бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Культура древней Греции

Культура древней Греции

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ 1

ВСТУПЛЕНИЕ 2

ЗОДЧЕСТВО 3

ИСКУССТВО ВАЗОПИСИ 4

ЛИТЕРАТУРА 5

ПИСЬМЕННОСТЬ 6

ИСКУССТВО "ТЕМНЫХ ВЕКОВ"(XI-IX вв.) 6

КУЛЬТУРА АРХАИЧЕСКОГО ПЕРИОДА (VIII - VI вв.) 8

ПИСЬМЕННОСТЬ 8

ПОЭЗИЯ 9

ЗОДЧЕСТВО И СКУЛЬПТУРА 12

ВАЗОВАЯ ЖИВОПИСЬ 13

ГРЕЧЕСКОЕ ИСКУССТВО В V ВЕКЕ 14

ОБОСОБЛЕНИЕ НАУК 14

Медицина. 14

Математика. 15

Историография. 15

ГРЕЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА V ВЕКА 16

ТЕАТР ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ 17

ТРАГЕДИЯ 18

КОМЕДИЯ 19

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И АРХИТЕКТУРА 20

Искусство Ранней классики. 20

Искусство Высокой классики. 22

ГРЕЦИЯ В IV В. ДО Н.Э. 25

РИТОРИКА 25

Ораторское искусство Греции IV века. 25

Архитектура. 27

Скульптура. 28

Живопись. 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33

ВСТУПЛЕНИЕ

Искусство Древней Греции знаменует один из высочайших взлетов в

культурном развитии человечества. В своем творчестве греки использовали

опыт более древних художественных культур, и в первую очередь эгейского

искусства. Истории собственно древнегреческого искусства начинается после

падения Микен и дорийского переселения и охватывает 11-1 вв. до н. э. В

этом историко-художественном процессе обычно выделяют 4 этапа, которые

соответствуют основным периодам общественного развития Древней Греции: 11-8

вв. до н. э. – гомеровский период; 7-6 вв. до н. э. -- архаика; 5 в –

первые 3 четверти 4 в до н. э. – классика; 4 четверть 4 в – 1 в до н. э. –

эллинизм. Область распространения древнегреческого искусства выходила

далеко за пределы современной Греции, охватывая Фракию на Балканах,

значительную часть Малой Азии, многие о-ва и прибрежные луниты на

Средиземном и Черном морям, где находились греческие колонии. После походов

Александра Македонского греческая художественная культура распространилась

по всему Ближнему Востоку.

Древнегреческое искусство полнее всего раскрыло свои возможности в

период классики, когда переживала рассвет рабовладельческая демократия,

полисы (города- государства) достигли наивысшего подъема, а свободные

ремесленники и землевладельцы ощущали себя полноправными гражданами

общества. Результатом этого был и особо, более демократический характер

идеологии по сравнению с идеологией рабовладельческих обществ Древнего

Востока и императорского Рима. На основе всех этих предпосылок и выросла

художественная культура древней Греции. Ее ведущей отраслью были

пластические искусства, которые по самой своей природе соответствовали

проникнутому жизнеутверждающим пафосом, цельному мировосприятию древних

греков. Греки впервые осознали красоту естественного бытия последнего, в

частности красоту нормально развитого человеческого тела. Идеальное

представление о человеке и мире, воплощенное в древнегреческих

художественных образах, не противостоит реальной жизни. Образ человека в

искусстве Древней Греции - это кристально ясная, очищенная от случайностей

концентрация прекрасных духовных и физических качеств реального человека.

Прогресс пластических искусств в античной Греции был поистине огромен.

Впервые в истории мировой художественной культуры сложилась развитая

система реалистических принципов; наряду с культовыми развились

многочисленные светские формы искусства; возросла его общественно-

воспитательная роль. В архитектуре были выработаны ордерные принципы и

заложены основы градостроительства; в скульптуре осознана выразительность

человеческого тела на основе великолепного знания его анатомической

структуры; в живописи были созданы первые станковые картины, зародились

принципы светотени и перспективы; развилась совершенная по своим

декоративным качествам вазопись. Древнегреческие художники блестяще

разрешили проблему синтеза пластических искусств, о чем свидетельствуют

скульптурные фризы и фронтоны храмов, образцы монументальной живописи,

статуи, созданные с расчетом на архитектурное окружение.

