бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Экологический мониторинг

потребителям;

создание системы проверки полученной информации на соответствие исходным

требованиям и пересмотра, при необходимости, системы мониторинга.

При проектировании систем мониторинга необходимо помнить, что его

результаты в значительной степени зависят от объема и качества исходной

информации. Она должна включать как можно более подробные данные о

пространственно-временной изменчивости показателей качества воды, биоты,

донных отложений, должна содержать подробные сведения о видах и объемах

хозяйственной деятельности на водосборах, включая данные об источниках

загрязнения. Кроме того, необходимо опираться на все законодательные акты,

связанные с контролем и управлением качеством воды, учитывать финансовые

возможности, общую физико-географическую обстановку, основные способы

управления качеством воды и другие сведения.

1. Определение задач систем мониторинга качества воды и требований к

информации, необходимой для их выполнения. Роль первого этапа в настоящее

время недооценивается, что является причиной многих отмеченных выше

недостатков.

Для определения требований к информации по качеству воды необходима

большая детализация и взаимоувязка поставленных задач. В качестве примера

можно привести разработанную в Канаде программу мониторинга качества воды.

Важную роль при этом играет формулирование как можно более четкого

представления о качестве воды и способах его оценки.

На основании четко сформулированных задач, а также с учетом ранее

накопленных данных о качестве воды, должны определяться требования к

информации, включая тип, форму и сроки ее представления потребителям, а

также пригодность для управления качеством воды. На первом этапе

проектирования должны быть выбраны основные статистические методы обработки

данных, так как от них в значительной степени зависит частота и сроки

наблюдений, а также требования к точности получаемых значений.

2. Создание организационной структуры сети наблюдений и разработки

принципов их проведения. Это основной и наиболее сложный этап, на котором с

учетом поставленных задач и имеющегося опыта функционирования системы

мониторинга определяются структурные основные подразделения сети

наблюдений, в том числе центральное и региональные (и/или проблемные), с

указанием их основных задач. Предусматриваются меры по соблюдению

оптимального соотношения между видами наблюдательных сетей, включая

наблюдения на стационарных пунктах, действующих длительное время по

относительно неизменной программе, региональные краткосрочные обследования

для выявления пространственных аспектов загрязнения, а также интенсивные

локальные наблюдения в областях, представляющих наибольший интерес. На этом

этапе решается вопрос о целесообразности и масштабах использования

автоматизированных, дистанционных и других подсистем мониторинга качества

воды. На втором этапе разрабатываются также общие. Принципы, проведения

наблюдений. Они могут представляться; в виде методических рекомендации или

руководств по проведению ряда мероприятий:

организации пространственных аспектов наблюдений (выбор мест

расположения пунктов контроля, их категория в зависимости от важности

объекта и его состояния; определения расположения наблюдательных

створов, вертикалей, горизонтов и т. д.);

составлению программы наблюдений (намечается, какие показатели, в какие

сроки и с какой частотой наблюдать, при этом даются рекомендации по

соотношению физических, химических и биологических показателей для

типичных ситуаций);

организации системы контроля правильности выполнения работ и точности

полученных результатов на всех этапах. Предполагается при этом, что

имеются унифицированные руководства по отбору и консервации проб воды,

донных отложений, биоты, руководства по химическому анализу вод, донных

отложений и т. д.

3. Построение сети мониторинга. Данный этап предусматривает реализацию на

основе предложенной организационной структуры сети разработанных ранее

принципов проведения наблюдений с учетом специфики местных (региональных)

условий. Уточняется соотношение видов наблюдательных сетей, устанавливаются

места расположения пунктов в стационарной сети, выделяются области

интенсивных наблюдений, намечается периодичность обследования водных

объектов для возможного пересмотра наблюдательной сети. Составляются

конкретные программы для каждого пункта и вида наблюдений, регламентирующие

перечень изучаемых показателей, частоту и сроки их наблюдения. При наличии

автоматизированных и/или дистанционных наблюдений за качеством воды

уточняются программы их работ.

4. Разработка системы получения данных! информации и представления

информации потребителям. На этом этапе определяются особенности

иерархической структуры получения и сбора информации: пункты наблюдений -

региональные информационные центры - общенациональный информационный центр.

Планируется разработка банков данных по качеству воды, и определяются виды

и условия представления информационных услуг, выполняемых с их помощью.

