бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курс лекций по истории Отечества - основа для докладов и выступлений

экономике". Многие специалисты оценили ее как скорее документ политический,

чем экономический: она носила общий неконкретный характер, не указывала

сроки осуществления тех или иных мер. В отличие от " Программы 500 дней

" предусматривались более медленные темпы приватизации. В президентскую

программу не вошли наиболее радикальные предложения шаталинской группы.

Президентская программа по существу фактически блокировала выполнение

"Программы 500 дней", что вызвало конфликт между Центром и Россией.

Однако в 1991 году разразился экономический кризис ., который принял

комплексный характер, затрагивая политическую и межнациональную сферу. В

1990 году, впервые за послевоенный период, валовый национальный продукт

снизился на 2 процента по сравнению с предыдущим годом, национальный

доход - на 4 процента. В 1991 году положение еще более усугубилось.

Падение производства в 1991 году в процентах к 1990 году составило по

продукции промышленности - 6,2, сельского хозяйства - 11. валовый

национальный продукт снизился на 10 процентов. Добыча нефти упала до

уровня середины 70-х годов, угля - до уровня начала 70-х годов. Инфляция

переросла в гиперинфляцию и составила 145 процентов в 1991 году.

Таким образом, пятилетний эксперимент на базе планово-государственного

хозяйства и командных методов руководства оказался неудачным. Более

того, недостаточно глубокий анализ причин спада и застойных явлений,

недооценка происшедших качественных изменений в международной политике

и структурных сдвигов в экономическом механизме, расчет на волевые

воздействия со стороны руководства и проведение непродуманных до конца

экспериментов привели к глубокому экономическому, а также политическому и

межнациональному кризису.

Неэффективность принимаемых мер приводила к выводу о необходимости

коренной перестройки политического механизма, что проявилось в реформе

политической системы советского общества.

2. Политические преобразования в период "перестройки".

Изменения в области экономической жизни, необходимость реформирования

вместе с ухудшением положения народа вызвали к жизни волну критики.

Сверхцентрализованному общественно политическому устройству

противопоставлялись идеи демократизации. Демократизация затронула

идеологию, культуру и политику. Поиск альтернативных решений в процессе

развития приводил к критике существующих партийно-государственных устоев

и прошлой истории. Обстановка гласности позволяла узнавать о трагических

страницах прошлого, о коррупции и взяточничестве в верхних эшелонах

власти. Впервые общественность узнала о том, что в 1985 году было

совершено 2080 тыс. преступлений,а в 1990 - 2787 тыс., при этом

осуждено было в 1985 г. 1269 тыс., а в 1990 - 820 тыс. человек. 5 (*) 0

Количество

осужденных оказалось сопоставимо с периодом 30-х годов, то есть годами

политических репрессий.

К 1988 году явственно обозначилось обострение внутренней идеологической

борьбы. В печати выдвигались непримиримые политические позиции от

официально-консервативных до антисоветизма и национализма. Широкое

распространение получил антикоммунизм. Идейные шатания охватили и

политическое руководство. Менялось отношение людей к религии, к западным

духовным ценностям.

В условиях острой критики деформаций социализма в политическом руководстве

происходит раскол. М.С.Горбачев, А.Н.Яковлев и некоторые другие

пришли к выводу о необходимости отказа от руководящей роли

коммунистической партии, отмене конституционных гарантий этой роли. В

июне 1988 года это положение прозвучало в докладе М.С.Горбачева на XIX

партийной конференции. Впервые за историю партии доклад был сделан

без предварительного обсуждения в ЦК, но конференция одобрила положения

доклада. Это событие стало рубежным. Отказ правящей партии от руководства,

сохранение за ней лишь идеологической, просветительской функции

означал переход к коренному изменению политической системы.

Конференция провозгласила задачу построения правового демократического

государства.Были определены основные направления политической реформы:

- отказ от монополии партии и переход к многопартийной системе;

- формирование Советов на альтернативной демократической основе и

утверждение их полновластия; - демократизация органов

государственной власти; - расширение гласности и плюрализм в

идеологической сфере; - перестройка национальных отношений на

демократической основе. --------------------------------------------------

--------- 5* 0 4СССР в цифрах в 1990 году. - С.104,105.

Положения конференции не были единодушно восприняты в самой

партии. В январе 1989 года на Пленуме ЦК была отправлена "в отставку"

третья часть Центрального Комитета, не согласная с решениями

конференции. Значительно увеличился выход из рядов партии. Если в 1989

году ряды КПСС покинуло 140 тыс. человек, то в 1990 году - 2,7 млн.

человек. Из КПСС вышла большая часть состава компартий Литвы, Латвии и

Эстонии, организовав самостоятельные партии социал-демократической

ориентации. Компартии Грузии, Армении,

Молдовы фактически прекратили свое существование. Последний XXVIII

съезд КПСС (1990 г.) показал неспособность партии оказывать определяющее

влияние на жизнь страны.

