бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Совершенствование методики преподавания первой медицинской помощи на уроках ОБЖ в среднем школьном возрасте

Совершенствование методики преподавания первой медицинской помощи на уроках ОБЖ в среднем школьном возрасте

31

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ У УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Необходимость обучения первой медицинской помощи в современных условиях

1.2 Характеристика среднего школьного (подросткового) возраста (11-15 лет)

1.3 Обучение первой медицинской помощи на уроках ОБЖ в современных условиях

2. НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА ОКАЗАНИЮ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НА УРОКАХ ОБЖ

2.1 Обучение оказанию ПМП при травме

2.2 Модульное обучение при обучении навыкам первой медицинской помощи на среднем этапе

2.3 Урок первой медицинской помощи в 6 классе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Обеспечение личной безопасности и сохранение своего здоровья, пожалуй, одна из важнейших сторон практических интересов человечества с древних времен до наших дней. Человек всегда существовал в окружении различных опасностей. На ранних стадиях своего развития это были, в основном, естественные, природные опасности. С развитием цивилизации к ним постепенно добавлялись многочисленные опасности техногенного и социального характера. В условиях современного общества вопросы безопасности жизнедеятельности резко обострились и приняли характерные черты проблемы выживания человека, т.е. «остаться в живых, уцелеть, уберечься от гибели».

Не проходит и дня, чтобы газеты, радио и телевидение не принесли тревожные сообщения об очередной аварии, катастрофе, стихийном бедствии, социальном конфликте или криминальном происшествии, повлекшими за собой гибель людей и громадный материальный ущерб. Так, в Российской Федерации от социальных, техногенных, природных и иных опасностей ежегодно погибают более 300 тысяч человек, 100 тысяч становятся инвалидами, миллионы теряют здоровье, подвергаются насилию. Страна несет огромный моральный и экономический ущерб соизмеримый с национальным доходом.

Сейчас, когда в любую минуту может остро встать вопрос: «Жить или не жить?», главная задача учителей ОБЖ видится в том, чтобы дать учащимся специальные знания, умения и навыки выживания в различных жизненных ситуациях, в том числе и самых неблагоприятных; правильных действий в случае природных и техногенных катастроф, адекватного поведения в условиях острых социальных, социально-политических и военных конфликтов, внутренней готовности к деятельности в экстремальных условиях, в том числе с оружием в руках, защищать свое Отечество. Школа призвана стать ключевым звеном в формировании человека безопасного типа - личности, безопасной для самой себя, окружающих, среды обитания, ориентированной на созидание и развитие.

Объектом исследования процесс формирования знаний и умений первой медицинской помощи в среднем школьном возрасте на уроках ОБЖ.

Предмет исследования - формы и методы, используемые для формирования теоретических знаний и практических умений оказания первой медицинской помощи в среднем школьном возрасте на уроках ОБЖ.

Цель работы - рассмотреть современные педагогические технологии методики преподавания первой медицинской помощи на уроках ОБЖ учащимся среднего школьного возраста.

Данная цель исследования определила постановку следующих задач:

1. Проанализировать педагогическую, методическую литературу по ОБЖ.

2. Проанализировать и систематизировать методы и формы, направленные на формирование у учащихся среднего школьного возраста теоретических знаний и практических умений оказания первой медицинской помощи на уроках ОБЖ.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ У УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Необходимость обучения первой медицинской помощи в современных условиях

Плохая дорожная сеть, использование обветшалой производственной базы, устаревшее оборудование, недостаток культуры безопасного поведения неизбежно ведут к значительному росту несчастных случаев в быту, на транспорте и на производстве. Министр по делам ГО и ЧС России С.К. Шойгу не раз подчеркивал, что страна буквально «вкатывается» в полосу аварий и катастроф. Ежегодно статистика показывает рост смертности в стране от травм и происшествий всех видов, прежде всего социального характера.

Поэтому первую медицинскую помощь должен уметь оказать каждый человек, тем более выпускник среднего образовательного учреждения. Основная задача оказания первой помощи при несчастном случае - сохранить жизнь пострадавшего до прибытия спасательных служб, использовать любой шанс для его спасения. Эта аксиома неоспорима, но на практике мы видим явную беспомощность большинства граждан - очевидцев происшествий.

