бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


США в послевоенный период \1945-1960 гг.\

Со дня окончания войны на заводах и фабриках США наблюдалось падение

заработной платы. Заработная плата сокращалась номинально и реально. Она

падала номинально из-за прекращения сверх урочной работы, реально-из-за

роста цен на предметы первой необходимости , в частности на продукты

питания.

После окончания войны некоторые профсоюзы требовали повышения

заработной платы на 30%, с тем чтобы компенсировать рост стоимости жизни.

Капиталисты возражали, ссылаясь на то что рост заработной платы повлечет за

собой повышение цен на промышленную продукцию, в результате чего будет

инфляция , чреватая опасностями для экономики страны. Официальные

обследования и отчеты доказывали, что положение в промышленности таково,

что заработная плата может быть повышена на 25% без повышения цен на

промышленные изделия . Монополии, ставя своей целью разгром профсоюзов и

приняти е реакционного антирабочего законодательства, игнорировали эти

доводы, упорствовали и провоцировали стачки.

Многие капиталисты были уверены, что компенсацию потерь предприятий в

результате забастовок возьмет на себя государство на основе акта конгресса

1942г., предусматривавшего компенсацию в виде сокращения налогов за военные

и послевоенные расходы и убытки, связанные с реконверсией промышленности.

Такая уверенность еще больше увеличивала упорство монополии в борьбе с

рабочими.

В конце 1945 г. на совещании представителей 12 крупнейших корпораций

с капиталом в 1 млрд. каждая было решено совместно бороться против какого

бы то ни было повышения заработной платы.

Правительство Трумэна заняло вначале официально примирительную

позицию. В ноябре 1945 г. президент США созвал конференцию представителей

крупного капитала и лидеров профсоюзов. Трумэн желал продемонстрировать,

что в конфликтах между трудом и капиталом он по примеру Франклина Рузвельта

выступает посредником. Однако к этому времени бастующие рабочие уже имели

случай видеть действительные намерения президента Трумэна.

30 января 1946 г. конгрессмен из Южной Дакоты К. Кейз внес

драконовский билль против забастовок. В конце мая обе палаты конгресса

одобрили этот билль. “Билль Кейза” не только урезал права рабочих на

стачки, но фактически отменил многолетние завоевания трудящихся США.

Содержавшийся в нем пункт о наказании бастующих рабочих за то, что они

“мешают торговле между штатами”, означал отмену закона Клейтона 1914 г.,

означал, что существующий с 1890 г. антитрестовский “акт Шермана”

1 “Sun”, 14.04.1945.

будет в дальнейшем всецело направлен против рабочих и их союзов. Согласно

этому закону “ каждое объединение в форме треста или в другой форме,

ограничивающее торговлю между отдельными штатами, считается незаконным.

25 мая 1946 г. палата представителей поспешно одобрила антирабочий

законопроект, предложенный Трумэном. Она обсуждала его менее 40 минут.

председатель Конгресса производительных союзов в телеграмме, разосланной

членам сената, охарактеризовал этот законопроект как “попытку протащить

через конгресс США закон, единственной целью которого является уничтожение

рабочего движения в стране”. Бывший министр финансов Генри Моргенау заявил,

что “Трумэн решил открыто и окончательно отказаться от наследия Рузвельта”.

Решение палаты представителей вызвало такое возмущение во всех

профсоюзных организациях, а также в других прогрессивных кругах, что даже

сенат вынужден был смягчить этот законопроект-изъять из него параграф о

принудительной мобилизации бастующих рабочих в вооруженные силы.

Стачки служили только поводом для открытого похода реакции. Дискуссия

в сенате подтвердила, что дело не столько в стачках, сколько в общей

политике монополистического капитала США, избранной им при решении проблем

внутреннего и международного положения, сложившегося в итоге второй мировой

войны.

Поход реакции за ликвидацию так называемого рузвельтовского наследия

далеко не ограничивался кампанией за запрещение стачек. Сюда прибавилась,

как увидим дальше, и антикоммунистическая истерия, и бешеная активность

комиссии по расследованию антиамериканской деятельности, и проверка

лояльности, и многое другое. Но, объявляя поход за возвращение к

дорузвельтовским порядкам, монополистический капитал США по опыту реакции в

других странах в эпоху империализма направил прежде всего главный огонь

против выросших и окрепших в годы президентства Франклина Рузвельта

профсоюзов, против организованных рабочих.

