бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Современный этап развития инженерной деятельности и проектирования

общей идеи системы, ее исследование с помощью теоретических средств,

разработанных в соответствующей технической науке.

Проектирование необходимо отличать от конструирования. Для

проектировочной деятельности исходным является социальный заказ, т.е.

потребность в создании определенных объектов, вызванная либо "разрывами" в

практике их изготовления, либо конкуренцией, либо потребностями

развивающейся социальной практики (например, необходимостью упорядочения

движения транспорта в связи с ростом городов) и т.п. Продукт

проектировочной деятельности в отличие от конструкторской выражается в

особой знаковой форме - в виде текстов, чертежей, графиков, расчетов,

моделей в памяти ЭВМ и т.д. Результат конструкторской деятельности должен

быть обязательно материализован в виде опытного образца, с помощью которого

уточняются расчеты, приводимые в проекте, и конструктивно-технические

характеристики проектируемой технической системы.

Возрастание специализации различных видов инженерной деятельности привело

в последнее время к необходимости ее теоретического описания: во-первых, в

целях обучения и передачи опыта и, во-вторых, для осуществления

автоматизации самого процесса проектирования и конструирования технических

систем. Выделение же проектирования в сфере инженерной деятельности и его

обособление в самостоятельную область деятельности во второй половине ХХ

века привело к кризису традиционного инженерного мышления, ориентированного

на приложение знаний лишь естественных и технических наук и созданию

относительно простых технических систем. Результатом этого кризиса было

формирование системотехнической деятельности, направленной на создание

сложных технических систем.

Системотехническая деятельность

Во второй половине ХХ века изменяется не только объект инженерной

деятельности (вместо отдельного технического устройства, механизма, машины

и т.п. объектом исследования и проектирования становится сложная человеко-

машинная система), но изменяется и сама инженерная деятельность, которая

стала весьма сложной, требующей организации и управления. Другими словами,

наряду с прогрессирующей дифференциацией инженерной деятельности по

различным ее отраслям и видам, нарастает процесс ее интеграции. А для

осуществления такой интеграции требуются особые специалисты - инженеры-

системотехники.

Анализ системотехнической деятельности показывает, что она неоднородна и

включает в себя различные виды инженерных разработок и научных

исследований. В нее оказываются вовлеченными многие отраслевые и

академические институты; над одними и теми же проектами трудятся

специалисты самых различных областей науки и техники. В силу этого

координация всех аспектов системотехнической деятельности оказывается

нетривиальной научной, инженерной и организационной задачей.

Системотехническая деятельность осуществляется различными группами

специалистов, занимающихся разработкой отдельных подсистем. Расчленение

сложной технической системы на подсистемы идет по разным признакам: в

соответствии со специализацией, существующей в технических науках; по

области изготовления относительно проектировочных и инженерных групп; в

соответствии со сложившимися организационными подразделениями. Каждой

подсистеме соответствует позиция определенного специалиста (имеется в виду

необязательно отдельный индивид, но и группа индивидов и даже целый

институт). Эти специалисты связаны между собой благодаря существующим

формам разделения труда, последовательности этапов работы, общим целям и

т.д. Кроме того для реализации системотехнической деятельности требуется

группа особых специалистов (скорее, их следует назвать универсалистами) -

координаторов (главный конструктор, руководитель темы, главный специалист

проекта или службы научной координации, руководитель научно-тематического

отдела). Эти специалисты осуществляют координацию, равно как и научно-

тематическое руководство и в плане объединения различных подсистем, и в

плане объединения отдельных операций системотехнической деятельности в

единое целое. Подготовка таких универсалистов требует не только их

знакомства со знаниями координируемых ими специалистов, но и развернутого

представления о методах описания самой системотехнической деятельности.

Среди имеющихся способов такого описания рассмотрим три основных: членение

системотехнической деятельности по объекту (этапы разработки системы);

описание последовательности фаз и операций системотехнической деятельности;

анализ ее с точки зрения кооперации работ и специалистов.

Этапы разработки системы

Этапы разработки системы выделяются в соответствии с членением

системотехнической деятельности по объекту. В ходе проектирования

представление о сложной технической системе изменяется. Происходит

последовательная конкретизация моделей этой системы.

Рассмотрим этот способ описания системотехнической деятельности на

примере работы У. Гослинга "Проектирование технических систем". В ней

представлены общие процедурные правила создания систем на различной

материальной основе. Системотехническая деятельность рассматривается как

процесс синтеза функциональной модели системы и затем ее преобразования в

структурную модель (или ее реализации). Каждый этап связывается с

определенными средствами символического и графического представления

системы. Функциональная модель воспроизводит протекание в реальной системе

субстанции (вещества, энергии или информации), т.е. преобразует входную

субстанцию в выходную адекватно функционированию реальной технической

системы. Гослинг назвал такую модель поточной системой. Здесь могут

вводиться определенные промежуточные преобразования, т.е. описываться

операции, которые выполняет каждый элемент системы по отношению к

внутреннему потоку. В качестве функциональных моделей могут быть

использованы, например, алгебраические модели.