Каждая последующая эпоха в той или иной мере использовала опыт

древнегреческого искусства. Особенно значительной оказывалась его роль в те

периоды, когда искусство руководствовалось гуманистическими идеалами, и

античная традиция выдвигалась в противовес спиритуализму и мистике готике и

барокко. Некоторые стороны общественного бытия и качества общественного

человека никогда не были отражены искусством в такой классической форме,

которая была найдена древними греками.

ЗОДЧЕСТВО

Высокими достижениями отличалось зодчество. Архитектурные памятники

ярко отражают наличие имущественного неравенства и свидетельствуют о

появлении раннеклассовых монархий. Уже монументальные критские дворцы XIX-

XVI вв. поражают масштабами. Однако характерно, что общий план критских

дворцов был как лишь монументальным повторением плана усадьбы зажиточного

земледельца.

Иной уровень архитектурной мысли являют более поздние дворцы

материковых царей. В основе их лежит центральное ядро - мегарон, также

повторяющего традиционный план рядового жилища. Он состоял из передней

(продомоса, главного зала (домоса) с парадным очагом и задней комнаты.

Многие акрополи были защищены мощными каменными стенами киклопической

кладки толщиной в среднем 5-8 м. Не менее впечатляет мастерство

архитекторов, создававших монументальные ульевидные царские гробницы,

фолосы.

Мастерство ахейских зодчих дополнялось достижениями других видов

искусства. Назовем высокохудожественный полихромный и рельефный декор

внешних и внутренних стен крупных зданий. Широко применялись колонны и

полуколонны, резьба по камню и мрамору, росписи стен сложнейшими

композициями.

ИСКУССТВО ВАЗОПИСИ

На протяжении XX-XIIвв. быстро развивалось искусство вазовой росписи.

Уже в начале II тыс. до н.э. традиционный геометрический орнамент критян

был дополнен мотивом спирали, блестяще разработанным кикладскими мастерами

еще в предшествующем веке. В дальнейшем, в XIX-XV вв., во всех областях

страны вазописцы обратились и к натуралистическим мотивам, воспроизводя

растения, животных и морскую фауну. Должно отметить, что в некоторых

районах сложились яркие локальные художественные традиции, четко

характеризующие вазопись каждого центра.

Широта художественных запросов общества проявилось в пристальном внимании

искусства к человеку и его деятельности. Блестящим примером являются

многоцветные росписи в домах гора жан Акротии, исполненные несколькими

мастерами. Особенно важна передача идеи движения, что принципиально

отличает культуру Эллады в XXX-XII вв. от традиций одновременных ей других

древних культур. Высокое профессиональное мастерство позволяло художникам в

условиях ломки общественного мировоззрения быстро отойти от древних канонов

условности и орнаментальности. И если в искусстве III тыс. пока известны

немногие памятники, говорящие о тяге художников к естественности, то в XX-

XII вв. творения многих художников отличаются умением гармонично сочетать

чувство живой природы с требованиями декоративного стиля. Особенно

примечательно внимания искусства к внутреннему миру человека и стремление

изобразить индивидуальные черты изображаемых персонажей. При этом художники

не забывали о передаче физического облика человека, воспроизводя обнаженные

фигуры в живописи, скульптуре, торевтике и глиптике. Примечательно, что

даже в рядовых памятниках искусства можно заметить уважение к человеку.

ЛИТЕРАТУРА

Литература ранних греков, как других народов, восходила к традициям

древнего фольклорного творчества, включавшего сказки, басни, мифы и песни.

С изменением общественных условий началось быстрое развитие народной поэзии-

эпоса, прославлявшего деяния предков и героев каждого племени. К середине

II тыс. эпическая традиция греков усложнилась, в обществе появились

профессиональные поэты-сказатели, аэды. В их творчестве уже в XVII-XII вв.

заметное место заняли сказания о современных им важнейших исторических

событиях. Это направление свидетельствовало об интересе эллинов к своей

истории, сумевших и позднее в устной форме сохранить свою богатую

легендарную традицию на протяжении почти тысячи лет до того, как она была

записана в IX-VIII вв.

