бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Анализ Югославской модели социализма

овладеть всем доходом. Это означало, что “необходимо было развивать такую

хозяйственную систему и такие условия хозяйствования, в которых бы ...

осуществлялось расширенное воспроизводство общественной собственности и

отношений по поводу общественной собственности и дохода”.13 Для этого

недостаточно лишь установления политической власти рабочего класса,

требовалось выполнение еще двух условий. Во-первых, хозяйственная система и

все её механизмы должны были обеспечивать постоянное укрепление положения

объединенного труда в системе общественного воспроизводства. Показателями

этого служили способность организаций объединенного труда (ООТ) сферы

производства к накоплению и ыывоспроизводству и степень самофинансирования.

Во-вторых, необходимо было последовательное проведение принципа

распределения по труду.

На практике ни одно из этих условий не выполнялось, что привело к

снижению заинтересованности работников в результатах их труда, а

следовательно, и к ухудшению всех качественных показателей хозяйствования.

В течение ряда последних лет (вторая половина 70-х годов - О.М.)

стала преобладать практика увеличивать доход преимущественно - на 90 % - за

счет повышения цен, и только на 10% он увеличивался за счет качественных

факторов, т.е. снижения затрат и роста производительности труда.14

Перечисленные недостатки существовавших условий хозяйствования

привели, в конечном итоге, к долговременной тенденции снижения

экономической эффективности капиталовложений и использования основных

фондов, падению темпов роста (среднегодовые темпы прироста общественного

продукта не достигли 1%), снижению общественной производительности труда

(на 8%), ухудшению качества продукции.15 Это послужило одной из основных

причин экономического кризиса.

Ошибкой проводившейся в Югославии политики развития ученые считают

недостаточную роль, отведенную науке в общественно-экономической жизни

страны. Это относилось и к развитию научно-исследовательской деятельности,

и к подготовке научных кадров, и к созданию отечественной технологии, и к

техническому прогрессу в целом. Югославия относилась к числу стран,

выделявших на развитие науки самую незначительную часть национального

дохода.16 Она осуществляла массовый трансферт зарубежных технологий, что

имело следствием высокую финансовую задолженность Западу и технологическую

зависимость.

Отметим, что для внешней торговли СФРЮ было характерно

систематическое превышение стоимости импорта над экспортом. Платежный

баланс страны также складывался с постоянным дефицитом (за исключением 1972

и 1973 г.г.).17 Следствием отрицательного сальдо во внешней торговле и

использования иностранных средств (кредитов) стал резкий рост внешней

задолженности Югославии, которая за 1965 - 1976 г.г. увеличилась с 1

миллиарда до 7 миллиардов долларов, а к 1980 г. достигла 20,1 миллиарда

долларов.18

Югославия не имела ни целостных концепций и стратегии развития, ни

эффективной экономической политики, ни соответствующей хозяйственной

системы, которая могла бы обеспечить реализацию этой политики и развитие

адекватных общественных отношений.

Свидетельство тому - ситуация в аграрном секторе Югославии.

Спецификой югославской социалистической модели был отказ от массовой

коллективизации.

Аграрный сектор экономики характеризовался многоукладностью: имелись

частнокрестьянский мелкотоварный уклад, кооперативные хозяйства и крупные

социалистические аграрно-промышленные комбинаты. Аграрная политика СФРЮ

была направлена на укрепление и расширение социалистического сектора, так

как считалось, что лишь таким путем можно решить задачу быстрого подъема

сельскохозяйственного производства и обеспечить условия для дальнейшего

успешного социалистического строительства. Эти положения были закреплены в

резолюции Союзной Скупщины 1957 года.19

Социалистические предприятия пользовались преимуществами и льготами,

особенно в области материального обеспечения, кредитов и налогов. Имеются в

виду низкий уровень процента на банковские кредиты, скидки на приобретаемую

технику и минеральные удобрения, а также монопольное положение предприятий

общественного сектора на рынке. Например, только общественное хозяйство

имело право продавать мясо.20

Монопольное положение социалистических хозяйств проявилось и в

распределении капитальных вложений: десятилетиями львиная доля инвестиций

направлялась в основном на предприятия общественного сектора, и лишь

незначительная часть - в частный сектор. Если в период 1947 - 1955 г.г.

