бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Пакистан в 20м веке

приоритет отдается кузинам, затем троюродным сестрам и, наконец, девушкам

того же клана или племени. Дети считаются подарком Аллаха. Сыновей обычно

предпочитают дочерям, чье приданое при замужестве часто заставляет их семью

надолго залезать в долги.

Во всех четырех провинциях Пакистана мужскую и женскую одежду составляют

шальвары (шаровары) и камизы (рубахи). Селяне повсеместно носят на голове

пугри (тюрбан). В пенджабской деревне шальвары обычно сменяются лунги,

которые сходны с саронгом. Образованные мужчины в городах предпочитают

выглядеть по-европейски, женщины придерживаются сочетания шальваров и

камизов. На работу и по формальным поводам горожанки одевают шелковые или

нейлоновые сари. Гхарары (просторные панталоны, которые первыми ввели в

обиход королевы и принцессы из династии Великих Моголов) и камизы

используются при участии в свадебных и других торжественных церемониях.

Религиозная жизнь. Пакистан первое современное государство, основанное на

конфессиональном принципе. Более 3/4 мусульман относятся к суннитам и 1/5 –

к шиитам. Менее 4% жителей, главным образом пенджабцев, принадлежат к секте

ахмадие и именуются в народе кадияни. Между суннитами и шиитами существует

согласие относительно главных фундаментальных положений мусульманства, но и

те и другие принципиально расходятся во взглядах с ахмадие. Консервативные

сунниты и шииты полагают, что ахмадие не вправе причислять себя к

правоверным, ибо считают пророком основателя своей секты Мирзу Гулам Ахмада

(1835–1908), тогда как, по мнению ортодоксальных исламистов, Аллах не

посылал на Землю вслед за Мухаммедом других пророков.

Важное место в общественной жизни мусульман принадлежит религиозным храмам.

Каждый округ располагает мечетью во главе с настоятелем-имамом. При многих

мечетях имеются матраса – духовные училища, где детям бесплатно дается

традиционное исламское образование. В Пакистане насчитывается ряд дар-уль-

улумов (мусульманских университетов), где студенты учатся несколько лет,

чтобы стать учеными богословами – улемами.

Общественные организации и движения. Одна из самых активных общественных

организаций в стране – Всепакистанская женская ассоциация (ВПЖА). ВПЖА

выступает за эмансипацию женщин, внесла заметный вклад в принятие в 1961

Мусульманского семейного кодекса, который поставил серьезные барьеры

практике полигамии и затруднил разводы. Ассоциация выступила также

инициатором ряда конкретных акций, как-то открытие учебных центров для

женщин взрослого возраста, создание приютов для девочек-сирот, родившихся

вне брака и в остро нуждающихся семьях, содействие развитию кустарных

промыслов, в которых заняты женщины, издание для них журналов, организация

разного рода семинаров. Женский форум действия (ЖФД) возник позднее как

активная феминистская реакция на дискриминационные законы, принятые в

правление Зия-уль-Хака.

Во всех университетах имеются объединения бывших выпускников, оказывающие

помощь нуждающимся и наиболее одаренным студентам. Из числа студенческих

организаций самые авторитетные «Ислами джамаат-и тулаба», которая связана с

правой партией «Джамаат-и ислами», и Национальная студенческая федерация,

представляющая собой молодежное крыло Партии пакистанского народа.

Набирает силу ультраконсервативное движение «Низам-и Мустафа». Эту же цель

ставят три политические организации: «Джамиат-и улама-и ислам», «Джамаат-и

ислами» и «Джамиат-и улама-и Пакистан». Политическая система, которую

стремился создать Зия-уль-Хак, даже по названию была близка этим партиям и

в определенной степени поддерживалась ими.

