бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Система социальной защиты в условиях рынка

обучаться около 50 млн. чел. С целью создания новых рабочих мест

государство берет на себя также выполнение таких общественных работ, как

строительство дорог, канализаций и т.д. В время экономического кризиса

государство увеличивает капиталовложения в государственные предприятия.

Программы трудоустройства осуществляются также путем льготного

налогообложения компаний, которые создают рабочие места.

В России в 1994 году услуги по профориентации и консультации по

трудоустройству получили более 2 млн.человек. За счёт финансирования из

средств ФСЗ предотвращено увольнение 500 тыс. работающих.

В общенациональном масштабе современное государство с целью

уменьшения армии безработных пытается регулировать заработную плату на

таком уровне, чтобы темпы ее роста были ниже от роста производительности

труда. Для этого осуществляется “политика доходов”, активная кредитно-

денежная политика и т.д. Такую тактику применяют частные фирмы, пытаясь

сделать так, чтобы уровень продуктивности труда опережал рост оплаты

рабочей силы. Наибольших успехов в этом деле достигли США. С 1974 г. до

середины 80-х годов было образовано 23 млн. дополнительных рабочих мест и

принято на работу 12 млн. эмигрантов. Характерно, что за это время 500

самых могущественных корпораций Америки сократили 3 млн. рабочих мест, а

мелкие фирмы образовали 7 млн. таких мест.

Конкретные результаты в осуществлении политики трудоустройства

может дать сокращение рабочего дня. За последние 100 лет в большинстве

развитых стран Запада продолжительность рабочего дня сократилась вдвое.

Исключением из этого правила стала только Япония. Японец сегодня работает в

среднем 2150 часов в год, что на 230 часов больше, чем в США, на 450 часов

больше, чем в Германии, на 400 часов больше, чем во Франции. Сокращение

продолжительности рабочего дня с целью увеличения занятости происходило в

Швеции в 70-х годах, во Франции - в 1982-1983 гг. и некоторых других

странах.

В России законодательная основа программ защиты населения при

переходе к рыночной экономике заложена в Законе о занятости. В этом законе

предусмотрен комплекс мер, направленных на сохранение высокого уровня

занятости, усовершенствования его структуры и поддержки рынка (с этой целью

будет постепенно формироваться жилищный рынок, усовершенствоваться

инфраструктура рынка труда, будет усиливаться мобильность рабочей силы и

др.), смена структуры рабочих мест за счет высвобождения части работников

из неперспективных в перспективные отрасли и увеличение занятости в сфере

нематериального воспроизводства, повышение общеобразовательного,

квалификационного уровня рабочей силы.

Одним из элементов социальной защиты населения в условиях рыночной

экономики является правовое регулирование наемного труда, которое

осуществляется путем законодательного установления минимального уровня

заработной платы, пенсий, порядка совершения коллективных договоров по

отношению к условиям труда, оплата рабочей силы, социального страхования,

отпусков и т.д.

При установлении минимального уровня заработной платы в документах

Международной Организации Продовольствия (МОП) рекомендуется учитывать

потребности работников и их семей, стоимость жилья, социальные льготы,

уровень инфляции, а также показатели, которые влияют на уровень занятости.

За базу минимального уровня заработной платы принимают набор

основных товаров и услуг, которые удовлетворяют основные физиологические и

социальные нужды отдельного человека или типовых семей разного типа (с

одним ребенком, двумя и др.). К этому набору в разных странах включают

неодинаковые компоненты. В США, например, в него входит оплата наемного

жилья, около 20 видов мясопродуктов, покупки 1 раз в пять лет подержанного

автомобиля и др.

Размер минимальной заработной платы в развитых странах Запада

составляет от 30 до 50% размера средней заработной платы. В США этот

показатель сегодня составляет 4.5 дол. в час. Отдельный минимум

устанавливается для молодежи.

В России минимальный размер заработной платы составлет 83,4 руб. Но

если в США минимальный уровень заработной платы установлен из расчета,

чтобы потребление мяса в год на душу населения составляло 80 кг, то в

России на минимальную заработную плату можно приобрести только около 60 кг

мяса в год, но денег на другие товары и услуги уже не останется. МОП

рекомендует 33 кг мяса в год, но такое количество этого продукта

потребляется только в слаборазвитых странах.