В XIV-XIII вв. эпическая литература сложилась в особый вид искусства со

своими специальными правилами речевого и музыкального исполнения,

стихотворным размером-гекзаметром, обширным за пасом постоянных характерных

эпитетов, сравнений и описательных формул. Устная передача немало

способствовало строго объективному отбору произведений, которые народ

удержал в своей памяти.

Об уровне поэтического творчества ранних греков свидетельствуют эпические

поэмы "Илиада" и "Одиссея" - выдающиеся памятники мировой литературы. Обе

поэмы относятся к кругу исторических повествований о походе ахейских войск

после 1240г. до н.э. на Троянское царство.

Следует отметить, что обе поэмы показывают удивительное созвучие эпоса

пластическому творчеству Греции XVIII-XIIвв. Их объединяет сила и

жизненность образов, богатство воображения и свободолюбие. Высокое

литературное искусство ахеян, выдвинув шее на первый план человека и его

роль в своей судьбе, не смотря на предопределение богов, является

драгоценным вкладом ранней Греции в мировую культуру.

Помимо художественной литературы, в устной традиции греков изучаемого

времени хранилось также огромное количество исторических, генеалогических и

мифологических преданий. Они были широко известны в устной передаче вплоть

до VII-VI вв., когда их включила распространявшаяся тогда письменная литера

тура.

ПИСЬМЕННОСТЬ

Письменность в греческой культуре XXII-XII вв. играла ограниченную

роль. Как и многие народы мира, жители Эллады прежде всего стали делать

рисуночные записи, известные уже во второй половине III тыс. Каждый знак

этого пиктографического письма обозначал целое понятие. Критяне некоторые

знаки, правда немногие, создали под влиянием египетского иерографического

письма, возникшего еще в IV тыс. Постепенно формы знаков упрощались, а

часть стала обозначать только слоги. Такое слоговое (линейное) письмо,

сложившееся уже к 1700 г., называется письмом А, которое до сих пор

остается разгаданным.

После 1500 г. в Элладе была выработана более удобная форма письменности

- слоговое письмо В. Оно включало около половины знаков слогового письма А,

несколько десятков новых знаков, а также некоторые знаки древнейшего

рисуночного письма. Система счета, как и раньше, основывалась на десятичном

счислении. Записи слоговым письмом В велись по-прежнему слева направо,

однако правила письменности стали более строгими: слова, разделенные

специальным знаком или пространством, писали по горизонтальным линиям,

отдельные тексты снабжали заголовками и подзаголовками. Тексты чертили на

глиняных табличках, выцарапывали на камне, писали кистью или краской или

чернилами на сосудах.

Ахейское письмо было доступно лишь образованным специалистам. Его знали

служители в царских дворцах и какой-то слой имущих горожан.

ИСКУССТВО "ТЕМНЫХ ВЕКОВ"(XI-IX вв.)

Дворцовая цивилизация крито-микенской эпохи сошла с исторической сцены при

загадочных, до конца еще так и не проясненных обстоятельствах примерно в

конце XII в. Эпоха же античной цивилизации начинается лишь через три с

половиной и даже четыре столетия.

Археологические исследования последних лет позволили выяснить подлинные

масштабы страшной катастрофы, пережитой микенской цивилизацией на рубеже

XIII-XII вв., а также проследить основные этапы ее упадка в последующий

период. Логическим завершением этого процесса была глубокая депрессия,

охватившая основные районы материковой и островной Греции в течении так

называемого субмикенского периода (1125-1025 гг.). Основная отличительная

его черта - удручающая бедность материальной культуры, за которой

скрывались резкое снижение жизненного уровня основной массы населения

Греции и столь же резкий упадок производительных сил страны. Дошедшие до

нас изделия субмикенских гончаров производят самое безотрадное впечатление.

Они очень грубы по форме, небрежно сформованы, лишены даже элементарного

изящества. Их росписи крайне примитивны и невыразительны. Как правило, в

них повторяется мотив спирали - один из немногих элементов декоративного

убранства, унаследованных от микенского искусства.

Общая численность изделий из металла, дошедших от этого периода, крайне

невелика. Крупные предметы, например оружие, встречаются крайне редко.

