На Ближнем Востоке активность американского капитала значительно

усилилась еще до окончания второй мировой войны. От ближневосточной

политики империалистических держав давно разит на весь мир нефтью. Нефтью

пропитана и политика США в этом районе.

По мере увеличения значения Ближнего Востока для нефтяных монополий

США возрастала политическая активность Вашингтона в этой части света.

4.5. Интервенция в Китай

Перед Вашингтоном встал вопрос: что делать, как “спасти” Китай от

коммунизма и включить его в орбиту американского империализма? В 1945-

1946 гг. в военных и дипломатических кругах США было много разговоров и

предложений о вторжении в Китай большими, достаточными для того, чтобы

разбить Народную армию и водворить там угодный Соединенным Штатам порядок.

Это, между прочим, признает и см Трумэн. Но руки оказались коротки.

Правительство США вынуждено было признать план открытой войны

американских войск против Народной армии Китая неосуществимым. Оно решило

действовать через Чан Кай-ши, оказывать ему всестороннюю помощь-военную,

политическую, дипломатическую, экономическую и др. Другими словами,

правительство США решило активно вмешиваться во внутренние дела,

осуществлять интервенцию в Китай, воздерживаясь вместе с тем от

непосредственных военных действий против Народной армии. Однако в ходе

гражданской войны морские и воздушные силы США участвовали не только во

вспомогательных операциях, но и непосредственных военных действиях против

Народной армии, а в некоторых случаях участвовали также американская пехота

и танки.

Официально на спасение режима Чан Кай-ши правительство США

ассигновало в виде подарков и кредитов 2 млрд. долл., но на самом деле было

потрачено 3-4 млрд. долл.

Поражение мирового империализма в Китае повлияло на всю дальнейшую

политику США во всем мире. Оно нашло свое отражение в неимоверной злобе

реакционных кругов американского империализма по отношению к

социалистическому лагерю, в неразумном, но упорном игнорировании,

непризнании Китайской Народной республики, в разжигании “холодной войны” и

в призывах к превентивной горячей войне.

После потери своих позиций в Китае американский империализм поспешил

выдвинуть “план Маршалла”-план “спасения капитализма” в Европе. Вслед за

этим планом, как увидим дальше, Вашингтон создал под своим руководством ряд

систем военных союзов в Америке, в Европе, на Ближнем и на Дальнем

Востоке.

5. “Холодная война”

5.1. “Доктрина Трумэна” и “план Маршалла”

“Холодная война”-это послевоенный внешнеполитический курс Вашингтона,

направленный против Советского Союза и других стран социалистического

лагеря. Это глобальная политики, которой следовали США в своих конкретных

дипломатических действиях в различных частях земного шара, ориентируясь не

на мирное сосуществование, а на неизбежную вооруженную борьбу двух систем.

Впервые слова: “Холодная война” произнес публично Бернард Барух 16

апреля 1947 г. в своей речи в законодательном собрании штата Южная

Каролина. Это сильное выражение, как и всю речь, заготовил для Баруха

известный журналист Геберт Своуп. Изречение Своупа подхватил Уолтер Липпман

и пустил его в оборот по многочисленным газетам, в которых печатались его

статьи. Вскоре слова “холодная война” начали широко употребляться в мировой

прессе, стали ходовыми во всех странах.

“Холодную войну” на Западе стали рассматривать не как эпизод, не как

кратковременное явление, а как процесс, затягивающийся на многие годы,

возможно, десятилетия. В соответствии с этим в Вашингтоне предприняли ряд

организационных действий по военной и политической линии.

В 1947 г., 25 июля, конгресс США постановил создать министерство

обороны, объединяющее сухопутные, военно-морские и военно-воздушные силы.

Для подготовки согласованной общей стратегии и для разработки планов

взаимодействия всех видов вооруженных сил был создан Комитет начальников

штабов, состоящий из пяти человек-председателем комитета, начальников

штабов армии, военно-морских и военно-воздушных сил, а также командующего

корпусом морской пехоты.

Вместе с тем конгресс решил создать Совет национальной безопасности

из пяти членов-президента и вице-президента США, государственного

секретаря, министра обороны и начальника Управления мобилизации.

Особое место занимает и вызывает много шума завоевавший худую славу

Центральное разведывательное управление - ЦРУ. ЦРУ было образовано при

Совете национальной безопасности как консультативный орган, координирующий

деятельность, суммирующий и обобщающий результаты всей разведывательной

службы США: армии, флота и авиации, Бюро по разведке и исследованиям

госдепартамента, информационного отдела Комиссии по атомной энергии, а

также Федерального бюро расследований (ФБР).