3.4. От изоляционизма к претензиям на руководство

миром

Вторая мировая война положила конец изоляционизму как влиятельному

направлению во внешней политике США.

В действительности изоляционизм окончательно не забыт. Во всяком

случае, во время войны неоднократно о нем напоминали в политических кругах

США.

Вскоре после окончания войны, 19 декабря 1945 г., президент Трумэн в

послании конгрессу США заявил: “Нравится ли это нам или нет, мы все должны

признать, что победа, которую мы одержали, возложила на американский народ

постоянное бремя ответственности за руководство миром”.

Во внешней политике США давно выработался своеобразный метод, прием,

свойственный американской дипломатии и характерный для нее. Этот прием

сводится к тому, что Вашингтон декларирует определенную доктрину в

вопросах, жизненно важных для других стран и затрагивающих интересы третьих

государств, не спрашивая ни тех, ни других. На основании односторонней

декларации государственный департамент присваивает себе определенные

международные права, труда, чтобы другие государства признавали, соблюдали

и уважали их.

Впервые такой дипломатический метод был применен в 1823 г., когда

была объявлена “доктрина Монро”, как Америка с середины 20 в. отличается от

Америки первой четверти 19 века. Вместе с тем старые и новые

внешнеполитические доктрины имеют очень существенные черты. “Доктрину

Монро” в дни ее возникновения пытались оправдать тем, что она имеет “

справедливое начало”, “прогрессивную сторону”, что она направлена против

опасности агрессии со стороны крупнейших европейских держав в Западном

полушарии, где восставшие народы боролись за независимость, за

самостоятельное государственное существование.

Вопрос о том, руководствовались ли инициаторы “доктрины Монро”

справедливым, прогрессивными побуждениями, остается предметом спора. Но

бесспорно, то что эта доктрина с самого начала имела другую, обранную,

претензионную, агрессивную сторону. Она поставила под опеку США страны и

народы, которые они могут использовать по своему собственному усмотрению,

когда хотят и как хотят без малейших обязательств перед кем бы то ни было.

После окончательного отказа от изоляционизма программа американского

империализма сводилась конечном итоге к распространению в модифицированном

виде приспособленной к современным условиям доктрины “открытых дверей” на

весь мир, сопровождая и подкрепляя ее по мере надобности и возможности

вооруженными силами.

В Вашингтоне были убеждены, что там, где “двери открыты”, там,

учитывая промышленную мощь и финансовые возможности США, обеспечено

господство американского капитала. Программа “открытых дверей” во всем

мире, программа создания негласной колониальной империи-это программа

мирового господства Соединенных Штатов Америки .

Послевоенное мировое развитие наглядно показало неосуществимость и

авантюризм программу мировой политики Вашингтона, привело к кризису этой

политики. Но эта программа глубоко засела в умах правящих кругов США и

служила постоянной помехой к налаживанию сотрудничества между государствами

социалистической и капиталистической систем, доводя внешнюю политику США,

по выражению государственного секретаря Даллеса, до балансирования “на

грани войны”.

Еще до окончания второй мировой войны в Вашингтоне развернулась

большая дипломатическая подготовка к проведению программы руководства

миром, мировое господство, к созданию блока обеспечения господствующего

положения США в будущей Организации Объединенных Наций.

Суть этой программы выразил в своем выступлении президент США Трумэн

на открытии сессии Генеральной ассамблеи ООН 23 октября 1946 г., хотя на

этой международной трибуне Трумэн, бравируя силой Америки, вынужден был

заявить, что эта сила, будет использована “ интересах мира и

справедливости”. Заявив вначале , что “это собрание-символ того, что

Соединенные Штаты отказались от политики изоляционизма”, президент США

заключил: “Применение силы или угроза применения силы с целью нарушения

мира в какой бы то ни было части мира непосредственно затрагивает интересы

американского народа. Ход истории сделал нас одной из сильнейших стран

мира. Этим самым на нас возложена особая ответственность за сохранение

нашей силы и за использование ею в интересах справедливости в таком

взаимозависящем мире, каким наш мир является теперь”.