Наиболее общими критериями бедности являются безработица и

инфляция, уровень которых характеризуют степень бедности. Суммарная

величина этих показателей в США называется “индексом убогости”. Так, если

индекс безработицы составляет 2%, а индекс инфляции - 1000%, то “индекс

убогости”- 1002%.

Основным критерием бедности является уровень доходов, который

приходится на одного человека. Общим критерием бедности является структура

потребления семей, например, доля затрат на еду. В США, например, к числу

бедных в конце 80-х годов относились те семьи, которые тратили на

потребление третью часть семейного бюджета. В России уже в 1992 году

затраты на еду в доходах большинства семей составляли около 75%.

Общий уровень бедности в той или иной стане определяется

показателем доли числа бедных людей в общей численности населения от 15 лет

и старше. Сама бедность измеряется с помощью прожиточного минимума, который

существует в виде жизненного (или физиологического) минимума и социального

минимума. Первый показывает удовлетворение только главных физиологических

потребностей и основных услуг. Другой, кроме этого, включает минимальные

духовные и социальные запросы.

Для определения абсолютного уровня прожиточного минимума наиболее

точным является метод потребительской корзины. Так, в Болгарии в состав

такой корзины на семью из двух человек включались 552 позиции, из трех -

639, а из четырех - 652. потребительская корзина составляется из 149

позиций по продовольственным товарам (или 23-27% общего количества позиций

названных трех типов семей) с таким расчетом, чтобы структура еды

обеспечивала суточную калорийность для работающих в количестве 2822 кал,

для пенсионеров - 2026 и для детей - 2123. В 1988 г. уровень прожиточного

минимума по отношению к среднедушевому доходу в этой стране составил 69%.

В Венгрии в 1991 г. среднемесячный прожиточный минимум городской

семьи из четырех человек составил 32.6 тыс форинтов (или приблизительно 400

дол.).

В Белоруссии и республиках Прибалтики для расчета прожиточного

минимума берется показатель социального прожиточного минимума, в России,

Казахстане - физиологического. С 1 апреля 1992 г. в Белоруссии введен

показатель среднедушевых минимальных потребительских бюджетов, которые

обеспечивали бы норму калорийности для трудоспособных мужчин в суме 3050

ккал. и 2525 ккал. для трудоспособных женщин.

С минимальным уровнем заработной платы тесно связан критерий

бедности.

Важным элементом программы социальной защиты населения является

регулирование заработной платы независимо от сферы деятельности и

профессии, формы собственности. Так, в развитых странах Запада

осуществляется прямое регулирование заработной платы в госсекторе.

Специальным законодательством устанавливаются права и обязанности занятых в

госаппарате, военнослужащих, выборных лиц. Как правило, в США и др. странах

Запада заработная плата в госсекторе ниже, чем в частном, но для работников

и служащих первого существует значительно большая гарантия занятости, более

высокие социальные выплаты и т.д..

Зарплата для наемных работников регулируется с помощью коллективных

договоров и тарифных соглашений. Более широкий круг вопросов регулируется

коллективными договорами. У них, кроме оплаты рабочей силы, фиксируются

продолжительность рабочего дня и отпусков, конкретные гарантии по отношению

к условиям труда, доплаты за сверхурочные работы, за предоставление

дополнительного питания и др. В тарифном соглашении устанавливаются

минимальный уровень заработной платы в тех или иных отраслях и минимальные

гарантии уровня зарплаты для работников разной квалификации. Тарифное

соглашение при участии представителей предприятия и работников составляется

при посредничестве государства. Это выступает гарантом его выполнения.

Однако, на деле такая практика просуществовала совсем не долго, разбившись

об амбиции руководителей предприятий и профсоюзов. В настоящий момент

регулирование отношений работник - работодатель осуществляется при помощи

контрактов, трудовых соглашений, что даёт широкое поле для произвола

администрации в условиях самоустранения профсоюзов от защиты прав

трудящихся.

