бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Сресс как фактор адаптации организма к окружающей среде

Профессор Березин определил тревожный ряд, который представляет

существенный элемент процесса психической адаптации:

1) ощущение внутренней напряженности — не имеет ярко выраженного

оттенка угрозы, служит лишь сигналом ее приближения, создавая тягостный

душевный дискомфорт;

2) гиперестезические реакции — тревога нарастает, ранее нейтральные

стимулы приобретают негативную окраску, повышается раздражительность;

3) собственно тревога — центральный элемент рассматриваемого ряда.

Проявляется ощущением неопределенной угрозы. Характерный признак:

невозможность определить характер угрозы, предсказать время ее

возникновения. Часто происходит неадекватная логическая переработка, в

результате которой из-за нехватки фактов выдается неправильный вывод;

4) страх — тревога, конкретизированная на определенном объекте. Хотя

объекты, с которыми связывается тревога, могут и не быть ее причиной, у

субъекта создается представление о том, что тревогу можно устранить

определенными действиями;

5) ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы — нарастание

интенсивности тревожных расстройств, приводит субъекта к представлению о

невозможности предотвращения грядущего события;

6) тревожно-боязливое возбуждение — вызываемая тревогой дезорганизация

достигает максимума, и возможность целенаправленной деятельности исчезает.

При пароксизмальном нарастании тревоги все указанные явления можно

наблюдать в течение одного пароксизма, в других же случаях их смена

происходит постепенно.

Для изучения тревоги набиралась группа испытуемых-добровольцев, у

которых вызвали стресс экспериментально, основываясь на эффекте плацебо.

Тревожная реакция имела место у подавляющего большинства используемых, что

наглядно демонстрирует эффективность психической адаптации у испытуемых при

низком (I) и высоком (II) уровне тревоги в зрелом (а) и юношеском (б)

возрасте.

| |Эффективная |Неустойчивая |Стойкие |

| |адаптация |адаптация |нарушения |

| | | |адаптации |

| |Адаптивность при низком уровне тревоги (I) |

|Испытуемые |54% |36% |10% |

|зрелого возраста| | | |

|Испытуемые |73% |24% |3% |

|юношеского | | | |

|возраста | | | |

| |Адаптивность при высоком уровне тревоги (II) |

|Испытуемые |4% |44% |52% |

|зрелого возраста| | | |

|Испытуемые |19% |38% |41% |

|юношеского | | | |

|возраста | | | |

Таким образом, мы видим, что молодёжь более адаптивна и менее

подвержена воздействию внешней тревоги, чем люди старшего поколения. Из

этого следует сделать вывод о том, что чем гибче выстроена нервно-

психическая система человека, чем он моложе и имеет сознание, свободное от

предрассудков, тем легче происходит процесс адаптации, и менее болезненно

переносятся стрессовые ситуации.

Кстати, уже упоминавшийся Селье выдвинул весьма интересную гипотезу о

том, что старение — итог всех стрессов, которым подвергался организм в

течении своей жизни. Оно соответствует “фазе истощения” общего

адаптационного синдрома, который в некотором смысле представляет собой

ускоренную версию нормального старения. Любой стресс, особенно вызванный

бесплодными усилиями, оставляет после себя необратимые химические

изменения; их накопление обуславливает признаки старения в тканях. Особенно

тяжёлые последствия вызывает поражение мозговых и нервных клеток. Но

успешная деятельность, какой бы она не была, оставляет меньше последствий

старения, следовательно, говорит Селье, вы можете долго и счастливо жить,

если выберете подходящую для себя работу и удачно справляетесь с ней.

Усиление тревоги приводит к повышению интенсивности действия двух

взаимосвязанных адаптационных механизмов, которые приведены ниже:

1) аллопсихический механизм — действует, когда происходит модификация

поведенческой активности. Способ действия: изменение ситуации или уход из

нее.

