бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Лизинг в современных условиях

— лизингодатель должен ожидать получения положительной величины

денежного потока, как и общей прибыли, по договору лизинга вне зависиомости

от налоговых льгот.

В случаях, когда лизинг по соглашению сторон не подпадает строго под эти

стандарты, при определении финансового лизинга исходят из его различных

интерпретаций судами США. В общем случае суды применяют критерий “выгод и

бремени права собственности”, чтобы определить, владеет ли

лизингополучатель оборудованием в экономическом смысле. В частности, для

суда особенно важными считаются следующие факты:

— формой соглашения является лизинг;

— лизингом преследуется коммерческая

цель (помимо налоговых выгод);

— лизингополучатель обладает

некоторыми значительными атрибутами права собственности, такими,

как риск потерь и возможность определенных экономических выгод.

Один крупный нью-йоркский банк выделяет следующие три группировки

лизинговых договоров по их объему: мультимиллионный (авиалайнеры,

оборудование для бурения нефтяных скважин и т. п.); средний - при стоимости

имущества от 0,5 до 5 млн. долл., рассчитанный на период до 10 лет; малый,

при которой банк объединяет в одном договоре несколько единиц сравнительно

недорогого оборудования, выпускаемого одним производителем[5][5].

Наиболее популярным в США является лизинг автотранспортных средств.

Такой вид лизинга чаще используется банками, когда они выступают в качестве

лизингодателей. В целом существует два основных вида лизинга транспортных

средств с двигателем внутреннего сгорания: открытый лизинг и закрытый

лизинг.

Открытый лизинг имеет следующие наиболее характерные черты:

1. Лизинг обычно осуществляется на срок от 24 до 36 месяцев.

2. Лизингополучатель принимает на себя риск утраты или повреждения

нанятого средства. Перед получением во владение лизингополучатель должен

застраховать автомобиль, указав лизингодателя в качестве

выгодоприобретателя.

3. Лизингополучатель принимает на себя всю ответственность в связи с

ремонтом и поддержанием рабочего состояния нанятого средства.

4. Лизингополучатель обязуется производить предусмотренные ежемесячные

платежи в течение срока лизинга и выплатить остаток суммы погашения по

окончании действия договора лизинга.

5. Лизингполучатель не имеет преимущественного права на приобретение

транспортного средства по окончании лизинга.

После окончания срока открытого лизинга обычно происходит одно из трех

событий. Хотя лизингополучатель не имеет преимущественного права на покупку

автомобиля, он может сам выплатить гарантированный остаток. В этом случае

автомобиль передается ему или указанному им лицу. В ином случае автомобиль

предлагается франшизному дилеру, у которого он приобретается. Если

франшизный дилер не приобретает автомобиль, банк обычно продает его по

оптовой цене другому дилеру, хотя банк может опять передать автомобиль по

договору лизинга, если он очень изношен.

Закрытый лизинг отличается от открытого одной важной деталью:

лизингополучатель не гарантирует остаточную стоимость арендованного

транспортного средства в конце срока лизинга; лизингодатель допускает этот

риск. Многие договоры лизинга транспортных средств с двигателем внутреннего

сгорания предусматривают открытый лизинг.

Во многих случаях лизинг дорогостоящего оборудования (big ticket items)

является закрытым, хотя часто сроки лизинга рассчитываются таким образом,

чтобы прекратить срок эксплуатации нанимаемых товаров, не оставляя

остаточной стоимости сверх стоимости вознаграждения.

Банковские холдинговые компании могут заниматься лизингом в той степени,

в какой лизинг является функциональным эквивалентом предоставления кредита.

Лизинг должен иметь неуправленческую основу (т. е. без оказания услуг).

Например, при лизинге автомобилей филиал банковской холдинговой компании по

лизингу не может предлагать услуги, ремонт или поддержание состояния

транспортного средства. Банковская холдинговая компания должна вести

лизинговую деятельность на основе полной выплаты; до оказания лизинга она

должна возместить расходы по инвестициям в имущество и по финансированию.

Срок лизинга не может превышать 40 лет, а время, в течение которого

наймодатель — банковская холдинговая компания может владеть имуществом

после окончания лизинга, ограничено двумя годами.

Рассмотрим на примере - лизинг грузового автотранспорта. В соответствии

с последними сообщениями Truck Renting and Leasing Association (TRALA) за

1998 и 1999 годы происходит тенденция увеличения производства и сдачи в

аренду грузового автотранспорта.