Чрезвычайно важным звеном системы социальной защиты населения

является индексация денежных доходов соответственно к уровню цен. Она

применяется во всех развитых странах. В отдельных странах некоторые

профсоюзы добивались полной компенсации роста цен. В России проведена лишь

незначительная компенсация роста цен (см. табл.3), остаётся лишь на бумаге

Указ о компенсации вкладов населения, утраченных в результате либерализации

цен в 1992 году.

Табл.3 Изменение средней начисленной заработной платы работников

и индексов потребительских цен.

|Год |Средняя з/п в разах к 1991 |Цены в разах к 1991 году |

| |году | |

|1992 |13,4 |26,1 |

|1994 |296,4 |772,7 |

|1995 |615,5 |1787,3 |

Во всякой рыночной экономике существует система компенсационных

выплат, представляющая собой важную часть доходов населения. Такая система

необходима уже потому, что инфляция с той или иной скоростью "съедает"

прирост денежных доходов населения в любой стране. У нас же этот процесс

шел в последние годы с нарастающей скоростью, а компенсационное возмещение

между тем практически отсутствовало.

В СССР в 1971-1975 к. повышение цен поглощало около ЗО% прироста

среднедушевых денежных доходов населения, в 1976-1980 гг. - уже 50, в 1981-

1985 гг. - 60, а в 1986.г.- 52%. Особенно активным этот процесс стал и

период предоставления самостоятельности предприятиям, введения договорных

цен и, тем более, при их либерализации.

Для того, чтобы провести удовлетворительную индексацию, необходимо

и исключительно важно иметь обоснованную "точку отсчета" - индекс роста

потребительских цен. Он рассчитывается ежеквартально, нарастающим итогом с

начала года на основе статистических данных, полученных в ходе наблюдений

за изменениями розничных цен в государственной, кооперативной и частной

торговле и сфере услуг по фиксированному набору потребительских товаров и

услуг (исключая, разумеется, то, что в потреблении необязательно), обычно

называемому “потребительской корзиной". Ее структура и величина неодинаковы

не только для различных государств (в том числе входящих в СНГ), но и для

разных регионов, административных образований.

Пенсии, социальные пособия, пособия по безработице будут

индексироваться из средств Пенсионного Фонда, Фонда социального страхования

и Фонда содействия занятости; индексация стипендий будет происходить за

счет соответствующих бюджетов, а сбережений трудящихся и государственных

ценных бумаг - из доходов Сберегательного банка и Государственного бюджета

России. Это должно привести к более динамичной политике сберегательных

банков и страховых учреждений, которым необходимо максимально эффективно

размещать свои ресурсы, чтобы за счет процентных ставок индексировать

сбережения граждан и страховые взносы. Если не индексировать сбережения,

вкладчики будут активно снимать деньги со своих счетов и хранить их,

например, в долларах, инвестируя тем самым экономику США.

Механизм индексации уже несколько десятилетий используется в США,

Японии, Канаде и более чем в десяти западноевропейских странах; в

последнее время - и в бывших социалистических государствах Восточной

Европы. Выполняя по отношению к значительной части населения защитные

функции, он необходим еще и для предотвращения социальных взрывов, и с

последним обстоятельством было бы опрометчиво не считаться.

Согласно оценкам Международной Организации Труда (МОТ), в России

эффективность программ социальной помощи, рассчитанная, как удельный вес

средств, поступающих семьям, живущим за чертой бедности, в суммарных

социальных трансфертах составляет 19%(в большинстве развитых стран - 30 -

40%). При этом надо учитывать, что доля населения за чертой бедности у нас

значительно выше.

В сфере социального страхования примером неэффективных расходов

является дотирование предприятиям на санаторно-курортное обслуживание

работников. По своей экономической природе эти расходы являются скрытой

формой субсидирования неконкурентноспособной сети пансионатов, домов отдыха

и санаториев. Беднейшие работники всё равно не в состоянии приобрести

путёвку даже со скидкой, и пособие достаётся фактически работникам с

достаточно высоким уровнем оплаты труда.

В сфере социальных пособий главной проблемой остаётся безадресность

выплат. Их основные компоненты: пособия и компенсационные выплаты на детей.