Региональные партии стали набирать силу в основном в конце 1970-х годов и

поныне сохраняют вес, особенно среди пуштунов, белуджей и синдхов, которым

кажется, что их отодвигают на второй план пенджабцы. Среди политических

организаций, скрыто солидарных с сепаратистскими идеями, – Объединенный

синдский фронт в Синде и народная национальная партия («Авами нэшнл

парти»), действующая в Северо-Западной Пограничной провинции в

Белуджистане, где создана также Национальная партия Белуджистана.

Мухаджиры, объединяющие беженцев из Индии и их потомков, образовали

Национальный фронт мухаджиров («Мухаджир кауми махаз») для отстаивания

своих прав, прежде всего в Синде.

КУЛЬТУРА

Современная культура Пакистана основана на мусульманском наследии, но

включает также доисламские традиции народов Индийского субконтинента.

Серьезное влияние на нее оказало и столетнее британское господство. Многие

культурные новации были связаны с динамично протекающей урбанизацией и

попытками перенести сложившиеся ранее общественные структуры в современный

контекст.

Литература и искусство. Урду, государственный язык Пакистана, обладает

богатым литературным прошлым, особенно в поэзии. Мушаира (съезд поэтов на

соревнование) – уникальная черта культуры урду: поэты декламировали свои

стихи перед тысячной аудиторией и получали незамедлительный отклик и

оценку. Каноническая литература имела дело первоначально с романтическими

темами. В наши дни поэты и прозаики пишут о важных реальных проблемах: о

демократии, свободе слова, равенстве возможностей, бедности, голоде, жизни

в трущобах, бесправном положении женщин, сложности выхода замуж для

горожанок старше 20 лет, о бремени приданого для родителей невесты.

Искони высшей формой поэзии на урду были газели («разговоры с прекрасными

женщинами»). Главные их мотивы заключались в воспевании красоты любимой,

хотя часто поэты предавались также философским размышлениям. Помимо

восхищения женщинами, наибольшей популярностью в традиционной литературе

урду пользовались религиозные сюжеты и описания исторических событий.

Марсийа (элегические поэмы) Мирзы Саламат Али Дабира и Мир Бабар Али Аниса,

например, были посвящены кровавому убийству внуков пророка Мухаммада в

Кербеле. Шейх Ибрахим Заук сочинял на урду классические по форме газели,

привлекая образы, метафоры, сравнения и лексику, почти недоступные для

понимания рядового человека.

Мирза Асадулла-хан Галиб (1796–1869) был первым великим писателем,

использовавшим разговорный урду в поэтических и прозаических жанрах. Его

путем пошли в конце 19 в. прозаики Сайид Ахмад-хан и Алтаф Хусейн Хали.

Мухаммад Икбал (1877–1938), признанный национальным поэтом Пакистана, был

бунтарем по духу. Его творчество насыщено патриотическими мотивами и

преисполнено гордостью за ислам. Сборник Обращение к Богу и Его ответ

служит, возможно, ярчайшим свидетельством литературного мастерства Икбала.

Фаиз Ахмад Фаиз, Ахмад Надим Касми и Эсхан Даниш стали в поэзии урду 20 в.

выразителями прогрессивных идей левого спектра взглядов. Репрезентативным

примером их творческой ориентации является книга стихов Фаиза Руки ветра. В

отличие от них Хабиб Джалеб, Ариф Матин и Ахмад Фараз не придерживались

радикальных социальных воззрений, но им тоже были свойственны

авангардистские стилистические изыскания. Среди прозаиков выделились Эхсан

Фаруки, Джамила Хашми, Сайда Султана и Фазл Ахмад Карим Фазли. Произведение

Фазли Откройся, истерзанное сердце отразило новые веяния в прозе на урду.

Литературы на панджаби, пушту, синдхи и балучи также располагают обширным

наследием, а их эволюция в 20 в. во многом сходна с той, что претерпевает

литература урду. Наиболее знаменитый пенджабский поэт – Варис Шах (18 в.),

автор великой поэмы Хир и Ранджха. Начиная с 1950-х годов главными

представителями модернистского течения в пенджабской литературе выступают

Шариф Кунджахи, Ахмад Рахи, Султан Махмуд Ашуфта, Сафдар Мир и Мунир Ниязи.

