бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Социальная структура средневекового японского общества

заведенному обычаю князья преподносили сёгуну «дары» - золотые и серебряные

монеты (от нескольких сотен до нескольких тысяч – «дар» крупнейшего тодзама

Маэда Тосиэ)

Несмотря на существовавший верховный контроль бакуфу, князь имел

большую самостоятельность, особенно это касалось его взаимоотношений с

представителями других социальных слоев – крестьян, горожан-торговцев и

ремесленников. Нижний слой военно-феодального дворянства составляли

хатамото – непосредственные вассалы сёгуна и удельных князей. Они не имели

земельных участков и получали жалованье в рисовом исчислении. Из них

формировалось чиновничество государственного аппарата, обширная система

сыска и надзора, набиралось сёгунское войско. Особое место занимали

чиновники мэцукэ (смотрящие), деятельность которых была направлена на

выявление нарушений интересов сёгуна. Будучи независимыми от должностных

лиц и совмещая функции полицейского и прокурорского надзора, мэцукэ

осуществляли тайную и явную слежку не только за служилым самурайством

центрального и местного аппарата, но прежде всего за князьями.

По сравнению с тремя прочими сословиями «простолюдинов» - крестьян,

ремесленников и торговцев – самураи пользовались огромными привилегиями. С

другой стороны, их практическая деятельность в условиях длительного мира,

установившегося в период Эдо, сводилась лишь к несению караульной службы

или, в лучшем случае, к участию в парадных процессиях, т.к. согласно

кодексу самурайской чести, японский дворянин не имел права заниматься в

жизни чем-либо, кроме военного дела. Князья больше не нуждались в сильных и

многочисленных дружинах, а кроме того, указы сёгуната предписывали

значительное их сокращение. Таким образом, теряя сюзерена, самураи низших

рангов разорялись, становились ронинами («человек-волна», бродячий

самурай), ряды которых пополняли и обедневшие самураи, покидавшие князя из-

за того, что их уже не удовлетворял размер рисового пайка. Одновременно с

этим рост производительных сил в связи с развитием мануфактурного

производства и усиление городской буржуазии приводили к постепенному

экономическому вырождению самурайства. Все больше и больше служилых буси и

даже влиятельных даймё попадало в долговую зависимость от ростовщиков.

Вчерашние дворяне отказывались от своих сословных привилегий и становились

людьми свободных профессий — учителями, врачами, художниками, мелкими

служащими.

Крестьяне, ремесленники и купцы, составлявшие отдельные сословия,

составляли разряд простолюдинов – Бонгэ.

Крестьяне

В период раннего средневековья вся земля считалась собственностью

государства, поэтому и крестьяне и феодалы (родовая аристократия) получали

землю во временное пользование. Крестьяне получали наделы в зависимости от

численности членов семьи, а феодалы получали сёэны (большей частью на

целине) в зависимости от социального положения (знатности рода).

Так как основное занятие крестьян – обработка земли, то деление

крестьян на классы происходило соответственно видам собственности на землю.

Первоначально в раннем средневековье крестьян можно было разделить на

надельных и приписанных. Надельные крестьяне обрабатывали земли

принадлежащие государству (корё), во временное пользование они получали

надел, за который должны были платить государству зерновой налог и налог

изделиями ремесла, главным образом тканями. Помимо продуктовой ренты

крестьяне выполняли барщину – работали в пользу государства и его органов

управления на местах. Приписанные крестьяне обрабатывали землю феодалов

(родовой знати), которым государство выделяло наделы (сёэн) в зависимости

от их рангов, должностей и заслуг. Приписанные крестьяне должны были

отдавать половину зернового налога в казну, а другую половину – феодалу.

Подать и рабочая повинность целиком шли феодалу. В сёэне основной податной

единицей был относительно состоятельный крестьянин (тато). Наиболее

распространенной системой возделывания земли у тато являлся подряд, когда

заключалось обычно годовое соглашение на владение землей. Тато стремились

превратить подрядную землю в свое собственное, управляемое ими поле. В

результате сложившейся практики ежегодного возобновления подряда

управляемая земля имела тенденцию превращаться в собственность подрядчика,

в так называемое именное поле, а его владелец – в «именного хозяина».

