бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Роль государства в экономике

французской системы планирования, как Фонд экономического и социального

развития, финансируемый из бюджета. Фонд обеспечивает прогнозирование,

включаемое в индикативный план. Эффективность системы планирования можно

оценить по двум линиям. Во – первых, сравнивая плановые показатели с

фактически достигнутыми. Во – вторых, - осуществляя международные

сопоставления (были ли достигнуты большие темпы экономического роста и

более рациональное использование ресурсов и т. п.).

К концу 90х гг. индикативное планирование ослабило свои практические

управленческие позиции. Причина видится в том, что в условиях новых

технологий экономические процессы становятся более комплексными, а

макроэкономика усложнилась настолько, что перестала быть «прозрачной» для

централизованного управления.

В целом же французская модель «планируемого капитализма» заслуживает

положительной оценки. Особенно впечатляют показатели экономического роста:

в 50-60х гг. достигает в среднем 5% в год; в 1960-73 гг. – 5,6; в 1973-79 –

3,0; в 1980-88 – 1,8; а в 1989-95 – 1,7%.

В результате Франция сегодня находится в числе ведущих индустриальных

держав, лидирующих по производству ВВП и уровню промышленного

технологического развития.

Рассмотрим механизм государственного регулирования на примере политики

цен.

Вопреки распространенному у многих мнению, что в странах рыночной

экономики ценообразование происходит стихийно, в действительности цены

являются объектом постоянного внимания и регулирования со стороны

государства. Цены являются одной из критических точек экономической и

социально-политической жизни, где сталкиваются групповые интересы

производителей и потребителей, оптовых и розничных торговцев, профсоюзов и

союзов предпринимателей, экспортеров и импортеров. Цены затрагивают

интересы каждого и, естественно, вокруг них идет борьба в партиях и

парламентах, в правительстве и на переговорах социальных партнеров, на

международных совещаниях.

Воздействие на цены служит глобальным целям государственного

регулирования экономики, целям конъюнктурной и структурной политики, борьбе

с инфляцией, усилению национальной конкурентоспособности на мировых рынках

и смягчению социальной напряженности. Воздействие государственной

экономической политики на другие объекты регулирования, в свою очередь,

отражается на процессах формирования цен.

Конкретные акции в области цен могут иметь краткосрочные или даже

экстренные цели, которые могут в данный конкретный момент не совпадать с

другими целями, но в конечном итоге они всегда служат генеральной цели

государственного регулирования - оптимизации темпов и пропорций

экономического развития и стабилизации социальной системы.

Классическая политическая экономия рассматривала свободно

складывающиеся на рынке цены как главный элемент механизма поддержания

равновесия между спросом и предложением. Однако в действительности

идеальной всеобщей и полной свободы ценообразования никогда не было. Весь

вопрос в степени и формах ограничения свободной игры цен. Даже если

абстрагироваться от возможностей сговора производителей и продавцов, на

протяжении всей истории капитализма можно проследить воздействие

государства на цены.

Тарифы на услуги государственных железных дорог, почты, телеграфа,

продажа продовольствия из государственных запасов в неурожайные годы,

таможенная политика и косвенное налогообложение, существенным образом

воздействующие на внутренние цены, - вот далеко не полный перечень мер

государственного регулирования цен за последние 100 - 150 лет.

Первая мировая война, начавшаяся вслед за ней депрессия и кризис

послужили переломным моментом в истории государственного регулирования цен.

Х.Мюллер писал по этому поводу, что политические и экономические потрясения

в государстве и обществе вызвали осознание того, что в интересах лучшего

функционирования хозяйства, более равномерного распределения и избежания

опасности революционного переворота было бы целесообразно, чтобы

государство взяло на себя заботу по регулированию хозяйственного процесса и

поддержанию справедливых цен.

Попытки регулировать цены в условиях инфляции и кризиса путем

внешнеторговой политики оказались несостоятельными. К середине 30-х годов

во многих развитых странах с рыночной экономикой были приняты законы,

предоставляющие государству полномочия по воздействию на цены, вплоть до их

замораживания, и государственные мероприятия по воздействию на цены стали

составным элементом государственного регулирования экономики.

Государственные мероприятия по регулированию цен могут носить

законодательный, административный и судебный характер. Принятые

парламентами законы создают правовую основу отношений между хозяйственными

субъектами, а также между ними и государством в сфере ценообразования.