2) интрапсихический механизм — обеспечивает редукцию тревоги благодаря

переориентации личности.

Существует несколько типов защит, которые используются интрапсихическим

механизмом психической адаптации:

1) препятствие осознаванию факторов, вызывающих тревогу;

2) фиксация тревоги на определенных стимулах;

3) снижение уровня побуждения, т.е. обесценивание исходных

потребностей;

4) концептуализация.

Тревога, несмотря на обилие различных смысловых формулировок,

представляет собой единое явление и служит облигаторным механизмом

эмоционального стресса. Возникая при любом нарушении сбалансированности в

системе “человек-среда”, она активизирует адаптационные механизмы, и вместе

с тем при значительной интенсивности лежит в основе развития адаптационных

нарушений. Повышение уровня тревоги обуславливает включение или усиление

действия механизмов интрапсихической адаптации. Эти механизмы могут

способствовать эффективной психической адаптации, обеспечивая редукцию

тревоги, а в случае их неадекватности находят свое отражение в типе

адаптационных нарушений, которым соответствует характер формирующихся при

этом пограничных психопатологических явлений.

Организация эмоционального стресса предполагает затруднение реализации

мотивизации, блокаду мотивированного поведения, т.е. фрустрацию.

Совокупность фрустрации, тревоги, а также их взаимосвязь с аллопсихической

и интрапсихической адаптациями и составляет основное тело стресса.

Эффективность психической адаптации впрямую зависит от организации

микросоциального взаимодействия. При конфликтных ситуациях в семейной или

производственной сфере, затруднениях в построении неформального общения

нарушения механической адаптации отмечались значительно чаще, чем при

эффективном социальном взаимодействии. Также с адаптацией напрямую связан

анализ факторов определенной среды или окружения. Оценка личностных качеств

окружающих как фактора привлекающего в подавляющем большинстве случаев

сочеталась с эффективной психической адаптацией, а оценка таких же качеств

как фактора отталкивающего — с её нарушениями.

Но не только анализ факторов окружающей среды определяет уровень

адаптации и эмоциональной напряжённости. Необходимо также принимать во

внимание индивидуальные качества, состояние непосредственного окружения и

особенности группы, в котором осуществляется микросоциальное

взаимодействие.

Эффективная психическая адаптация представляет собой одну из

предпосылок к успешной профессиональной деятельности.

В профессиональной управленческой деятельности стрессовые ситуации

могут создаваться динамичностью событий, необходимостью быстрого принятия

решения, рассогласованием между индивидуальными особенностями, ритмом и

характером деятельности. Факторами, способствующими возникновению

эмоционального стресса в этих ситуациях, могут быть недостаточность

информации, её противоречивость, чрезмерное разнообразие или монотонность,

оценка работы как превышающей возможности индивидуума по объему или степени

сложности, противоречивые или неопределенные требования, критические

обстоятельства или риск при принятии решения.

Важными факторами, улучшающими психическую адаптацию в

профессиональных группах, являются социальная сплоченность, способность

строить межличностные отношения, возможность открытой коммуникации.

В связи с вышесказанным становится очевидным, что без исследований

психической адаптации будет неполным рассмотрение любой проблемы

психического несоответствия, а анализ описанных аспектов адаптационного

процесса представляется неотъемлемой частью психологии человека.

Таким образом, проблема психической адаптации представляет собой важную

область научных изысканий, расположенную на стыке различных отраслей

знания, приобретающих в современных условиях всё большее значение. В этой

связи адаптационную концепцию можно рассмотреть как один из перспективных

подходов к комплексному изучению человека.

3. Основные причины возникновения стресса

в современном социуме.

Стресс - обычное и часто встречающееся явление. Мы все временами

испытываем его - может быть, как ощущение пустоты в глубине желудка, когда

встаем, представляясь в классе, или как повышенную раздражительность или

бессонницу во время экзаменационной сессии. Незначительные стрессы

неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для

индивидуумов и организаций. Стресс является неотъемлемой частью

человеческого существования, надо только научиться различать допустимую

степень стресса и слишком большой стресс. Нулевой стресс невозможен.