Дается детальная характеристика основных информационных форм, публикуемых в

виде докладов, отчетов, обзоров и описывающих состояние качества воды на

территории страны за определенный период времени. Предусматриваются также

процедуры контроля точности и правильности получения данных на всех этапах

работ.

5. Создание системы проверки полученной информации на соответствие исходным

требованиям и пересмотра, при необходимости, системы мониторинга. После

создания системы мониторинга и начала ее функционирования появляется

необходимость проверить, отвечает ли полученная информация исходным

требованиям к ней, можно ли на основе этой информации эффективно управлять

качеством водных объектов? Для этого необходимо наладить взаимодействие с

организациями, осуществляющими управлением качества воды. Если получаемая

информация соответствует предъявляемым к ней требованиям, систему

мониторинга можно оставить без изменений. В случае если эти требования не

выполняются, а также при появлении новых задач система мониторинга

нуждается в пересмотре.

Единая государственная система экологического мониторинга

В государственной системе управления природоохранной деятельностью в

Российской Федерации важную роль играет формирование единой государственной

системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ).

ЕГСЭМ включает в себя следующие основные компоненты:

. мониторинг источников антропогенного воздействия на окружающую среду;

. мониторинг загрязнения абиотического компонента окружающей природной

среды;

. мониторинг биотической компоненты окружающей природной среды;

. социально-гигиенический мониторинг;

. обеспечение создания и функционирования экологических информационных

систем.

При этом распределение функций между центральными органами федеральной

исполнительной власти осуществляется следующим образом.

Госкомэкологии (бывш. Минприроды России): координация деятельности

министерств и ведомств, предприятий и организаций в области мониторинга

окружающей природной среды; организация мониторинга источников

антропогенного воздействия на окружающую среду и зон их прямого

воздействия; организация мониторинга животного и растительного мира,

мониторинг наземной фауны и флоры (кроме лесов); обеспечение создания и

функционирования экологических информационных систем; ведение с

заинтересованными министерствами и ведомствами банков данных об окружающей

природной среде, природных ресурсах и их использовании.

Росгидромет: организация мониторинга состояния атмосферы,

поверхностных вод суши, морской среды, почв, околоземного космического

пространства, в том числе комплексного фонового и космического мониторинга

состояния окружающей природной среды; координация развития и

функционирования ведомственных подсистем фонового мониторинга загрязнения

окружающей природной среды; ведение государственного фонда данных о

загрязнении окружающей природной среды.

Роскомзем: мониторинг земель.

Министерство природных ресурсов (включая бывш. Роскомнедра и

Роскомвоз): мониторинг недр (геологической среды), включая мониторинг

подземных вод и опасных экзогенных и эндогенных геологических процессов;

мониторинг водной среды водохозяйственных систем и сооружений в местах

водосбора и сброса сточных вод.

Роскомрыболовство: мониторинг рыб, других животных и растений.

Рослесхоз: мониторинг лесов.

Роскартография: осуществление топографо-геодезического и

картографического обеспечения ЕГСЭМ, включая создание цифровых, электронных

карт и геоинформационных систем.

Госгортехнадзор России: координация развития и функционирования

подсистем мониторинга геологической среды, связанных с использованием

ресурсов недр на предприятиях добывающих отраслей промышленности;

мониторинг обеспечения промышленной безопасности (за исключением объектов

Минобороны России и Минатома России).

Госкомэпиднадзор России: мониторинг воздействия факторов среды

обитания на состоянием здоровья населения.

Минобороны России: мониторинг окружающей природной среды и источников

воздействия на нее на военных объектах; обеспечение ЕГСЭМ средствами и

системами военной техники двойного применения.

Госкомсевер России: участие в развитии и функционировании ЕГСЭМ в

районах Арктики и Крайнего Севера.

Технологии единого экологического мониторинга (ЕЭМ) охватывают

разработку и использование средств, систем и методов наблюдений, оценки и

выработки рекомендаций и управляющего воздействия в природно-техногенной

сфере, прогнозы ее эволюции, энерго-экологические и технологические

характеристики производственной сферы, медико-биологические и санитарно-

гигиенические условия существования человека и биоты. Комплексность

экологических проблем, их многоаспектность, теснейшая связь с ключевыми

отраслями экономики, обороны и обеспечением защиты здоровья и благополучия

населения требует единого системного подхода к решению проблемы.

Структуру единого экологического мониторинга можно представить сферами

получения, обработки и отображения информации, сферами оценки ситуации и

принятия решений.