Комплекс этих законов представляет собой ценовое право, входящее составной

частью в гражданское право. На основе этого права уполномоченные

государственные органы осуществляют административную деятельность по

регулированию цен. В случае нарушения законов виновные могут быть

привлечены к судебной ответственности.

Законопроекты по ценам, как и по другим хозяйственным вопросам,

вносятся в парламенты партийными фракциями, независимыми депутатами или

правительством, непосредственно мероприятия по регулированию цен

осуществляют министерства экономики, финансов и центральный банк. В ряде

стран существуют министерства торговли, сельского хозяйства. Они также

оказывают влияние на ценообразование. Во многих странах в конце 60 - в 70-х

годах были созданы межминистерские советы по ценам, они имеют наблюдательно-

совещательные функции.

В каждой стране при правительстве или отдельных его органах существуют

экспертные комитеты, куда входят известные специалисты, и советы, в которых

заседают представители профсоюзов, союзов крестьян, торговцев,

предпринимателей и представители государственных органов; комитеты призваны

консультировать государственные органы по вопросам цен и выражать свое

мнение по поводу ценовых законопроектов.

Рассмотрим государственное регулирование цен в исторической и

логической последовательности.

Наблюдение за ценами является первичной формой государственной

активности в этой области. Дело не только в том, что с него началось

государственное регулирование цен; в настоящее время наблюдение за ценами

служит основой, на которой базируются все государственные акции в этой

области. Наблюдением за ценами занимаются центральные статистические

управления. Самостоятельные исследования движения цен часто проводят научно-

исследовательские центры профсоюзов, специальные комиссии по заданиям

руководства партий, международных организаций.

Главная цель наблюдения за ценами со стороны государственных органов и

социальных партнеров - изменение роста стоимости жизни для определения

индекса ежегодного номинального повышения заработной платы и пенсий, а

также для выяснения влияния роста цен на издержки производства и

национальную конкурентоспособность. Государство может оказывать воздействие

на цены, вводя ил отменяя количественные и таможенные ограничения во

внешней торговле, вступая в интеграционные союзы, изменяя учетную ставку,

варьируя налоги, осуществляя эмиссию денег и т.д. Косвенное влияние на цены

оказывают, по существу, все государственные регулирующие акции, какой бы

цели они не служили.

Государственное вмешательство в процесс ценообразования осуществляется

путем санкционированного правительственными органами завышения издержек

производства через включение в себестоимость завышенных амортизационных

списаний и отчислений в другие фонды. В результате этого в целых отраслях

возникает ситуация, когда “издержки подпирают цену”, т.е. расчетные (а не

действительные) издержки производства оказываются на всех предприятиях

отрасли в результате объявленных правительством льгот настолько высоки, что

повышение цен становится само собой разумеющимся явлением, а так как льготы

распространяются на всю отрасль, то внутриотраслевая конкуренция в условиях

благоприятной конъюнктуры не может быть достаточным препятствием для роста

цен.

Прямым государственным вмешательством в процесс ценообразования

является государственная политика установления цен на так называемые

акцизные товары.

Непосредственное воздействие на формирование цен оказывают

государственные субсидии. Один из видов таких субсидий - ценовые -

предусматривает снижение цен путем специальных доплат производителю или

потребителю.

Прямое воздействие на цены и лидерство в ценах имеет место в отраслях,

где доля государства в потреблении товаров и услуг значительна, например, в

военных отраслях промышленности, в ряде подотраслей строительства.

Правительственные органы, являясь постоянными покупателями или заказчиками

определенных видов товаров и услуг у частных фирм, устанавливают по

договоренности с партнерами “конкретные цены”, которые становятся затем

базовыми ценами для отрасли.

Эффективным средством регулирования цен является налог на добавочную

стоимость. Этот налог производители включают в цену товара или услуги, и

дифференцированные изменения ставок этого налога непосредственно

воздействуют на цены.

Особым направлением государственной экономической политики является

государственное воздействие на внешнеторговые цены. Государственное

поощрение экспорта, освобождение экспортеров от налогов (возврат налогов),

а в некоторых странах - экспортные субсидии, предоставление льготных

кредитов и транспортных тарифов существенным образом отражаются на условиях

ценовой конкуренции на мировом рынке.