Система надельного земледелия была экономически слабой, т.к. помимо

тяжелого общегосударственного налога крестьяне эксплуатировались

чиновниками, и при смене чиновников часто осуществлялся передел земель,

т.е. положение крестьянства было тяжело и нестабильно. Надельные крестьяне

стремились перейти в сёэны, что еще больше размывало систему надельного

землепользования, которая с ослаблением власти императора распалась.

С развитием сёэнов коммендационного типа, когда сёэны жертвовались

(коммендировались) местными феодалами в пользу аристократа в обмен на его

покровительство и защиту, сёэнская система достигла своего зенита. В это

время можно выделить несколько видов феодальной собственности

(соответственно выделить классы крестьян):

1. Собственность должностной столичной аристократии (вотчинная).

Она возникла в результате раздела государственной земельной

собственности между столичными могущественными домами и

существовала под защитой государственных органов. Крестьяне

таких вотчин считались наследственными лично-свободными

держателями земли.

2. Собственность мелкой и средней феодальной знати. Она имела

такой же феодальный характер, но возникла не сверху, а снизу в

результате прямого захвата, скупки, отчуждения за долги

участков крестьян. К подобным земельным владениями обычно были

прикреплены лично-зависимые крестьяне (гэнин, сёдзю).

3. Не гарантируемая феодальным правом земельная собственность

незнатных владельцев, возникшая путем скупки у крестьян

освоенной ими пустоши, - дзинуситэки сёю («землевладельческая

собственность»). Ее особенность заключалась в том, что

формально отсутствовали отношения прямого личного подчинения

крестьянина землевладельцу. Эксплуатация крестьян

производилась в форме сдачи земли в аренду, землевладелец же

сам рассматривался как зависимый крестьянин и уплачивал ренту

феодалу. Арендная плата, шедшая дзинуси, конечно, обычно

превышала ренту, которую он должен был платить за ту же землю.

Этот вид собственности уходил корнями еще к закону 743 г. о

наследственном владении освоенной пустошью, а в XIV-XV вв. его

распространение ускорялось в ходе распада крупных хозяйств

мёсю и обособления находившихся в патриархальных отношениях с

ними мелки крестьянских хозяйств. Эта собственность не носила

феодально-сословного характера, ею владели феодалы, монахи,

горожане, крестьяне. Конечно, в условиях феодализма эта

собственность не была абсолютной, требовала признания со

стороны феодалов и общины.

В XIII в. началось размывание основной податной единицы в сёэне –

«именных хозяев» – этого промежуточного социального слоя, на одном полюсе

которого образовались «новые имена» - мелкие феодалы и самураи, осевшие на

землю, а на другом – мелкое крестьянство. Это знаменовало развитие процесса

социального размежевания сословий крестьян и дворян (самураев). Длительное

существование промежуточных слоев, сочетавших в себе черты эксплуататора и

эксплуатируемого, говорит о том, что классы феодалов и крестьян до XVI века

полностью еще не сформировались. Только после исчезновения категории мёсю

(крупных крестьянских хозяйств сочетавших положение эксплуататора и

эксплуатируемого) к XVI в. четко установились классы-сословия феодалов и

крестьян. В Японии в течении всего периода развития феодализма границы

между дворянством и простым народом оставались открытыми. Со второй

половины XIII в. наблюдается процесс социального расслоения мёсю, когда

часть слоя мёсю переходила в ряды крестьянства, в разряд крестьян-

середняков, обрабатывающих свои участки трудом своей семьи. К этому слою в

XIV-XV вв. принадлежало подавляющее большинство крестьян – 80-85%, 5%

приходилось на мёсю и 5-10% - на лично-зависимых крестьян. (Вообще о

дисбалансе социальной структуры средневекового периода говорит тот факт,

что 95% населения страны кормило и обслуживало 5% элиты – правящий класс).