12 марта 1947 г. Трумэн произнес речь на объединенном заседании

сената и палаты представителей . Отметив вначале, что серьезность положения

заставила его явиться перед общим собранием конгрессменов, он обрисовал

мрачными красками положение в Греции. “Греческое правительство, -говорил

он,-работает в условиях хаоса и отчаяния... Греческая армия мала и плохо

экипирована. Она нуждается в снабжении и в вооружении для того, чтобы

восстановить власть правительства над всей территорией Греции”.

Признавая, что он предлагает вмешиваться во внутренние дела других,

далеких от Америки государств и что курс, который он рекомендует взять,

очень серьезный, Трумэн пытался оправдать свою политику тем, что США должны

вмешиваться в жизнь

других народов якобы для того, чтобы помогать большинству против

меньшинства. В действительности, как отметил Д.Горовиц в книге “Колосс

Свободного мира”, США неуклонно поддерживают за границей имущих против

неимущих, образующих явное большинство.

Заявив, что “мир не стоит на месте и что статус кво не нерушим”,

Трумэн дал понять, что США согласятся лишь с такими изменениями в мире,

какие они считают

правильными. Если, говорил он дальше, США откажутся “от оказания помощи

Греции и Турции в этот роковой час, то это будет иметь далеко идущие

последствия для Запада, так же как и для Востока”. И Трумэн просил конгресс

ассигновать на “помощь” этим двум государствам в течение ближайших 15

месяцев 400 млн. долл. В заключение Трумэн сказал, что США потратили на

вторую мировую войну 341 млрд. долл., что ассигнования, которые он сейчас

предлагает, это пустяки: всего лишь 0,1% расходов США на эту войну.

Обращение президента США 12 марта 1947 г. к конгрессу получило

название “доктрины Трумэна”.

Несмотря на проведенную подготовительную работу, “доктрина Трумэна”

встретила сильную оппозицию в конгрессе. Прения затянулись на два месяца. В

конгрессе многие отдавали себе отчет в том, что означает затея президента

США. Один конгрессмен в своем выступлении заявил: “Мистер Трумэн требует

вмешательства Америки в крупном масштабе в политические, военные и

экономические дела Балкан. Он говорит о таком вмешательстве также в другие

страны...Если бы это даже было желательным, США не так сильны, чтобы

управлять миром с помощью военных сил.” Трумэн сравнивал свою доктрину

с “доктриной Монро”. Но “доктрина Монро” предусматривала не вмешательство

Америка в дела других континентов. Трумэн не только распространил свою

доктрину на государства, расположенные в Европе и в Азии, но пошел гораздо

дальше. Монро выступил против вмешательства иностранных государств во

внутренние дела латиноамериканских стран. Трумэн взял на себя защиту

существующего строя Турции и Греции не только против внешней, но и против

внутренней угрозы. Он поступил так же, как за столетия до него “Священный

союз” европейских монархистов, который защищал старые реакционные режимы и

против которого как раз выступил Монро. Таким образом, между этими двумя

доктринами имеется существенное различие.

22 мая 1947 г. “доктрина Трумэна” вступила в силу. Конгресс,

санкционируя вмешательство США во внутренние дела стран Ближнего Востока,

одобрил поддержку Вашингтоном реакционных сил и режимов во всем мире, курс,

поистине чреватый далеко идущими последствиям. Своей доктриной Трумэн

добился того, что конгресс возложил на США односторонние обязательства, не

обеспечив себя ни союзниками, ни поддержкой ООН.

В соответствии с этой доктриной правительство Трумэна, в частности,

решило оказать военную помощь Франции в ее колониальной войне в Индокитае,

что в конечном итоге привело к скандальной и позорной для Америки войне во

Вьетнаме.

В Греции и Турции Вашингтон преследовал военно-стратегические цели,

и в их числе - подкрепление позиции нефтяных монополий США на Ближнем

Востоке. Но в общем большом плане “холодной войны” “доктрина Трумэна”

представляла лишь предварительную, подготовительную операция. Основным

полем действий в этой войне Вашингтон в то время считал Западную Европу.

23 мая 1947 г., назавтра после вступления в силу “доктрины Трумэна”,

Маршаллу

план оказания “экономической помощи” странам Европы. После всестороннего

обсуждения Маршалл изложил публично основные моменты этого плана в своей

речи 5 июня 1947 г. в Гарвардском университете. Так зародился “план

Маршалла”.

