бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дефицит бюджета и государственный долг в переходной экономике России

Дефицит бюджета и государственный долг в переходной экономике России

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 4

БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА 4

ФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТА В СТРАНАХ С РАЗВИТОЙ РЫНОЧНОЙ

ЭКОНОМИКОЙ И В РОССИИ 5

ГЛАВА 2 9

ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА, его основные виды 9

ЦИКЛИЧЕСКИЙ ДЕФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 9

СТРУКТУРНЫЙ ДЕФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 12

ОПЕРАЦИОННЫЙ ДЕФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 14

ПЕРВИЧНЫЙ ДЕФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 14

КВАЗИФИСКАЛЬНЫЙ ДЕФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 15

ГЛАВА 3 18

способы финансирования дефицита государственного бюджета 18

Проблема финансирования дефицита государственного

бюджета в переходной экономике 24

ГЛАВА 4 31

ДВЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ 31

БЮДЖЕТНОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВА 33

ПОТРЕБИТЕЛИ И БУДУЩИЕ НАЛОГИ 34

внешний ДОЛГ России 36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41

СПИСОК использованной ЛИТЕРАТУРЫ 43

ВВЕДЕНИЕ

Значительное общественное внимание в последние годы уделялось

изменениям дефицита государственного бюджета. Правительство нашей страны

всеми силами старалось уменьшить его и ликвидировать вообще. Что же это за

понятие и почему оно так влияет на экономику? В своей курсовой работе я

постараюсь ответить на этот вопрос. Россия считается страной с переходной

экономикой, т.к. до сих пор окончательно не перешла к рыночной экономике.

Целью моей курсовой работы является рассмотрение причин образования

дефицита государственного бюджета, его зависимость от величины

государственного долга, его влияние на экономику страны, а также выявление

путей его уменьшения и устранения вообще.

В моей курсовой работе шесть глав. В первой главе я попыталась описать

бюджетную систему государства, ее структуру и формирование государственного

бюджета как в странах с развитой рыночной экономикой, так и у нас в России.

Во второй главе я характеризую основные виды дефицита государственного

бюджета и причины их возникновения. В данной главе анализируются

циклический дефицит государственного бюджета, структурный дефицит,

операционный, первичный и квазифискальный дефицит государственного бюджета.

Наряду с теоретическим анализом даются статистические материалы, а также

связанные с этим допустимые меры бюджетно-налоговой политики. В третьей

главе «Проблемы и способы финансирования дефицита государственного бюджета

в переходной экономике» рассматриваются такие пути преодоления дефицита

государственного бюджета как монетизация бюджетного дефицита, внешнее

долговое финансирование, внутреннее долговое финансирование. Оцениваются

положительные и отрицательные стороны каждого из них. Эта глава посвящена

проблемам переходной экономики, связанным с дефицитом государственного

бюджета. В ней рассматриваются долгосрочная и краткосрочная напряженность в

бюджетно-налоговой сфере и ее причины, проблемы увеличения уровня налоговых

поступлений и обслуживания государственного долга, аннулирования

квазифискальных операций, а также утверждается необходимость структурной

бюджетной реформы. В четвертой главе рассматриваются две точки зрения на

государственный долг, а также влияние существования как внутреннего, так и

внешнего долга на бюджет страны в целом. А также идет речь о существующем

внешнем долге России и о влиянии его на экономику страны в целом,

перспективы его сокращения и погашения. И последним разделом моей работы

является заключение, содержащее выводы по всей работе с заключительными

выводами.

Я выбрала эту тему курсовой работы, во-первых, потому что

она близка и интересна мне как будущему экономисту, а во-вторых,

потому что я считаю ее жизненно важной для экономики любой

страны. По моему мнению, без сбалансированного государственного

бюджета трудно достичь макроэкономической стабильности и

примером этому являются практически все страны бывшего Союза. Если же нашей

стране удастся принять доходный бюджет и добиться снижения государственного

долга, то это поможет выйти из кризиса не только нам, но и всем странам

СНГ.

Глава 1.

Бюджетная система государства

Бюджетная система страны представляет собой сложный механизм,

характеризующий особенности взаимоотношений государства и местных

органов власти.

Структура бюджета страны зависит от её государственного

устройства. В странах, имеющих унитарное устройство, бюджетная

система имеет как бы двухъярусное построение - государственный и

местный бюджеты. В странах с федеративным государственным

устройством (США, ФРГ к ним относится и Россия) имеется промежуточное

звено - бюджеты штатов, земель, регионов и соответствующих им

административных образований.

