бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Охрана труда и обучение населения

ри отсутствии в организации службы охраны труда (специалиста по охране труда) работодатель заключает договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда.

Для организации работ по обеспечению соблюдения требований охраны труда, контроля за их выполнением в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью более 100 работников создается Служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области, который подчиняется непосредственно руководителю организации или по его поручению одному из его заместителей.

Службу рекомендуется организовывать в форме самостоятельного структурного подразделения организации, состоящего из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником) Службы.

Основными задачами службы являются:

организация работы по обеспечению выполнения работниками требований охраны труда;

контроль за соблюдением работниками законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации;

организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами, а также работы по улучшению условий труда;

информирование и консультирование работников организации, в том числе ее руководителя, по вопросам охраны труда;

изучение и распространение передового опыта по охране труда, пропаганда вопросов охраны труда.

Для выполнения поставленных задач на Службу возлагаются следующие функции:

учет и анализ состояния и причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний;

организация, методическое руководство аттестацией рабочих мест по условиям труда, сертификация работ по охране труда и контроль за их проведением;

проведение совместно с представителями соответствующих подразделений и с участием уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов проверок, обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов, приспособлений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников, состояния санитарно-технических устройств, работы вентиляционных систем на соответствие требованиям охраны труда;

согласование разрабатываемой в организации проектной, конструкторской, технологической и другой документации в части требований охраны труда;

разработка совместно с другими подразделениями планов, программ по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний;

организация расследования несчастных случаев на производстве;

составление отчетности по охране и условиям труда по формам, установленным Госкомстатом России;

разработка программ обучения по охране труда работников организации, в том числе ее руководителя; проведение вводного инструктажа по охране труда со всеми лицами, поступающими на работу (в том числе временно), командированными, а также учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику;

организация своевременного обучения по охране труда работников организации, в том числе ее руководителя, и участие в работе комиссий по проверке знаний требований охраны труда;

организация и руководство работой кабинета по охране труда, подготовка информационных стендов, уголков по охране труда в подразделениях;

организация совещаний по охране труда;

введение пропаганды по вопросам охраны труда с использованием для этих целей внутреннего радиовещания, телевидения, видео - и кинофильмов, малотиражной печати, стенных газет, витрин и т.д.;

осуществление контроля за соблюдением требований охраны труда, обеспечением и правильным применением средств индивидуальной и коллективной защиты; проведением аттестации рабочих мест по условиям труда и подготовкой к сертификации работ по охране труда; своевременным проведением обучения по охране труда, проверки знаний требований охраны труда и всех видов инструктажа по охране труда; правильным расходованием в подразделениях средств, выделенных на выполнение мероприятий по улучшению условий и охраны труда; своевременным и правильным предоставлением работникам компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания, молока и других равноценных пищевых продуктов; использованием труда женщин и лиц моложе 18 лет в соответствии с законодательством и др.

Работники Службы имеют право:

в любое время суток беспрепятственно посещать и осматривать производственные, служебные и бытовые помещения организации, знакомиться в пределах своей компетенции с документами по вопросам охраны труда;

предъявлять руководителям подразделений, другим должностным лицам организации обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных при проверках нарушений требований охраны труда и контролировать их выполнение;

требовать от руководителей подразделений отстранения от работы лиц, не имеющих допуска к выполнению данного вида работ, не прошедших в установленном порядке предварительных и периодических медицинских осмотров, инструктажа по охране труда, не использующих в своей работе предоставленных средств индивидуальной защиты, а также нарушающих требования законодательства об охране труда;

направлять руководителю организации предложения о привлечении к ответственности должностных лиц, нарушающих требования охраны труда;

представлять руководителю организации предложения о поощрении отдельных работников за активную работу по улучшению условий и охраны труда;

представительствовать по поручению руководителя организации в государственных и общественных организациях при обсуждении вопросов охраны труда.

Структуру Службы и численность работников Службы определяет руководитель организации в зависимости от численности работающих, характера условий труда, степени опасности производств и других факторов. В соответствии с Межотраслевыми нормативами численности работников Службы охраны труда на предприятии, утвержденными постановлением Минтруда России от 22 января 2001г. № 10, а организациях со среднесписочной численностью до 700 работников (при отсутствии рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными и опасными условиями труда работах) функции Службы охраны труда могут выполнять отдельные специалисты по охране труда. В организациях с большей численностью работников функции Службы охраны труда выполняют бюро охраны труда со штатной численностью работников 3-5 единиц (включая должность начальника бюро) или отдел охраны труда со штатной численностью работников от 6 единиц и более.