Сегодняшние лизинговые компании сдающие в лизинг грузовые автомобили

предлагают полный пакет услуг: лизинг полного обслуживания; обслуживание

контракта; материально-техническое обеспечение. Владельцы лизинговых

компаний постоянно исследуют рынок самых новых технологий (таких как:

электронные двигатели, передачи с автоизменением, установка компьютера,

контролирующего воздушное давление, экономию топлива, износ шин);

определяют совместно с клиентами, какие новые изделия и системы являются

наиболее пригодными, проводят экспериментальные испытания системам. Эти

преимущества гарантируют, что скорость технологических изменений только

усилит рыночные позиции лизинговых компаний.

Владельцы лизинговых компаний считают, что в данном случае арендованный

автопарк часто более современный, чем автопарк частный. К тому следует

учитывать, что лизинг будет не только наиболее недорогим выбором, но также

и самым безопасным.

Однако, не следует думать, что в США лизинг автотранспорта является в

большинстве своем не финансовым, а оперативным. Это мнение представляется

спорным. Так, в США среди членов Ассоциации компаний, занимающихся лизингом

оборудования, 13 компаний занимались финансовым лизингом автомобилей. Объем

их сделок в течение года достигал почти 1,5 млрд. долл., а в среднем на

одну лизинговую компанию приходилось договоров по автомобилям на 110 млн.

долл.

На рынке лизинговых услуг компании США являются наиболее заметными и

крупными. Вообще лизинговые компании держат третью часть американского

лизингового рынка. Как ожидается, рынок немного изменится в следующем

десятилетии. Некоторые компании изменят рост – доходность, другие – объем.

Но, способность поддерживать постоянные темпы роста в размере 8-10%, год за

годом, будет трудно, если не невозможно.

Как отмечает Промышленный Совет МФК, рынок в настоящее время слишком

изменчив. Согласно статистики МФК, в 1999 году наиболее серьезно обсуждался

результат экономического спада, являющейся следствием влияния на рынки

капитала, а не требованиям или спросом на оборудование[6][6].

Об уровне развитости лизинговых отношений в Соединенных Штатах Америки

свидетельствует количество ассоциаций, объединяющих участников лизингового

рынка. Их всего 15. В том числе:

— Ассоциация компаний, занимающихся

лизингом оборудования (Equipment Leasing Association)со штаб-

квартирой в Арлингтоне;

— Западная ассоциация компаний,

занимающихся лизингом оборудования (Western Association of

Equipment Lessors) со штаб-квартирой в Окленде;

— Восточная ассоциация компаний,

занимающихся лизингом оборудования (Eastern Association of

Equipment Lessors). Ее месторасположение — в Харристоне;

— Национальная ассоциация лизинга

транспортных средств (National Vehicle Leasing Association) со

штаб-квартирой в Сан-Франциско;

— Ассоциация лизинга и рентинга

грузовиков (Truck Renting and Leasing Association) находится в

Александрии;

— Американская ассоциация лизинга

автомобилей (American Automotive Leasing Association) находится в

Вашингтоне;

— Ассоциация лизингодателей компьютеров

(The Computer and Leasing Remarketing Association), которая также

находится в Вашингтоне.

Примечательно, что ряд американских компаний стали операторами

российского лизингового рынка как в качестве поставщиков оборудования, так

и в качестве лизингодателей.

В национальном и международном коммерческом обороте зарубежных стран все

большее распространение получают особые договоры по передаче имущества во

временное пользование, в деловой практике получившие название договоров

лизинга.

Понимание лизинга в современной России

Хотя в России лизинговые отношения появились сравнительно недавно и еще

не получили такого распространения, как на Западе, в нашем стране уже были

сделаны первые шаги по пути урегулирования и законодательного закрепления

лизинговых отношений, в частности, был создан институт финансовой аренды.

В целях унификации договорных отношений между участниками лизинговых

сделок в 1988 г. была подписана Конвенция о международной финансовой

аренде[7][7], положения которой обеспечивают сбалансированность позиций

участников сделки и благоприятные условия их реализации.

К сожалению, в российском гражданском праве пока большее внимание

уделяется экономической стороне дела, а правовая разработка вопросов,

касающихся лизинга, носит в основном фрагментарный характер[8][8]. До

настоящего времени не многие авторы обращались к проблеме определения

понятия лизинга. Необходимо выделить особенности отношений лизинга и

отношений аренды (тем самым четко разделив их), а также установить

соотношение этих понятий в праве, в том числе и через призму практической

деятельности.