Эти выплаты с 1992 по 1994 год возросли в 30 раз и достигли 0,7% от ВВП.

Задержки этих платежей практически повсеместно составляют от 2 до 8

месяцев. Для обеспечения адресности пособий возможны разные подходы, в том

числе совмещающие проверку нуждаемости с распределением величины по

категориям.

В сфере дотирования жилищно-коммунального хозяйства предлагается

переложить всё бремя расходов с государства на домохозяйства, с

компенсацией малоимущим этих расходов. В свете постоянных задержек выплат

со стороны государства выполнение этих проектов представляется

трудноосуществимым и грозящим социальной нестабильностью.

В области здравоохранения предлагается:

сужение сферы прямого бюджетного финансирования в пользу финансирования из

страховых источников;

предоставление пациентам реального выбора среди организаций обязательного

медицинского страхования;

внедрение эффективной системы регулирования и надзора за ними.

В сфере образования предлагается развитие механизмов

подушевого финансирования, а также введение единой общегосударственной

системы вступительных экзаменов в ВУЗы.

Реформа системы пенсионного обеспечения с финансовой точки зрения

представляет собой особый случай. Это связано с тем, что при заданных

нормах социального обеспечения обязательства государства в перспективе

будут нарастать по мере старения населения. Последний фактор особенно

серьёзные финансовые последствия будет иметь для пенсионного обеспечения и

здравоохранения.

Пенсионная система России организована по распределительному

принципу. В соответствие с ней пенсии выплачиваются из текущих пенсионных

взносов работающих. Соотношение работающие - пенсионеры сейчас 2:1 , и

ставка взносов в пенсионный фонд равна 29% от фонда заработной платы.

Однако, согласно долгосрочному демографическому прогнозу к 2050 году оно

составит 1:1,1 - т.е. выплаты должны будут возрасти до 60%. В свете этих

данных не совсем понятна позиция нового Закона о пенсиях, экономически

стимулирующая сокращение рождаемости. С точки зрения предотвращения кризиса

наиболее предпочтителен переход к пенсионной системе, основанной на

накопительных принципах. Именно пенсионные сбережения служат во многих

странах источником долгосрочных производственных инвестиций. Кроме того

явными преимуществами такой системы является

финансовая нечувствительность к численности пенсионеров в стране,

сравнительно низкие ставки обязательных пенсионных взносов,

увеличение нормы сбережений в стране, создающей предпосылки для

установления устойчивых темпов экономического роста.

3.1.Социальная защита в Советский период.

В конце 1991 - начале 1992 года перед российским правительством,

приступившим к проведению радикальных реформ, стояла проблема выбора

парадигмы включения социальной политики в экономическую стратегию.

Концепция реформы изначально исходила из необходимости повышения

эффективности функционирования хозяйственной системы. При этом социальная

сфера рассматривалась в качестве элемента общей экономической стратегии.

Степень свободы экономического манёвра по существу была ограничена лишь

опасностью социальных кризисов, обойти которые стремились, впрочем, не с

помощью решения социальных проблем, а путём наращивания карательного

аппарата государства. Развитие социальной сферы после прихода реформаторов

к власти даже не называлось в качестве явной цели реформы, несмотря на

многочисленные декларации о «социально-ориентированной экономике».

Недостаточность, а точнее, практически отсутствие социальной защиты

населения в годы перестройки объясняется в первую очередь недальновидностью

политики правительств-реформаторов.

Одним из её «достижений» стал крупномасштабный скачок инфляции.

Следствием так называемой политики «ускорения», проводившейся с приходом

М.С.Горбачёва к власти, явилось вбрасывание в экономику не обеспеченных

продукцией денег в виде зарплаты за существующее лишь на бумаге увеличение

объёмов производства. Планирование фонда заработной платы в процентах к

объёму производства в рублях привело к резкому опережению спроса над

предложением. Отсюда: «полупустые прилавки и полные холодильники».