Центральной фигурой в литературе на пушту остается Хушкаль-хан Хаттак

(1613–1687). Из поэтов 20 в. выделяется Амир Хамза Шинвари, а среди

прозаиков – Мастер Абдулкарим и Фазлхак Шайда.

Обладающая богатыми традициями литература синдхов дала своего классика –

Шаха Абдул Латиф Бхитаи (1689–1752). Поэт, будучи видным суфием, насыщал

свои произведения философскими идеями, любовью к природе и мистическими

раздумьями. По его стопам пошел Сачал Сармаст.

Знаменитыми поэтами, которые писали на балучи в 18 и 19 вв., были Джам

Дуррак Домбки, Мухаммад-хан Гишкори и Фазил Ринд, чья Ночная свеча

считается классическим собранием стихотворных произведений. В число ведущих

поэтов 20 в. входят Ата Шад, Захур Шах Сайяд, Мурад Сахир, Малик Мухаммад

Тауки и Момин Базадар. Наиболее весомый вклад в прозу на балучи внес Саид

Хашми.

В музыке и танцах локальные тенденции, наблюдаемые в Пенджабе, Северо-

3ападной Пограничной провинции, Синде и Белуджистане, резко отличаются от

тех, что характерны для общины урдуязычных пакистанцев. В первом случае

прослеживается упор на народные песни и танцы, тогда как в культуре урду

этот мотив отступил на второй план. Причина заключается главным образом в

том, что большинство говорящих на этом языке жителей страны принадлежат к

мухаджирам, лишившимся корневых связей с родными местами в Индии. Совет

искусств Пакистана стремится сохранить устойчивость региональных стилей в

танцах, музыке, скульптуре и живописи. Фольклорные труппы страны

гастролируют по всему миру. Ансамбли, исполняющие в стиле кавалли

(буквально – пение хором) духовные сочинения об Аллахе, Мухаммеде, его

внуках и мусульманских святых, с 1975 с успехом дают концерты на Среднем

Востоке, в Европе и Северной Америке.

Народное образование. В Пакистане существуют две системы образования.

Традиционная знакомит учащихся с исламскими дисциплинами и дает знание

урду, арабского и иногда также персидского языков. Наиболее консервативным

остается преподавание в духовных школах, функционирующих при мечетях. В

высших школах этой системы, дар-уль-улумах, учащиеся в течение 5–15 лет

получают солидную богословскую подготовку, интенсивно штудируя классические

мусульманские тексты. Выпускник становится в итоге уважаемым ученым

человеком – улемом. В Карачи и Лахоре действуют два наиболее известных из

таких учебных заведений.

Более массовая система образования создавалась англичанами и первоначально

строилась по европейскому образцу и включает детские сады и школы. После

окончания школы открывается возможность держать экзамены в колледж или

университет. Университеты расположены в Карачи, Исламабаде, Лахоре,

Пешаваре, Кветте, Мултане, Бахавалпуре, Джамшоро, Хайрпуре и

Дераисмаилхане. Политехнические институты имеются в Карачи, Лахоре и

Навабшахе, Таксиле и Топи, сельскохозяйственные университеты – в

Фейсалабаде и Тандоджаме. В стране действуют 14 медицинских колледжей,

которые выпускают ежегодно 4000 врачей, но многие из них уезжают за

границу. В Исламабаде находится Открытый университет. Сеть учебных

заведений включает также более 400 колледжей, где преподают естественные и

гуманитарные науки, и около 100 профессиональных училищ. Функционируют и

частные вузы, примером чего служит Университет управления в Лахоре.

Уровень грамотности взрослого населения в стране в 1994 равнялся 37% (у

мужчин 49% и у женщин 23%).

Пресса. В стране выходит в свет более 2700 газет и других периодических

изданий. Из них 120 публикуются на английском языке и ок. 2500 – на урду.