На должность специалиста по охране труда назначаются, как правило, лица, имеющие квалификацию инженера по охране труда, либо специалисты, имеющие высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника 1 категории не менее 3 лет либо других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным (техническим) образованием, не менее 5 лет. Все указанные категории лиц должны пройти специальное обучение по охране труда.

Важная роль в обеспечении охраны труда в организациях отводится профессиональным союзам. В организациях с численностью более 10 работников работодателями создаются комитет (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателей, профессиональных союзов или иного уполномоченного работниками представительного органа.

Комитет (комиссия) по охране труда организует разработку раздела коллективного договора (соглашения) по охране труда, совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также проведение проверок условий охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок.

3. Управление охраной труда в организации

Попытки использования методов управления для решения конкретных задач, в частности, повышения качества продукции, предпринимались с начала 50-х годов. Первопроходцами здесь, как известно, стали саратовские машиностроители, создавшие свою знаменитую саратовскую систему БИП (бездефектного изготовления продукции), популярность которой вышла далеко за пределы страны. Затем появились ее львовская модификация СБТ (система бездефектного труда), горьковская система КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первого предъявления), ярославская система НОРМ (научная организация работ по повышению моторесурса) и, наконец, КС УКП (комплексная система управления качеством продукции). КС УКП была разработана в ходе научно-промышленного эксперимента рядом львовских предприятий и НИИ Госстандарта СССР.

КС УКП аккумулировала в себе лучшие методы работы других заводских систем, созданных еще до нее. Но было в ней и нечто новое: использование стандартов предприятия (СТП) как организационной основы управления качеством. В этих заводских документах было записано: кто, что и как должен был делать.

В 1975г. вышло постановление ЦК КПСС, одобрившее опыт применения КС УКП и обязавшее предприятия страны внедрять эту систему, поскольку в ней видели инструмент быстрого повышения качества всей отечественной продукции.

Система стала базой для многочисленных модификаций в промышленности и других отраслях народного хозяйства. Использование заложенных КС УКП принципов управления позволило также начать работы и по созданию на предприятиях Львовской области Системы управления охраной труда. Позднее накопленный опыт нашел отражение в разработанных Госстандартом России рекомендациях "Управление охраной труда. Основные положения".

Стоит сказать и еще об одной интересной инициативе специалистов Госстандарта: ими были успешно апробированы на ряде машиностроительных предприятий пять государственных стандартов на процессы управления предприятием. В качестве одной из основных подсистем данными стандартами предусматривалось "управление безопасностью труда". С позиций сегодняшнего дня можно сказать, что эти разработки в определенной степени предвосхитили появление международных стандартов ИСО и серии 9000 на менеджмент качества и серии 14000 на экологический менеджмент.

Госстандарт, который всегда поддерживал преемственность в развитии системных методов управления качеством, сегодня возглавляет и координирует работы по внедрению на предприятиях страны уже упоминавшихся международных стандартов ИСО серий 9000 и 14000, которые приняты в качестве государственных стандартов Российской Федерации. Госстандарт также организует деятельность по сертификации систем менеджмента качества и экологического менеджмента на соответствие требованиям этих стандартов. Известно, что на мировом рынке без сертификата на систему менеджмента качества, подтверждающего, что она базируется на стандартах ИСО 9000, делать нечего. Такой сертификат - пропуск на международный рынок. Поэтому стандарты ИСО 9000 приняты в России как государственные, а для организации сертификации систем менеджмента качества на соответствие их требованиям в Госстандарте создан Регистр систем качества, который координирует все работы в этой области. Он, в частности, регистрирует органы по сертификации систем качества, экспертов, работающих в этой области, сертифицированные системы качества.