Для снижения числа смертельных исходов и тяжести увечий в нашей стране необходимо более активно вести работу по нескольким направлениям:

¦ начать повсеместное устранение причин и условий травматизма и смертности (узкие дороги, устаревшее оборудование, недостаток культуры безопасного поведения, труда и отдыха). На это потребуются многие-многие годы;

¦ обучить всех граждан, особенно персонал опасных видов производства и транспорта, навыкам (а не только знаниям) оказания первой помощи в экстремальных ситуациях;

¦ оснастить все здравпункты предприятий и учреждений, средства транспорта, места отдыха и т.д. аптечками и медицинским оборудованием, соответствующим современным требованиям оказания первой помощи на месте происшествия.

Основное, что мешает решить проблему быстрого и эффективного обучения - это формализм и преобладание вербализма в обучении приемам первой медицинской помощи, а не практических занятий.

Даже изучение анатомии, физиологии, посещение отделений реанимации не могут дать человеку без медицинского образования навыков и психологической подготовки профессионального медика. Знать теорию и методику оказания первой помощи - еще не значит уметь воспользоваться этими знаниями в экстремальной ситуации.

Увидеть беспомощного, окровавленного пострадавшего, и тем более близкого человека, - колоссальный стресс для каждого. Любой человек, а тем более ребенок или подросток в этой ситуации испытывает некоторую растерянность и чувство страха, которые мешают оказанию помощи. Выявлена целая группа сомнений, страхов и аргументов, мешающих быстро начать оказание помощи. Вот наиболее распространенные из них:

«Я боюсь навредить. Он может умереть по моей вине».

«Боюсь заразиться гриппом (туберкулезом, гепатитом)».

«Почему именно я должен подойти первым, что я - самый умный? Потом мои действия будут обсуждаться, именно я должен буду принимать решения и понесу всю тяжесть ответственности».

«Если я не смогу спасти пострадавшего, то мне придется оправдываться, что я его не убил».

Чтобы потенциальному спасателю (а им должен стать каждый) не мешали эти естественные сомнения и страхи, необходимо вложить в его руки достаточно твердые навыки, а в сознание - уверенность в важности и правильности его действий. Но именно навыкам и выработке установки на непременное оказание помощи в условиях традиционного школьного обучения (информирования о знаниях) уделяется недостаточно внимания [3, c. 61-62].

Таким образом, обучение первой медицинской помощи на уроках ОБЖ играет огромную роль. В современных условиях повышенной опасности необходимо учить подростков оказывать первую медицинскую помощь.

1.2 Характеристика среднего школьного (подросткового) возраста (11-15 лет)

Для подросткового возраста характерны значительные сдвиги в мышлении и познавательной деятельности. Подростки начинают стараться понять сущность изучаемого предмета и явления, причинно-следственные связи. Наставления, инструкции в этом возрасте не являются действенным методом обучения и, более того, могут отторгаться. Следовательно, на этом этапе процессу обучения следует постепенно придавать проблемный характер, побуждать ученика мыслить и принимать правильные решения самостоятельно. Для активизации познавательной деятельности следует использовать межпредметные связи, объяснять физическую, химическую и биологическую природу опасностей, рассматривать причины тех или иных методов действий в условиях проявления опасностей, учить самостоятельно прогнозировать возможные опасности. На этом уровне образования все большее значение приобретает практическая деятельность. Поэтому следует вводить в программу обучения простейшие демонстрационные и лабораторные работы, например, по измерению освещенности, уровня шума, защите от поражения электрическим током, оказанию первой помощи пострадавшим и т.д. Такие работы резко увеличивают привлекательность предмета, способствуют развитию самостоятельного мышления и лучшему запоминанию изучаемого материала.

Образование на данном этапе характеризуется, прежде всего, концентричностью, т.е. изучается та же номенклатура опасностей, но более углубленно.