Бюджет любого уровня представляет собой централизованный фонд

денежных ресурсов, которыми располагает и распоряжается правительство

страны или администрация конкретной территории. К бюджетам

территории относятся: бюджеты крупных регионов - штатов, земель,

департаментов; бюджеты местных органов управления - городов,

графств, районов и т. д.

Структурно, любой бюджет включает две части: доходы субъекта и

его расходы.

Расходы показывают направление и цели бюджетных ассигнований. По

своей структуре расходные статьи, например государства,

подразделяются на расходы по государственному управлению, на военные

расходы, расходы на социально-экономические цели, расходы на

хозяйственную деятельность государства, расходы на осуществление

внешнеэкономической деятельности.

Расширение функций государства сопровождается тем, что масштабы

государственных расходов увеличиваются темпами, значительно

превышающими темпы роста ВНП. Например, в США государственные

расходы в ХХ столетии выросли более чем в 350 раз. Только за

период с 1980 по 1989 годы расходы федерального бюджета

увеличились в два с лишним раза (с 433,5 млрд. дол. до 877,2

млрд. дол.).

К числу важнейших статей государственных расходов относятся

затраты, связанные с созданием наиболее благоприятных предпосылок

для функционирования производственных секторов экономики. Всё более

значительное место занимают и расходы на создание объектов

социальной инфраструктуры, в первую очередь - на образование и

здравоохранение.

Значительный удельный вес продолжают занимать военные расходы.

Рассматривая военные расходы, необходимо учитывать не только прямые,

но и косвенные затраты, к числу которых относятся выплаты

процентов по военным долгам, пенсии и пособия инвалидам войны,

ветеранам и т. д.

Важной составной частью финансовой системы государства являются

местные бюджеты. За счёт их расходов финансируются, в первую

очередь, объекты коммунальной собственности, строительство дорог,

школ, развитие средств связи, а также жилищное строительство.

Бюджеты местных органов власти используются также на социально-

культурные нужды, содержание объектов здравоохранения, поддержания

экологического равновесия.

Доходы государственного бюджета состоят, в первую очередь, из

налогов, собранных как центральными, так и местными органами власти,

государственных займов, а также поступлений так называемых

внебюджетных и целевых фондов. Создание такого рода фондов

обусловлено необходимостью мобилизации крупных финансовых расходов

для конкретных целей, прежде всего, социально-экономического

характера. К числу их относятся социальное страхование,

строительство дорог, охрана окружающей среды, подготовка и

переподготовка рабочей силы и многое другое. Число их постоянно

растет, примером этому может служить, к сожалению, не наш бюджет, а

федеральный бюджет США, в рамках которого насчитывается свыше 800

подобных фондов.

ФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТА В СТРАНАХ С РАЗВИТОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ И В

РОССИИ

Государственные финансы, в которые входят бюджеты центрального

правительства, местных органов власти всех уровней, а в ряде стран

и некоторые внебюджетные фонды, - важнейшая составная часть

хозяйственного механизма развитых стран. Это тот рычаг, с помощью

которого правительство оказывает огромное воздействие на весь

процесс производства и распределения. Бюджетная система выполняет

при этом три функции:

1. фискальную - через изъятие налогов обеспечивает необходимые

ресурсы для правительственной деятельности, то есть для

покрытия расходов на военные, экономические и социальные

программы, а также на существование аппарата управления;

2. экономического регулирования - налоги и расходы

используются как рычаги управления хозяйственной

деятельностью и осуществления определённых целей

экономической политики (стабилизации экономики, стимулирования

её роста, структурных сдвигов и т. п.);

3. выравнивания доходов - то есть перераспределения доходов,

благодаря прогрессивной системе налогообложения и системе

трансфертных платежей, мало обеспеченным и безработным

гражданам, инвалидам, детям, отсталым регионам и т. п.

Главная особенность стран с рыночной экономикой состоит в

том, что с помощью бюджета финансируются по преимуществу только те

общественные потребности или сферы народного хозяйства, где частное

предпринимательство и рыночные отношения не работают или работают

плохо, а также те сферы, где требуется защита интересов отдельных

слоёв общества или населения в целом.

Бюджетные расходы идут на такие основные статьи, как:

содержание вооружённых сил и государственного аппарата;

финансирование социальной инфраструктуры (социальное обеспечение,

здравоохранение, просвещение, наука и пр.); финансирование хозяйства;

выплата процентов по государственному долгу.

Соотношение между этими глобальными категориями определяется

многими факторами: социальной и экономической структурой в

конкретной стране, долей государственного сектора, историческими и

политическими традициями, общей стратегией регулирования экономики.