После XIX партконференции были приняты законы,сыгравшие решающее значение

в реформировании политической системы.В их числе закон "Об изменениях и

дополнениях Конституции СССР", который ликвидировал статью 6 о

руководящей роли КПСС, а также закон "О выборах народных депутатов",

утвердивший выборы депутатов Советов на альтернативной основе. Подлежали

изменению высшие органы государственной власти. Верховным представительным

органом власти становился Съезд народных депутатов СССР, который избирал

двухпалатный Верховный Совет, действующий постоянно. Вводился пост

Председателя Верховного Совета СССР. Создавался Комитет конституционного

надзора.

В марте 1989 года состоялись первые в истории Советской власти

альтернативные выборы. На I и II съездах народных депутатов произошло

оформление депутатских фракций. III съезд (март 1990 г.) впервые в

истории страны ввел должность Президента СССР как главы исполнительной

власти, им был избран М.С.Горбачев. Введение президентского правления

явилось мерой к укреплению расшатывающейся политической системы.

Отмена 6-ой статьи Конституции СССР способствовала активизации

деятельности новых политических партий. Первой оппозиционной КПСС партией

провозгласил себя "Демократический союз" в мае 1988 года. С апреля 1988

года возникают Народные фронты, первые национальные организации,

носившие массовый характер: "Народный фронт Эстонии", "Народный фронт

Латвии", "Саюдис" (Латвия). Позже аналогичные организации возникли во

всех союзных и автономных республиках. 1989 год стал годом появления

многих партий. Вновь образованные партии отражали все ведущие

направления политической жизни. Ультралиберальное направление представлял

"Демсоюз", выступающий за смену модели общественного развития. К этому

же крылу можно отнести: "Российское христианско-демократическое

движение", "Христианско-демократический союз России", "Христианско-

демократическую партию России" и др. Первыми представителями

либерального направления стали "Демократическая партия Советского Союза",

"Демократическая партия", "Либерально-демократическая партия" и три

конституционно-

демократические партии. В мае 1990 года оформилась крупнейшая партия

либерального лагеря - "Демократическая партия России", а в ноябре -

"Республиканская партия Российской Федерации". В октябре 1990 года на базе

движения избирателей "Демократическая Россия" (созданного в ходе

выборов народных депутатов СССР весной 1989 года), оформилась

одноименная массовая общественно-политическая организация, объединившая

партии, общественные организации и движения либеральной направленности.

Социал-демократическое направление было представлено двумя основными

организациями: "Социал-демократической ассоциацией" и "Социал-

демократической партией России". В июне 1990 года была основана

"Социалистическая партия". Анархистское направление нашло отражение в

деятельности "Конференции анархо-синдикалистов" и "Анархо-

коммунистического революционного союза".

Многие из этих партий были малочисленными, не имевшими прочной

организационной структуры и социальной базы и впоследствии распались.

Политический плюрализм затронул и крупнейшую политическую силу- КПСС. В

1990 - нач. 1991 г. в ней обозначились пять направлений: социал-

демократическое, "Демократическое движение коммунистов", центристское,

"Марксистская платформа в КПСС", традиционалистское. Каждое из них

предлагало свой вариант реформ. На базе КПСС были созданы партии

социалистическое направленности (Народная партия свободной России,

Социалистическая партия трудящихся), прокоммунистической ориентации

(Всесоюзная коммунистическая партия большевиков, Российская

коммунистическая рабочая партия).

С осени 1990 года началось формирование политических партий,

выступающих с позиций праворадикального переустройства общества: Русская

национал-демократическая партия и др. Особняком держались организации

российского государственного традиционализма (монархисты) и революционно-

социалистического традиционализма, группа "Единство" и др.

Осенью 1991 года возникли религиозно-политические организации: Российское

христианско-демократическое движение, Исламское возрождение. При все

многообразии партий и движений в центре политической борьбы оказалось два

направления коммунистическое и либеральное. Либералы (демократы) выступали

сторонниками коренных

реформ, а коммунисты - сохранения старого строя.

Новые политические партии и движения, возникшие в стране, явились реакцией

на углубляющийся экономический кризис и поиск выхода из создавшегося

положения. Их возникновение показывало, что прежняя однопартийная

политическая система рухнула, перестали действовать рычаги власти,

сложившиеся десятилетиями, общество вступило в глубокий политический

кризис. Явственно обозначились три тенденции общественно-политического

развития: а) реформаторско-демократическая .. Представленная

партиями демократической направленности эта тенденция отражала стремление

к обществу западно-европейского образца с его демократическими институтами

и свободами и рыночно-капиталистической экономикой. б) национально-

патриотическая .. Эта тенденция проявлялась в многонациональной стране и

выражалась в образовании националистических партий и движений, в том

числе русских. Этому способствовали религиозные, региональные и

культурно-национальные различия между народами СССР, ставшие противоречиями

в условиях экономического и политического кризиса. в) традиционно-

коммунистическая. . Сформированный десятилетиями социалистический образ

жизни со многими элементами коммунистического распределения, сохранения

остатков почти 20 миллионной Коммунистической партии и 1,5 миллионного

партийного аппарата способствовали проявлению данной тенденции.

