бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Эколого-эстетическое воспитание школьников

природы. Познавательная задача, ориентирующая на поиск необычных явлений,

превращает красоту природы в одно из наиболее привлекательных явлений. Не

удовлетворяясь общим знанием, что вокруг есть красота, учащиеся овладевают

умением отыскивать ее в различных природных условиях. Активизируются

коллективные стремления к постижению новизны явлений, как их красоты,

усиливается обмен знаниями, умениями, переживаниями.

Наиболее эффективен прием прямых заданий, выявлений и оценки

эстетических свойств природы. Он порождает встречные вопросы учеников

педагогам: что такое красота? Как ее распознать в природе? Чем отличаются

красивые явления от некрасивых? Какие явления нельзя назвать красивыми и

т.д.

Не только эстетическое восприятие природы, но и природоохранительные

стремления и действия возникают не автоматически. Формирование тех и других

требует специальной педагогической работы, поэтому задание открыть красоту

в природе, которые учитель ставить перед учащимися должны быть неразрывно

связаны с практическими задачами труда и охраны природы, и наоборот.

Процессы воспитания эстетического и природоохранительного отношений

школьников требует комплексного подхода.

Два пути комплексного воспитания названных отношений: от эстетического

познания к практике (к труду и охране среды) и от практики к познанию –

равно возможны в любой школе.

Учителю литературы, пения и рисования быстрее и легче сформируют

ответственное отношение учащихся к природе, опираясь первоначально на

средства искусства. Как известно, учащиеся с большим интересом пишут

сочинения о литературном пейзаже, о произведения живописи и музыки,

отражающих природу. Под руководством учителей изобразительного искусства

они с удовольствием совершают экскурсии, чтобы зарисовать

достопримечательности с натуры. Увлекательно для школьников и знакомство с

миром музыки, воспроизводящие образы природы.

Для преподавателей естественно – математических предметов наиболее

эффективным комплексным подходом к воспитанию оказывается путь от обучения

основам наук к организации непосредственного взаимодействия школьников с

природой в познании и труде, а затем к установлению связей между природой и

искусством, общественными и личными отношениями воспитанников с окружающей

средой.

Таким образом, влияния различных путей, которые используют учителя

разных специальностей, воспитывая отношение школьников к природе могут

стать равноценными при соблюдении определенных педагогических условий:

объединение познания, пруда и охраны среды в систему (комплекс дел

связанных друг с трудом и переходящих друг в друга); взаимное дополнение

эстетической, трудовой и природоохранительной деятельности или их

взаимопроникновение в ходе воспитания отношений к природе;

дифференцированный подход к построению систем практических дел, связанных с

каждым учебным предметом и возрастной группой школьников; усиление внимания

педагогов к формированию связей и внутренних зависимостей друг от друга

разных дел, направлений деятельности, традиционных и новых форм

взаимодействия с природной средой.

Деятельность среди природы является объективной основой возникновения и

развития взаимных отношений учащихся (ученические бригады, школьные

лесничества, животноводческие звенья, общественные сады).

Здесь педагог может широко использовать массовые формы и методы

пропаганды эстетической ценности природы и необходимости ее охраны. Это

лекции, беседы, рассказы, объяснения, читательские конференции. Действенны

и приемы воспитания на примере, поощрении. В коллективе легко и традиционно

организуются соревнования и конкурсы, выставки, художественные кружки,

вечера и праздники, посвященные заботе о природе.

Учителя выступаю при этом как консультанты и советчики. Пример

педагогов активно влияет на сознание и поведение учащихся, на их отношение

к природе и друг к другу.

Формами педагогического руководства индивидуальной деятельности могут

стать систематические консультации по домашнему труду (уход за садом,

цветами, животными, рыбками, птицами), выставки находок и поделок из

природных материалов. Уместны рекомендации режима игр и отдыха среди

природы, ознакомление учащихся с правилами промысловой деятельности и ухода

за природой, законодательство. На беседы можно приглашать художников,

поэтов, писателей, рыболовов охотников, лесничих, юристов и т.д.