Однако идея руководства миром, которую президент США Трумэн

официально провозгласил во время работы двух систем, к этому времени

настолько укоренилась в руководящих кругах американского империализма, что

Вашингтон вскоре взял курс на ревизию решений глав трех правительств в

Потсдаме, курс на превращение Западной Германии в военно-экономическую базу

антисоветских агрессивных блоков.

На Дальнем Востоке политика мирового господства Соединенных Штатов и

связанная с ней мировая система баз США и военных союзов также подорвала

демилитаризацию Японии.

Итак, экспансионистские силы американского империализма, избавившись

от груза и тормоза изоляционизма, проводя под флагом “всемирной

ответственности” политику мирового господства, строя с этой целью всемирную

систему баз и создавая агрессивные военнополитические блоки, взяли вскоре

после окончания войны курс на ремилитаризацию Японии и Германии, на

превращение своих недавних заклятых противников в военных союзников.

4. Реконверсия

4.1. От военной к мирной экономике

К переходу от военной к мироной экономике США готовились долго и

основательно. Учитывая трудности и опыт такого перехода мировой войны,

правительство США начало заблаговременно готовиться к реконверсии.

Задача была довольно сложной: во время второй мировой войны

производство для военных целей дошло до двух третей всей промышленной

продукции и составило почти половину валового национального продукта США.

Однако решение проблем реконврсии охватывало значительно более

широкий круг вопросов-производственных, финансовых, внутри- и

внешнеполитических. Безработица, заработная плата, цены и тарифы,

железнодорожные фрахты и внешняя торговля, неиспользованная военная

продукция и государственные военные заводы-таков далеко неполный перечень

проблем, связанных с реконверсией.

Самое большое место занимала проблема занятости населения . Массовая

безработица после войны в США величайшей угрозой для американского

капитализма. Поэтому так тщательно готовились и так много говорили о

реконверсии.

Все разговоры и планы реконверсии исходили из того, что после второй

мировой войны хозяйство США в своем развитии будет напоминать хозяйство тех

лет, которые последовали после первой мировой войны.

Воспоминания о прошлом увеличивали тревогу о будущем-о возможности

прихода нового большого экономического кризиса, в котором, как признавали в

руководящих кругах США, может решиться судьба капитализма.

Через три недели после капитуляции Японии президент Трумэн направил

конгрессу США пространное послание о переходе от военной к мирной

экономике. Но за две недели до отправления этого послания 85% предприятии

промышленности США уже было освобождено от государственного контроля.

Вокруг программы реконверсии развернулась борьба в конгрессе и в

стране. Борьба по существу сводилась к тому, н кого возлагалась основное

бремя последствий войны и издержек переходя от военной экономики к мирной,

и носила сугубо классовый характер между трудом и капиталом, между

организациями рабочих и Национальной Ассоциацией Промышленников. НАП,

которая в свое время не ужилась с “новым курсом” Рузвельта и не мирилась с

“актом Вагнера”, имела свой собственный совет по вопросам реконверсии. Этот

совет опубликовал в марте 1943 г. свою программу. Он требовал сокращений

налогов на прибыль, ликвидации контроля над ценами, но сохранная контроля

над “ замороженной” в военное время заработной платой. НАП высказывалась

против вмешательства государства в экономику, против больших

государственных расходов, за содействие расширению экспорта США и в то же

время за ограждение внутреннего рынка Америки от иностранной конкуренции.

Особенно НАП ополчилась на “закрытую мастерскую”, характеризовала ее как

чуждую “свободному американскому предпринимательству”. В таком духе

выступал и Комитет

экономического развития и Торговая палата США, создавшая свою комиссию по

послевоенной экономической политике еще в 1942 г.

Трумэн в своем послании конгрессу о реконверсии указывал на

необходимость реализации накопившегося за время войны государственного

имущества. Он остановился на административной стороне вопроса, на том, кто

и какие органы должны заниматься реализацией, продажей государственного

имущества. Но он обошел молчанием вопрос о том, кому это имущество должно

быть продано.

Характерно, что Трумэн в своем послании о реконверсии акцентировал

внимание на необходимости сохранения больших запросов стратегического сырья

в мирное время, двухлетней обязательной воинской повинности, проведения

программы научно-исследовательских работ, которые, как он отмечал,

диктуются уроками войны. Это лишний раз показывает, насколько не

соответствует действительности последующие утверждения Вашингтона, что

после окончания второй мировой войны США полностью демобилизовалось.

