бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Культура Византии

Культура Византии

Содержание

Введение 2

Развитие культуры, её концепции и понятия 3

Типология 10

Что такое типология? 10

Теория многофакторного развития культуры 11

Теория культурного релятивизма 12

Теория многолинейной эволюции 13

Типология по теории П. Сорокина 14

Исторические типы культуры 15

Первобытная культура 16

Культура раннеклассового общества 17

Культура рабовладельческого общества 17

Культура эпохи феодализма 18

Культура капиталистического строя 19

Культура социалистического общества 19

Роль информационных технологий в культурном развитии общества 21

Информационные технологии – история 21

Информационные революции 22

Информационное общество с точки зрения ученых 23

Информатизация общества 25

Опыт и перспективы информатизации 28

Средства массовой информации и их роль в развитии общества 29

Информационная культура 30

Список используемой литературы: 33

Введение

Слово «культура» происходит от латинского означающего обрабатывание

почвы, её культивирование, т.е. изменение в природе под воздействием

человека, в отличие от изменений, вызванных естественными природными

процессами. В это понятие изначально заложена важная особенность – единство

культуры, человека и его деятельности.

Понятие «культура», - отмечается в Философском словаре, - означает

исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и

способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и

деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных

ценностях.

Поэтому мир культуры, любой его предмет или явление – не следствие

действия природных сил, а результат усилий самих людей, направленных на

совершенствование, преобразование того, что дано самой природой.

Таким образом, понять сущность культуры можно лишь через призму

деятельности человека, народов, населяющих планету. Культура не существует

вне человека.

Развитие культуры, её концепции и понятия

Хотя само слово «культура» вошло в обиход европейской социальной

мысли лишь со 2-ой половины 18 века, более или менее сходные представления

могут быть обнаружены на ранних этапах европейской истории и за ее

пределами (например, жень в китайской традиции, драхма в индийской

традиции). Эллины видели в «пайдейе», то есть «воспитанности», главное свое

отличие от «некультурных» варваров. В позднеримскую эпоху, наряду с

представлениями, передаваемыми основным смыслом слова «культура»,

зародился, а в средние века получил распространение иной комплекс значений,

позитивно оценивающий городской уклад социальной жизни и более близкий к

возникшему позднее понятию цивилизация. Слово «культура» стало

ассоциироваться скорее с признаками личного совершенства, в первую очередь

религиозного. В эпоху Возрождения под совершенством культуры начали

понимать соответствие гуманистическому идеалу человека, а в дальнейшем

идеалу просветителей. Для домарксистской буржуазной философии характерно

отождествление культуры с формами духовного и политического саморазвития

общества и человека, как оно проявляется в движении науки, искусства,

морали, религии и государственных форм правления. Так французские

просветители 18 века (Вольтер, А.Тюрго, Ж.А. Кондорсе) сводили содержание

культурно-исторического процесса к развитию человеческого "разума".

«Культурность», «цивилизованность» нации или страны (в

противоположность «дикости» и «варварству» первобытных народов) состоит в

«разумности» их общественных порядков и политических учреждений и

измеряется совокупностью достижений в области наук и искусств. Цель

культуры, соответствующая высшему назначению «разуму», - сделать всех людей

счастливыми (эвдемонистическая концепция культуры), живущими в согласии с

запросами и потребностями своей «естественной» природы (натуралистическая

концепция культуры). Вместе с тем уже в рамках Просвещения возникла

«критика» культуры и цивилизации (Ж.Ж. Руссо), противопоставляющая

испорченности и моральной развращенности «культурных» наций простоту и

чистоту «нравов» народов, находившихся на патриархальной ступени развития.

Эта критика была воспринята немецкой классической философией, придававшей

ей характер общетеоретического осмысления противоречий и коллизий

буржуазной цивилизации (разделение труда, дегуманизирующие воздействие

техники, распад целостной личности и т. д.). Выход из этой противоречивой

ситуации немецкие философы искали в сфере «духа», в сфере морального

(И.Кант), эстетического (Ф.Шиллер, романтики) или философии (Г.Гегель)

сознания, которые и выдаются ими за область подлинно культурного

существования и развития человека. Культура с этой точки зрения предстает

как область «духовной свободы» человека, лежащая за пределами его

природного и социального существования, независимая от его эмпирических

целей и потребностей. В достижении этой свободы и состоит смысл всей

культурно-исторической эволюции человечества. Немецкому философско-

историческому сознанию свойственно признание множества своеобразных типов и

форм культурного развития, располагающихся в определенной исторической

последовательности и образующих в совокупности единую линию духовной

эволюции человечества. Так И.Гердер рассматривает культуру как

прогрессивное раскрытие способностей человеческого ума, но пользуется этим

понятием и для определения этапов относительного исторического развития

человечества, а также для характеристики ценностей просвещенности. Немецкие

романтики (Шиллер, А. и Ф. Шлегели, поздний Ф. Шеллинг) продолжили

гердовскую линию двоякого толкования культуры. С одной стороны, они создали

традицию сравнительно-исторического изучения культуры (В. Гумбольдт и школа

компаративной лингвистики), с другой - положили начало взгляду на культуру

как на частную антропологическую проблему. К Герду восходит также и третья

линия конкретного анализа обычаев и этических признаков культуры (впервые в

середине 19 века в работах немецкого историка Ф.Г. Клемма, который

рассматривает культуру как отличительную черту человека).