Тот тип стресса, который мы будем рассматривать в данной работе,

определяется как чрезмерное психологическое или физиологическое напряжение.

Исследования показывают, что к физиологическим признакам стресса относятся

язвы, мигрень, гипертония, боль в спине, артрит, астма и боли в сердце.

Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита,

депрессию и пониженный интерес к межличным и сексуальным отношениям и др.

Снижая эффективность и благополучие индивидуума, чрезмерный стресс

дорого обходится организациям. Многие проблемы сотрудников, которые

отражаются как на их заработке и результатах работы, так и на здоровье и

благополучии сотрудников, коренятся в психологическом стрессе. Стресс прямо

и косвенно увеличивает затраты на достижение целей организаций и снижает

качество жизни для большого числа трудящихся.

Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и

деятельностью организации или событиями личной жизни человека.

Организационные факторы.

Рассмотрим те факторы, действующие внутри организации, которые

вызывают стресс.

1. Перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка, т.е. задание,

которое следует завершить за конкретный период времени.

Работнику просто поручили непомерное количество заданий или

необоснованный уровень выпуска продукции на данный период времени. В этом

случае обычно возникает беспокойство, фрустрация (чувство крушения), а

также чувство безнадежности и материальных потерь. Однако недогрузка может

вызвать точно такие же чувства. Работник, не получающий работы,

соответствующей его возможностям, обычно чувствует фрустрацию, беспокойство

относительно своей ценности и положения в социальной структуре организации

и ощущает себя явно невознагражденным.

2. Конфликт ролей.

Конфликт ролей возникает тогда, когда к работнику предъявляют

противоречивые требования. Например, продавец может получить задание

немедленно реагировать на просьбы клиентов, но, когда его видят

разговаривающим с клиентом, то говорят, чтобы он не забывал заполнять полки

товаром.

Конфликт ролей может также произойти в результате нарушения принципа

единоначалия. Два руководителя в иерархии могут дать работнику

противоречивые указания. Например, директор завода может потребовать от

начальника цеха максимально увеличить выпуск продукции, в то время как

начальник отдела технического контроля требует соблюдения стандартов

качества.

Конфликт ролей может также возникнуть в результате различий между

нормами неформальной группы и требованиями формальной организации. В этой

ситуации индивидуум может почувствовать напряжение и беспокойство, потому

что хочет быть принятым группой, с одной стороны, и соблюдать требования

руководства - с другой.

3. Неопределенность ролей.

Неопределенность ролей возникает тогда, когда работник не уверен в

том, что от него ожидают. В отличие от конфликта ролей, здесь требования не

будут противоречивыми, но и уклончивы и неопределенны. Люди должны иметь

правильное представление об ожиданиях руководства - что они должны делать,

как они должны делать и как их после этого будут оценивать.

4. Неинтересная работа.

Некоторые исследования показывают, что индивидуумы, имеющие более

интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены

физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной работой. Однако

взгляды на понятие “интересная” работа у людей различается: то, что кажется

интересным или скучным для одного, совсем не обязательно будет интересно

другим.

5. Существуют также и другие факторы.

Стресс может возникнуть в результате плохих физических условий,

например, отклонений в температуре помещения, плохого освещения или

чрезмерного шума. Неправильные соотношения между полномочиями и

ответственностью, плохие каналы обмена информацией в организации и

необоснованные требования сотрудников друг к другу тоже могут вызвать

стресс.

Идеальным будет такое положение, когда производительность находится на

возможно более высоком уровне, а стресс - на возможно более низком. Чтобы

достичь этого, руководители и другие сотрудники организации должны

научиться справляться со стрессом в самих себе. Как же управлять, чтобы

повысить производительность и понизить уровень стресса?

