бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Происхождение древних славян

которым руководил Азик. Мерзебург — пограничный с полабскими славянами

город. Еще Генрих I селил в Мерзебурге разбойников, призванных всячески

утеснять славян.

В 950 г. Болеслав I выступил против Германии. Чехия потерпела поражение и

была вынуждена признать определенную зависимость от Германии. И в 955 г.

тысяча чешских воинов сражалась с венграми на реке Лех в составе сил

Германии. То было генеральное и победоносное сражение, данное Германией

венграм.

Политика Болеслава I и его военные победы над венграми позволили Чехии

присоединить к своим землям истерзанную набегами Моравию и славянские земли

в верховьях Одера и Лабы, ранее принадлежавшие Польше.

Дочь Болеслава I Дубравка (+965 г.) была выдана замуж за польского князя

Мешко I. Дубравка сыграла заметную роль в христианизации Польши.

15 июля 967 г. Болеслав I Чешский, прозванный Жестоким, скончался. Сын его

Болеслав II (967 — 999 гг.) не без помощи Оттона I добился основания

пражской епископии, подчинявшейся архиепископу Майнца.

Козьма пишет, что у Болеслава II была сестра Млада. Она отправилась в Рим и

была принята папой Иоанном XIII (965 — 972 гг.). Папа был благосклонен к

чешской княжне и по совету кардиналов посвятил ее в аббатисы. В крещении

Младу нарекли Марией. Кроме того, чешке пожаловали устав св. Бенедикта и

жезл игуменьи. Получила Млада-Мария и высокое благословение на введение в

Чехии монашеского католического ордена.

В Прагу, ко двору Болеслава II, Мария привезла папскую грамоту, содержание

которой Козьма приводит: "Иоанн, слуга слуг божьих, посылает Болеславу,

поборнику христианской веры, свое апостольское благослование. Справедливо

будет обратить благосклонное наше внимание на справедливую просьбу...

Разрешаем основать при церкви мучеников св. Вита и св. Вацлава епископскую

кафедру, а при церкви святого мученика Юрия, в подчинении ордена св.

Бенедикта и в послушании нашей дочери аббатисы Марии, — конгрегацию святых

дев.

Однако ты выбери для этого дела не человека, принадлежащего к обряду или

секте болгарского или русского народа, или славянского языка, но, следуя

апостольским установлениям и решениям (выбери) лучше наиболее угодного всей

церкви священника, особенно сведущего в латинском языке, который смог бы

плугом слова вспахать новь сердец язычников, посеять в них пшеницу добрых

дел, а плоды урожая вашей веры отдать Христу. Будь здоров".

Так восточный, греческий, христианский обряд, принятый Чехией около 894 г.

из Великой Моравии, к 973 г. изменился на латинский. Слова папы о том, что

пастырь должен быть сведущ в латыни, не случайны. Греческий обряд за

столетие укоренился в Чехии. При этом христианское богослужение велось на

славянском языке. Князь Вратислав в 921 — 935 гг. лично покровительствовал

православному монастырю на Сазаве. Борьба латыни с греко-славянским письмом

продлилась в Чехии и после 973 г. еще более столетия. В Х в. венгры

рассекли мир славян и западные славяне практически не имели связи со

славянами южными и с Византией. Зато Германия и Рим были близко, и латынь

стала одолевать кириллицу и глаголицу.

Первым епископом Праги стал саксонец Дитмар (973 — 982 гг.), прекрасно

владевший славянской речью. В епископы Дитмара посвящали епископы Виллигам

Майнцкий (975 — 1011 гг.) и Эрненбал-дом Страсбургский (965 — 991 гг.).

Полагают, что в 974 г. епископия в Праге была основана, а в 975 г.

произошло посвящение Дитмара. Сам Болеслав II, согласно Козьме, основал

двадцать церквей и был ревностным христианином.

В 974 г. Болеслав II поссорился с Оттоном II вскоре после утверждения

епископской кафедры в Праге. В июне 974 г. польские и чешские князья

поддержали выступление Генриха Баварского против Отгона II. Поход Оттона II

против Болеслава II, состоявшийся осенью 975 г., результатов Германии не

дал. И в гог же год чехи в отместку опусгошили владения Альгайхской церкви.

В 976 г. Генрих Баварский бежал из заключения в Ингельхайме, куда попал еще

в 974 г. Генрих вернулся в Баварию. Столицу Баварии Регенсбург осадили

войска Отгона II в июне 976 г. 21 июля Отгон II вступил в Регенсбург,

Генрих же бежал в Чехию.