Структурные модели делятся на диаграммы протекания субстанции и блок-

схемы. Диаграмма протекания субстанции показывает последовательность

операций (более детально, чем это дано в функциональной модели, где строгая

последовательность может и не соблюдаться) и дает минимум информации о

плане построения системы: идентификацию элементов и схему связей. В блок-

схеме даны форма субстанции на входах одного и выходах другого элемента.

Для этой цели используются особые элементы - трансдьюссеры -

преобразователи формы субстанции.

Функциональные модели могут быть получены тремя способами. В первом и во

втором случаях предварительно существует прототип системы. В первом случае

он дан в виде блок-схемы, а во втором - в виде последовательности

инструкций. На блок-схеме может быть получена диаграмма протекания

субстанции, а из нее - функциональная модель. Из последовательности

инструкций сначала строятся поточные диаграммы для различных групп

инструкций, которые затем собираются в единую функциональную модель. В

третьем случае такого прототипа системы нет. Функциональная модель может

быть получена либо с помощью аналогий, либо задача сводится к подсистемам,

либо модель составляется с помощью модификации некоторых элементов

доступной системы. Наконец, возможно изменение проблемы, если

функциональная модель не может быть получена ни одним из указанных выше

способов. На этапе реализации функциональная модель представляется в виде

поточной диаграммы. С помощью перестановки блоков, замены нескольких блоков

одним, разделением одного блока на несколько блоков, эквивалентным

изменением связей между блоками и т.п. из функциональной модели получается

множество поточных диаграмм. Чтобы реализовать некоторые поточные

диаграммы, проектировщику необходим каталог элементов, из которого

выбираются системные элементы, имеющие свойства, как можно более близкие к

свойствам идеализированных элементов поточных диаграмм. В результате

получается блок-схема, соответствующая техническим условиям,

сформулированным в техническом задании. Важно подчеркнуть, что для создания

системы недостаточно какого-либо одного описания, необходимо сочетание блок-

схемы, поточной диаграммы и функциональной модели. В процессе

проектирования они постоянно корректируются и подгоняются друг к другу за

счет возвращения на предыдущие стадии. В результате получается некоторое

целостное описание системы, составляющие которого взаимно дополняют друг

друга.

Членение системотехнической деятельности по объекту во многом зависит от

того, каким образом представляется инженером-системотехником сама сложная

техническая система. Такое членение определяется не только объектными

характеристиками, но и возможностями проектирования, изучения, изготовления

этой системы. Оно используется для организации функционирования подсистем и

объединения их в единую систему. При членении системотехнической

деятельности в соответствии со структурой технической системы обычно

выделяются следующие ее этапы: макропроектирование (или, иными словами,

внешнее проектирование), микропроектирование (или внутреннее

проектирование), а также проектирование окружающей среды, которое связано с

формулировкой целей системы; разбивка системы на подсистемы (т.е.

разделение и распределение функций); проектирование подсистем; изучение их

взаимодействия и интеграция системы.

Фазы и операции системотехнической деятельности

Второй способ описания системотехнической деятельности заключается в

выделении в ней последовательности фаз, а в самих этих фазах - цепи

действий, или обобщенных операций. Описание системотехнической деятельности

как последовательности фаз и операций соответствуют ее разбивке с точки

зрения временной организации работ, параллельной и последовательной связи

между ними, возможности выделения фрагментов деятельности и т.д. Это

представление системотехнической деятельности используется главным образом

для синхронной организации и установления последовательности операций

(алгоритма разработки системы). Оно также служит средством решения задачи

автоматизации проектирования сложных технических систем.

Обычно системотехническая деятельность распадается на следующие шесть

фаз: подготовка технического задания (иначе аванпроекта) - предпроектная

стадия, разработка эскизного проекта, изготовление и внедрение,

эксплуатация и оценка. Иногда добавляется еще одна фаза - "ликвидация", или

"уничтожение" системы, что в современных условиях зачастую является весьма

сложной задачей из-за возможных экологических последствий этого процесса.

На каждой фазе системотехнической деятельности выполняется одна и та же

последовательность обобщенных операций. Эта последовательность включает в

себя анализ проблемной ситуации, синтез решений, оценку и выбор

альтернатив, моделирование, корректировку и реализацию решения.