Достижение высокого уровня развития отношений к природе и друг к другу

помогает удовлетворению интересов школьников. Оно своеобразно завершает

процесс преобразования предметных и взаимных связей учащихся в

воспитательные отношения. Обретая воспитательные функции, ответственное

отношение к природе, забота школьников о сбережении ее красоты, внимание

друг к другу поднимаются на высокую ступень. Это создает наилучшие условия

для решения задач всестороннего гармоничного развития личности в процессе

взаимодействия с природной средой.

Глава II. Эстетические свойства природы и учебно-воспитательный процесс в

школе.

2.1. Раскрытие эстетических свойств в учебно-воспитательном процессе.

Основные формы эстетического сознания опосредуют складывающееся

эстетическое отношение к природе и корректируют его соответственно

существующим социально – культурным традициям, однако, в зависимости от

уровня общего развития личности. Кроме того, развитость эстетического

восприятия, переживания оценки, вкуса, эстетических мотивов и потребностей,

эстетического идеала и их более высокого обобщения – системы взглядов

определяют уровни развития эстетического отношения в целом и к природе в

частности. Их активизация необходима как в процессе учебного познания, так

и на вне учебных и кружковых занятиях по тематике “Природа и красота”, и во

внешкольных формах приобщения к природе. Но наиболее целесообразна

систематическая расстановка эстетических акцентов в ходе изучения учебной

темы на уроках курса биологии или в процессе ознакомления ребят с природным

объектом (явлением), в общих беседах, направленных на оценку эстетических

особенностей окружающей среды.

Для младших школьников, не познанная еще природа – нечто цельное,

единое, вызывающее непосредственные, яркие эмоции. В их жизненном опыте еще

не завершено накопление “первых” ярких восприятий, наблюдений, переживаний

полученных в общении с природой для каждого она открывается в особых,

индивидуальных, личностно значимых жизненных обстоятельствах. Идет

осмысление накопленных чувственных впечатлений, оценок, освоение знаний,

начинается простейшая систематизация, анализ, обобщение, формирование

понятий и суждений о природных явлениях. На этом этапе непосредственные

эмоционально – эстетические оценки явлений сочетаются с пробуждением

интеллектуального, эстетически окрашенного чувства удивления в связи с

самим актом познания, раскрытия тайн природы. Позже для формирующегося

субъекта сознания – подростка уже важен и сам процесс познания, его

результаты, его личностная окрашенность, вовлеченность в творческое

освоение мира.

Для подростков нет природы как целого – она “разобрана” разными

учебными предметами. И поэтому у учащихся V – VII классов уже нет

целостного, эмоционального отношения к природе. Здесь для формирования

нравственно – эстетического отношения к природе, при расширении диапазона

школьной науки и объема накапливающихся знаний необходимо систематическое

обогащение представлений, чувственных впечатлений об эстетических свойствах

природы.

У старшеклассников важно пробуждать: способность оценить эстетические

черты отдельного явления или его элементов; вкус к оценке эстетических

свойств данной науки, самого процесса познания, учебно-трудовой и других

видов деятельности, связанных с природной действительностью. Надо

стремиться к развитию представления о целостной эстетической картине мира,

к эстетическим оценкам собственной деятельности и отношения к природе.

Педагогические возможности раскрытия красоты и ценности природы

обусловлены в первую очередь общими научными характеристиками природы и ее

эстетических свойств, даваемыми рядом научных дисциплин (в частности,

философией, экологией, эстетикой, педагогикой и другими) (1, 4, 7, 28, 40).