Результатом принятия в 1988 году Закона о Госпредприятии стало

начало криминального растаскивания госсобственности, а так же вбрасывание

до того безналичных денег для расчётов между предприятиями на рынок

потребительских товаров, окончательно опустошив полки магазинов и наполнив

рынки «чёрные». Скачок инфляции был подготовлен, и в 1991 году

правительство Гайдара, либерализовав цены, поставило их на путь невиданных

темпов роста. Выше уже было показано (см.табл.3), что рост заработной

платы, социальных выплат значительно отставал от этих темпов.

Не меньшим «достижением» реформ было невиданных масштабов падение

производства (см.табл.3),

Табл.3 ВВП в Млрд. долларов США.

| |1987 |1988|1989|1990|1991|1992|1993|1994|1995|1996 |Итого |

|ВВП |965 |1007|1022|991 |941 |805 |735 |641 |615 |585 |-380 |

повлекшее за собой в социальном плане:

безработицу, в том числе скрытую;

снижение реальных доходов населения;

значительное сокращение госбюджета и, как следствие, уменьшение

деятельности государства в социальной сфере (см.табл.4).

Табл.4 Расходы Государственного бюджета России.

| |1990 |1993 |1995 |

|Всего, млрд. руб. |151,0 |57674,0 |487400,0|

|На социально-культурные мероприятия, млрд. |65,2 |14336,6 |126900 |

|руб. | | | |

(Следует отметить сокращение доли социальных расходов в бюджете с 43%

в 1990 году до 26% в 1995 году. Фактически же в 1995 году эта статья

расходов исполнена лишь на 59,2% от утверждённого (это самый низкий процент

исполнения за этот год)).

Нельзя не указать на роль в снижении социальной защищённости

населения определённой экономической политики государства, приведшей к

сокращению доли заработной платы рабочего в произведённом им продукте. Если

доля зарплаты рабочего в каждом произведённом им рубле во времена

социализма составляла 10 - 13% (аналогичная доля рабочего в развитых

капиталистических странах - до 40%), то с приходом рынка ему осталось лишь

около 11%, причём теперь он, как и его западный коллега должен оплачивать

и приобретение жилья, и образование и воспитание детей, и многое другое. В

результате расчётов получается, что окончательная доля российского рабочего

в произведённом им рубле составляет лишь около 5,5% (его западный коллега

имеет при аналогичных расчётах около 16%).

Вообще, населению в условиях либерализации предлагалось не ждать

помощи от государства, а использовать свои возможности для получения дохода

в институционализированной структуре его источников (см.табл.5).

Табл.5 Структура денежных доходов населения, %

| |1991 |1995 |

|Оплата труда |59,7 |38,8 |

|Соц. трансферты |15,0 |16,3 |

|Доходы от собственности, предпринимательства и |24,8 |44,9 |

|пр. | | |

В обмен на отсутствие социальной защиты предоставлялась возможность

«выкручиваться» - государство закрывало глаза на часто незаконные источники

доходов, что привело к криминализации экономики, коррупции во властных

структурах всех уровней, резкой дифференциации населения по доходам (см.

табл.6).

Табл.6 Распределение общего дохода по равночисленным группам

населения России, % от общего объёма.

|Группы по уровню дохода |1980 |1990 |1995 |

|Первая (беднейшая) |10,1 |9,8 |5,5 |

|Вторая |14,8 |14,9 |10,2 |

|Третья |18,6 |18,8 |15,0 |

|Четвёртая |23,1 |23,8 |22,4 |

|Пятая (богатейшая) |33,4 |32,7 |46,9 |

Характерной чертой социальной политики 1991 - 1995 годов явилось

стремление государства повышением доли ресурсов, направляемых на социальные

цели, компенсировать отсутствие или недостаточное проведение реформ по

реорганизации социальной защиты, доставшейся в наследство от

социалистической системы и совершенно не приспособленной к условиям рынка.

Тем не менее уровень расходов на социальные нужды в нашей стране явно не

дотягивает до соответствующего уровня стран «семёрки» (см. табл.7).

Учитывая разрыв в величине ВВП с этими странами в пользу последних (в 1996

году ВВП США равнялся 6785 млрд. долларов, России - 585 млрд. долл.), можно

получить отнюдь не радужную картину финансирования социальной сферы. Кроме

того, происходит практическое разбазаривание и так-то скудных средств,

выделяемых из госбюджета по остаточному принципу.

