бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Диплом: Психолого-педагогическое воздействие занятий по ОБЖ на воспитание дисциплинированности и ответственности личности будущего воина

5. Призыв граждан на военную службу 1

6. Военная форма одежды 1

7. Увольнение с воинской службы и пребывание в запасе 1

8. Основные права, свободы и гарантии по социальной

защите 1

«Воинские уставы и воинские коллективы» (4 часа)

1. Общевойсковые уставы Вооруженных Сил Российской

Федерации

1

2. Военная присяга и порядок ее принятия 1

3. Воинская дисциплина, ее сущность и значение 1

4. Воинские коллективы 1

«Военно-учебные заведения Вооруженных Сил России (2 часа).

1. Общая классификация военных училищ: командные,

инженерные и технические 1

2. Правила приема в военные училища. Окончание военно-

учебного заведения 2

«Прикладная физическая подготовка» (15 часов). Средства физического воспитания:

1. Упражнения для развития общей выносливости.

2. Упражнения для развития силы мышц.

3. Упражнения для развития ловкости.

4. Упражнения для развития специальных качеств:

а) устойчивость к гипоксии;

б) вестибулярная устойчивость;

в) устойчивость организма к воздействию неблагоприятных факторов военно-

профессиональной деятельности

Итого 34

Тренировки по физической подготовке учащихся осуществляются на специально

оборудованной полосе препятствий, а также в процессе овладения приемами

самозащиты, ведения рукопашного боя, плавания.

Беседы с бывшими солдатами, ветеранами войны позволяют сделать определенные

выводы о причинах негативного отношения определенной части современной молодежи

к выполнению своего гражданского долга – службе в Вооруженных Силах Российской

Федерации. На наш взгляд эта причина кроется в отсутствии привычки быть

ответственным, дисциплинированным, способным принимать самостоятельные решения

и за них отвечать. Современному молодому человеку больше импонирует быть

инфантильным – все за него решают родители или еще кто-нибудь, он готов делать

только то, что ему нравиться, т. е. вести праздный образ жизни. В связи с этим

следует рассмотреть трактование понятия «привычка» с позиции теории и практики

психолого-педагогической науки.

Еще Д.Локк отмечал, что в воспитании главную роль играет формирование

нравственных привычек.

К.Д.Ушинский пишет о том, какой страшной силой может обладать привычка:

«Сколько превосходных начинаний и даже сколько отличных людей пало под

бременем дурных привычек! Если бы для искоренения вредных привычек достаточно

было одновременного, хотя самого энергичного, усилия над собой, тогда

нетрудно было бы от нее избавиться. Разве не бывает случаев, что человек

готов дать отрезать себе руку или ногу, если бы вместе с тем отрезали и

вредную привычку, отравляющую его жизнь»[35, С.274].

Отправным пунктом здесь является навык, который хорошо просматривается в

учении. Не нужно думать, сколько будет дважды два. Мы сразу даем правильный

ответ, потому что повторяли это действие много раз, превратив его в условный

рефлекс. Так же обстоит дело и в воспитании. Многократное повторение

действия, поступка постепенно преобразует их в навык.

В период обучения необходимо постоянно ставить студентов в ситуацию

повторения действий по самообразованию и тем самым формируем у них навыки

данной деятельности и становится привычкой.

«Если бы человек не имел способности к навыку, - отмечал Ушинский, - то не

мог бы продвинуться ни на одну ступень в своем развитии, задерживаемый

беспрестанно бесчисленными трудностями, которые можно преодолеть только

навыком, освободив ум и волю для новых работ и для новых побед» [35, С.277].

«Привычка - тот же навык, но только на более высокой ступени автоматизма.

Если воспитателю удалось отобрать все необходимые действия, которые надо

сделать привычными, если он мастер формировать полезные привычки, дело его

обеспечено» - писала Н.Д.Виноградова [7, С.92].

В связи с этим учитель ОБЖ может определить в соответствии с программой

обучения необходимые действия учащихся, которые необходимо перевести в

привычные. Например, физическая подготовка.

Привычка, заключает Ушинский, есть «основание воспитательной силы».