В 2000г. ИСО принята новая версия стандартов серии 9000. Принципиально новым в них является процессоориентированный подход к организации менеджмента качества. Однако, если вернуться на 20-25 лет назад и заглянуть в методические разработки по КС УКП, то увидим, что процессоориентированный подход в этой системе уже был заложен: именно на нем строилось управление с охватом всех стадий жизненного цикла по конкретным видам продукции и с ориентацией на конечный результат. Подобное можно сказать и о таких принципах TQM (Тотальный менеджмент качества), как системный подход к управлению, роль руководства, принятие решений, основанных на фактах, вовлечение работников. Так что новое - это хорошо забытое старое.

Заложенные в стандартах ИСО серии 9000 и 14000 принципы позволяют успешно их использовать и при разработке Системы управления охраной труда.

4. Подбор и обучение персонала

Важное значение имеет профессиональный отбор - определение пригодности к тому или иному виду труда, к той или иной профессии.

Некоторые должности требуют обязательного определения профессиональной пригодности, т.е. соответствия индивидуальных качеств работника (его здоровья) специфическим требованиям профессии.

На ряде предприятий проводят обязательные предварительные (при поступлении на работу) периодические медицинские осмотры для определения пригодности к поручаемой работе и предупреждения профессиональных заболеваний.

Квалификационная характеристика включает и знание вопросов охраны труда, в связи с чем все работники предприятий, включая руководителей, обязаны проходить обучение, инструктаж, проверку знаний правил, норм и инструкций по охране труда а порядке и сроки, которые установлены для определенных видов работ и профессий.

Все работники организаций, в том числе ее руководитель, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.

Для всех поступающих на работу лиц, а также для лиц, переводимых на другую работу, работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.

Для лиц поступающих на работу с вредными или опасными условиями труда, на которой в соответствии с законодательством об охране труда требуется профессиональный отбор, работодатель обеспечивает обучение безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а в процессе трудовой деятельности - проведение периодического обучения по охране труда.

Обучение вопросам охраны труда при подготовке новых рабочих, переподготовке или обучение вторым профессиям осуществляют как при изучении специально посвященной этому темы, так и при изучении и выполнении работ по профессиям с обязательным включением изучения требований безопасности труда. Теоретические вопросы закрепляют на практике в учебных мастерских (цехах, участках) под руководством высококвалифицированного рабочего, бригадира или другого специалиста, имеющего необходимую подготовку, причем особое внимание уделяют изучению безопасных методов и приемов труда.

Обучение безопасности труда при подготовке рабочих по профессиям, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда, завершается экзаменом по безопасности труда. При подготовке рабочих других профессий вопросы охраны труда включают в экзаменационные билеты по спецтехнологии и в письменные работы на квалификационных экзаменах.

В отдельных отраслях, связанных работами, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда, проводят дополнительное специальное обучение безопасности труда с учетом этих требований.

Перечень работ и профессий, по которым проводят обучение. А также порядок, форму, периодичность и продолжительность обучения устанавливают с учетом отраслевой нормативно-технической документации руководители предприятий по согласованию с профсоюзным комитетом, исходя из характера профессии, вида работ. Специфики производства и условий труда.

После обучения экзаменационная комиссия проводит проверку теоретических знаний и практических навыков. Результаты проверки знаний оформляют протоколом и фиксируют в личной карточке прохождения обучения, если она применяется.

Рабочему, успешно прошедшему проверку знаний, выдают удостоверение на право самостоятельной работы.

При получении рабочим неудовлетворительной оценки повторную проверку знаний назначают не позднее одного месяца. До повторной проверки он к самостоятельной работе не допускается.

Все рабочие, имеющие перерыв а работе по данному виду работ, должности, профессии более трех лет, а при работе с повышенной опасностью - более одного года, должны пройти обучение по безопасности труда до начала самостоятельной работы.

Инструктажи по характеру и времени проведения подразделяют на вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой.

Вводный инструктаж проводит инженер по охране труда или лицо, на которое приказом по предприятию возложены эти обязанности, со всеми вновь принимаемыми на работу, независимо от их образования, стажа работы по данной профессии или должности, с временными работниками, командированными, учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику, о чем делается соответствующая запись в журнале регистрации вводного инструктажа с обязательной подписью инструктирующего и инструктируемого, а также в документе о приеме на работу. Вводный инструктаж проводят в кабинете охраны труда или специально оборудованном помещении с использованием современных технических средств обучения и наглядных пособий (плакатов, натурных экспонатов, макетов, моделей, кинофильмов, диафильмов, видеофильмов и т.п.). Программа обучения утверждается руководителем (главным инженером) предприятия по согласованию с профсоюзным комитетом.