Больше всего места в послании конгресса о реконверсии Трумэн уделил

проблеме безработице. Он, как и многие другие тогда в США, предсказывал

неизбежность массовой безработицы в связи с окончанием войны. Трумэн не

называл цифр. НО другие авторитетные лица еще в 1044 г. утверждали, что

после окончания войны число полностью безработных в США будет колебаться в

пределах от 7 млн. до 12 млн.

В США настолько были уверены в неизбежности послевоенной массовой,

многомиллионной безработице, что публиковали фантастические подсчеты по

этому поводу.

В общем в США много говорили и долго готовились к переходу от военной

экономики к мирной. Однако, как писал известный американский журнал,

“капитуляция Японии застала Америку не подготовленной к решению проблем

реконверсии”. И если реконверсия прошла легче, вызвала меньше потрясений,

чем ожидали, то это объясняется тем, что ни в США, низа их пределами не

учли значения экономических итогов войны, недооценили значение “отложенного

спроса”, предстоявшего большого жилищного строительства и обновления

автомобильного парка, как и не предвидели обновления в значительных

размерах основного капитала и больших послевоенных капиталовложений в

промышленность.

4.2. Классовая борьба

Материально положение рабочего класса США после окончания войны

ухудшилось прямо и косвенно. Прекращение сверхурочной работы и рост цен

повлекли за собой падение номинальной и реальной заработной платы.

Рост цен сокращал реальную заработную плату гораздо сильнее, чем

показывала официальная статистика. ПО официальным данным, ко времени отмены

контроля над ценами (к 1 июля 1946 г.) индекс стоимости жизни в США был на

треть выше, чем до войны. Но этот индекс не учитывал роли “черного рынка” в

повышении стоимости жизни в Соединенных Штатах.

Недостаток продуктов по фиксированным ценам, в частности мяса,

заставлял население США покупать продукты по повышенным ценам. Отмена

контроля над ценами показала, насколько действительно выросла стоимость

жизни.

Все это приводило не только к волнениям, но и к забастовкам. Как

например забастовка на крупнейших автомобильных заводах “Дженерал

Моторс”.

Правительство Трумэна старалось разыграть роль беспристрастного

арбитра. Но это ему не удалось. 14 февраля оно объявило новую политику

заработной платы и цен, позволяющую повышать цены, если интересы компании

страдают в результате изменений, внесенных в заработную плату.

Невиданная ранее стачечная волна в США имела политическое значение и

политические последствия. В разгар стачек среди бастующих рабочих были

слышны голоса о необходимости создания третьей, массовой партии

американского пролетариата. НО эти голоса не получили широкого отклика. В

отличие от стачек, последовавших за первой мировой войной, забастовки 1945-

1946 гг. не выдвигали политических программ.

Капиталисты вначале упорствовали: но потом были вынуждены пойти на

уступки.

Величайшая в истории стачечная волна, большие массовые забастовки,

прокатившиеся по стране, впервые в истории США обошлись без вооруженных

столкновений, без мобилизации национальной гвардии, без вмешательства

войск.

Международное положение и внутриполитическая обстановка заставили

правительство и большинство конгресса США склонить капиталистов к

компромиссу.

4.3. Начало президентства Трумэна

Окончание войны с Германией и реконверсия совпали с началом

президентства Трумэна. !2 апреля 1945 г., через два часа после того, как

Трумэн узнал о смерти Франклина Рузвельта, он принял в Белом доме

полагающуюся по конституции присягу. Гарри Трумэн стал 33-м президентом

США.

Трумэну пришлось возглавить государство после второй мировой войны.

Он был первым президентом, который отказался от вековой традиции и заключил

военные союзы со многими государствами. Начало его президентства совпало с

началом использования атомной энергии для военных целей. В условиях новых

больших и сложных внутренних и международных проблем особенно отчетливо

проявилась духовная скудость, политическая ограниченность и неуклюжесть

Трумэна.

К первой годовщине его пребывания в Белом доме редактор газеты самого

большого города родного штата Трумэна-Сен-Луиса писал:”Мы в Миссури никак

не можем забыть, что мистер Трумэн “политическая случайность”. Мы знали его

как неудачного фермера и мелкого торговца, включившегося в местную

политику, чтобы зарабатывать на жизнь”.