Структурными звеньями любой системы ЕЭМ являются:

измерительная система;

информационная система, включающая в себя базы и банки данных правовой,

медико-биологической, санитарно-гигиенической, технико-экономической

направленности;

системы моделирования и оптимизации промышленных объектов;

системы восстановления и прогноза полей экологический и метеорологических

факторов;

система принятия решений.

Построение измерительного комплекса систем ЕЭМ основывается на

использовании точечного и интегрального методов измерений с помощью

стационарных (стационарные посты наблюдения) и мобильных (автомобили-

лаборатории и аэрокосмические средства) систем. Следует отметить, что

аэрокосмические средства привлекаются лишь при необходимости получения

крупномасштабных интегральных показателей о состоянии окружающей среды.

Получение информации обеспечивается тремя группами приборов,

измеряющими: метеорологические характеристики (скорость и направление

ветра, температуру, давление, влажность атмосферного воздуха и пр.),

фоновые концентрации вредных веществ и концентрации загрязняющих веществ

вблизи источников загрязнения окружающей среды.

Использование в измерительном комплексе современных контроллеров,

решающих вопросы сбора информации с датчиков, первичной обработки и

передачи информации потребителю с помощью модемной телефонной и радио связи

или по компьютерным сетям, значительно повышает оперативность системы.

Региональная подсистема ЕЭМ предполагает работу с большими массивами

разнообразной информации, включающими данные: по структуре

энергопроизводства и энергопотребления региона, гидрометеорологических

измерений, о концентрациях вредных веществ в окружающей среде; по итогам

картографирования и аэрокосмического зондирования, о результатах медико-

биологических и социальных исследований и др.

Одной из основных задач в этом направлении является создание единого

информационного пространства, которое может быть сформировано на основе

использования современных геоинформационных технологий. Интеграционный

характер геоинформационных систем (ГИС) позволяет создать на их основе

мощный инструмент для сбора, хранения, систематизации, анализа и

представления информации.

ГИС имеют такие характеристики, которые с полным правом позволяют

считать эту технологию основной для целей обработки и управления

мониторинговой информацией. Средства ГИС намного превосходят возможности

обычных картографических систем, хотя, естественно, включают и все основные

функции получения высококачественных карт и планов. В самой концепции ГИС

заложены всесторонние возможности сбора, интеграции и анализа любых

распределенных в пространстве или привязанных к конкретному месту данных.

При необходимости визуализировать имеющуюся информацию в виде карты с

графиками или диаграммами, создать, дополнить или видоизменить базу данных

пространственных объектов, интегрировать ее с другими базами — единственно

верным решением будет обращение к ГИС.

Только с появлением ГИС в полной мере реализуется возможность

целостного, обобщенного взгляда на комплексные проблемы окружающей среды и

экологии.

ГИС становится основным элементом систем мониторинга.

Система единого экологического мониторинга предусматривает не только

контроль состояния окружающей среды и здоровья населения, но и возможность

активного воздействия на ситуацию. Используя верхний иерархический уровень

ЕЭМ (сфера принятия решения), а также подсистему экологической экспертизы и

оценки воздействия на окружающую среду, появляется возможность управления

источниками загрязнения на основании результатов математического

моделирования промышленных объектов или регионов. (Под математическим

моделированием промышленных объектов понимается моделирование

технологического процесса, включая модель воздействия на окружающую среду.)

Система единого экологического мониторинга предусматривает разработку

двухуровневых математических моделей промышленных предприятий с различной

глубиной проработки.

Первый уровень обеспечивает детальное моделирование технологических

процессов с учетом влияния отдельных параметров на окружающую среду.

Второй уровень математического моделирования обеспечивает

эквивалентное моделирование на основе общих показателей работы промышленных

объектов и степени их воздействия на окружающую среду. Эквивалентные модели

необходимо иметь прежде всего на уровне администрации региона с целью

оперативного прогнозирования экологической обстановки, а также определения

размера затрат на уменьшение количества вредных выбросов в окружающей

среде.

Моделирование текущей ситуации позволяет с достаточной точностью

выявить очаги загрязнения и выработать адекватное управляющее воздействие

на технологическом и экономическом уровнях.

При практической реализации концепции единого экологического

мониторинга не следует забывать: о показателях точности оценки ситуации; об

информативности сетей (систем) измерений; о необходимости разделения

(фильтрации) на отдельные составляющие (фоновые и от различных источников)

загрязнения с количественной оценкой; о возможности учета объективных и

субъективных показателей. Данные задачи решает система восстановления и

прогноза полей экологических и метеорологических факторов.