Крестьяне в Японии как и в других странах объединялись в общины. В X-

XIII вв. сельская община была слаба. В деревне, именуемой сёэнской,

должностные лица назначались главным образом из центра для взимания с

крестьян налогов и повинностей. Крестьяне этого периода были очень

мобильны, существовала сильная чересполосица участков, принадлежавших

многим верховным владельцам (феодал получал наделы в разных районах

страны). Такие деревни, по существу, распадались на отдельные изолированные

друг от друга хутора, которые в период преобладающего господства «именных

хозяев» объединялись лишь формально. Разумеется, там, где производственный

процесс требовал коллективных усилий значительного числа людей (при

проведении ирригационных работ, рыболовстве, морском промысле), социальные

связи сельской общины были сильнее. В общине этого периода отсутствовало

самоуправление. Сёгунский администратор – «земельный глава» (дзито) вершил

суд и осуществлял надзор за выполнением повинностей и сбором налогов.

Определенную инициативу проявляли зажиточные крестьяне, которые заключали

налоговые контракты с феодалами и администрацией, чтобы налог ежегодно не

пересматривался. С XIV в. в связи с распространением мелких самостоятельных

крестьянских хозяйств происходит укрепление соседской общины (со, ёриаи).

Сельская община Японии достигает своего расцвета в XV-XVI вв.,

основную массу которой и составили крестьяне-середняки. Под главенством

богатого крестьянства и мелких феодалов она получила значительные права

самоуправления. Эта община активно сопротивлялась владельцам вотчин

(сёэнов) и вотчинным начальникам, добивалась ослабления налогообложения и

отмены трудовой повинности, брала на себя обязательства по уплате

определенной суммы налога, получая взамен право полного управления своими

внутренними делами (с середины XIII в.), а также распоряжения известной

частью избыточного продукта. Общее собрание общины решало такие вопросы,

как распределение воды через оросительные сооружения, использование

хозяйственных угодий, раскладка трудовой повинности и налогов. Право

голоса, которым ранее обладали только богатые крестьяне, получают все

крестьяне, если они имеют землю. Начинают создаваться общинные правила,

регламентирующие пользование угодьями, принадлежащими общине в целом полями

(раннее общинные земли (санъя) еще являлись собственностью феодала),

пребывание в общине посторонних лиц, запрещающие азартные игры и т.д.

Общинные объединения создавались на разных уровнях – в деревнях внутри

сёэн, в рамках всего сёэн, в случае необходимости возникали территориальные

союзы крестьянских объединений различных владений.

С развитием производительных сил и с укреплением крестьянской общины,

сёэн перестал отвечать требованиям времени, представляя собой разрозненные

участки земли, что затрудняло управление сёэном. С XIV в. начинается

процесс отказа местных деревенских феодалов от обладания должностями и

источниками доходов (что до этого и считалось основной формой владения) в

разбросанных по стране сёэн и намечается процесс перехода к созданию единых

территориально-земельных комплексов - княжеств, во многих случаях – на

территории прежних сёэн. Намечается тенденция к сосредоточению прав и

дохода с земли в руках одного собственника – князя (даймё).

В эпоху Эдо (сёгунат Токугава) земли в Японии были как государственные

(владения сёгуна), так и частные (владения князей, храмов и монастырей).

Крестьяне, прикрепленные к земельным участкам, в княжествах вели

самостоятельное хозяйство на правах наследственного держания. Характерной

чертой феодальных производственных отношений Японии было отсутствие

открытых форм крепостничества. Феодал не мог продать или купить

крестьянина, хотя и существовала личная зависимость – прикрепление к

определенному феодальными властями участку земли.

Основной формой землепользования выступала аренда, а основной формой

повинностей – рисовая рента (нэнгу); иногда феодал взимал налог деньгами.

