бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Валютные операции в Российской Федерации

|Северо-западный |219,9|2,9 |112,7 |4,8 |102,4|

|район | | | | | |

|Санкт-Петербург |135,8|1,8 |87,9 |4,8 |43,1 |

|Дальневосточный |328,2|4,3 |204,3 |- |123,9|

|район | | | | | |

|Приморский край |35,7 |0,5 |18,7 |- |17 |

|Магаданская область |22,7 |0,3 |20,7 |- |2 |

|Поволжский район |672,1|8,7 |93,7 |0 |578,4|

|Самарская область |52,5 |0,7 |45,5 |- |7 |

Характерно сохранение позиций Центральным районом во главе с Москвой,

сырьевых регионов, крупных машиностроительных центров, а также регионов,

расположенных в приграничных районах.

Приведенные данные свидетельствуют о неудовлетворительности

регионального распределения иностранных инвестиций. Одна из причин этой

деформированности — слабость региональной политики привлечения иностранных

инвестиций, прежде всего в аспектах страхования, залога, гарантий

безопасности капитала и инвесторов, обеспечения последних информацией об

инвестиционных проектах Политика, о которой идет речь, тоже должна быть

дифференцированной и направленной в первую очередь на привлечение капиталов

в депрессивные регионы. Для улучшения региональной структуры иностранных

инвестиций желательно создать на территории России (помимо Москвы и Санкт-

Петербурга) несколько крупных инвестиционных центров, в частности, в Нижнем

Новгороде, Самаре, Екатеринбурге, Новосибирске и во Владивостоке.

Но говорить о перспективах дальнейших иностранных инвестиций сложно,

т.к. августовский кризис 1998 г. явно показал, что Россия до сих пор

подвержена экономической и политической нестабильности.

Проблема вывоза капитала в РФ на современном этапе.

Одной из наиболее важных проблем, стоящих сегодня перед экономикой

России, является продолжающийся вывоз капитала из страны. В то время как

Правительство РФ изыскивает свободные кредитные средства на Западе и ведет

переговоры с МВФ о предоставлении стране очередного транша на сумму 4 – 5

млрд. $, из России, по оценке бывшего премьер–министра РФ Примакова Е.М.,

ежегодно уходит порядка 20-25 млрд. долларов. Общая сумма капитала,

вывезенного из России за период реформ, оценивается в сумму равную 200

млрд. $.1

Вывоз капитала преследует следующие цели:

- попытка сохранить легально нажитый капитал в условиях политической и

экономической нестабильности в стране;

- «отмывание» денег, полученных в результате преступной деятельности.

Поэтому целесообразно рассмотреть два данных вопроса в отдельности.

3.1 Вывоз капитала предпринимателями с целью сохранить легально нажитый

капитал в условиях политической и экономической нестабильности в стране.

Говорить о том, что бегство капиталов – проблема только России,

неверно. Как свидетельствует мировой опыт, капитал всегда остро реагирует

на угрозу политической и экономической нестабильности и именно тогда

начинает перекачиваться из страны в страну. Возвращение же его начинается

после восстановления национальной экономики, введения конвертируемости

национальной валюты и других положительных экономических сдвигов.

Бегство капитала – это анормальный отток капиталов, вызванный страхом

инвесторов перед возможной потерей активов. К анормальным мотивам вывоза

капитала относятся те мотивы, которые возникают у экономических агентов в

обстановке возрастания страновых рисков (усиление экономической либо

политической нестабильности, ухудшение состояния основных макропеременных)

и в ожидании неблагоприятных поворотов в экономической политике государства

(риски национализации, девальвации, повышения налогов, ужесточения мер

валютного контроля, замораживания выплат по внутреннему госдолгу и др.).

Можно также сказать, что к убежавшим относятся все те легально и нелегально

вывезенные за рубеж инвестиционные ресурсы, доходы по которым не вернулись

в страну.