Люди, страдающие от чрезмерного стресса на работе, могут попытаться

применить следующие методы.

1. Разработайте систему приоритетов в своей работе. Оцените свою

работу следующим образом: “должен сделать сегодня”, “сделать позднее на

этой неделе” и “сделать, когда будет время”.

2. Научитесь говорить “нет”, когда достигнете предела, после которого

вы уже не можете взять на себя больше работы. Объясните своему начальнику,

что понимаете важность задания. Затем опишите конкретные приоритетные

работы, над которыми в настоящее время работаете. Если он настаивает на

выполнении нового задания, спросите, какую работу вы должны отложить до

завершения нового задания.

3. Наладьте особенно эффективные и надежные отношения с вашим

начальником. Поймите его проблемы и помогите ему понять ваши. Научите

вашего начальника уважать ваши приоритеты, вашу рабочую нагрузку и давать

обоснованные поручения.

4. Не соглашайтесь с вашим руководителем или кем-либо, кто начинает

выставлять противоречивые требования ( конфликт ролей ). Объясните, что эти

требования тянут вас в противоположных направлениях. Попросите устроить

совещание со всеми заинтересованными сторонами, чтобы выяснить вопрос. Не

занимайте обвинительно-агрессивной позиции; просто объясните, какие

конкретные проблемы создают для вас противоречивые требования.

5. Сообщите своему руководителю или сотрудникам, когда вы

почувствуете, что ожидания или стандарты оценки вашего задания не ясны

(неопределенность ролей). Скажите им, что вы несколько неуверенны

относительно ряда конкретных, связанных с заданием вопросов и хотели бы

иметь возможность обсудить эти вопросы с ними.

6. Обсудите чувство скуки или отсутствие интереса к работе со своим

руководителем. Еще раз учтите, не следует становиться в положение

жалующегося. Объясните, что вы сторонник требующей отдачи сил работы и

хотели бы иметь возможность принять участие в других видах деятельности.

7. Найдите каждый день время для отключения и отдыха. Закройте на пять

минут дверь каждое утро, поднимите и обоприте на что-нибудь ноги,

полностью расслабьтесь и выбросите работу из головы. Обратитесь к приятным

мыслям или образам, чтобы освежить мозг. Уходите время от времени из

конторы, чтобы сменить обстановку или ход мыслей.

Не обедайте там и не задерживайтесь подолгу после того, как вам

следовало бы уже идти домой или заняться другой работой.

К другим факторам, связанным с понижением вероятности стресса,

относятся соблюдение надлежащего питания, поддержание себя в форме с

помощью физических упражнений и достижение общего равновесия в жизни.

Чтобы управлять другими, достигая при этом высокой производительности

труда и низкого уровня стресса, мы предлагаем следующее.

1. Оцените способности, потребности и склонности ваших работников и

попытайтесь выбрать объем и тип работы для них, соответствующие этим

факторам. Как только они продемонстрируют успешные результаты при

выполнении этих задач, повысьте им рабочую нагрузку, если они того желают.

В подходящих случаях делегируйте полномочия и ответственность.

2. Разрешайте вашим работникам отказываться от выполнения какого- либо

задания, если у них есть для этого достаточные основания. Если необходимо,

чтобы они выполнили это задание, объясните, почему это нужно, и установите

приоритеты в их работе, чтобы дать необходимое время и ресурсы для

выполнения дополнительного задания.

3. Четко опишите конкретные зоны полномочий, ответственности и

производственных ожиданий. Используйте двустороннюю коммуникацию и

информацию своих подчиненных (обратную связь).

4. Используйте стиль лидерства, соответствующий требованиям данной

ситуации.

5. Обеспечьте надлежащее вознаграждение за эффективную работу.

6. Выступайте в роли наставника по отношению к вашим подчиненным,

развивая их способности и обсуждая с ними сложные вопросы.