Преобладают мелкие поделки вроде фибул или колец. Судя по всему, население

Греции страдало от хронического недостатка металла, прежде всего бронзы,

которая в XII - первой половине XI в. еще оставалась основной всей

греческой индустрии. Объяснение этого дефицита следует, по-видимому, искать

в том состоянии изоляции от внешнего мира, в котором балканская Греция

оказалась еще до начала субмикенского периода. Отрезанные от внешних

источников сырья и не располагавшие достаточными внутренними ресурсами

металла, греческие общины вынуждены были ввести режим строжайшей экономии.

Правда, почти в это же самое время в Греции появились и первые изделия

из железа. К самому началу периода относятся разрозненные находки бронзовых

ножей с железными вкладышами. Можно предположить, что ко второй половине XI

в. техника обработки железа в какой-то степени была уже освоена самими

греками. Однако очаги железной индустрии были еще крайне немногочисленны и

едва ли могли обеспечить достаточным количеством металла все население

страны. Решающий шаг в этом направлении был сделан лишь в X столетии.

Аналогичный разрыв с микенскими традициями наблюдается и в сфере

культа. Даже в наиболее крупных греческих святилищах, {существовавших как

микенскую эпоху, так и в более поздние времена (начиная примерно с IX-VIII

вв.), отсутствуют какие бы то ни было следы культовой деятельности: остатки

построек, вотивные статуэтки, даже керамика. Такую ситуацию,

свидетельствующую о замирании религиозной жизни, археологи обнаруживают, в

частности, в Дельфах, на Делосе, в святилище Геры на Самосе и в некоторых

других местах. Исключение из общего правила составляет только Крит, где

почитание богов в традиционных формах минойского ритуала, как кажется, не

прерывалось на протяжении всего периода.

Если попытаться экстраполировать все эти симптомы культурного упадка и

регресса в недоступную нашему непосредственному наблюдению сферу социально-

экономических отношений, мы почти неизбежно должны будем признать, что в

XII-XI вв. греческое общество было отброшено далеко назад, на стадию

первобытнообщинного строя и, по существу, снова вернулось к той исходной

черте, с которой когда-то (вw XVII столетии) начиналось становление

микенской цивилизации.

КУЛЬТУРА АРХАИЧЕСКОГО ПЕРИОДА (VIII - VI вв.)

ПИСЬМЕННОСТЬ

Одним из наиболее важных факторов греческой культуры VIII-VIвв. по

праву считается новая система письменности. Алфавитное письмо, отчасти

заимствованное у финикийцев, было удобнее древнего слогового письма

микенской эпохи: оно состояло всего из 24 знаков, каждый из которых имел

твердо установленное фонетическое значение. Если в микенском обществе, как

и в других однотипных обществах эпохи бронзы, искусство письма было

доступно лишь немногим посвященным, входившим в замкнутую касту писцов-

профессионалов, то теперь оно становится общим достоянием всех граждан

полиса, поскольку каждый из них мог овладеть навыками письма и чтения. В

отличие от слогового письма, которое использовалось главным образом для

ведения счетных записей и, возможно, в какой-то степени для составления

религиозных текстов, новая система письменности представляла собой поистине

универсальное средство передачи информации, которое с одинаковым успехом

могло применяться и в деловой переписке, и для записи лирических стихов или

философских афоризмов. Все это обусловило быстрый рост грамотности среди

населения греческих полисов, о чем свидетельствуют многочисленные надписи

на камне, металле, керамике, число которых все более увеличивается по мере

приближения к концу архаического периода. Древнейшие из них, например

широко известная теперь эпиграмма на так называемом кубке Нестора с о.

Питекусса, датируется третьей четвертью VIIIв., что позволяет отнести

заимствование греками знаков финикийского алфавита либо к первой половине

того же VIIIв., либо даже к концу предшествующего IX столетия.

Практически в это же время (вторая половина VIIIв.) были созданы и,

скорее всего, тогда же записаны такие выдающиеся образцы монументального

героического эпоса, как "Илиада" и "Одиссея", с которых начинается история

греческой литературы.

ПОЭЗИЯ

Греческая поэзия послегомеровского времени (VII-VIвв.) отличается

чрезвычайным тематическим богатством и многообразием форм и жанров. Из

более поздних форм эпоса известны два основных его варианта: эпос

героический, представленный так называемыми поэмами "Цикла", и эпос

дидактический, представленный двумя поэмами Гесиода: "Труды и дни" и

"Теогония".