Остальные печатаются преимущественно на языках народов Пакистана, а также

на арабском и персидском. Главные ежедневные газеты включают: на урду –

«Джанг», «Нава-и вакт» и «Хурриет», на синдхи –«Хилал-и Пакистан» и

«Афтаб», на гуджарати – «Миллат» и «Ватан», на английском – «Пакистан

Таймс», «Дейли Ньюс», «Нейшн» и «Хайбер Мейл», на английском и гуджарати –

«Доон». «Бизнес рикордер» служит ежедневным источником коммерческой и

другой экономической информации на английском языке, а «Фрайди Таймс»

считается ведущим политическим еженедельником. Среди ежемесячных изданий

наибольший авторитет завоевал «Хералд», а «Нукуш» («Впечатления») считается

лучшим литературным журналом на урду. Еженедельник «Ахбар-и хаватин»

(«Газета для женщин») рассчитан на женскую читательскую аудиторию. В стране

функционируют два информационных агентства: «Ассошиэйтед пресс оф Пакистан»

(АПП) и «Пакистан пресс интернэшнл» (ППИ).

ИСТОРИЯ

С 20-х годов до 1947 года. В 1920-х годах индусы и мусульмане выступили

объединенным фронтом под идейным руководством Махатмы Ганди, который

провозгласил кампанию гражданского неповиновения в 1921 в знак протеста

против враждебной позиции Великобритании по отношению к Турецкому халифату.

В 1920-х и 1930-х годах возрос политический авторитет Мухаммада Али Джинны

(1876–1948) и поэта-мыслителя Мухаммада Икбала (1877–1938), которые

подготовили исламскую общественность к восприятию идеи раздела Индии.

Обращаясь к участникам сессии Мусульманской лиги в Аллахабаде 29 декабря

1930, Икбал высказался в пользу существования отдельного исламского

государства на субконтиненте, но не затронул вопроса о будущем Бенгалии. В

Лахоре 23 марта 1940 Мусульманская лига, руководимая Джинной, объявила

своей целью образование Пакистана. Само это название было неологизмом,

предложенным Чаудхури Рахмат Али – мусульманским интеллигентом, жившим

тогда в Кембридже (Великобритания). Лахорская резолюция 1940 декларировала:

«ареалы, где мусульмане составляют численное большинство, как это имеет

место в северо-западной и восточной зонах Индии, следует объединить для

конституирования независимых штатов, в которых составившие их

административно-территориальные единицы должны обладать автономией и

суверенитетом». В 1946 направленная из Великобритании специальная

правительственная миссия разработала план по сохранению целостности Индии,

предусматривавший региональную автономию для мусульманского населения.

Предлагалось выделить две географические зоны с преобладанием мусульман:

одна из них должна была охватить северо-западный Белуджистан, Северо-

Западную Пограничную провинцию, Пенджаб и Синд, другая – северо-восточный

Ассам и Бенгалию. Остальная часть Индии рассматривалась как единое

образование с индусским большинством. Рекомендовалось предоставить

центральному правительству лишь минимальные права. Однако данный план,

принятый Лигой, был отвергнут Конгрессом, после чего раздел Британской

Индии стал неизбежен. 14 августа 1947 на политической карте мира появились

два новых независимых государства – Индия и Пакистан.

Пакистан в период независимости до отделения Бангладеш: 1947–1971. После

получения независимости Пакистан столкнулся с трудностями формирования

устойчивых политических институтов. С 1947 по 1958 в стране действовала

парламентская система в соответствии с Актом об управлении Индией (1935) и

Декларацией о независимости (1947), но при отсутствии прямых выборов в

высший законодательный орган власти. В 1958 был установлен военный режим во

главе с генералом (позднее фельдмаршалом) Айюб-ханом, который в 1962

конституционным путем был избран президентом Пакистана. В 1969 в стране

было введено военное положение, и к власти пришел генерал Яхья-хан, который

ушел в отставку в 1971.

