бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Золотой век русской культуры

создатель «Записок охотника» И. С. Тургенев, автор «Антона Горемыки» Д. В.

Григорович, А. И. Герцен и др. В том же направлении развивалось творчество

молодого Ф. М. Достоевского («Бедные люди»). В более широком смысле в

«натуральную школу» входили все представители реализма, получившего

развитие в 50-е годы. Деятельность Белинского была могучим фактором,

способствовавшим развитию этого направления и превращению русской

литературы в одну из самых влиятельных литератур мира.

Литература 50—60-х годов Революционно-демократический лагерь.

Конец дворянского периода освободительного движения, и начало

разночинского, буржуазно-демократического, не могли не оказать серьезного

влияния на развитие русской демократический лагерь литературы. Она сделала

решительные шаги по пути демократизации, приближения к боевым и актуальным

вопросам общественной жизни. Окончательное размежевание либеральной и

демократической тенденций в русском общественном движении привело к

перегруппировке сил и в литературе.

В 50-е годы журнал «Современник» объединял вокруг себя крупнейших

демократических и либерально настроенных писателей. К концу 50-х годов

писатели умеренного направления окончательно порывают с журналом, и он

становится органом революционной демократии. Идейным руководителем журнала

стал Чернышевский. Революционно-демократический лагерь в литературе

представляли также Герцен, Добролюбов, Некрасов, Салтыков-Щедрин. Им

противостояли литераторы, тяготевшие к либеральным и умеренно монархическим

взглядам. Наиболее значительными из них были Тургенев и Гончаров. Однако

назревшая необходимость буржуазно-демократических преобразований и наличие

демократического подъема в стране помогали в ряде случаев и этим художникам

сохранить в своем творчестве глубину и силу социальной критики.

Революционно-демократический лагерь в литературе был в России более

мощным, сплоченным, идейно зрелым, нежели в любой другой европейской

стране.

Александр Иванович Герцен (1812—1870) был не только мыслителем и

революционером, но и замечательным писателем. Белинский говорил, что у

Герцена-писателя на первом месте ум, а фантазия па втором. Особенность его

таланта заключалась не столько в умении создавать пластические образы,

сколько в способности объяснить те общественные явления, которые он

изображал. Изображение явлений жизни служило Герцену для пояснения его

мысли.

В романе «Кто виноват?» (1848 г.) Герцен показывает, как коверкает

жизнь людей крепостное право. Представители дворянской интеллигенции,

изображенные в романс, понимают пороки окружающей жизни, но не знают путей

борьбы с ними и не имеют сил для этой борьбы.

Рассказы, написанные Герценом в 50—60-е годы, построены уже на

западноевропейской тематике. Лучший из них «Доктор, умирающий и мертвые»

основан на противопоставлении героических революционеров 1789 г. либералам

1848 г., предавшим дело революции.

Герцен стремился к свободной форме, которая давала бы ему возможность

выразить свои мысли и чувства. Он нашел такую форму в своих замечательных

мемуарах «Былое и думы» (50—60-е годы). В них автор не только рассказывает

свою жизнь, не только рисует широкую картину общественной борьбы в России и

на Западе, но выражает также свои наиболее общие и глубокие идеи. Герцен —

блестящий стилист, остроумный, иронический, оказал большое влияние на

развитие русской публицистики.

Величайшим представителем революционно-демократического направления в

развитии эстетической мысли и литературы был Николай Гаврилович

Чернышевский (1828—1889).

Эстетические взгляды Чернышевского носят материалистический характер и

связаны с философией Фейербаха. Однако Чернышевский сделал решительный шаг

вперед по сравнению с созерцательным материализмом Фейербаха. Он уже

понимал революционную роль диалектики. Основным эстетическим произведением

Чернышевского является его диссертация «Эстетические отношения искусства к

действительности» (1855 г.), в которой он полемизирует с идеалистической

эстетикой последователей Гегеля. Отстаивая материалистическую точку зрения,

Чернышевский доказывал, что прекрасное есть жизнь. Задача искусства состоит

поэтому и в том, чтобы изображать жизнь, и в том, чтобы произнести приговор

ее отрицательным явлениям. Чернышевский связывает искусство с борьбой

против реакционной действительности, видит главную его цель в служении идее

революционного преобразования общества.