Установление цен на минеральное сырье, добываемое в государственных

шахтах, на электроэнергию с государственных электростанций и

железнодорожные, почтово-телеграфные тарифы - пример фиксации цен на товары

и услуги госсектора.

Эти искусственно заниженные цены и тарифы способствуют снижению

издержек производства в частном хозяйстве и повышению национальной

конкурентоспособности за счет искусственно пониженной рентабельности или

дефицитности этих объектов государственной собственности.

Фиксация цен или установление пределов их повышения в негосударственном

секторе - типичное средство административного хозяйственного регулирования.

Применяется оно редко и, как правило, в условиях рыночного хозяйства

является неэффективным в долгосрочном и даже среднесрочном аспекте.

Используется чаще всего в исключительных случаях в качестве средства

ослабления социальной напряженности.

Контроль над ценами на определенные виды товаров осуществляется

национальными органами.

Примерами могут служить установление цен на уголь и черные металлы

Европейским объединением угля и стали, ежегодное установление закупочных

цен на сельскохозяйственные продукты в Европейском союзе (ЕС), участие

стран в международных конференциях, организациях по отдельным видам

товаров, тарифам на воздушные перевозки.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг

До недавнего времени государственный контроль за рынком ценных бумаг

практически отсутствовал, что порождало огромное количество различных афер.

Отсутствие государственного регулирования тормозило развитие рынка,

придавало ему чисто спекулятивный характер.

Основным государственным органом, осуществляющим регулирование деятельности

рынка ценных бумаг является Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг

(ФКЦБ).

В соответствии с Положением о Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от

1.07.96 г. на нее возложены следующие основные регулирующие и

контролирующие функции:

1) осуществление разработки основных направлений развития рынка ценных

бумаг и координация деятельности федеральных органов исполнительной власти

по вопросам регулирования рынка ценных бумаг;

2) утверждение стандартов эмиссии ценных бумаг, проспектов эмиссии

ценных бумаг эмитентов, в том числе иностранных эмитентов, осуществляющих

эмиссию ценных бумаг на территории Российской Федерации, и порядок

регистрации эмиссии и проспектов эмиссии ценных бумаг;

3) разработка и утверждение единых требований к правилам осуществления

профессиональной деятельности с ценными бумагами, в том числе стандарты

страхования и гарантий на рынке ценных бумаг;

4) установка единых обязательных требований к операциям с ценными

бумагами, норм допуска ценных бумаг к их публичному размещению, обращению,

котированию и листингу, расчетно-депозитарной деятельности;

5) установка единых требований к порядку ведений реестра именных ценных

бумаг;

6) установка порядка и осуществление лицензирования различных видов

профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и деятельности по

оценке и управлению имуществом паевых инвестиционных фондов, а также

приостановление или аннулирование указанных лицензий в случае нарушения

законодательства РФ о ценных бумагах;

7) выдача, приостановка или отзыв генеральных лицензий на осуществление

деятельности по лицензированию деятельности профессиональных участников

фондового рынка;

8) определение стандартов деятельности инвестиционных, негосударственных

пенсионных, страховых фондов и страховых компаний на рынке ценных бумаг

9) осуществление контроля за соблюдением участниками фондового рынка

российского законодательства о цененных бумагах;

10) обеспечение создания общедоступной системы раскрытия информации на

рынке ценных бумаг;

11) регулирование деятельности саморегулируемых организаций

профессиональных участников рынка ценных бумаг;

Законодательство РФ позволяет создавать профессиональным участникам рынка

ценных бумаг саморегулируемые организации. Саморегулируемая организация в

соответствии с лицензией, выданной Федеральной комиссией, осуществляет

следующие функции:

• устанавливает правила и стандарты осуществления профессиональной

деятельности на рынке ценных бумаг и операций с ценными бумагами для своих

членов;

• выдает ходатайства для получения в лицензирующих органах лицензий на

право осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

• осуществляет контрольные полномочия;

• налагает санкции и применяет меры воздействия к своим членам,

нарушающим требования законодательства Российской Федерации о ценных

бумагах;

• направляет в Федеральную комиссию предложения по совершенствованию

законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, а также анализирует

практику реализации законодательства Российской Федерации о ценных бумагах;

• в соответствии с квалификационными требованиями Федеральной комиссии

разрабатывает учебные программы и планы, осуществляет подготовку

руководителей и сотрудников организаций, осуществляющих профессиональную

деятельность на рынке ценных бумаг, определяет квалификацию указанных лиц и

выдает им квалификационные аттестаты.