Аналогичным образом рассматривал роль привычки в воспитании и А.С.Макаренко:

«Сколько бы вы ни создавали правильных представлений о том, что нужно делать,

но если вы не воспитаете привычки преодолевать длительные трудности, я имею

право сказать, что вы ничего не воспитали. Одним словом, я требую, чтобы

детская жизнь была организована как опыт, воспитывающий определенную группу

привычек» [18, С.284].

Таким образом, учебная деятельность учащихся на занятиях по ОБЖ должна быть

организована как опыт, воспитывающий определенную группу привычек.

Что необходимо делать, чтобы у допризывников воспитать дисциплинированность и

ответственность, строго выполняли приказы, умели сами приказывать, были

исполнительными, обязательными, умели уступать друг другу, нейтрализовали

«вожаков».

Все попытки решать проблему в лоб – беседами и уговорами – терпят неудачу.

Прежний опыт школьной жизни сформировал привычку игнорировать требованиям

учителей: не выполнение домашнего задания, отказ от порученного дела,

грубость, не соблюдение режима дня и т.п.

В период сборов выработка привычки подчинения успешно осуществляется через

организацию жизни в коллективе. Сам коллектив делится на роты, рота на

взводы. Во главе каждого подразделения стоит командир. Командиров назначает

педагог из числа авторитетных ребят.

Поскольку командиры проводят волю подразделения, которая является и волей

педагогов, поскольку те не стоят над подразделением, а проводят свою линию,

значась рядовыми членами данного подразделения, процесс дисциплинирования

значительно ускоряется.

Так постепенно начинают проявляться признаки полезных привычек: чувство

ответственности, аккуратность, умение приказать и подчиниться, доложить об

исполнении задания.

Создать возможность поручать лидерские обязанности всем допризывникам, т.е.

формировать у них умения, навыки, привычки деятельности, которая объективно

вынуждала становиться примером для других. В этом случае создается ситуация

быть подчиненным и командиром и эта зависимость исключает такое нежелательное

явление как дедовщина, стремление подмять более слабых. Такая организация

создает очень нужные привычки. Никто не считает себя «второсортным», каждый

готов взяться за любое поручение и выполнить его, у всех развивается чувство

собственного достоинства, каждый ощущает себя хозяином общего дела.

Привычка гуманных отношений формируется путем специальной организации дружбы

старших и младших: в школе старшие ребята помогают учителям младших классов

по подготовке их к таким мероприятиям как смотр строя и песни, традиционно

посвященный Дню Защитника Отечества.

Таким образом, мы считаем, что один из возможных вариантов подготовки

учащихся к выполнению своего священного долга – служба в Вооруженных Силах –

может заключаться в формировании у них привычек быть дисциплинированным и

ответственным.

2.2 . Воспитание дисциплинированности и ответственности

у будущего защитника Отечества

Важнейшей составной частью воспитания является нравственное воспитание.

Мораль или нравственность – совокупность исторически сложившихся норм,

регулирующих поведение человека в обществе.

Мораль изменяется с изменением общественных условий. В историческом развитии

человечества не было и не могло быть вечной незыблемой морали. Мораль всегда

отражала идеологию государственной власти.

Мораль включает в себя воспитание идейности, сознательности, правдивости и

честности, дисциплинированности и ответственности.

В школьном возрасте ребенок овладевает знаниями, умениями, навыками. В это

время закладывается основа его мировоззрения, формируется его воля и

характер, представляющие из себя хребет моральных качеств человека.

Нравственные чувствования и представления в школьном возрасте требуют

внимательного и заботливого руководства со стороны воспитателя. Воспитание

морали – повседневная задача школы.

Главным средством нравственного воспитания является убеждение, разъяснение

ученику тех качеств характера, тех черт мировоззрения, которые востребованы

обществом, которые имеют общечеловеческие ценности. Убеждение и разъяснение –

основной путь воспитательной работы по установлению в обществе норм морали.

Словарь русского языка предлагает такое понимание основных категорий:

«Сознательность: Умение, способность правильно разбираться в окружающей

действительности» [22, С.646].

