бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Социальная структура средневекового японского общества

вводило различные ограничения и их деятельность, осуществляло скрупулезный

надзор за выпускаемой продукцией и выходом ее на рынок.

В эпоху Эдо (токугавский период) ремесленники были разделены на 3

категории, которые в свою очередь имели свои деления:

- ремесленники, имевшие собственный магазин;

- ремесленники, выполняющие работу на месте;

- странствующие ремесленники (которые имели свои разряды в

зависимости от причин своего «странствия»).

Торговцы (купцы)

Купцы как и ремесленники являются городским сословием. Торговцы

находились в сословной иерархии Японии ниже крестьян и ремесленников. Это

было связано с более поздним вывыделением торговли как рода занятий, и с

тем, что торговцы, ничего не производя, наживались на чужом труде.

В IX-X вв. в период господства натурального хозяйства торговля в

основном велась доставляемыми китайскими и корейскими купцами предметами

роскоши и экзотическими товарами, получаемыми у айнов, покупателями

являлись двор, аристократия и храмы, а сделки осуществляли чиновники, но в

середине XI-XIII в. произошли значительные изменения. Началась широкая

торговля товарами повседневного спроса, которой стали заниматься уже не

чиновники, а купцы, выходцы в первую очередь из ремесленников и других

профессиональных групп. С середины XI в. и японские торговцы стали активно

вывозить товары на континент (в Китай).

Внешняя торговля ускоряла развитие внутренней. В XII в. редко, а в

XIII в. уже чаще начинают появляться вотчинные рынки, поскольку с XI-XII

вв. увеличивается доля остающегося у местных феодалов и богатых крестьян

прибавочного сельскохозяйственного и ремесленного продукта. Все они выходят

на вотчинные рынки, создаваемые местными феодалами около своих усадеб.

Появление избыточного продукта в крестьянском хозяйстве, увеличение объема

получаемой феодалами ренты, развитие ремесла стимулировали рост торговли. С

XIII в. городские купцы стали облагаться налогом.

Наличие местных рынков делало возможным коммутацию ренты (из

натуральной в денежную форму). Владельцы сёэн все более начинают зависеть

от периферийных рынков, поскольку должностные лица их вотчин закупали на

этих рынках те продукты и изделия, которые не могли получить в своих

вотчинах, а продавая продукцию вотчин, получали необходимые деньги.

Появляются оптовые торговцы (тоимару), специализировавшиеся на хранении и

отправке в столицу собранных в счет налогов продуктов. Со второй половины

XII в. активно действуют ростовщики, с конца XII в. появляются денежные

векселя.

С начала XIV в. наблюдается расширение масштабов торговли. Если в

предшествующий период ремесленные цехи одновременно занимались и торговой

деятельностью, то теперь возникают специализированные торговые гильдии

(кабунакама). В то же время торговлей продолжали заниматься и ремесленные

цехи. Стала процветать деятельность ростовщиков, которые часто одновременно

занимались производством сакэ, бакуфу использовало склады таких ростовщиков

в качестве хранилищ поступавшего в счет налога риса. Пользуясь

затруднениями владельцев сёэн при сборе налога, ростовщики брали последний

на откуп, внося заранее сумму предполагаемого налога, а затем с помощь

военных губернаторов и местных феодалов выбивали налоги с крестьян.

Специализировавшиеся на перевозке продуктов, уплачиваемых в счет налогов,

торговцы тоимару значительно расширяют сферу своей деятельности, постепенно

превращаясь в торговцев-посредников, занимающихся продажей и перевозкой

различных товаров, ростовщической деятельностью. Базой их операций

становятся расположенные на побережье города, совмещавшие функции

территориальных рынков и перевалочных пунктов, т.е. выполнявшие роль

посредников между центром и периферией. Если до XIV в. рынки являлись

местами временного сбора торговцев, то в XIV-XV вв. купцы уже жили на

территории рынков и постоянных домах-лавках. Владельцы таких лавок вели

свое происхождение от оседавших странствующих торговцев, ремесленников и

возчиков, ранее проживавших при провинциальных управлениях и в сёэн,

крестьян.