На место Генриха в Регенсбурге был посажен герцог Швабии Оттон, племянник

Отгона Ц. В конце лега 976 г. в Чехию было отравлено баварское войско. Оно

было полностью уничтожено чехами под Пльзенем.

В го же время союзник Генриха Баварского саксонский граф Деди, сгоявший во

главе чешского огряда, ограбил город Цайц (Жигице).

К августу Оттон II отступил в город Иену, на рубеж Магдебург — Мерзебург,

шедший по реке Заале. К востоку ог Заале на зиму Отгон II остаться не

решился.

В августе 977 г. на Болеслава II двинулись две армии. Из Саксонии шел Оттон

II. Из Баварии подходил его племянник Оттон.

"Альтайхские анналы" о походе 977 г. в Чехии сообщают: "Император Отгон-

младший, отправившись с войском в Чехию, сжег и опустошил большую часть той

страны. Но и сам император потерял немалую часть войска в результате

коварных засад, устроенных тамошним народом. Сильно пострадало войско и от

эпидемии дезинтерии."

Но замыслы Оттона II спутали внутренние смуты. В Баварии выступили три

Генриха: Генрих Баварский, Генрих, герцог Каринтии и Генрих — епископ

Аугсбурга. То были южнонемецкие Вихма-ны. Вихман был саксонским герцогом,

боровшимся с империей, опираясь на помощь полабских славян.

Два Генриха овладели нижнедунайским городом Пассау, а епископ Генрих

попытался отрезать Оттона II от Швабии.

Болеслав II в начале осени встретился с Оттоном II и, обязавшись

возобновить с империей прежние отношения, водворил мир между Германией и

Чехией.

А 8 сентября Отгон II и его племянник Отгон вместе осадили Пассау, I

октября город сдался.

Официально мир Болеслав II и Оттон II заключили 31 марга 978 г., на Пасху,

в Кведлинбурге или в апреле в Магдебурге.

Положение Отгона II было осложнено тем, что помимо чехов, баваров и

карантийцев против империи выступали датчане и полабские славяне. А с

польским князем Мешко I Оттону II пришлось воевать до 978 г.

После кончины Дитмара вторым епископом Праги стал Войтех (Адальберт),

бывший сыном Славника (+981 г.), князя свободолюбивого союза славян-зличан.

Род Славников в Х в. выступал соперником Пращи Пржемыслов. Князь Славник

сидел в городе Либица, при впадении Цедлины в Лабу. Козьма приводит

описание земель Славника: "Княжество Славника своими границами имело: на

западе, по направлению к Чехии, ручей Сурину и град, расположенный на горе

Осек у реки Мжи, на юге, в направлении к Австрии грады: Хынов, Дудлебы,

Нетолице, вплоть до середины леса, на востоке, в направлении к Моравскому

королевству, град, расположенный под лесом и носящий название Лито-мышль; и

дальше (вплоть до ручья) Свитава, который находится в середине леса, на

севере, по направлению к Польше, град Кладско, расположенный у реки Нисы".

Хынов — град стоящий к юго-востоку от г. Табор. Дудлебы — град дудлебов,

располагавшийся в бассейне реки Мальши [приток верхней Влтавы).

Нетолице — пограничный град дулебов. По-видимому, в Х в. дудлебов в южной

Чехии подчинили себе князья зличан. А о князе зличан Козьма пишет: "Этот

князь Славник в течение всей своей жизни был счастлив". Отгон II не

возражал против кандидатуры Войтеха, ибо тот был иного, нежели

Пржемысловичи, рода и мог иметь личные счеты с правящим домом Чехии. Войтех

воспитывался германцами. Недаром архиепископ Магдебурга Адальберт (968—981

гг.) пожаловал Войтеху собственное имя.

Провозглашение нового епископа было оглашено сразу после смерти Дитмара в

Левом Градце в 982 г. В 983 г. новое назначение утвердил Отгон II на сейме

в Вероне. Рукопологал Войтеха-Адельберта епископ Майнца Виллиг.

В том же 983 г. Отгон II скончался. Во главе империи стал Отгон III (983 —

1002 гг.). Новый император был весьма дружен с Войтехом-Адальбертом и

оказал ему честь, поручив возложить на свою голову корону. Отгон III

подарил Войтеху облачение, впоследствии хранившееся в Праге и именуемое

облачением св. Адальберта.

Войтех заслужил особое расположение императора. Обратимся к свидетельству

паннонского Жития св. Кирилла: "Потом же многом летом минувшем, пришел

Войтехъ в Мораву и въ Чехы, и в Лахы, разрушил веру правую и русскую

грамоту отверже, а латинскую веру и грамоту постави".