Табл.7 Социальные расходы в % к ВВП

| |1983 |1994 |

|Россия |12,7 |17,9 |

|Страны «семёрки» | |27,1 |

Необдуманная национальная политика государства привела многих людей к

социальным потрясениям (см. табл.8). Беженцы, вынужденные переселенцы -

результат спровоцированного руководством страны распада СССР - практически

им не защищаются.

Табл.8 Число в России семей беженцев, тыс.

|1994 |1995 |1996 |

|172 |274 |384 |

Разрушение единого экономического пространства, утраты традиционных рынков

сбыта - немаловажный фактор существующей ныне бедственной ситуации в

социальной сфере. Столь же бездумен подход к конверсии ВПК,

сопровождавшейся добровольным уходом с рынка вооружений в пользу западных

компаний и, соответственно, обеспечение достойного жизненного уровня

западных, а не наших рабочих и служащих.

Оценить деятельность государства в социальной сфере помогут следующие

таблицы:

Табл.9 Среднемесячная начисленная з/п работников в ценах

соответствующего периода и выплаты социального характера.

|Год |Средняя |Выплаты |Прожиточный |Соотношение средней|

| |з/п, руб. |социального |минимум, руб.|оплаты труда и |

| | |характера в | |прожиточного |

| | |расчёте на одного| |минимума, % |

| | |работника, руб. | | |

|1992 |16071 |1678 |4832 |367 |

|1994 |354236 |47908 |163550 |246 |

|1995 |735483 |99300 |368237 |227 |

Табл.10 Соотношение между средним размером назначенной месячной

пенсии и величиной прожиточного минимума.

|Год |Средний размер пенсии в % к прожиточному минимуму. |

|1990 |237 |

|1994 |124 |

|1995 |99 |

Табл.11 Размеры социальных гарантий, предоставляемых государством

населению, в соотношении с величиной прожиточного минимума.

| |1993 |1994 |1995 |1996 |

|Минимальный размер оплаты труда |39 |28 |10 |16 |

|Минимальный размер пенсии по старости|63 |44 |27 |26 |

Подобные тенденции к ухудшению положения сложились во всех областях

социальной сферы:

в сфере культуры;

в здравоохранении, как в количественном, так и в качественном отношении;

в науке, образовании и др.

Причины недостаточной социальной защищённости населения России в годы

перестройки кроются в практическом отсутствии проведения сколь-нибудь

последовательной социальной политики, принесении её в жертву призрачной

экономической эффективности, приложении на российскую почву устаревших и

давно опровергнутых экономических учений. Естественной реакцией в этом

ракурсе выглядит информация, приведённая в табл.12 и рис.3:

Табл.12 Забастовки в России.

|Год |Число предприятий, принявших |Число работников, принявших |

| |участие в забастовках, ед. |участие в забастовках, тыс. |

| | |чел. |

|1990 |260 |99,5 |

|1994 |514 |155,3 |

|1995 |8856 |489,4 |

Рис.3 Тенденции депопуляции населения Росс[pic]ии.

3.2. Системы социальной защиты в современной России и их решение.

Формирование рыночной экономики в России невозможно без действенной

социальной политики. Социальная политика в переходный к рынку период должна

строится на трех основных принципах: приоритетность проблем социальной

защищенности населения; повышение роли личного трудового дохода в

удовлетворении социально культурных и бытовых нужд населения и ликвидация

на этой основе иждивенчества; организация нового механизма финансирования

социальной сферы, т.е. переход от государственного патернализма к

социальному партнерству.

Социальная защищенность населения в условиях перехода к рынку требует

разграничения социальной поддержки по уровню дохода, степени

трудоспособности, а в отдельных случаях – по принципу занятости в

общественном производстве. Некоторые слои населения нуждаются в специальный

социальных программах.

Финансирование социальных программ осуществляется не только за счет

государственных средств, но и за счет местных бюджетов, средств

предприятий, организаций, населения. Определенную роль в социальной защите

населения могут сыграть благотворительные фонды социальной помощи. Политика

социальной защиты населения в условиях перехода к рынку включает систему

социального страхования и общественное вспомоществование.