Лизинг в англоязычной юридической литературе чаще всего определяют как

особый договор аренды, предусматривающий предоставление одной стороной -

лизингодателем (арендодателем) другой стороне - лизингополучателю

(арендатору) имущества в исключительное пользование на установленный срок

за вознаграждение в виде арендной платы. При этом право собственности на

объект лизинга сохраняется за лизингодателем. Пользователь оплачивает

потребляемую стоимость имущества, полученного в лизинг, сопутствующие

услуги от лизингодателя и проценты от стоимости эксплуатируемого

оборудования[9][9].

Европейская федерация национальных ассоциаций по финансовой аренде

(лизингу) оборудования (Leaseurope) дает следующее определение: "Лизинг -

это договор аренды завода, промышленных товаров, оборудования, недвижимости

для использования их в производственных целях арендатором, в то время как

товары покупаются арендодателем, и он сохраняет за собой право

собственности"[10][10].

В российском гражданском законодательстве под договором финансовой

аренды (договор лизинга) понимается гражданско-правовой договор, в

соответствии с которым арендодатель обязуется приобрести в собственность

указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить

арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование для

предпринимательских целей (ст. 665 ГК РФ).

В настоящее время лизинговые отношения, наряду с Гражданским кодексом

РФ, регулируются Федеральным законом "О лизинге"[11][11]. Кроме того,

отдельные виды финансовой аренды регулируются нормами специальных законов.

Так лизинг в сфере агропромышленного производства регулируется Федеральным

законом "О государственном регулировании агропромышленного

производства"[12][12].

Итак, перейдем непосредственно к рассмотрению содержания договора

финансовой аренды по Российскому законодательству.

По договору лизинга имущество передается арендодателем арендатору во

временное возмездное владение и пользование. Договор лизинга является

разновидностью договора аренды, но его отличают определенные характерные

особенности, выделяющие его в отдельный вид договора аренды.

Во-первых, в качестве участника обязательств по лизингу наряду с

арендодателем и арендатором выступает также продавец имущества, являющийся

его собственником.

Во-вторых, арендодатель, в отличие от общих положений об аренде, не

является собственником или титульным владельцем имущества, которое подлежит

передаче в аренду. Более того, на арендодателя возлагается обязанность

приобрести в собственность это имущество, принадлежащее другому лицу

(продавцу). Данная обязанность арендодателя охватывается содержанием

обязательства, возникающего из договора лизинга. Приобретая имущество для

арендатора, арендодатель должен уведомить продавца о том, что это имущество

предназначено для передачи в аренду.

В-третьих, активная роль, обычно не свойственная арендным отношениям, в

обязательстве по лизингу принадлежит арендатору. Именно арендатор

определяет продавца и указывает имущество, которое должно быть приобретено

арендодателем для последующей передачи в аренду. Естественно, арендодатель

освобождается от какой-либо ответственности за выбор предмета аренды и

продавца. Исключение из этого правила могут составить лишь случаи, когда

договором лизинга обязанности по определению продавца и выбору имущества

возложены на арендодателя.

Своеобразие договора лизинга в основном объясняется тем, что возникающие

из него обязательства представляют собой сочетание, с одной стороны, прав и

обязанностей арендатора и арендодателя, типичных для арендных отношений, а

с другой - некоторых прав и обязанностей продавца и покупателя, присущих

договору купли-продажи. Следствием этого является возложение отдельных прав

и обязанностей арендодателя, выступающего одновременно покупателем

имущества по договору купли-продажи, как на арендатора (права и обязанности

покупателя), так и на продавца (права и обязанности арендодателя).

Перспективы развития лизинга

Экономическая сущность лизинга делает его применение наиболее

эффективным в отраслях, выпускающих продукцию высокой степени готовности,

сбыт которой во многом определяется ее конкурентоспособностью и наличием

средств у пользователя этой продукции.

Так, например, неконкурентноспособность российских автомомобилей, не

отвечающих экологическим и другим нормам мировых достижений, не дает

возможности компенсировать потери спроса на внутреннем рынке

дополнительными поставками автомашин на внешний рынок. Если бы в России

действовала разветвленная система финансового и оперативного лизинга

автомашин, проблемы сбыта машин и неплатежеспособности пользователя могли

бы быть значительно смягчены.

Использование ускоренной амортизации при лизинговых операциях позволяет

оперативнее обновлять оборудование и вести техническое перевооружение, в

чем так нуждается отечественное машиностроение, легкая и пищевая отрасли

промышленности. Успешное применение лизинга в инвестировании оборудования

этих отраслей требует широкой поддержки региональных структур, что особенно

важно при лизинге оборудования для глубокой переработки

сельскохозяйственного сырья, когда в качестве лизингополучателя выступают

фермерские хозяйства и малые предприятия, не располагающие достаточными

средствами.