Раздел Британской Индии в 1947 породил жестокие столкновения между индусами

и мусульманами, и огромные потоки беженцев: около 6,5 млн. мусульман

перешло из Индии в Пакистан и около 4,7 млн. индусов и сикхов двинулись в

обратном направлении. Возможно, что до 500 тыс. человек погибло из-за

столкновений на религиозной почве и последующих миграций.

Препятствием к нормализации обстановки на субконтиненте стал кашмирский

конфликт. До 1947 в Британской Индии насчитывалось 584 княжества, перед

которыми стоял вопрос: входить ли в мусульманский Пакистан или же в

индуистскую Индию. В октябре 1947 махараджа Кашмира, индус по

вероисповеданию, сделал выбор в пользу Индии. Начавшиеся в 1947 вооруженные

столкновения между индийскими и пакистанскими вооруженными силами

происходили до конца 1948, когда с помощью ООН, была установлена линия

прекращения огня. Предложения по проведению референдума среди населения

Кашмира по вопросу о будущем княжества не были поддержаны Индией, и оно по-

прежнему остается разделенным. В 1965 пакистанские войска возобновили

военные действия в Кашмире, которые удалось остановить благодаря

посредническим усилиям СССР. Индийский премьер-министр Лал Бахадур Шастри и

пакистанский президент Айюб-хан встретились в Ташкенте в январе 1966 и

согласились отвести свои войска на линию прекращения огня.

После длительных дебатов Учредительное собрание в 1949, руководствуясь

суждениями премьер-министра Лиакат Али-хана, одобрило резолюцию, в которой

указывалось, что «мусульмане должны руководствоваться в своей личной и

общественной жизни учением и требованиями ислама, изложенным в Священном

Коране и Сунне». Принятая в марте 1956 конституция провозгласила Пакистан

Исламской Республикой и зафиксировала, что президентом страны должен быть

мусульманин. Эта статья сохранилась и в конституции 1962, действовавшей при

Айюб-хане. В данной связи был образован Консультативный совет исламской

идеологии, а также открыт Институт по изучению ислама. Совет был призван

давать рекомендации мусульманам по организации их жизни в соответствии с

религиозными принципами, а Институт интерпретировал эти принципы в

контексте существующих реалий.

Дебаты по поводу избирательных курий имели серьезное значение ввиду того,

что ок. 20% населения Восточного Пакистана составляли индусы. В 1950–1952

были изданы законы о выборах в провинциальные законодательные собрания.

Было решено, что при наличии явного мусульманского большинства

целесообразно выделить специальные электоральные группы: христиан и «общие»

в ряде областей Западного Пакистана и христиан, буддистов,

зарегистрированных каст («неприкасаемых») и «общие» в Восточном Пакистане.

Каждая из этих групп посылала своих представителей в законодательные органы

по собственным избирательным спискам. В результате на выборах в восточной

провинции в марте 1954 среди 309 депутатов оказалось 72 немусульманина. При

Айюб-хане (1958–1969) проводились косвенные парламентские выборы через

органы местного самоуправления (так называемую систему «основ демократии»).

На низовом же уровне раздельное голосование отсутствовало, что практически

привело к тому, что в указанные органы почти не попадали кандидаты от

немусульманских общин.

На год обретения страной независимости Западный Пакистан включал 4

провинции и 10 княжеств. Бенгальцы настаивали на том, что Восточный

Пакистан располагает бльшими правами на автономию, чем территориально-

административные единицы Западного Пакистана и, ввиду превосходства в

численности населения, должен иметь приоритет в решении государственных

вопросов. Чтобы пойти навстречу подобным требованиям, в Западном Пакистане

были объединены в одну провинцию все 14 входивших в него административных

образований. Это событие произошло в октябре 1955, затем была достигнута

договоренность о равном представительстве жителей обеих частей страны в

национальном парламенте.