капиталовложения в сельское хозяйство составляли немногим более 21

миллиарда долларов в год, то за 1958 - 1961 г.г. было вложено 500

миллиардов долларов. Более 90% этих средств предназначались

социалистическим агропромышленным комбинатам.21

Согласно действовавшим в Югославии законам, крестьянин не мог взять в

кредит средства на покупку или аренду земли. Приобрести землю он мог лишь

как наследник или же на заработанные за границей средства. В то же время

АПК не были ограничены в размерах своих площадей, пользовались

благоприятными кредитами, имели право покупать землю у крестьян.22

Итак, главной задачей было укрепление социалистических отношений в

деревне, но отнюдь не наращивание производства в крестьянских хозяйствах.

Строя социализм, думали, что тем самым возрастет объем сельскохозяйственной

продукции. Это была иллюзия.

Общественный сектор в сельском хозяйстве не оправдал своими

показателями тех огромных средств, которые направлялись на его развитие

(размер убытков в нем рос на 2-3 млрд. долл. в год),23 а благодаря своему

монопольному положению, особенно в сфере обращения, он привел

индивидуальные хозяйства к весьма незавидному положению. Так, например,

сохранялась значительная разница в уровне урожайности общественного и

частного сектора, в продуктивности скота и т.д.24 На страницах югославской

прессы это объяснялось “неоправданными привилегиями, которыми пользовались

... предприятия общественного сектора за счет ослабления индивидуальных

крестьянских хозяйств”.25

В конце 70-х - начале 80-х годов наблюдалась устойчивая тенденция

снижения темпов роста сельскохозяйственного производства.

Аграрная политика, сделавшая акцент на развитие АПК, потерпела

фиаско. Кризисные проявления в сельском хозяйстве продемонстрировали

пагубные последствия вмешательства политики, идеологии в экономическую

сферу.

Ситуация в аграрном секторе Югославии - показатель экстенсивного

характера социалистической модели развития. Только эта модель могла

допустить нерациональные капиталовложения, потребление сверх реально

имевшихся возможностей и создаваемого дохода.

После более чем трех десятилетий динамичного развития в сфере

материальной базы и общественной надстройки (общественный продукт

увеличился в 1953 - 1980 г.г. на 6,5%, промышленное производство - на 9,1%

в среднем в год) Югославия в конце 70-х - начале 80-х годов столкнулась с

большими проблемами и трудностями, принявшими характер экономического

кризиса.26 В 60-е и даже 70-е годы еще имелись значительные резервы,

потенциал экстенсивной модели: существовали возможности финансирования

развития, особенно инвестиционной деятельности, без реального покрытия

имеющимися средствами; не был критический размер внешней задолженности;

относительно стабильным оставался жизненный уровень населения; роль

определенной опоры играл государственный капитал; энергоносители были

относительно дешевыми; можно было рассчитывать на рост поступлений от

югославских граждан, работающих за границей и т.д.

К концу 70-х годов возможности экстенсивного роста были исчерпаны.

Сильное негативное воздействие оказал и внешний фактор - неблагоприятные

тенденции в сфере международных экономических и политических отношений,

вызванные энергетическим кризисом, подорожанием трансферта технологии,

повышением процентных ставок на иностранные кредиты. По мнению Д. Войнича,

внешний фактор не играл решающей роли, а лишь “ускорил и углубил негативные

процессы, вызванные факторами внутреннего характера - ошибками в

экономической политике и недостатками в хозяйственной системе” Югославии.27

О проявлениях экономического кризиса конца 70-х - начала 80-х годов в

Югославии мы подробно указываем в (1 главы II. Отметим только, что общим

проявлением кризиса стала неэффективность экономики. Если на протяжении

всего послевоенного периода СФРЮ относилась к числу наиболее динамично

развивавшихся стран, то в 1987 году по таблице развитости она занимала

более низкое место, чем в 1950 г.28

Таким образом, существовавшая в Югославии “модель социализма с

человеческим лицом” вряд ли может называться социалистическим

самоуправлением. По сути, это был вариант реального социализма, прикрытого

демократическим фасадом. Следовательно, для Югославии были характерны общие

для всех социалистических стран закономерности. Главная из них -

неизбежность системного кризиса.