Как уже упоминалось, с развитием производства и торговли к XVII

появляются купцы-скупщики, становящиеся со временем капиталистическими

предпринимателями. Торговый капитал завоевывал все более и более прочные

позиции в жизни города. Особенно большим влиянием пользовались гильдии

оптовых торговцев каким-либо одним видом товаров или монополизировавших

торговые операции в определенной части страны.

Регламентации токугавского правительства, объявлявшие «борьбу с

роскошью» и распространявшиеся на купечество, как и на других горожан,

запрещали ношение шелковой одежды, золотых и серебряных украшений,

строительство просторных домов. В действительности купечество

сосредотачивало в своих руках значительные капиталы и редкостные предметы

роскоши. Осакское купечество (г.Осака), обходя регламентации в отношении

жилых помещений, создало даже особый тип строения – «Осака госи», в котором

строго соблюдалась регламентированная ширина фасада (9 м), зато в глубину

квартала дом имел протяженность в четыре раза больше. К тому же, чтобы не

платить налог на окна, делали полностью глухой фасад с одной узкой дверью,

закрытой, как окно, деревянной решеткой и пропускающей свет в помещение.

Скромность и безыскусность фасада восполнялась богатством и роскошью

интерьера.

Правительство, получая от купечества кредиты, в очень редких случаях

пыталось препятствовать концентрации богатств в его руках. Поэтому

положение купечества отличалось менее строгими регламентациями, чем

положение ремесленников и крестьян. Они также как и остальные сословия

имели строгое деление на разряды/категории. Но в отличие от крестьян и

ремесленников, которых делили на категории «сверху» (военное

правительство), купцы делились на категории по своим собственным правилам.

Купцы в своей деятельности руководствовались общими правилами/уставом,

который предписывал усердно работать и избегать некоторых вещей. Например,

купец не должен был спонсировать благотворительные турниры борцов,

совершать поездки в Киото, играть в азартные игры, заниматься поэзией,

вступать в дружеские отношения с представителями низших классов (гейши,

актеры театра Кабуки и т.п.), брать уроки иай-юцу (искусство быстрого

рисования) и владения мечом.

Служители храмов (священники) и монахи

Хотя священники и монахи не выделялись в отельное сословие, они имели

большое влияние в Японии. Традиционной японской религией является синтоизм.

С VI века в Японию из Китая проникает буддизм. На протяжении веков религии

существуют параллельно, взаимопроникая друг в друга (например, синтоистские

божества отождествляются в буддизме с воплощениями Будд и бодхисаттв). То

одна, то другая религия становится главенствующей в стране, получая

поддержку от правительства. В повседневную жизнь простого человека входят

как синтоистские так и буддийские обряды.

Синтоистские храмы и буддийские монастыри обладают значительными

правами и собственностью, возникающей в результате пожертвований как

простолюдинов, так и феодалов. У них имеются свои земли, которые

обрабатываются как самими монахами (в монастырях), так и зависимым

крестьянством.

Жизнь монахов и священников меньше подвержена регламентации (хотя в

токугавский период она усилилась), чем жизнь остального населения. Внутри

монастырей они живут по своим законам, сложившимися в течении веков или

установленными основателями их учений. На протяжении долгих веков

священники и монахи являлись своего рода интеллигенцией Японии, при храмах

существовали школы, в которых обучалась знать. Монахи были учителями,

поэтами, музыкантами, художниками. Ритуальные представления в храмах

послужили началом развития искусства танца и театра.

Низшие слои населения

Люди не принадлежащие ни к одному из 4-х сословий и не являвшиеся

священниками и монахами считались в Японии людьми низшего сорта,

отверженными. Не являясь членами жесткой социальной иерархии, они не могли

исполнять свой долг – служить своему господину.

Среди низших слоев общества можно выделить японских «неприкасаемых»

(этб). Они селились обособленно, в «избыточных селах» (амабэ, амари-бэ),

имели мизерный клочок земли, меньший даже, чем у обычных крестьян.

Занимались они преимущественно ремеслом, убоем скота, обработкой кожи, что

запрещалось буддизмом.

К низшим слоям населения относились и уже упоминавшиеся нами ронины

(бродячие самураи).

Ронин

Самураи без господина, которые выпадали из подданнической иерархии

феодального общества Японии. Самурай мог стать ронином по разным причинам:

из-за естественной смерти своего господина, из-за его гибели в бою, из-за

собственного проступка, из-за сокращения его сюзереном численности войска.