Этот план преследовал далеко идущие экономические, политические и

военно-стратегические цели. Западная Европа служит не только прямо, но и

косвенно важнейшим рынком для американского капитализма. Экспорт

продовольствия и сырья в Европу из Латинской Америки, Канады и других стран

увеличивает покупательную способность, а следовательно, и значение этих

стран как рынка для товаров США. В 1947 г. экспорт США превысил импорт

примерно в 2,5 раза, а экспорт США в Европу превысил импорт из Европы в 7

раз. Такой ненормальный баланс в американской торговле с Европой неизбежно

должен был в дальнейшем оказывать пагубное воздействие на все состояние

внешней торговли США. Принимая во внимание обострившуюся борьбу двух систем

в результате развернутой Соединенными Штатами политики “холодной войны”, в

Вашингтоне считали, что стабилизация и усиление позиций капитализма в

Западной Европе выгодны для США экономически и необходимы политически.

Между тем в первые послевоенные годы частный капитал США неохотно шел

за границу. Со временем окончания ленд-лиза в 1945 г. до весны 1949 г.

правительство США предоставило иностранным государствам в виде займов и

субсидий около 20 млрд. долл., а экспорт частного капитала из США составил

за это время лишь около 1,5

млрд. долл. А главное, в Вашингтоне в это время готовились планы

объединения капиталистической Европы против СССР. Для этого необходимо было

прежде всего подкрепить экономически и политически позиции капитализма в

Европе. И “план Маршалла” действительно послужил экономической и

политической основой для агрессивного военного союза. Спустя почти 20 лет в

сенате США открыто признали :

“План Маршалла положил основу Североатлантическому союзу”.

Таким образом “план Маршалла” наряду с некоторыми экономическими

задачами имел, как и “доктрина Трумэна”, военнополитическое назначение. Но

официально решили, как рекомендовал Совет по планированию политики,

преподнести этот план как чисто экономическое, даже филантропическое,

мероприятие. Маршалл в своей речи в Гарвардском университете заявил: “Наша

политика направлена не против какой-либо страны или доктрины, а против

голода, нищеты, отчаяния и хаоса.”

В общем “план Маршалла”, как и “доктрина Трумэна”, преследовал военно-

стратегические и политические задачи, но только несравненно более крупные.

Он также, хотя более осторожно, завуалированно предусматривал вмешательство

США во внутренние дела стран Западной Европы. Но формально Маршалл старался

придать своему плану демократическую окраску. Он говорил, что европейские

государства, желающие пользоваться его планом, должны сами проявить

инициативу и выработать детали этого плана, подсчитывая необходимые

средства и т.д.

В конгрессе США “план Маршалл” встретил более сильную оппозицию, чем

“доктрина Трумэна”. Ведь речь сейчас шла о несравненно более крупных

ассигнованиях. Первая сессия конгресса закончила свою работу, ничего не

предприняв в этом отношении.

Одновременно с подготовкой и проведением “плана Маршалла” США вместе

с Англией проводила в оккупированной Германии сепаратные действия,

срывающие выполнение решений Потсдамской конференции и работу Контрольного

совета четырех держав, восстанавливая западногерманские промышленные

монополии-застрельщиков двух мировых войн, подготавливая почву для

ремилитаризации Западной Германии и превращения ее в военного союзника США.

2 декабря 1946 г в Вашингтоне было заключено соглашение о слиянии

американской и английской зон оккупации в Германии, образовавших так

называемую Бизонью. Летом 1948 г. к ним присоединилась и французская

оккупационная зона , таким образом, создалась Тризония. 18 июня 1948 г.

США, Англия и Франция объявили

о проведении в западных зонах Германии сепаратной денежной реформы. Через

пять дней, 23 июня, самовольно, без санкций советских властей, они

распространили эту реформу на Западный Берлин, находившейся в советской

зоне и имевшей свободное общение с Восточным Берлином и вей Восточной

Германией. Западные державы своими действиями угрожали дезорганизовать

хозяйственную жизнь не только в Восточном Берлине, но и во всей Восточной

Германии. В ответ советские власти в Германии временно закрыли свободный

доступ в Берлин из западных зон.

Перечисленные сепаратные действия США, Англии и Франции помимо всего

прочего означали мероприятия по экономическому и политическому расколу

Германии. Они завершились образованием 21 сентября 1949 г.

западногерманского государства-Федерельной Республики Германии со столицей

в г. Бонне.

Вместе с обострением германской проблемы, с активизацией политики

“холодной войны” в Вашингтоне принимали меры к тому, чтобы втянуть в нее

государства Латинской Америки, обеспечить полную поддержку Соединенным

Штатам со стороны этих государств в Организации Объединенных Наций. Эти

цели США преследовали на конференции министров иностранных дел американских

республик в 1947 г. в Рио-де-Жанейро и на девятой панамериканской

конференции состоявшейся в 1948 г. в Боготе.

Конференция в Рио-де-Жанейро открылась 15 августа и продолжалась до

2 сентября 1947 г. Делегацию США возглавлял Маршалл. Перед закрытием

конференции в столицу Бразилии прибыл Трумэн и выступил перед делегациями

американских стран.