Системотехническая деятельность как последовательность фаз, шагов и задач

наиболее развернуто представлена в книге М. Азимова "Введение в

проектирование". В ней подробно рассмотрены три фазы: изучение

осуществимости, предварительное проектирование и детальное проектирование.

Дается следующая хронологическая структура этих фаз.

Первая фаза. Изучение осуществимости начинается с анализа потребностей

(первый шаг). Цель данной фазы - множество пригодных решений проектной

проблемы. Начальной точкой системотехнической деятельности является

гипотетическая потребность, существующая в определенной социально-

экономической сфере. Анализ потребностей должен продемонстрировать,

действительно ли существует первоначальная потребность, имеет ли она

широкое распространение или является скрытой. Потребность появляется тогда,

когда становится возможной ее экономическая реализация. Она предполагает

определенное техническое исполнение, определенную техническую систему,

которая делает ее удовлетворение возможным. На втором шаге исследуется

порожденная потребностью проектная проблема. Прежде чем пытаться найти

возможные ее решения, проектная проблема должна быть определена и

сформулирована. Эта задача осуществляется на основе информации, которую мы

получаем от предыдущего шага (спецификация желаемых выходов) и релевантной

технической информации об окружающей среде, ресурсах и общем инженерном

принципе системы. В инженерной формулировке проблемы, являющейся

результатом "идентификации системы", определяются параметры системы,

ограничительные условия и главные проектные критерии. Проектируемая система

рассматривается здесь как "черный ящик", содержание которого неизвестно.

Третий шаг изучения осуществимости представляет собой синтез возможных

решений. Синтез заключается в "прилаживании" друг к другу частей или

отдельных идей проекта с целью получения интегрированного целого. Из

полученных в результате синтеза множества внушающих доверие альтернативных

решений должны быть выбраны потенциально пригодные решения проблемы. Каждое

из них является абстракцией, идеализацией, которая учитывает только

некоторые главные факторы, но опускает многие второстепенные факторы.

Последние могут, однако, иметь решающее значение при выяснении возможности

или невозможности данного решения. Поэтому четвертый шаг заключается в

определении физической реализуемости решений проблемы. На пятом шаге из

реализуемых решений выбираются экономически рентабельные решения. Однако

может оказаться, что даже экономически рентабельные решения проектной

проблемы не могут быть реализованы, если этого не позволяют имеющиеся

финансовые ресурсы. В результате определения финансовой осуществимости

(шестой шаг) остается множество пригодных решений, которые и являются

результатом первой фазы.

