бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Культура Византии

Нортроп положил в основу своей попытки методологический принцип, в

соответствии с которым тип культуры определяется присущими ей формами и

способами познания - именно они диктуют всю организацию опыта, норм,

идеалов, идей, доминирующих в данном обществе. Это позволило различить два

типа культур - восточные и западные. Первые характеризуются интуитивным,

эмоциональным, непосредственным восприятием мира, вторые -

интеллектуализмом, познанием в форме теоретических концепций. Первый тип

культуры создает нетехнические цивилизации с их описательными науками и

импрессионистским искусством. Время в таких цивилизациях воспринимается как

нечто конкретное, конечное, как замкнутый цикл, в который включается и

природа, и качественно не отличающаяся от нее история. Поэтому в восточных

культурах популярны концепции переселения душ и высшего блага как слияния с

природой, Подход к социальным явлениям с точки зрения непосредственного

наблюдения ведет здесь к заключению, что, раз индивид рождается в семье, то

она возвышается над индивидом. Семейные отношения переносятся и на общество

в целом, в результате чего складывается иерархия социальных статусов,

которую венчает обожествляемая личность монарха, императора. Второй тип

культуры создает технические цивилизации с их концепциями равенства людей,

равных возможностей, одинаковых норм, с развитой этикой и демократией.

Искусство технических цивилизаций основано на геометрических формах и

перспективе.

И в этой концепции есть меткие важные наблюдения особенностей

развития культуры. Интересно то, что чем дальше в прошлое забирается

Нортроп, тем больше у него верных замечаний. но и здесь основные вопросы

остаются без ответа. Чем вызваны к жизни различные формы и способы познания

мира? Не особенностями ли материального производства и складывающихся на

его основе социальных организаций восточных и западных обществ?

Типология по теории П. Сорокина

П. Сорокин в свою очередь выделяет три основных типа культур:

идеальный, чувственный и идеалистический. Первый тип основывается на

системе понятий, касающихся внемирового, сверхчувственного, неизменного

абсолюта, поэтому цели и потребности таких культур в основном духовные.

Второй тип признает единственной реальностью вечно изменчивый материальный

мир, и поэтому цели и потребности его культур чисто физические. Наконец,

третий тип синтезирует идеальное и чувственное на равных основаниях. Строго

говоря, это все и не типы, а стадии развития культуры, следующие друг за

другом. Так, возникшая в рамках античного мира идеальная культура

сохраняется до XIII в., а затем уступает место идеалистической культуре

(XIV - XVI вв.), которую, в свою очередь сменяет чувственная культура,

достигающая расцвета в XIX в. и приходящая в упадок в XX в.

П. Сорокин объясняет развитие культур механизмом смены лежащих в их

основе истин. Ни одна из культур не может быть вечной, потому что ни одна

из систем истин не является абсолютной. С развитием и укреплением данной

культуры ее истины подавляют истины других систем, также имеющие право на

существование. Из-за этого господствующая система истин перестает

удовлетворять запросы людей, служить основой их культурной и социальной

жизни, она погибает, а ей на смену приходит новая, более жизнеспособная

система. В изложенной концепции интересна мысль о закономерном характере

развития культуры. Однако вновь не решены центральные вопросы о причинах

возникновения и смены истин, лежащих в основе конкретных типов и фаз

развития культур.

Для решения сложной проблемы типологии культуры необходимо найти

объективные закономерности развития этого важного социального феномена. Для

этого используется концепция смены общественно-экономических формаций.

Каждая такая формация порождает особый тип культуры со своей системой

материальных и духовных ценностей и способов деятельности для их создания.

Сравнивая этот подход с вышеизложенными, легко заметить, что он в отличие

от них кладет в основу классификации типов культуры объективные критерии, и

потому эта классификация перестает быть произволом исследователей.

Исторические типы культуры

Общую схему исторических типов культуры можно представить следующим

образом: первобытная культура, культура рабовладельческого строя, культура

азиатского деспотического общества, культура феодального общества, культура

капиталистического общества, социалистическая культура. Каждая общественно-

экономическая формация, являясь качественно своеобразным историческим

этапом в процессе поступательного развития общества, создает свой тип

культуры, свою специфическую, т. е. только ей присущую, совокупность

материальных и духовных ценностей и способов деятельности для их создания.