Большое значение имел роман Чернышевского «Что делать?» (1863 г.). В

нем Чернышевский показал представителей передовой интеллигенции, выдвинутых

эпохой демократического подъема в России. Характерная черта творчества

Чернышевского—желание связать стремления людей к разумному общественному

устройству с их реальными интересами и потребностями. Это находит выражение

в так называемом «разумном эгоизме», который исповедуют герои романа. Через

образы новых людей Чернышевский раскрывает в романе свое представление о

социалистическом будущем, отражающее влияние идей Фурье.

Среди других литературных произведений Чернышевского выделяется

«Пролог» (конец 60-х годов), в котором писатель дает замечательную по

глубине и проницательности критику крестьянской реформы и трусливой

политики либералов.

Ученик и соратник Чернышевского Николай Александрович Добролюбов (1836—

1861) опирался в своей критике на те же революционно-демократические идеи,

которые лежали в основе подхода Чернышевского к вопросам эстетики. В своих

выдающихся статьях «Что такое обломовщина?», «Темное царство», «Луч света в

темном царстве» и др. Добролюбов выступает, по его собственному выражению,

как представитель «реальной критики». Рассматривая литературное

произведение с точки зрения отражения в нем социальных противоречий, он

разбирал общественные вопросы, поднятые писателями, говорил не только о

литературе, но и о жизни, расширял картину, нарисованную художником, и этим

помогал читателю уяснить ее общественное значение. Такие корифеи русской

литературы, как Гончаров и Островский, высоко ставили истолкование их

творчества, данное Добролюбовым.

Третий выдающийся критик той эпохи—Дмитрий Иванович Писарев (1840—

1868) по своему общему уровню стоял значительно ниже Добролюбова и

Чернышевского. Его критические статьи появились в основном после 1863 г.,

когда общественный подъем конца 50—начала 60-х годов был уже позади.

Последователь вульгарно-материалистической философии Бюхнера и Молешотта,

Писарев все надежды возлагал на развитие научных знаний, которые должны

были, по его мнению, способствовать общественному прогрессу. Писарев

считал, что художественная литература является праздной безделкой,

отвлекающей людей от основной задачи — пропаганды научных взглядов. Он

отрицал, например, высокую оценку, данную Белинским поэзии Пушкина. Одна из

статей Писарева полемически озаглавлена «Разрушение эстетики». Но Писарев

был решительным врагом феодально-крепостнического режима и прекраснодушного

либерализма. Мастер боевой публицистики, он пробуждал критическую мысль,

вызывал ненависть к крепостническому строю. К революционно-демократическому

лагерю, возглавляемому Чернышевским, примыкали два великих

художника—Некрасов и Салтыков-Щедрин. Редактор «Современника» и

«Отечественных записок» Николай Алексеевич Некрасов (1821—-1878) был другом

и единомышленником Белинского и Чернышевского. В борьбе, которую

революционные демократы вели против либерального лагеря, Некрасов держал

сторону демократов, хотя и не всегда последовательно. В лице Некрасова

русская литература выдвинула революционно-демократического поэта огромной

идейной глубины и художественной зрелости. Гражданская тенденция его поэзии

выступает у него не в виде отвлеченной декларации, она целиком вытекает из

реалистического отражения жизни.

Народ изображен во многих стихотворениях Некрасова, таких, как «Мороз

красный нос» (1863 г.), «Кому на Руси жить хорошо» (1863—1877 гг.). Поэт

показал не только страдания людей из народа, но и их физическую и

нравственную красоту, раскрыл их представления о жизни, их вкусы. Поэт

утверждает превосходство крестьян над господами, изображает своекорыстие и

жестокость бар-тунеядцев. В его поэмах выведены и образы тех, кого Некрасов

называет «народными защитниками»,—-борцов за интересы народа. Лирические

стихотворения Некрасова раскрывают образ самого поэта, передового писателя-

гражданина, чувствующего страдания народа, рыцарственно преданного ему,

готового пойти «на смерть за честь отчизны».