Хотя некоторые ронины, становились крестьянами и монахами, многие из них не

могли привыкнуть к своему новому статусу и часто становились вне закона,

примыкая к бандитам и пиратам. Известный случай с 47 ронинами произошел в

начале XVII в. После того как однажды их господин получил невыносимое

оскорбление и, стремясь избежать позора, совершил сэппуку, 47 ронинов

задумали отомстить за него, в ходе мщения все они погибают. Как

замечательный пример бусидо, самурайского кодекса этики, этот инцидент стал

любимой темой литературы и театральных постановок Японии.

Так или иначе ронины, теряя положение в обществе, обретали свободу,

которую могли использовать для самосовершенствования, не стесненные

прежними сословными ограничениями. Как воины они представляли собой период

«ренессанса» в классической Японии. Они были искателями приключений,

стремились к духовному и физическому обновлению, были разительным

контрастом обществу жесткой стратификации средневековой Японии.

Ронины, поселяясь в городах пополняли ряды «свободных профессий» -

становились учителями, художниками, поэтами, мелкими служащими. Часто

пополняли они и ряды японских шпионов ниндзя.

Ниндзя

Ниндзя в буквальном переводе «лазутчик». Корень слова нин (или, в

другом прочтении, синобу) – «красться». Есть и другой оттенок смысла –

«претерпевать, выносить». Ниндзя выполняли в ходе междоусобных войн

поручения, исполнить которые было ниже достоинства самураев: саботаж,

шпионаж, заказные убийства, проникновение в тыл противника и т.п. Процесс

выделения ниндзя в обособленный социальный слой, в замкнутую касту шел

параллельно со становлением самурайского сословия и почти тем же путем.

Возросшая мощь самурайства впоследствии позволила ему занять независимое

положение в общественной жизни Японии и даже прийти к власти, между тем как

разрозненные группы ниндзя никогда не представляли и не могли представлять

сколько-нибудь значительной военной и политической силы.

Ниндзя объединялись в секретные клановые организации. Будучи исключены

из государственной системы феодальных отношений, ниндзя выработали свою

иерархическую классовую структуру, отвечавшую потребностям такого рода

организаций. Во главе общины стояла военно-клерикальная элита (дзёнин).

Иногда дзёнин контролировали деятельность двух или трех смежных рю (кланов

связанных узами кровного родства). Руководство осуществлялось через среднее

звено – тюнин, в обязанности которого входила передача приказов, подготовка

и мобилизация рядовых исполнителей нижнего звена (гэнин). Работой по

налаживанию явок, строительству укрытий, вербовке осведомителей, а также

тактическим руководством всеми операциями ведали тюнин. Они же вступали в

контакт с нанимателями – агентами крупных феодалов. Тем не менее договор

заключался между дзёнин и самим даймё (князем). Ниндзя как и самураи в

совершенстве владели воинскими искусствами. К XVII в. насчитывалось около

семидесяти кланов ниндзя.

Образ ниндзя со временем обрастал легендами, в XX в. он стал одним из

героев популярных боевиков, имея мало общего со своим историческим

прототипом.

Ямабуси

К деклассированным элементом можно отнести и различных бродяг и

отшельников. Так в Японии в средние века популярны были горные отшельники

ямабуси («спящие в горах») последователи традиции сюгэндо – синтеза

эзотерического буддизма, даосизма, древних культов (культа гор). Ямабуси

были врачевателями, магами, мудрецами, доносившими учение Будды до простого

народа. Особенно возросло влияние ямабуси на народ в период ужесточения

регламентаций при сёгунате Токугава, когда главной функцией буддийских

священников стало отправление заупокойно-поминального культа. В глазах

крестьян настоятель местного храма во все большей мере становился такой же

чуждой фигурой, как и сборщик податей. Несравненно большую близость

испытывали они к странствующим ямабуси, которые по-прежнему исцеляли,

утешали, просвещали людей, рождая своим участием в их повседневных делах и

заботах чувство облегчения своей участи.

Упоминаются ямабуси и как духовные наставники ниндзя.