Таким образом, пятилетка "перестройки" привела к глубоким изменениям

политической надстройки на основе многопартийности, плюрализма и вызвала с

неизбежностью острую политическую борьбу.

3. Обострение национальных отношений.

Советский Союз в течение нескольких десятилетий существовал как

уникальное многонациональное федеративное государство, которое

объединяло 53 национально-государственных формирования и более 100 наций

и народностей. Сотнями лет складывалось общежитие народов,

присоединившихся к России как добровольным путем, так и завоеванных.

Многие из этих народов имели многовековую самобытную историю и

гордились ею. Несмотря на различия исторические, культурные,

национальные, региональные, экономические, религиозные, народы России

и СССР объединяли такие факторы, как экономическая взаимопомощь, общие

интересы в борьбе с

завоевателями, общее территориальное пространство без зафиксированных

границ, многовековое культурно-этническое взаимопроникновение и

взаимообогащение. В годы Советской власти единство подкреплялось тесными

экономическими связями на основе единых промышленных, транспортных,

энергетических, информационных систем, единого военно-промышленного

комплекса, а также государственной системой с одной централизованной

интернациональной партией. Такая структура показала свою эффективность и

жизнеспособность в годы Великой Отечественной войны.

Однако вместе с экономическими трудностями стали усиливаться

центробежные тенденции, все более выделяться различия и обостряться

межнациональные противоречия. . В условиях разрушения прежней политической

системы центробежные процессы приобрели обвальный характер,

национальные противоречия в ряде случаев приняли конфликтный облик, на

карте страны появились горячие точки. В 1988 - 1989 гг. возник конфликт

между Азербайджаном и Арменией из-за Нагорного Карабаха, впоследствии

поставивший обе республики на грань войны. Страну потрясли кровавые

события в Фергане (1989 г.), в Ошской области Киргизии (1990 г.), где

жертвами национальной розни стали сотни невинных людей. Обострились

отношения между Грузией, с одной стороны, Абхазией и Южной Осетией - с

другой, которые превратились в вооруженные конфликты . с

многочисленными жертвами. В кровавые погромы вылилось противостояние

между русскоязычным Преднестровьем и Молдавией. Тяжелая обстановка

сложилась в Прибалтийских республиках, где нарастала напряженность между

коренным и русскоязычным населением. Серьезным дестабилизирующим

фактором стала проблема беженцев, которых в 1990 году насчитывалось по

стране более 600 тыс. человек. Национализм выплеснулся на улицы под

знаменем многочисленных политических партий и движений, открывая свои

темные стороны.

Союзное руководство, лишенное опоры бывшей правящей партии, всей

своей вертикальной структурой обеспечивавшей межнациональные связи и

поддержку государственной власти, предприняло карательные действия с

помощью вооруженной силы. Большой общественно-политический резонанс

вызвали события в Тбилиси в апреле 1989 года, где в результате

пресечения войсками несанкционированной

демонстрации погибло 18 человек. В январе 1990 года при вводе войск в

Баку для предотвращения погромов было убито около 100 человек. В январе

1991 года произошли столкновения с войсками в Вильнюсе и Риге,

сопровождающиеся человеческими жертвами. Эти события резко обострили

противоречия между центром и республиками, усилили стремление к

суверенизации ..

С распадом правящей партии и самоустранением ее от власти начался

процесс отделения национальных республик . от общесоюзного центра. В

ноябре 1988 года, через несколько месяцев после XIX партконференции

Верховный Совет Эстонии принял декларацию о суверенитете. В марте 1990

года Верховный Совет Литвы принял решение "О восстановлении

независимости литовского государства".

К 1990 году стремление к суверенизации приняло широкий характер. В

представительных органах союзных республик под влиянием национальных

фронтов и движений все чаще стали раздаваться голоса о выходе из Союза

ССР. Попыткой удержать этот процесс под контролем явилось принятие в

апреле 1990 года Верховным Советом СССР законов "Об основах

экономических отношений Союза СССР, союзных и автономных республик", "О

порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из

СССР".

Тяготение к национальной независимости не обошло стороной Российскую

Федерацию, опорный столп Союза ССР. Ранее в национальной политике

коммунистической партии всячески подчеркивалось политическое равенство всех

республик и закреплялось в государственном устройстве. К примеру, в Совете

национальностей Верховного Совета СССР Эстонская республика с 1,5 млн.