В конце 19 - начале 20 веков универсализм сложившихся эволюционных

представлений о культуре был подвергнут критике с идеалистических позиций

неокантонианства (Г. Риккерт, М. Вебер). В культуре стали видеть прежде

всего специфическую систему ценностей и идей, различающихся по их роли в

жизни и организации общества того или иного типа. В несколько ином аспекте

подобный же взгляд оформился в «теорию культурных кругов» (Л. Фробениус, Ф.

Гребнер), распространенную до начала 20-х годов 20 века.

Теория единства линейной эволюции культуры была также подвергнута

критике с иррационалистических позиций философии жизни, и ей была

противопоставлена концепция «локальных цивилизаций», замкнутых и

самодостаточных, неповторимых культурных организмов, проходящих сходные

этапы роста, созревания и гибели (О. Шпенглер). Для этой концепции

характерно противопоставление культуры и цивилизации, которая

рассматривается как последний этап развития данного общества. Сходные

представления развивались в России Н. Я. Данилевским, позднее П.А.

Сорокиным, а в Великобритании - А. Тойнби. В некоторых концепциях критика

культуры, начатая Руссо, доводилась до полного ее отрицания; выдвигалась

идея «природной антикультурности» человека, а любая культура трактовалась

как средство подавления и порабощения (Ф. Ницше). Вырождение этой позиции в

полной мере проявилось в идеологии фашизма.

С последней трети 19 века изучение культуры развивалось и в рамках

антропологии и этнографии. При этом складывались различные подходы к

культуре. Положив начало так называемой культурной антропологии, английский

этнолог Э.Тейлор определял культуру путем перечисления ее конкретных

элементов, но без уяснения их связи с организацией общества и функциями

отдельных культурных институтов. Американский ученый Ф. Боас в начале 20

века предложил метод детального изучения обычаев, языка и других

характеристик жизни примитивных обществ и их сравнения, позволявший выявить

исторические условия их возникновения. Существенное влияние в

немарксистской антропологии приобрела концепция американца А.Л.Кребера,

перешедшего от изучения культурных обычаев к понятию «культурного образца»;

совокупность таких «образцов» и составляет систему культуры. Существенный

недостаток концепции образов связан с отказом Кребера от применения идеи

социального детерминизма. В ней отсутствовало также объяснение причин и

мотивов к поддержанию образцов на индивидуальном уровне. Если теория

«культурных образцов» подчиняет социальную структуру культуры, то в

функциональных теориях культуры, ведущих свое начало от английских

этнологов и социологов Б. Малиновского и А. Радклифф-Брауна (так называемая

социальная антропология), основным становится понятие социальной структуры,

а культура рассматривается как органическое целое, анализируемое по

составляющим его институтам. Структуру социальные антропологи рассматривают

как формальный аспект устойчивых во времени социальных взаимодействий, а

культура определяется как система правил образования структуры при таких

взаимоотношениях. Функции культуры состоят во взаимном соотнесении и

иерархическом упорядочении элементов социальной системы. Постулаты этой

функциональной теории были подвергнуты критике представителями структурно-

функциональной школы в немарксистской социологии (американские социологи Т.