Проблема бегства отечественных капиталов в России остро встала после

объявления либерализации внешнеэкономической деятельности в начале 90-х

годов. Выход на внешние рынки получили все участники внешнеэкономической

деятельности, а адекватная правовая система валютного регулирования и

контроля не была сформирована.

Предпринимательский капитал уходит из России в поисках безопасности от

непредсказуемых изменений российской политической и экономической

конъюнктуры, от давления криминальных структур, а также от жесткого

российского таможенного и налогового законодательства, о реформировании

которых давно идут жаркие дебаты.

Все основные каналы утечки капиталов известны.

Значительная доля российских денег попадает на Запад после проведения

внешнеторговых сделок через подставные фирмы. При импорте товаров

заключаются договоры комиссии со специально для того созданными фирмами-

однодневками. Туда переводятся значительные валютные средства, фирма

заключает контракты на импорт товаров, отправляет контрагенту деньги, а

товар не поступает. При этом директор – владелец денег подает иск на то,

что товар не поставлен. Налоговые органы ничего не могут поделать, так как

у фирмы-однодневки нет никаких активов, а ее директор к этому времени уже

уволился. При этом владелец денег остается чист перед законом.

При экспортном варианте используется та же схема с использованием фирмы-

однодневки. Она поставляет деньги за рубеж, получает деньги, переводит их

на счета в зарубежные банки, а затем ликвидируется. Даже не смотря на

запрет иметь счета в иностранных банках, этот запрет игнорируется.

Еще один часто используемый способ вывоза капитала – игра с

контрактными ценами. Экспортные цены занижаются, импортные завышаются, а

разница переводится на счет в зарубежный банк.

Также регулярно встречается такой способ как штрафные оговорки во

внешнеторговых контрактах. Например, покупатель товара (российский

импортер) обязуется выплатить поставщику (иностранной фирме) штраф в

размере, к примеру, 25% таможенной стоимости товара, если товар не пройдет

таможенную очистку в течение суток. После этого данный срок превышается,

импортер платит штрафы - то есть вывозит деньги за рубеж.

Очень часто российские компании для вывоза капиталов используют

офшорные компании и прибалтийские банки. Основное преимущество работы с

прибалтийскими банками состоит в том, что они принимают и конвертируют

рубли, равно как и валюты стран СНГ. Схема вывоза денег состоит в том, что

российская фирма через российский банк перечисляет деньги на счет офшора на

основании, например, фиктивного контракта на проведение консалтинговых

работ. При этом офшорная компания должна иметь счет в прибалтийском банке.

Если будут перечислены рубли, то банк проведет их конвертацию в любую

валюту по выбору клиента и перечислит ее, куда он скажет. Бороться с этой

схемой трудно, так как сложно проверить реальное выполнение консалтинговых

услуг.

При вывозе капитала за границу используется также фиктивный экспорт

услуг, ссылки на недобропорядочность контрагентов, вывоз денег физическими

лицами и другие способы.

Оценки капитала, нелегально вывезенного из страны за годы реформ,

находятся в диапазоне от 40 до 300 млрд.$. Нижняя граница, 40 миллиардов

долларов, по мнению депутата Госдумы и в прошлом министра

внешнеэкономических связей Александра Шохина, получается в результате

суммирования пропусков и ошибок платежного баланса страны за последние семь

лет. Однако эта оценка не отражает реальной ситуации и является слишком

заниженной. Максимальную цифру в 200 миллиардов долларов называют эксперты

МВД РФ, ссылаясь на своих зарубежных коллег. Последнюю оценку, 25

миллиардов долларов ежегодного вывоза капитала, дал бывший премьер-министр

России Е.М. Примаков. Если ориентироваться на нее, то сегодняшняя

официальная оценка эмигрировавшего капитала – 200 миллиардов долларов. И

именно эта цифра приводится чаще всего[1].