Барщина не получила в токугавской Японии широкого распространения, так как

по большей части феодал не вел своего хозяйства. Лишь в отдельных районах

Японии на землях самураев-ленников (вассалов князя, получавших земли за

службу) существовала барщина. Но даже в этом случае она не была формой

непосредственного производства сельскохозяйственной продукции. Отработочная

рента здесь играла подсобную роль. Это было обслуживание личных нужд

феодала: ремонт помещений, заготовка топлива, кормов для животных, а также

выполнение общественных работ, которые вменялись в обязанность главе

княжества чиновниками бакуфу, - строительство и ремонт дорог, мостов и т.д.

Феодальные власти токугавского периода старались насаждать в деревне

широкий административно-политический контроль, позволяющий регламентировать

все стороны жизни крестьянства. Регламентации запрещали крестьянам

употреблять в пищу рис, расходовать его на лепешки (которые считались

растратой риса) и сакэ (в непраздничные дни еду готовили из муги: овес,

ячмень, просо), носить одежду из шелка (предписывалось использовать

хлопковые и льняные ткани). Покрой и окраска одежды тоже были точно

определены. Строго запрещалось превышение установленного размера жилищ, их

украшение, запрещались также такие развлечения, как театральные зрелища,

пышные церемонии. Свадьба, похороны и другие события должны были

обставляться с «достойной скромностью».

Важным элементом системы управления деревней в токугавский период была

круговая порука, внедряемая правительственными органами повсеместно. Для

удобства надзора, сбора налогов и контроля за выполнением правительственных

распоряжений деревня была разбита на пятидворки. Пятидворка несла

ответственность за деятельность всех ее членов, во главе ее стоял староста,

обычно назначавшийся властями из зажиточных крестьян. В экстремальных

случаях, например при побеге крестьянина, староста раскладывал налоги

бежавшего на остальных членов пятидворки.

Ремесленники

Ниже крестьян по социальному положению стояли ремесленники.

X-XIII века характеризовались в Японии относительно высоким уровнем

общественного разделения труда, показателем чего явилось отделение ремесла

от земледелия, возникновение феодальных городов либо преобразование на

феодальных началах раннефеодальных или древних. Ослабляются функции города

как административно-политического центра, возникает корпоративная

собственность мелких самостоятельных производителей.

В Японии X-XIII века явились временем перехода от зависимых форм

ремесла к более свободным. Если на этапе раннего средневековья ремесленники

были подчинены государственным мастерским, а затем разделены между

императорским двором, государственными учреждениями, аристократическими

домами и храмами, то в X-XI вв. мелкие производители в городе, например в

Киото, приобретают значительную самостоятельность. Ремесленники уже имели

свои собственные мастерские, орудия труда, в некоторой степени занимались

товарным производством на рынок в отличие от предыдущего периода, когда они

работали только на хозяина, преимущественно государство.

Характерным признаком приобретения ремеслом средневекового характера

явилась организация с конца XI-XII в. ремесленных цехов (дза). В дза в

период его возникновения ремесленник и торговец составляли одно лицо:

торговля в то время еще не отделилась от ремесленного производства. Термин

«дза» (сидеть) сначала обозначал место на рынке, где ремесленники одной

специальности продавали свои изделия, затем объединения лиц одной

профессии, обладавшие монопольным правом на производство и сбыт своей

продукции. Они делились на служебные, создававшиеся для выполнения

определенных служб в пользу феодалов и государственных учреждений (ранний

вид ремесленных объединений, к ним относились дза артистов, художников,

кузнецов и т.п.), и производственные, целью которых были прежде всего

получение привилегий и защита соответствующего ремесла и ремесленника. Со

временем служебные дза сменились производственными или соответственно

расширили свои функции.

Ранние цехи XII-XIII вв. были слабы, строились часто не на

территориальной или производственной, а на религиозной основе, свои цеховые

функции в большинстве случаев они могли выполнять, только вступая под

покровительство могущественных феодальных патронов.

Киото и Нара X-XIII вв. хотя и исполняли городские торгово-ремесленные

функции, находились под полным контролем феодалов, ремесленные корпорации

не участвовали в городском управлении. В X-XIII вв. уже шел процесс

образования торговых и ремесленных кварталов, которые в будущем стали

административными единицами города.