Гейша

Гейши – класс женщин в Японии, профессионально занимающихся танцами и

пением. Слово имеет китайское происхождение и обозначает человека,

обладающего развитыми художественными дарованиями. Иногда слово «гейша»

ошибочно употребляется европейцами для обозначения японской проститутки.

Традиционно, до недавнего времени, гейша начинала обучение в 7 лет и, когда

она достигала достаточного мастерства, ее родителями заключался контракт с

нанимателем гейш на несколько лет. Гейша посещала собрания мужчин и

развлекала гостей пением, танцами, декламацией стихов и легкой беседой. В

редких случаях она могла прервать контракт, выйдя замуж. После второй

мировой войны продажа дочерей стала незаконной и эта практика исчезла.

Профессия гейши существует до сих пор. В настоящее время гейши имеют больше

прав и многие объединяются в союзы.

Актер театра

Актеры театров имели различное положение в зависимости от того, в

каком театре они играли. Актеры театра Ноо, сложившегося в XIV в, и

развивавшегося как утонченный аристократический театр, пользовавшегося

поддержкой и покровительством высших представителей самурайского сословия,

в эпоху Эдо получили гражданский статус, приравненный к нижнему разряду

самураев (что подтверждает тезис, что в Японии в течение всего периода

развитого феодализма границы между дворянством и простым народом оставались

открытыми), и рисовый паек – жалованье, которое выплачивалось им сёгуном и

даймё. Были случаи, когда актер Ноо удостаивался высшего самурайского

звания – даймё, но известны и факты, когда за плохую игру его принуждали

сделать сэппуку.

Актеры же театра Кабуки, пользовавшегося у народа большой

популярностью, подвергались социальным ограничениям, включая

территориальную изолированность актеров Кабуки, как низшего класса.

Раб

Землевладение в период раннего средневековья развивалось в двух

формах: государственной надельной ситсемы и крупного частнофеодального

землевладения (сёэн). Надельное крестьянство превращалось в сословие

феодального общества. Согласно кодексу «Тайхорё», оно именовалось «добрым

людом» в отличие от рабов — «низкого люда». Таким образом, раннефеодальное

законодательство признавало рабство, обставляя рабовладение рядом

юридических гарантий, определяло функции категорий рабов. Владение рабами

давало возможность получить дополнительную землю: на каждого

государственного раба выдавался такой же надел, как и на свободного, на

каждого раба, принадлежавшего частному лицу, — 1/3 надела свободного.

Отдельные семьи знати владели довольно большим числом рабов, и поэтому

феодал за счет рабов мог значительно увеличить свои земельные владения.

Наибольшее количество рабов имелось у царского двора и буддийской церкви.

Господствующий класс стремился увеличить число имевшихся у него рабов.

Основной источник получения рабов — пленные из местных «инородцев» — в то

время мог иметь значение лишь на окраинах. Но и этот путь исчерпал себя с

прекращением завоевательных походов. Более того, если раб случайно попадал

в плен, но потом сам освобождался и возвращался в Японию, его освобождали и

зачисляли в категорию свободных. Если чужеземные рабы добровольно прибывали

в Японию, они освобождались и зачислялись в разряд свободных. Для

пополнения числа рабов стали прибегать к насильственному уводу, похищению

крестьян, особенно детей, к купле у глав семей их младших детей. В рабство

можно было обратить за преступление, за неуплату долга. Практиковалась и

самопродажа в рабство. Однако все эти источники рабства были ограничены.

Преобладали казенные рабы. И хотя они подвергались жестокой эксплуатации

(законодательство предписывало при их содержании не допускать «излишнего

расхода казенного довольствия»), все же юридически они имели право на день

отдыха каждые десять дней, могли заключать браки с людьми одинакового

социального положения, а дети от связи раба со свободными считались

свободными. Раб мог подать прошение о переходе в сословие свободных. Раб,

достигший 76-летнего возраста, становился свободным (что интересно и с

точки зрения продолжительности жизни в Японии того времени). Тайно

постригшийся в монахи раб, если он знал священные книги, считался

свободным. Иными словами, положение японского раба существенно отличалось

от римского «инструментум вокале» как по режиму содержания, так и в

области права.

