бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Финансы

показателей.

4. Расходы на правоохранительные органы - 6,2% (80% - Федеральный

бюджет; 20% - субъектов федерации на содержание муниципальной милиции).

Треть всех расходов - на содержание МВД, 10%- на внутренние войска; 20% -

на уголовно-исправительные учреждения, 1,5 трлн. - на содержание НП; 20% -

госбезопасность, также расходы на пограничные и противопожарные службы.

5. Федеральная судебная система - 0,3% (за счет Федерального бюджета)

6. Фундаментальные исследования и содействие НТП - 1,6% (95% за счет

Федерального бюджета) - финансирование РАН, государственных научно-

технических программ.

7. Финансирование промышленности, энергетики, строительства - 6,1% (2/3

- Федеральный бюджет) - дотации, федеральная помощь важнейшим отраслям этих

сфер (основная часть - угольная промышленность - 15% всех расходов - 6

трлн.); 15% - на воспроизводство минерально-сырьевой базы (проблема -

сократилась геологоразведка); остальное - госинвестиции из федерального

бюджета - 25 трлн.(из которых 40% - социальные инвестиции на жилищное

строительство, военнослужащим, программы “Свой дом”, Метрострой - 3 трлн,

конверсия оборонных отраслей; задолженность прошлых лет перед строителями;

5,5 трлн. руб. - реально на производство)

8. Финансирование с/х - 3,7% (1/3 - Федеральный бюджет) - льготное

кредитование засчет бюджета с/х предприятий - закупка семян, топлива,

запчастей; на землеустройство (охрана, рекультивация, мелиорация); целевые

дотации с/х предприятиям (в виде компенсации разницы в ценах или

предоставления различных надбавок к ценам на комбикорма, топливо, семена,

дотации, на племенное животноводство, компенсация части страховых взносов;

закупка засчет государства с/х техники, передача в аренду с последующим

выкупом; финансовый лизинг - закупка с/х техники.

9. Охрана окружающей Среды - 0,4% (1/2 - Федеральный бюджет)

10. Финансирование транспорта, связи, информатики - 1,5% (> 90% -

бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты) - речной транспорт.

11. ЖКХ - 11,1% - все 100% засчет субъектов федерации и местных

бюджетов. Включает дотации , т.к. население оплачивает лишь 27% услуг.

12. Финансирование рыночной инфраструктуры - 400 млрд - 0,05%

13. Предупреждение и ликвидация стихийных бедствий и ЧС - 1% всех

расходов (99% - Федеральный бюджет).

14. Расходы на образование - 11,2% (15% - из федерального бюджета -

финансирование ВУЗов в федеральной собственности, ПТУ; из бюджетов регионов

- остальные ВУЗы и ПТУ, местные бюджеты - общеобразовательные школы и

дошкольные учреждения)

15. Культура и искусство; СМИ - 6,8% (2/3 - за счет субъектов федерации

и местных бюджетов). Федеральный бюджет предоставляет средства в основном

на СМИ - телевидение, радио, некоторые центральные печатные издания;

местные бюджеты - ДК, клубы, библиотеки (городские).

16. Здравоохранение и физическая культура - 6,8% (15% - федеральный

бюджет). Хотя и есть система ОМС , но из бюджета все равно выделяются

большие средства, т.к. у нас бюджетно-страховая медицина. Финансируются

исследовательские центры, РАМН, СЭС (Федеральный бюджет), иногда скорая

помощь.

17. Социальная политика -5,1%, из них 1/3 - федеральный бюджет - расходы

на соц. обеспечение, предоставление помощи, пособий, компенсаций различным

слоям населения(помимо внебюджетной системы); пособия беженцам; программа

“Дети России, социальная помощь матерям, детским домам, предоставление

социальных пенсий (деньги для ПФ из Федерального бюджета); доплаты к

пенсиям госслужащих.

18. Обслуживание государственного долга - растет в % отношении из года в

год - составляет 8,6% - все 100% из Федерального бюджета - уплата % по

внешнему и внутреннему госдолгам, погашение основной суммы долга.

19. Пополнение государственных запасов и резервов - закупка золота -1,3%

- вся сумма из Федерального бюджета.