Развитие лизинга строительных машин и механизмов, а также оборудования

стройиндустрии и строительных материалов, в первую очередь для

высококачественной деревообработки, производства санитарно-технических

изделий, отделочных и кровельных материалов позитивно скажется на

ценообразовании в строительстве и во многом облегчит реализацию программ

жилищного строительства и индивидуального домостроения.

Лизинг оборудования, особенно в сфере малого предпринимательства,

сопровождается созданием дополнительных рабочих мест, что особо значимо в

период структурной перестройки промышленности и осуществления конверсионных

программ.

Решая чисто народнохозяйственные задачи, лизинг дает всем участникам

сделки ряд существенных преимуществ. Так, от лизингополучателя не требуется

единовременной полной оплаты стоимости имущества, включая накладные

расходы, что высвобождает его ликвидные средства, снижает общие расходы и

дает безусловные преимущества против обычной купли-продажи.

При проведении Международного лизинга стороны могут успешно использовать

налоговые льготы стран-участниц лизинговой операции. По данным

Административно-бюджетного управления США, использование так называемого

налогового убежища при проведении лизинговых сделок в США в 1983-1985 годах

стоило федеральному бюджету около 9 миллиардов долларов.

За рубежом лизинговые компании используют в своих операциях, как

правило, 75-80 процентов заемных средств. Применяется практика

предоставления банками так называемых гарантированных кредитов, сроки

действия которых совпадают со сроками действия лизинговых договоров и

обычных кредитов. Роль государства сводится к регулированию налоговых льгот

и созданию благоприятных условий для привлечения лизинговыми компаниями

заемных средств.

Использование для лизинговых операций заемных средств российских

коммерческих банков сталкивается с двумя проблемами: высокая ставка

рефинансирования и риск обесценения банковских ресурсов.

Кроме того, необходимо формировать резерв под лизинговые операции,

создаваемого аналогично ссудным операциям. Хотя имущество до полного выкупа

принадлежит лизингодателю, это не уменьшает риск для лизинговой фирмы.

Банк вложил средства в приобретение основных средств. В случае возврата

имущества оно отражается в учете на счете собственных основных средств

(лизинг учитывается в балансе банка как актив, приносящий доход). При этом

снижается ликвидность активов, показатели баланса ухудшаются, а вопрос о

реализации имущества (особенно специфического или дорогостоящего)

проблематичен (аналогичная по платежному дефициту и погашению ссудной

задолженности ситуация возникает в том случае, когда в залог по ссудам

принимаются низко ликвидные товары). Таким образом, риск при проведении

лизинговых операций нисколько не ниже, чем при проведении ссудных операций.

Начисленный резерв может быть списан с баланса после реализации (или

списания) основных средств, приобретенных для проведения лизинговых

операций.

Важным фактором успеха лизингового бизнеса является выбор рациональной

организационной структуры лизинговой компании и высокая профессиональная

подготовка ее персонала. Лизинговую компанию отличает большое количество

аналитических служб, сильное маркетинговое и юридическое обеспечение.

Существенно постоянное взаимодействие с банковскими учреждениями,

страховыми компаниями и региональными властными структурами.

Лизинговый бизнес - один из сложнейших видов предпринимательской

деятельности, в котором задействованы арендные отношения, элементы

кредитного финансирования под залог, расчеты по долговым обязательствам и

другие финансовые механизмы.

Заключение

Лизинг в России - сравнительно новый вид деятельности. Для

стимулирования инвестиций в производственную сферу, для обновления

промышленного потенциала, для повышения конкурентоспособности отечественных

производителей нашей стране необходимо развивать лизинговые отношения. Но

для этого нужно создать соответствующие условия. Как показывает опыт других

передовых стран мира, этому уделяют самое пристальное внимание:

соответствующее законодательство, налоговые льготы и т.д.

Мне кажется, следует более полно использовать инструменты регулирования

правоотношений лизинга при помощи налогового права. Также следует

стимулировать банки предоставлять кредиты лизинговым компаниям, которые

заключают длительные договора.

Кроме этого, необходимо рассмотреть возможность снижения таможенных

пошлин и налогов по товарам, ввозимым на территорию РФ и являющимся

объектами международного финансового лизинга.

Лизинг становится гибким и многообещающим экономическим рычагом

способным привлечь инвестиции, способствовать подъему отечественного

производства, привлечь капитал в жизненно важные отрасли экономики страны,

обеспечить реальную поддержку малому бизнесу, обеспечить долгосрочный и

надежный доход для коммерческих банков и т. п. На лицо огромный потенциал

лизинга в России.