Саморегулируемые организации призваны помочь государству в решении задач

развития и совершенствования системы функционального регулирования рынка

ценных бумаг; установлении правил и стандартов проведения операций с

ценными бумагами, обеспечивающих эффективную деятельность на рынке ценных

бумаг; осуществлении контроля и надзора за деятельностью профессиональных

участников рынка ценных бумаг; защиты интересов владельцев ценных бумаг и

клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся членами

саморегулируемой организации; повышении стандартов профессиональной

деятельности на рынке ценных бумаг, включая стандарты профессиональной

этики на рынке ценных бумаг; обеспечении условий профессиональной

деятельности на рынке ценных бумаг.

Самой крупной и авторитетной саморегулируемой организацией профессиональных

участников фондового рынка в России является Национальная ассоциация

участников фондового рынка (НАУФОР), объединяющая более 1000 членов.

Другой известной саморегулируемой организацией профессиональных участников

фондового рынка является Профессиональная ассоциация регистраторов,

трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД).

Не смотря на усиление положительного влияния государства на российский

рынок ценных бумаг, он еще остается крайне несовершенным. Сильнейший удар

по нему был нанесен кризисом, поразившим нашу экономику.

АНАЛИЗ РЫНКА ОБЛАСТНЫХ КРАТКОСРОЧНЫХ ОБЛИГАЦИЙ

Рассмотрим на конкретном примере рынок государственных ценных бумаг. К

государственным ценным бумагам относятся и облигации эмитируемые субъектами

Федерации, т.е. Администрациями краев и областей.

В Челябинской области в 1997 году были выпущены областные

краткосрочные облигации (ОКО). Объем эмиссии составил 50 млрд. рублей.

Номинальная стоимость облигации составила 100 тыс. рублей. Облигации

выпускаются 5-тью сериями: -А, -Б, -В. Все обязательства по размещению и

погашению облигации несла администрация Челябинской области.

Выясним количественные и качественные параметры ОКО, проведем

анализ доходности, сравнение ОКО с другими инструментами финансового

рынка. Целью подобного анализа выяснить какую роль государство играет на

фондовом рынке. Материалом для анализа будут служить результаты вторичных

торгов по ОКО, которые проходили на ЮУФБ. Информацию предоставила Торгово-

Промышленная Палата города Челябинска.

Наиболее важным направлением анализа рынка ОКО является

сопоставление доходности ценной бумаги , как ее основного качественного

показателя с темпами инфляции , которые очень значительно влияют на

настроения потенциальных и уже существующих инвесторов , определяя

реальную (за вычетом инфляции) доходность финансового инструмента.

Аналогично очень важным в данном случае является возможность

альтернативного инвестирования в другие ценные бумаги , поэтому необходимо

сопоставить доходность ОКО с доходностью других финансовых инструментов.

Прекрасным ориентиром здесь являются государственные краткосрочные

облигации (ГКО). Так как 1997 год является докризисным (имеется ввиду

кризис августа 1998 года), то сравнительный анализ ОКО и ГКО проведем с

учетом времени, т.е. будем анализировать ОКО и ГКО по сотоянию на 1997 год.

Поэтому и цены в работе даны в неденоминированных рублях.

Рассмотрим несколько различных вариантов доходности ценной бумаги

:

1) Доходность к аукциону - характеризует эффективность операции

инвестора, который приобрел ОКО на аукционе при первичном размещении

по средневзвешенной цене, а затем продал их на вторичных торгах по

цене закрытия. Доходность ОКО к аукциону рассчитывается по следующей

формуле:

Д= [((Цт-Ца)/ Цт)*(365/До)]*100, где

Д - дохоность ОКО в % годовых;

Цт - цена закрытия, установленная на ОКО на данных торгах , в

руб;

Ца - средневзвешенная аукционная цена ОКО на аукционе, в руб;

До - время , которое ОКО находилась в обращении, дни;