Представление о том, насколько серьезным является этот финансовый

ресурс, дает простое сравнение 200 миллиардов долларов с несколькими

жизненно важными для экономики страны параметрами.

|Вывезено капиталов из России за 1991-1998 гг. |200 млрд. $ |

|Российский внешний долг (без учета долгов СССР) |100 млрд. $ |

|Выплаты по долгам в 1999 г. (без учета возможной |17 млрд. $ |

|реструктуризации) | |

|Сумма рефинансирования текущей задолженности |4,5 млрд. $ |

|России в 1999 г. (при условии договоренности с | |

|МВФ) | |

|Объем реального финансирования всех федеральных |862 млн. |

|инвестиционных программ в 1998 г. |руб.1 |

Масштабы вывоза капиталов из России и степень развития теневой

экономической деятельности во многом обусловлены недопустимым затягиванием

решения вопросов организационно-правового укрепления валютного контроля.

Однако, несмотря на отсутствие в стране достаточной законодательной

базы, адекватной сложившейся ситуации, Правительство и Банк России как

основные органы валютного регулирования и валютного контроля посредством

своих решений все-таки добивались определенных позитивных сдвигов в решении

данной проблемы. Первым шагом к контролю за репатриацией валютной выручки

от экспорта принятие совместной Инструкции Банка России и ГТК России №19 «О

порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую

Федерацию валютной выручки от экспорта товаров, работ и услуг» и введение с

1 января 1994 года таможенно-банковского контроля с помощью паспортизации

экспортных сделок. Мера была вынужденной: она стала реакцией на кульминацию

контрабандного экспорта.

Уже в 1994 году валютным контролем было охвачено 57% всех экспортных

поставок, в 1995 г. – 73%, а в 1996 г. – 82%. Величина необоснованных

поступлений валютной выручки сократилось примерно с 40% в 1992-1993 гг. до

5% в 1997г2.

Следующим шагом стало принятие совместной Инструкция ЦБ РФ и ГТК РФ №30

«О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в

иностранной валюте за импортируемые товары» от 26.07.1995 г. Это помогло

поставить заслон необоснованным переводам иностранной валюты по каналам

импорта посредством предоплаты импортных поставок (по существу,

беспроцентных кредитов иностранным партнерам), завершения ценовых

параметров.

Поэтапное ужесточение валютного контроля и независимой инспекции

экспортных операций побудили недобросовестных участников

внешнеэкономической деятельности использовать другие, менее контролируемые

каналы вывоза капиталов и сокрытия валютной выручки. Так, одним из таких

каналов до недавнего времени оставались внешнеторговые товарообменные

операции – бартерные сделки. В 1996 году их объем по сравнению с 1995 годом

возрос на 6,2%. Если учесть, что в это период на долю бартерных операций

приходилось 40% внешней торговли России, то большая пропускная способность

товарообменных операций при бегстве капиталов стала очевидной.1

С этим связан следующий шаг в совершенствовании валютного контроля,

реализованный в Указе Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 г.

№1209 «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок» и

соответствующего постановления Правительства РФ от 31 октября 1996 г.

№1300.

Введение системы контроля за внешнеторговыми бартерными операциями

немедленно сказалось на резком снижении их объемов. По данным таможенной

статистики, уже в первом полугодии 1997 года против соответствующего

периода предыдущего года они сократились на 43%, в том числе – экспорт на

46%, а импорт на 40%.2

Предотвращению дальнейшего нелегального оттока капиталов при экспорте

ресурсов во многом должно способствовать создание системы независимой

предотгрузочной инспекции экспортируемых товаров в соответствии с

постановлением Правительства РФ от 26.12.1995 г. №1267 «О создании в стране

системы экспортной оценки количества, качества и цены экспортируемых

товаров» и в рамках действия соответствующей комиссии.

Значительные изменения в системе валютного регулирования и валютного

контроля произошли после августовского кризиса 1998 г. С сентября 1998 г.

Банк России взял курс на ужесточение, в том числе административных мер,

регулирования валютного рынка и трансграничных валютных операций.