Козьма пишет о Войтехе: "... залучил в сети веры Венгрию и Польшу... посеял

слово божье в Пруссии".

В 993 г. под Прагой был основан Бржевновский монастырь. В предисловии к

второй книге своей хроники Козьма Пражский обратился к аббату этой обители

Клименту (+1 127 г.).

Козьма сообщает, что перед отъездом Войтеха в Рим, а то была его вторая

поездка к святому престолу и состоялась она на рубеже 994 — 995 гг., из

Регенсбурга в Чехию приехал Страхквас. Это был сын Болеслава I и брат

Болеслава II. У Войтеха со Страхквасом произошла встреча, и епископ с

горечью поведал монаху о беспутстве, непослушании и нерадении, царивших в

Чехии. Войтех сказал, что Страхквас принадлежит к правящему роду и лишь ему

по силам обуздать страсти паствы. Войтех вручил епископский посох

Страхквасу, последний же отказался от подобной чести.

Козьма поведал о страшной участи, постигшей родной город Войтеха — Либице.

Гибель постигла город тот же час, как Войтех-Адальберт уехал в Рим.

Болеслав II давно не ладил с князьями зличан, братьями Войтеха. А

зличанские князья искали поддержки то в Польше у Болеслава I Храброго, то в

Германии.

Законы истории подчас очень жестоки. Чехи взяли Либицу и разрушили. В

городе погибли братья Войтеха Собебор, Спитимир, Доброслав, Пор-жей,

Часлав. Земли зличан, располагавшиеся к востоку и югу от Праги, были

присоединены к Чешскому государству. Так была поставлена точка в

объединении славянских земель в верховьях Лабы под эгидой чехов. Козьма

годом падения Либицы называет 995 г. После отъезда Войтеха-Адальберта в

Италию он не был вновь принят на епископскую кафедру Праги. На первый план

выдвинулся Страхквас. Кандидат в епископы отправился в Майну, и тут во

время посвящения в сан его постигла странная смерть: стоя среди двух

епископов, под пенье хора, Страхквас пал ниц и скончался. Вспомним, что

Страхквас был Пржемыслом, родным братом правившего Болеслава II. Едва ли

подобный епископ мог удовлетворить императорский дом Германии. Описанное

событие произошло в 996 г.

Что же касается Войтеха-Адальберта, то он так и не ужился со светской

властью Чехии. Войтех принял мученическую смерть в земле противившихся

крещению пруссов в 997 г.

Пражская епископская кафедра вновь была занята в том же 997 г. Болеслав II

отправил послов к Отгону III с просьбой прислать пастыря. Новым епископом

стал сакс, владевший славянским языком, капеллан Тегдаг.

Скоро майнцкий епископ посвятил Тегдага в сан, и на этот раз все обошлось

благополучно. Болеславу II оставалось лишь благосклонно встретить вновь

прибывшего епископа Тегдага (998 — 1017 гг.).

Супругой Болеслава II Козьма называет Гемму. Она родила князю сыновей

Вацлава и Болеслава III. Вацлав в детстве скончался, и наследовал князю

второй сын.

Интересны приводимые Козьмой предсмертные напутственные слова, сказанные

Болеславом II сыну. Среди прочего князь сказал: "Карл (Великий), самый

мудрый и могущественный король,... решив возвести после себя на престол

своего сына... взял с него страшную присягу: не портить вес и достоинство

монеты, не допускать обмана в ней. И действительно, никакое бедствие, ни

чума, ни повальная смертность, ни опустошение страны, вследствие грабежей и

пожаров, совершенных неприятелем, не наносят божьему люду больше вреда, чем

частая смена и коварная порча монеты. Какое бедствие, какие дьявольские

козни столь беспощадно могут повергнуть в нищету и истощить и погубить

христианский люд, что еще может нанести такой вред, как порча князем

монеты. Вслед за ослаблением правосудия и усилением несправедливости силу

берут не князья, а преступники, не правители божьего люда, а вымогатели

лихие, люди самые алчные и злые, не боящиеся всемогущего бога: трижды и

четырежды в год меняя монету, они сами, на погибель божьего люда,

оказываются в сетях дьявола.

Такими недостойными ухищрениями, таким пренебрежением законов эти люди

сужают границы княжества, которое я, по милости бога и благодаря могуществу

народа, расширил... "

Поистине Болеслав II был мудрым правителем и слова его едва ли с ходом

столетий утрачивают актуальность.