населением была представлена 32 депутатами, как и Российская Федерация с

ее 140 млн. населением. Эти и другие несоответствия привели в тому,

что в печати все чаще стали появляться статьи, показывающие, что Россия

обделена, является донором других республик. В результате I Съезд народных

депутатов Российской Федерации 12 июня 1990 г. почти единогласно принял

Декларацию о государственном суверенитете России. Этот день был объявлен

национальным праздником. Спустя год 12 июня 1991 года всенародным

голосованием Президентом Российской Федерации был избран Б.Н.Ельцин.

Распад Советского Союза стал неизбежным. Еще одна попытка спасти

Союз была предпринята весной 1991 года. В соответствии с решениями IV

Съезда народных депутатов СССР 17 марта по всей стране был проведен

первый в истории всесоюзный референдум по вопросу о сохранении СССР.

76,4 процента проголосовавших ответили утвердительно, несмотря на то,

что руководство Литвы, Латвии, Эстонии, Молдовы, Армении и Грузии

отказались участвовать в референдуме.

Результаты референдума дали основание для подготовки нового Союзного

договора, подписание которого было назначено на конец августа 1991 года.

4. Внешняя политика СССР 1985 - 1991 гг.

С началом перестройки во внешней политике СССР произошли серьезные

изменения. В ее основу легла философско-политическая концепция,

получившая название нового политического мышления .. Эта концепция

провозглашала отказ от классово-идеологической конфронтации, исходила из

тезиса о многообразном, но взаимозависимом и целостном мире. В системе

взаимосвязанных государств все глобальные проблемы: ядерного разоружения,

экологии, медицины и т.д. можно было решить только совместно, исходя из

признания: а) приоритета общечеловеческих ценностей перед

классовыми; б) перехода от конфронтации к диалогу, как основной

форме международных отношений. в) деидеологизации международных

отношений; г) строгого уважения права каждого народа на свободный

выбор своей судьбы; д) понимания невозможности военного решения

межгосударственных споров и поиска баланса интересов.

В заявлении М.С.Горбачева от 15 января 1986 года, в подписанной им

Делийской декларации (ноябрь 1986 года), в выступлении на XXVII съезде

КПСС подчеркивалось признание советским руководством приоритета

общечеловеческих ценностей над классовыми, приверженность новому

политическому мышлению, мирному разрешению конфликтов, разоружению.

Важнейшими событиями стали вывод советских войск из

Восточной Европы, прекращение войны и вывод советских войск из

Афганистана. Центральным стержнем советской внешней политики продолжали

оставаться советско-американские отношения. За эти годы состоялось

несколько встреч президента М.С.Горбачева с президентами

США Р.Рейганом и Дж.Бушем. В 1987 году был подписан договор о ликвидации

ракет средней и меньшей дальности. Летом 1991 года было подписано

соглашение о значительном сокращении стратегических наступательных

вооружений. Через несколько месяцев стороны обменялись новыми инициативами

в области разоружения.

В марте 1989 года во время визита М.С.Горбачева в Китайскую Народную

Республику были нормализованы советско-китайские отношения. В начале 1991

года во время войны в Персидском заливе СССР вместе со странами мирового

сообщества осудил действия Ирака. За многие десятилетия это был первый

случай, когда СССР выступил на стороне ведущих стран мира против

своих бывших союзников, хотя и не принял участия в военных действиях.

Летом 1991 года впервые на ежегодную традиционную встречу лидеров семи

ведущих стран был приглашен и советский Президент. На встрече обсуждались

меры по оказанию помощи СССР по преодолению экономического кризиса и

переходу к рыночной экономике. Ухудшение внутриэкономического положения

заставило советское руководство идти на большие, часто односторонние,

уступки Западу в надежде добиться экономической помощи и политической

поддержки.

Кризис в Советском государстве, ослабление его экономической и военной

мощи,отказ от прежних приоритетов,таких как помощь и поддержка

коммунистическому, рабочему и национально - освободительному движению,

все большее пристраивание к политике капиталистических государств Запада

вызвали изменение отношений с бывшими союзниками. После того,как с января

1991 года Советский Союз установил торгово-экономические отношения со

странами Совета Экономической Взаимопомощи на валютно - долларовой

основе, экономические, а затем и политические связи стали быстро

разрушаться. В марте 1991 года прекратила существование военная

организация Варшавского Договора, завершил свою деятельность Совет

Экономической Взаимопомощи.

Конец 80-х-начало 90-х годов вместе с глубокими изменениями в политической

системе Советского Союза привел к подобного рода изменениям в

социалистический странах Восточной Европы. За этот период там пришли к

власти демократические правительства, тяготеющие к Западу,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.