Критерий совершенства по отношению к свойствам объекта положен в основу

эстетической оценки природных явлений. Применительно к живой природе, этот

критерий приобретает иные оттенки: оценка совершенства и расцвета жизни в

каждой форме и явлении, признание духовной и материальной ценности природы

как величайшего достояния, сокровища человечества. Без принятия природы как

ценности, всякая деятельность по отношению к ней, проявление любой

потребности будет носить обыденно – утилитарный характер. Важно

предупредить возникновение подобного отношения к природе иначе,

сформировавшись и закрепившись, оно перейдет в убеждения и поведение

социально не приемлемые и даже угрожающие существованию конкретных

природных объектов.

Необходимо сформировать у школьников целостное, нравственно –

эстетическое отношение к природе, направленное на ее сохранение и

обогащение.

Перед учителями стоит сложная задача – освоить ни только особенности

эстетических и художественных объектов, но так же содержание и признаки

основных эстетических понятий, найти оптимальные приемы раскрытия их черт

для старшеклассников, научить их осознанному восприятию понятий. Необходимо

подчеркнуть, что понятие “эстетическое” содержит в себе “необыденность,

возвышенность чувства, раскрывающего мир под углом зрения его совершенства”

(33, 77).

Авторы ряда исследований и монографий рассматривают различные аспекты

воспитания личностных качеств и процессов при контактах школьников с

объектами природы (И. Д. Зверев, В. И. Старостин, Т. В. Калугина и др.) (1,

2, 8, 40).

Однако сегодня в учебно – воспитательном процессе еще не получила

последовательного отражения эстетическое содержание той или иной стороны

действительности, изучаемой в школьном курсе.

Некоторые педагоги, руководящие эстетическим воспитанием школьников, не

всегда ориентируются в определении основных признаков эстетического.

Таким образом важно подчеркнуть здесь моменты определяющие суть

эстетического.

Во-первых, при значении внешних форм явлений действительности,

воспринимаемых зрением, осязанием, слухом человека, оценка выразительности

их обусловлена единством воспринятой органами чувств формы и ее внутреннего

(выражаемого) содержания, назначения.

Во-вторых, момент бескорыстного созерцания, а так же любования, чтобы

не только пережить удовольствие от встречи с поразившим нас явлением, но и

сохранить его для других людей, воспрепятствовать тому, кто готов

уничтожить его, нанести ему вред. Сущность бескорыстного созерцания – в

подлинно человеческом постижении характера этого явления, его

неповторимости, его выразительности, в предугадывании его дальнейшей

судьбы, наконец, в чувстве ответственности человека за то, чтобы это

явление сохранилось и могло доставить радость познания удивительного другим

людям. Это особенно актуально для нашего времени, когда даже в природных

заповедниках приходиться делать специальные маршруты в стороне от подлинно

редких и ценных памятников природы, ибо им грозит опасность со стороны

“диких” туристов.

В-третьих, следует пояснить, что в понятие “выразительность” входят

понятия “прекрасное”, “красивое” (т.е. совершенное, соответствующее

идеалу), что составляет только часть представлений об эстетическом.

Наиболее красивая и привлекательная внешне, выбранная из всего объема

эстетических богатств природы, охватывает ограниченное чисто явлений и

объектов. Выразительность же включает все многообразие природы, форм ее

существования и может касаться как целого объекта, так и каких то его

сторон, проявлений, моментов бытия, которые не являются именно “красивыми”,

совершенными.

В-четвертых, понятие выразительности природы дает представление о ее

общей ценности для познания, о ее влиянии на самочувствии на человека (как

ободряющем, так и угнетающем), т.е. речь идет и о чувственном влиянии

природы на переживания, поведение человека, в том числе и на эстетические и

морально – волевые проявления.

Таким образом, раскрывая подросткам и старшим школьникам возможности

эстетического освоения природного мира, следует приучать их внимательно

вглядываться во внешний облик того или иного явления, оценивать его

особенности, признаки, форму и цвет, осязаемые и звуковые характеристики,

строение, иные особенности, определять возможность отнесения к ним тех или

иных эстетических понятий, характеризовать эстетическую ценность его,

значение содержания для духовного самочувствия человека. Ценен так же

педагогический разбор не эстетического поведения человека по отношению к

данным явлениям и объектам природного мира. В определенном смысле мы можем

говорить о выразительности эстетической картины мира и чувственного образа

каждого природного явления.