20. Прочие расходы - 14,9% (1/2 - Федеральный бюджет). 70% - финансовая

помощь субъектам федерации и нижестоящим бюджетам, Фонд трансфертов;

объекты социально-культурной сферы, переданные на баланс(местные бюджеты);

резервный фонд (Президента, Правительства) - 1,5 трлн. руб, государственная

поддержка Крайнего Севера.

* - Есть еще расходы целевых бюджетных фондов - 3,4% ( образовавшиеся в

результате консолидации части внебюджетных фондов - дорожный фонд, фонд

экономического стимулирования).

Лекция 17. 25.04.1997.

5. Расходы госбюджета в настоящее время не покрываются доходами, отсюда

важнейшее направлении политики в области расходов - их всемерное сокращение

и рационализация, выработка новых форм бюджетного финансирования,

обеспечивающих эффективное использование средств и повышение действенности

контроля за использованием бюджетных средств.

В качестве мероприятий для повышения эффективности федерального бюджета

можно предложить всемерное расширение предоставления бюджетных средств на

возвратной основе. Безвозвратное финансирование негосударственных

организаций с 1997 года осуществляется на строительство, реконструкцию

только при условии получения государством дополнительного пакета акций или

доли в уставном капитале предприятия.

На возвратной основе предоставляются бюджетные средства в рамках

финансового лизинга; при сезонном кредитовании с/х предприятий (закупка

семян, удобрений); инвестиционные программы конверсии ВПК; расходы по

финансовому оздоровлению убыточных производств; финансирование расходов по

высокоэффективным коммерческим инвестиционным проектам. Обычно бюджетные

ссуды на эти цели предоставляются под уплату % в размере 1/2 учетной ставки

ЦБ.

Очень серьезная проблема бюджета - то, что он большой, громоздкий.

Однако,при наличии дефицита госбюджета, государство старается с наибольшей

отдачей вложить средства (в особенности, идущие на инвестиции). Реально на

инвестиции идет 25 трлн. руб, в то время как это является важнейшим

условием подъема нашей экономики. Отсюда вытекает вопрос - как дать max

эффект, стимулировать частные инвестиции.

Первый инструмент регулирования - финансирование высокоэффективных

технических проектов :

1) Выбираются высокоэффективные проекты на конкурентной основе, причем

любое предприятие может выставить свой проект.

2) Выдается кредит сроком на 2 года на долевых началах с условием, что

сам инвестор вложит не менее 20%.

В зависимости от категории значимости (всего их 4) государство выделяет из

федерального бюджета от 20% до 50%, однако сумма в распоряжении очень

ограничена - порядка 1-2 трлн. руб.

В 1997 году появился новый инструмент - предоставление госгарантий под

инвестиционные проекты. В этом случае государство реальных денег не дает,

но при наступлении событий, мешающих выполнению проекта, государство

обязуется погасить долг инвестора перед банком или другой организацией-

кредитором :

1. Государство обязуется возместить до 60% долга

2. При заключении договора о госгарантии предприятие должно иметь залог

с рыночной стоимостью на 25% больше суммы заимствованных средств

3. Условия возмещения - обстоятельства непреодолимой силы; факторы

экономического риска в расчет не принимаются.

4. Гарантии предоставляются на конкурсной основе. I критерий отбора -

наличие положительного ЧДД (если раньше эффективность проекта оценивалась

через рентабельность = отношение прибыли к затратам, то сейчас считается

сумма платежей, налогов, взносов в бюджет, и в течение 1997-2005 сумма

взносов в бюджет должна превысить затраты государства на проект, причем при

расчете за каждый год будет производиться деление на коэффициент

дефлятора(корректировка на инфляцию).

Естественно,не все заложенные в бюджете в позиции госдолга 50 трлн. будут

выплачены как гарантии, реально - лишь 1-2 трлн, однако, эти средства

должны вытянуть из частников большое количество инвестиций.

В процессе обсуждения бюджета был предложен еще один механизм

стимулирования экономики - был предусмотрен бюджет развития(27 трлн.). Его

значение - дополнительные инвестиции в различные проекты. Поскольку он

устанавливается поверх основного бюджета, то источники для бюджета развития

было найти сложно, поэтому использовались дополнительно мобилизуемые

основные средства. 2 основных источника :

I. Связанные кредиты иностранных государств, банков - 15 трлн.

II. Выпуск внутренних займов.

Бюджет развития идет на прямые инвестиции государства на конкурсной основе,

в основном в материальной сфере; предоставляются капвложения, связанные с

санацией предприятий, кредитование экспортных предприятий, предоставление

госгарантий.