Вторая фаза. Предварительное проектирование имеет целью установить, какая

из предложенных на предыдущей фазе альтернатив является наилучшей проектной

идеей. Результатом этой фазы является общая идея системы, которая будет

служить руководством для детального проектирования. Первый шаг заключается

в выборе из проектных идей. В множестве пригодных решений, разработанных

при изучении осуществимости, должно быть определено наиболее перспективное

решение как предварительная идея проекта. Второй шаг состоит в формулировке

математических моделей как прототипов проектируемой системы. В результате

анализа чувствительности системы (третий шаг) за счет экспериментирования с

ее входами и выходами определяются критические проектные параметры, точные

пределы чувствительности системы на внешние воздействия. Определяется,

какие минимальные воздействия на входы (независимые переменные) ведут к

изменениям выходов (зависимые переменные). На четвертом шаге - это анализ

совместимости - система должна быть представлена как объект, сам являющийся

комбинацией объектов на нижележащем уровне сложности, которые представляют

собой подсистемы и могут быть комбинацией компонентов, в свою очередь

состоящих из более мелких частей, имеющий иерархическую структуру. Точные

проектные параметры, которые выявлены при анализе чувствительности, должны

быть откорректированы с точки зрения приспособления друг к другу подсистем

и компонентов, увеличения их взаимной совместимости. В результате этого

шага получаются "пригнанные параметры". Поскольку система действует в

динамической окружающей среде, она должна иметь такую стабильность, чтобы

изменения в этой среде не были причиной "катастроф" в системе. Цель анализа

стабильности (пятый шаг) - исследовать поведение системы в необычных

обстоятельствах, чтобы была уверенность, что система как целое не является

нестабильной, определить области, в которых проектные параметры являются

нестабильными, определить риск и последствия изменений окружающей среды,

которые могли бы быть причиной "катастроф" в системе. До шестого шага все

главные параметры не фиксировались на определенном и едином значении. На

стадии оптимизации проектного решения это необходимо сделать. Таким

образом, на шестом шаге осуществляется окончательный выбор наилучшего

решения среди нескольких альтернатив. Седьмой шаг предварительного

проектирования называется "проекция в будущее". Действительно, некоторые

компоненты системы устаревают прежде, чем ее проектирование будет

завершено. Поэтому проектировщик должен знать общее направление и тенденции

технического развития. В проекте необходимо учитывать возможности

технического прогресса, например, новые компоненты и подсистемы, которые

могут быть добавлены к системе в будущем. Могут измениться также вкусы

потребителей или предложения конкурентов, т.е. социально-экономические

условия. На восьмом шаге предполагается изучить, как сама система будет

вести себя в будущем (предсказание поведения системы). Девятый шаг

осуществляется в испытательной лаборатории, где производится

экспериментальная проверка идеи. Испытания не ограничиваются только

доказательством удовлетворительности работы системы или ее компонентов. Они

могут также ответить на вопрос о физической реализуемости системы, если это

невозможно сделать на основе анализа или прошлого опыта. Наконец, в

результате ряда шагов проект становится очень сложным, поэтому десятый шаг

заключается в устранении ненужной сложности, в упрощении проекта.

Третья фаза. Цель детального проектирования - довести предварительную

идею системы до физической реализации и разработать окончательную

конструкцию системы. Общая идея системы зафиксирована, подсистемы точно

определены, и имеется предварительное решение выполнить полный проект. Для

этого необходимы специалисты, время и деньги. Поэтому на первом шаге

(подготовка к проектированию) обосновывается бюджет и осуществляется

организация проектирования. Второй шаг заключается в общем проектировании

подсистем по тем же этапам, что и предварительное проектирование системы в

целом. Однако требования совместимости и совместного действия подсистем

накладывают на них большие ограничения, чем факторы окружающей среды на

систему в целом. В соответствии с предварительными планами подсистем

разрабатываются проекты компонент (третий шаг), что является фактически

повторением проектирования подсистем. Однако проектирование на более низких

уровнях становится менее абстрактным. Результаты проектирования компонентов

фиксируются в предварительных планах, которые являются основой для

детального проектирования частей , являющихся элементарными составляющими

компонентов (четвертый шаг). Наконец, возникает вопрос о физической

реализации, который при проектировании подсистем и компонентов был

относительно второстепенным. Необходимо решить, каковы должны быть форма,

материал и набор инструкций (например, способы обработки материала) для

производства частей. Все это фиксируется в детальных чертежах и в

спецификациях к ним. Предварительный план компонента должен быть заменен

теперь точным и окончательным сборочным чертежом. Далее должны быть

вычерчены соответствующие сборочные чертежи для подсистем и, наконец, для

системы в целом. Этот процесс, составляющий содержание пятого шага,

является итерационным. При подготовке сборочных чертежей происходит

корректировка чертежей подсистем, компонентов и частей. Имея полные

сборочные чертежи, экспериментальная мастерская может построить первые

материализованные прототипы - экспериментальную конструкцию системы (шестой

шаг). (Иногда первый прототип и является конечным продуктом). На седьмом

шаге, после того, как экспериментальная конструкция изготовлена,

составляется программа проверки продукта. Центральным становится вопрос,

хорошо ли работает система с точки зрения потребителя. На основе анализа

проверочных данных (восьмой шаг) производится обнаружение дефектов, которые

служат основой для перепроектирования и усовершенствования системы (девятый

шаг) до тех пор, пока окончательное инженерное описание проекта не будет

выполнено.

Фаза детального проектирования системы заканчивается, но ею не

завершается системотехнический цикл. Он включает в себя еще планирование

производства, распределения потребления и снятия с эксплуатации. Однако нас

в данном случае интересует только пример описания системотехнической

деятельности в виде фаз, шагов и задач, поэтому ограничимся уже

рассмотренными фазами. Каждый шаг системотехнической деятельности

представлен автором как процесс, состоящий из последовательности задач. Эта

последовательность является специализированным процессом решения проблемы,

включающим в себя анализ проблемной ситуации, синтез решений, оценку и

выбор из альтернатив, оптимизацию, пересмотр и осуществление. На каждом

шаге проектирования от анализа потребностей фазы изучения осуществимости до

перепроектирования (фаза детального проектирования) иногда полностью,

иногда частично, решается одна и та же последовательность задач.

Кооперация работ и специалистов в системотехнике

Системотехническая деятельность представляет собой комплексный вид

деятельности, включающий большое число исполнителей и функций. Целью ее

является создание больших технических систем и в связи с этим - организация

всех работ и специалистов, привлеченных к этой разработке. Можно выделить

"горизонтальную" и "вертикальную" структуры системотехнической

деятельности. Эти структуры отражают существующую в системотехнике связь

работ и специалистов: первая соответствует типам компонентов и аспектов

системы (создание машинных блоков, проектирование "плоскости

Страницы: 1, 2, 3


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.