Этому этапу развития городского ремесла и городов соответствовала

неразделенность ремесла и земледелия в деревне, где сельские ремесленники

получали от владельцев вотчин или местных феодалов участки земли для

поддержания своего существования, поскольку рынок был узок и заказов не

хватало. Такая практика просуществовала до конца XIII в. Эти ремесленники

совсем не обязательно становились профессиональными. Многие из них в конце

концов специализировались на земледелии.

В XIV-XV вв. процесс отделения ремесла от земледелия получил

дальнейшее развитие. Росло количество ремесленных цехов, которые охватывали

всё новые виды ремесла, возникали не только в столичном регионе, но и на

периферии. Как и прежде, они вступали в патронатные отношения с киотоской

аристократией, членами императорской фамилии и монастырями. Однако если в

предыдущий период служба или производство для патрона являлись основным, а

наемный труд или производство на рынок побочными, то теперь наоборот. Е

если ранее патронат заключался в предоставлении полей для поддержания

существования, то теперь покровительство могущественных домов включало

гарантии особых, монопольных прав при занятии определенным видом

производственной деятельности, а цехи, в свою очередь, были обязаны

выплачивать определенные денежные суммы. Цехи становятся важным финансовым

источником поддержания императорского двора и придворной аристократии,

важной их опорой в социальном плане. С XIV в. цехи иногда уже представляли

собой вооруженные формирования.

Сельские ремесленники переходят от бродячего образа жизни к оседлому,

возникают сельские районы, жители которых специализируются на одном из

видов ремесла. Ремесленники могли сохранять прежний формальный статус

зависимых людей храма или другого патрона, но фактически их ремесленные

организации являлись независимыми. Возникали городские и сельские центры по

производству шелковых тканей, бумаги, фарфоровой посуды, гончарных изделий.

В Киото развилось специализированное производство сакэ (в XV в. его

производили в 342 домах), в г. Оямадзаки – производство растительного

масла. Так, цеху маслобойщиков, имевшему статус клиента храма Хатимангу,

бакуфу гарантировало особые права на закупку сырья и продажу товара по всей

центральной части страны. В окрестностях столицы, например, существовали

многочисленные деревенские цехи, занимавшиеся переработкой продуктов

сельского хозяйства. Ремесленники концентрировались и в ставках военных

губернаторов, в усадьбах провинциальных феодалов.

Производство на рынок приводит в XVII в. к тому, что в разных частях

страны сложились районы, специализирующиеся на определенном виде продукции.

Торговый капитал, содействуя укреплению связей между отдельными районами,

начинает постепенно вмешиваться в ремесленное производство. Купец-скупщик

снабжал ремесленников сырьем, скупал готовые изделия. Выступая посредником

между ремесленником и рынком, он диктовал вид, качество, количество

продукции. Скупая, например, хлопок на Кюсю, он раздавал его прядильным

цехам в Осака, готовую пряжу передавал красителям, ткачам и т.д.

Ремесленники, таким образом, специализировались на отдельном процессе

производства того или иного продукта, все больше подчиняясь купцу,

становившемуся капиталистическим предпринимателем.

В XVII в. в отдельных отраслях японского производства возникли первые

мануфактуры, зарождались начальные формы капиталистического

предпринимательства.

Однако количество мануфактур в это время (в основном текстильные и

производящие продукты питания) было очень невелико. Преобладающей формой

производства оставалась работа на дому, подчиненная скупщику-торговцу,

имеющая характер рассеянной мануфактуры.

Положение ремесленников строго регламентировалось и контролировалось.

Ремесленники были организованы в цехи, которые обладали монополией

производства, имели четкую иерархию и наследственность занятия ремеслом.

Правительство предоставляло цехам определенные привилегии и защищало их

монополию. Вместе с тем оно активно осуществляло политику давления –

Страницы: 1, 2, 3


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.