Восточный Пакистан имел веские причины для выражения своего недовольства.

Хотя на территории провинции было сосредоточено свыше половины всего

населения страны, государственные ассигнования направлялись прежде всего в

Западный Пакистан, на который приходилась и основная доля средств,

получаемых в порядке помощи из-за границы. Непропорционально мало

восточнопакистанцев числилось в госаппарате – 15% его состава, а также в

вооруженных силах страны – 17%. Центральное правительство явно

покровительствовало промышленникам из Западного Пакистана при обменных

операциях с валютой, в выдаче импортных лицензий, займов и безвозмездных

ссуд, в предоставлении разрешений на строительство предприятий новейших

отраслей индустрии. Промышленное развитие после 1953 совершалось в

значительной степени на фоне экономической и военной поддержки со стороны

США, которые ориентировались на защиту Западного Пакистана от возможной

советской угрозы.

В феврале 1966 лидер «Авами лиг» Шейх Муджибур Рахман выдвинул свою

программу из 6 пунктов. Она предусматривала: 1) ответственность

федерального правительства перед парламентом, сформированным на основе

свободных и честных выборов, 2) ограничение функций центра вопросами

обороны и иностранных дел, 3) введение отдельных валют (или самостоятельных

финансовых счетов) для каждой из двух провинций при контроле за

межпровинциальным движением капитала, 4) передача сбора всех видов налогов

из центра в провинции, которые на свои отчисления содержат федеральное

правительство, 5) предоставление обеим частям страны возможности

самостоятельно заключать внешнеторговые договоры и иметь в связи с этим

собственные валютные счета и 6) создание в провинциях своих иррегулярных

войск.

В поддержку этих шести пунктов в восточной провинции была развернута

агитация, и Муджибур вместе с 34 единомышленниками в 1968 был арестован по

обвинению в разработке плана организации сепаратистского восстания с

помощью Индии. В начале 1969 развернулась общенациональная кампания

протеста против режима президента Айюб-хана. В феврале обвинения против

Муджибура и его соратников были сняты. Айюб-хан созвал Круглый стол для

встречи с лидерами оппозиции, на котором Муджибур предложил разработать

новую конституцию на основе указанных шести пунктов. Подавшего 25 марта в

отставку Айюб-хана сменил генерал Яхья-хан, который ввел в стране

чрезвычайное положение.

Яхья-хан восстановил в Западном Пакистане 4 традиционные провинции и

назначил на 7 декабря первые в истории страны прямые всеобщие выборы в

национальный парламент. В нем депутатам от Восточного Пакистана фактически

было гарантировано большинство благодаря принятому принципу «один

избиратель – один голос». «Авами лиг» Муджибура завоевала 160 из 162 мест,

предназначавшихся для восточной провинции. Столь убедительная победа была

одержана вследствие продолжительной кампании в пользу шести пунктов и

решительной критике центрального правительства за его слабую помощь жертвам

разрушительного урагана, пронесшегося над территорией Восточного Пакистана

7 ноября 1970. Партия пакистанского народа (ППН), которую возглавлял

Зульфикар Али Бхутто, получила 81 из 138 мест от Западного Пакистана.

Муджибур объявил, что новая конституция должна основываться на шести

пунктах его программы. В ответ Бхутто информировал 17 февраля 1971, что ППН

станет бойкотировать работу Национального собрания, если не получит

возможности обсудить конституционную реформу. Вследствие этого Яхья-хан

отложил назначенное на 3 марта открытие парламентской сессии. «Авами лиг»

заявила, что это свидетельствует о сговоре между президентом и лидером ППН.

На 2 марта Муджибур назначил всеобщую забастовку в Восточном Пакистане, и

население вышло на улицы Дакки и других городов провинции. Шейх призвал

воздерживаться от уплаты налогов, пока власть не перейдет к представителям

народа. Яхья-хан выразил желание созвать новый Круглый стол для

Страницы: 1, 2, 3


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.