Педагогически целесообразное акцентирование эстетических свойств,

выразительности природы содействует духовному общению с ней, одновременно

служа общему развитию личности школьника.

2.2. Восприятие эстетических свойств природы в учебной и внеучебной

деятельности школьников.

Исследования, посвященные эстетическому воспитанию школьников

общеобразовательных школ на уроках естественнонаучного цикла, рассматривают

возможности активизации эстетических эмоций и интересов учащихся для

углубления их познавательной деятельности, раскрывают эстетическое

содержание науки. Необходима постоянная работа учителя – предметника по

подбору, классификации, анализу эстетических особенностей определенной

стороны действительности, изучаемой той или иной школьной дисциплины.

Необходима активизация его собственного опыта эстетических переживаний,

оценок, а так же обращения к высказываниям великих ученых о глубоких

эмоциях, пробужденных под эстетическим воздействием действительности в

процессе ее научного познания. На уроках физики, астрономии, биологии,

географии, формируя у учащихся обобщенно – образное, эстетически окрашенное

представление о характерных свойствах той или иной стороны

действительности, учитель вправе называть его эстетической картиной

действительности. Последнее необходимо отличать от эстетической картины

самой науки, которая может быть доступна учащимся лишь в отдельных

элементах как многократно опосредованное аналитическое отражение

действительности.

Взаимосвязанные, целостные представления о природе, ее эволюции

отражаются в каждой науке, ее “пограничных” зонах. И сам переход от одной

зоны к другой требует не только абстрактно – логического понимания

диалектики переходов природных зависимостей, но и чувственно – наглядного

представления об эмоциональных, эстетических и этических оценках отдельных

сторон и свойств природных объектов у тех, кто изучает основы научной

картины мира. И эти оценки окрашены удивлением и восхищением,

многообразием, грандиозностью, гармоничностью закономерностей явлений и

процессов. Все это способствует формированию обобщенной эстетической

картины мира, ее целостного выразительного образа у учащихся.

Значительное место в современном миропонимании занимает астрономическая

картина мира с ее сложнейшими эволюционными процессами. Грандиозность,

величественность космических масштабов и процессов в научной картине мира

не может не вызвать эстетического переживания у школьников.

Многообразны возможности раскрытия эстетических свойств картины мира

при изучении строения Вселенной, Солнечной системы, звездного неба при

наблюдении и при осмыслении данных полученных из глубин космоса. От образов

- представлений человека о Вселенной неотъемлемы эстетические

характеристики: форма, цвет, очертания созвездий и других скоплений

небесных тел и т.п. гармония и совершенство мироздания неоднократно

воспевались поэтами, философами, естествоиспытателями. Эти критерии

существенны и для оценки современного состояния около земного и около

солнечного мира.

Задачи раскрытия эстетических свойств физических явлений и

экологические аспекты изучения физики остаются в сфере только меж

предметных связей так, например, в заключение курса в X классе предлагаются

обобщающие лекции “Физика и научно – техническая революция”, “Современная

научная картина мира”, где учитель может сконцентрировать содержательный

материал, использовать возможности эстетического восприятия и оценки

явлений физической природы учащимися.

Раскрытие отдельных эстетических свойств физической картины мира нашло

педагогическое обоснование у ряда современных учителей физики. Отмечается,

что важный научный принцип – “единство законов природы в общефизической

картине мира можно считать эстетическим.

Эстетические свойства науки физики, ее фундаментальных законов и теорий

являются объективным отражением диалектического единства природы, ее

красоты и гармонии” (13, 44).