«Ответственность[22, С.401]) – необходимость, обязанность отвечать за свои

действия, поступки, быть ответственным за них».

«Ответственный ([22, С.401] – облеченный правами и обязанностями в

осуществлении какой-нибудь деятельности, в руководстве делами. 2. О человеке:

с высоко развитым чувством долга, ревниво относящийся к своим обязанностям».

«Долг – то же, что обязанность» [22, С. 148].

«Обязанность [22, С.378] - определенный круг действий, возложенных на кого-

нибудь, и безусловных для выполнения».

В Философском словаре ответственность трактуется как [36, С.469] -

философско-социологическое понятие, отражающее характер взаимоотношений между

личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления

предъявляемых к ним взаимных требований. В зависимости от субъекта

ответственности действий выделяется индивидуальная, групповая, коллективная

ответственность. У индивида ответственность формируется как результат тех

внешних требований, которые к нему предъявляет общество, класс, данный

коллектив. Воспринятые индивидом, они становятся внутренней основой мотивации

его ответственного поведения, регулятором которого служит совесть.

Формирование личности предполагает воспитание у нее чувства ответственности,

которая становится ее свойством.

Ответственность рассматривается в неразрывной связи с дисциплиной и

организованностью.

Нормы дисциплины сформулированы в Конституции РФ. Нормы воинской дисциплины –

в Уставе ВС.

Дисциплина – один из составляющих элементов общественной морали. Она

заключается в выполнении человеком установленных в обществе норм и отношений

к труду, к собственности, к другим людям, к личному и общественному долгу.

Дисциплина нужна в каждом обществе, всюду, где люди объединяются для

совместной деятельности, для выполнения какого-либо дела. Самый процесс

коллективного труда предполагает выполнение определенных требований,

авторитета и подчинения. С одной стороны, известный авторитет, каким бы

образом он ни был создан, а с другой стороны, известное подчинение –

независимо от какой бы то ни было общественной организации, обязательны для

нас в силу материальных условий.

Соблюдение сознательной дисциплины, основанной на доверии, организованности и

взаимопомощи, на самостоятельности и инициативе является необходимым условием

существования общества в целом и конкретной организации и

общеобразовательного учреждения, в частности.

Воспитание сознательной дисциплины является важнейшей задачей отечественной

школы.

Без сознательной дисциплины учащихся не может быть осуществлено воспитание

подрастающего поколения, его подготовка к самостоятельной трудовой

деятельности.

Словарь русского языка С.И.Ожегова так трактует понятие дисциплина как

«обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение

установленному порядку, правилам» [22 С.143].

Дисциплинированность рассматривается как «привычка к дисциплине,

организованность» [22, С. 143].

Дисциплина – одно из необходимых условий обучения. Без дисциплины, без

создания известных внешних условий нельзя правильно построить учебный

процесс. Подобно тому, как подчинение музыкантов оркестра авторитету дирижера

– необходимая предпосылка успеха концерта, так и подчинение учащихся

установленным школьным правилам, авторитету учителя и воле коллектива

является совершенно обязательным условием для организации учебно-

познавательной деятельности в школе. С другой стороны, без воспитания

дисциплинированности школа не может разрешить своих воспитательных,

образовательных и общественных задач.

Дисциплина как подчинение установленному порядку, правилам и

дисциплинированность как привычка к дисциплине сопровождают человека на

протяжении всей его жизни. Дисциплинированность как качество личности

формируется, развивается и совершенствуется у каждого человека на протяжении

всей его жизни, в процессе выработки привычки соблюдения им тех или иных

установленных порядков и правил. Дисциплинированность предполагает

сформированность целого ряда других качеств личности, как ответственность,

самостоятельность, добросовестность, порядочность. В тоже время в процессе

целенаправленной деятельности по воспитания дисциплинированности мы оказываем

воздействие как непосредственно, так и опосредованно на формирование всего

комплекса качеств личности.