Поскольку ни одна общественно-экономическая формация, кроме

исторически самой первой - первобытнообщинной, никогда не существовала "в

чистом виде", как единственная, а должна была делить место под солнцем с

другой или другими такими формациями, постольку мы всегда наблюдаем в

истории столкновение культур различных типов, их борьбу, их взаимовлияние и

даже взаимопроникновение. Так что действительный исторический процесс

развития мировой культуры значительно сложнее, нежели его представляют

однолинейная и многолинейная концепции или теория культурного релятивизма.

Материалистическое понимание истории указывает только общие принципы

развития культуры, предполагая при этом, что анализ каждого конкретного ее

исторического типа на основе установленных закономерностей всегда должен

проводиться заново.

Первобытная культура

Охарактеризуем кратко основные типы культуры. Первобытная культура

возникла вместе с выделением человека из царства животных и просуществовала

до смены первобытнообщинной формации классовым обществом, которая

происходила в различных регионах в разное время (от IV тысячелетия до нашей

эры в древнем Египте до I тысячелетия до нашей эры в Древней Греции). В ту

эпоху орудия труда были примитивными и малопроизводительными, и потому

люди, чтобы противостоять могучим силам природы, должны были трудиться

сообща. Все это обусловило становление довольно прочных коллективистских

традиций в существовавших социальных группах. Письменность была еще

неизвестна, и поэтому о первобытной культуре мы можем судить только по

археологическим останкам и этнографическим параллелям, которые культурологи

проводят при описании жизни народов, в силу конкретных обстоятельств

отставших в своем социально-экономическом развитии.

В рамках первобытной культуры складываются и развиваются

нравственные нормы и сама мораль как исторически первая форма общественного

сознания. Формируются магические и мифологические воззрения, на базе

которых на поздней стадии первобытнообщинной формации возникает искусство и

религия. Хотя первобытные люди накапливают большой жизненный опыт (хорошее

знание местной топографии, привычек животных - главных объектов охоты и

пр.), у них еще нет науки как формы познания мира, т. к. не достигается

разделение умственного и физического труда. Коллективизм был не только

сильной, но и слабой стороной первобытнообщинной формации, ибо личность еще

не выделилась из коллектива, была слита с ним и не могла раскрыть всех

своих творческих возможностей. В общем, можно сказать, что величайшим

достижением первобытного общества было формирование самого человека, его

выделение из царства животных, что придало мощный начальный импульс всему

развитию мировой культуры.

Культура раннеклассового общества

Историки давно уже спорят, как понимать культуру раннеклассового

общества, которая охватывает Древнее Перу, Древнюю Мексику, Древнюю Индию и

др. Соответствует ли она особой самостоятельной общественно-экономической

формации или же только переходному этапу развития общества от

первобытнообщинного строя к рабовладению либо феодализму. Общим для этого

периода является доминирование «азиатского» способа производства,

наложившего серьезный отпечаток на все стороны жизни общества. Величайшим

культурным достижением этой эпохи является возникновение и развитие

письменности, что позволяет одному поколению передать свой опыт другому в

большей полноте, нежели это возможно в условиях только устной речи. В ряде

центров складывается новая форма общественного сознания философия. Большие

успехи делает искусство, формируются начальные элементы научных знаний. В

то же время медленное экономическое развитие обуславливает традиционный

застой во всех областях культуры - проходят столетия, а жизнь

воспринимается как неизменная, застывшая, стоящая на одном месте.

Культура рабовладельческого общества

Культура сложившегося рабовладельческого общества отличается гораздо

большим динамизмом. Эксплуатация огромных масс рабов, повлекшая за собой

значительный рост прибавочного продукта, дает возможность ряду

представителей класса рабовладельцев сосредоточиться на создании духовных

ценностей, на осмыслении важнейших закономерностей природы, общества и

мышления. Крупные достижения характерны здесь для многих областей культуры

- этики, права, политики, философии, науки, искусства. Впервые появляются

трагедия, драма, поэзия и художественная проза как самостоятельные виды

отражения эстетической действительности. Формируется научная методология,

познанные закономерности окружающего мира обосновываются с помощью

тщательно разработанной и логически обоснованной системы доказательств.