Личностные факторы.

На жизненном пути нас поджидает множество событий и потрясений,

способных вызвать стресс. В большинстве своем они являются неотъемлемой

частью нашей жизни, поэтому избежать их или обойти просто невозможно. Важно

знать, какие события, и в каких случаях особо стрессогенны, - это поможет

смягчить негативные последствия.

Полученные в результате многочисленных исследований данные

свидетельствуют об определенной связи между вызывающими стресс жизненными

ситуациями и началом развития различных заболеваний. Они позволяют сделать

вывод, что вызывающее стресс событие или явление может быть одним из

многочисленных факторов нашей повседневной жизни, способствующих

возникновению различных психических отклонений и психосоматических

заболеваний.

Ученые Холмс и Раге на основе многолетних исследований составили

перечень наиболее часто встречающихся перемен в жизни, вызывающих стресс.

Каждое указанное в этом перечне событие имеет определенную эмоциональную

значимость в жизни человека, выражающуюся в баллах. Последовательность в

этом списке определяется на основании значимости каждого события. Это

помогает провести аутоанализ личного стресса.

С помощью этой таблицы каждый человек, не обладая специальными

знаниями или опытом, может самостоятельно выяснить степень своей

сопротивляемости стрессу или, наоборот, ранимости. Для этого необходимо

внимательно изучить все пункты перечня и отметить для себя те события,

которые за последние два года происходили в вашей жизни. Теперь обратите

внимание на количество баллов, которым оценивается каждая ситуация,

отмеченная вами. Если какая-то ситуация возникала у вас чаще одного раза,

то соответствующее количество баллов следует умножить на данное количество

раз. Далее просуммируйте все набранные вами баллы за каждую ситуацию и

найдите среднее арифметическое. Итоговая сумма не только выражает вашу

степень стрессовой нагрузки, но и одновременно определяет степень вашей

сопротивляемости стрессу. Большое количество баллов - это сигнал тревоги,

предупреждающий вас об опасности. Следовательно, вам необходимо срочно что-

то предпринять, чтобы ликвидировать стресс.

Если общая сумма баллов находится в промежутке от 150 до 199 баллов,

то у вас высокая степень сопротивляемости стрессу. Если от 200 до 299 -

пороговая сопротивляемость. Если же ваша сумма баллов свыше 300, то

сопротивляемость низкая и означает реальную опасность - вам грозит

психосоматическое заболевание, поскольку вы близки к фазе нервного

истощения.

Если мы снова просмотрим перечень жизненных ситуаций и событий,

способных вызвать стресс, то увидим, что некоторые из них являются

положительными и благоприятно влияют на нашу жизнь (свадьба, личный успех,

рождение ребенка, успешная сдача экзаменов). Кроме того, в течение жизни мы

испытываем и другие положительные ощущения: к примеру, радость (окончание

школы, института, встреча с друзьями и родными, победа любимой команды),

любовь, творческий подъем (вдохновение), достижение выдающегося спортивного

результата и т.п. Однако стрессовое напряжение способны вызвать как

положительные, так и отрицательные ситуации. Чтобы как-то различать

источники стрессов, да и сами стрессы, положительные получили название

эвстресс, отрицательные - дистресс, или просто стресс.

Некоторые жизненные ситуации, вызывающие стресс можно предвидеть.

Например, смену фаз развития и становления семьи или же биологически

обусловленные изменения в организме, характерные для каждого из нас. Другие

ситуации неожиданны и непредсказуемы, особенно внезапные (несчастные

случаи, природные катаклизмы, смерть близкого человека). Существуют еще

ситуации, обусловленные поведением человека, принятием определенных

решений, определенным ходом событий (развод, смена места работы или места

жительства и т.п.). Каждая из подобных ситуаций способна вызвать душевный

дискомфорт.

В этой связи человеку необходимы хорошие адаптационные способности,

Страницы: 1, 2, 3


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.