Не сформированность дисциплинированности у школьника сказывается в

последствии для него часто трагическими последствиями. Так, молодые солдаты,

не осознавая меры ответственности за соблюдение элементарных норм дисциплины,

не владея навыками сознательной дисциплинированности могут покидать вверенные

им объекты для охраны при возникновении естественных трудностей. Для

Российской Армии подготовка дисциплинированных, сознательных и ответственных

будущих защитников становится не просто важной задачей, а самой актуальной

проблемой.

Проблема дисциплины является чрезвычайно актуальной главным образом по

причине ее нерешенности. Требуются либо новые условия для использования

накопленного научно-педагогического знания, либо изменение самих знаний о

дисциплине.

Исходным для определения понятия «дисциплина» является более широкое понятие

«поведение».

Поведение – это активное взаимодействие человека с окружающим миром,

опосредованное внешними и внутренними факторами. Для педагога поведение – это

совокупность поступков человека в единстве с их внутренней обусловленностью,

т.е. мотивацией. В широком смысле поведение есть способ существования

человека, способного реагировать на внешнее воздействие и внутреннее

состояние.

На поведение каждого из нас влияет много факторов. Это, прежде всего,

биологические: физическая конституция, состояние нервной системы и здоровья.

К психологическим факторам относятся задатки, способности, интересы,

эмоциональное состояние, направленность личности. Факторы педагогического

характера включают в себя способы обучения и оценки успеваемости учащегося,

отношение к отдельным предметам, учебную и другую нагрузку, дополнительные

обязанности в школе и дома, нормы устава учебного заведения, характер

взаимодействия учащихся класса, поведение педагога, свободное время

школьника. Кроме этих факторов действует и внешняя среда: семья и родители,

величина города (села), традиции и обычаи жизни местного населения, скорость

экономических и социальных преобразований, средства массовой информации.

Знание этих условий помогает интерпретировать поведение учащихся.

Ознакомившись с такой характеристикой поведения, можно сделать вывод, что

поведение – это простое приспособление человека к условиям жизни с целью

добывания средств удовлетворения своих потребностей. Это далеко не так. В

основе любого поведения лежат различные движущиеся силы, направляющие его в

каждый данный момент.

В последние годы ученые приходят к большому согласию в толковании этого

психолого-педагогического и социокультурного феномена. Они объясняют

поведение через посредство такого свойства личности, как направленность. Это

понятие характеризует роль доминирующих факторов в поведении человека.

Направленность личности – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих

деятельность личности и относительно независимых от конкретных ситуаций.

Такой подход позволяет объяснить разное поведение одного и того же человека в

различных ситуациях. Для этого достаточно изучить его задатки, интересы,

склонности, убеждения, идеалы, в которых и выражается направленность

личности.

Из всего сказанного о поведении следует выделить одну важную его особенность:

оно основывается на взглядах, убеждениях, идеалах и, следовательно, во всех

случаях глубоко морально. В основе любого поведения лежит нравственность, а

она – явление воспитуемое. Через воспитание общество управляет своими

гражданами.

Но нельзя сказать, что и этим можно до конца и однозначно объяснить поведение

того или иного человека. Многие из нас умеют маскироваться, по-разному ведут

себя в анонимных условиях, у многих людей, особенно у трудных подростков и

юношей, возникает так называемое компенсаторное поведение. У лодырей,

хулиганов, например, есть защитные поведенческие формы: непослушание, иллюзия

послушания, противопоставления себя другим и т.д.

Дисциплина является существенной составной частью поведения. Сегодня под

дисциплиной мы понимает определенный порядок поведения людей, обеспечивающий

согласованность действий внутри коллектива, усвоение и выполнение

установленных норм (правовых, моральных, политических, этнических).

Формирование дисциплины рождает в каждом человеке такое качество, как

дисциплинированность. По существу это есть привычка к дисциплине,

организованность. Дисциплинированность включает в себя нравственную

направленность личности, способность к мысленному проектированию своего

поведения и собственно практические действия.

Различают следующие виды дисциплины: трудовую, производственную,

технологическую, учебную, общественную, воинскую и др.

Трудовая дисциплина – это выполнение установленного трудового распорядка дня,

регламентирующего режим работы предприятия, цеха, бригады: начало и окончание

рабочего дня или смены, перерывы на обед, отдых и т. п. Нарушения трудовой

дисциплины проявляются в опозданиях, прогулах, преждевременном уходе с

рабочего места.