Таким образом, единая государственная система экологического

мониторинга, несмотря на известные трудности, обеспечивает формирование

массива данных для составления экологических карт, разработки ГИС,

моделирования и прогноза экологических ситуаций в различных регионах

России.

Правовая, нормативная и экономическая база.

Правовое обеспечение охраны окружающей среды и здоровья человека от

воздействия загрязняющих веществ реализуется различными отраслями

законодательства: конституционного, гражданского, уголовного,

административного, здравоохранительного, природоохранительного,

природоресурсного, а также нормативно - правовыми актами, международными

конвенциями и соглашениями, ратифицированными Россией.

Конституцией России закреплено право каждого гражданина на

благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на

возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим

правонарушением.

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья

граждан от 22 июля 1993 г. наряду с регулированием административных

отношений обеспечивают защиту экологических прав граждан: гарантируют право

на охрану здоровья граждан, права на информацию о факторах, влияющих на

здоровье. Особо закреплены права граждан на охрану здоровья в

неблагополучных районах и права граждан на обжалование действий

государственных органов и должностных лиц в области охраны здоровья.

Закон Российской Федерации "О санитарно-эпидемиологическом

благополучии населения" от 19 апреля 1991 г. регулирует отношения по

обеспечению такого состояния здоровья и среды обитания людей (условия

работы, учебы, быта, отдыха, проживания и т. п.), при которых отсутствует

вредное влияние факторов среды на организм человека и созданы благоприятные

условия для его жизнедеятельности. Основная ответственность за это

возлагается на государство в лице законодательной и исполнительной власти.

Однако закон исходит также из того, что обеспечение санитарно-

эпидемиологического благополучия населения - составная часть

управленческой, социальной и производственной деятельности всех

государственных органов, предприятий, общественных объединений.

Закон возлагает на предприятия обязанность осуществления

производственного, санитарного и экологического контроля с целью

предотвращения загрязнения окружающей среды, обеспечения безопасных условий

труда, выпуска продукции, не причиняющей вреда здоровью человека, и др.

Закон Российской Федерации "О защите прав потребителя" от 7 февраля

1992 г. предоставляет потребителю право на то, чтобы товары, работы, услуги

при обычных условиях их использования, их хранении и транспортировке были

безопасны для его жизни, здоровья, окружающей среды; устанавливает

имущественную ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков

товара (работы, услуги).

Систему экологического законодательства возглавляет Закон РСФСР "Об

охране окружающей природной среды" от 19 декабря 1991 г. Впервые в истории

российского законодательства данным законом провозглашается право граждан

на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной

среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, авариями,

катастрофами, стихийными бедствиями. Предприятия, учреждения, организации и

граждане, причинившие вред окружающей природной среде, здоровью и имуществу

граждан, народному хозяйству загрязнением окружающей природной среды,

порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных

ресурсов, разрушением естественных экологических систем и другими

экологическими правонарушениями, обязаны возместить его в полном объеме.

Федеральный закон "Об экологической экспертизе" от 19 июля 1995 г.

направлен на реализацию конституционного права граждан России на

благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных

воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

Закон Российской Федерации "Об основах градостроительства в

Российской Федерации" от 14 июля 1992 г. устанавливает целенаправленную

деятельность государства по формированию благоприятной среды обитания

населения и предусматривает основные направления градостроительной

деятельности: ее организацию с учетом состояния окружающей среды;

экологически безопасное развитие городов, других поселений и их систем,

обеспечивающее реализацию прав граждан на укрепление здоровья, гармоничное

физическое и духовное развитие; рациональное землепользование, охрану

природы, ресурсосбережение, защиту территории от опасных техногенных

процессов.

Основным законодательным актом, регулирующим отношения по

водопользованию и сохранению водных объектов, является Водный кодекс

Российской Федерации от 18 октября 1995 г.

В Российской Федерации до сих пор действует Закон РСФСР "Об охране

атмосферного воздуха" от 14 июля 1982 г., который во многом противоречит

новому российскому природоохранному законодательству, и не может явиться

средством, применяемым для разрешения проблем загрязнения атмосферного

воздуха в России.

Земельный кодекс Российской Федерации ставит своей задачей

регулирование земельных отношений в целях рационального использования

земель и их охраны, воспроизводства плодородия почв, сохранения и улучшения

природной среды. Понятие "охрана земель" включает в себя, в том числе, и

защиту земель от загрязнения отходами производства, химическими веществами.