В современных условиях особую сторону приобрели проблемы безработицы

и инфляции. Социальная защищенность от безработицы реализуется через

подготовку кадров, организацию фонда помощи безработным с установлением

величины пособия. Защитой от растущей инфляции, ощутимо снижающей уровень

жизни населения, является индексация доходив т.е. увеличение их номинальной

величины для предотвращения снижения реального их уровня.

Индексация осуществляется путем регулирования номинальной зарплаты,

доходов, процентных ставок. Индексация может следовать за повышением цен

либо предварять его. В первом случае она проводится через определенные

промежутки времени. Во втором – заранее делаются надбавки к зарплате с

учетом предполагаемого роста цен. Но предварительная индексация нацеливает

предприятия на то, чтобы закладывать рост оплаты труда в договорные цены,

усиливая тем самым инфляцию.

Проводимая ныне социальная политика характеризуется спонтанностью и

зачастую бессистемностью. Ее суть сводится к попыткам нейтрализации уже

возникшей социальной напряженности. Принимаемые правительством решения по

защите населения отстают от рыночных недугов. Между тем уровень жизни

населения является важнейшим показателем правильности экономического курса.

Падение благосостояния населения недопустимо не только по гуманным

соображениям, но и по экономическим, так как подрывает стимулы к

эффективной деятельности. Поэтому социальные гарантии со стороны

государства являются важнейшими факторами успешного перехода России к

рыночным отношениям. 1

Переход системного кризиса в России в августе 1998г. в открытую форму

обусловил необходимость корректировки проводимой социальной политики. Такая

корректировка окажется эффективной лишь в том случае, если будет учитывать

не только негативные, но и позитивные результаты реформ 1992-1998гг.

Принятая в 1993г. Конституция Российской Федерации установила, что Россия

является социальным государством. Построение государства, которое могло бы

быть с полным на то основанием названо социальным, - задача, не решаемая в

один день. Переход от страны "развитого социализма" с низким уровнем жизни

населения к богатому и процветающему социальному государству очень сложен.

После финансового кризиса августа 1998г. в России увеличились количество

жителей с денежными доходами ниже прожиточного минимума и их доля в общей

численности населения страны - соответственно с 32,1 млн. и 21,8% в июле до

43,3 млн. человек и 29,5% в ноябре. Вывод кажется однозначным -

проводившаяся социальная политика потерпела полный крах.1

Вряд ли основную угрозу социальной стабильности в России представляет

распад общества на отдельные группы, положительно и отрицательно

относящиеся к реформам и имеющие в корне противоречащие друг другу

социально - экономические интересы. Основная ошибка "олигархического"

периода реформирования заключалась в том, что государство вместо

сглаживания имеющихся противоречий путем проведения разумной налоговой

политики и эффективного перераспределения в пользу бедных части

сверхдоходов, полученных богатыми, фактически бросило бедных(не сумевших

адаптироваться к новым условиям) на произвол судьбы и стало

покровительствовать крайне немногочисленным богатым.

Высказанные соображения позволяют наметить исходные положения для

выработки новой модели социальной политики в России. Конспективно они могут

быть представлены в следующем виде.

Первым шагом должна встать разработка Концепции управления социальным

развитием России.

Концепция управления социальным развитием России призвана наметить

контуры общественного устройства России как социального государства и

обосновать необходимые действия, которые должны быть осуществлены в

ближайшем будущем, так и в более отдаленной перспективе. Все социальные

мероприятия имеющихся программ должны быть проверены на предмет их

соответствия модели социального государства.

Далее, необходимо сохранить все положительное, что было накоплено в

стране в 90-е годы, и прежде всего:

- демократические в целом процедуры управления российским

обществом;

- новый тип экономически активного гражданина, рассчитывающего

на свои собственные силы и стремящегося видеть государство в

качестве защитника своих экономических и социальных прав;

- новый негосударственный сектор отечественной экономики,

ориентированный на платежеспособный спрос потребителя.