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826—1889)— сатирик мирового

значения. Его сатира, проникнутая сознательной революционно-демократической

тенденцией, направлена против общественного строя самодержавной России,

обнажает уродства этого строя, доводит их до карикатуры и гротеска. Щедрин

проявляет большую свободу в выборе форм и жанров, прибегает к сатирическому

очерку и фельетону, к роману и диалогу, к комедии и памфлету. В «Истории

одного города» (1869—1870 гг.) он дает обобщенное сатирическое изображение

царизма, верховной власти российской империи. В романе «Господа Головлевы»

(1870—1880 гг.) показан распад дворянской семьи, а в образе Иудушки

воплощены мерзость и смрад крепостничества. Свой художественный анализ

Щедрин уточнил и дополнил в «Пошехонской старине» (1887—1889 гг.), где

обработал тот же жизненный материал в форме, близкой к мемуарной. В

«Сказках» (1869—1886 гг.) Щедрин, используя условно-фантастическую форму, с

исключительной силой, наглядностью и выразительностью показал социальные

тины русской жизни —крестьян, чиновников, господ генералов, а также

отношения между ними.

Щедрин безжалостен ко всем либеральным попыткам подчистить и подправить

старый крепостнический порядок, «обличить» его второстепенные пороки, чтобы

спасти основное. Насмешка над либеральными фразерами, легко уступающими

свои позиции и пресмыкающимися перед крепостниками, составляет одну из

постоянных тем Щедрина. Вместе с тем Щедрин, неподкупный и стойкий защитник

народа, был чужд сентиментальному приукрашиванию и идеализации «мужичка».

Наоборот, с горечью, гневом и беспощадной иронией говорит он о раболепии,

темноте и невежестве, которые помогают угнетателям народа.

Островский

Александр Николаевич Островский (1823—1886)—исключительная фигура на

фоне литературы XIX в. На Западе до появления Ибсена не было ни одного

драматурга, которого можно было бы поставить в один ряд с ним. В жизни

купечества, темного и невежественного, опутанного предрассудками, склонного

к самодурству, нелепым и забавным прихотям, он нашел оригинальный материал

для своих сценических произведений. Картины жизни купечества давали

Островскому возможность показать важную сторону русской жизни в целом,

«темное царство» старой России.

Но Островский не только рисует «темное царство» невежественных купцов,

взяточников-чиновников, доживающих свой век паразитов из дворян. Уже в

драме «Гроза» он вывел женский характер, полный нравственной силы и

честности, неспособный к примирению с рабством, протестующий против него. В

пьесах «Последняя жертва», «Бесприданница», «Таланты и поклонники»

Островский показал трагическую судьбу женщины в мире богатых и бедных,

господ и рабов. С беспощадным презрением изображает драматург ничтожных

дворян, вынужденных отступить перед дельцами нового типа. Победителем

оказывается цивилизованный буржуа, трезвый, умный и безжалостный. Показывая

его энергию и хватку, Островский противопоставляет ему интеллигента-

разночинца, защищающего демократические идеалы.

Островский — народный драматург в подлинном и глубоком смысле этого

слова. Его народность проявляется и в непосредственной связи его искусства

с фольклором — народными песнями, пословицами и поговорками, составляющими

даже названия его пьес, и в правдивом, проникнутом демократической

тенденцией изображении народной жизни, и в необычайной выпуклости,

рельефности созданных им образов, облеченных в доступную и демократическую

форму и адресованных народному зрителю.

Тургенев.

Иван Сергеевич Тургенев (1818—1883) начал свою литературную

деятельность в 40-е годы, когда в русской общественной жизни еще

окончательно не размежевались либеральная и демократическая тенденции. Он

испытал на себе благотворное влияние идей Белинского. В очерках, которые

Тургенев печатал на страницах «Современника» под общим названием «Записки

охотника» (1847—1852 гг.), показано бесчеловечное угнетение крестьян при

крепостном праве. В романах «Рудин» (1856 г.) и «Дворянское гнездо» (1859

г.) писатель изображает передового представителя дворянства, чувствующего

глубокую неудовлетворенность окружающей его средой, но не находящего в себе

энергии, чтобы порвать с ней и стать борцом против нее. Как Пушкин в

«Евгении Онегине», послужившем прообразом для этих романов, Тургенев

сталкивает своего «лишнего человека» с женщиной, обладающей сильным

нравственным складом. Тонкость и глубина психологического анализа,

проникновенное изображение русской природы, классическая завершенность

стиля делают эти романы превосходными произведениями русской и мировой

литературы.