Если в прошлые исторические эпохи личность была растворена в первобытном

коллективе или общине, то при рабовладельческом строе она (разумеется,

личность свободного человека, а не раба) получает большие возможности для

всестороннего развития и становится предметом философских размышлений

(софисты, Сократ). Характерно также то, что религия, выполняя свои

социальные функции, находится под контролем государства. Восхищаясь

достижениями этой эпохи, не следует забывать о том, что из творческой

деятельности в сфере духовной культуры почти полностью были исключены рабы,

т. е. весьма значительная часть населения рабовладельческого общества.

Культура эпохи феодализма

В эпоху феодализма культура базируется на натуральном хозяйстве,

которому было свойственно простое воспроизводство, тесное соединение

работника со средствами производства, ориентация на самоудовлетворение

основных потребностей, связь индивида с группой и относительная

неотделимость его от природной среды. Эти особенности способа производства

опираются на освященные временем традиции, для духовной культуры в данный

период характерно недоверие ко всему новому. Главенствующее положение в

культуре заняла религия, подчинившая себе все остальные формы общественного

сознания. Материалистическая философия, научные знания развиваются здесь

подспудно, идут на различные компромиссы с религиозным мировоззрением. Но,

хотя религия наложила заметный отпечаток на развитие искусства, в эту эпоху

были достигнуты большие успехи, например, в области архитектуры - сегодня

мы любуемся не только готическими соборами, но и целыми ансамблями

средневековых городов. Верно, что в феодальном обществе культивировался

скучноватый для современного человека жанр "житие святых", но здесь же

сформировалась искрометная поэзия вагантов - бродячих студентов.

Культура капиталистического строя

Культура капиталистического общества во многих своих чертах

формируется в эпоху Возрождения. В это время происходит бурная ломка

общественных отношений и основ мировоззрения феодализма. Культура активно

приобретает светский характер, человек рассматривается многими мыслителями

как существо, равное богу. Эпоха Возрождения была временем титанов,

оставивших глубокий след в развитии различных областей культуры. Достаточно

вспомнить только имена Рафаэля, Шекспира, Леонардо да Винчи.

В буржуазной культуре быстро создается мощная материально-

техническая база, впервые в истории человечества складывается

высокомеханизированная промышленная индустрия, требующая интенсивного

развития всех естественных наук. Революционные акции, вызвавшие к жизни

капиталистическое общество, и последовавшие за ними острые классовые

конфликты между буржуазией и пролетариатом движут развитием

государственности, политических, правовых и философских знаний. Большие

материальные возможности, распространение образования, которого требует

современное производство, необходимость манипулирования общественным

сознанием в интересах крупного капитала, сталкивающегося с оппозицией со

стороны пролетариата, вызывают к жизни небывалый размах в развитии средств

массовой информации и коммуникации. Если в прошлом были заметны этнические

различия в рамках той или иной культуры, то при капитализме формируется

новая социально-этническая общность - нация. Это накладывает свой отпечаток

на развитие культуры, приобретающей теперь сильное национальное

своеобразие.

Культура социалистического общества

Культура социалистического общества наследует материальные и

духовные ценности всех предшествующих исторических типов культур. Впервые в

истории человечества все культурные достижения и блага становятся

достоянием трудящихся. Процесс социалистического преобразования общества

органически включает в себя культурную революцию - качественное изменение

способов производства, распределения и потребления ценностей культуры. В

эксплуататорских общественно-экономических формациях все материальные блага

производили трудящиеся. Сложнее обстояло дело с созданием духовных

ценностей различными классами и группами. Нельзя представлять дело

упрощенно, будто бы лишь представители господствующих классов и

интеллигенции являются творцами всех духовных культурных ценностей. Более

того, передовые представители всякой культуры, такие как Пушкин, Толстой,

Репин, Глинка, Чайковский и др., в своих лучших произведениях народную

жизнь и его глубинные чаяния. Сами же представители широчайших слоев

различных эксплуатируемых классов были не только создателями всех

материальных ценностей. Они создавали и народную основу художественного

творчества: мифы, фольклор, героический эпос, произведения художественного

ремесла, народного зодчества и т. д.

Т. о., теория общественно-экономических формаций позволяет уловить

общую логику развития мировой культуры, понять причины смены одних типов

культуры другими, выявить сложные взаимоотношения между ними.