По мнению ученых, "экономические закономерности ... должны

пронизывать все стратегические положения долгосрочной концепции развития и

политики развития ... все отношения в системе общественного, особенно

расширенного воспроизводства, все решения относительно хозяйственной

системы и все меры экономической политики”, то есть всю сферу общественно-

экономического развития.29 А югославская система характеризовалась

пренебрежением объективными экономическими закономерностями,

волюнтаристским вмешательством и командованием экономикой со стороны

государственных и политических субъектов. В конечном итоге это завело

экономику, а вслед за ней и все общественное развитие в тупик: затяжной

кризис, начавшись в конце 70-х - начале 80-х годов в экономике, ко второй

половине 80-х охватил все сферы - политическую, культурную, идеологическую,

межнациональные отношения.

Системный кризис продемонстрировал несостоятельность социалистической

модели развития.

|(2. |Попытки реформирования экономической системы |

| |Югославии и их итоги. |

Начало 80-х годов в Югославии характеризовалось интенсивным поиском

путей выхода из экономического кризиса. В октябре 1981 г. приступила к

работе Комиссия союзных общественных советов по проблемам стабилизации.

Результатом ее деятельности стало принятие 4 июля 1982 г. Долгосрочной

программы экономической стабилизации (ДПЭС).30

Главной оценкой причин кризиса в ДПЭС стало то, что в его основе

“лежат нарушения в сфере общественных отношений, т.е. несоответствия,

противоречия ... между производительными силами и производственными

отношениями”.31 Эти нарушения нашли выражение, во-первых, в недостаточном

овладении работниками ООТ доходом и накоплениями, т.е. трудящиеся не стали

хозяевами условий и результатов своего труда. Во-вторых, чрезмерно

усилилась группособственнические и государственно-собственнические

отношения, и, в-третьих, произошло отступление от принципа распределения по

труду. Согласно экономической логике, все это привело к негативным

последствиям в мотивационной системе, а значит, и к ухудшению всех

качественных показателей хозяйствования.

ДПЭС не внесла ничего нового в идейные позиции и определения

югославской теоретической концепции общественного развития. Экономисты

отмечали преемственность её идей с идеями общественно-экономической реформы

1965 г., которые так и не удалось реализовать на практике.32

В соответствии с ДПЭС, общественно-экономическое развитие Югославии

должно было основываться на концепции и стратегии экспансии экспорта,

системе реальных отношений и затрат, а также на проведении активной

демографической политики. Это позволило бы в основном решить проблему

инфляции, увеличить объем производства, экспорта и импорта при регулярной

выплате долгов, повысить личные доходы и личное потребление, улучшить

качественные показатели хозяйствования.33

Реализация Долгосрочной программы экономической стабилизации

происходила крайне медленно. Были достигнуты определенные успехи в

материальном плане. Стоимость югославского экспорта в страны свободно

конвертируемой валюты в 1987 г. достигла 8 миллиардов 526 миллионов

долларов, что на 17,6 процента выше, чем в 1986 г., а за пять первых

месяцев 1988 г. составила 3 миллиарда 998 миллионов долларов, что на 22,4

процента больше, чем за тот же период 1987 г. Рост совокупного югославского

экспорта составил в 1987 г. 5,3 процента. Совокупный импорт Югославии

составил в том же 1987 г. 12 миллиардов 603 миллиона долларов - на 2,4

процента меньше, чем в 1986 г., по данным на май 1988 г. объем импорта

товаров достиг 5 миллиардов 258 миллионов долларов - на 0,8 процента

меньше, чем в первые пять месяцев 1987 г. Активное сальдо югославской

торговли с зарубежными странами составило за первые пять месяцев 1988 г. 5

миллионов долларов.34 Наряду с увеличением экспорта, смягчением остроты

положения в платежном балансе, регулярной выплатой долга, наблюдалось и

некоторое оживление производства. Рост промышленного производства в

Югославии в 1987 г. составил 0,6 процента.35 Однако этого было недостаточно

для выхода из кризиса.