2) Доходность к погашению - характеризует эффективность инвестирования

средств в ОКО, с учетом того, что инвестор приобрел ОКО на вторичных

торгах или на аукционе и держит их до погашения. Доходность ОКО к

погашению рассчитывается по следующей формуле :

Д= [((H-Цт)/ Цт)*(365/Дп)]*100, где

Д - доходность ОКО в % годовых;

H - номинал, руб;

Цт - средневзвешенная цена на аукционе или цена закрытия,

установленная на ОКО на данных торгах , в руб;

Дп - дней до погашения ОКО этой серии, дни;

3) Доходность с налоговыми льготами. В связи с тем, что хоход по

опрерация с ОКО не облагается налогами, расчетная доходность по ОКО

увеличивается на условную ставку, которую инвесторы платят по опрерациям,

связанными с их основной деятельностью. По ОКО в качестве налоговой льготы

учитывается ставка налогооблажения комерческих банков - 35%. Поэтому

доходность, расчитанная в двух предыдущих вариантах делится на величину

равную 0,65.

Необходимо сказать, что в данной работе используется лишь чистая

доходность , то есть те показатели , которые рассчитаны без учета налоговых

льгот.

Реальная доходность ОКО рассчитывается с учетом инфляции , то есть

необходимо от полученного по ценным бумагам дохода отнимать текущие

показатели инфляции . Для этого необходимо определить методику оценки

инфляции. Текущие показатели инфляции в России довольно широко публикуются

средствами массовой информации , поэтому текущие недельные показатели по

ней будут браться из аналитического еженедельника “Коммерсантъ”. [7]

Покупая ОКО на аукционе и продавая их на вторичных торгах ,

инвестор неизбежно оценивает тот уровень инфляции , который имел место за

период обращения ценной бумаги и именно с инфляцией за период обращения

сравнивается полученный доход. Методика расчета здесь довольно проста :

еженедельные показатели инфляции перемножаются по формуле сложного процента

. В случае , если в реальности остается небольшой хвостик из двух-трех дней

, то из текущего показателя извлекается корень седьмой степени , а затем

результат возводится в степень , равную количеству дней , в той неполной

неделе , в течение которых ценная бумага находилась в обращении , затем

результат перемножается со всеми остальными недельными показателями .

Полученные показатели возводятся в степень , равную частному количества

дней в году и времени , в течение которого облигации были в обороте . В

общем виде формула имеет вид :

I =

((I1*...*Ik*((Ik+1)1/7)n)365/d)-1, где

I - годовая инфляция , в % годовых ,

I1...Ik - текущие недельные показатели инфляции , в % в неделю

,

Ik+1 - уровень инфляции в неполную неделю , в % в неделю ,

n - количество дней в неполной неделе ,

d - количество дней , когда облигация находилась в обороте .

При покупке ценной бумаги инвестор не может точно оценить уровень

инфляции на последующий период, однако он обычно ориентируется на текущие

показатели. Мы можем предполагать , что ожидается сохранение текущих темпов

инфляции , а следовательно нам необходимо капитализировать не-дельные

показатели в годовые . Делается это по формуле :

I = (Iw)52-1 ,

где

Iw - недельный уровень инфляции , в % в неделю,

52 - количество недель в году .

Таким образом, рассчитав необходимые нам показатели инфляции, мы

можем оценить реальную доходность операций с ОКО. Находить ее мы

будем,отнимая соответствующие значения инфляции от результатов вычисления

доходности. Результаты можно видеть на диаграммах реальной доходности ОКО.

Попробуем проанализировать результаты по сериям.

CЕРИЯ А

Размещено ОКО серии А было 60% от объявленной эмиссии. Такой

невысокий показатель можно объяснить тем, что ОКО было нетрадиционным

явлением на рынке и ним отнеслись довольно осторожно многие потенциальные

инвесторы. Хотя следует оговориться, в Челябинской области выпуск ОКО не

новое явление, т.к. в 1995 году администрация Челябинской области уже

выпускала ОКО на фондовый рынок.