Роль информационных технологий в культурном развитии общества

Информационные технологии – история

Вначале было слово. А также жест, рисунок, танец, дым от костров и

другие нехитрые способы передачи информации, которые люди научились

использовать примерно тогда же, когда и примитивные орудия труда.

Потом появилась письменность, и это было очень удобно – человек смог

доверить легенды, народные сказания, мифы, личную и государственную

переписку твердым носителям. Курьерам больше не было нужды заучивать

сообщения наизусть, появилась бюрократия и документооборот.

Величайшими изобретениями человечества стали типографский станок и

регулярные почтовые сообщения. Они породили два главных признака

цивилизации - человек должен иметь возможность регулярно переписываться с

любым количеством респондентов и читать свежие новости в газетах.

Войти в XXI век образованным человеком можно, только хорошо владея

информационными технологиями. Ведь деятельность людей все в большей степени

зависит от их информированности, способности эффективно использовать

информацию. Для свободной ориентации в информационных потоках современный

специалист любого профиля должен уметь получать, обрабатывать и

использовать информацию с помощью компьютеров, телекоммуникаций и других

средств связи. Об информации начинают говорить как о стратегическом курсе

общества, как о ресурсе, определяющем уровень развития государства.

Информатизация обеспечит переход общества от индустриального типа развития

к информационному. Информационный рынок предоставит потребителям все

необходимые информационные продукты и услуги, а их производство обеспечит

индустрия информатики, часто называемая информационной индустрией. Все эти

вопросы сейчас активно обсуждаются в печати, хотя до сих пор нет единого

мнения относительно путей развития, понимания приоритетности того или иного

направления, формулировок и понятий и т.п.

Информационные революции

В истории развития цивилизации произошло несколько информационных

революций - преобразований общественных отношений из-за кардинальных

изменений в сфере обработки информации. Следствием подобных преобразований

являлось приобретение человеческим обществом нового качества.

Первая - изобретение письменности, что привело к гигантскому

качественному и количественному скачку. Появилась возможность передачи

знаний от поколения к поколениям.

Вторая (середина XVI в.) - изобретение книгопечатания, которое

радикально изменило индустриальное общество, культуру, организацию

деятельности.

Третья (конец XIX в.) - изобретение электричества. Следствием

явилось изобретение телеграфа, телефона, радио, позволяющих оперативно

передавать и накапливать информацию в любом объеме.

Четвертая (70-е гг. XX в.) - изобретение микропроцессорной

технологии и появлением персонального компьютера. На микропроцессорах и

интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы

передачи данных (информационные коммуникации). Этот период характеризуют

три фундаментальные инновации:

. переход от механических и электрических средств преобразования

информации к электронным;

. миниатюризация всех узлов, устройств, приборов, машин;

. создание программно - управляемых устройств и процессов.

Последняя информационная революция выдвигает на первый план новую

отрасль - информационную индустрию, связанную с производством технических

средств, методов, технологий для производства новых знаний. Важнейшими

составляющими информационной индустрии становятся все виды информационных

технологий, особенно телекоммуникации. Современная информационная

технология опирается на достижения в области компьютерной техники и средств

связи. Информационная технология - процесс, использующий совокупность

средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации)

для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или

явления.

Усложнение индустриального производства, социальной, экономической и

политической жизни, изменение динамики процессов во всех сферах

деятельности человека привели, с одной стороны, к росту потребностей в

знаниях, а с другой - к созданию новых средств и способов удовлетворения

этих потребностей.

Бурное развитие компьютерной техники и информационных технологий

послужило толчком к развитию общества, построенном на использовании

различной информации и получившего название информационного общества.

Информационное общество с точки зрения ученых

Ученые считают, что в информационном обществе процесс

компьютеризации даст людям доступ к надежным источникам информации, избавит

их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации обработки

информации в производственной и социальной сферах. Движущей силой развития

общества должно стать производство информационного, а не материального

продукта. Материальный же продукт станет более информационно емким, что

означает увеличение доли инноваций, дизайна и маркетинга в его стоимости.

В информационном обществе изменятся не только производство, но и

весь уклад жизни, система ценностей, возрастет значимость культурного

досуга по отношению к материальным ценностям. По сравнению с индустриальным

обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в

информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что

приводит к увеличению доли умственного труда. От человека потребуется

способность к творчеству, возрастет спрос на знания.