Тем временем христианство от Чехии было воспринято Польшей. Первым

архиепископом Гнезно стал брат Войтеха-Адальберта, а следовательно, и сын

князя зличан Славника Радим-Гауденций (999 —1006 гг.).

Болеслав II отодвинул рубежи Чешского государства в верховья Вислы, в район

Кракова. Его сына и наследника Болеслава III (999 — 1003 г., +1037 г.)

удача покинула. В Чехии начались смуты и раздоры. Этим не преминули

воспользоваться соседи Чехии и в первую очередь окрепшая, стремительно

объединявшаяся Польша.

У Болеслава III было два сына — Ольдржих (1012 —1033г., 1034гг.) и Яромир

(1003г., 1004—1012гг., 1033-1034 гг., +1035 г.). Яромир -воспитывался в

Чехии. Ольдржих был отправлен в Германию, ко двору Генриха, герцога

Баварии. В 1002 г. Генрих стал королем, а в 1014 г.— императором. Как пишет

Козьма, отправили Ольдржиха в Германию, "чтобы познать нрав, коварство и

язык немцев".

А с Болеславом III произошло вот что. Он приехал на встречу с Болеславом I

Храбрым, князем Польши в Краков. Поляки Болеслава III схватили и ослепили.

Когда весть о случившемся достигла Чехии, знать едва не расправилась с

наследником пражского правящего дома Ольдржихом. Лишь заступничество одного

из слуг, имя которого Говора, вовремя приведшего на место охоты стражу,

спасло Ольдржиха от смерти. Говоре было пожаловано княжеское поместье

Збечно, расположенное вблизи деревни Крживоклад.

В связи с историей с Ольдржихом Козьма упоминает род Вршовцев, ранее

добившийся пожалования себе разгромленного града Либице. Видимо, чешская

знать, к началу XI в. получившая от пражских князей земельные пожалования,

почувствовала вкус власти и во многом заняла место в значительной степени

уничтоженных князей отдельных славянских союзов. Вначале XI в. в судьбу

Чехии активно вмешалась северная соседка — Польша. Мы этим воспользуемся и

обратимся к древней истории Польши.

История Чехии тесно связана с польскими кролями, правящими

одновременно и в Польше и в Чехии. До XI в. на польских землях обитали

многочисленные славянские племена, и хотя они жили обособленными общинами,

их сближали верования, обычаи, язык, методы обработки земли и характер

ведения торговли. Все это облегчило их объединение под властью правителей

государства полян.

Колыбелью полян считаются земли в бассейне реки Варты, а их центром –

город Гнезно.

Примерно с середины IХ в. полянами правили потомственные князья из рода

Пястов, давшие начало Пястовской династии, родоначальником которой

считается Пяст-пахарь.

В Малой Польше существовало государство Вислян во главе с легендарным

королем Краком.

Первым исторически достоверным князем полян был Мешко. В 966 г. в

Гнезно состоялось крещение Мешко и его приближенных.

Наследником Мешко стал его старший сын Болеслав, прозванный

впоследствии Храбрым. В 1025 г. он был коронован на короля Польши.

При Мешко II, избранным Болеславом Храбрым приемником, монархия

испытала кризис, но сын Мешко Казимир восстановил государство. За заслуги в

деле восстановления страны князя назвали Казимир Обновитель.

Болеслав Смелый, преемник Казимира Обновителя, пошел по стопам своего

великого прадеда Болеслава Храброго и стал проводить активную внешнюю

политику. С согласия папы Болеслав Смелый короновался королевской короной в

1076 г. и получил согласие на восстановление Гнезненского архиепископства.

При приемниках Болеслава Смелого шла постоянная борьба Польши с

Германской империей. Заметную роль здесь сыграл князь Болеслав Кривоустый.

Стремясь уберечь своих сыновей от братоубийственных войн, выпавших на

его долю, этот князь незадолго до смерти в 1138 г. разделил государство на

уделы и установил принципы наследования верховной власти.

При первых Пястах произошло прочное объединение польских земель, хотя

протекало ого не без трудностей, поскольку границы центральноевропейских

государств в то время только еще складывались. И потому яблоком раздора

часто становились многие пограничные территории: на Силезию, к примеру,

предъявляла свои права Чехия; Червенские города были предметом спора с

Киевской Русью, Западное Поморье – с империей.

Однако основную борьбу Польша вела за свое независимое положение в

Европе, и в этом плане самой серьезной угрозой были попытки империи

навязать свое главенство. Первым Пястам удалось отстоять независимость

государства; благодаря таким коронованным правителям, как Болеслав Храбрый,

утвердилась традиция Королевства Польского, память о котором в эпоху

феодальной раздробленности объединяла народ.