1 «Вопросы экономики» №2 1999г. «Социальная политика. Новый курс» С.

Смирнов и Н. Исаев.

Необходимо, наконец, признать, что российское государство не потеряет

авторитет только в том случае, если сможет создать своим гражданам условия

для достойной жизни, обеспечивая при этом защиту их личных прав и свобод.

Следующим шагом должно стать коренное изменение существующей схемы

финансирования социальной политики. Остаточный принцип в этой области

главенствует и поныне. Между тем можно изыскать источники дополнительного

финансирования решения социальных проблем, если проявить известную

политическую волю и ввести сверхналоги на сверхбогатство. Речь идет о

реальном, а не символическом налогообложении вновь приобретенных или

пристроенных объектов недвижимости и дорогостоящего движимого имущества, а

также скрываемых ныне от налогообложения личных доходов граждан.

Нужно также в законодательном порядке определить и само понятие

"социальное государство". Специальным законом должны быть, во-первых,

установлены нижние границы уровня социальной защищенности граждан, во-

вторых, названы институциональные структуры и финансовые источники,

гарантирующие соответствие текущей ситуации в стране критериям социального

государства, в- третьих, четко регламентирована ответственность лиц,

принимающих решения (как юридических, так и физических) за несоблюдение

положений данного закона.

Необходимо создание в России системы независимой социальной экспертизы и

ее институционального обеспечения, роль которых в настоящее время успешно с

содержательной и безуспешно с организационной точек зрения выполняют

средства массовой информации. Такая экспертиза позволит предотвратить

принятие социально неоправданных экономических решений.

Среди частных проблем совершенствования социальной политики основными

являются следующие:

1. стабилизация финансового положения государственных

внебюджетных социальных фондов;

2. погашение задолженности работникам по заработной плате;

3. расширение источников финансирования социальных услуг;

4. внедрение адресной системы социальной поддержки населения;

5. введение единого порядка корректировки шкалы и ставок

подоходного налогообложения.

Заключение

Рассмотренные в курсовой работе проблемы системы социальной защиты в

условиях рынка, требуют незамедлительного решения. Именно из за социальной

благоустроенности зависит эффективность производства, благосостояние

государства. В первую очередь должен быть создан нормальный уровень жизни

простым гражданам (среднему классу). Социальная забота государства о своих

гражданах требует больших финансовых вложений. На первый взгляд не видимая

отдача от этих вложений приумножит благосостояние не только населения, но и

самого государства. То как государство проводит социальные программы можно

судить о уровне жизни наименее обеспеченных слоев общества и то какую часть

занимает эта группа населения в общем населении страны.

В основных профессиональных группах среднедоходного слоя населения -

инженеры, работники науки, культуры, учителя и т.д. - играющего в

нормальных обществах роль социального стабилизатора, произошёл резкий

поворот к обнищанию и деквалификации. Именно по отношению государства к

данным отраслям, формирующим личность, интеллектуальный и физический

потенциал общества, можно судить о наличии или отсутствии стратегического

мышления у лидеров и действующей команды исполнителей. Лицемерие

государства по отношению к своим гражданам не может быть безнаказанным. В

истории России это уже было...

Поэтому эффективная социальная политика государства является одной из

первоочередных задач перехода к рыночным отношениям и выхода Российской

экономики из кризиса.

Список литературы:

1. Корнаи Я. «Путь к свободной экономике»,

М., Экономика, 1993 г., с.64

2. Космарский В., Маслова Т. «Социальная политика в России в российском

контексте макроэкономической реформы»

3. Вопросы экономики, № 9, 1995 г.

4. Страны мира . Справочник под редакцией Р.Иванова .Москва .

Политиздат.1989

5. Материалы газеты «Известия» за октябрь-декабрь 1997

6. Российский статистический ежегодник М. , Логос, 1996

7. СОЦИС №4/1997

-----------------------

[1] Роик В. // Человек и труд. 1998. №9. С.19-23.

1 Прокопов Ф. // Человек и труд. 1998. - №3.- с.31-36.

-----------------------

Смертность

Рождаемость

Страницы: 1, 2, 3


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.