Отдельные аспекты охраны окружающей среды и здоровья населения

отражены в федеральных законах Российской Федерации "Основы лесного

законодательства Российской Федерации", "О животном мире", "Об особо

охраняемых природных территориях", "О континентальном шельфе", "О

мелиорации земель", "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных

местностях и курортах".

Административным кодексом Российской Федерации установлена

административная ответственность за различные нарушения в области охраны

окружающей среды: превышение нормативов ПДВ или временно согласованных

выбросов загрязняющих веществ в атмосферу; превышение нормативов предельно

допустимых вредных физических воздействий на атмосферный воздух; выброс

загрязняющих веществ в атмосферу без разрешения специально уполномоченных

на то государственных органов и др.

Уголовным кодексом Российской Федерации, принятым 13 июня 1996 г. и

вводимым в действие с 1 января 1997 г., предусмотрена уголовная

ответственность за экологические преступления.

Конституция Российской Федерации устанавливает, что "общепризнанные

принципы и нормы международного права и международные договоры Российской

Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным

договором Российской Федерации установлены иные правила, чем

предусмотренные законом, то применяются правила международного договора".

К числу важнейших международных соглашений, ратифицированных Россией,

относятся Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие

расстояния (1979г.) и Базельская конвенция о контроле за трансграничной

перевозкой опасных отходов и их удалением ( 1989 г.). В

соответствии с Законом "О ратификации Базельской конвенции о контроле за

трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением" от 25 ноября 1994

г., Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. ј

670 "O первоочередных мерах по выполнению Федерального закона "О

ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой

опасных отходов и их удалением", постановлением Правительства Российской

Федерации от 1 июля 1996 г. ј 766 "О государственном регулировании и

контроле трансграничных перевозок опасных грузов", которым утверждено

Положение о государственном регулировании трансграничных перевозок опасных

отходов, Россия запретила импорт и транзит отходов, содержащих соединения

свинца, а трансграничные перевозки съема свинцового, изгари свинцовой,

шлама свинцового и свинецсодержащих отходов и экспорт отходов, содержащих

соединения свинца, подлежат государственному регулированию.

Материалы по предупреждению воздействия выбросов автотранспорта,

работающего на этилированном бензине, появились почти полвека назад. В 1947

г. Всесоюзной госсанинспекцией были утверждены "Правила по хранению,

перевозке и применению этилированного бензина".

Плата за загрязнение взимается с природопользователей (предприятий,

учреждений, организаций и других юридических лиц) независимо от их

организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих следующие

виды воздействия на окружающую природную среду:

выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных

источников;

сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты,

а также любое подземное размещение загрязняющих веществ;

размещение отходов.

Базовые нормативы платы за выбросы и сбросы конкретных загрязняющих

веществ определяются как произведение удельного экономического ущерба в

пределах допустимых нормативов выбросов, сбросов на показатели

относительной опасности конкретного загрязняющего вещества для окружающей

природной среды и здоровья населения (табл. 6). Базовые нормативы платы за

размещение отходов являются произведением удельных затрат на размещение

единицы (массы) отходов IV класса токсичности на показатели, учитывающие

класс токсичности отходов.

Заключение.

Охрана природы - задача нашего века, проблема, ставшая социальной.

Снова и снова мы слышим об опасности, грозящей окружающей среде, но до сих

пор многие из нас считают их неприятным, но неизбежным порождением

цивилизации и полагают, что мы ещё успеем справиться со всеми выявившимися

затруднениями.

Однако воздействие человека на окружающую среду приняло угрожающие

масштабы. Чтобы в корне улучшить положение, понадобятся целенаправленные и

продуманные действия. Ответственная и действенная политика по отношению к

окружающей среде будет возможна лишь в том случае, если мы накопим

надёжные данные о современном состоянии среды, обоснованные знания о

взаимодействии важных экологических факторов, если разработает новые

методы уменьшения и предотвращения вреда, наносимого Природе Человеком.

Список литературы:

1. «Экологическое право в России» – Ерофеев Б.В.

2. «Экология, здоровье и природопользование в России» – Протасов В.Ф.,

Молчанов А.В.

3. http://www.energia.ru/energia/convert/ecology/ecology.shtml

4. Методологический центр ЭКОЛАЙН http://www.cci.glasnet.ru/books

5. Экономика природопользования / Под. Ред. Т.С.Хачатурова

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.