Рассматривается природа опасностей, в том числе их физико-химическая, объясняются причинно-следственные связи. При этом присутствует и линейность образования, т.е. расширение круга рассматриваемых опасностей, с которыми сталкивается ребенок. В частности, вопросы, связанные с безопасностью работы за компьютером, с обращением с электрическим током, обеспечением комфортных условий для жизни и деятельности (климат, освещение). В 9-м классе уже следует знакомить учащихся с основными негативными факторами некоторых видов деятельности, так как после окончания неполной средней школы некоторые учащиеся начинают трудиться и им предстоит выбор вида трудовой деятельности. В 8-9-м классах следует шире использовать самостоятельные формы работы в виде домашних заданий. Задания могут быть посвящены знакомству и описанию негативных факторов, связанных с трудовой деятельностью родителей, организацией рабочего места ученика дома, описанием негативных факторов места проживания и т.д. [5, c. 44-45].

Таким образом, при обучении навыкам оказания первой медицинской помощи на уроках ОБЖ необходимо опираться на знания преподавателем психологических особенностей подростков. Учитель должен строить занятия так, чтобы ученикам было интересно заниматься, чтобы они были готовы при необходимости на практике применить знания, полученные на уроках ОБЖ.

1.2 Обучение первой медицинской помощи на уроках ОБЖ в современных условиях

Для повышения уровня подготовки учащихся необходимо уйти от формализма в учебном процессе, вытащить обучающегося из-за парты и поставить его в ситуацию, близкую к реальной. Обучение в школе на уроках ОБЖ в среднем возрасте должно строиться в виде проблемных и игровых занятий с имитацией самых различных видов несчастных случаев. Основная цель подобных занятий - отработать тактику и навыки правильного поведения, способы быстрого сбора информации о пострадавшем, схемы оповещения спасательных служб и администрации, а главное - научить мобилизовать все наличные силы и резервы, быстро принимать рациональные решения в затруднительных условиях экстренной ситуации (темнота, дождь, холод, отсутствие необходимых средств спасения).

Для проведения занятий необязательно использовать традиционные аудитории, парты и столы, можно - двор, улицу, спортзал, коридор. Достаточно условно имитировать площадку места происшествия, выбрать наиболее типичную ситуацию несчастного случая, чтобы включить в обсуждение весь класс, заставить каждого подростка принимать те или иные решения в выборе тактики поведения и действий.

Нужно взять на вооружение только те методики оказания первой помощи, которые реально может применить подросток. Прежде всего, это методики остановки кровотечения и проведения сердечно-легочной реанимации, придания наиболее благоприятного положения тела пострадавшему.

Некоторые ошибочно считают, что если не сделать вдоха искусственного дыхания, то не имеет смысла приступать к непрямому массажу сердца. А вдох делать иногда очень неприятно и страшно, у каждого есть право на брезгливость. В итоге некоторым проще пройти мимо лежащего на земле человека, чем иметь столько неприятностей. По сути, многие отказывают умирающему в помощи.

Но можно комплекс реанимации начать с удара по грудине и непрямого массажа сердца, не обязательно прикладываться к губам пострадавшего. И даже эта малость уже дает ему шанс на спасение [7, c. 60-61].

Необходимо полнее оснащать аптечки и здравпункты жгутами, шинами, средствами щадящей иммобилизации и транспортировки. Обучить каждого ученика использованию разных видов средств спасения и оказания первой помощи. Причем комплектация аптечки должна соответствовать задачам оказания первой помощи. Определяющим в составе аптечек должны быть средства оказания помощи при травмах. Требования к составу аптечки:

¦ дезинфицирующая жидкость для обработки рук и кожи вокруг раны,

¦ маска для проведения искусственного дыхания,

¦ резиновый баллончик (груша) для очищения полости рта и верхних дыхательных путей,

¦ атравматичный жгут «Альфа»,

¦ складная универсальная шина,

¦ гипотермический пакет,

¦ бинты и лейкопластырь,

¦ противоожоговая пеленка,

¦ набор лекарственных препаратов.

Для того чтобы каждый ученик хорошо знал содержимое аптечки и смог в любую минуту привычно и безошибочно наложить жгут, шину, холод и т.п., необходимо именно ее использовать в качестве главного учебного пособия на практических занятиях.

Необходимо внедрить краткие красочные и компактные инструкции по оказанию первой помощи при несчастных случаях. Три назначения подобной инструкции:

1. Нормативно-рекомендательный документ, который дает уверенность в действиях при оказании первой помощи с четко обозначенным кругом компетентности и возможности оказывающего помощь, его прав и обязанностей, последовательностью принятия решений и алгоритмами действий;

2. Учебное пособие в качестве сжатого конспекта занятий, которые удобно изучать в любую минуту свободного времени;

3. Карманная памятка с элементами экстренного поиска информации.