Реальная доходность к погашению остается отрицательной в течение

всего периода обращения этих бумаг. Это можно объяснить довольно высоким

текущим уровнем инфляции, который имел место в то время, а особенно в конце

мая - начале июня. Затем, при относительной стабилизации темпов инфляции,

стабилизировался и рынок ОКО и реальная доходность к погашению стала

приближаться к нулю, однако в область положительных значений так и не

перешла. Реальная доходность к погашению так и осталась в районе -60-20%

годовых, однако чем ближе покупка ОКО ко времени погашения, тем меньше

потери инвесторов.

Что касается реальной доходности к аукциону , то здесь ситуация

обратная : высокие положительные значения сначала, постепенно снижаются до

нуля, а затем переходят в область отрицательных значений . Таким образом,

реальный доход может получить только тот, кто купил ОКО на аукционе и

продал их на вторичных торгах впервые три недели, остальные же операции с

ОКО реальной прибыли не приносили. В случае альтернативных вложений или

использования свободных средств ОКО серии А хороши для минимизации

возможных потерь.

Наиболее высокие обороты на торгах по ОКО серии А совпадают со

временем, когда наблюдалась наибольшая доходность вложений в ОКО, то есть в

первые три недели торгов . Продавцы в это время получали наибольшие

прибыли, а покупатели наоборот терпели наибольшие убытки, так как

доходность к погашению в это время находилась в области минимальных

отрицательных значений. Затем обороты торгов снизились, что можно

объяснить, как минимальной доходностью, так и переключением внимания

инвесторов на облигации других серий, доходность которых была в это время

значительно выше (см. диаграммы). Объемы торгов стали возрастать лишь ближе

к погашению ОКО этой серии.

СЕРИЯ Б

На первичном аукционе ОКО серии Б было размещено все 100% от

объявленной эмиссии, что можно объяснить повышенным интересом инвесторов к

ОКО, объясняемой сезонным снижением деловой активности и направлением

высвобождающихся средств на финансовый рынок . Особенностью этого

размещения можно считать троекратное превышение первоначального спроса над

объемом эмиссии.

Серия Б ОКО также знаменательна тем, что наблюдались рекордные

значения доходности этих ценных бумаг. В первые две недели реальная

доходность к аукциону находилась в области положительных значений, причем

на первых торгах доходность превысила 1500% . Затем доходность к аукциону

перешла в отрицательную область и находилась там до погашения. Приближаться

к нулевому значению доходность стала лишь в конце срока обращения ОКО.

Практически в течение всего срока обращения продажа, ОКО серии Б была не

выгодна с точки зрения реальной доходности к аукциону. Максимальные убытки

получили те, кто купил ОКО на первых же торгах, затем доходность к

погашению приблизилась к нулевому значению и примерно через полтора

месяца после размещения перешла в область положительных значений, но лишь в

конце срока обращения превысила значение доходности в 40 % годовых.

Наиболее высокие обороты торгов наблюдались тогда, когда

доходность облигаций была максимальной ( см. диаграмму ) . Минимальные

обороты по ОКО серии Б приходились на середину времени обращения, что

можно объяснить сравнительно невысокой доходностью, а также операциями с

ОКО других серий.

Из сказанного выше можно сделать вывод, что на протяжении всего

срока обращения ОКО серии Б была низкая активность инвесторов . Не

происходило масштабных краткосрочных спекуляций , ценные бумаги покупались

с целью инвестирования в них свободных средств на длительный промежуток

времени.

СЕРИЯ Д

На первичном аукционе облигаций серии Д было размещено примерно 92

% от объема эмиссии , что может свидетельствовать о довольно высоком

интересе инвесторов к этим ценным бумагам, а также уже упомянутым ранее

сезонным высвобождением средств финансовых структур.

Динамика доходности облигации этой серии практически повторяет

раннее выденную картину:

высокая доходность к аукциону на первых торгах соседствует с наибольшими

потерями тех, кто покупает облигации с надеждой погасить их в срок, в это

же время опять наблюдаются максимальные обороты на торгах. Объяснить это

можно лишь тем, что те, кто не успел или не смог приобрести достаточное

количество облигаций при первичном размещении, стремятся сделать это на

первых же торгах, принося продавьцам сверхприбыли и получая при этом

максимальные потери для себя. Однако необходимо заметить, что эти потери

условны, так как инвестор мог бы потерять гораздо больше, не вкладывая

средства никуда и также необходимо учитывать, что снижающийся уровень

инфляции неизбежно снижает и потери или повышает доходность. Далее в

течение трех-пяти недель продолжается “мертвый сезон”, когда доходности

нулевые или отрицательные, а обороты на торгах минимальны, затем немного

повышается доходность к погашению и торговые обороты вновь вырастают.