Все остальные виды инструктажей проводит непосредственный руководитель работ (мастер, инструктор производственного обучения, преподаватель) в следующих случаях.

Первичный на рабочем месте - со всеми вновь принятыми на предприятие, переводимым из одного подразделения в другое; с работниками, выполняющими новую работу, командированными, временными работниками; со строителями, выполняющими строительно-монтажные работы на территории действующего предприятия; со студентами и учащимися, прибывшими на производственное обучение или практику, перед выполнением новых видов работ.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводят по программам, разработанным и утвержденным руководителями производственных и структурных подразделений предприятий, согласованным с отделом (бюро, инженером) охраны труда и профсоюзным комитетом подразделения, предприятия.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводят с каждым работником или учащимся индивидуально с практическим показом безопасных приемов и методов труда (возможен с группой лиц, обслуживающих однотипное оборудование и в пределах общего рабочего места).

Рабочие допускаются к самостоятельной работе после стажировки, проверки теоретических знаний и приобретенных навыков безопасных способов работы.

Повторный инструктаж проходят все рабочие, независимо от квалификации, образования, стажа, характера выполняемой работы не реже одного раза в полугодие.

Предприятиями, организациями по согласованию с профсоюзными комитетами и соответствующими местными органами государственного надзора для некоторых категорий работников может быть установлен более продолжительный (до 1 года) срок проведения повторного инструктажа.

Повторный инструктаж проводят индивидуально или с группой работников, обслуживающих однотипное оборудование и в пределах общего рабочего места по программе первичного инструктажа на рабочем месте в полном объеме.

Внеплановый инструктаж проводят при введении а действие новых или переработанных стандартов, правил, инструкций по охране труда, а также изменений к ним; при изменении технологического прогресса, замене или модернизации оборудования, приспособлений и инструмента, исходного сырья, материалов и других факторов, влияющих на безопасность труда; при нарушении работающими и учащимися требований безопасности труда, которые могут привести или привели к травме, аварии, взрыву или пожару, отравлению; по требованию органов надзора; при перерывах в работе более чем на 30 календарных дней для работ, к которым предъявляют дополнительные (повышенные) требования безопасности труда и 60 дней - для остальных работ.

Внеплановый инструктаж проводят индивидуально или с группой работников одной профессии. Объем и содержание инструктажа определяют в каждом конкретном случае в зависимости от причин и обстоятельств, вызвавших необходимость его проведения.

Целевой инструктаж проводят при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности (погрузка, выгрузка, уборка территории, разовые работы вне предприятия, цеха и т.п.); ликвидации последствий аварии, стихийных бедствий и катастроф; производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск, разрешение и другие документы; проведении экскурсии на предприятии, организации массовых мероприятий с учащимися (экскурсии, походы, спортивные соревнования и др.)

Инструктажи на рабочем месте завершаются проверкой знаний устным опросом или с помощью технических средств обучения, а также проверкой приобретенных навыков безопасных способов работы. Знания проверяет работник, проводивший инструктаж.

Лица, показавшие неудовлетворительные знания, к самостоятельной работе или практическим занятиям не допускаются и обязаны вновь пройти инструктаж.

О проведении первичного инструктажа на рабочем месте, повторного, внепланового работник, проводивший инструктаж, делает запись в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте и (или) в личной карточке с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего. При регистрации внепланового инструктажа указывают причину его проведения.

Целевой инструктаж с работниками, проводящими работы по наряду-допуску, фиксируется в наряде допуске или другой документации, разрешающей производство работ.

Для периодического совершенствования профессиональных знаний по безопасности труда предусматривается повышение квалификации рабочих, руководителей и специалистов по специальности (профессии) на производстве, в институтах и факультетах повышения квалификации (ИПК и ФПК). В учебно-тематические планы и программы курсов повышения квалификации по специальности должны быть включены вопросы безопасности труда в объеме не менее 10% общего курса обучения.

Для руководителей и специалистов народного хозяйства организуют также специальные курсы по безопасности труда в ИПК и ФПК, краткосрочные курсы и семинары по безопасности труда на предприятиях.