Производственная дисциплина – соблюдение ритмичности работы, выполнение

указаний и распоряжений руководителя, бережное отношение к материальным

средствам, соблюдение правил охраны труда и техники безопасности,

противопожарной охраны.

Технологическая дисциплина – это соблюдение режимов работы оборудования,

технических условий, последовательности, методов и способов обработки

предметов труда. В основе технологической дисциплины лежит выполнение

параметров технологических процессов, отступление от которых ведет к браку,

ухудшению качества изделий, порче оборудования и в конечном итоге к

дополнительным затратам труда и материалов, снижению эффективности работы

бригады, участка, цеха, предприятия.

Учебная дисциплина – это соблюдение правил, норм и требований организации

жизнедеятельности школы и коллектива учащихся и педагогов, направленной на

развитие личности учащегося. Дисциплина в общеобразовательном учреждении есть

определенным образом установленный порядок жизни, призванный обеспечить

плодотворный труд учащихся, педагогов, обслуживающего персонала и

руководителей. Она должна выражать гармонию интересов людей, объединенных в

школьный коллектив. Сознательная дисциплина учащихся – это ответственное

отношение к учению, к различным видам трудовой деятельности, осознанное и

добровольное выполнение правил поведения и устава своего учебного заведения,

режим его работы. Учебная дисциплина включает в себя наличие верных

представлений и понятий о дисциплине как норме организации учебной

деятельности, готовность осознанно выполнять эти нормы, самоконтроль и

самооценку поведения, преодоление собственной недисциплинированности,

самодисциплину.

Общественная дисциплина – это обязательное подчинение общественному порядку

всех членов коллектива, высокая сознательность, уважение правил общежития.

Общественная дисциплина характеризует поведение учащихся в общественных

местах, на улице, в кругу знакомых, в общественных организациях и движениях.

Бытовая дисциплина – это соблюдение правил, норм, традиций и обычаев семьи в

кругу родственников и близких друзей. Бытовая дисциплина включает в себя

самодисциплину, которая характеризует поведение человека, когда он остается

один и не подвергается постоянному социальному контролю, оценке со стороны

присутствующих и их влиянию

Воинская дисциплина – это строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими

порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами

командиров (начальников). Она основывается на осознании каждым военнослужащим

воинского долга и личной ответственности за защиту своего Отечества, на его

преданности своему народу.

Особенностью воинской дисциплины является то, что она включает в себя все

признаки выше охарактеризованных видов дисциплины. Причины проявление

воинской недисциплинированности, как правило, надо искать в гражданской жизни

военнослужащего, а, следовательно, соблюдение воинской дисциплины напрямую

зависит от уровня сформированности указанных выше разновидностей дисциплины у

будущего воина на школьной скамье.

Во все определения разновидностей дисциплины входит понятие «правила». Под

правилами принято понимать положение, отражающее закономерность соотношения

явлений и выполняющее функцию предписания или требования.

Рассматривая дисциплинированность как качество личности, судят о дисциплине в

целом, выделяя уровни: низкий, средний, высокий. Определяется это с помощью

диагностики.

Остановимся на психологических основах дисциплинированности. Будучи сложной

чертой личности, дисциплинированность состоит из привычек и умений управлять

собой и своим поведением, умений подчинять его определенным правилам и

требованиям, руководствоваться при их соблюдении нравственными нормами,

чувством долга и ответственности. Надежным психологическим показателем

дисциплинированности являются мотивы дисциплинарных поступков, воля, как

регулятор поведения, а также эмоции и чувства. Мотивы, воля и чувства – это

психологические основы дисциплины. Дисциплина в итоге зависит от

потребностей, выраженных в мотивах, сдержанности или, напротив,

несдержанности (аффективности) подростка, от силы эмоций (радость, гнев). От

силы, устойчивости, сформированности этих основ зависит и уровень

сформированности самой дисциплинированности, появление негативных форм ее

проявления: лености, лживости, нерешительности, неуверенности, упрямства и

слабоволия.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.