Особенностью серии Д является то, что во вторую половину срока обращения

ОКО их доходность к погашению, хотя и незначительно, но все-таки была выше

нуля, что можно объяснить снижающейся инфляцией.

ОКО и

ГКО

Важным параметром в анализе рынка ОКО является сравнение его с

рынком ГКО, который вбирает в себя львиную долю оборотов, происходящих на

финансовом рынке России. ГКО, доходность Государственных краткосрочных

облигаций является своего рода эталоном для остальной части финансового

рынка. Доходность ГКО рассчитывается исходя из ежедневных отчетов,

публикуемых в газете “Коммерсантъ - Daily” по сериям, близким по срокам

погашения к находящимся в обороте сериям ОКО.

В самом начале функционирования рынка ОКО доходности ОКО и ГКО

были примерно сравнимы и даже доходность ОКО превышала доходность ГКО, но с

третьей декады июня основным направлением политики Минфина и Центробанка

стало повышение доходности ГКО посредством доразмещения остатков облигаций

от аукциона. В результате разница между доходностью к погашению ОКО и ГКО

стала довольно значительной ( от 5 до 25 % ). В начале же банковского

кризиса и, как следствие этого массового сброса банками должниками ГКО,

доходность ГКО во второй половине августа стала ощутимо повышаться и разрыв

в доходностях стал еще выше.

Следует заметить, что динамика доходности ОКО и ГКО очень

напоминают друг друга, из чего неизбежно следует вывод об ощутимом влиянии

процессов, происходящих на рынке ГКО на рынок ОКО. Кроме того, из

результатов торгов по ГКО видно, что они несут в себе значительный

спекулятивный потенциал, так как значительны краткосрочные ценовые

колебания. На рынке ОКО ситуация гораздо более стабильна.

Несмотря на довольно значительные разницы в ценах в пользу ГКО,

инвестор не уходит с рынка ОКО по следующим причинам:

- для регионального инвестора выход прямой на рынок государственных

обязательств технически затруднен,

- дилеры работают с крупными суммами и мелкий инвестор не может здесь

вклиниться.

Вследствие этих причин рынок региональных ценных бумаг и имеет неплохие

перспективы.

Отсуда можно сделать вывод, что в 1997 году доверие населения к государству

было на много выше, чем на сегодняшний день. Вследствие этого мы и приводим

сравнительный анализ ОКО с ГКО, беря ГКО как эталон для остальной части

финансового рынка. На данный момент доверие к любым облигациям займа

государства остается минимальным. Все инвесторы помнят обвал ГКО в августе

1998 года. Поэтому государству в этой среде нужну предпринимать попытки для

укрепления доверия потенциальных инвесторов и населения к себе.

Заключение.

В условиях тоталитарного государственного управления, по существу,

парализуется рыночная система, и ликвидируются и важнейшие звенья:

товарные, фондовые и валютные биржи и др. Вместо них создаются ложные

подобия рыночных связей. Например, вместо рынка средств производства

организуется приказная система материально-технического снабжения.

Начатый в нашей стране переход к рынку предполагает воссоздать в полном

объёме все рыночные отношения с присущими им регуляторами экономики. При

этом государство с помощью экономических методов призвано оказывать

регулирующее воздействие на сам рынок в интересах всего населения.

Парадоксом переходной экономики является то, что возможности государства

влиять на хозяйственные процессы в этот период уменьшаются (в силу

либерализации, приватизации и др.), а потребность в государственном

вмешательстве сохраняется на высоком уровне и даже возрастает в связи с

общим кризисным состоянием экономики и особенно ряда его секторов

(социальная сфера и трудно адаптирующиеся к рынку отрасли).

Государственное регулирование экономики ставит своей главной целью

соблюдение интересов государства, общества в целом, социально незащищённых

слоёв населения. Это необходимо для того, чтобы в условиях экономической

свободы они не были подавлены, ущемлены и устремлениями и интересами

отдельных регионов, социальных групп, отраслей, монополий,

предпринимателей, частных лиц.