Заключение

Рассмотрев основной спектр вопросов охватываемый системой охраны труда и учитывая либеральные тенденции государственных реформ в современных условиях, можно утверждать, что в устранении противоречий при развитии управления охраной труда в местном самоуправлении, а также при окончании формировании новой системы технического регулирования на базе Федерального закона от 27 декабря 2002г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании" и перехода многих обязательных нормативных документов в статус добровольных, важную роль приобретают профессиональный подбор и обучение работающих.

Работающее население, в этих условиях, должно обладать необходимым объемом знаний и методологией их применения в повседневной жизни и особенно в труде. Должно использовать уже имеющиеся в отечественной науке интегрирующие наработки по материалам Достаточно Общей Теории Управления (ДОТУ) с дифференциальным подходом ко всем уровням работников (от руководителей до исполнителей) и профессий. На основании Постановления Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации от 13 февраля 2003г. № 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций" обязательность исполнения Порядка обучения Федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, работодателями организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, работодателями - физическими лицами, а также работниками, заключившими трудовой договор с работодателем, позволяет провести охват почти 100% работающего населения по программе образования взрослых КОНТУР - ПРОЕКТА "Матрица", что сопоставимо по значимости с программой "большевиков" по ликвидации безграмотности населения России в период предшествующей индустриализации народного хозяйства, в преддверии первых пятилеток и грядущей 2-й мировой войны. Исторический пример подтверждает приоритетность образования населения при решении глобальных задач государства.

В настоящее время, сложившаяся система охраны труда в Российской Федерации дает возможность на основах действующего законодательства за счет повышения качества подготовки преподавательского состава и специалистов охраны труда, через программы обучения работников всех уровней с внедрением необходимых элементов Достаточно Общей Теории Управления (ДОТУ), позволяет без явных социальных противоречий осуществлять управление охраной труда в целом по снижению рисков в жизнедеятельности человека, а в условиях прогресса науки и техники решать проблемы сопутствующие этим процессам.

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001г. №197-ФЗ

3. Федеральный закон от 17 июля 1999г. №181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации".

4. Федеральный закон от 30 марта 1999г. №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

5. Федеральный закон от 27 декабря 2002г. №184-ФЗ "О техническом регулировании".

6. Федеральный закон от 6 октября 2003г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

7. Постановление Правительства РФ от 28 января 2000г. №78 "О федеральной инспекции труда".

8. Постановление Правительства РФ от 23 мая 2000г. №399 "О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда".

9. Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2001г. № 841 "Об утверждении Положения о Федеральном горном и промышленном надзоре России".

10. Постановление Правительства РФ от 2 июня 2003г. № 316 "О мерах по реализации Федерального закона "О техническом регулировании".

11. Постановление Правительства РФ от 16 мая 2003г. № 287 "Об утверждении Положения об организации и осуществлении государственного контроля и надзора в области стандартизации, обеспечения единства измерений и обязательной сертификации".

12. Постановление Минтруда России от 22 января 2001г. № 10 "Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях"

13. Постановление Минтруда России от 8 февраля 2000г. № 14 "Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации"

14. Приказ Минтруда России от 29 февраля 2000г. № 65 "Об утверждении Положения о государственной инспекции труда в субъекте Российской Федерации".

15. Постановление Минтруда России от 13 января 2003г. № 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций"

16. Постановление Госстандарта России от 27 июня 2003г. № 63 "О национальных стандартах Российской Федерации".

17. ГОСТ 12.0.004-90. ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения.

18. ГОСТ 12.0.006-2002. ССБТ. Общие требования к системе управления охраной труда в организации.

19. Достаточно общая теория управления / сост: В.В. Матвеев, В.М. Зазнобин, О.А. Смирнова / СПб, 2003г.

20. А.А. Касьянов. Экономическая программа возрождения России. Журнал "Национальная безопасность и геополитика России" спецвыпуск № 2 (8) 2003г.

21. Ю.Н. Коршунов. Охрана труда в Российской Федерации. М 2003г.

22. Материалы КОНТУР-ПРОЕКТА "Матрица"

23. Журнал "Охрана труда и социальное страхование" № 1-12 2005г.

24. С.Т. Папаев. Охрана труда. Справочное издание. ИПК Издательство стандартов, 2003 г.

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.