Сравнительная характеристика структуры бюджетных расходов в США,

Японии, ФРГ и Англии в конце 80-х - начале 90-х годов

представлена в таблице (т.к. некоторые виды расходов опущены, то

приведенные суммы отличаются от показателя «все расходы»).

Таблица 1 (15, с.44)

Государственные расходы по функциям в % к ВВП

| | |Япония | ФРГ | Англия |

| |США | |1989 г. |1990 г.|

| | |1990 г. | | |

|1. Общественные |9,3 |4,9 |9,2 |9,7 |

|товары, в т. ч. | | | | |

| оборона |6,0 |0,9 |2,5 |4,3 |

|2. Общественные услуги, |6,0 | |10,9 |12,2 |

|в т. ч. | |10,8 | | |

| образование |4,7 |3,7 |4,2 |5,0 |

| здравоохранение |0,9 |4,8 |6,0 |5,1 |

| жилищное строительство |0,4 |2,2 |0,7 |2,1 |

|3. Трансферты, в т.ч. |11,9 |7,8 |18,5 |13,4 |

| поддержание доходов |7,8 |7,2 |15,7 |9,9 |

| административные расходы|0,6 |0,6 |2,4 |1,6 |

| Прочие трансферты |3,5 |0,0 |0,4 |1,8 |

|4. Экономические услуги, |4,6 |4,4 |4,5 |4,0 |

|в т. ч. | | | | |

| капиталовложения |1,7 |2,9 |1,4 |1,8 |

| субсидии |0,6 |0,5 |1,8 |0,5 |

|5. Проценты по |5,1 |4,0 |2,7 |3,5 |

|государственному долгу | | | | |

|6. Все расходы |36,9 | |45,8 |43,2 |

| | |32,5 | | |

Таблица 2 (16,с. 15)

Структура расходов консолидированного бюджета

РФ в 1995 году

| |Доля в % |Доля в % к |

|Основные расходные статьи |к ВВП |бюджетным |

| | |Расходам |

|РАСХОДЫ ВСЕГО |29,8 |100 |

|Из них: | | |

|Государственное управление |0,7 |2,3 |

|Международная деятельность |1,7 | |

|Национальная оборона |3,0 |10,0 |

|Правоохранительная деятельность и |1,6 | |

|обеспечение безопасности | | |

|Промышленность, энергетика, |2,1 |11,4 |

|строительство | | |

|Сельское хозяйство и рыболовство |1,3 | |

|Социально-культурные мероприятия, |7,9 |24,0 |

|в т. ч.: | | |

| образование |3,5 |12,0 |

| культура и искусство |0,5 | |

| здравоохранение и |2,5 | |

|физкультура | | |

| социальная политика |1,3 | |

|Прочие |11,5 |40,0 |

Как видно, структура расходов российского бюджета существенно

отличается. За годы реформ, прежде всего, произошло резкое

снижение доли военных расходов - с примерно 20% ВВП в 1990 г.

до 3% ВВП в 1995 г. (в США к 1995 г. они снизились до 3,7%

ВВП). Но самое главное различие состоит в том, что удельный вес

социальных расходов (статья “Социально-культурные мероприятия”) в

России значительно ниже уровня развитых стран. Крайне низка у нас

доля финансирования науки, причём она непрерывно снижалась: с 1,03%

в 1991 г. до 0,41% в 1995 г. (в развитых странах этот

показатель колеблется в пределах 2-2,7%).

Главным источником покрытия государственных расходов являются

налоги. Подавляющую часть налоговых поступлений дают три источника:

во-первых, индивидуальный подоходный налог, от которого поступает

примерно треть всей суммы (кроме Франции, где его доля довольно

низка - 13,4%); во-вторых, налог на заработную плату, доля

которого колебалась в конце 80-х годов от 19% в Англии до 46%

во Франции; в-третьих, налоги на потребление. Если в США и Японии

эти налоги давали по 18% поступлений, то в европейских странах

их фискальная роль была гораздо выше. Удельный вес налогов на

потребление, главным образом благодаря существованию здесь налога на

добавленную стоимость, колебался в пределах 30%. Общим для всех

перечисленных стран - является низкая доля поступлений от налога

на прибыли корпораций. Если исключить Японию (21,1%), то эта доля

составляла лишь 7% в США, 4% во Франции, 5% в ФРГ и около 11%

в Англии. Это говорит о том, что налоговые системы построены

таким образом, чтобы максимально снизить налогообложение

предпринимательского сектора, с тем, чтобы предприятия имели

благоприятные возможности для инвестирования получаемых прибылей.