Государство всегда выступало особым экономическим субъектом, так или иначе,

участвуя в экономической жизни общества. Оценка меры и последствий такого

участия была и остаётся остро дискуссионным вопросом экономической науки.

В работе был расмотрен вопрос как в ведущих странах с рыночной экономикой

государстово регулирует экономику. Для этого были взяты две страны США и

Франция. Также в работе была рассмотрена проблема влияния государства на

фондовый рынок России, на примере ОКО и ГКО.

СПИСОК СНОСОК.

стр. 11: IMF Survey, 1996, February 19, p.68

стр. 11: The Economist, 1997, September 20, p. 11

стр. 11: Budget of the US Government. Fiscal Year 1998. Wash., GPO, 1997,

p. 42 – 49

стр. 11: Вопросы экономики, 1997, №7, с. 7

стр. 12: Ibid., p. 189

стр. 12: Так, в рекомендациях проведенной в апреле 1997г. Советом Федерации

(при участии Института Экономики РАН) научно – практической конференции

«Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики»

указывалось на необходимость «сконцентрировать усилия на создании системы

индикативного планирования и прогнозирования экономики», (РЭЖ. – 1997. -

№4. – с. 11 – 12).

стр. 22: КоммерсантЪ, №36, 1998 г.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Борисов Е. Ф., Волков Ф. М. «Основы экономической теории». – М.: изд.

«Высшая школа», 1993.

Липшиц И. В. «Введение в экономику и бизнес (экономика для экономистов)». -

М.: изд. «Вита-пресс», 1997.

Макконел К. Р., Брю С. Л. «Экономикс». – М.: изд. «Республика», 1992. 1

том.

Макконел К. Р., Брю С. Л. «Экономикс». – М.: изд. «Республика», 1992. 2

том.

Мамедов О. Ю. «Современная экономика». – Ростов-на-Дону: изд. «Феникс»,

1996.

Райзберг Б. А. «Рыночная экононика». – ТОО Редакция журнала «Деловая

жизнь». – М., 1993.

Рузавин Г. И. «Основы рыночной экономики». – М.: изд. «ЮНИТИ», 1996.

Платонов В. С. «Введение в бизнес. Основы рыночной экономики». Ростов н/Д.:

изд. «Феникс»,1997г.

Самуэльсон П. «Экономика». Севастополь: изд. «Ахтиар», 1995г.

А. Пороховский «Экономически эффективное государство: американский опыт» //

ВЭ. - 1998г. - №3. – с. 81-89

А. Евграшин «Из практики французского индикативного планирования» // РЭЖ. -

1998г. - №2. – с. 84-87

В. Кириченко «Усиление госрегулирования: Углубление или приостановление

реформационных преобразований?» // РЭЖ. – 1999г. - №2. – с. 3-13

С. Меньшиков «Взгляд на реформы и регулирование экономики» // ВЭ. – 1997г.

- №6. – с. 23-35

«Государство в меняющемся мире (Всемирный банк. Отчет о мировом развитии)»

// ВЭ. – 1997г. - №7. – с. 4 35

А. Илларионов «Критерии экономической безопасности» // ВЭ. – 1998г. - №10.

– с. 35-59

«Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики

(рекомендации научно – практической конференции, проведенной Советом

Федерации РФ и Институтом Экономики РАН)» // РЭЖ. – 1997г. - №4. – с. 3-16

Е. Ясин «Поражение или отступление? (российские реформы и финансовый

кризис)» // ВЭ. – 1999г. - №2. – с. 4-29

-----------------------

[1] IMF Survey, 1996, February 19, p.68

[2] The Economist, 1997, September 20, p. 11

[3] Budget of the US Government. Fiscal Year 1998. Wash., GPO, 1997, p. 42

- 49

[4] Вопросы экономики, 1997, №7, с. 7

[5] Ibid., p. 189

[6] Так, в рекомендациях проведенной в апреле 1997г. Советом Федерации (при

участии Института Экономики РАН) научно – практической конференции «Роль

государства в становлении и регулировании рыночной экономики» указывалось

на необходимость «сконцентрировать усилия на создании системы индикативного

планирования и прогнозирования экономики», (РЭЖ. – 1997. - №4. – с. 11 –

12).

[7] “КоммерсантЪ”, №36, 1998 г.

Страницы: 1, 2, 3


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.