Можно использовать для обучения навыкам первой помощи современные роботы-тренажеры. Обучать езде на велосипеде без велосипеда - абсурд. Нельзя обучать навыкам первой помощи без тренажера. Перечень требований к тренажерам таков.

Внешний вид: модель в виде симпатичной девушки или подростка.

Длина не более 120-140 см (для удобства транспортировки и манипуляций. Вес не более 15-20 кг.

Оболочка должна соответствовать анатомическим ориентирам и физическим свойствам тела человека. (Твердая пластмасса, люки и чмокающие жабры на груди значительно затрудняют отработку навыков реанимации.)

Имитация оживающего и умирающего организма в зависимости от правильных и ошибочных действий (сужение и расширение зрачков, подъем грудной клетки на вдохе, появление и исчезновение пульса на сонной артерии). Питание: автономное или от сети.

Именно такой тренажер наиболее эффективен при обучении навыкам реанимации. Он пригоден для использования при проведении уроков и соревнований. Он позволяет моделировать ситуации приближенные к реальности.

Надо включать в традиционные соревнования или конкурсы обязательных вопросов (этапов) по демонстрации навыков первой медицинской помощи, предусматривающие решение следующих задач:

¦ максимально приблизить подростков к реальным условиям ЧС;

¦ провести мощный психологический и эмоциональный тренинг, который заставит запомнить свои ошибки и просчеты на всю жизнь;

¦ выявить уровень подготовки учеников и его соответствие принятому стандарту;

¦ оценить динамику подготовки учеников по сравнению с предыдущими соревнованиями;

¦ продемонстрировать новые методики и полезный опыт;

¦ выявить и поощрить лучших.

По своей сути подобные соревнования и конкурсы в школе на среднем этапе обучения должны способствовать совершенствованию навыков оказания первой медицинской помощи, создавать реальный и наглядный эталон поведения в ЧС [3, c.63-64].

Таким образом, решить назревшую проблему по обучению учащихся навыкам оказания первой медицинской помощи можно оперативно и качественно.

2. НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА ОКАЗАНИЮ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НА УРОКАХ ОБЖ

2.1 Обучение оказанию ПМП при травме

Научить школьника предупреждать и избегать несчастных случаев, а при невозможности предотвращения правильно реагировать, уменьшая нанесенный ущерб и оказывая первую помощь пострадавшему, - одна из задач предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». Для этого необходимо иметь элементарные медицинские знания, в частности, о травме и мерах по минимизации ее последствий.

Еще в начале 60-х гг. XX в. доктор Уильям Хаддон, американский инженер и врач, спроектировал модель, которая позволила изучать возникновение и развитие травмы как единый процесс. По модели Хаддона были определены пять форм энергии, которые могут вызывать повреждения: кинетическая, химическая, тепловая, электрическая и излучение. Любой из этих видов энергии может присутствовать как при террористических актах, так и при техногенных катастрофах.

Сам процесс повреждения был разделен Хаддоном на три стадии:

¦ дотравматическая - потеря управления энергией;

¦ повреждение - энергия, вызывающая повреждение, передается человеку;

¦ посттравматическая - когда делаются усилия для восстановления работы поврежденных органов и систем.

В последующем Хаддон разработал концепцию борьбы с травмой, основанную на этой модели. Он предлагал все действия, направленные на уменьшение ущерба, наносимого организму при травме, разделить на три группы:

1. Предотвращение или минимизация воздействия энергии.

2. Ограничение повреждения путем использования средств защиты.

3. Оказание оперативной квалифицированной медицинской помощи, лечение и реабилитация пострадавших.

Данная модель является первой непрерывной «эпидемиологической» концепцией, которая показала, что первая помощь, дальнейшее лечение и реабилитация пострадавших являются неотъемлемой частью общего процесса повреждения. В соответствии с этой концепцией учащиеся среднего школьного возраста на уроках ОБЖ должны научиться влиять на все три указанные группы действий. Но если две первые группы можно эффективно изучить только теоретически, используя плакаты и учебную доску, то для третьей - оказание первой медицинской помощи - необходимы определенные условия, так как процесс обучения состоит из нескольких стадий.