С 1992 года российский бюджет в основном перешел на те виды

налогов, которые характерны для стран с рыночной экономикой, -

подоходный налог, налог на прибыль предприятий, имущественный налог,

налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы. Сразу же большую

роль стал играть налог на добавленную стоимость, хотя его пресс

постепенно снижали: в 1992 г. он дал 37,5% всех бюджетных

поступлений. А в 1995 г. - 22,0%. Что касается поступлений по

остальным видам налогов, то их структура почти не изменилась.

Значительную часть бюджетных поступлений дают прямые налоги на

прибыль предприятий, хотя их доля несколько снизилась - с 29 до

26%. Если учесть, что налоги на предприятия забирают до 80%

прибыли, то становится ясно, что их главная роль - фискальная,

никакого простора для инвестиционной деятельности такие налоги не

оставляют. Ничтожно малую долю дают налоги с населения - 8%. По-

видимому, необходима более прогрессивная шкала налогообложения

физических лиц, которая до 80-х годов во всех странах Запада была

весьма дифференцированной,

с высокими предельными ставками.

В данной главе мной было рассмотрено понятие гос.бюджета, его основные

составляющие: расходную и доходную статьи. К функциям бюджетной системы

относятся: фискальная политика, экономическое регулирование, выравнивание

доходов. Из рассмотрения структуры расходов бюджета в развитых странах по

сравнению с российской можно сделать следующий вывод: в РФ крайне низка

доля финансирования науки, социально-культурных мероприятий, доля военных

расходов значительно снижена. Главным источником гос. расходов в развитых

странах являются такие налоги как: подоходный налог, налог на з/плату,

налог на потребление. В России основными являются: подоходный налог, налог

на прибыль предприятий, имущественный налог, НДС, акцизы, но в России налог

с населения соответствует 8%, таким образом, нам нужна более прогрессивная

шкала налогообложения физических лиц.

Глава 2.

Понятие бюджетного дефицита, его основные виды

Бюджетный дефицит - это сумма, на которую ежегодные расходы бюджета

превосходят его доходы. Государственный долг - это сумма задолженности

государств своим или иностранным физическим или юридическим лицам. В

зависимости от этого различают внутренний и внешний государственный долг.

Бюджетный дефицит и государственный долг тесно взаимосвязаны.

Ежегодный дефицит может покрываться либо за счет роста государственного

долга, либо путем эмиссии денег. Даже бездефицитный государственный бюджет

не может свидетельствовать о здоровье экономики, если у государства большой

долг. Поэтому к дефициту государственного бюджета следует подходить очень

внимательно.

В данной главе рассматриваются основные виды бюджетных дефицитов, такие

как:

> Циклический дефицит госбюджета – результат действия встроенных

стабилизаторов.

> Структурный дефицит госбюджета – разность между расходами и доходами

бюджета в условиях полной занятости.

> Операционный дефицит госбюджета – общий дефицит госбюджета за вычетом

инфляционной части процентных платежей по обслуживанию госдолга.

> Первичный дефицит госбюджета – разность между величиной общего

дефицита и всей суммой выплат по долгу.

> Квазифискальный дефицит госбюджета – скрытый дефицит госбюджета,

обусловленный, квазифискальной деятельностью государства.

Циклический дефицит государственного бюджета.

Циклический дефицит (излишек) государственного бюджета является

результатом действия встроенных стабилизаторов экономики. "Встроенный"

(автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить

амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к

частым изменениям экономической политики. В качестве таких стабилизаторов в

индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система

налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе

страхование по безработице) и система участия в прибылях. "Встроенные"

стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных

временных лагов дискреционной фискальной политики так как эти механизмы

"включаются" без непосредственного вмешательства правительства.

При дискреционной фискальной политике в целях стимулирования

совокупного спроса в период спада экономической активности правительство

принимает специальные решения, направленные на увеличение уровней занятости

и выпуска. В ходе осуществления этих решений вследствие увеличений

госрасходов (например, на финансирование программ по созданию новых рабочих

мест) или снижения налогов правительство целенаправленно создает дефицит

госбюджета. Соответственно, в период подъема в целях сдерживания

инфляционных тенденций целенаправленно создается бюджетный излишек.

Дискреционная политика правительства связана со значительными

внутренними временными лагами, так как изменение структуры госрасходов или

ставок налогообложения предполагает длительное обсуждение этих мер в

парламенте.

При недискреционной фискальной политике бюджетные дефициты и излишки

возникают автоматически, в результате действия встроенных стабилизаторов

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.