В Рио-де-Жанейро было повторено более обстоятельное решение

Чапультепекской конференции о том, что нападение на одну американскую

страну будет рассматриваться как нападение на все американские государства.

Участники конференции подписали договор о защите Западного полушария,

который в Вашингтоне комментировали как прообраз будущего

североатлантического пакта 1949 г.

На Ближнем Востоке в 1947-1048 гг. после принятия “доктрины Трумэна”

и “плана Маршалла” усилилась активность нефтяных монополий США. На

следующий день после опубликования “доктрины Трумэна”, 13 марта 1947 г.,

было сообщено, что американские компании решили инвестировать 227 млн.

долл. в нефтеносные земли Саудовской Аравии и строить нефтепровод из района

этих земель до Средиземного моря длиной в 1050 миль. 6 июля 1948 г.

появилось сообщение о получении американцами большой концессии на добычу

нефти в Кувейте.

К арабской нефти начали проявлять большой интерес крупнейшии нефтяные

монополии США.

Вашингтон втягивал в “холодную войну” Западную Европу и Южную

Америку, Ближний и Дальний Восток, придавал этой политике глобальный

характер, углублял и обострял ее в дальнейшем созданием военных союзов.

Правительство США развернуло и проводило “холодную войну” с одобрения и

благословения лидеров обеих больших партий в конгрессе, несмотря на то что

в отдельных вопросах между этими партиями обнаруживались известные

тактические разногласия.

Таков итог двухпартийной внешней политики 80-го конгресса. Такова

роль республиканцев и демократов в “холодной войне”.

5.2. “Закон Тафта-Хартли” и другие

Политика “холодной войны” не ограничивалась сферой деятельности

государственного департамента и Пентагона. Она охватывала не только

внешнюю, но и внутреннюю политику, экономику и общественную жизнь страны.

В США раздувалась шпиономания, которая превзошла все то, что

происходило когда-либо после первой мировой войны, когда американскую

буржуазию охватил “великий красный страх” Многие прогрессивные деятели и

ряд деятелей науки преследовались. Федеральное бюро расследований

установило наблюдение за миллионами американцев. В Вашингтоне рвала м

метала Комиссия по расследованию антиамериканской деятельности. В конгресс

беспрерывно вносились реакционные билли.

Агрессивная внешняя политика сопровождалась наступлением реакционных

сил внутри страны, небывалым нарушением гражданских прав, зафиксированных в

конституции США.

Как обычно в эпоху империализма, наступление реакции началось прежде

всего с похода против организованных рабочих. Билли К. Кейза и С. Хоббса в

1946 г. послужили прологом к общему наступлению монополистического капитала

на профессиональные союзы в 1947 г.

Формальным поводом для такого наступления считались успешно

завершившиеся крупные послевоенные стачки. В конгрессе США начали

жаловаться, что “дух сотрудничества и доброй воли между предпринимателями и

рабочими”, дух “классового сотрудничества” исчез. Но, как мы видели,

задолго до этих стачек, в 1944 г. и еще раньше, монополистический капитал

США решил после окончания войны повести всеобщую кампанию против

профессиональных союзов.

Закон Тафта-хартли поощряет штрейкбрехерство, затрудняет эффективное

пикетирование, позволяет существование компанейских союзов, запрещенных

“актом Вагнера”: по этому акту увольнение рабочих за участие в забастовке

или за активную профсоюзную деятельность признавалось незаконным и

предусматривалось что уволенные по таким причинам должны быть восстановлены

на работе и получить полную компенсацию за вынужденный прогул. Новый закон

фактически ликвидировал эти права рабочих.

Закон Тафта-Хартли предусмотрел ряд мер, препятствующих заключению

коллективных договоров. В сельском хозяйстве, в государственных учреждениях

и на предприятиях рабочим отказано было в праве на такие договоры. На

частных предприятиях предпринимателям предоставляли большие возможности для

отказа от заключения коллективных договоров.

По закону Тафта-Хартли любой профсоюз лишался права на заключение

коллективного договора, если кто-нибудь из его руководителей

“подозревается” в “коммунистических настроениях”. Поскольку “ подозревание”

и “настроение”-понятия расплывчатые, поскольку возможности, предоставленные

новыми антирабочим

законом предпринимателям для отказа от заключения коллективных договоров,

неограниченны.

Новый антирабочий закон предусматривал строгий контроль над

средствами профсоюзов, опубликование каждым союзом финансового отчета.

Профсоюзам Запрещалось использовать свои средства для политических целей,

для избирательных кампаний, а также для создания самостоятельных фондов

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.