Первая стадия - получение информации. Для лучшего восприятия информации должны использоваться все каналы ее получения:

¦ визуальный - слайды, учебные фильмы, плакаты;

¦ вербальный -- рассказ преподавателя;

¦ тактильный -- учащемуся надо подержать в руках те устройства, которые он должен будет использовать в жизни.

Если информация усвоена, то она переходит во вторую стадию - знание.

Но для оказания первой помощи только одного знания недостаточно. Обучающийся должен уметь делать простейшие действия: проводить сердечно-легочную реанимацию, останавливать кровотечение и т.д. Умение - это третья стадия.

Но в экстремальной ситуации просто одного умения может быть тоже недостаточно, необходим навык, т.е. повторенное многократно действие. Это четвертая стадия подготовки. К сожалению, во многих образовательных учреждениях процесс обучения оказанию первой медицинской помощи ограничивается первой, второй и редко третьей стадией.

Для того чтобы подросток приобрел навыки и смог применить их в любой сложной обстановке, необходимо использовать многоступенчатый метод обучения:

1-я ступень - преподаватель для всего класса рассказывает и показывает, как правильно выполняется тот или иной элемент при оказании медицинской помощи, и отвечает на вопросы;

2-я ступень - один из учащихся рассказывает порядок действий по оказанию помощи, а преподаватель в указанной последовательности выполняет их, даже если обучающийся дает неверные указания. На этой ступени ученик должен увидеть свои ошибки и исправить их;

3-я ступень - учащийся самостоятельно повторяет указанные действия и комментирует их выполнение. Это позволяет лучше запомнить последовательность действий при оказании медицинской помощи;

4-я ступень - учащийся самостоятельно выполняет все действия без речевого сопровождения, что помогает полученные знания и умения превратить в навыки;

5-я ступень - учащийся выполняет все действия по оказанию помощи в режиме реального времени, что способствует закреплению полученных навыков.

Весь класс обсуждает правильность выполнения его действий, вносит корректировки и дает оценку работе одноклассника в целом.

Преподаватель оценивает правильность выполнения действий, их усвоения на четвертой и пятой ступенях. Если обучающийся допускает ошибки, то он снова начинает повторение действий с третьей ступени.

Обучение целесообразно проводить на специальных тренажерах. В последнее время во всем мире отмечаются существенные изменения в методах и средствах медицинского образования, в том числе и при обучении первой помощи. Уже несколько лет в авиационной промышленности и в армии используются «симулирующие» тренажеры. В зарубежных учебных заведениях для подготовки медицинских работников используются сложные симуляторы, стоящие несколько десятков тысяч долларов. Обучение на них безопасно, имеется неограниченная возможность создания сложных клинических ситуаций, возможность моделировать их вместо того, чтобы дожидаться подобного случая на практике.

Для эффективного обучения школьников навыкам жизнеподдержания также необходимо наличие качественного симуляционного тренажерного оборудования, но менее сложного. Обучение на таких тренажерах дает возможность создавать простейшие критические ситуации и многократно повторять их. Такое оборудование должно формировать четкое представление о приемах жизнеподдержания и никоим образом не искажать его. Оно должно иметь долгий срок службы, быть безопасным в плане передачи инфекций, простым в применении и доступным по цене для школ и других учебных заведений.

Сегодня на российском рынке достаточно широкий выбор соответствующего оборудования, различного по своим функциональным возможностям и комплектации, при этом доступного по цене для любой школы. Использование таких тренажеров позволит сделать учебный процесс по оказанию первой медицинской помощи в рамках предмета ОБЖ наглядным, ощутимым и активным, добиться того, что школьники не будут стоять в стороне, став свидетелем несчастного случая [16, c. 42-43].

2.2 Модульное обучение при обучении навыкам первой медицинской помощи на среднем этапе

Построение воспитательно-образовательного процесса с учетом потребностей и возможностей каждого ученика возможно только лишь с применением новых образовательных технологий, так как традиционная методика обучения, основу которой составляет объяснительно-иллюстративный метод, не позволяет педагогу раскрыть все способности обучающихся, заинтересовать их, что влияет на качество знаний и умений.

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.