Материальной и технологической базой информационного общества станут

различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей,

информационной технологии, телекоммуникационной связи.

В реальной практике развития науки и техники передовых стран в конце

XX в. постепенно приобретает зримые очертания созданная теоретиками картина

информационного общества. Прогнозируется превращение всего мирового

пространства в единое компьютеризированное и информационное общество людей,

проживающих в электронных квартирах и коттеджах. Любое жилище оснащено

всевозможными электронными приборами и устройствами. Деятельность людей

будет сосредоточена главным образом на обработке информации, а материальное

производство и производство энергии будет возложено на машины.

При переходе к информационному обществу возникает новая индустрия

переработки информации на базе компьютерных и телекоммуникационных

информационных технологий.

Ряд ученых выделяют характерные черты информационного общества:

. решена проблема информационного кризиса, т.е. разрешено противоречие

между информационной лавиной и информационным голодом;

. обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами;

. главной формой развития станет информационная экономика;

. информационная технология приобретает глобальный характер, охватывая

все сферы социальной деятельности человека;

. формируется информационное единство всей человеческой цивилизации;

. реализованы гуманистические принципы управления обществом и воздействия

на окружающую среду;

Кроме положительных моментов прогнозируются и опасные тенденции:

. все большее влияние на общество средств массовой информации;

. информационные технологии могут разрушить частную жизнь людей и

организаций;

. многим людям будет трудно адаптироваться к среде нового общества.

Существует опасность разрыва между «информационной элитой» (людьми,

занимающимися разработкой информационных технологий) и потребителями.

Информатизация общества

Деятельность отдельных людей, групп, коллективов и организаций

сейчас все в большей степени начинает зависеть от их информированности и

способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Прежде чем

предпринять какие-то действия, необходимо провести большую работу по сбору

и переработке информации, ее осмыслению и анализу. Отыскание рациональных

решений в любой сфере требует обработки больших объемов информации, что

подчас невозможно без привлечения специальных технических средств.

Возрастание объема информации особенно стало заметно в середине XX

в. Лавинообразный поток информации хлынул на человека, не давая ему

возможности воспринять эту информацию в полной мере. В ежедневно

появляющемся новом потоке информации ориентироваться становилось все

труднее. Подчас выгоднее стало создавать новый материальный или

интеллектуальный продукт, нежели вести розыск аналога, сделанного ранее.

Образование больших потоков информации обуславливается:

. быстрым ростом числа документов, отчетов, диссертаций и т.п., в которых

излагаются результаты научных исследований и опытно - конструкторских

работ;

. постоянно увеличивающимся числом периодических изданий по разным

областям человеческой деятельности;

. появлением данных (геофизических, медицинских и др.), записываемых

обычно на магнитных лентах и поэтому не попадающих в сферу действия

системы коммуникации.

Как результат - наступает информационный кризис, который имеет

следующие проявления:

. появляются противоречия между ограниченными возможностями человека по

восприятию и переработке информации и существующими мощными потоками и

массивами хранящейся информации. Так, например, общая сумма знаний

менялась вначале очень медленно, но уже с 1900 г. она удваивалась

каждые 50 лет, к 1950 г. удвоение происходило каждые 10 лет, к 1970 г.

- уже каждые 5 лет, с 1990 г. - ежегодно;

. существует большое количество избыточной информации, которая затрудняет

восприятие полезной для потребителя информации;

. возникают определенные экономические, политические и другие социальные

барьеры, которые препятствуют распространению информации. Например, по

причине соблюдения секретности часто необходимой информацией не могут

воспользоваться работники разных ведомств.

Эти причины породили весьма парадоксальную ситуацию - в мире

накоплен громадный информационный потенциал, но люди не могут им

воспользоваться в полном объеме в силу ограниченности своих возможностей.

Информационный кризис поставил общество перед необходимостью поиска путей

выхода из создавшегося положения. Внедрение компьютеров, современных

средств переработки и передачи информации в различные сферы деятельности

послужило началом нового эволюционного процесса, называемого

информатизацией, в развитии человеческого общества, находящегося на этапе

индустриального развития. Информатизация общества - организованный

социально - экономический и научно - технический процесс создания

оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и

реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного

самоуправления, организаций, общественных объединений на основе

формирования и использования информационных ресурсов.