Парсонс, Р.Мертон, Э. Шилс и другие), стремившимся обобщить представления о

культуре, сложившиеся в культурной и социальной антропологии, и решить

проблему отношений культуры и общества. В структурно-функциональной теории

понятие культуры используется для обозначения системы ценностей,

обусловливающей выработку форм человеческого поведения, и рассматривается

как органическая часть социальной системы, определяющая степень ее

упорядоченности и управляемости. В немарксистском культуроведении получают

развитие и другие подходы к изучению культуры. Так, на основе возникшей в

рамках культурной антропологии тенденции рассматривать роль культуры при

передаче социального наследия от поколения к поколению было развито

представление о коммуникативных свойствах культуры. При этом язык стал

считаться образцом при изучении строения культуры, что способствовало

внедрению в культуроведение методов семиотики, структурной лингвистики,

математики и кибернетики (так называемая структурная антропология -

американский этнограф и лингвист Э. Сепир, французский этнолог К. Леви-

Строс и другие). Однако структурная антропология неправомерно рассматривает

культуру как чрезвычайно стабильную конструкцию, не учитывая динамики

исторического развития культуры; в ней слабо прослеживаются связи культуры

с актуальным состоянием общества, отсутствует анализ роли человека как

творца культуры. С попыткой решить проблему «культура-личность» связано

возникновение особого направления психологии культуры (Р.Бенедикт, М.Мид,

М.Херсковец (США) и другие). Опираясь на концепцию З.Фрейда, истолковавшего

культуру как механизм социального подавления и сублимации детских

психологических импульсов, а также на концепции неофрейдистов Г. Рохейма,

К. Хорни, Х. Салливана (США) о составе культуры как запечатленном в знаках

содержании непосредственных психологических переживаний, представители

этого направления интерпретировали культуру как выражение социальной

общезначимости свойственных человеку основных психических состояний.

«Культурные образцы» стали понимать как реальные механизмы или

приспособления, помогающие индивидам решать конкретные задачи социального

существования. В связи с этим была выделена способность культуры быть

моделью обучения, в процессе которого общие образцы переходят в

индивидуальные навыки (М. Мид, Дж. Мердок (США) и другие).

Идеалистические учения неокантианца Э. Кассиера и швейцарского

психолога и философа культуры К. Юнга легли в основу представлений о

символических свойствах культуры. Ряд представителей психологии культуры,

опирающихся на концепцию «локальных цивилизаций», стремились отыскать набор

«культурных инвариантов», не сводимых друг к другу и не имеющих под собой

реального общего субстрата. Такой взгляд нашел отражение в теории языкового

релятивизма Э. Сепиера - Б. Уорфа, в исследованиях конкретных культур Р.

Бенедикт как обособленных «культурных конфигураций» и в общей позиции

культурного релятивизма М. Херсковица. Напротив, сторонники

феноменологического подхода к культуре, а также некоторые представители

экзистенциалистской философии культуры выдвигают предположение об

универсальном содержании, скрытом в любой частной культуре, исходя либо из

утверждения об универсальности структур сознания (Э. Гуссерель, Германия),

либо из постулата о психобиологическом единстве человечества (К. Юнг), либо

из уверенности в наличии некоего «фундаментального основания, осевой

изначальности» культуры, по отношению к которым все ее разновидности - лишь

«частности» или «шифры» (немецкие философы М. Хайдеггер и К. Ясперс).

В современных условиях ускоренного научно-технического прогресса и

обострения ряда социальных противоречий некоторые культурологи и социологи

приходят к выводу о невозможности последовательного проведения идеи единой

культуры. Это находит отражение в теориях полицентризма, исконной

противоположности Запада и Востока - теории не разделяющие концепций общих

закономерностей общественного развития. Имеются также вульгарно-

технологические теории, рассматривающие развитые в экономическом отношении

страны, преимущественно Запада, как страны достигшие высшей ступени

культуры.

Разрыв гуманитарного и технического значения получил отражение в

теории «двух культур» английского писателя Ч. Сноу. С ростом отчуждения

личности в капиталистическом обществе оживились разные формы культурного

нигилизма, представители которого отрицают понятие культуры, как фиктивное

и абсурдное измышление. Подобного рода теории «контркультуры» имели

распространение и в нашей стране после октября 1917 года.

В общем однозначного определения культуры не существует. И не только

из-за многозначности самого понятия, но и из-за того, что слово «культура»

объединяет различные точки зрения. На данный момент, по оценкам ряда

исследователей, существует около тысячи определений культуры.

В современной культурологии наиболее распространены технологическая,

деятельностная и ценностная концепции культуры. С точки зрения

технологического подхода культура представляет собой определенный уровень

производства и воспроизводства общественной жизни. Деятельностная концепция

рассматривает культуру как способ и результат жизнедеятельности человека,

который (результат) отражается во всем обществе. Ценностная концепция

культуры подчеркивает роль и значение идеальной модели жизни – должного в

жизни общества, и культура в ней рассматривается как воплощение, реализация

должного в сущее, реальное.

Еще один важный момент – это социальный характер культуры. Культура

– это неотъемлемая сторона жизни общества, она не отделима от человека как

существа социального. Не может быть общества без культуры, как и культуры

без общества.

Типология

Что такое типология?

Как в определениях самого феномена культуры, так и в классификациях

различных культур и выявлении закономерностей их развития сегодня имеет

место значительный разнобой. Одни культурологи понимают культуру как плод

духовного творчества людей и потому сводят ее к культуре духовной. Другие

же, опираясь на сложившиеся в антропологии и этнографии традиции, включают

в понятие культуры все стороны жизни общества, кроме тех, которые

совершенно выходят за рамки сознательной деятельности (например, плотность

населения). Но что понимать под типологией (классификацией) культур?