При первых Пястах зародилось сознание единства, обусловленного

общностью происхождения, обычаев языка и государства. Происходило также

разделение населения на социальные группы, что было связано с земельными

пожалованиями со стороны верховного правителя. Складывались, с одной

стороны, сословия рыцарей и крупных феодалов (знати), возникали обширные

церковные владения; с другой стороны, происходил процесс постепенного

закабаления крестьян, попадавших во все большую зависимость от

землевладельцев. Наряду со свободными общинниками и зависимым крестьянством

появилась категория так называемых приписных, то есть людей, которые не

могли бросить землю владетеля. Ибо были прикреплены к ней соответствующими

документами. Все больше становились имущественные и правовые различия между

разными категориями крестьян, что впоследствии привело к глубокому

расслоению польской деревни.

Со смертью сына Казимира Лешека Белого, пытавшегося утвердить свою

власть над другими князьями в Польше закончился период централизованного

правления.

Двухсотлетний период феодальной раздробленности был временем больших

перемен. Ограничение правомочий короля привело к упадку патримониальной

монархии, а также к формированию самостоятельных общественных групп, то

есть сословий. Христианство, которое, с одной стороны, несло с собой

всеобщие, универсальные ценности, с другой, перенимало исконно польские

элементы. Способствовало обогащению польской культуры, являясь вместе с тем

ее неотъемлемой и важной составной частью. Развивалось национальное

самосознание, все теснее объединявшее поляков. Процветала экономика –

сельское хозяйство, ремесло и торговля, а население становилось все

зажиточнее. Жизнь в расчлененной на удельные княжества стране учила

предприимчивости, организованности. Так зарождались основы самоуправляемого

и самодеятельного общества. Итак, несмотря на политическую раздробленность,

конфликты между князьями и территориальные потери, это был «этап бурного

развития Польши, проявившегося во всех сферах человеческой деятельности».

В начале ХIV в. борьбу за объединение страны начал князь Владислав

Локетек. После смерти Вацлава III Пржемысловича, опираясь на помощь

венгерского короля Карла Роберта, враждебно настроенного к чехам, Владислав

Локетек занял Сандомирскую землю. Постепенно он овладел Краковом, Поморьем

и Великой Польшей.

20 января 1320 г. Локетек был провозглашен королем. Церемония коронации

состоялась не в Гнезно, как это происходило до сих пор, а в Кракове, с тех

пор кафедральный собор на Вавеле стал местом коронации польских монархов.

Коронация Локетека открыла новый период в истории Польши и имела огромное

значение для процесса объединения государства и укрепления центральной

власти.

Владислав Локетек вел активную внутреннюю и внешнюю политику и в борьбе

с чехами и германской империей опирался на помощь венгров и Литвы.

Наследником Владислава Локетека стал его сын Казимир, прозванный

Великим. Благодаря его дипломатическим усилиям. Чешский король Ян

Люксембург отказался от притязаний на Польскую корону. В 1343 г. он

заключил в Калише мирный договор с крестоносцами (война с которыми

продолжалась с 1327 г.) Крестоносцы возвратили Польше Добжинскую землю и

Куявию, оставив себе Гданьское Поморье и Хелминскую землю. А польский

король сохранил за собой титул владыки и наследника Поморья, что

впоследствии позволило возобновить старания, направленные на возвращение

этой земли.

В результате длительной войны в 1366 г. к Польше были присоединены

Галицкая Русь, Хелминская, Белзская, Владимирская земли и Подолие. С 1355

г. Мазовия формально признала вассальную зависимость от Польши.

Важнейшим событием эпохи в области культуры было, безусловно, основание

Краковской академии. Хотя духовная жизнь существовала в Польше и раньше,

сосредотачиваясь при королевском дворе и кафедеральных школах, только

университету удалось привлесь группу ученых, которые, обучая студентов,

могли вместе с тем творчески развавать разные области науки.

По договору Казимира Великого с венгерским королем Карлом Робертом,

последний объявлялся наследником польской короны.

Весь период правления Владислава Локетека характеризовался неустанной

борьбой за корону и границы. Король сумел отстоять независимость только что

объединенного, хоть и урезанного государства, несмотря на серьезную

опасность, угрожавшую со стороны соседей. Казимир Великий вступал на

престол уже как полноправный наследник и короновался без каких-либо

трудностей. Не участвуя во внутренних распрях, он мог посвятить себя

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.