Информатизация общества является одной из закономерностей

современного социального прогресса. Этот термин все настойчивее вытесняет

широко используемый до недавнего времени «компьютеризация общества». При

внешней схожести этих понятий они имеют существенное различие.

При компьютеризации общества основное внимание уделяется развитию и

внедрению технической базы компьютеров, обеспечивающих оперативное

получение результатов переработки информации и ее накопление.

При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу

мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного,

исчерпывающего и своевременного знания во всех видах человеческой

деятельности.

Таким образом, «информатизация общества» является более широким

понятием, чем «компьютеризации общества», и направлена на скорейшее

овладение информацией для удовлетворения своих потребностей. Информатизация

на базе внедрения компьютерных и телекоммуникационных технологий является

реакцией общества на потребность в существенном увеличении

производительности труда в информационном секторе общественного

производства, где сосредоточено более половины трудоспособного населения.

Так, например, в информационной сфере США занято более 60% трудоспособного

населения, в СНГ - около 40%.

Опыт и перспективы информатизации

В настоящее время все страны мира в той или иной степени

осуществляют процесс информатизации. Неправильно выбранная стратегия

информатизации или ее недостаточные динамизм и мобильность могут привести к

существенным, а подчас драматическим изменениям во всех сферах жизни

страны. Как известно, первая страна, которая начала информатизацию, - это

США. Другие промышленно развитые страны мира, поняв перспективность и

неизбежность этого направления, достаточно быстро сориентировались и стали

наращивать темпы внедрения компьютеров и средств телекоммуникаций. В

настоящее время вся деловая и политическая пресса США полна бесконечных

дискуссий о потере рынков сбыта этой страной в компьютерной и

микроэлектронной областях за счет вытеснения США другими развитыми странами

(Японией, Германией и др.).

В большинстве развитых стран понимают, что без чрезвычайных усилий

отставание в области информационных и коммуникационных технологий может

стать необратимым для их развития в целом. Руководители некоторых стран

«третьего мира» с нарастающей тревогой наблюдают за все большим отставанием

их от промышленно развитых стран, осуществляющих информатизацию. Это может

привести к тому, что страна будет восприниматься как сырьевой придаток

сообщества информационно и промышленно развитых стран. Это в полной мере

относится и к России.

В любой стране, независимо от уровня ее развития понимают в той или

иной мере неизбежность и необходимость претворения в жизнь идей

информатизации общества. Многие страны имеют национальные программы

информатизации с учетом местных особенностей и условий. Однако при создании

и внедрении таких программ следует опираться на опыт передовых стран,

учесть их успехи и неудачи, отразить в них существующие и перспективные

тенденции информатизации.

Результатом процесса информатизации является создание

информационного общества, где манипулируют не материальными объектами, а

символами, идеями, образами, интеллектом, знаниями. Если рассмотреть

человечество в целом, то оно в настоящее время переходит от индустриального

общества к информационному.

Для каждой страны ее движение от индустриального этапа развития к

информационному определяется степенью информатизации общества.

Средства массовой информации и их роль в развитии общества

Одной из отличительных особенностей жизни в современном обществе

является гигантское развитие средств массовой информации. Поставленные

современными научно-техническими разработками на качественно новый уровень

и объединенные средствами связи в мировые информационно-коммуникационные

сети, они оказывают чрезвычайно сильное влияние на психологию громадной

массы людей во всем мире. Особенно сильно и отчетливо это обнаруживается в

наиболее развитых странах Западной Европы, США, Японии, Великобритании. С

помощью средств массовой информации возможно манипулирование общественным

мнением, создание необходимых психологических предпосылок для формирования

политических решений в различных сферах деятельности.

Развитию средств массовой информации во многом способствует процесс

информатизации общества. Появление новых технических средств,

информационных технологий и др. обеспечивает своевременный сбор,

накопление, оперативную обработку и передачу информации в любую точку

мирового пространства. Как следствие, становится возможным принятие

оперативных решений и целенаправленных воздействий на общество. Это одна из

причин, вследствие которых правительства наиболее передовых стран в

последние годы стали уделять большое внимание развитию информационной сферы

производства. Наряду с позитивным влиянием информатизации общества на

средства массовой информации существует и негативное. Так, ряд ученых во

многих странах заявляют, что технический прогресс в сфере массовой

коммуникации служит в некоторых случаях социальному регрессу общества, так

как порой разрушает веками создаваемые социальные коммуникационные связи.