Под типологией в современной научной литературе понимается метод

расчленения систем изучаемых объектов и их группировки с помощью обобщенной

модели. Данный метод используется в целях сравнительного изучения

существенных признаков, связей, функций, отношений, уровней организации

объектов.

Ответить на вопрос, по каким закономерностям развивается культура,

нелегко. В западной социологии существует, по крайней мере, три

альтернативных теории культуры. Это пользовавшаяся большой популярностью в

ХIХ в. теория одно линейной эволюции, утверждающая, что все общества

проходят одни и те же стадии культурного развития; теория культурного

релятивизма, исходящая из положения о том, что пути развития отдельных

культур уникальны, и потому настаивающая на том, что, прежде всего,

необходимо изучать индивидуальные черты; теория многолинейной эволюции,

допускающая, что хотя некоторые типы культур могут развиваться в сходных

условиях близкими путями, регулярная последовательность всех известных

культур устанавливается лишь в очень незначительной степени и только для

ограниченного множества культурных компонентов.

Теория многофакторного развития культуры

Предлагая свои варианты теорий культурного развития, западные

культурологи прямо или скрыто полемизируют с марксистским пониманием

истории. Возьмем, к примеру, широко распространенную концепцию

многофакторного развития культуры. Ее сторонники считают, что культура

складывается из многих компонентов, что все они в равной степени участвуют

культурной эволюции и что среди них нельзя выделить какой-либо ведущий.

Так, французские культурологи-структуралисты отрицают, что экономика может

служить определяющим фактором развития культуры и, следовательно, культуры.

По их мнению, для каждого общества характерен свой особый детерминизм,

обусловленный культурой общества и лежащим в ее основе структурообразующим

элементом. Развитие культуры можно понять с этой точки зрения, не выделяя

ее отдельные компоненты, а рассматривая действие общей их системы со

структурой, не зависящей от специфики многообразных составляющих.

Сравним теперь эту довольно типичную немарксистскую концепцию с

марксистским учением о развитии общества. Это учение обосновывает

определяющую роль материального производства для жизни общества, но

определяющую лишь в конечном счете и ни в коей мере не отменяет воздействия

на культуру иных элементов социальной структуры. Рассмотренная перед этим

концепция полагает мироощущение человека наиболее существенным фактором

развития культуры, не предлагая аргументов в пользу этого. Человек просто

ощущает себя христианином или членом какого-либо коллектива. Но ведь вопрос

в том и заключается, почему человек ощущает себя так или иначе. Почему

европеец эпохи средневековья ощущал себя христианином, а первобытный

человек - со своим племенем? Да потому, что именно социокультурная

структура феодализма определяла выход религии на первый план в системе

ценностей средневекового европейского общества, а коллективизм первобытного

племени был обусловлен в конечном итоге структурой племенной экономики.

Теория культурного релятивизма

Некоторые культурологи, подчеркивая уникальность и неповторимость

каждой культуры, считали, что ее законы могут быть поняты не рационально,

исходя, скажем, из механистической причинности, а только иррационально,

посредством мистического проникновения в их божественную первопричину.

Спрашивается, однако, зачем же исходить из механистической причинности,

если эта точка зрения давно устарела. И как доказать, что существует некая

божественная первопричина культуры?

В 1944 году американский культуролог А.Л.Кребер поставил перед собой

задачу выявить те пути, по которым различные общества шли к высшей ступени

развития своей культуры. В результате проведенного на большом фактическом

материале исследования он пришел к выводу, что в основе каждой культуры

лежит некая модель, которая, изменяясь, вбирает в себя только то, что

соответствует ее характеру и особенностям. С течением времени возможности

модели исчерпываются, и она уже не может оказывать влияния на новые области

и отрасли человеческой деятельности. Тогда прогресс культуры сменяется

стадией повторением повторения старого, регресса, упадка и устаревшая

модель культуры в конечном счете погибает. «Смерть культуры» не означает

ее полного исчезновения - ведь старая модель сменяется новой, вызревшей в

лоне старой культуры.

Исследование Кребера содержит немало интересных наблюдений, однако

не дает ответа на самые главные вопросы. Например, Кребер затрудняется в

решении проблемы возникновения основной модели культуры той или иной

конкретной исторической эпохи. Без ответа остаются и вопросы о причинах

долговременности модели культуры, смены стадий в ее развитии. В общем,

можно сказать, что в этой концепции закономерности развития культуры

отходят на второй план и не раскрываются.

Теория многолинейной эволюции

Ряд исследователей (Ф. Нортроп, П. Сорокин и др.) предприняли

попытки установить закономерности, лежащие в основе возникновения и

развития тех или иных типов культуры, а также вскрыть главный элемент,

который определяет данный тип, независимого от того, является ли он

уникальным или в той или иной степени присущ различным культурам. Так, Ф.

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.