С каждым годом возникали новые проблемы и дополнительные очаги

инфляции, связанные с ростом взаимной задолженности организаций,

чрезмерными капиталовложениями, финансированием государственного бюджета

путем денежной эмиссии, убытками в производстве, нереальными процентными

ставками за кредит, курсовой разницей, нереальным курсом динара.36 По

данным на июль 1988 г., национальная валюта Югославии - динар -

девальвировала на 23,9 процента, так что курс доллара США с 1549,53 динара

перед девальвацией повысился до 1919,86 динаров, фунт стерлинга - с 2881,10

до 3569,6, а 100 марок ФРГ - с 91015,72 до 112768,47 динаров. По апрельским

данным (1988г.) Союзного статистического управления СФРЮ, темпы инфляции

составили 152 процента. В мае 1988 г. по решению югославского правительства

были увеличены цены: бензина - на 32,2%, кокса - на 31,3%, продукции черной

металлургии - на 29,8%, электроэнергии - на 31,4%, ПТТ услуг - на 28,1%,

угля - на 30,3%. К концу 1989 г. рост цен составил 2,5 тысячи процентов.37

Реализация положений ДПЭС происходила медленно и встречала

значительно больше сопротивления, чем ожидалось. Практика тех лет показала,

что успешное проведение политики экономической стабилизации и создания

эффективного народного хозяйства с прогрессивной структурой, динамично

развивающегося на основе экономических критериев и на принципах открытой

рыночной экономики, невозможно без пересмотра положений Конституции СФРЮ,

определявших общественно-экономические отношения в стране. “Конституционные

изменения сами по себе не обеспечат преодоление нынешних материальных и

политических трудностей ..., однако, они утверждают принципы, на основе

которых необходимо прокладывать пути к прогрессу ...”, - писала югославская

пресса.38

Принятые 25 ноября 1988 г. после двухлетней подготовки 39 поправок к

Конституции СФРЮ были разработаны на основе широкого общественного

обсуждения, с учетом интересов всех республик и автономных краев.39 Эти

поправки заменяли, дополняли или отменяли около трети (более 130 статей)

нормативного раздела Конституции. Они охватывали широкий спектр вопросов,

касавшихся общественно-экономических отношений, политической системы и

организации югославской федерации. Но, вследствие глубокого экономического

кризиса, приоритетное место было отведено в поправках к изменениям в

общественно-экономическом устройстве СФРЮ. Их главной целью было создание

условий для проведения радикальной хозяйственной реформы, от успеха которой

зависело не только оздоровление экономики, но и социально-политическая

стабильность югославского общества.

“Всеобщая экономическая реформа - это непременное условие социализма

в нашей стране”, - сказал в беседе с корреспондентом газеты “Правда”

Председатель Президиума ЦК СКЮ С. Шувар.40 Коротко он определил

экономическую реформу как переход от распределительной экономики, в которой

государство при отсутствии необходимого накопления все больше “портит

деньги”, берет кредиты и поощряет инфляцию, ведущую ко все более

несправедливому распределению и обнищанию, к продуктивной экономике, в

которой государство отказывается от позиции центрального экономического

рычага и берет на себя функцию глобального координатора экономики,

обеспечение правового порядка и финансовой стабильности.