В свою очередь, и средства массовой информации могут оказывать

влияние на процесс информатизации общества, рекламируя новые информационные

продукты и услуги, формируя общественное мнение о приоритетности этого

процесса по сравнению с другими, о первостепенной важности проводимых

мероприятий по его интенсификации, о роли информационной сферы в модели

будущего информационного общества.

Информационная культура

В период перехода к информационному обществу кроме решения описанных

выше проблем необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и

обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами,

методами и технологией работы. Кроме того, новые условия работы порождают

зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной

другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и

накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с

информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе

коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь

определенный уровень культуры по обращению с информацией. Для отражения

этого факта был введен термин информационная культура.

Информационная культура - умение целенаправленно работать с

информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи

компьютерную информационную технологию, современные технические средства и

методы.

Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен

обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры.

Информационная культура связана с социальной природой человека. Она

является продуктом разнообразных творческих способностей человека и

проявляется в следующих аспектах:

. в конкретных навыках по использованию технических устройств;

. в способности использовать в своей деятельности компьютерную

информационную технологию;

. в умении извлекать информацию из различных источников: как из

периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять

ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;

. во владении основами аналитической переработки информации;

. в умении работать с различной информацией;

. в знании особенностей информационных потоков в своей области

деятельности.

Информационная культура вбирает в себя знания из тех наук, которые

способствуют ее развитию и приспособлению к конкретному виду деятельности

(кибернетика, теория информации и др.). Неотъемлемой частью информационной

культуры являются знание новой информационной технологии и умение ее

применять как для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных

ситуациях, требующих нетрадиционного творческого подхода.

В информационном обществе необходимо начать овладевать

информационной культурой с детства, сначала с помощью электронных игрушек,

а затем привлекая персональный компьютер. Для ВУЗов социальным заказом

информационного общества следует считать обеспечение уровня информационной

культуры студента, необходимой для работы в конкретной сфере деятельности.

Причем наряду с изучением теоретических дисциплин информационного

направления много времени необходимо уделить компьютерным информационным

технологиям, являющимся базовыми составляющими будущей сферы деятельности.

Качество обучения должно определяться степенью закрепленных устойчивых

навыков работы в среде базовых информационных технологий при решении

типовых задач сферы деятельности.

В информационном обществе центр тяжести приходится на общественное

производство, где существенно повышаются требования к уровню подготовки

всех его участников. Поэтому в программе информатизации следует особое

внимание уделить информатизации образования как направления, связанного с

приобретением и развитием информационной культуры человека. Это, в свою

очередь, ставит образование в положение «объекта» информации, где требуется

так изменить содержание подготовки, чтобы обеспечить будущему специалисту

не только общеобразовательные и профессиональные знания в области

информатики, но и необходимый уровень информационной культуры. Повсеместное

внедрение персонального компьютера во все сферы народного хозяйства, новые

его возможности по организации «дружественной» программной среды,

ориентированной на пользователя, использование телекоммуникационной связи,

обеспечивающей новые условия работы специалистов, применение информационных

технологий для самой разнообразной деятельности, постоянно растущая

потребность в специалистах, способных ее осуществлять, ставят перед

государством проблему по пересмотру всей системы подготовки на современных

технологических принципах. В нашей стране решение этой проблемы находится

на начальной стадии, поэтому целесообразно учесть опыт наиболее развитых

стран, где этот процесс уже получил значительное развитие.

Список используемой литературы:

1) Под ред. проф. Марковой А.Н. Культурология. История мировой культуры.

– М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.

2) Блюменау Д.И. Информация и информационный сервис. - М.:Наука,1989.

3) Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. - М.:Политическая

литература,1990.

4) Урсул А.Д. Информатизация общества. - М.:1990.

5) Кушниренко А.Г. Основы информатики и вычислительной техники. - М.:

Просвещение,1990.

6) Бауэр Ф.Л. Информатика. - М.:Мир,1990

7) Подшивки журналов:

Компьютер-пресс,

Компьютерра,

Мир ПК за 1998-2001г.г.

8) Словарь современных компьютерных терминов.

9) Большой энциклопедический словарь

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.