бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Государственное регулирование экономики

необходимостью, общественный контроль принял форму антимонопольного

законодательства.

Далее я попытаюсь рассмотреть особенности регулирования деятельности

естественных монополий.

Естественная монополия существует в тех случаях, когда одна фирма может

обеспечивать весь рынок, имея более низкие издержки на единицу продукции,

достигаемые за счет эффекта масштаба. Это характерно для предприятий

общественного пользования, где для достижения низкой цены необходима

крупномасштабная деятельность.

Для обеспечения приемлемого поведения таких монополий могут

использоваться два варианта: государственная собственность и

государственное регулирование.

Для естественных монополий обычно устанавливается «справедливый» доход,

т. е. цена, равная средним валовым издержкам. Однако это влечёт за собой

отсутствие стимула предприятия к снижению издержек.

Таким образом, цель отраслевого регулирования состоит в том, чтобы

защитить общество от рыночной власти естественных монополий путём

регулирования цен и качества обслуживания. Но необходимо использовать

прямое регулирование только там, где это не приводит к снижению

эффективности производства. Регулирование не должно применяться в случаях,

когда конкуренция может обеспечить лучшее обеспечение общества продукцией.

Другим видом контроля являются антимонопольные законы. Эта форма

контроля имеет богатую историю. В 1890 г. был принят знаменитый закон

Шермана, запрещающий любые виды сговора и любые попытки монополизации какой-

либо отрасли. Однако формулировка была довольно размыта, что не позволяло

чётко определить преступление. Следующим шагом был закон Клейтона от 1914

г. В принципе он был продолжением закона Шермана и, лишь, уточнял некоторые

его пункты.

В том же году была создана Федеральная торговая комиссия. В её

компетенцию входил контроль за исполнением вышеназванных законов, а также

расследовать нечестные действия по своей инициативе. Закон о Федеральной

торговой комиссии расширил диапазон незаконного поведения и предоставил

независимому антимонопольному органу полномочия для проведения

расследований.

Большое количество антимонопольных законов и различных уточнений к ним

доказывают чрезвычайную важность этих законов для общества. Действительно,

бесконтрольная монопольная власть может принести существенные убытки

обществу применением нечестной конкуренции, что вызовет банкротства мелких

производителей, недовольства потребителей высокими ценами, а нередко и

плохим качеством товаров, отставание в научно-техническом прогрессе и много

других негативных последствий. Но, с другой стороны, антимонопольные законы

не должны карать крупных производителей, не использующих незаконных методов

конкурентной борьбы. Если это условие не будет выполнено, то у

предпринимателей значительно сократятся стимулы делать своё предприятие

более сильным и выпускать больше продукции.

Таким образом, как мне кажется, государство выступает в роли арбитра,

который избирает оптимальное (и наиболее эффективное) соотношение между

монополиями и конкурентными отраслями. В различные периоды истории для

различных стран это соотношение было различным, корректируемым под

особенности развития экономики, государство должно умело и эффективно

использовать этот механизм [5, с.207].

2.3 Политика макроэкономической стабилизации

Другое, не менее важное направление деятельности государства в

условиях рыночной экономики - это макроэкономическая стабилизация. Ее можно

определить как деятельность правительства, направленную на обеспечение

экономического роста, полной занятости и стабильного уровня цен.

Равновесие в экономической системе, которое устанавливается на основе

рыночной самонастройки экономики, может сопровождаться высоким уровнем

безработицы или чрезмерной инфляцией. Поскольку наиболее болезненно

инфляция и безработица сказываются в периоды экономических кризисов, то

политику, направленную на макроэкономическую стабилизацию, можно определить

как деятельность правительства по сглаживанию промышленных циклов [7, с.261-

292].

Главные инструменты в решении этой задачи - фискальная и денежная

политика. Хотя многие теоретики, например монетаристы, высказывают сомнения

в возможности государства вывести экономику на более оптимальный

равновесный уровень путем вмешательства его в экономическую ситуацию,

однако любое правительство так или иначе проводит денежную и фискальную

политику. Каковы бы ни были последствия, само по себе балансирование

бюджета не происходит, на объем денег в обращении также влияют действия

правительства [3, с.268-293].

Согласно общим рекомендациям, для проведения политики стабилизации

необходимо увеличивать государственные расходы и уменьшать налоги для

стимулирования расходов частного сектора в периоды высокой безработицы или

соответственно сокращать государственные расходы и повышать налоги с тем,

чтобы сокращал расходы частный сектор в периоды, когда общество больше

всего беспокоит инфляция. Улучшают или ухудшают ситуацию те или иные

действия правительства, приходится судить по последствиям.