Югославское правительство во главе с бывшим хозяйственником,

директором крупного промышленного предприятия А. Марковичем, мандат

которого начался в марте 1989 г. после досрочной отставки прежнего состава

правительства с первых дней своих полномочий приступило к разработке

комплексной общественно-экономической реформы. Оно выдвинуло концепцию

“нового социализма”. “Это признание прибыли как главного стимула любого

труда людей, признание рынка ..., свобода личной инициативы и

предпринимательства, отмена ограничений на размер личного имущества и

признание законности и естественности различий между людьми”, - писала

газета “Борба”.41

Для реализации этой концепции были приняты новые законодательные

акты, утверждены около 50 новых законов системного характера. В их числе

Закон о предприятиях, Закон об основах системы общественного планирования и

общественном плане Югославии, Закон об иностранных вложениях, Закон о

банках и иных финансовых организациях, Закон о свободных таможенных зонах,

Закон о предотвращении нелояльной конкуренции и монопольных соглашениях и

др. Таким образом, положения конституционных поправок, касавшиеся

общественно-экономического устройства Югославии, были конкретизированы

хозяйственным законодательством, которое урегулировало вопросы общественной

и других форм собственности, организации и статуса трудовых организаций,

прав трудящихся, налоговой, банковской, денежной и кредитной систем,

внешнеторговой деятельности и др.

Основой нового хозяйственного законодательства стал Закон о

предприятиях.42 Его принятие имело фундаментальное значение для обретения

самостоятельности хозяйственными субъектами во всех сферах народного

хозяйства, создания условий для свободного предпринимательства в условиях

плюрализма и равноправия форм собственности.

Статья 1 закона гласила, что предприятие - это юридическое лицо,

которое осуществляет хозяйственную деятельность ради получения дохода,

соответственно прибыли. В ст. 2 говорилось, что предприятия могут быть

общественными, кооперативными, смешанными и частными, и при этом всем

предприятиям предоставлялась полная самостоятельность в вопросах внутренней

организации.43

Эти две статьи представляют собой азбуку реформы. “Несколько

десятилетий категория прибыли была вычеркнута из югославского

хозяйственного лексикона, а слово “частный” носило оттенок порочности”, -

отмечала газета “Борба”.44

Предоставление предприятиям полной самостоятельности сопровождалось

изменением всей системы планирования. Согласно новой концепции

планирования, ему отводилась роль средства регулирования рынка, а рынок, со

своей стороны, должен был служить главным инструментом реализации

запланированных целей развития. Отменялось обязательное составление и

согласование планов предприятиями. Обязательное планирование сохранялось

лишь на уровне федерации, республик, автономных краев и общин, а также

предприятий, входивших в крупные технико-экономические системы

(электроэнергетика, транспорт и т.п.).45

Согласно принятому Закону об общественном капитале, общественная

собственность была поставлена в условия свободной и равноправной

конкуренции с другими формами собственности.46 Общественные предприятия и

общественная собственность лишились привилегий и права получать льготы, как

это было прежде.

Для оживления хозяйственной активности, повышения эффективности и

конкурентоспособности народного хозяйства в Югославии были значительно

расширены возможности притока в страну иностранного капитала. Югославия

была первой и единственной социалистической страной, еще в 60-е годы

открывшей двери иностранным капиталовложениям, что расценивалось другими

социалистическими странами как “вершина ревизионизма”.47 Однако,

возможности и права иностранных вкладчиков были весьма ограниченными,

например, существовало ограничение на долю участия иностранного капитала

(49%) в основном капитале предприятия.48 Новый Закон об иностранных

капиталовложениях (1989 г.), регулировавший права и обязанности иностранных

вкладчиков, открыл им путь во все виды предприятий, включая банки и

страховые организации и предоставил право участия в управлении и получении

прибыли соразмерно вложенному капиталу.49

Действие закона сказалось незамедлительно. За несколько месяцев,

прошедших после его принятия, соглашений о совместных капиталовложениях

было подписано больше, чем за весь предыдущий период: в конце 1985 года

только 133 югославские фирмы могли использовать иностранные

капиталовложения, составившие 62 миллиарда динаров, по действовавшему тогда

курсу, что соответствовало 200 миллионам долларов.50

Прилив иностранного капитала значительно расширил возможности

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.