Посткризисные меры ЦБ по усилению валютного и капитального контроля

сосредоточились на следующих направлениях:

- повышение ответственности экспортеров за несвоевременную репатриацию

валютной выручки;

- упрощение перевода паспорта сделки по экспортным поставкам из одного

банка в другой;

- модификации организации торгов на ММВБ с целью отделения торговли

валютой в сфере внешнеэкономических операций от спекулятивных сделок;

- усиление собственно контрольной деятельности, направленной на

ужесточение санкций к нарушителям и разработку мер, повышающих

качество валютного регулирования.

Учитывая всю тяжесть августовского кризиса в России и важность

принятых действий, следует перечислить ключевые решения ЦБ РФ в области

валютного и капитального контроля за посткризисное время:

16.09.98 – продажа валюты экспортерами в рамках обязательной продажи

части экспортной выручки должна осуществляться только на валютных биржах;

28.09.98 – введение института специальных торговых сессий на валютных

биржах;

01.10.98 – обязательная продажа части экспортной выручки производится

только на специальных торговых сессиях межбанковских валютных бирж;

01.11.98 – импортерам вменено в обязанность приобретать необходимую

им валюту не ранее чем за семь дней до срока платежа и продавать ее обратно

на внутреннем рынке по истечении срока платежа, если по каким-либо причинам

резиденты не смогли выполнить свои обязательства перед иностранными

контрагентами;

12.11.98 – запрет покупки на специальных торговых сессиях банкам

иностранной валюты по поручению клиентов для оплаты импорта работ, услуг и

результатов интеллектуальной деятельности;

31.12.98 – норматив обязательной продажи экспортной выручки повышен с

50% до 75%;

01.01.99 – с шести до трех месяцев сокращен срок репатриации валютной

выручки и период времени, в течении которого необходимо осуществить ее

продажу;

01.01.99 – понижены лимиты открытой валютной позиции банков;

07.04.99 – отмена права покупки долларов США уполномоченными банками

от своего имени и за свой счет в целях осуществления выплат в иностранной

валюте физическим лицам по открытым в данных банках счетам и вкладам на

специальных торговых сессиях межбанковских валютных бирж.

Жесткая политика ЦБ принесла первые плоды уже в конце 1998 г., когда

нелегальный вывоз капитала по каналам внешней торговли (имеется в виду

невозврат экспортной выручки и непогашенные авансы по импорту) снизился с

2,5 млрд. долларов в среднем за квартал в январе – сентябре 1998 года до

0,8 млрд. в IV квартале.1

Кроме того, сокращение вывоза капитала обусловлено заметным

ослаблением, а в ряде случаев и парализацией его «проводящей сети» –

российских банков. В связи с фактическим банкротством Токобанка,

Инкомбанка, «Российского кредита», являвшихся до кризиса крупнейшими

оптовыми импортерами наличной валюты, ввоз ее (а это есть не что иное, как

форма вывоза капитала) в Россию по итогам прошлого года сократился более

чем вдвое – с 37 до 16,2 млрд. долларов. Этому же способствовало,

безусловно, и сокращение спроса экономики (прежде всего населения) на

наличную валюту в связи с шоковым падением реальных доходов.

Но, помимо задачи приостановления бегства капитала из страны,

немаловажной также является задача репатриации хотя бы части из этих 200

млрд. долларов, вывезенных из России. Но вернуть такие деньги только

репрессивными методами невозможно. Поэтому в последнее время часто идут

дискуссии по вопросу экономической амнистии. Под экономической амнистией

подразумевается полное или частичное освобождение от ответственности за

любые экономические нарушения, предоставляемое в обмен на возврат во

внутрироссийский экономический оборот изъятых из него средств, где бы они

не находились.

Предприниматели, вывезя деньги за рубеж, зачастую не могут

воспользоваться ими за границей так, чтобы капитал работал (речь не идет о

покупке недвижимости, средств роскоши и т.д.). Это обусловлено тем, что

российским бизнесменам трудно вступить в деловой мир Запада. Поэтому часть

денег готово вернуться в Россию, чтобы работать здесь, но для этого

необходимы ряд условий.

Прежде всего, говорить о возврате капиталов можно будет только после

того, как будет изменен налоговый режим. Смягчение налогового режима

является необходимым условием для репатриации капиталов. Нужно создать в

стране такие условия, чтобы деньгам было выгодно работать внутри страны.