Появление Трумэна в Белом доме резко подчеркивало значение потери

Рузвельта. Через полтора года после смерти Рузвельта известный американский

журнал констатировал, что у Трумэна отсутствует опыт и престиж.

Через несколько месяцев после его перехода в Белый дом Институт

общественного мнения Дж. Гэллапа утверждал, что 87% опрошенных граждан

страны одобряют деятельность Трумэна как президента США. Эти итоги, по

данным Гэллапа, были на 3% выше того максимального уровня, который когда-

либо получал Франклин Рузвельт при соответствующем опросе населения. Правда

в конце следующего, 1946 г. при таком же опросе общественного мнения за

Трумэна высказалось лишь 32%, а в 1948 г.-36%. Но в том же, 1948 г. он

победил на президентских выборах. Отношение общественности к Трумэну

неоднократно резко менялось. Временами он обнаруживал удивительную,

загадочную силу, оказывал влияние на широкий круг избирателей.

Выступив 12 апреля 1945 г. в должность президента США. Трумэн дал

свои заверения в том, что “будет продолжать политику Рузвельта и сохранит

кабинет”. Но начал он свою деятельность в Белом доме с ликвидации “наследия

Рузвельта”, разгона его кабинета и отстранения основных его кадров.

За первые три месяца пребывания в Белом доме Трумэн сменил 6 из 10

членов кабинета, а через полтора года после начала его президентства в

кабинете Трумэна из всех бывших членов правительства Рузвельта остался

один морской министр Дж. Форрестол, который никакой роли в прогрессивных

мероприятиях Рузвельта не играл.

Так Трумэн выполнил свое обещание сохранить кабинет Рузвельта.

4.4. Ревизия внешней политики Рузвельта

С изменением состава правительства менялось и его политическое

направление, изменялась не только внутренняя: но и внешняя политика

Вашингтона.

Еще в ходе войны Рузвельт высказывал предположения о будущих

разногласиях между победителями. Но вместе с тем он указывал, что прочный

мир может быть построен только в сотрудничестве с СССР .

Вскоре после смерти Рузвельта правительство Трумэна взяло во внешней

политике совершенно другой курс, курс, не поощряющий компромиссов, курс,

направляемый теми агрессивными кругами монополистического капитала США,

которые еще до вступления в войны выдвигали программу американского

господства в послевоенном мире.

Агрессивная, антисоветская, опасная послевоенная внешняя политика

Вашингтона вызвали протесты в прогрессивных кругах США. В первые полтора

года президентства Трумэна эта политика наталкивалась на оппозицию в самом

правительстве. Трумэн заставил недовольных его внешней политикой, как и

внутренней, политикой оставить правительственный кабинет. С уходом Уоллес

разногласии в правительстве по вопросам внешней политики прекратились.

Еще во время войны в Вашингтоне установилась в известной мере

двухпартийная внешняя политика. Рузвельт всячески старался ладить с лидером

республиканцев сенатором Вандербергом, как главным авторитетом

оппозиционной партии по международным вопросам. В феврале 1945 г. Рузвельт,

учитывая роль Вандерберга в республиканской партии и его влияние в сенате,

включил его в состав делегации США на конференции в Сан-Франциско. Но одно

дело - двухпартийная внешняя политика при Рузвельте, а другое дело при

Трумэне.

После победы республиканцев на выборах в 80-й конгресс Вандерберг

стал председателем комиссии по иностранным делам сената. Но еще задолго до

этих выборов Вандерберг, у которого с Трумэном сложились личные

доверительные отношения в сенате еще до войны, оказывал как участник

важнейших международных политических конференций большое влияние на

президента США, чем государственный секретарь Бирнс.

Бирнс много лет представлял в демократической партии и в конгрессе

США южных консерваторов. НА посту государственного секретаря, на котором он

находился с середины 1945 г в течение полутора лет, Бирнс, как он сам

неоднократно подчеркивал, проводил “двухпартийную политику”. Но

“двухпартийная политика” в понимании даже такого реакционера, как Бирнс, не

всегда устраивала Вандерберга, а следовательно, и Трумэна.

5 января 1946 г. в Белом доме Трумэн зачитал Бирнсу свое письмо о

необходимости жесткой и по существе непримиримой политики по отношению к

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.