В начале VIII в. при численности населения около 6 млн. количество

рабов составляло около 10% всего населения, а в отдельных деревнях и того

меньше. Анализ «Тайхорё» показывает, что из всего массива Свода лишь 2,86%

статей касаются положения рабов, что подтверждает их относительную

малочисленность. Труд рабов применялся в основном на тяжелых строительных

работах. Руками рабов и барщинным трудом крестьян был построен город Нара,

отлита колоссальная статуя Будды. Однако к середине IX в. рабский труд стал

применяться все реже, а использование рабов в земледелии совершенно

прекратилось (впоследствии рабы чаще выполняли обязанности слуг).

Заключение

Средневековое японское общество имело сложную структуру. Как

господствующий класс самураев, так и эксплуатируемый класс состоял из

различных слоев, был разделен в силу специфических средневековых

особенностей – наличия кровнородственных союзов, территориальных общинных

объединений на различных уровнях, наличия многочисленных сословных и

внутрисословных градаций, многообразных связей подчинения низших высшим.

Жизнь каждого слоя была жестко регламентирована как «сверху», так и

«снизу», хотя, как уже говорилось, границы между простолюдинами и

дворянствам оставались открытыми.

Значительное распространение в Японии получил принцип общинного,

корпоративного самоуправления. Кроме самоуправления сельских общин и союзов

самураев существовали самоуправляющиеся территориальные общины в городах,

общинную организацию имели цехи, даже нищие и отверженные формировали

организации типа общинных. Высшим проявлением самоуправляющейся общины

явились вольные города и самоуправление целых провинций. Эти общинные

традиции, эта корпоративность получили новое развитие в Японии наших дней.

Широко известен развитый коллективизм японских рабочих и служащих, их

трудолюбие и верность долгу.

Вообще, важнейшей чертой феодального общества является всеобщая

связанность, личная зависимость, общность.

Личная зависимость является основой феодализма. Это значит, что, во-

первых, феодализм возникает из отношений всеобщей зависимости. Во-вторых,

для успешного функционирования феодализма нужно, чтобы сохранялась форма

«взаимности» услуг. (В известном смысле не только крестьянин зависит от

феодала, но и феодал от крестьянина. Земля принадлежит феодалу. Но и феодал

принадлежит земле). В-третьих, мистика, окружающая отношения классов при

феодализме (понятия «долга», «верности», отечески-сыновняя фразеология).

«Всеобщая зависимость» - это и есть специфически феодальная форма

«общности». Для феодализма характерны большое количество и дробность

статусов, отсутствие резких граней, разрывов социальной ткани, размытость

классовых границ, хотя в то же время степень дифференцированности верха и

низа социальной лестницы бывает огромна. Этими чертами феодализм отличается

от рабовладельческого общества с его резким распадением общества по крайней

мере на два полюса: свободных и рабов, или граждан и неграждан. В

рабовладельческом обществе все люди равны, но рабы – не люди. В феодальном

же обществе все люди – люди. Но все они не равны.

Исходя из вышесказанного следует признать общество средневековой

Японии феодальным обществом, и некоторые исследователи считают, что Япония

из всех стран Востока наиболее соответствует западной модели феодализма.

Несмотря на ограничения во всех областях жизни японского

средневекового общества, именно к этому периоду относятся самые

значительные достижения японской культуры. Именно в это время достигают

своего расцвета классическая японская поэзия и живопись, скульптура и

архитектура, боевые искусства, дзэн-буддизм.

Жесткая регламентация, бедная «внешняя» жизнь, способствовала

концентрации на «внутренней» жизни, где не существует границ.

Список литературы:

1. Долин А.А., Попов Г.В. Кэмпо – традиция воинских искусств. – М.:

Наука. Главная редакция восточной литературы, 1992.

2. История Востока. Т.2: Восток в средние века. – М.: Издательская фирма

«Восточная литература» РАН, 1995.

3. Кузнецов Ю.Д., Навлицкая Г.Б., Сырицын И.М. История Японии. – М.:

Высшая школа, 1988.

4. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. М.: Издательство «Центр»,

1996.

5. Светлов Г. (Г.Е.Комаровский). Колыбель японской цивилизации: Нара.

История, религия, культура. – М.: Искусство, 1994.

6. Япония: идеология, культура, литература. М.: Наука. Главная редакция

восточной литературы, 1989.

Страницы: 1, 2, 3


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.