Получает широкое распространение и вскоре становится ведущим

литературным направлением эпохи лирическая поэзия, в свою очередь

подразделяющаяся на несколько основных жанров: элегию, ямб, монодическую,

т.е. предназначенную для сольного исполнения, и хоровую лирику, или мелику.

Важнейшей отличительной особенностью греческой поэзии архаического

периода во всех основных ее видах и жанрах следует признать ее ярко

выраженную гуманистическую окрашенность. Пристальное внимание поэта к

конкретной человеческой личности, к ее внутреннему миру, индивидуальным

психическим особенностям достаточно ярко ощущается уже в гомеровских

поэмах. "Гомер открыл новый мир - самого Человека. Это и есть то, что

делает его "Илиаду" и "Одиссею" ktema eis aei, произведением навеки, вечной

ценностью" [N.5].

Грандиозная концентрация героических сказаний в "Илиаде" и "Одиссее"

стала основой для дальнейшего эпического творчества. В течение VII и первой

половине VI вв. возник ряд поэм, составленных в стиле гомеровского эпоса и

рассчитанных на то, чтобы сомкнуться с "Иллиадой" и "Одиссеей" и, вместе

сними, образовать единую связнуюлетопись мифологического предания, так

называемый эпический "кикл" (цикл,круг). Античная традиция приписывала

многие из этих поэм "Гомеру" и этим подчеркивала их сюжетную и

стилистическую связь с гомеровским эпосом.[N.4, c.68]

Для греческой поэзии послегомеровского времени характерен резкий

перенос центра тяжести поэтического повествования на личность самого поэта.

Эта тенденция ясно ощущается уже в творчестве Гесиода, особенно в его поэме

"Труды и дни".

Необычайно сложный, богатый и красочный мир человеческих чувств, мыслей

и переживаний раскрывается перед нами в произведениях следующего за

Гесиодом поколения греческих поэтов, работавших в различных жанрах лирики.

Чувства любви и ненависти, печали и радости, глубокого отчаяния и бодрой

уверенности в будущем, выраженные с предельной, неслыханной до того времени

откровенностью и прямотой, составляют основное содержание дошедших до нас

от этих поэтов стихотворных фрагментов, к сожалению не столь уж

многочисленных и в большинстве своем очень кратких (нередко всего две-три

строки).

В наиболее откровенной, можно сказать, нарочито подчеркнутой форме

индивидуалистические веяния эпохи воплотились в творчестве такого

замечательного поэта-лирика, как Архилох. Как бы ни понимать его стихи,

ясно одно: индивид, сбросивший тесные узы древней родовой морали, здесь

явно противопоставляет себя коллективу как самодовлеющая свободная

личность, не подвластная ничьим мнениям и никаким законам.

Настроения такого рода должны были восприниматься как социально опасные

и вызывать протест как в среде ревнителей старых аристократических

порядков, так и среди поборников новой полисной идеологии, призывавших

сограждан к умеренности, благоразумию, действенной любви к отечеству и

повиновению законам. Прямым ответом на стихи Архилоха звучат исполненные

суровой решимости строки из "воинственных элегий" спартанского поэта

Тиртея:

Славное дело - в передних рядах со врагами сражаясь,

Храброму мужу в бою смерть за отчизну принять.

.........................

Гордостью будет служить и для города и для народа

Тот, кто, шагнув широко, в первый продвинется ряд,

И преисполнен упорства, забудет о бегстве позорном,

Жизни своей не щадя и многомощной души.

(фр. 9. Пер. В.В. Латышева).

Если Тиртей делает в своих стихах главный упор на чувство

самопожертвования, готовность воина и гражданина умереть за отечество

(призыв, звучащий весьма актуально в таком государстве, как Спарта, которая

в VII-VIвв. вела почти непрерывные войны со своими соседями), то другой

выдающийся мастер элегического жанра и вместе с тем прославленный

государственный деятель - Солон ставит на первое место среди всех

гражданских добродетелей чувство меры, или умение во всем соблюдать

"золотую середину". В его понимании только умеренность и благоразумие

Страницы: 1, 2, 3


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.