Другой важный вопрос, связанный с расходами - создание нового механизма

госзакупки товаров. До сих пор заключение контрактов производилось с

произвольными поставщиками, поэтому в большинстве случаев цены были

завышены. Чтобы положить этому конец, решили перейти на конкурентный отбор

поставщиков по закупкам. Главный критерий отбора - приемлемое качество при

низкой цене.

Другая важная проблема - сокращение расходов на ЖКХ, где дотации

государства достигают 100 трлн. руб. Население покрывает 27% жилищно-

коммунальных услуг. В настоящее время назревает жилищно-коммунальная

реформа, заключающаяся в исключении дотаций при сохранении субсидий

малоимущим. Кроме того, для сокращения издержек ЖКХ предлагаются

альтернативные формы обслуживания - конкуренция частных предприятий с

государственными по оказанию коммунальных услуг.

Среди традиционных направлений сокращения расходов стоит отметить такие

направления как затраты на ВПК и госаппарат.

Тема : Бюджетное устройство и бюджетный процесс.

1. Характеристика бюджетной системы России (самостоятельно).

2. Межбюджетное регулирование.

3. Бюджетный процесс.

2. Межбюджетное регулирование - предоставление финансовой помощи одним

бюджетом другому в различных формах. Основные формы :

1) Дотации.

2) Субвенции

3) Бюджетные ссуды

4) Отчисления от регулирующих налогов и доходов

5) Трансферты.

1) - самая простая форма; для сбалансирования из вышестоящих бюджетов

предоставляется сумма(абсолютная) средств. Эта форма самая несовершенная и

порождает иждивенчество.

2) - целевая дотация бюджету для финансирования определенных мероприятий

(USA,England). Это более прогрессивная форма, которая может предоставляться

на долевых началах.

3) - предоставление средств на возвратной основе под небольшой процент.

4) - наиболее распространенная до последнего времени форма; когда с

налогов, поступающих в вышестоящий бюджет, устанавливается определенный

процент отчислений в соответствующий территориальный бюджет (раньше - налог

с оборота). Этот способ стимулировал изыскание дополнительных средств для

роста сбора налогов. Недостаток - % отчислений устанавливается виртуально,

свой для каждого региона, отсюда стремление повысить %, а не искать

средства.

5) Новый механизм - бюджетный федерализм, заимствованный у Германии, когда

распределение средств производится при помощи трансфертов. Финансовая

помощь предоставляется за счет специально создаваемого фонда финансовой

поддержки регионов (внутри его - фонд для особо нуждающихся) - в эти фонды

направляется 15% всех собираемых налогов и сборов, кроме таможенных пошлин.

Критерий отбора нуждающихся регионов - налоговый потенциал = сумма

поступающих в бюджет данного региона налогов и сборов / количество жителей

региона.

Характеризуя сумму поступающих в регионы налогов, это 25% НДС, региональный

налог на прибыль - до 22%, весь подоходный налог с населения, 50% акцизов

на алкогольную продукцию; 100% остальных акцизов, кроме акцизов на нефть,

газ, бензин; часть платежей за природные ресурсы; транспортный налог; +

региональные налоги (налог на имущество, лесной налог) = налоговый

потенциал (берется он за базовый предыдущий год) - его сравнивают со

средним налоговым потенциалом налогов в России, и выделяются трансферты,

если этот показатель ниже среднего по России; размер трансфертов

определяется пропорционально этой разнице. Если полученного трансферта не

хватает, то регион имеет право на дополнительный трансферт.

Естественно, трансферты не отменяют остального регулирования ( например,

Москва имеет высокий налоговый потенциал, но тем не менее получает

субвенции).

Важное значение имеет бесперебойное поступление средств из регионов

(оставляют часть средств у себя). При нарушении отдельными регионами правил

уплаты налогов и сборов в бюджет предусмотрены санкции :

1) Приостановление финансирования из федерального бюджета программ и

мероприятий, осуществляемых на территории региона (в т.ч. трансферты,

субвенции).

2) Приостановление поставки продукции из централизованных государственных

ресурсов.