Тургенев не ограничился изображением «лишних людей». В романе

«Накануне» (1860 г.) он показал болгарского революционера Инсарова, за

которым самозабвенно пошла русская девушка Елена Стахова. Но Тургенев искал

героя, сложившегося на русской почве и посвятившего себя служению России.

Такой образ он нашел в лице разночинца Базарова, изображенного им в романе

«Отцы и дети» (1862 г.). Базаров отрицает поэзию и возвышенные чувства,

которыми гордятся представители дворянской среды (поэтому он в их глазах —

«нигилист», отрицатель), он думает, что главная задача состоит в

распространении естественных наук. Хотя некоторые черты Базарова коробят

писателя, Тургенев изображает все же своего героя как глубокую и

трагическую личность, истинного гиганта рядом с мелкими фигурами

образованных помещиков.

В последние годы своей жизни писатель почти постоянно жил за границей.

Он выступал на Западе в роли пропагандиста русской литературы; его

собственные произведения во многом способствовали ее мировому влиянию.

Гончаров.

Выдающийся русский романист Иван Александрович Гончаров (1812—1891)

разделял с русскими просветителями вражду к крепостному праву и веру в то,

что его уничтожение принесет благоденствие России. Однако по своим

политическим воззрениям Гончаров склонялся к либерально-консервативной

позиции. Романы Гончарова «Обыкновенная история» (1847 г.) и «Обломов»

(1859 г.) появились до 1861 г., т.е. до окончательного размежевания

либеральных и демократических тенденций. Как и Тургенев, Гончаров испытал

на себе влияние Белинского. В «Обыкновенной истории» он осмеял дворянский

романтизм, праздность и беспочвенность дворянских мечтателей.

Лучшим созданием Гончарова является роман «Обломов». В образах Ильи

Ильича Обломова и его слуги Захара он воплотил типы патриархального барина

и слуги крепостной эпохи. Гончаров наделил Обломова умом, талантом,

благородными намерениями, но все это еще резче оттеняет паразитизм,

инертность патриархального уклада помещичьей жизни, подавившего в конце

концов все лучшие задатки героя. Последний роман Гончарова «Обрыв» появился

в 1869 г. В «Обрыве» сказалось враждебное отношение писателя к

революционной демократии, но и в этой книге создан ряд ярких образов

представителей старой патриархально-помещичьей России.

Достоевский

Художник огромного таланта, Федор Михайлович Достоевский (1821—1881)

был сложным и противоречивым писателем. Он создал непревзойденные по силе и

выразительности картины страданий людей под гнетом капитализма, но отвергал

революционный путь и в течение многих лет вел ожесточенную борьбу против

идей революционно-демократического лагеря.

Достоевский вступил в литературу как представитель «натуральной школы»,

продолжая традиции Пушкина и Гоголя. Его первая повесть «Бедные люди» (1846

г.) была восторженно встречена Белинским. В этой повести Достоевский с

глубоким сочувствием изображает страдания «бедных людей», живущих в большом

городе, защищает достоинство простого человека, показывает его

превосходство над представителями аристократии. Но уже в этой повести

проявились в зародыше некоторые черты будущих воззрений Достоевского. Он не

видит в «маленьком человеке» способности к протесту и борьбе, не верит в

возможность активного воздействия на действительность.

Молодой Достоевский состоял в кружке Петрашевского и был приговорен в

1849 г. к смертной казни, замененной каторгой. После отбытия каторги его

зачислили на военную службу рядовым. Именно в эти годы писатель пережил

внутренний надлом. Он разочаровался в идеях революционной интеллигенции,

объявил революционеров людьми, далекими от народа, и призвал обратиться к

народной правде, основой которой считал смирение, долготерпение,

простодушную веру. Возвратившись из ссылки, Достоевский как публицист и

писатель неоднократно вступал в полемику со сторонниками революционного

лагеря, писал против них памфлеты, пародировал их.