2.4 Воздействие на размещение ресурсов и доходов

Наряду с макроэкономической сферой объектом непосредственного

воздействия государства является и микроэкономика. Общепризнанным

достоинством конкурентной рыночной системы является способность эффективно

распределять ресурсы. Но в определенных ситуациях, таких как внешние

эффекты, общественные товары, несовершенство конкуренции и т.д., возникает

проблема нерационального распределения ресурсов, и необходимо вмешательство

государства для социально справедливого решения этой проблемы.

Перераспределение ресурсов может касаться промышленного и

сельскохозяйственного производства. В каждом конкретном случае используются

определенные разновидности государственного воздействия. В качестве

инструментов могут использоваться налоги, субсидии, непосредственное

государственное регулирование и т.д.

Так, через систему налогов и субсидий государство может

воздействовать на производство общественных благ и услуг. В качестве

примера можно привести льготное налогообложение и субсидии в сферы

искусства, фундаментальной науки, образования. Оно может брать на себя,

полностью или частично, производство общественных благ.

В случае побочных, или внешних, эффектов, связанных с экологией, в

издержках производства не учитываются последствия загрязнения воздуха,

земли, воды, которые отражаются на жизнедеятельности людей, зачастую даже

не являющихся непосредственными потребителями данных товаров, т.е. в цене

данной продукции неучтенными оказываются социальные издержки производства.

Следовательно, данное производство потребляет чрезмерное количество

ресурсов, не регулируемых рынком [7, с.261-292].

Правительственный запрет или ограничения на такие загрязнения,

установление стандартов безопасности (например, предельно допустимых норм

концентрации вредных и токсичных веществ) заставляют производителей нести

дополнительные расходы на оборудование, предотвращающее вредные выбросы.

Дополнительные издержки ведут к сокращению объемов производства до

оптимального уровня. В результате уменьшается чрезмерное потребление

ресурсов данным производством. Переложить на производителей издержки,

связанные с побочными эффектами, можно через особые налоги, отражающие

ущерб от загрязнения. Во многих случаях, связанных с экологией стоит

проблема достоверной информации, бывает сложно установить источник

загрязнения, характер ущерба.

Внешние эффекты могут иметь и положительные результаты для общества,

но приводить к чрезмерным издержкам у производителей. В подобных вариантах

возникает необходимость в государственной поддержке. Осуществляется она

чаще всего с помощью субсидий.

Правительство взяло на себя задачу уменьшить неравенство доходов в

нашем обществе. Эта задача нашла отражение в ряде политических мер и

программ. Во-первых, трансфертные платежи обеспечивают пособия

остронуждающимся, помощь иждивенцам и инвалидам, а безработным пособия по

безработице. Все эти программы осуществляют передачу доходов

правительства тем домохозяйствам, которые в противном случае получали бы

незначительный доход или вовсе его не имели. Во-вторых, правительство

изменяет также распределение доходов путем рыночного вмешательства, то

есть путем модификации цен, устанавливаемых рыночными силами.

Гарантирование цен фермерам и законодательство о минимальных ставках

заработной платы - наглядные примеры того, как правительство фиксирует цены

с целью повысить доходы определенных групп населения. Наконец, в истории

США налог на личные доходы применялся для изъятия большей доли доходов у

богатых, чем у бедных, а поэтому он производил на распределение дохода

своеобразный "эффект Робин Гуда". Однако проведенные недавно пересмотры

личного подоходного налога существенно уменьшили его

перераспределительное воздействие. Правда, считается, что в

действительности налоговая система оказывает весьма умеренное влияние на

распределение доходов.

Таким образом, основными направлениями экономической деятельности

государства являются:

1.Обеспечение нормальных условий работы рыночного механизма, что

предполагает регулярную демонополизацию экономики, ее антиинфляционную

профилактику с помощью стабильной денежной политики, поддержание

бездефицитной системы государственных финансов и др. В странах, вставших на

путь восстановления рыночного хозяйства, государству также приходится

формировать многосекторную экономику, демонтировать звенья административно-

командного управления, образовывать действенную систему экономических

регуляторов и много другое.

2. Выполнение функций, очерченных минимально необходимыми и

максимально допустимыми границами вмешательства государства в экономику. В

решении этих экономических проблем рыночный механизм обнаруживает свою

несостоятельность или неэффективность.

3. Разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного

законодательства, т.е. правовой основы предпринимательства,

налогообложения, банковской системы и др [7, с.261-292].

Глава 3 ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

Мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их

распределению и использованию на основе финансового законодательства страны

называются финансовой политикой. Направления финансовой политики зависят от

экономического состояния страны. Кризисное положение экономики

предопределяет финансовую политику, направленную, с одной стороны на

прекращение спада производства и на стимулирование производства (например,

в виде отдельных налоговых льгот производителям), на мобилизацию финансовых

ресурсов в целях их эффективного вложения в отдельные отрасли экономики, а

с другой - на сдерживание всех социальных программ, сокращение расходов на

оборону и т.д. Соответственно, при переходе экономики в другое состояние

меняются направления финансовой политики.

Правильность выбранной финансовой политики, несомненно, зависит от

критической оценки складывающейся в стране экономической ситуации, от

соблюдения “золотого правила” экономической теории - при разработке

прогнозов и рекомендаций оценивать экономическую ситуацию в стране такой,

какая она есть, а не такой, какой ее хотелось бы видеть. Это тем более

важно, поскольку общей тенденцией развития является усиление роли

правительства в регулировании национальной экономики через финансовую

систему, а именно - расходы государства на программы по социальному

обеспечению, на поддержание среднего уровня доходов, на здравоохранение,

образование и т.д.

Между возникновением опасности, принятием решений, проведением

соответствующих действий и их эффектом неизбежны временные лаги, т.е.

промежутки времени, разделяющие вышеназванные ступени. В бюджетно-налоговой

сфере существует лаг между возникновением шоковой ситуации и поэтапным

прохождением закона через властные структуры. Таким образом, отсрочки при

принятии решений часто приводят к результатам, противоположным искомым, еще

более расшатывают, а не стабилизируют ситуацию.

Финансовая политика складывается из двух взаимосвязанных направлений

деятельности государства: в области налогообложения и регулирования

структуры государственных расходов с целью воздействия на экономику

(фискальная политика) и в области регулирования бюджета (бюджетная

политика) [1, с.689-714].

3.1 Фискальная политика

Фискальная политика предполагает использование возможностей

правительства взимать налоги и расходовать средства государственного

бюджета для регулирования уровня деловой активности и решения различных

социальных задач.

Основным рычагом фискальной политики государства является изменение

налоговых ставок в соответствии с целями правительства. Проведение

фискальной политики - прерогатива законодательных органов власти страны,

поскольку именно они контролируют налогообложение и расходование этих

средств.

Фискальная политика складывается из так называемой дискреционной

фискальной политики и автоматической. Под дискреционной фискальной

политикой понимается сознательное регулирование государством

налогообложения и государственных расходов с целью воздействовать на

реальный объем национального производства, занятость, инфляцию и

экономический рост.

Рассмотрим дискреционную фискальную политику.

В период спада стимулирующая дискреционная фискальная политика

складывается из:

. увеличения государственных расходов;

. снижения налогов;

. сочетания роста государственных расходов со снижением налогов.

Такая фискальная политика приводит фактически к дефицитному

финансированию, но обеспечивает сокращение падения производства.

В условиях инфляции, вызванной избыточным спросом (инфляционный

рост), сдерживающая дискреционная фискальная политика складывается из:

. уменьшения государственных расходов;

. увеличения налогов;

. сочетания сокращения государственных расходов с растущим

налогообложением.

Такая фискальная политика ориентируется на положительное сальдо

бюджета.

В общей фискальной политике есть вторая составляющая - автоматическая

фискальная политика, или политика автоматических (встроенных)

стабилизаторов. Под автоматическим, или встроенным, стабилизатором

понимается экономический механизм, который автоматически реагирует на

изменение экономического положения без необходимости принятия каких-либо

шагов со стороны правительства.

К основным встроенным стабилизаторам относится, во-первых, изменение

налоговых поступлений. Сумма налогов зависит от величины доходов, поэтому в

период экономического подъема налоговые поступления возрастают, и,

наоборот, в период спада налоговые поступления сокращаются. Иными словами,

прогрессивная налоговая система в период инфляционного роста приводит к

потере потенциальной покупательной способности, а в период замедления

экономического роста она обеспечивает минимальную потерю покупательной

способности.

К встроенным стабилизаторам относится и система пособий по

безработице и различных социальных выплат, программы по поддержанию

малоимущих слоев населения, препятствующие резкому сокращению совокупного

спроса даже в период экономического спада. В период подъема и сокращения

безработицы выплата различных пособий или прекращается, или уменьшается,

что сдерживает совокупный спрос [1, с.689-714].