Немаловажной также является политика государства по поводу

экономической амнистии. Либо страна готова закрыть глаза на экономические

нарушения, сопутствовавшие вывозу денег и на само происхождение данного

капитала, либо государство будет и впредь проявлять жесткость и нежелание

идти на компромисс с людьми, вывезшими деньги из России. Но надо помнить об

острой необходимости, которую испытывает страна в этом капитале.

3.2 «Отмывание» денег и правовое регулирование борьбы с ним.

На современном этапе проблема «отмывания» денег является проблемой

общемирового масштаба. Объемы доходов, получаемых сегодня преступными

организациями и инвестируемых в легальную экономику, представляют угрозу

безопасности отдельных государств и международной безопасности в важнейших

сферах: экономической, экологической, военной.

В этой связи борьба с «отмывание» денег позволяет решить три очень

важные задачи. Во-первых, комплекс мер, направленных на борьбу с

«отмыванием» денег, должен обеспечивать защиту легальной экономики от

криминальных инвестиций и, следовательно, от установления контроля со

стороны преступных организаций. Во-вторых, выявление и конфискация

преступных доходов подрывают финансовую основу деятельности организованной

преступности, препятствуют их дальнейшему развитию. Наконец, восстановление

всей цепочки движения преступных денег позволяет от низшего звена

исполнителей на руководство преступной организации.

Термин «отмывание» денег впервые употребляется в начале 80-х годов в

США в связи с ростом незаконной торговли наркотиками и доходов от нее и

обозначает процесс преобразования нелегально полученных («черных») денег в

легальные («белые») деньги.

В международном праве определение легализации («отмывания») доходов

от преступной Деятельности было дано в Венской конвенции ООН о борьбе

против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ

от 19 декабря 1988 года, оказавшей большое влияние на развитие

соответствующего законодательства западных стран.

Согласно ст.3 Конвенции, под легализацией («отмыванием») доходов от

преступной деятельности понимаются:

- конверсия или передача имущества, если известно, что такое

имущество в результате правонарушения или правонарушений, или в

результате участия в таком правонарушении или правонарушениях, в

целях сокрытия или утаивания незаконного источника имущества или в

целях оказания помощи лицу, участвующему в совершении такого

правонарушения или правонарушений, с тем чтобы оно могло

уклониться от ответственности за свои действия;

- сокрытие или утаивание подлинного характера, источника,

местонахождения, способа распоряжения, перемещения, подлинных прав

в отношении имущества или его принадлежности, если известно, что

такое имущество получено в результате правонарушений или

правонарушения, в результате участия в таком правонарушении или

правонарушениях;

- приобретение, владение или использование имущества, если в момент

его получения было известно, что такое имущество получено в

результате правонарушения или правонарушений или в результате

участия в таком правонарушении или правонарушениях;

- участие, соучастие или вступление в преступный сговор с целью

совершения любого правонарушения или правонарушений, приведенных

выше, покушение на совершение такого правонарушения или

правонарушений, а также пособничество, подстрекательство,

содействие или консультирование при их совершении.

Венская конвенция ООН 1988 года признала в качестве преступления

«отмывание» денег, полученных от незаконного оборота наркотиков. В то же

время развитие организованной преступности привело к росту доходов

преступных организаций, получаемых из других сфер преступной деятельности.

Часть этих доходов также стала подвергаться «отмыванию» и инвестироваться в

легальную экономику.

Реагируя на эти процессы, Конвенция Совета Европы №141 «Об отмывании,

выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности» от

08.11.90 признала преступлением действия, связанные с «отмыванием» денег,

полученных не только от наркобизнеса, но и от других видов преступной

деятельности. Но в разных странах существуют различия в законодательстве

при определении перечня деяний, являющихся источником происхождения

средств, подвергаемых «отмыванию». В качестве таковых могут

рассматриваться:

- преступления (любые, предусмотренные уголовным законодательством);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.