Но и в этот период своего творчества Достоевский создает произведения

огромного критического размаха, изображает кричащие противоречия

пореформенной России. Такова его книга «Записки из мертвого дома»

(1861—1862 гг.), в которой показаны страдания людей на царской каторге.

Крупнейшее произведение Достоевского—роман «Преступление и наказание»

(1866 г.). В нем выведен человек, проникнутый сознанием своей

исключительности, презрением к массе и уверенностью в своем праве нарушать

моральные нормы. Достоевский развенчивает этого индивидуалиста и вскрывает

внутренний крах его устремлений. Роман дает потрясающее по силе изображение

нищеты и страданий людей при капитализме, показывает распад личности и

семьи, унижение и поругание человеческого достоинства.

Реакционные взгляды Достоевского уже отчетливо сказались в этой книге,

Писатель считает, что буржуазный индивидуализм характерен для

представителей революционного лагеря и выдает индивидуалиста за

революционера. Развенчивая его, Достоевский хочет развенчать в его лице и

все революционное движение. С другой стороны, эгоизму и «наполеоновскому»

принципу подавления слабых Достоевский может противопоставить только мораль

смирения, покорности и кроткой веры.

Свой положительный идеал, идеал нравственно прекрасного человека

Достоевский воплотил в романе «Идиот» (1868 г.). В этой книге также дано

изображение жестокости, эгоизма, изуверства господствующих буржуазно-

дворянских кругов. Им противопоставлен положительный герой, воплощение

кротости, сочувствия человеческим страданиям, с чертами Дон-Кихота. Он

беспомощен в борьбе с социальным злом, но тем не менее представляет

единственное начало, которое можно выдвинуть против жестокости современной

жизни.

Творчество Достоевского получило мировое признание. Его реакционные

идеи, его высказывания о том, что в сознании человека господствуют темные,

эгоистические инстинкты, которые надо подавлять при помощи религиозного

смирения, использовались идеологами господствующих классов для реакционной

пропаганды. Но, как великий реалист и страстный обличитель капитализма,

Достоевский служит своим искусством прогрессивному человечеству.

Толстой

Лев Николаевич Толстой (1828—1910) занимает выдающееся место в ряду

деятелей мировой культуры. Толстой происходил из высшей дворянской знати,

но он порвал со своим классом и выступил как выразитель идей и настроений

многомиллионного русского крестьянства, воплотив в своем творчестве и его

ненависть к господствующему помещичье-буржуазному режиму, и его незнание

путей борьбы, политическую неразвитость, апелляцию к богу, наивные

представления о возможности «непротивления злу». В биографической трилогии

«Детство, отрочество и юность» (1851—1856 гг.) главный герой Николенька

Иртеньев принадлежит к числу тех нравственно чутких людей из

господствующего класса, которые остро чувствуют социальную несправедливость

и ложь окружающей жизни. Образ такого человека, мучительно ищущего правды,

желающего разобраться в происходящем, проходит через все творчество

Толстого.

Служба в армии на Кавказе и в Крыму, участие в героической обороне

Севастополя сблизили Толстого с народной массой, с крестьянами, одетыми в

солдатские' шинели. В ряде произведений, посвященных войне на Кавказе, и в

своих замечательных «Севастопольских рассказах» (1855—1856 гг.) Толстой

нарисовал картины войны, свободные от фальшивой батальной героики, и

изобразил величие русского солдата, выполняющего свой долг просто и

спокойно, без позы и громких фраз.

Роман «Война и мир» (1863—1869 гг.) — грандиозная эпопея народной войны

против Наполеона, величайшее произведение не только русской, но и мировой

литературы. Толстой показал здесь все русское общество, создал широкую

картину русской жизни. Изображая титулованную аристократию, Толстой

обрисовал ее эгоизм и карьеризм, лицемерие и паразитизм, преданность

суетным делам. Он противопоставил ей тех представителей дворянства, которые

чувствуют связь с национальными основами народной жизни или пытаются понять

сложные противоречия действительности и найти свое место в дни великого

народного бедствия.

Толстой вывел в своем романе многочисленных русских людей, мужественно

Страницы: 1, 2, 3, 4


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.