Ученые предлагают в процессе изучения физических явлений оценку трех

форм проявления красоты в природе (13, 32). Красота декоративная

характеризуется внешне чувственными признаками и присуща главным образом,

воспринимаемым нашими органами чувств явлениям оптическим, электрическим,

звуковым. Конструктивная форма красоты (как следствие целесообразности,

целостности) свойственна устойчивым образованием и процессам природы (темы

по статике, техники, механике, например закон всемирного тяготения).

Динамическую форму красоты, характеризуемую понятиями ритмичности,

динамического равновесия, упорядоченности, относят к молекулярно –

кинетическим явлениям, колебаниям и т.д.

Выявление этих особенностей и их оценка человечеством несут ценную

воспитательную направленность. Здесь сочетаются и нравственные, и

эстетические, и естественно – научные аспекты.

Возможность обратиться к простейшим, основным закономерным соотношениям

и формам, существующим в природе – в макро – и микромире, в земных условиях

дает математика. Она позволяет выявить наиболее гармоничные и устойчивые

сочетания, оцениваемые человеком как совершенные, прекрасные,

величественные, т.е. участвует в раскрытии отдельных сторон и свойств

эстетической картины мира. Педагог И. Г. Зенкевич относит к идеям

представления красоты идеи симметрии, периодичности, роста и случайности.

Связи математики с красотой природы определяются общностью этих идей (16,

36).

С физической и астрономической картиной мира тесно связан мир веществ,

изучаемый химией. В эстетическую картину мира химия вносит целостное

эстетическое видение единства природных веществ и процессов. Химия близка и

к биологическому циклу – она раскрывает истоки жизни и законы перехода,

превращения неорганического вещества в органическое. В педагогической науке

и практике имеются опыты раскрытия эстетического содержания химии на

школьных уроках.

Целостная картина современного материального мира воссоздается не

только физикой, химией, но и другими естественными дисциплинами. Особое

место среди них в этом аспекте занимают биология, а так же география,

объединяющие в себе различные характеристики (в том числе и физические, и

химические, и биологические) современного существования природы Земли.

Наиболее яркие и значимые, эстетически возвышенные образы живой природы

отражены в фольклоре народов мира. В нем лишение животного жизни всегда

рассматривалось как суровая необходимость, а не бесцельное убийство. Ныне

задача состоит в предотвращении истребления животных. Охота с ружьем ради

убийства должна быть в сознании современных людей вытеснена охотой с

фотоаппаратом ради созерцания красоты природы.

В характеристике тех или иных видов животных педагог должен уметь

показать внешнюю красоту животного, целесообразность и гармонию его

взаимодействий со средой, внутри вида, особенности его борьбы с другими

видами, и отношения человека с ним. Особенно богатые возможности для

раскрытия красоты, драматичности, благородства поведения животных,

предоставляют сцены рассказов, посвященных их заботе о потомстве, защите

его.

Живая природа – источник эстетических переживаний, творческих идей,

вдохновения художников и ученых прошлого, настоящего и будущего. Однако в

учебных программах, учебниках биологии нравственно – эстетические оценки

присутствуют крайне редко.

Проблемы охраны земной природы сопутствуют такой учебной дисциплине,

как география – наука, отражающая сегодняшний облик Земли, человечества,

мировую геофизическую, хозяйственно – экономическую, политическую,

культурную жизнь. Наиболее острые жизненные проблемы восстановления

гармонии между человеческим обществом и средой его существования могут быть

разрешены организацией разумного управления процессами, протекающими между

неживой и живой земной природой. При изучении в школе географии

раскрывается деятельность, способствующая или препятствующая сохранению

природных ценностей Земли, в том числе и эстетических.

Велико значение эстетических образов родной земли в формировании

чувства гармонии при восприятии в единстве природно-климатических черт –

земного рельефа, климата, растительного и животного мира.

В формировании целостной эстетической картины мира и эстетического

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.