3) Прекращение выдачи лицензий на экспорт предприятиям данного региона.

3. Бюджетный процесс - составление, рассмотрение, утверждение и исполнение

бюджетов различных уровней. Рассмотрим бюджетный процесс на примере

федерального бюджета :

Проект федерального бюджета готовится Минфином РФ вместе с различными

планами и прогнозами, обосновывающими проект бюджета. Проект Федерального

бюджета передается в Правительство, после одобрения должен быть вынесен до

01.09 текущего года на рассмотрение Госдумой, что сопровождается

выступлением Президента. Передаются также предварительные итоги социально-

экономического развития на текущий год, прогноз на планируемый год,

составляется отдельный документ “Основные направления бюджетной и

налоговой политики”; прогноз сводного финансового баланса, прогноз

консолидированного бюджета РФ, федеральные целевые программы, расчеты по

отдельным разделам и статьям доходов и расходов Федерального бюджета; ряд

других документов.

Одновременно вносятся в Госдуму на рассмотрение проекты законов о бюджетах

Государственных внебюджетных фондов. Если требуется внести изменения в

законы о взимании налогов - то предоставляются проекты изменений в

налоговом законодательстве.

Сначала весь налог попадает в Комитет Госдумы по бюджету, налогам, банкам и

финансам. Комитет просматривает документы с точки зрения полноты и

правильности оформления, и если есть замечания, то пакет может быть

возвращен для уточнения и дополнения.

После положительного заключения Комитета, совет Госудмы утверждает

комитеты, ответственные за рассмотрение отдельных разделов бюджета (комитет

по обороне, социальной политике).

По 1 экземпляру закона попадает в Совет Федерации, комитеты Госдумы и

другие органы, имеющие право законодательной инициативы.

До рассмотрения проекта Федерального бюджета в первом чтении должны быть

приняты законы и поправки к ним о взимании налогов, страховых взносов.

Рассмотрение проекта Федерального бюджета проходит в 4 чтениях. В 1 чтении

( не позднее 45 дней после предоставления проекта Правительством)

рассматриваются основные характеристики Федерального бюджета - 1) доходы

федерального бюджета в разрезе группы статей бюджетной классификации; 2)

распределение доходов между Федеральным бюджетом и бюджетами субъектов

федерации (по НДС, акцизам, подоходному налогу и т.д.; 3) размер бюджетного

дефицита и источники его покрытия; 4) общий объем расходов бюджета.

Одновременно рассматривается проект бюджета в комитетах Госдумы. Все их

заключения передаются в Комитет по бюджету ..., который затем передает

материалы непосредственно в Госдуму.

В 1 чтении бюджет может быть отклонен в 3-х вариантах :

1. Передать бюджет в согласительную комиссию для уточнения ( в Комиссии

- представители Госдумы, Совета Федерации и Правительства РФ).

2. Вернуть законопроект Правительству на доработку.

3. Поставить вопрос о доверии Правительству.

II чтение (в течение 15 дней со дня принятия в 1-ом чтении) - утверждаются

расходы Федерального бюджета по разделам функциональной классификации.

Бюджет может быть отклонен и передан в согласительную комиссию.

III чтение ( не позднее 25 дней после принятия второго) - расходы

утверждаются по разделам функциональной классификации, по ведомственной

классификации, федеральным целевым программам, программам государственных

внешних заимствований и кредитов другим государствам; + перечень защищенных

статей; поправки, изменения по каждой позиции расходной части бюджета,

внесенные отраслевыми комитетами, Комитетом по Бюджету.

IV чтение - в течение 15 дней после принятия в третьем чтении. Производится

окончательное решение вопроса с поправками, рассматривается поквартальное

распределение доходов и расходов, ставится на голосование бюджет в целом.

После утверждения Госдумой - в течение 5 дней передается в Совет Федерации,

после его одобрения - на подпись Президенту.

Лекция 18. 15.05.1997.

Если бюджет не утвержден до начала отчетного года, то финансирование

ведется по объемам, аналогичным по разделам бюджета, сложившегося в IV кв.

предыдущего года.

Исполнение бюджета.

Исполнение бюджета происходит в строгом соответствии с законом о бюджете,

но в процессе исполнения могут возникнуть ситуации, когда нужно вносить

корректировки :

1) Если сверхплановые доходы - то дополнительные бюджетные поступления

распределяются Минфином в соответствии с решениями Правительства РФ, т.е.