3.2 Налоги их функции

Другим важным инструментом государственной бюджетной политики, который

я хотел бы рассмотреть, является налогообложение.

В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что можно с

уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действующей налоговой

системы, отвечающей условиям развития общественного производства,

эффективная рыночная экономика невозможна.

В чем же конкретно состоит роль налогов в рыночной экономике, какие

функции они выполняют в хозяйственном механизме? Отвечая на эти вопросы,

обычно начинают с того, что налогам принадлежит решающая роль в

формировании доходной части государственного бюджета. Это, конечно,

так. Но не это главное для характеристики роли налогов: государственный

бюджет можно сформировать и без них. Хотя бы с помощью экономических

нормативов отчислений от прибыли в бюджет, применявшихся в нашей стране

ряд лет. На первое место, по моему мнению, следует поставить функцию, без

которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя

обойтись.

Эта функция налогов - р е г у л и р у ю щ а я.

Рыночная экономика в развитых странах - это регулируемая экономика.

Споры по этому поводу, которым отдала дань наша печать, беспредметны.

Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику в

современном мире, не регулируемую государством, невозможно. Иное дело -

как она регулируется, какими способами, в каких формах и т.д. Здесь, как

говорят, возможны варианты. Но каковы бы ни были эти формы и методы,

центральное место, несомненно, в самой системе регулирования принадлежит

налогам.

Государственное регулирование осуществляется в двух основных

направлениях:

> регулирование рыночных;

> регулирование товарно-денежных отношений.

Оно состоит главным образом в определении "правил игры", то есть

разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения

действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и

наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции

государственных органов, регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей,

продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а

также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения

аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п. Это направление

государственного регулирования рынка непосредственно с налогами не связано;

Регулирование развития народного хозяйства, общественного производства

в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим

в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о

финансово-экономических методах воздействия государства на интересы

людей, предпринимателей, с целью направления их деятельности в нужном,

выгодном обществу направлении.

В условиях рынка сводятся к минимуму методы административного

подчинения предпринимателей, постепенно исчезает само понятие "вышестоящей

организации", имеющей право управлять деятельностью предприятий с помощью

распоряжений, команд и приказов. Но необходимость подчинять деятельность

предпринимателей целям сочетания их личных интересов с общественным, не

отпадает. В то же время приказать, заставить нельзя. А как же можно?

Адекватной рыночным отношениям является лишь одна форма воздействия на

предпринимателей и наемных рабочих, продавцов и покупателей - система

экономического принуждения в сочетании с материальной заинтересованностью,

возможностью заработать практически любую сумму денег. В рыночной

экономике отмирает привычное нам слово "получка", там люди не получают, а

зарабатывают, (исключение составляют безработные), да и то свое пособие

они, как правило, заработали трудом в предшествующем периоде.

Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется финансово-

экономическими методами - путем применения отлаженной системы

налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками,

выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных

закупок и осуществления народнохозяйственных программ и т.п. Центральное

место в этом комплексе экономических методов занимают налоги [6, с.301].

Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия

налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает

условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств,

способствует решению актуальных для общества проблем. Так, в настоящее

время нет, пожалуй, более важной для нас задачи, чем подъем сельского

хозяйства, решение продовольственной проблемы. В связи с этим, в

Российской Федерации освобождены от налога на прибыль колхозы (включая

рыболовецкие), совхозы, другие производители сельскохозяйственной

продукции. Если доля доходов от несельскохозяйственной деятельности в

колхозе или совхозе менее 25%, то и они освобождаются от налогов, если

более 25%, то прибыль, полученная от такой деятельности, облагается

налогом в общем порядке.

Приведенные положения могут служить примером использования

государством возможностей налоговой системы для воздействия на развитие

экономики в необходимом обществу направлении.

Можно рассмотреть и другой пример.

Хорошо известно, что эффективно функционирующую рыночную экономику

невозможно себе представить без развития малого бизнеса. Без него трудно

создать благоприятную для функционирования товарно-денежных отношений

экономическую среду. Наши крупные и сверхкрупные предприятия,

"мастодонты" промышленности, кооперирующиеся, как правило, с такими же

"мастодонтами" из смежных отраслей, плохо приспособлены к конкуренции, не

Страницы: 1, 2, 3, 4


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.