Можно с полной уверенностью сказать, что лизинг в нашей стране

постепенно будет наращивать свои обороты и будет играть все более весомую

роль в экономике России.

В заключение стоит еще раз подчеркнуть, что лизинг не является дешевой

заменой кредита. Существуют определенные преимущества финансирования

оборудования основных средств, но навыки кредитования и оценка финансовых

потоков оказывается настолько же критичными, как при необеспеченном

кредите. Другими словами пропадает основной привлекательный момент для

лизингополучателей (в частности для малого бизнеса), заключающийся в том

чтобы начать дело без достаточных средств, но с высокоэффективным

проектом, так как и при лизинге банки требуют предоставления залога (объект

лизинговой сделки может представлять ценность для проекта, но не обладать

ликвидностью в той мере, чтобы покрыть издержки банка).

Таким образом, лизинг стал эффективным инструментом обслуживания

инвестиционных проектов “своих” клиентов банка. Но потенциал лизинга в

России очень велик и государством и лизинговыми компаниями проделана

огромная работа.

Отраслями, наиболее привлекательными для развития российского лизинга,

эксперты считают сельское хозяйство, строительство, тяжелое машиностроение,

транспорт (авиа- и судоперевозки), а также малое предпринимательство. Как

показывает практика последних месяцев именно авиа промышленность является

одним из самых перспективных рынков лизинга, так совсем недавно был

заключен договор лизинга на 12 самолетов ТУ-214.

Использованная литература:

Учебная и специальная литература:

1. Газман В.Д. Рынок лизинговых услуг. - М., 1999.

2. Единообразный Торговый Кодекс США. - М., 1999

3. Бутенина Н. // Лизинг-ревю, №5-6, 2000.

4. Гражданское, торговое и семейное право капиталистических стран:

Сборник нормативных актов: Обязательственное право. - М., 1989. С. 187-192.

5. Федоренко Н.В., Пипник Т.Д. О некоторых проблемах правового

регулирования лизинга // Законодательство, 1999, №12. – С.87.

6. Харитонова И.С. Понятие финансовой аренды (лизинга) //

Законодательство, 1998, №1.

7. Кабатова Е.В. Лизинг: понятие, правовое регулирование, международная

унификация. - М., 1991.

8. Сусанян К. Лизинг, бартер, товарообмен с зарубежными партнерами. М.:

Мировой океан, 1992.

Законодательные акты:

1. Гражданский кодекс РФ. Части первая и вторая. М.: Инфра-Норма, 2000.

2. Федеральный закон от 29 октября 1998 г. №164-ФЗ "О лизинге" //

Собрание законодательства Российской Федерации, 2 ноября 1998 г., №44, ст.

5394.

3. Федеральный закон от 14 июля 1997 г. №100-ФЗ "О государственном

регулировании агропромышленного производства" // Собрание законодательства

Российской Федерации, 21 июля 1997 г. №29, ст. 3501.

[pic]

-----------------------

[1][1] Сусанян К. Лизинг, бартер, товарообмен с зарубежными партнерами.

М.: Мировой океан, 1992. с. 12.

[2][2] Газман В.Д. Рынок лизинговых услуг. - М., 1999. – с.27.

[3][3] Газман В.Д. Рынок лизинговых услуг. - М., 1999. – с.29.

[4][4] Газман В.Д. Рынок лизинговых услуг. - М., 1999. – с.30.

[5][5] Бутенина Н. // Лизинг-ревю, №5-6, 2000. – с.5.

[6][6] Бутенина Н. // Лизинг-ревю, №5-6, 2000. – с.7.

[7][7] Гражданское, торговое и семейное право капиталистических стран:

Сборник нормативных актов: Обязательственное право. - М., 1989. С. 187-192.

[8][8] Федоренко Н.В., Пипник Т.Д. О некоторых проблемах правового

регулирования лизинга // Законодательство, 1999, №12. – С.87.

[9][9] Харитонова И.С. Понятие финансовой аренды (лизинга) //

Законодательство, 1998, №1. – с. 49.

[10][10] Кабатова Е.В. Лизинг: понятие, правовое регулирование,

международная унификация. - М., 1991. - С. 16.

[11][11] Федеральный закон от 29 октября 1998 г. №164-ФЗ "О лизинге" //

Собрание законодательства Российской Федерации, 2 ноября 1998 г., №44, ст.

5394.

[12][12] Федеральный закон от 14 июля 1997 г. №100-ФЗ "О государственном

регулировании агропромышленного производства" // Собрание законодательства

Российской Федерации, 21 июля 1997 г. №29, ст. 3501.

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.