это деньги, которые тратит Правительство без необходимости согласования с

Парламентом.

2) Доходы меньше запланированных - возникает болезненная ситуация,

связанная с необходимостью сокращения бюджетных расходов. В настоящее время

сокращение расходов производится при помощи механизма секвестров. Секвестр

предполагает пропорциональное сокращение расходов бюджета, кроме защищенных

статей. Здесь следует отметить 2 ключевых момента : 1. Пропорциональность

сокращения (отражается в законодательстве о бюджетном процессе =>

невозможно лоббирование министерствами размера сокращения), хотя при

секвестировании у нас в стране - произошло сокращение расходов в I квартале

по одним позициям - на 50%, а по другим - на 30%. 2. Есть перечень

защищенных статей. не подлежащих секвестированию, который устанавливается

ежегодно при принятии Федерального бюджета. Так, в этом году : зарплата в

бюджетных организациях и начисления на нее; стипендии, госпособия,

выплачиваемые из бюджета; питание и приобретение медикаментов в сфере

здравоохранения, для нужд детсадов, интернатов;погашение внутреннего долга

в части выплат населению; расходы бюджета развития.

В процессе исполнения бюджета важное значение уделяется контролю за целевым

использованием предоставленных средств. Предусматриваются следующие санкции

:

- -при нецелевом использовании средств из Федерального бюджета на

возвратной и безвозвратной основе с предприятий взимается штраф в размере

двойной действующей учетной ставки ЦБ (сейчас 36%*2= 72%);

- в случае предоставления на возвратной основе и несвоевременной

выплате % (обычно в размере 1/2 учетной ставки), то взымаются пени в

размере 1/300 действующей учетной ставки ЦБ за каждый день просрочки.

- при несвоевременном возврате - прекращение всех форм господдержки.

В целях повышения эффективности использования бюджетных средств в этом году

осуществлен переход на закупки продукции для госнужд через проведение

торгов и конкурсов среди поставщиков. Для этого вышел 8 апреля 1997 года

УКАЗ Президента РФ № 305 “О первоочередных мерах по предотвращению

коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции

для государственных нужд”.

Раньше госзакупки производились произвольно, т.е. заключался договор с

определенным предприятием на поставку товаров, при этом многие госслужащие

злоупотребляли своим служебным положением и при заведомой договоренности

приобретали продукцию по завышенным ценам, куда включался “откат”

(представительские выплаты для руководителей организации-поставщика),

стоимость отстроенных дачных городков, квартир, автомобилей личного

пользования. Таким образом, бюджет терял огромные средства. Эти проблемы

существовали и в бывшем СССР, и во многих других странах.

Сейчас же впредь до принятия федерального закона об организации торгов на

закупку товаров, работ, услуг для государственных нужд, Указом

устанавливается, что “...заказы на закупку товаров, работ и услуг...для

государственных нужд размещаются на торгах(конкурсах), если иное не

предусмотрено ФЗ и Указами Президента РФ”.

Для участия в процедуре по размещению заказов на закупки продукции для

государственных нужд юридические лица и индивидуальные предприниматели

должны удовлетворять квалификационным требованиям :

· ·должны иметь необходимые профессиональные знания и квалификацию,

финансовые средства, оборудование и другие материальные возможности, опыт и

положительную репутацию, быть надежным,обладать необходимыми трудовыми

ресурсами для выполнения государственного контракта, исполнять

обязательства по уплате налогов в бюджеты всех уровней и обязательных

платежей в государственные внебюджетные фонды;

· не должен быть неплатежеспособным, находиться в процессе ликвидации

(для юридического лица), быть признан несостоятельным (банкротом)

· поставщиком не может являться организация, на имущество которой

наложен арест и (или) экономическая деятельность которой приостановлена.

Преимущественный способ закупки, товаров, работ и услуг для госнужд должен

быть открытый конкурс. Он осуществляется следующим образом : ведомственный

орган публикует в печатных СМИ приглашение к участию в торгах, в т.ч. и на

английском языке - чтобы участвовали инофирмы - указывается количество,

место поставки, условия, сроки, критерии оценки квалификации поставщиков.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.